13,5-дюймовая морская пушка БЛ Mk I – IV
13,5-дюймовая пушка Ordnance BL Mk I-IV | |
---|---|
![]() Передняя 13,5-дюймовая (343-мм) орудийная башня линкора HMS Hood. | |
Тип | военно-морская пушка |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | Великобритания Королевство Италия |
История производства | |
Дизайнер | Вулидж |
Разработанный | 1880 |
Варианты | Марк I, II, III, IV |
Технические характеристики | |
Масса | 67-69 тонн ствол и казенная часть [ 1 ] |
ствола Длина | 405 дюймов (10,29 м) бора (30 калибров ) [ 1 ] |
Оболочка | 1250 фунтов (570 кг) [ 1 ] |
Калибр | 13,5 дюйма (342,9 мм) |
Начальная скорость | 2016 футов в секунду (614 м/с) [ 2 ] |
Эффективная дальность стрельбы | 12 000 ярдов (11 000 м) [ 1 ] |
13,5-дюймовая военно-морская пушка BL Mk I (« 67-тонная пушка ») была первой успешной британской с большим казнозарядом военно-морской пушкой , первоначально разработанной в начале 1880-х годов и в конечном итоге развернутой в конце 1880-х годов. Мкс I-IV [ примечание 1 ] Все они имели длину 30 калибров , одинаковую конструкцию и характеристики.
Служба Соединенного Королевства
[ редактировать ]Служба Королевского флота
[ редактировать ]
Орудие было разработано в соответствии с новыми большими орудиями «Амирал Боден» линкоров класса . Разработка и производство происходили гораздо медленнее, чем предполагалось. [ 3 ] Первыми кораблями, вооруженными 13,5-дюймовыми пушками, были четыре линкора типа «Адмирал» : «Энсон» , «Кэмпердаун» , «Хау» и «Родни» , которые были заложены в 1882–1883 годах и завершены в 1888–89 годах. [ 4 ] Howe Collingwood и Rodney имели те же размеры, что и предыдущий , который был рассчитан на 12 орудий по 45 тонн . Увеличение веса 13,5-мм орудий, их установок и боекомплекта увеличило тягу с От 26 футов 4 + 1 ⁄ дюйма (8,039 м) до 27 футов 10 дюймов (8,48 м) и увеличенным водоизмещением на 800 длинных тонн (810 т). [ 5 ] и «Энсон» « Кампердаун» были заложены позже, но уже в больших размерах. Все четыре корабля несли свои 13,5-дюймовые орудия в сдвоенных барбетах по центральной линии на каждом конце надстройки.
Орудиями также оснащались последующие «Трафальгар», линкоры класса заложенные в 1886 году, и «Ройял Соверен» линкоры типа , заложенные в 1889 году.
Служба береговой обороны
[ редактировать ]Единственное орудие Mk III было установлено в качестве исчезающего орудия для береговой обороны на базе Penlee Battery в Плимуте. [ 6 ]
Итальянский сервис
[ редактировать ]
Орудия также были проданы в Италию для вооружения Re Umberto класса броненосцев Re Umberto , Sicilia и Sardegna , заложенных в 1884 году и окончательно вступивших в строй в 1893 и 1895 годах.
Строительство
[ редактировать ]Пистолет состоял из следующих частей: [ 7 ]
- С трубкой,
- Затвор,
- Б обруч,
- трубка Б,
- обручи 1- и 2-С,
- трубка С,
- 1- и 2D-пяльцы и
- Куртка.
Строительство выглядело следующим образом: [ 7 ]
- Затвор, обруч B и трубка B были сужены над трубкой A и доходили до дульного среза.
- Обруч 1-С был усажен на затвор. Обруч 1-С и затвор соединялись в продольном направлении привинченной стальной втулкой на казенной части. Втулка была подготовлена для приема винта затвора.
- Трубка C и обруч 2-C были усажены поверх обруча B и трубки B.
- Обруч 1-D был сжат вокруг обруча 1-C и части трубки C. Он закреплялся на казенной части привинченным стальным кольцом.
- Пяльцы 2-D были натянуты на трубку C непосредственно перед обручами 1 D.
- Куртка была усажена вокруг обруча 1-D на казенной части.
- Упорные бурты были образованы с внешней стороны обруча 1-Д и служили для крепления орудия к артустановке (цапфы орудия не имели).
Длина канала ствола составляла 405 дюймов (10,3 м) (30 калибров), из них длина нарезов — 333,4 дюйма (8,47 м). В нарезах использовалась система возрастающей крутки; нарезов было 54, с поворотом 1 из 120 на казенной части и до 1 из 30 на расстоянии 166,7 дюймов (4,23 м) от дульного среза; тогда поворот оставался равномерным - 1 из 30. [ 7 ] Длина камеры составляла 66,5 дюймов (1,69 м), а объем камеры - 17 100 кубических дюймов (0,280 м). 3 ). [ 8 ] Орудие имело затвор прерывисто-винтового типа с гидравлическим приводом . Затвор при заряжании полностью отделился от орудия (поскольку не было носителя). [ 8 ]
Орудия были разработаны и изготовлены компанией Woolwich Arsenal . [ 5 ] В 1880-х годах произошли значительные задержки в изготовлении орудий, что чрезвычайно задержало постройку первых четырех линкоров, оснащенных ими. Причиной задержек стал «неправильный принцип размещения гильз в каналах ствола, которые треснули во время испытаний, и на их ремонт и повышение боеспособности потребовалось много времени». [ 3 ]
Рабочие характеристики
[ редактировать ]Орудие выпустило снаряд массой 1250 фунтов (570 кг), используя порох коричневого пороха (SBC) массой 630 фунтов (290 кг). Это дало снаряду начальную скорость 2016 футов в секунду (614 м/с), что позволило пробить кованое железо толщиной 28,2 дюйма (720 мм) на расстоянии 1000 ярдов (0,91 км). [ 7 ] [ 8 ] Когда было введено бездымное метательное топливо , орудие имело заряд кордит-44 массой 187 фунтов (85 кг) , что давало снаряду массой 1250 фунтов начальную скорость 2099 футов в секунду (640 м/с). [ 8 ] Калибр радиуса головы (крч) снарядов номинально составлял два. [ 8 ]
В классах «Адмирал» и «Трафальгар» максимальная высота составляла 13 градусов. В Royal Sovereign классах и Hood максимальный угол возвышения составлял 13,5 градусов. При высоте 13,5 градусов максимальная дальность полета с коричневым порохом составляла 11 950 ярдов (10,93 км), а с кордитом - 12 620 ярдов (11,54 км). [ 8 ]
снаряды использовали медную ведущую ленту Для попадания в нарезы . После того, как орудие произвело около 100-110 выстрелов с полными (коричневым порохом) зарядами, нарезы в районе казенной части изнашивались, и приходилось увеличивать ширину приводных лент. Поэтому корабли были снабжены «увеличивающими полосами», которые представляли собой длинные медные полоски, частично вбитые в утопленное кольцо вокруг снаряда (каннелюры), удерживающее приводную ленту. Когда ружья стали слишком изношены, чтобы можно было использовать дополнительные планки, ружья отправили обратно на завод для замены футеровок. [ 9 ] Износ был ниже при стрельбе уменьшенными зарядами. [ 9 ]
При благоприятных обстоятельствах два 13,5-дюймовых орудия, установленные на « Ансоне», могли выстрелить «за пару минут или даже меньше». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Оружие сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- 340-мм/28 орудие обр. 1881 г., французский аналог
Примечания
[ редактировать ]- ^ Mk I = Mark 1, Mk II = Mark 2, Mk III = Mark 3, Mk IV = Mk 4. Британия использовала римские цифры для обозначения знаков (моделей) боеприпасов до окончания Второй мировой войны. Таким образом, в данной статье рассматриваются первые четыре модели британских 13,5-дюймовых орудий.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Учебник артиллерийского дела 1902 г., таблица XII, стр. 336
- ^ Снаряд весом 1250 фунтов, 630 фунтов медленногорящего какао-порошка или 187 фунтов кордита, размер 44. Учебник по артиллерийскому делу , 1902 г.
- ^ Jump up to: а б Паркс, Британские линкоры , стр. 319.
- ^ Паркс, Британские линкоры , стр. 317.
- ^ Jump up to: а б Паркс, Британские линкоры , стр. 318.
- ^ «Викторианские форты и артиллерия» . Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 21 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гарбетт, Морская артиллерия , стр. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Британские военно-морские орудия 1880–1945, № 2 , автор: Н. Дж. М. Кэмпбелл, том V военного корабля, стр. 96.
- ^ Jump up to: а б «Гарбетт, Морская артиллерия , стр. 124.
- ^ 'Гарбетт, Военно-морская артиллерия , стр. 123.
Библиография
[ редактировать ]- Учебник по артиллерийскому делу. Архивировано 12 июля 2012 года в archive.today , 1902 год. Лондон: напечатано для канцелярии Его Величества издательством Harrison and Sons, Сент-Мартинс-лейн.
- Морская артиллерия , капитан Х. Гарбетт Р.Н., паб «Джордж Белл и сыновья», 1897 год.
- «Британские линкоры » Оскара Паркса, впервые опубликовано Seeley Service & Co, 1957 год, опубликовано издательством Военно-морского института США, 1990 год. ISBN 1-55750-075-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Тони ДиДжулиан, британец, 13,5 дюймов/30 (34,3 см), марки I, II, III и IV.
- Схема, показывающая исчезающую установку орудия, установленную на батарее Пенли, Плимут, на веб-сайте Викторианских фортов и артиллерии.