1978 Столкновение сикхов и Ниранкари
1978 Столкновение сикхов и Ниранкари | |||
---|---|---|---|
Дата | 13 апреля 1978 г. | ||
Расположение | |||
Вызвано |
| ||
Методы | Протест | ||
В результате |
| ||
Вечеринки | |||
Ведущие цифры | |||
Число | |||
| |||
Жертвы и потери | |||
|
Столкновение сикхов и Ниранкари в 1978 году произошло между миссией Сант-Ниранкари и сикхами Дамдами Таксала и Акал Киртани Джатхи 13 апреля 1978 года в Амритсаре , Пенджаб, Индия . Шестнадцать человек - тринадцать традиционных сикхов и трое последователей Ниранкари - были убиты в результате последовавшего насилия, которое произошло, когда некоторые члены Акханд Киртани Джатха и Дамдами Таксал во главе с Фауджей Сингхом протестовали против съезда последователей миссии Сант Ниранкари и пытались остановить его. Этот инцидент считается отправной точкой в событиях, приведших к операции «Голубая звезда» и восстанию 1980-х годов в Пенджабе .
Фон
[ редактировать ]Миссия Сант-Ниранкари отделилась от секты Ниранкари в 20 веке. Ниранкари, движение внутри сикхизма , зародилось в середине 19 века. Их вера в живого гуру, в отличие от библейского гуру, Гуру Грантха Сахиба , развивалась на протяжении десятилетий, особенно в одной ветви. [ 2 ] привело к их отличию от традиционных сикхов, хотя к ним относились терпимо. [ 3 ] Певец гимнов Ниранкари Бута Сингх был отстранен от своих оплачиваемых обязанностей из-за «личных упущений». [ 4 ] считался неуместным в миссионерской организации, и в 1929 году попытался, но безуспешно, создать конкурирующую организацию в Пешаваре, назначив своим преемником в 1943 году своего преданного Автара Сингха, владельца пекарни. [ 4 ] Не создав какой-либо значительной религиозной базы, Автар Сингх переехал в Дели после раздела , зарегистрировав свою группу как «Сант Ниранкарис» в 1948 году. [ 5 ] которые «сильно отличались» от преемников первоначального движения Ниранкари, от которого они откололись. [ 6 ]
Его сын Гурбачан Сингх сменил его в 1963 году. [ 7 ] и напряженность в отношениях с сикхами обострилась, когда он впоследствии провозгласил себя богочеловеком и воплощением Гуру Нанака . [ 8 ] называя себя bājjāṅwālā (на пенджаби означает «повелитель ястреба») - эпитет Гуру Гобинд Сингха , [ 9 ] используя имена сикхских гуру для своих слуг, [ 9 ] и выход таких публикаций, как «Автар Бани», в которых содержались уничижительные ссылки на Гуру Грантха Сахиба ; сикхского [ 7 ] [ 8 ] история в « Юг Пуруш» повествует, что, в отличие от пророков основных религий мира, они отказались вернуться на землю, чтобы «распространять послание Бога», за исключением Автара Сингха, который решил сделать это «только после того, как Бог согласился, что любой, благословленный он попадет в рай независимо от мирских дел». [ 8 ] К 1970-м годам Гурбачан Сингх начал ставить себя на один уровень с Гуру Грантх Сахибом. [ 2 ] Кощунственные версии сикхских ритуалов, в том числе воздание его Сат Ситаре, или семи звезд, его версии Пандж Пиаре Гуру Гобинд Сингха, «чаран амрит» , воды, которой мыли ноги, вместо амриты , или святой воды. смешанный с сахаром стальным лезвием, как диктовал Гуру Гобинд Сингх для Амрит Санчар . [ 8 ]
Столкновения между сикхами и Сант-Ниранкарис произошли в начале 1950-х годов, и напряженность нарастала в течение 1960-х годов, во время которых Дамдами Таксал вышел на передний план, чтобы противостоять влиянию Сант-Ниранкари. [ 8 ] а также Акханд Киртани Джатха во многих местах Пенджаба. [ 10 ] Стычки в значительной степени объяснялись политическими махинациями с целью поддержания раскола между Широмани Акали Дал и Дамдами Таксал с использованием для этого желающих Сант Ниранкарис; Бхиндранвале подвергался преследованиям и провокациям со стороны высокопоставленных чиновников Сант-Ниранкари в администрации Пенджаба. [ 2 ]
поддерживал Сант-Ниранкарис Акали утверждали, что Индийский национальный конгресс с целью разделения и подрыва сикхской общины, в то время как многие сикхи подозревали, что Ниранкари помогали и подстрекали центральное правительство и городская индуистская элита в Пенджабе. [ 8 ] которые были базой Джан Санга , партнера Акали Дала по коалиции, [ 11 ] и от кого Сант-Ниранкарис получали пожертвования и, следовательно, почему Акали разрешили проведение съезда. Об этой постоянной поддержке организации со стороны центрального правительства также свидетельствует тот факт, что за очень короткий промежуток времени Сант Ниранкарис открыла 354 филиала: 27 за рубежом, а остальные в Индии, с большим количеством собственности. [ 12 ] Организация создала военизированное подразделение под названием « Сева Дал» , насчитывающее более 7000 человек, во главе с командиром, называемым « мухья шишак» (главный учитель). [ 12 ] Союзники Акали Дала из партии Джаната предупредили Акали не вмешиваться в растущую напряженность под предлогом «религиозной свободы». [ 8 ] вопреки желанию значительной части сикхской общины. [ 8 ] Гурбачан Сингх встретился с премьер-министром Морарджи Десаи , который дал ему заверения; Крупнейшие лидеры сикхов, в том числе Джагдев Сингх Талванди и Гурчаран Сингх Тора , в ответ посоветовали прессе и правительству не вмешиваться во «внутренние дела» сикхов, комментируя хукамнамы . [ 8 ]
Инцидент
[ редактировать ]13 апреля 1978 года, в день празднования рождения Хальсы , , возглавляемого Акали, был организован съезд Сант-Ниранкари во главе с их лидером Гурбачаном Сингхом в Амритсаре с разрешения правительства штата Пенджаб . В то время как оригинальные Ниранкарис , основанные в девятнадцатом веке с акцентом на мистицизм, мирно сосуществовали с основной сикхской традицией, несмотря на ее различия, [ 13 ] Практики подсекты «Сант Ниранкарис» считались еретическими ортодоксальными сикхами, изложенными Бхиндранвале, поскольку они начали уважать своего нового основателя и преемников как гуру и добавили свои собственные писания к Гуру Грантх Сахиб , священной книге сикхов, которая является считается вечным гуру, [ 13 ] при этом Гурбачан Сингх сравнил себя с Гуру Гобинд Сингхом , заявив, что он создаст « сат ситары » (семь звезд), чтобы дополнить Пандж Пиаре . [ 14 ] Одобрение правительством съезда новой секты в Амритсаре в 1978 году особенно возмутило ортодоксальных сикхов, поскольку оно пришлось на 13 апреля, день основания Хальсы ; некоторые считали, что весь эпизод с Сант-Ниранкари был намеренно спровоцирован центральным правительством с целью дестабилизировать и разъединить сикхов, учитывая его внезапный быстрый рост в 1960-х годах. [ 13 ] а необычный состав новообращенных в секту, с преобладанием либо официальных офицеров и заместителей комиссара, которые могли выделять землю, либо крайне бедных последователей, которых они привлекали своим богатством, означал, что отколовшейся сектой манипулировали, чтобы подорвать власть Сикхизм в государстве, созданный центральным правительством в то время, был частью того, что считалось постоянными попытками «разделить и уничтожить». [ 14 ] Сикхизм.
Утром Ниранкари провели прецессию и собрали собрание из 50 000–100 000 человек, которые мирно прошли по всему городу. [ 15 ] Из помещений Золотого Храма , [ 16 ] Бхиндранвале произнес проповедь, в которой заявил, что не допустит этого съезда. [ 17 ] Процессия из примерно двухсот сикхов во главе с Бхиндранвале из Дамдами Таксала и Фауджей Сингхом из Аканд Киртани Джатхи , основанной Рандхиром Сингхом , который принимал активное участие в движениях Гадр и независимости и был заключен в тюрьму британцами во время этого период покинул Золотой Храм и направился к съезду Сант-Ниранкари. [ 18 ] В результате последовавшей за этим прецессии Акали был изувечен владелец магазина по дороге к месту проведения мероприятия в Сант-Ниранкари, в то время как Бхиндранвале выкрикивал подстрекательские лозунги. [ 19 ]
По словам очевидцев, группа, состоящая в основном из мужчин, к которым присоединились женщины, отказавшиеся от совета оставаться на месте, покинула Дарбар -Сахиб после ардас и приверженности ненасилию. Бхиндранвале проводил их до ворот, где его попросили не присоединяться, так как ему нужно будет возглавить отряд в случае потерь. Местная полиция, прикомандированная к Сант-Ниранкарис, встретила протестующих и попросила их подождать там, пока они пойдут поговорить с Сант-Ниранкарис об их спорной программе. Полиция возвращалась с вооруженным Сант-Ниранкарисом прямо за ними, и в последовавшей за этим схватке полиция выборочно открыла огонь по сикхским протестующим, убив несколько безоружных мужчин, а также ранив Фауджу Сингха. [ 2 ] который, по словам КПС Гилла (который не присутствовал), пытался обезглавить гуру Сант-Ниранкари Гурбачана Сингха своим мечом, но был застрелен телохранителем Гурбачана. [ 17 ] В результате последовавшего насилия несколько человек были убиты: двое последователей Бхиндранвале, одиннадцать членов Акханд Киртани Джатха и двое Сант Ниранкарис. [ 20 ] По словам Кирпала Диллона, бывшего генерального директора Пенджаба, сообщение об участии некоторых высокопоставленных правительственных чиновников Пенджаба в съезде также могло придать смелости Сант Ниранкарис инициировать нападение; позднее полицейское расследование показало, что нападение на сикхов было совершено всадником с вооруженными нападавшими и произошло примерно в 250–400 ярдах от места происшествия. [ 21 ]
Фауджа Сингх умер, когда его срочно везли в больницу, а кремация Фауджи Сингха и 12 других сикхов произошла на большой церемонии, на которой присутствовали десятки тысяч человек; фотографии его изувеченного тела с пулевым ранением в левом глазу быстро распространились вместе с новостью о смерти. [ 2 ] Это событие привлекло к Бхиндранвале внимание средств массовой информации. [ 22 ]
Последствия
[ редактировать ]Столкновение спровоцировало массовые демонстрации, некоторые из которых были жестокими, в Пенджабе и Дели . На следующий день после столкновения 250 сикхов Ниханг , вооруженные копьями и огнестрельным оружием, штурмовали конференцию человеческого единства в Сант-Ниранкари, что спровоцировало новые столкновения, в которых 28 человек были убиты и более 140 получили ранения. [ 23 ] Сразу после столкновения святые места и святые места Сант-Ниранкари были окружены и стали угрожать применением физического насилия. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Позже Акал Тахт издал хукамнаму, изгоняющую Сант Ниранкарис из сикхской общины и запрещающую любые контакты с ними. Они также посоветовали сикхам использовать «все соответствующие средства», чтобы помешать Сант Ниранкарис «расти и процветать в обществе». [ 3 ] [ 27 ] [ 8 ] SGPC и Акали Дал также призвали к запрету религиозных книг Сант-Ниранкари, а правительство Пенджаба объявило вне закона въезд Гурбачана Сингха в штат, и этот приказ позже был отменен Верховным судом Индии в январе 1979 года. В период с 1981 по 1984 год их было больше. против Сант-Ниранкарис было совершено более 34 нападений с применением огнестрельного оружия и бомб. [ 28 ]
Правительством Пенджаба, возглавляемым Акали, было возбуждено уголовное дело против шестидесяти двух Сант-Ниранкари, обвиненных в убийстве 13 сикхов. Следствие пришло к выводу, что нападение на сикхов было спланировано рядом обвиняемых, в том числе Гурбачаном Сингхом, все из которых были взяты под стражу, за исключением самого Гурбачана Сингха, который был арестован позже в Дели только после того, как ему разрешили личную аудиенцию у премьер-министра. Министр Морарджи Десаи . [ 29 ] Сант-Ниранкарис твердо поддерживала чрезвычайное положение и установила тесные связи со многими политиками и бюрократами Конгресса, создав прочную точку опоры в политических кругах Дели; в тот же период это вызвало сопротивление со стороны Акали и Дамдами Таксал. [ 30 ]
Дело слушалось в соседнем штате Харьяна , и все обвиняемые были оправданы по соображениям самообороны. [ 20 ] 4 января 1980 года, за два дня до выборов в Лок Сабха . [ 31 ] Хотя дело провалилось, поскольку власти Пенджаба не смогли гарантировать, что свидетель обвинения останется некомпромиссным со стороны заинтересованных сторон и полиции в Карнале , [ 32 ] Главный министр Пенджаба Пракаш Сингх Бадал решил не обжаловать это решение. [ 11 ] [ 33 ] [ 34 ] Сант-Ниранкарис получили поддержку со стороны средств массовой информации, которые представили этот инцидент как «межсектантские войны» и доказательство растущей сикхской ортодоксальности. [ 2 ] и Десаи возложил всю вину на сикхов; Ортодоксальные сикхи увидели в этом попытку манипулировать сектой как способ подорвать сикхизм в Пенджабе. [ 14 ] Апатия правительства к задержанию преступников также вызвала возмущение среди сикхов, а правящего Акалиса обвинили в их прикрытии. [ 2 ] Гибель безоружных протестующих сильно повлияла на сикхов, в том числе на тех, кто раньше был аполитичен; [ 2 ] Бхиндранвале усилил свою риторику против предполагаемых врагов сикхов. выдал доверенность Акал Тахт на остракизм Сант-Ниранкарис. Среди некоторых возникло мнение, оправдывающее внесудебные казни предполагаемых врагов сикхизма. [ 35 ] Главными сторонниками такой позиции были « Баббар Хальса», основанная вдовой Биби Амарджит Каур из « Аханд Киртани Джатха» , чей муж Фауджа Сингх возглавлял марш в Амритсаре; Дамдами Таксал во главе с Джарнаилом Сингхом Бхиндранвале, который также находился в Амритсаре в день беспорядков; Дал Хальса , сформированная с целью требования создания суверенного сикхского государства ; и Всеиндийская федерация студентов-сикхов . [ 20 ]
24 апреля 1980 года был убит гуру Сант-Ниранкари Гурбачан Сингх. Ответственность за убийство Сант-Ниранкариса взял на себя Баббар Хальса, выступавший против Бхиндранвале. [ 9 ] Несколько соратников и родственников Бхиндранвале были арестованы. FIR назвал имена почти двадцати человек , причастных к убийству, которые утверждали, что имели связи с Бхиндранвале. [ 36 ] Член «Аханд Киртани Джатха», Ранджит Сингх, сдался и признался в убийстве три года спустя и был приговорен к тринадцати годам лишения свободы в тюрьме Тихар в Дели. Ранджит Сингх позже стал главой Акал Тахт . Ранджит Сингх провел 12 лет в тюрьме в период с 1984 по 1996 год. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Позже были убиты и несколько других членов миссии Сант-Ниранкари. [ 40 ]
Репрессии полиции в штате привели к задержанию в среднем 50 молодых людей и шести шести убитым в неделю, что привело к более широкому признанию утверждения Бхиндранвале о том, что правительство намеревалось уничтожить сикхов. [ 41 ] полицию Пенджаба Индийская правозащитная группа «Народный союз за гражданские свободы» обвинила в том, что она ведет себя как «варварская сила». [ 41 ] В ответ инициативы Акали, такие как Рааста роко («Блокировать дороги») и Камм Роко («Прекратить работу», то есть забастовка), получили массовую поддержку населения в Пенджабе, а семь других штатов поддержали требования сикхов о большей автономии Пенджаба и децентрализации правительства. власть. [ 41 ]
Более поздние столкновения
[ редактировать ]Еще одно столкновение произошло вскоре после этого в Канпуре , 26 сентября 1978 года. Разъяренная толпа из 500 сикхов, вооруженных ружьями, мечами и копьями, напала на общину Сант-Ниранкари. По данным полиции, сикхи подожгли палатки возле места проведения собрания и силой проникли в зал собрания. В этом столкновении более десятка сикхов были убиты полицией. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] В ноябре 1978 года еще одно столкновение произошло в Канпуре после того, как сикхи Акали, вооруженные оружием, протестовали против трехдневного съезда Ниранкари. Полиция была вынуждена разогнать бунтовщиков слезоточивым газом и винтовочными выстрелами после того, как они напали на полицейских с мечами. [ 45 ]
Обвинения в причастности Конгресса
[ редактировать ]По словам Апурбы Кунду, подстрекательство Джарнаила Сингха Бхиндранвале спровоцировало столкновение, однако впоследствии аппарат Конгресса оправдал его, жест, ответом на который стала агитация Бхиндранвале за кандидатов в Конгресс на всеобщих выборах 1980 года. [ 46 ] После столкновения Бхиндранвале связался с политиками, связанными с Санджаем Ганди . Ему помогали выдвигать кандидатов против Акали Дала для участия в выборах в Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC) в 1979 году; его кандидаты были легко побеждены. [ 47 ]
С другой стороны, Сант-Ниранкари «…наладила тесные связи со многими политиками и бюрократами Конгресса Пенджаба». Сант-Ниранкарис также были сторонниками чрезвычайного положения . [ 48 ]
Наследие
[ редактировать ]Гурдвара Шахид Гандж в Амритсаре был поднят в память о 13 сикхах, погибших в столкновении. [ 51 ]
Сатпал Баги из Ферозепура в «Индиан Экспресс» отмечает: [ 52 ]
Истоки настоящих разногласий между Ниранкари и Акали восходят к тем годам, когда г-жа Индира Ганди возглавляла правительство Союза. Она хотела ослабить Широмани Акали Дал, но обнаружила, что Акалису невозможно подчинить. Она придумала тщательно продуманный план по укреплению секты Ниранкари не только в Пенджабе, но и по всей стране и за рубежом. Официальное покровительство было распространено на Ниранкари, к большому огорчению Акалиса, который всегда считал Ниранкарис еретиками».
«Следуя этой политике разделяй и властвуй, г-жа Ганди лично дала разрешение на выдачу дипломатического паспорта вождю Ниранкари, а верховным комиссарам и послам Индии за рубежом было поручено проявлять к нему уважение и уважение. Это должно было помочь известно, что во время правления г-жи Ганди Ниранкари получали финансовую помощь из секретных правительственных фондов, не подлежащих проверке или контролю со стороны парламента ».
«Во время чрезвычайного положения непокорное отношение Акали еще больше раздражало г-жу Ганди и г-на Санджая Ганди. Усилия по созданию параллельной организации среди сикхов Пенджаба в качестве противодействия Акали были активизированы. По настоянию г-жи Ганди Конгресс режим начал оказывать большое официальное покровительство секте Ниранкари г-ну Х.С. Чхине. |IAS]] стойкий Ниранкари был назначен главным секретарем правительства Пенджаба в 1976 году».
В результате открытого официального покровительства и поддержки эта секта получила значительный импульс в административной структуре правительства Пенджаба. Г-н Чхина назначил г-на Ниранджана Сингха, IAS, заместителем комиссара Гурдаспура « . Г-н Ниранджан Сингх попытался изо всех сил старался расширить поле деятельности Ниранкарис. Именно в этот период Сант Бхиндранвале принял вызов, брошенный этой растущей сектой». [ 52 ]
Тавлин Сингх написал: [ 53 ]
«Вопреки распространенному мнению, что он перешел в наступление, высокопоставленные источники в полиции Пенджаба признают, что провокация на самом деле исходила от чиновника Ниранкари, который начал преследовать Бхиндранвале и его людей.
В те дни в Пенджабе на ключевых позициях занимали два или три ниранкари, и они были достаточно могущественны, чтобы создать немало проблем. Ниранкарис также получили покровительство из Дели, что заставило сикхские организации, такие как Бхиндранвале и Акханд Киртани Джатха, возглавляемые тогда мужем Биби Амарджит Каур, Фауджой Сингхом, ненавидеть их еще больше».
Кхушвант Сингх писал:
«Террористическая деятельность предшествовала морче [(«движению»)] более чем на шесть месяцев и возникла в результате столкновений, сфальсифицированных полицией Пенджаба, и вооруженного конфликта между Ниранкари и Сант-Бхиндранвале, начавшегося 13 апреля 1978 года». [ 54 ]
Библиография
[ редактировать ]- Сандху, Ранбир Сингх (1999). Борьба за справедливость: речи и беседы Сант-Джарнаила Сингха Хальсы Бхиндранвале (1-е изд.). Дублин, Огайо, США: Сикхский образовательный и религиозный фонд. ISBN 9780967287416 . Проверено 23 марта 2020 г.
- Диллон, Гурдаршан Сингх (1996). Правда о Пенджабе: Белая книга SGPC (1-е изд.). Амритсар, Пенджаб: Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак. п. ххх. ISBN 978-0836456547 . Проверено 25 марта 2020 г.
- Махмуд, Синтия Кеппли (1996). Борьба за веру и нацию: диалоги с сикхскими боевиками . Филадельфия, Пенсильвания, США: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812215922 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ссылка: Индийский журнал новостей . 1978. с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Маллика Каур (14 января 2020 г.). Вера, гендер и активизм в Пенджабском конфликте: пшеничные поля все еще шепчут . Спрингер Природа. п. 225. ИСБН 978-3-030-24674-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Марти, Мартин Э.; Эпплби, Р. Скотт (1 июля 1996 г.). Фундаментализм и государство: перестройка политики, экономики и воинственности (1-е изд.). Издательство Чикагского университета. п. 272 . ISBN 978-0226508849 .
- ^ Перейти обратно: а б Диллон 1996 , с. 153-154.
- ^ Диллон 1996 , стр. 153–154.
- ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. п. 215. ИСБН 978-0-521-63764-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Диллон 1996 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чима, Джугдеп С. (2010). Сикхское сепаратистское восстание в Индии: политическое лидерство и этнонационалистические движения . Нью-Дели: Публикация SAGE. стр. 41–44. ISBN 9788132105381 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сандху 1999 , с. xliv.
- ^ Диллон, Гурдаршан Сингх. Правда о Пенджабе. Технический документ SGPC (PDF) . Амритсар: SGPC. Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2015 года . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диллон 1996 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Диллон 1996 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с Махмуд 1996 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Махмуд 1996 , с. 59.
- ^ Джеффри, Робин (27 июля 2016 г.). Что происходит с Индией?: Пенджаб, этнический конфликт и испытание на федерализм . Спрингер. п. 132. ИСБН 978-1-349-23410-3 .
- ^ Гуха, Рамачандра (2008). Индия после Ганди: история крупнейшей демократии в мире (иллюстрировано, переиздание под ред.). Макмиллан. ISBN 9780330396110 .
- ^ Перейти обратно: а б «Пенджаб: Рыцари лжи — Псалмы ужаса» . Satp.org . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Талли, Марк; Джейкоб, Сатиш (1985). Амритсар: последняя битва миссис Ганди . п. 59 .
- ^ Мадан, Теннесси (1994). Соблюденные фундаментализмы . Издательство Чикагского университета. п. 598. ИСБН 978-0-226-50878-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Махмуд 1996 , с. 79.
- ^ Диллон, Кирпал С. (2006). Идентичность и выживание: воинственность сикхов в Индии, 1978–1993 гг . Лондон, Великобритания: Penguin Books. п. 82. ИСБН 9780143100362 .
- ^ Митра, Чандан (15 декабря 2011 г.). «Взлет Бхиндранвале из мелкого священника был стремительным» . Индия сегодня 35-летие . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ «Президент Индии призывает положить конец насилию» . Калгари Геральд . 15 апреля 1978 г. с. 22.
- ^ Гейтс, Скотт; Рой, Кошик (17 февраля 2016 г.). Нетрадиционная война в Южной Азии: теневые воины и борьба с повстанцами . Рутледж. п. 1996. ISBN 978-1-317-00540-7 .
Между 1978 и 1980 годами банда Бхиндранвале начала убивать Сант-Ниранкарис по всему Пенджабу. Бхаваны Сант-Ниранкари были окружены [ sic ? ] и атаковал.
- ^ Чадха, Вивек (4 марта 2005 г.). Конфликты низкой интенсивности в Индии: анализ . Публикации SAGE Индия. п. 197. ИСБН 978-81-321-0201-4 .
После этого произошла серия убийств, спланированных и осуществленных людьми Бхиндранвале, кульминацией которых стало убийство Бабы Гурбачана Сингха.
- ^ Диллон 2006 , с. 80-85.
- ^ «Бывший министр Акали присутствует на встрече в Ниранкари. Дал Хальса видит красный цвет» . Трибуна . 6 октября 2002 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Сингх, Рамеш Индер (20 июня 2022 г.). Беспорядки в Пенджабе: до и после «Голубой звезды»: отчет инсайдера . Харпер Коллинз. стр. Глава 3. ISBN 978-93-5489-909-6 .
- ^ Диллон 2006 , с. 74.
- ^ Диллон 2006 , с. 69.
- ^ Сингх, майор Гурмукх (в отставке) (1997). Сингх, Харбанс (ред.). Сант Джарнаил Сингх Бхиндранвале (3-е изд.). Патиала, Пенджаб, Индия: Пенджабский университет, Патиала, 2011. стр. 352–354. ISBN 978-8173805301 .
- ^ Диллон 2006 , с. 75.
- ^ Махмуд 1996 , с. 58-60.
- ^ Гопал Сингх, История сикхов, Нью-Дели, Всемирный книжный центр, 1988, стр. 739.
- ^ Сингх (1999), стр. 365–66.
- ^ Сандху, Ранбир С. (май 1997 г.). «Джарнаил Сингх Бхиндранвале - Жизнь , миссия и мученичество» (PDF) . Сикхский образовательный и религиозный фонд. Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2008 года.
- ^ «Беда по поводу помилования» . Индия сегодня . 10 ноября 1997 года . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Свами, Правин (15–28 ноября 1997 г.). «Джатедар свободен» . Линия фронта . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Сандху, Амандип (5 декабря 2022 г.). Пенджаб: путешествие по линиям разломов . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5492-859-8 .
- ^ Гилл, Суча Сингх; Сингхал, КЦ (7 апреля 1984 г.). «Проблема Пенджаба: ее исторические корни». Экономический и политический еженедельник . 19 (14): 603–608. JSTOR 4373137 .
- ^ Перейти обратно: а б с Махмуд 1996 , с. 81.
- ^ Диллон и 1996 , с. 272.
- ^ «27 сентября 1978 года, сорок лет назад: нападение на Ниранкарис» . Индийский экспресс . 27 сентября 2018 года . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «Религиозный бунт унес жизни 12 человек» . Феникс . 27 сентября 1978 г. с. 2.
- ^ «Религиозный конфликт вызывает уличную драку» . Сидней Морнинг Геральд . п. 3.
- ^ Кунду, Апурба (1994). «Мнения офицеров-сикхов и не-сикхов индийских вооруженных сил об операции «Голубая звезда»» . Тихоокеанские дела . 67 (1): 50. дои : 10.2307/2760119 . ISSN 0030-851X . JSTOR 2760119 .
- ^ Бейтс, Криспин (16 сентября 2013 г.). Субалтерны и Радж: Южная Азия с 1600 года . Рутледж. ISBN 978-1-134-51382-6 .
- ^ Наранг, Амарджит С. (6 октября 2022 г.). Широмани Акали Дал: 100 лет региона, религии и политики . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-78305-6 .
- ^ Дилгир, Харджиндер Сингх (1997). Сикхский справочник . Сикхский образовательный фонд Сикхского университетского центра, Дания. п. 526. ИСБН 9780969596424 .
- ^ Джаландхари, Сурджит (1984). Бхиндранвале Сант . Карманные книги Пенджаба. п. 18.
- ^ Валия, Вариндер (26 января 2008 г.). «История совершает полный круг» . Трибуна . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диллон 1996 , стр. 155–156.
- ^ Каур, Амарджит; Аврора, генерал-лейтенант Джагджит Сингх; Сингх, Кхушвант; Камант, М.В.; Гупта, Шекхар; Кирпекар, Субхаш; Сетхи, Сунил; Сингх, Тавлин (10 августа 2012 г.). Пенджабская история . Роли Букс Прайвит Лимитед. п. 32. ISBN 978-81-7436-912-3 .
- ^ Сандху 1999 , стр. XLIX – л.