Земляные работы (группа)
Земляные работы Билла Бруфорда | |
---|---|
Источник | Англия |
Жанры | Джаз-фьюжн |
Годы активности | 1986–2009 |
Этикетки | Например , Discipline Global Mobile , Summerfold |
Предыдущие участники | Список прошлых участников |
Earthworks Билла Бруфорда — британский джаз -бэнд под руководством барабанщика Билла Бруфорда . Группа записала несколько альбомов для Editions EG , Discipline Global Mobile и Summerfold Records.
Earthworks сменила несколько составов: помимо достижений группы как единого целого, Earthworks была тренировочной площадкой для Джанго Бейтса , Иэна Баллами , Патрика Клахара, Марка Ходжсона, Стива Хэмилтона и Гвилима Симкока . В окончательный состав группы вошли ранее признанные джазовые музыканты, в том числе Чика Кориа помощник Тим Гарланд и ветеран-басист Лоуренс Коттл . В интервью в первые годы существования группы Бруфорд иногда сравнивал свои обязанности в группе с обязанностями Арта Блейки в Jazz Messengers, поскольку он создавал среду для молодых британских джазистов, чтобы они могли привлечь внимание и получить опыт, прежде чем стать известные игроки и руководители оркестров сами по себе.
Первоначальная версия Earthworks сильно подчеркивала стиль акустического и электронного джаз-фьюжн Бруфорда , балансируя электронные барабаны Симмонса (часто используемые для мелодических или аккордовых партий) и синтезаторную работу Бейтса с традиционными акустическими элементами саксофонов Баллами и тенор-валторны Бейтса. Хотя первоначальное формирование группы включало контрабас , впоследствии до 1993 года группа использовала электрическую бас-гитару. С 1998 года Earthworks была преимущественно акустической группой с контрабасом и фортепиано, а не с электрическими инструментами, а Бруфорд вернулся к акустической ударной установке. Группа была официально распущена в январе 2009 года, когда Бруфорд ушел на пенсию.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Профессиональный музыкант с 1968 года, Билл Бруфорд изначально был барабанной суперзвездой британского прогрессив- рока. Первоначально прославившись благодаря группе Yes (с которой он провел пять лет), он записал знаковые альбомы Fragile и Close To The Edge, прежде чем покинуть группу в 1972 году на пороге огромного финансового успеха. Затем он присоединился к King Crimson , с которыми записал несколько альбомов, кульминацией которых стал Red 1974 года . К концу 1970-х Бруфорд также работал в Genesis , Gong , Roy Harper , National Health и UK.
Стиль игры на барабанах и музыкальные взгляды Бруфорда всегда сильно и искренне отсылали к джазу. Более формально он начал исследовать эту область в Bruford , джаз-рок-фьюжн-группе, которую он возглавлял в период с 1977 по 1980 год и в которой (среди прочих) выступали будущие суперзвезды фьюжн Аллан Холдсворт и Джефф Берлин , а также National Health клавишник Дэйв Стюарт . К 1984 году (после окончания четырехлетнего воссоединения King Crimson) интерес Бруфорда к игре джаза возродился благодаря его импровизационному партнерству по игре на фортепиано и барабанах с Патриком Моразом . К настоящему времени Бруфорд, ярый сторонник и сторонник электронной ударной установки Simmons , начал исследовать, как можно ввести этот инструмент в творческий джазовый контекст.
Земляные работы марка 1 (1986–1993)
[ редактировать ]Фонд (1986)
[ редактировать ]Первоначально Бруфорд основал Earthworks в 1986 году как Квартет Билла Бруфорда , в состав которого входили он сам на акустике и барабаны Симмонса , Джанго Бейтс на клавишных , тенор-валторне и трубе , Иэн Баллами на саксофоне и Мик Хаттон на контрабасе . И Баллами, и Бейтс были постоянными участниками легендарного британского биг-бэнда Loose Tubes , в то время как Хаттон ранее сотрудничал с Бейтсом в группе последнего Humans (позже Human Chain ), а также играл как с Баллами, так и с Бейтсом в квартете First House (под руководством альт-саксофонист Кен Стаббс ). В 1986 году все трое играли вместе в предполагаемой группе, возглавляемой Баллами, когда с ними связался Бруфорд. В 2003 году Баллами прокомментировал, что Бруфорд фактически присоединился к группе Баллами, а не создал свою собственную с нуля, хотя признал, что Бруфорд «(вероятно, увидел бы это по-другому»). [ 1 ] После дебютного тура по Японии группа официально сменила название на Earthworks Билла Бруфорда .
Дебютный альбом, ранние турне (1986–1988).
[ редактировать ]В октябре 1986 года группа записала свой дебютный альбом Earthworks с постоянным соавтором Bruford Дэйвом Стюартом в продюсерском кресле. Стюарт также предоставил бас-синтезатор и «очень случайные» клавишные (особенно в «Making a Song and Dance» и «Pressure»), а его жена и музыкальный партнер Барбара Гаскин добавили сэмплы вокала в балладу Баллами «It Needn’t End In Tears». . На альбоме также впервые представлена композиция Бейтса "Emotional Shirt". [ 2 ] Живая работа продолжилась в 1987 году вокруг работы Бруфорда с Дэвидом Торном и другими, а также обязательств Бейтса и Баллами перед Loose Tubes. Концерты в Великобритании и США в целом были хорошо приняты, и группа завершила год туром по Германии, состоящим из 22 концертов.
Летом 1988 года Earthworks снова гастролировали. Этот тур был омрачен неминуемой трагедией (у подруги Баллами Джесс развился неизлечимый рак) и внутренней напряженностью между Хаттоном и Баллами, кульминацией которой стала драка двух мужчин за кулисами концерта в Бергенском университете в Норвегии. Часть запланированного американского турне по Западному побережью в конечном итоге была отменена, чтобы позволить Баллами улететь домой, жениться на Джесс и провести с ней последние несколько недель ее жизни. [ 3 ] Один заключительный концерт (второй из двух концертов в тот день) на фестивале Minneapolis Riverfest был сыгран в составе трио, где Бейтс играл партии Баллами на тенор-валторне (продолжая при этом исполнять свою главную роль клавишника).
Тим Харрис заменяет Мика Хаттона; Копать? альбом; перерывы (конец 1988–1990 гг.)
[ редактировать ]Дав Баллами немного времени на траур, а Мик Хаттон покинул группу после американского турне, Earthworks вновь собрались осенью 1988 года с новым басистом, Тимом Харрисом (еще одним бывшим соавтором Бейтса, который также играл со Steeleye Span ). Помимо контрабаса, Харрис играл на электрической бас-гитаре и был опытным фанк- исполнителем, что еще больше подчеркивало аспект «электрического джаза» группы. Этот состав записал второй альбом Earthworks, Dig? , в Корнуолле в ноябре. [ 4 ] Альбом представлял собой гораздо более сплоченную работу группы, без порой чрезмерного участия продюсера, проявленного на дебютном альбоме.
В декабре 1988 года Бруфорд принял участие в рок-музыкальном проекте, возглавляемом его бывшим по Yes коллегой Джоном Андерсоном (который вскоре превратился в воссоединение Yes, Anderson Bruford Wakeman Howe ). Итоговый альбом и тур заняли большую часть его времени в оставшемся году, хотя в июне Earthworks отыграли 12-дневный европейский тур. [ 5 ] Работа над вторым альбомом Андерсона Бруфорда Уэйкмана Хоу заняла большую часть 1990 года, особенно когда группа была вовлечена в воссоединение Yes из восьми человек . К этому моменту Бруфорд разочаровался в своей работе, связанной с Yes, и приветствовал возможность сбежать в два тура Earthworks, один в июне, а другой в октябре. [ 6 ]
Альбом All Heaven Broke Loose ; дальнейшие гастроли (1991–1992)
[ редактировать ]Earthworks вновь собрались в январе 1991 года для записи своего третьего альбома All Heaven Broke Loose в Германии при Бруфорда и Дэвида Торна участии . Запись альбома, происходящая на фоне Первой войны в Персидском заливе, была «сложной» (по словам Бруфорда). Ситуацию Earthworks не улучшило участие Бруфорда в туре Yes "Union" в первой половине года, хотя осенью Earthworks все-таки организовали концерты в Европе и Японии. (Еще одно предупреждение о грядущих изменениях уже прозвучало во время тура Yes, когда произошел унизительный сбой ударной установки Бруфорда Simmons 15 июня на сцене Мэдисон-Сквер-Гарден , что потребовало быстрого возврата к минимальной акустической установке.) [ 7 ]
После выпуска All Heaven Broke Loose был признан самым успешным альбомом Earthworks на сегодняшний день. На нем впервые появился будущий стандарт Джанго Бейтса «Свечи все еще мерцают в темноте Румынии». Фирменная техника атмосферного зацикливания сопродюсера Торна отчетливо слышна во вступлении к таким трекам, как «Forget-Me-Not» и «Temple of the Winds». В начале 1992 года Earthworks отыграли еще несколько концертов в Германии. После окончательных обязательств Бруфорда по поводу тура "Union" в марте, группа вновь собралась в апреле и июле для участия в трансканадских джазовых фестивалях.
Окончание земляных работ, отметка 1 (1993)
[ редактировать ]В 1993 году Earthworks отыграли восемнадцатидневный тур по Германии, кульминацией которого стал «превосходный» и хорошо принятый концерт в Jazz Café в Лондоне. [ 8 ] [ 9 ] Несмотря на возрождение музыкальных возможностей Earthworks, группу начали преследовать практические проблемы. К этому моменту Бруфорд все больше осознавал технические ограничения электронных барабанов Simmons, которые он когда-то отстаивал. Несмотря на то, что установка Simmons, возможно, была самой продвинутой электронной ударной установкой из существующих, новаторская технология установки Simmons означала, что она была трудной в обслуживании, хрупкой (о чем свидетельствуют частые повреждения при получении багажа в аэропорту), непредсказуемой и ненадежной (как это было унизительно продемонстрировано на концерте Yes). в Мэдисон-Сквер-Гарден). Более того, это привело к жесткости стиля игры, что мешало как Бруфорду, так и музыкантам, с которыми он работал. Бруфорд теперь понял, что природа барабанов Simmons работает против «гибкости и гибкости, необходимых для джазового исполнения», и пришел к выводу (с сожалением), что Earthworks «вернулись к рок-группе с некоторыми джазовыми музыкантами в ее составе». [ 9 ]
Не менее острой проблемой было то, что Джанго Бейтс уже перерос Earthworks. С выпуском его второго альбома Summer Fruits (And Unrest) его карьера руководителя группы начала стремительно развиваться. Поскольку и композитор, и исполнитель Бэйтс был ключевой частью группы, и его скорый и неизбежный уход безвозвратно изменил ее. После «последнего, напряженного и неудобного свидания» в сентябре 1993 года первый состав Earthworks распался, и все четыре музыканта разошлись. [ 9 ] Группа будет отмечена концертным альбомом ( Live – Stamping Ground 1994 года , в основном взятым с американских концертов) и последующим сборником Heavenly Bodies . Баллами продолжил работать с Бейтсом и развивать свою сольную карьеру, в то время как Харрис продолжил работу со Steeleye Span и сессионной работой.
Земляные работы марка 2 (1997–2008 гг.)
[ редактировать ]Фонд (конец 1997 – начало 1998 г.)
[ редактировать ]Между 1994 и 1997 годами Бруфорд вернулся к своей карьере в стиле прогрессив-рок, на этот раз с возрожденной группой King Crimson. Однако он продолжал заниматься джазовой работой с биг-бэндом Бадди Рича и со своей фьюжн-группой Bruford Levin Upper Extremities (BLUE), в которой также участвовали Тони Левин , Крис Ботти и Дэвид Торн . В частности, в 1997 году Бруфорд записал полноценный джазовый альбом с американскими джазовыми звездами Ральфом Таунером и Эдди Гомесом под названием « If Summer Had It Ghosts» .
Выйдя из сложной ситуации с King Crimson в конце 1997 года, Бруфорд встретил молодого шотландского пианиста Стива Гамильтона, чье музыкальное мастерство вдохновило его на выпуск новой версии Earthworks. [ 10 ] Вместе с Гамильтоном Бруфорд нанял контрабасиста Джеффа Гаскойна и бывшего Incognito саксофониста Патрика Клахара (последний - бывший музыкант в стиле эйсид-джаз и фанк, намеревающийся продолжать и развивать свои джазовые корни). По сравнению с электроакустическими экспериментами оригинальной группы, вторая версия Earthworks представляла собой почти полностью акустическую группу, причем Бруфорд теперь полностью отказался от электронных барабанов и вернулся к акустической установке (уникально сконфигурированной симметрично). Единственным электронным инструментом в группе был нечасто используемый цифровой клавишный синтезатор Гамильтона.
Возобновление гастролей; Часть, но отдельно (1998–1999)
[ редактировать ]В конце 1998 года, после первых концертов в Великобритании, группа (теперь в составе которой появился новый контрабасист Марк Ходжсон ) приступила к записи четвертого альбома Earthworks, A Part и Yet Apart . В альбом вошёл набор новых мелодий, почти полностью написанных обновлённым и уверенным в себе Бруфордом. Это отличалось от предыдущего состава Earthworks, в котором Бейтс и Баллами написали гораздо большую часть материала. [ 11 ]
В январе 1999 года новые Earthworks выступили в США, посетив Калифорнию и Восточное побережье. Рецензии были весьма обнадеживающими (и, конечно, лучше, чем рецензия на последующий концерт в Лондоне) и побудили группу вернуться в Америку в октябре, во время которой группа выступала по всему Восточному побережью. Тур включал в себя первое выступление Earthworks в легендарном нью-йоркском клубе Birdland . В том же году ) был выпущен альбом A Part, And Yet Apart на новом лейбле Earthworks ( King Crimson связанном с Discipline Global Mobile , и группа выступала на джазовых фестивалях в Восточной Европе. [ 12 ]
К этому моменту (и несмотря на финансовые стимулы поступить иначе) Бруфорд твердо отказался от рок-музыкального прошлого, которое преследовало его со времен его первых джазовых проектов в конце 1970-х. Теперь он полностью сосредоточился на джазовом подходе. В рамках этого он стал не только руководителем группы и главным композитором Earthworks, но также (в истинном стиле кустарной индустрии) менеджером группы, агентом по бронированию и публицистом. [ 13 ]
Работайте с Ларри Кориеллом; Звук сюрприза (2000–2001)
[ редактировать ]В течение 2000 года Earthworks отыграли несколько концертов в Лондоне с ветераном джазовой гитары Ларри Кориеллом , который впоследствии исполнил кавер-версию Патрика Клахара во время испанского тура, который саксофонисту пришлось пропустить из-за болезни. В октябре группа отправилась в британский тур с 19 концертами и в последние месяцы года начала записывать свой следующий альбом, при этом Бруфорд занимался продюсированием в дополнение к своим другим обязанностям. [ 14 ]
Earthworks гастролировали по Японии, Испании, Южной Африке и западной Великобритании перед выпуском в мае 2001 года пятого студийного альбома группы The Sound of Surprise . И снова музыка была написана преимущественно Бруфордом, но в будущем он передаст все композиторские обязанности другим участникам, чтобы сосредоточиться на управлении группой. С точки зрения бизнеса это сработало, поскольку Earthworks теперь наконец-то зарабатывали деньги на гастролях и были единственным британским джазовым квартетом, регулярно гастролировавшим по Соединенным Штатам. Это нашло отражение в успешном шестнадцатидневном турне по Америке, во время которого группа делала концертные записи для будущего выпуска. [ 15 ] Осенью группа «разочаровала» появление на джазовом фестивале в Корке. [ 15 ]
Тим Гарланд заменяет Патрика Клахара (конец 2001 г.)
[ редактировать ]В конце 2001 года в группе произошла еще одна смена состава, когда Патрика Клахара попросили покинуть группу. Это должно было позволить Бруфорду заменить его Тимом Гарландом , британским саксофонистом и композитором, который стал ценным помощником Чика Кориа и который, по мнению Бруфорда, поможет возродить творческую судьбу Earthworks. [ 15 ] Время, проведенное Клахаром с группой, будет далее представлено на двойном концертном альбоме 2002 года Footloose and Fancy Free , записанном в лондонском Pizza Express в 2001 году, и на сопутствующем DVD Footloose in NYC , записанном в Bottom Line , Нью-Йорк, в 2000 году. Американский тур. [ 15 ] [ 16 ]
Первые годы с Гарланд; Случайные проявления счастья (2002 – середина 2004 г.)
[ редактировать ]Оживленные с приходом Гарланда, Earthworks отыграли серию концертов в Германии и Японии, за которыми последовали новые концерты в Америке на Восточном побережье и на Среднем Западе, а также (вернувшись в Великобританию) концерт с бывшим Police барабанщиком Стюартом Коуплендом . В сентябре группа гастролировала по Южной Америке, посетив четыре страны за пять дней. [ 16 ] Несмотря на эти усилия и успехи, группа начала страдать, поскольку возможности для концертов уменьшились. Исключением стал тур по Великобритании весной 2003 года, который позволил группе отрепетировать новый материал, сочиненный Тимом Гарландом, и завершился сезоном выступлений в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне. Осенью в Окленде, штат Калифорния, был записан новый концертный альбом. [ 17 ] Он будет выпущен в марте 2004 года под названием Random Acts of Happiness . [ 18 ]
Также в 2004 году Бруфорд разорвал деловые отношения с Discipline Global Mobile и основал два собственных небольших взаимосвязанных лейбла, Summerfold и Winterfold. Первый из них должен был стать домом Earthworks для хранения как новых, так и архивных релизов (включая совершенно новый Random Acts of Happiness ). [ 18 ]
Гвилим Симкок заменяет Стива Хэмилтона; больше изменений, включая работу с The Underground Orchestra (2004)
[ редактировать ]В апреле 2004 года Стива Гамильтона на посту пианиста Earthworks сменил Гвилим Симкок , выдающийся молодой музыкант. [ 18 ] о котором уже много говорили и которому теперь нужно было строить основы карьеры. Примерно в это же время Бруфорд терял терпение из-за экономического и бюрократического характера трансатлантической музыкальной карьеры, которая постоянно создавала препятствия с визами и требованиями профсоюзов музыкантов. Хотя он использовал своих постоянных музыкантов, когда мог (в том числе для студийных записей), в будущих выступлениях Earthworks в Соединенных Штатах по мере необходимости будут привлекаться местные музыканты.
Earthworks гастролировали по Великобритании в период с апреля по июль 2004 года, в течение этого периода группа объединилась с нонет -группой The Underground Orchestra под руководством Тима Гарланда на несколько концертов. Объединенный оркестр получил название Earthworks Underground Orchestra . Нью-йоркская версия группы была записана на концерте. [ 18 ] и результаты были в конечном итоге выпущены в 2006 году как альбом Earthworks Underground Orchestra (приписано Бруфорду/Гарланду).
Последние годы работы (2005–2007)
[ редактировать ]В 2005 году Бруфорд по большей части отодвинул Earthworks на второй план, чтобы сконцентрироваться на реализации растущей программы переизданий Summerfold и Winterfold. Бруфорд выступал с различными версиями группы на периодических концертах по всему миру, и больше записей Earthworks было сделано с участием Бруфорда, Гарланда, Симкока и бас-гитариста Лоуренса Коттла (который заменил Ходжсона). Однако впоследствии Бруфорд признался, что не был уверен в творческом будущем Earthworks в этом конкретном году. [ 19 ]
В 2006 году группа отправилась в Юго-Восточную Азию, и за это время Бруфорд заметил, что выступления барабанщиков теперь стали более популярными, чем живые выступления группы. Тем не менее, последовали новые концерты в Испании, Польше и Скандинавии. Бруфорд также был полон решимости привезти полную британскую версию Earthworks в Нью-Йорк, несмотря на финансовый риск. Он сделал это в ноябре 2006 года, сбалансировав бюджет деньгами, которые теперь получал от работы в клинике и сольных выступлений. [ 20 ] В 2007 году концертов Earthworks не было, хотя Саммерфолд выпустил два DVD-диска Video Anthology . [ 21 ]
Финальный раскол (2008)
[ редактировать ]Летом 2008 года Earthworks отыграли концерт у Ронни Скотта в Лондоне, который стал последним выступлением группы. [ 22 ] После двадцати двух лет усилий Бруфорд пришел к выводу, что экономика музыкального бизнеса и отношение труда к вознаграждению (и даже к практическому делу выживания) больше не поддерживают ни группу, ни его самого. Хотя программа переиздания Summerfold продолжалась, Earthworks как действующий проект был окончательно и официально закрыт 1 января 2009 года (вместе со всеми другими концертными и студийными проектами Бруфорда), когда барабанщик объявил о своем уходе из игры на чем-либо, кроме преподавания. уровень. Коттл вернулся к различным сессиям и работе в качестве помощника, Гарланд - к другим своим проектам, а Симкок (который теперь привлекал большое внимание критиков и музыкальной индустрии) - к бурно развивающейся междисциплинарной карьере как в джазе, так и в классической музыке.
Обложки альбомов
[ редактировать ]Все обложки альбомов Earthworks были созданы иллюстратором и дизайнером Дэйвом Маккином . Маккин также является джазовым пианистом , работавшим с бывшим саксофонистом Earthworks Иэном Баллами над рядом музыкальных проектов.
Члены
[ редактировать ]Полные участники группы
[ редактировать ]- Билл Бруфорд — акустические и электронные барабаны , перкуссия (1986–2008)
- Иэн Баллами - саксофоны (1986–1993)
- Джанго Бейтс — фортепиано , клавишные , тенор-валторна , труба , карманная труба (1986–1993)
- Мик Хаттон — контрабас (1986–1988)
- Тим Харрис — контрабас, бас-гитара (1988–1993)
- Стив Хэмилтон — фортепиано, клавишные (1997–2004)
- Патрик Клахар - саксофоны (1997–2001)
- Джефф Гаскойн - контрабас (1997–1998)
- Марк Ходжсон — контрабас (1998–2005)
- Гвилим Симкок - фортепиано, клавишные (2004–2008)
- Тим Гарланд — саксофоны, кларнет , бас-кларнет , флейта (2001–2008)
- Лоуренс Коттл — бас-гитара (2005–2008)
Хронология
[ редактировать ]
Гости
[ редактировать ]- Дэйв Стюарт — синтезаторы и синтезаторный бас (1986 — только студия)
- Хулиан Аргуэльес — саксофон (иногда депинг)
- Ларри Кориелл — гитара (2000 — только тур)
- Различные американские музыканты (2004–2006 - только концерты в Америке)
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
[ редактировать ]- Земляные работы (1987)
- Ты? (1989)
- Все небеса вырвались на свободу (1991)
- Часть и все же отдельно (1999)
- Звук сюрприза (2001)
- From Concept to Birth (из бокс-сета 2019 года, 17 коротких треков, показывающих процесс от демо до мастер-версии) [ 23 ]
Концертные альбомы (CD и DVD)
[ редактировать ]- Stamping Ground : концерт в 1992 году, на разных площадках (1994)
- Концерт Footloose и Fancy-Free в джаз-клубе PizzaExpress, Лондон, июнь 2001 г. (2002 г.) [ 24 ] [ 23 ]
- Footloose in NYC (DVD) вживую в Bottom Line NYC, май 2001 г. (версия бокс-сета 2019 года добавляет аудионабор из 2 компакт-дисков) (2002) [ 25 ]
- Случайные акты счастья вживую в Yoshi's, Окленд, Калифорния, май 2003 г. (2004 г.) (с участием Тима Гарланда ) [ 26 ]
- Земляные работы в Сантьяго, Чили , сентябрь 2002 г. (бокс-сет 2019 года включает 1 CD, 1 DVD) [ 23 ]
- Концерт в Шаубурге, Бремен, 1987 (2022)
Сборники альбомов
[ редактировать ]- Heavenly Bodies (сборник) (1997) (бокс-сет 2019 года включает расширенное издание на 2 компакт-дисках)
- Видео Антология Том. 1 2000-е (бокс-сет 2019 года включает 2 компакт-диска) (2007) [ 27 ] [ 23 ]
- Видео Антология Том. 2 1990-е (бокс-сет 2019 года включает 2 компакт-диска) (2007) [ 28 ] [ 23 ]
- Earthworks Complete (бокс-сет 2019 г., 20 компакт-дисков, 15 наименований на 20 компакт-дисках, 4 DVD) [ 23 ]
Совместные альбомы
[ редактировать ]- Подземный оркестр Earthworks (как Бруфорд / Гарланд) (2006)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Звук, пространство и инстинкт - интервью Анила Прасада с Иэном Баллами, 2003 г. (в интернет-журнале Innerviews )
- ^ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1986). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1987). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1988). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1989). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1990). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1991). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1992). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ^ Перейти обратно: а б с Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1993). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года).
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1997). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1998). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1999). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (1999). Архивировано 21 августа 2008 года на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 года.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2000 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2001 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2002 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2003 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2004 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2005 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2006 г.). Архивировано 31 октября 2009 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2007 г.). Архивировано 21 августа 2008 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ↑ Хронология на домашней странице Билла Бруфорда (2008 г.). Архивировано 14 июня 2011 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 сентября 2009 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бруфорд, Билл (15 мая 2019 г.). «Земляные работы завершены: что в коробке?» .
- ^ Милковски, Билл. «Билл Бруфорд и земляные работы: свобода и свобода фантазий» . JazzTimes.com .
- ^ «Земляные работы Билла Бруфорда - на свободе в Нью-Йорке» . Discogs.com .
- ^ «Земляные работы Билла Бруфорда с участием Тима Гарланда - случайные проявления счастья» . progarchives.com .
- ^ «Земляные работы Билла Бруфорда - Видеоантология, том 1, 2000-е» . Discogs.com .
- ^ «Земляные работы Билла Бруфорда - Видеоантология, том 2, 1990-е» . Discogs.com .