Эндерун

Эндерун ( османско-турецкий : اندرون , от персидского andarûn , букв. « внутри » ) — термин, используемый в Османской империи для обозначения «внутренней службы» императорского двора, занимавшейся частной службой османских султанов , в отличие от государственно-административная «Внешняя служба» ( Бирун ). [1] Его название происходит от расположения покоев султана во внутреннем дворе дворца Топкапы , что, в свою очередь, повторяет расположение дворца в Эдирне , второй столице Османской империи. [2]
Внутренняя служба была разделена на отделы (называемые ода , «камера»). Четыре были посвящены личному служению султану. В порядке убывания важности это были Тайная палата ( хасс ода ), Казначейство ( хазине ), Тайная кладовая ( килар-и хасс ) и Палата предвыборной кампании ( сеферли ода ). [3] Главой внутренней службы — и до прихода к власти Кизлар-аги самым влиятельным человеком во дворце после султана — был Капи-ага, или главный белый евнух. [1] [4] После Капи-аги пришел ряд старших офицеров или ага: глава Тайной палаты ( хасс ода баши ), который из-за своей постоянной близости к султану был очень влиятельным человеком; султанский стремя ( рикабдар ); хранитель верхней одежды султана ( чухадар ); хранитель льняного нижнего белья султана ( dülbend oghlanı ); и личный секретарь султана ( сир катиби ). [3]
Капи-ага также был главой сорока белых евнухов или Белых аг ( ака-ага ), в чьи обязанности входило управление дворцовой школой . [1] где принцы обучались вместе с избранными молодыми мальчиками-христианами, собранными по системе девширме - однако с 17 века допускались и мальчики-мусульмане. Эти мальчики получили хорошее образование и были предназначены для высших государственных должностей, начав свою карьеру пажами внутренней службы и были известны как ( içoğlanı «парни из внутренних дел»). [5] [6] Наиболее способные из этих пажей поступали на службу в Большую и Малую палаты ( büyük/küçük oda ), а через четыре года лучшие были отправлены в одну из четырех палат, предназначенных для личного обслуживания султана, а остальные нашли свой путь. элитным кавалерийским дивизиям Капыкулу . [7]
Внутренняя служба отличалась использованием глухонемых ( дилсиз ), по крайней мере, со времен Мехмеда II и до конца империи. Они действовали как охранники и обслуживающий персонал, и в силу их особого характера им часто поручали весьма конфиденциальные задания, включая казни. [8] Их число варьировалось, но они никогда не были многочисленными; у них была своя униформа, свое начальство ( башдилсиз ), и хотя многие были грамотными, но общались они также на своем особом языке жестов . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Парри 1965 , стр. 697–698.
- ^ Инальчик 1989 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Инальчик 1989 , с. 80.
- ^ Инальчик 1989 , с. 79.
- ^ Льюис и др. 1971 , с. 1006
- ^ Инальчик 1989 , стр. 78–79.
- ^ Инальчик 1989 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Льюис 1965 , с. 277.
Источники
[ редактировать ]- Имбер, Колин (2002). Османская империя, 1300–1650: Структура власти . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-3336-1386-3 .
- Иналджик, Халил (1989). Османская империя: классический век, 1300–1600 (второе изд.). Вайденфельд и Николсон. ISBN 0892413883 .
- Льюис, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. , ред. (1971). «Ич-Огхлани » Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1006. OCLC 495469525 .
- Льюис, Бернард (1965). «Дильсиз» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 277. OCLC 495469475 .
- Парри, виджей (1965). «Эндерун» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 697–698. OCLC 495469475 .