Запрос
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
В Римской республике rogatio (от латинского rogo , «спрашивать, задавать вопрос раньше») является предлагаемым законодательным актом. Все законы в республике выносились на рассмотрение народного собрания . Процедура rogatio подчеркивает тот факт, что римский сенат мог издавать декреты, но не был законодательным органом. Только народ, организованный в собрание, мог принимать законы. [ 1 ]
обладающий Мировой судья, jus contionandi, мог созвать contio , неформальное собрание народа, перед которым он мог объявить о новом законодательстве. [ 2 ] Автор законопроекта был его автором ; сторонником был автор . [ 3 ] После того, как мировой судья обнародовал законопроект в соответствии с законом Цецилия Дидия 98 г. до н.э., тринундий должен был пройти . Тринундий означал три рыночных дня. [ 2 ] Непосредственно перед тем, как собрание было созвано для голосования по законопроекту, был созван специальный contio , чтобы можно было провести дебаты по этому предложению. Как только эти дебаты закончились, contio сразу же стала собранием, которое могло голосовать по этому вопросу. [ 4 ]
За некоторыми исключениями, главным законодательным собранием была комиция трибьюта . [ 5 ] Получив приказ разойтись по группам ( лат . descedite, Quirites ), contio организовалось в соответствующее законодательное собрание. [ 6 ] Затем, после первоначальной молитвы, председательствующий судья открыл голосование, спросив людей velitis, iubeatis ... vos, Quirites, rogo («Вы желаете, вы приказываете... Я прошу вас, граждане»). [ 7 ] Затем каждое племя вызывалось по порядку, установленному жребием; [ 8 ] столетия голосовали в соответствии с заранее определенным порядком, причем более богатые столетия голосовали первыми. [ 9 ] Затем граждане каждого племени проголосовали либо за ути рогас («как вы просите»), либо за антикво («противоречу»). [ 7 ] Когда было достигнуто большинство, голосование прекращалось, и все племена, которые еще не проголосовали, были распущены. [ 10 ]
Плебейские трибуны и другие магистраты, особенно консулы , могли наложить вето на судебные разбирательства, но только до проведения жеребьевки для определения порядка, в котором племена должны были голосовать. Также неприемлемо, чтобы какой-либо судья наложил вето на законопроект без какого-либо обсуждения. [ 6 ] Угрозы наложить вето на законопроект или его общая непопулярность среди народа обычно приводили к отзыву законопроекта. [ 11 ] Если законопроект был принят ( rogatio lata est ), он становился законом ( lex ) после того, как председательствующий судья официально объявил ( renuntiatio ) о решении собрания.
В ранней республике Сенат должен был утвердить конституционность закона до его принятия; после принятия закона Publilia Philonis в 339 г. до н. э., который требовал, чтобы хотя бы один из двух цензоров был плебеем, это одобрение ( patrum auctoritas ) требовалось до того, как законопроект был поставлен на голосование в собрании. Однако при принятии спорных мер Сенат иногда обходил стороной. Если законопроект предлагался с целью объявления войны, он должен был быть внесен на рассмотрение центуриатных комиций . [ 12 ]
Все копии статутов, предлагаемых законов и других официальных документов записывались в эрариуме под руководством городских квесторов . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллар 1998 , стр. 157–58.
- ^ Jump up to: а б Моуритсен 2001 , с. 38.
- ^ Миллар 1998 , с. 26.
- ^ Моуритсен 2001 , стр. 38–39.
- ^ Линтотт 1999 , с. 55, отмечая, что «почти все законодательство» принималось до племен.
- ^ Jump up to: а б Линтотт 1999 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Либеро 2006 г.
- ^ Моуритсен 2001 , с. 19.
- ^ Линтотт 1999 , с. 48.
- ^ Линтотт 1999 , стр. 60–61.
- ^ Линтотт, Эндрю Уильям (1992). Судебная реформа и земельная реформа в Римской республике . Издательство Кембриджского университета. стр. 6–7 . ISBN 978-0-521-40373-3 . Линтотт считает, что Цицерон преувеличивает степень, в которой плебс может повлиять на уход.
- ^ Миллар, Фергюс (2002). Рим, греческий мир и Восток . Издательство Университета Северной Каролины. п. 116.
- ^ Линтотт 1999 , с. 137.
Библиография
[ редактировать ]- Корнелл, Тим С. (2022). «Римские политические собрания». В Арене, Валентина; Праг, Джонатан (ред.). Спутник политической культуры Римской республики . Уайли Блэквелл. стр. 220–35. ISBN 978-1-119-67365-1 . LCCN 2021024437 .
- де Либеро, Лоретана (2006). «запрос». Новый Поли Брилла . Брилл. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e1023880 .
- Грюн, Эрих (1995). Последнее поколение Римской республики (изд. В мягкой обложке). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02238-6 .
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926108-6 . Перепечатано в 2009 году.
- Миллар, Фергюс (1998). Толпа в Риме в конце республики . Лекции Джерома. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-10892-3 .
- Муритсен, Хенрик (2001). Плебс и политика в позднеримской республике . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511482885 . ISBN 978-0-521-79100-7 .
- Муритсен, Хенрик (2017). Политика в Римской республике . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03188-3 . OCLC 961266598 .
- Мусуракис, Джордж (2003). Исторический и институциональный контекст римского права . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-2108-9 .