Jump to content

Проект Аввакум

Концептуальный проект авианосца проекта Аввакум с взлетно-посадочной полосой длиной 600 метров (1969 футов)

Проект «Аввакук» или «Хаббакук» (написание варьируется) представлял собой план британцев во время Второй мировой войны по строительству авианосца из пайкрита , смеси древесной массы и льда , для использования против немецких подводных лодок в средней Атлантике . находились за пределами дальности полета наземных самолетов того времени. План состоял в том, чтобы создать самый большой корабль длиной 600 метров (1969 футов), который был бы намного больше, чем даже USS Enterprise , самый большой военный корабль в истории, длиной 342 метра (1122 фута). Идея принадлежит Джеффри Пайку , который работал в штабе объединенных операций . После многообещающих масштабных испытаний и создания прототипа на озере Патрисия в национальном парке Джаспер в Альберте , Канада, проект был отложен из-за роста затрат, дополнительных требований, а также наличия самолетов дальнего действия и авианосцев сопровождения, что закрыло Средний авианосец. -Атлантический разрыв , который был призван устранить проект.

Первоначальная концепция

[ редактировать ]

Джеффри Пайк был старым другом Дж. Д. Бернала рекомендовал его лорду Луису Маунтбаттену , руководителю объединенных операций , и министр кабинета Леопольд Эмери . Пайк работал в штабе объединенных операций (COHQ) вместе с Берналом, и Маунтбеттен считал его гением. [1]

Пайк задумал идею Аввакума, когда он был в Соединенных Штатах, организуя производство M29 Weasels для проекта «Плуг» — схемы по сборке элитного подразделения для зимних операций в Норвегии, Румынии и итальянских Альпах. [1] Он обдумывал проблему защиты морских десантов и атлантических конвоев вне досягаемости авиации. Проблема заключалась в том, что сталь и алюминий были в дефиците и требовались для других целей. Пайк решил, что ответом является лед, который можно произвести всего за 1% энергии, необходимой для производства эквивалентной массы стали. Он предложил выровнять айсберг, естественный или искусственный, чтобы создать взлетно-посадочную полосу, и выдолбить его для укрытия самолетов.

Из Нью-Йорка Пайк отправил предложение дипломатической почтой в штаб-квартиру с этикеткой, запрещающей кому-либо, кроме Маунтбеттена, открывать пакет. Маунтбеттен, в свою очередь, передал предложение Пайка Черчиллю , который отнесся к нему с энтузиазмом. [2]

Пайк был не первым, кто предложил создать плавучую остановку для самолетов посреди океана, и даже не первым, кто предположил, что такой плавучий остров может быть сделан изо льда. Немецкий ученый А. Герке из Вальденбурга предложил эту идею и провел несколько предварительных экспериментов на Цюрихском озере в 1930 году. [3] [4] Идея была повторяющейся: в 1940 году идея ледяного острова была распространена в Адмиралтействе , но была воспринята офицерами как шутка, в том числе Невилом Шутом , который распространил меморандум, который собрал все больше едких комментариев. Документ был извлечен незадолго до того, как он попал в почтовый ящик Первого Морского Лорда . [5]

Кодовое имя и написание

[ редактировать ]

В официальных документах кодовое название проекта часто неправильно писалось «Хаббакук» . Возможно, это была ошибка Пайка. По крайней мере, в одном раннем неподписанном документе (вероятно, написанном им) написано, что это Хаббакук. Однако во всех послевоенных публикациях людей, заинтересованных в проекте, таких как Перуц и Гудив, восстанавливается правильное написание с одной буквой «b» и тремя буквами «k». [ нужна ссылка ] Название является отсылкой к амбициозной цели проекта:

Вот вы среди язычников, и посмотрите, и изумитесь, ибо Я сотворю дело в ваши дни, которому вы не поверите, хотя бы вам и было сказано. Аввакум 1:5

Дэвид Лампе в своей книге « Пайк, неизвестный гений » утверждает, что это имя произошло от Вольтера имени Кандид и было написано с ошибкой канадским секретарем Пайка. Однако на самом деле это слово не появляется у Кандида . [6] так что это, наверное, неточно.

Блок пикрита

В начале 1942 года Пайк и Бернал вызвали Макса Перуца , чтобы определить, можно ли достаточно быстро построить льдину, достаточно большую, чтобы выдержать условия Атлантики. Перуц отметил, что естественные айсберги имеют слишком маленькую поверхность над водой для взлетно-посадочной полосы и склонны к внезапному перевороту. Проект был бы заброшен, если бы не изобретение пайкрета , смеси воды и древесной массы, которая при замерзании была прочнее обычного льда, тала медленнее и не тонула. Было высказано предположение, что Пайк был разработан его правительственной группой и назван в честь Пайка. Его вдохновили сани инуитов, укрепленные мхом. [7] Вероятно, это апокриф, поскольку первоначально материал был описан в статье Марка и Хоэнштайна в Бруклине. [2]

Пайкрит можно было обрабатывать, как дерево, и придавать ему формы, подобные металлу, а при погружении в воду на его поверхности образовывалась изолирующая оболочка из влажной древесной массы, которая защищала его внутреннюю часть от дальнейшего плавления. Однако Перуц обнаружил проблему: лед течет медленно, в так называемом пластическом потоке , и его испытания показали, что корабль из пайкрита будет медленно проседать , если его не охладить до -16 ° C (3 ° F). Для этого поверхность корабля должна быть защищена изоляцией, а также потребуется холодильная установка и сложная система воздуховодов. [2]

Перуц приступил к проведению экспериментов по определению жизнеспособности пайкрита и его оптимального состава в секретном месте под мясным рынком Смитфилд в лондонском Сити . [8] [9] Исследование проходило в холодильном шкафу для мяса за защитной сеткой из замороженных туш животных. [10]

Масштабная модель

[ редактировать ]

Было принято решение построить крупномасштабную модель в национальном парке Джаспер в Канаде, чтобы изучить методы изоляции и охлаждения, а также посмотреть, как пайкрит выдержит артиллерийское воздействие и взрывчатку. Большие ледяные глыбы были построены на озере Луиза, Альберта , а небольшой прототип был построен на озере Патрисия, Альберта , размером 60 на 30 футов (18 на 9 метров) и весом 1000 тонн, и их замораживали с помощью двигателя мощностью в одну лошадиную силу. [10] Работу выполняли отказники по убеждениям , которые проходили различные виды альтернативной службы вместо военной. Им никогда не говорили, что они строят. [11] Бернал сообщил штаб-квартире, что канадцы строят 1000-тонную модель и что, как ожидается, на ее постройку уйдет восемь человек за четырнадцать дней. Начальник объединенных операций (CCO) ответил, что Черчилль предложил Комитету начальников штабов организовать размещение заказа на один целый корабль сразу с наивысшим приоритетом, и что дальнейшие корабли должны быть заказаны немедленно, если они появятся. что план был уверен в успехе.

Канадцы были уверены в постройке судна к 1944 году. Необходимые материалы были у них в наличии в виде 300 000 тонн древесной массы, 25 000 тонн изоляции из древесноволокнистых плит , 35 000 тонн древесины и 10 000 тонн стали. Стоимость оценивалась в 700 000 фунтов стерлингов. [12]

Тем временем Перуц в ходе своих экспериментов на рынке Смитфилд установил, что оптимальные структурные свойства дает смесь 14 процентов древесной массы и 86 процентов воды. В начале апреля 1943 года он написал Пайку и указал, что, если некоторые испытания не будут завершены в мае, не будет никаких шансов сдать готовый корабль в 1944 году.

К маю проблема холодного течения стала серьезной, и стало очевидно, что потребуется больше стальной арматуры, а также более эффективная изолирующая обшивка вокруг корпуса судна. Это привело к увеличению сметы до 2,5 миллионов фунтов стерлингов. Кроме того, канадцы решили, что реализовывать проект «в наступающем сезоне» нецелесообразно. Бернал и Пайк были вынуждены прийти к выводу, что в 1944 году ни одно судно Аввакума не будет готово. [12]

Пайк был исключен из планирования Аввакума, чтобы обеспечить участие Америки, и Бернал поддержал это решение. Предыдущие разногласия Пайка с американским персоналом по проекту «Плуг» , которые привели к его отстранению от этого проекта, были основным фактором в этом решении. [13]

Морские архитекторы и инженеры продолжали работать над Аввакумом вместе с Берналем и Перутцем летом 1943 года. Требования к судну стали более жесткими: оно должно было иметь дальность полета 7000 миль (11000 км) и быть способным противостоять самым большим зарегистрированным волнам. , и Адмиралтейство хотело, чтобы он был торпедоустойчивым, а это означало, что толщина корпуса должна была быть не менее 40 футов (12 м). решила Авиация флота , что с него должны иметь возможность взлетать тяжелые бомбардировщики, а это означало, что длина палубы должна была составлять 2000 футов (610 м). Рулевое управление также вызвало проблемы; Первоначально планировалось, что управление кораблем будет осуществляться за счет изменения скорости двигателей с обеих сторон, но Королевский флот решил, что руль направления необходим. Однако проблема установки и управления рулем направления высотой более 100 футов (30 м) так и не была решена. [12]

Варианты

[ редактировать ]

Военно-морские архитекторы разработали три альтернативные версии первоначальной концепции Пайка, которые обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года:

  • Аввакум I (вскоре от него отказались) должен был быть сделан из дерева.
  • Аввакум II был наиболее близок к модели COHQ и представлял собой очень большое, медленное, самоходное судно из пайкрита со стальной арматурой. Его размер должен был составлять 2000 футов в длину и 300 футов в ширину. [14]
  • Аввакум III был уменьшенной и более быстрой версией Аввакума II.

Главный маршал авиации Портал спросил о возможных повреждениях Аввакума III от бомбы, и Бернал предположил, что определенная часть палубного покрытия может быть сорвана, но ее можно отремонтировать с помощью какого-то гибкого мата. Бороться с пробоинами в центральной части будет труднее, хотя крышу над авиационными ангарами сделают взрывобезопасной против 1000-килограммовых бомб. Бернал считал, что никто не сможет сказать, будет ли более крупный Аввакум II практичным предложением, пока крупномасштабная модель не будет завершена и испытана в Канаде весной 1944 года. Он не сомневался в пригодности пайкрита в качестве материала, но сказал, что что конструктивные и навигационные трудности еще предстоит преодолеть. [12]

Окончательный проект «Аввакума II» давал бергшипу , как его называли, водоизмещение 2,2 миллиона тонн. Паровые турбогенераторы должны были обеспечивать мощность 33 000 л.с. (25 000 кВт) для 26 электродвигателей, установленных в отдельных внешних гондолах (обычные внутренние корабельные двигатели выделяли бы слишком много тепла для ледового судна). Его вооружение должно было включать 40 двуствольных 4,5-дюймовых турелей DP (двойного назначения) и множество легких зенитных орудий, а также взлетно-посадочную полосу и до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей. [2]

Инцидент со стрельбой

[ редактировать ]

По некоторым сведениям, на Квебекской конференции в 1943 году лорд Луис Маунтбаттен привез с собой блок пайкрита , чтобы продемонстрировать его потенциал адмиралам и генералам, сопровождавшим Уинстона Черчилля и Франклина Д. Рузвельта . Маунтбеттен пришел на совещание по проекту с двумя блоками и положил их на землю. Один представлял собой обычную ледяную глыбу, а другой — пайкрит. Затем он вытащил свой табельный пистолет и выстрелил в первый блок. Оно разбилось и раскололось. Затем он выстрелил в пикрит, чтобы иметь представление о стойкости такого льда к снарядам. Пуля срикошетила от колоды, задев штанину адмирала Эрнеста Кинга , и попала в стену.

сэра Алана Брука подтверждают эту версию: Дневники [15] рассказывая, как Маунтбаттен принес два блока: один изо льда, другой из пайкрита. После первой стрельбы по льду с предупреждением остерегаться осколков Маунтбеттен сказал: «Я буду стрелять в блок справа, чтобы показать вам разницу». Брук сообщил, что «пуля отскочила от блока и пролетела вокруг наших ног, как разъяренная пчела».

Макс Перуц описал подобный инцидент в своей книге «Хотел бы я разозлить тебя раньше» . Демонстрацию пайкрита провел в штабе объединенных операций (COHQ) военно-морской офицер, лейтенант-коммандер Дуглас Адсхед-Грант , которому Перуц предоставил стержни льда и пайкрит, упакованные сухим льдом в термосах, а также большие глыбы льда и пайкрита. . Грант продемонстрировал сравнительную прочность льда и пайкрита, выпустив пули в оба блока: лед раскололся, но пуля отскочила от пайкрита и попала начальнику Имперского генерального штаба сэру Алану Бруку. в плечо [16]

Конец проекта

[ редактировать ]

Ко времени Квебекской конференции 1943 года проект Аввакума получил поддержку как Черчилля, так и Маунтбеттена. [17] и был назначен в Национальный исследовательский совет Канады из-за холодных канадских зим и предшествующего знакомства канадцев с физикой льда. Небольшой прототип, построенный в 1944 году на озере Патрисия недалеко от Джаспера, Альберта, подтвердил прогноз исследователей о том, что полноразмерное судно будет стоить больше денег и техники, чем целый флот обычных авианосцев. (Затонувшие остатки металлических частей лодки остаются там и по сей день.) [18] Президент NRC Си Джей Маккензи позже сказал, что британские сторонники Аввакума были настолько запуганы премьер-министром Черчиллем, что скрывали от него эту информацию до следующего визита Маккензи в Великобританию. [19]

Позже Маунтбеттен перечислил несколько причин, по которым строительство специальной лодки будет дорогим и ненужным: [ нужна ссылка ]

  • Спрос на сталь для других целей был слишком велик.
  • было получено разрешение От Португалии на использование аэродромов на Азорских островах , что облегчило охоту на подводные лодки в Атлантике.
  • Внедрение топливных баков большой дальности позволило британским самолетам увеличить время патрулирования над Атлантикой.
  • Число эскортных авианосцев увеличивалось.

Кроме того, из проекта вышел сам Маунтбеттен.

Последнее заседание совета Аввакума состоялось в декабре 1943 года. Был официально сделан вывод, что «большой Аввакум II, сделанный из пайкрита, оказался непрактичным из-за огромных необходимых производственных ресурсов и связанных с этим технических трудностей».

До этого использование льда фактически вышло из моды, и другие идеи создания « плавающих островов рассматривались », такие как сварка кораблей «Либерти» или десантных кораблей ( проект «Щупальце »). [20] Потребовалось три жарких лета, чтобы полностью растопить прототип, построенный в Канаде.

Перуц написал, что он оставался в Вашингтоне, округ Колумбия , пока инженеры ВМС США оценивали жизнеспособность Аввакума. Он заключил: «ВМС США наконец решили, что Аввакум был лжепророком. Одна из причин заключалась в том, что огромное количество стали, необходимое для холодильной установки, которая должна была заморозить пайкрит, было больше, чем необходимо для постройки всего стального носителя. , но решающим аргументом было то, что быстро увеличивающаяся дальность действия самолетов наземного базирования сделала ненужными плавучие острова». [21]

Дизайн Аввакума подвергся критике, в частности, со стороны сэра Чарльза Ф. Гудева , помощника контролера по исследованиям и разработкам Адмиралтейства во время Второй мировой войны. [22] В статье, опубликованной после войны, Гудив отметил, что потребуется большое количество древесной массы, которое существенно повлияет на производство бумаги . Он также утверждал, что каждому кораблю потребуется 40 000 тонн пробковой изоляции, тысячи миль стальных труб для циркуляции рассола и четыре электростанции, но для всех этих ресурсов (некоторые из которых могут быть использованы для производства обычных кораблей более эффективной боевой мощи) ) Аввакум сможет двигаться со скоростью всего 6 узлов (11 км/ч). Его статья также содержала обширные насмешливые комментарии о свойствах льда, используемого при строительстве кораблей.

Недавние развлечения

[ редактировать ]

В от 15 апреля 2009 года эпизоде ​​американского телешоу « Разрушители мифов» Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж построили небольшую лодку с плоским дном, получившую название « Вчерашние новости» , из модифицированной версии пайкрита, используя целые листы влажной газеты вместо древесной массы. Они успешно пилотировали лодку в водах Аляски на скорости 25 миль в час (40 км/ч), но через 20 минут она начала протекать сквозь тающий пайкрит. После попытки устранить утечку замерзания с помощью огнетушителя и откачать воду с помощью ручного насоса, Хайнеман через 10 минут определил, что лодка набирает больше воды, чем может удалить насос, и они направились обратно к берегу, таща за собой выпавшие куски газет. их поминки. Позже они пришли к выводу, что из пайкрита можно построить лодку, и что пайкрит оправдал свои предполагаемые свойства: он пуленепробиваемый, более прочный и тает дольше, чем лед. Однако они выразили сомнение в том, что авианосец из пайкрита сможет просуществовать долго. Вывод был: «Правдоподобно, но смехотворно». [23]

В сентябре 2010 года программа BBC Bang Goes Theory также попыталась воссоздать лодку из пайкрита. Грубый корпус, в котором использовалось 5000 кг (11000 фунтов) пайкрита из конопляного волокна, был заморожен в холодильной камере, а затем спущен на воду в гавани Портсмута для запланированного путешествия через Солент в Каус . Корпус сразу начал протекать из-за прорезанных в его корме отверстий для установки подвесного мотора; из-за веса самого двигателя эти отверстия опустились ниже ватерлинии. [24] [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Суонн, Бренда; Фрэнсис Апрамян (1999). Дж. Д. Бернал: Жизнь в науке и политике . К. ISBN  1-85984-854-0 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Перуц, Макс Ф. (2002). Жаль, что я не разозлил вас раньше: Очерки о науке, ученых и человечестве . Издательство Оксфордского университета . стр. 86–87. ISBN  0-19-859027-Х .
  3. ^ «Предложено «Ледяной остров в Средней Атлантике» (веблог) , Modern Mechanix (опубликовано в октябре 1932 г.), 27 февраля 2008 г., ISSN   0025-6587 , получено 18 февраля 2009 г.
  4. ^ «Океанские аэропорты из искусственного льда» (онлайн в Google Books ) , Popular Science , vol. 121, нет. 3, Харлан, Айова , США: Bonnier Corporation , с. 33 сентября 1932 г., ISSN   0161-7370 , получено 3 марта 2019 г.
  5. ^ Террелл, Эдвард, Краткий обзор Адмиралтейства: История изобретений, которые способствовали победе в битве за Атлантику . Лондон: Харрап, 1958, с. 27
  6. ^ Вольтера Кандид на Gutenberg.org
  7. ^ Гей, Ханна (2007). История Имперского колледжа, Лондон, 1907–2007 гг . Издательство Имперского колледжа. п. 273. ИСБН  978-1-86094-708-7 .
  8. ^ Гратцер, Уолтер (5 марта 2002 г.). «Макс Перуц (1914–2002)» . Современная биология . 12 (5): Р152–Р154. дои : 10.1016/S0960-9822(02)00727-3 . S2CID   30263181 .
  9. ^ Рамасешан, С. (10 марта 2002 г.). «Макс Перуц (1914–2002)». Современная наука . 82 . Индийская академия наук: 586–590. HDL : 2289/728 . ISSN   0011-3891 .
  10. ^ Jump up to: а б Коллинз, Пол (2002). «Плавучий остров» . Журнал «Кабинет» (7) . Проверено 12 января 2008 г.
  11. ^ Гисбрехт, Донован (сентябрь 2003 г.). «Военный корабль, ледяные глыбы и меннониты» (PDF) . Историк-меннонит . Том. 29, нет. 3. п. 4.
  12. ^ Jump up to: а б с д Браун, Эндрю (2005). Дж. Д. Бернал: Мудрец науки . Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-851544-8 .
  13. ^ Адельман, Роберт Х.; Джордж Уолтон (2004). Бригада Дьявола . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-004-8 .
  14. ^ «Меморандум начальников штабов Великобритании» (PDF) . Квадрантная конференция . 18 августа 1943 г. с. 188 . Проверено 3 мая 2024 г.
  15. ^ Аланбрук, фельдмаршал лорд (2001), Данчев, Алекс; Тодман, Дэниел (ред.), Военные дневники 1939–1945 , Phoenix Press, запись от 19 августа 1943 г., ISBN  1-84212-526-5 .
  16. ^ Перуц, Макс (2002). Мне бы хотелось разозлить тебя раньше (изд. в мягкой обложке). Издательство Оксфордского университета. п. 84. ИСБН  0-19-859027-Х .
  17. Черчилль упомянул проект Аввакума в своей серии «История Второй мировой войны» (том 5, стр. 76).
  18. ^ «Операция Хаббакум на озере Патрисия» .
  19. ^ Сьюзен Б.М. Лэнгли, «Проект Хаббакук: прототип судна времен Второй мировой войны» в «Scientia Canadensis» № 31 (1986).
  20. ^ «Отчеты адмирала Ноубла об Аввакуме/Щупальце» . www.nationalarchives.gov.uk . Проверено 18 марта 2018 г.
  21. ^ Перуц, Макс (2002). Мне бы хотелось разозлить тебя раньше (изд. в мягкой обложке). Издательство Оксфордского университета. п. 94. ИСБН  0-19-859027-Х .
  22. ^ Сэр Чарльз Гудив (19 апреля 1951 г.). «Фиаско ледового корабля» . Вечерний стандарт . Лондон.
  23. ^ « Аляскинский специальный выпуск II ». Разрушители мифов . Эпизод 116. 2009.
  24. ^ Блоксэм, Энди (30 сентября 2010 г.). «Ледяной корабль тонет в море» . «Дейли телеграф» . Великобритания . Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года.
  25. ^ «Фото дня: 30 сентября 2010 г. (изображения 3 и 4)» . «Дейли телеграф» . Великобритания . 30 сентября 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f22c75af192de955a1cf62f24a2da670__1720467660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/70/f22c75af192de955a1cf62f24a2da670.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Project Habakkuk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)