Таухид аль-Муфаддал
Тавхид аль-Муфахал | |
---|---|
Любимое объединение | |
Автор | неизвестно ( псевдепиграфический ) |
Приписывается | Аль-Муффаддал ибн Умар аль-Джу'Фи (ум. Выпить 799) Ja'far al -sadiq ( C. 700 -765) |
Традиция | Ранний шиизм |
Встречаться | 9 век |
Язык | арабский |
Альтернативный заголовок | Китаб Фиад Аль-Халк ва-л-г -татт Ала аль -тибар |
Предмет | Телеологическое доказательство существования Бога |
Под влиянием |
|
Связанные тексты |
|
Сохранился в | Двенадцать шиизм ( аль-маджлиси ) |
Tawḥd al-mufaḍḍal ( توحيد المفضل , «Декларация аль-Муфаддалом о единстве Бога»), также известного как Китаб-Фи-Бад-Аль-Халк Ва-л-Шатт-Аль-Аль- Итибар Начало творения и въезда к созерцанию »), [ 1 ] является трактатом девятого века, связанным с доказательством существования Бога , приписываемого раннему мусульман-шиитов лидеру аль-Муфаддалу ибн Умар аль-Джу'Фи (умер до 799 года). Работа представляет собой диалог между Аль-Муфаддалом и Ши'и Имамом Джафаром аль-Садиком ( ок. 700–765 ), который является главным оратором. [ 2 ]
Как и большинство других работ, приписываемых Аль-Муфаддалу, Тавхид аль-Муфахал был фактически написан более поздним, анонимным автором, который воспользовался статусом аль-Муфаддала как одного из самых близких доверенных лиц Я'Фар аль-Садик, чтобы выписать их собственные идеи для прославленного имама . [ 3 ] Тем не менее, он отличается от других трактатов, приписываемых аль-Муфаддалу отсутствием какого-либо контента, который в частности, в природе, черта, которую он разделяет только с одной другой работой Муфаддала, также имеет дело с рациональным доказательством для существования Бога- Китаб аль-Ихлиладжа («Книга миробаланского фрукта»). Несмотря на то, что оба сохранились ученом Шии 17-го века Мухаммедом Бакиром аль-Маджлиси (умер в 1699 году), единственная вещь, которая соединяет тавхид аль-Муфахал и Китаб аль-Ихлилая с шиизмом,-это их привлечение к Джа ' Far Al-Sadiq и Al-Mufaddal. Вместо доктрины шиитов, их содержание, по -видимому, находится под влиянием мутиазилизма , рационалистической школы исламского спекулятивного богословия ( Калам ). [ 2 ]
Tawḥd Al-Mufaḍḍal -это пересмотренная версия произведения, которая ложно приписывается знаменитой мутазили-лицевой стороне аль-джахиза (умер 868 ) (Книга доказывания и созерцания о создании и администрировании »). [ 4 ] И Таухид аль-Муфахал , и Псевдо -Джахис Китаб аль-Далашил, вероятно, возвращаются к более раннему тексту девятого века, [ 5 ] который иногда был идентифицирован как Китаб аль-Фикр ва-л-л-айтибар джибрилом девятого века («Книга мысли и созерцания»), написанная Несторским христианским христианским Джибрил ибн ибн Аби Ню Аль-Насрани аль-Анбари . [ 6 ]
Телеологический аргумент в пользу существования Бога, используемого в тавхиде аль-Муфалале, вдохновлен сирийской христианской литературой (особенно комментариями к Гексамерону ) и в конечном итоге возвращается к эллинистическим моделям, таким как псевдоаристотелевский де Мундо (« О вселенной » , третий/второй век до н.э.) и стоическое богословие , как записано в Цицероне (106–43 гг. До н.э.) de natura Деорум . [ 7 ]
Содержимое
[ редактировать ]Работа намеревается доказать существование Бога, основанное на аргументе от дизайна (также называемого телеологическим аргументом ). Он состоит из серии лекций о существовании и единстве ( тавхид ) Бога, представленного Аль-Муфаддалу Джафар аль-Садик, который отвечает на его вызов самопровозглашенным атеистам ибн Аби аль-Ауджа ' Полем [ 8 ] В четырех «сессиях» ( Маджалис ) Джафар утверждает, что космический порядок и гармония, которые могут быть обнаружены на протяжении всей природы, требуют существования мудрого создателя. [ 9 ] Двенадцатый библиограф шиии аль-Наджаши ок . ) называет работу как Факкир ( Lit. 982–1058 Китаб также ( Слово Факкир (подумай!). [ 10 ]
Tawḥd Al-Mufaḍḍal на самом деле не оригинальная работа. Вместо этого это пересмотренная версия произведения, также приписываемая знаменитую мутазили-литературу аль-Джахисе (умер 868) под названием Китаб аль-Далашил ва-л-иитибар Ала аль-Халк ва-л-тадбир (книга доказательств и созерцания о создании и администрировании »). [ 4 ] Приписывание этой работы Аль-Яхису, вероятно, также поддельной, хотя она все еще была, вероятно, написана в девятом веке. [ 11 ] По сравнению с псевдо -джахизовым kitāb al-dalāʾil , Tawḥd al-mufaḍḍal добавляет введение, которое создает историю кадров с участием аль-Муфаддала, Ибн Аби аль-Ауджа и Джа'Фар аль-Садик, а также рифмованные похвалы Бога и Джа'Фар аль-Садик, а также рифмованные похвалы Бога и Джа'Фар аль-Садик, а также рифмовать похвалы Бога и Джа'Фар аль-Садик, а также рифмы в начале каждой главы и краткий заключительный отрывок. [ 12 ] Согласно Melhem Chokr, версии, приписываемые аль-Муфаддалу и Аль-Яхису, основаны на неизвестной более ранней работе, причем версия, приписанная Аль-Муфаддалу, более верна оригиналу. [ 5 ] И Ханс Дайбер , и Йозеф Ван Эсс идентифицируют эту оригинальную работу как Kitāb Al-Fikr Wa-l-Ihitibār («Книга мысли и созерцания»), написанная девятым веком Христианским Христианским Джибрилом ибн Нух ибн Аби Нюш аль-Насрани Аль -Anbari. [ 6 ] В любом случае, Jibril Ibn Nuh's Kitāb Al-Fikr Wa-l-Ihtibār , Tawḥd Al-Mufaḍḍal и Pseudi-Jahiz's Kitāb Al-Dalāʾil -только три самых ранних среди многих существующих версий работы: адаптация также сделана Nestorian Христианин епископ Элайджа из Нисибиса (умер в 1056 году) в своем Ришале ḥudūth al-ʿālam wa-waḥdāniyyat al-khāliq wathlīth al-aqānīm , [ 13 ] Суннитским мистиком аль-Газали (умер 1111) в его аль-Шикма Фи Махлукат Аллах , [ 14 ] и андалузским еврейским философом Бахья ибн Пакуда (умер первой половиной 12-го века) в его Китаб аль-Хидайя Ила Фараши Аль-Кулуб . [ 14 ]
Tawḥd Al-Mufaḍḍal / Kitāb Al-Dalāʾil содержит много параллелей с сирийской христианской литературой, такими как комментарии к гексамерону (шесть дней творения, как описано в Бытии ), написанных Джейкобом из Эдессы ( с. 640–708 ) и Моисей. Бар Кефа ( ок. 813–903 ), а также работа энциклопедической работы Эдессы на естественной философии, названной Книгой сокровищ ( ок. 817 ). [ 15 ] Его телеологическое доказательство существования Бога, основанного на обсуждении четырех элементов , минералов, растений, животных, метеорологии и человека-вероятно, вдохновлена псевдоаристотелевской работой де Мундо (« На вселенной », третья /второй век до н.э.), работа, также используемая сирийскими авторами, упомянутыми выше. [ 16 ] В частности, Tawḥd Al-Mufaḍḍal / Kitāb Al-Dalāʾil содержит тот же акцент на идее, что Бог, который уже в де Мундо называется «один», может быть известен только с помощью мудрости, пронизывающего его творческие работы, в то время как его собственные Essence ( Kunh ) остается скрытой для всех. [ 17 ]
Идея о том, что созерцание произведений природы приводит к знанию Бога, также встречается в Коране . [ 18 ] Тем не менее, в случае Tawḥd Al-Mufaḍḍal / Kitāb al-Dalāʾil эта идея создается в философской структуре, которая явно восходит к эллинистическим моделям. Помимо De Mundo (3 -й/2 века до н.э.), есть также много параллелей с Цицероном (106–43 гг. До н.э.) De Natura Deorum , особенно с стоическими взглядами на телеологию и божественное провидение, изложенные в работе Цицерона. [ 18 ] Согласно Мелхеме Чокру, оригинал, на котором были основаны и Таугид аль-Муфахал , и Китаб аль-Далашил, были переведены на арабский язык с греческого, возможно, из неизвестной герметической работы. [ 18 ] Некоторые из врагов, упомянутых в работе, являются диагоралами (5 -й век до н.э.) и эпикур (341–270 гг. До н.э.), [ 19 ] Оба восстановились с момента поздней античности за предполагаемый атеизм, а также мани ( ок. 216–274 или 277 г. н.э.), основатель манихэизма ; некий дуси, и все те, кто бы отрицал провидение и целеустремленность (арабский: ʿamd ) Бога. [ 18 ]
Прием
[ редактировать ]Часто передается вместе в рукописях , [ 20 ] И таухид аль-Муфахал , и Китаб аль-Ихлиладжа могут рассматриваться как часть попытки реабилитировать аль-Муфаддал в традиции двенадцати ши'и . [ 21 ] Известно, что Аль-Муфаддал в течение некоторого времени был последователем Абу аль-Хаттаба (умер 755), лидером раннего ветви шиизма, известного как Гулат («преувеличители», таким образом известный своим предполагаемым «преувеличенным». Почитание имамов ) . Многие трактаты, приписываемые Аль-Муфаддалу, также принадлежат к традиции Гулата . Двенадцать Ши'-обычно отвергали идеи Гулата , но Аль-Муфаддал был важен для них как рассказчик многочисленных хадисов от имамов Я'Фар аль-Садик и его сына Муса аль-Казима . [ 2 ] Помимо Аль-Маджлиси (умер в 1699 году), обе работы были также известны для таких двенадцать ученых, как Аль-Наджаши ( ок. 982–1058 ), Ибн Шахрашуб (умер 1192), Ибн Таус (1193–1266). [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Tawḥd - вероятно с , al , идентична mufall -1058); См. Chokr 1993 , Deuxième Partie, Chapitre I, 3 Deux Ouvrages attribués àa'far al-ṣādiq , 10; Modaressi 2003 , p. 334. Согласно Chokr 1993, истинное название, которое дано в работе,-это Китаб аль-Адилла Ала аль-Халк ва-л-тадбир ва-л-г-градд Ала аль-Кашилин Би-л-ichmāl wa-munkirī al-ʿamd Полем Арабский текст в -майлиси 1983 , вып. 3, с. 57-151.
- ^ Jump up to: а беременный в Асатриан 2000–2012 .
- ^ Асатриан 2017 , с. 59
- ^ Jump up to: а беременный Асатриан 2000–2012 , ссылаясь на Chokr 1993 , с. 85–87, 100–102.
- ^ Jump up to: а беременный Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые ǧa'far al-ṣādiq , 12.
- ^ Jump up to: а беременный Daiber 2014 , p. 172, ссылаясь на Daiber 1975 , 159f.; Van Ess 1980 , с. 65, 79, примечание 7. Daiber и Van Ess говорят только о том, что псевдо-джахис Китаб аль-Далашил и его более поздние адаптации, игнорируя тавхид аль-Муфалал .
- ^ Daiber 2014 , стр. 171–178; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые ǧa'far al-ṣādiq , 10–17.
- ^ Тернер 2006 , с. 184; Modaressi 2003 , p. 334; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые ǧa'far al-ṣādiq , 17. Обстановка приведена в Al-Majlisi 1983 , Vol. 3, с. 57–58. О Ибн Аби аль-Авджате, см. Дальнейшее Чокр 1993, Вторая часть, Глава VII, Абд аль-Карим б. Аби л.-wghā 'и его группа .
- ^ Тернер 2006 , с. 184.
- ^ 2003 Modares , p. 334.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые «ǧa'far al-ṣādiq» , 14; Асатриан 2000–2012 ; Daiber 2014 , p. 172.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые «ǧa'far al-ṣādiq» , 15. Согласно Чокру, некоторые из этих рифмованных препаратов содержат следы доктрины Гулуу .
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые ǧa'far al-ṣādiq , 11.
- ^ Jump up to: а беременный Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые ǧa'far al-ṣādiq , 11; Daiber 2014 , p. 180.
- ^ Daiber 2014 , p. 173.
- ^ Daiber 2014 , с. 171–175.
- ^ Daiber 2014 , с. 175–178.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые ǧa'far al-ṣādiq , 14.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 две работы, приписываемые «ǧa'far al-ṣādiq» , 14; Daiber 2014 , p. 173.
- ^ Они встречаются вместе как в Al-Majlisi 1983 , Vol. 3, с. 57–198 и в маджмуте, хранящейся в библиотеке Принстонского университета (MS. Princeton New Series 1307), последняя из которых также содержит еще одну работу ( Kitāb Miṣbāḥ al-Sharīha ), приписываемая Ja'far al-sadiq: см. Колберг 1992 , с. 187. Sezgin 1967 , p. 530 относится к Китаб аль-Таухиду ва-л-л-илиладжу , согласно Колбергу, возможно, слияние обеих работ.
- ^ Глейв 2008–2012 . Тернер 2006 , с. 184, напротив, предполагает, что они, возможно, были написаны до того, как Аль-Муфаддал приобрел репутацию ненадежного галина среди около 10/11-го века. Аргумент Тернера состоит в том, что ложные атрибуты предназначены для того, чтобы одолжить власть работой, и что не имеет смысла приписывать работу кому -то, кто считает ненадежным. С другой стороны, глянец предполагает, что приписывание «православной» доктрины кому -то может повысить репутацию этого человека за надежность.
- ^ Асатриан 2017 , с. 59–60. Об использовании их Ибн Тавуса см. Kohlberg 1992 , с. 187, 226.
Источники используются
[ редактировать ]- Аль-Маджлиси, Мухаммед Бакир (1983). Бихар аль-Анвар аль-Джамиха Ли-Дурар Ахбар аль-Аймма Аль-Ашр . Бейрут: дар Шиа-аль-Арт-Араби. ( Tawḥd Al-Mufal в том 3, стр .
- Асатриан, Мушх (2000-2012). "Mofażal Al-Joʿfi" . В Яршатере, Эсан (ред.). Enceclopædia Iranica .
- Асатриан, Мушх (2017). Споры в формирующем шиитском исламе: мусульмане Гулата и их убеждения . Лондон: IB Tauris. ISBN 9781784538958 .
- Chokr, Melhem (1993). Зандака и Зиндикс в исламе во втором веке Хегиры . Дамаск: Французский институт Дамаска. Doi : 10.4000/books.ifpo.5349 . ISBN 9782901315025 Полем OCLC 910729151 .
- Дайбер, Ганс (1975). Богословская философская система муаммара ибн Аббада Ассолами (умер 830 г. н.э.) . Бейрутер тексты и исследования. Vol. ISBN 3515018409 Полем OCLC 963435324 .
- Daiber, Hans (2014). «Возможное отголовок де Мундо в арабском исламском мире: христианские, исламские и еврейские мыслители». В Томе, Йохан С. (ред.). Космический порядок и божественная сила: псевдо-аристоф, на космосе . Тюбинген: Мохр Зибек. С. 169–180. doi : 10.1628/978-3-16-156432-1 . ISBN 978-3-16-152809-5 .
- Глив, Роберт (2008–2012). Преподавание В Яршатере, Эсан (ред.). Энциклопдия Иранка
- Колберг, Этан (1992). Средневековый мусульманский ученый на работе: Ибн Шавус и его библиотека . Лейден: Брилл. doi : 10.1163/9789004451162 . ISBN 978-90-04-09549-6 .
- Modaressi, Hossein (2003). Традиция и выживание: библиографическое обследование ранней литературы шиитов . Оксфорд: OneWorld. ISBN 1-85168-331-3 .
- Сезгин, Фуат (1967). История арабского писания, том I: наука о Коран, Хади, История, Фикх, Догматика, Мистика. До ок . Страдание: Брилл. ISBN 978-90-04-02007-8 .
- Тернер, Колин П. (2006). «Традиция муфахала» и доктрина раджы: свидетельство Гулуу в эсхатологии двенадцатого шиизма? » Полем Иран 44 : 175–195. JSTOR 4300708 .
- Van Ess, Josef (1980). «Ранние исламские богословы о существовании Бога». В Семане Халил И. (ред.). Ислам и средневековый запад: аспекты межкультурных отношений. Документы, представленные на девятой ежегодной конференции Центра средневековых и ранних исследований эпохи Возрождения, Государственный университет Нью -Йорка в Бингемтоне . Олбани: Государственный университет Нью -Йорк Пресс. С. 64–81. ISBN 0-87395-409-2 Полем (Перепечатано в Van Ess, Josef (2018). Маленькие сочинения . Страдание: Брилл. С. Doi : 10.1163/978900436483_099 . ISBN 978-90-04-31224-1 . )