Антуан Шинтрей
Антуан Шинтрей | |
---|---|
![]() портрет Эжена Виллана | |
Рожденный | 15 мая 1814 г. Пон-де-Во , Франция |
Умер | 8 августа 1873 г. Септей , Франция | (59 лет)
Работает | л'Онде , 1868 год; Космос , 1869 год; Яблони и метла в цвету , 1872 год; Дождь и солнце , 1873 г. |
Движение | «Прадедушка импрессионистов » [ 1 ] |
Награды | Кавалер ордена Почетного легиона , 1870 г. [ 2 ] |
Антуан Шинтрей (15 мая 1814 — 8 августа 1873) — французский художник -пейзажист . Он был среди голодающих художников, живших в стиле богемы в Париже в 1840-х годах, как это популяризировал его друг и коллега по богеме , писатель Анри Мюрже . В 1863 году он был одним из главных организаторов Салона отказников , который положил начало крупным реформам в работе ежегодного Парижского Салона . Его называли «прадедом импрессионистов » . [ 1 ] но сам Шинтрей никогда не был частью движения, и его картины, особенно основные произведения последнего десятилетия его жизни, по-прежнему трудно классифицировать критикам и историкам искусства. [ 3 ] Пик его славы пришелся на годы сразу после его смерти от туберкулеза в 1873 году, когда его спутник жизни и коллега-художник Жан Дебросс пропагандировал его наследие, выпустив крупную книгу и выставив в Париже. Позже его репутация пошла на убыль, но в 2002 году во Франции была организована большая выставка его работ, а его работы хранятся в музеях по всей Франции, причем самые большие коллекции (28 картин) находятся в Музее Орсе .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шинтрей родился в Пон-де-Во и вырос в Брессе , в образованной, но бедной семье. Его мать, урожденная Сюзанна Клапе, руководила школой-интернатом для девочек. В детстве он увлекался природой и отправлялся в сельскую местность, чтобы насладиться эффектами ветра, дождя и тумана. Он также любил рисовать, и его отец организовал для него уроки рисования у друга семьи по имени Бюиссон. [ 4 ]
Его мать умерла в возрасте 40 лет, 29 апреля 1832 года, и школа-интернат закрылась. 18-летний Шинтрей стал единственной опорой своего немощного отца. Колледж Пон-де-Во , где он учился, дал ему работу мастера рисования для начинающих, что позволило ему зарабатывать на жизнь. в 1838 году [ 5 ] или 1836 год, [ 6 ] его бабушка по материнской линии умерла и оставила ему небольшое наследство. Он использовал эти деньги для создания фонда по уходу за отцом и, оставив себе лишь двести или триста франков, переехал в Париж искать счастья.
Приехав в город, не имея формального художественного образования, он представил рекомендательное письмо выдающемуся ботанику Пьеру Буатару , который обнаружил, что навыки рисования Шинтрейля недостаточны для создания достаточно точных изображений образцов растений. Буатар поручил ему раскрашивать вручную гравюры с изображением растений и насекомых, но Шинтрей не имел склонности к раскрашиванию внутри линий, и Буатар заявил, что молодой человек никогда не станет художником. [ 7 ]
Богемная жизнь в Париже
[ редактировать ]
Затем Шинтрей нашел работу в книжном магазине, где подружился с коллегой Жюлем Франсуа Феликсом Флери-Юссоном, который позже стал известным писателем под псевдонимом Шампфлери . Шинтрей также подружился с двумя братьями, Жозефом Десбросом и Леопольдом Десбросом , которые разделяли его мечту стать художником. Все они были друзьями Анри Мюрже , который вскоре начал публиковать рассказы, которые стали сенсационно популярной пьесой (1849 г.), а затем романом (1851 г.) «Сцены жизни богемы» , позже легшими в основу Пуччини оперы «Богема» . Персонажи Мюргера были вдохновлены борющимися писателями и художниками вокруг него, включая Шинтрейля.
Свободное время Шинтрей проводил, изучая картины в музеях и галереях, или сочувствуя друзьям из богемы в кафе и в обшарпанных квартирах-студиях; они неизбежно располагались на верхнем этаже здания, где комнаты были дешевле. В своей квартире Шинтрей рисовал закаты и бури над горизонтом крыш, но ему хотелось рисовать с натуры. Осенью 1839 года он отправился с Лазаром Велькесом на живописную экскурсию в Альпы Дофине . Шинтрей обрел вдохновение, но потерял работу в книжном магазине из-за самовольного отсутствия.

Шинтрей был более чем когда-либо полон решимости стать художником, даже когда его состояние достигло своего упадка. Его столь же обедневший кружок стал известен как Buveurs d'Eau , или «Пьющие воду», потому что в кафе они занимали комнату, платили за один бокал вина на двоих и затем пили только воду. Они дали клятву заниматься только той работой, которая достойна их таланта, отказавшись от коммерческого искусства или писательства, и это решение держало их в бедности. [ 8 ] [ 9 ]
Шинтрей, возможно, когда-то нарушил это правило, хотя и случайно. По словам Жоржа Монторгейля, глава «Пассаж Мер-Руж» в романе Мюргера была основана на Шинтрейле. [ 10 ] [ 11 ] Персонаж Марсель, неоднократно представлявший свою картину «Переход через Красное море» в Парижский салон и неоднократно получавший отказ, наконец соглашается продать ее торговцу подержанными товарами за 150 франков и ужин из лобстера. Неделю спустя он и его друзья видят картину не в художественной галерее, а висящую как вывеску над магазином. Когда картина получает аплодисменты восхищенных зрителей, Марсель приходит в восторг.
Среди кафе, которые он часто посещал, было Café Momus Шампфлери, Курбе , Бодлера и Шинтрейля». , где « постоянно можно было увидеть [ 12 ] Шрентрей был «хилой на вид, робкой, несколько неуклюжей фигурой, молча выпускавшей дым из длинной трубки». [ 13 ] в своей «верной красной куртке». [ 14 ] Шинтрей упоминается по имени в частной переписке Мюргера этого периода. Один анекдот повествует о том, как «Пьющие воду» объединили свои скудные ресурсы для создания чрезвычайного фонда.
На одном из собраний «Пьющих воду»… под председательством Мургера… Шантрей попросил сорок франков, чтобы купить немного кадмия. «Вы начинаете надоедать, — сказал президент [Леон Ноэль], — со своими традиционными цветами». «Но я не могу без этого обойтись», — возразил Шинтрей. «Он нужен мне для моих закатов». «Почему бы тебе не нарисовать солнце после того, как оно зашло», — парировал Ноэль. Однако, когда Шинтрей начал дуться и бормотать, что ему пытаются преградить путь к успеху, президент уступил, казначею было разрешено выплатить запрошенную сумму, и все снова стало хорошо. [ 15 ]
Обстоятельства были настолько ужасными, что Шинтрей и его друзья буквально стали голодающими художниками и были госпитализированы из-за недоедания и пребывания в сквозняках, часто неотапливаемых помещениях. (Мюргер неоднократно упоминает о сжигании стульев для получения тепла.) Смерть от туберкулеза дорогого друга Шинтрейля Жозефа Деброса в 1844 году, в возрасте 24 лет, вдохновила Мюргера на создание главы «Маншон дю Франсин» в романе Мюргера. [ 13 ] [ 16 ] «Мы умираем от голода, мы на исходе», — писал Мургер в письмах. «Я вижу, что погружаюсь все глубже и глубже в самую ужасающую нищету: мы живем вместе, Шинтрель, «Готика». [ 17 ] и я — но что за жизнь!» [ 18 ]
-
Шинтрей, работа Армана Вастина , 1838 год.
-
Шампфлёри , Гюстав Курбе , 1855 год.
-
Леопольд Деброс, Жан-Франсуа Милле , ок. 1847-49.
-
Анри Мюргер , , Надара 1857 год.
-
Пьер-Жан де Беранже, автор Ари Шеффер , ок. 1830.
-
Поль Деларош , автопортрет, до 1848 года.
-
Жан-Батист-Камиль Коро , ок. 1850.
В 1842 году [ 19 ] Шинтрейю удалось пройти формальное обучение в ателье Поля Делароша , и около 1843 г. [ 6 ] он подружился с Коро . Хотя формально он никогда не был учеником мастерской Коро, [ 20 ] художник старшего возраста оказал глубокое влияние на Шинтрейля. В конце концов, когда Коро подумал, что Шинтрей научился всему, чему мог его научить, Коро сказал ему: «Теперь, любовь моя, ты должен идти один». [ 21 ]
В 1843 году в Галерее изящных искусств Шинтрей продал четыре работы на общую сумму 220 франков; большинство из них были жанровыми картинами . [ 22 ]
В 1845 году [ 6 ] Шинтрей нашел покровителя в лице известного поэта и автора песен Пьера-Жана де Беранже , который не только покупал у молодого человека картины и оплачивал его художественные принадлежности, но и написал множество рекомендательных писем коллекционерам и ценителям. [ 23 ] [ 24 ]
После многих лет борьбы и отказов 33-летний Шитрей наконец получил картину, принятую на Парижском салоне в 1847 году. [ 25 ] В следующем году Салон принял три его пейзажа, один из которых был куплен французским государством. [ 26 ] Его карьера профессионального художника наконец-то началась.
Отношения с Жаном Десбросом; идиллия в Иньи; болезнь
[ редактировать ]
В 1849 году [ 6 ] Когда ему было около тридцати, Шинтрей вступил в самые важные отношения в своей жизни с гораздо более молодым Жаном-Альфредом Дебросом (1835–1906). Жан был младшим братом богемных товарищей Шантрея Жозефа и Леопольда; Шинтрей впервые подружился с ним, когда он был еще ребенком, в доме его родителей, принося ему мелки, от чего маленький мальчик от радости поднимал ноги. [ 27 ] В возрасте четырнадцати лет Жан решил подражать своим братьям и жить жизнью художника, что привело в ярость его отца, который видел, как один сын умер, а другой стал нищим, сделав тот же выбор. Подойдя к порогу Шантрейля «под проливным дождем, грязнее, чем потерявшаяся собака», [ 28 ] мальчик умолял остаться, «а то я брошусь с моста!» [ 29 ] Он выглядел настолько обезумевшим, что Шринтрей отнесся к угрозе серьезно и согласился принять его. «Но предупреждаю вас, — сказал он, — я могу предложить вам только половину своих страданий». [ 30 ]
С этого дня они были неразлучны, объединены «дружбой бесконечной нежности и беспрецедентной верности. Она продлилась более тридцати лет, и только смерть могла прервать ее». [ 30 ] Современник сравнил их со знаменитыми мужскими парами Древней Греции: «О святая дружба! Она имеет свою золотую книгу, в которую не более славно вписаны Пифий и Дамон , Эвриала и Нис , Орест и Пилад, чем будут Шинтрей и Дебросс». [ 31 ]
Совершая экскурсии по окраинам Парижа и за его пределами, они оба были очарованы пейзажем деревни Иньи , «с ее свежими лугами, лесистыми склонами холмов, ленивой речкой и дрожащими завесами тополей». [ 32 ] В 1850 году они сняли в аренду небольшой коттедж с садом и завели деревенское хозяйство. Их друг и биограф Фредерик Анриет позже описал их как Робинзона Крузо и Пятницу , отважно живущих за счет своего ума не на необитаемом острове, а в центре Франции. [ 33 ] (Он также описал Шинтрейля как «бережливую домохозяйку». [ 34 ] ) Годы в Игни были плодотворными; Известно, что с 1850 по 1855 год Шинтрей написал не менее 138 работ. [ 35 ] его пейзажи регулярно принимались на Парижский Салон.
Идиллический период в Иньи был прерван в 1855 году, когда Шантрей серьезно заболел, что впоследствии стало хроническим заболеванием легких на всю оставшуюся жизнь. Врачи обвинили его болезнь в воздействии прохладной утренней росы и вечерних туманов долины реки Бьевр , которые он осмелился нарисовать мимолетные атмосферные эффекты рассвета и сумерек. Чтобы заботиться о нем, говорит Анриэ, «Шинтрей нашел у его постели сестру милосердия [ une sœur de charité ] в образе Деброса, которая в унылые часы стала для этого человека без семьи целой семьей» [ 36 ] наблюдает за ним, пишет Альбер де Ла Физельер , «как мать у постели обожаемого сына». [ 37 ] Врачи настаивали на том, что Шинтрей сможет выздороветь только в более благоприятном и сухом климате, и в 1856 году пара покинула Иньи и переехала в Бовес в Пикардии , где Шинтрей продолжал рисовать, даже когда выздоравливал.
-
Пейзаж с ясенем , 1850–1857 гг., Музей Фицуильяма.
-
Гроза , 1852 год, Музей изящных искусств Реймса.
-
Пейзаж в сумерках , ок. 1852 г., Музей изящных искусств Реймса.
-
Белый замок, гр. 1855 г., Музей RISD.
-
Поляна с оленями , 1856, Музей Броу
Ла Турнель
[ редактировать ]
С 1857 года, держа студию в Париже, Шинтрей и Деброс решили проводить большую часть своего времени в деревушке Ла Турнель в Септёе , на плато с видом на долину Вокулёр . «Все указывало на то, что в этих мирных регионах ни один художник не ставил свой дерзкий зонтик», что соответствовало их новаторскому художественному духу. Импульсивно, на аукционе Деброс купил три акра земли за 36 франков и сам заготовил сено. Они также приобрели садовый участок и ветхий дом, где принялись заделывать дыры и надстраивать второй этаж, пренебрегая, «как Бальзак в Maison des Jardies », оставлять место для лестницы. (Конструкция, напоминающая колокольню, окружала лестницу, которую пришлось построить за пределами первоначальных стен, что добавляло живописный эффект. [ 38 ] ) В поисках помощника-подростка «Шантрей и Деброс отправились в небольшую деревушку в окрестностях Манта , откуда привезли молодого человека доброй воли». [ 39 ]

В сопровождении Деброса и работая на земле в качестве садовника, косилки и художника-натуралиста, именно в Ла Турнеле Шинтрей проведет «самые сладкие шестнадцать лет своей жизни». [ 37 ] который также будет его последним.
В какой-то момент после 1857 г. [ 40 ] Жан Деброс женился на Антуанетте Элуан, которая была на девять лет старше его. Анриет пишет, что «Дебросс женился, не расставаясь с Шинтрейем, ибо тонкая преданность его жены уважала узы столь тесные и дорогие». [ 41 ] Считается, что она является героем картины Деброса в Музее Орсе, на которой изображена женщина, сидящая в саду Ла Турнель, ее лицо в профиль. Автор Кэролайн де Болье, которая была современницей и, возможно, знала ее, говорит, что она была «умной женщиной с храбрым сердцем». [ 42 ] За исключением того, что Антуанетта работала медсестрой у Шинтрейля, роль Антуанетты в доме неясна. Дебросы, по-видимому, были бездетны. Когда Антуанетта умерла в 1892 году, ее похоронили на участке, на котором в конечном итоге оказались и ее муж, и Шинтрей; на памятнике изображены два художника, но она не упоминается. [ 43 ]
В 1858 году Фредерик Анрие опубликовал свое очень влиятельное эссе «Шинтрей» в номере журнала «L'Artiste» от 24 октября , которое помогло установить загадочность Шинтрейля как художника, претерпевшего большие лишения, чтобы достичь самых дальних границ искусства, человека с особое понимание тайн природы, мужественно стремившееся «перевести все непереводимое». [ 44 ] Как позже писал Альбер де Ла Физельер : «Он интуитивно понимал таинственный язык природы… Природа создала Шинтрейля, чтобы он подвергал сомнению и постигал его». [ 45 ]
Салон отказников 1863 года.
[ редактировать ]Карьера Шинтрейя продолжалась стабильно: все больше картин приобретались французским государством и коллекционерами, включая сына Александра Дюма , [ 46 ] но в 1863 году все его работы были отклонены жюри Парижского салона. Две трети всех заявок были отклонены в том году, включая работы Курбе , Мане и Писсарро . Шинтрей и два брата Деброс были одними из главных организаторов Салона отказников . [ 47 ] который пренебрег носом к официозу французского искусства и представил альтернативный салон произведений отвергнутых художников. Салон отказников собрал огромную прессу и моральную поддержку Наполеона III и в конечном итоге привел к реформам в работе Парижского Салона, где разоблачение и получение медалей могли означать жизнь или смерть для карьеры художника. [ 48 ] Историк искусства Альберт Бойме пишет: «Салон отказников вполне может представлять собой наиболее решающее институциональное развитие в прогрессе современного искусства… [Он] представил демократическую концепцию многостилевой системы (во многом похожей на многопартийную систему). подлежит рассмотрению общим жюри общественности». [ 49 ]
Высота карьеры
[ редактировать ]В годы, прошедшие после Салона отказников, слава и репутация Шинтрейя начали стремительно расти. В ответ на Un pre; В 1864 году в Салоне le soleil chasse le brouillard («Луг: Солнце разгоняет туман») критик Леон Лагранж неохотно уловил предчувствие грядущих событий (сознательным кивком в сторону богемного прошлого Шинтрея):
Когда-то на Римскую премию участникам конкурса была предложена такая тема, как «Геракл, изгоняющий эримантского вепря». Тема г-на Шинтрейля: «Луг; солнце разгоняет туман». О триумф «впечатления»! Какое нам дело до процедур прошлого? Луг, солнце, туман? Оно обретает форму? Хуже всего то, что г-ну Шантрейлю удается заинтересовать меня этими драмами; его луг сочится влагой, его долина задыхается в тени; но сквозь туман этого нового Вагнера я вижу рассвет будущего… вместо «Перехода через Красное море » — «переход от зари к дню»… [ 50 ]
Картина «Онде» («Дождевой дождь»), представленная в Салоне 1868 года, ознаменовала окончательный триумф Шантрея, «поистине большой успех, который поставил его на беспрецедентный уровень и гарантировал, что его работы принесут большие цены». [ 51 ] Впереди были и другие триумфы, в том числе «L'Espace» («Пространство») в 1869 году, «Pommiers et genêts en fleurs» («Яблони и цветущая метла ») в 1872 году, а в 1873 году — его последняя картина и «одно из его лучших произведений». [ 51 ] Pluie et Soleil (Дождь и Солнце) . «Когда ему это удается, он расширяет горизонты пейзажной живописи, — писал Ла Физельер, — и никто не поднялся выше него в магическом воздействии « Плюи и солнце … где он показывает себя во всей полноте своих выразительных средств». [ 52 ]
Шинтрей также был художником-маринистом , создавая прибрежные сцены и морские пейзажи во время пребывания в Булони-сюр-Мер , Фекаме и Дьеппе .
Между 1866 и 1868 годами он жил со своим другом и хозяином Морисом Ришаром в замке Мильмон . Именно Ришар, будучи министром изящных искусств, добился того, чтобы Шантрей стал кавалером Почетного легиона в 1870 году. [ 2 ]
-
Луг; Солнце прогоняет туман , 1864, Музей Орсе
-
Вечерние пары , 1865, Дворец изящных искусств, Лилль.
-
l'Ondée , 1868, Штедель , Франкфурт.
-
Космос , 1869, Музей Орсе.
-
Яблони и цветущая метла , 1872 год, Музей Орсе.
-
Дождь и солнце , 1873, Музей Орсе.
Смерть
[ редактировать ]
Современники не ставят конкретного диагноза хронического заболевания Шинтрейля, но в 1905 году Ланоэ-Виллен пишет, что он умер от туберкулеза . [ 51 ] В своей монографии 1881 года о Жане Дебросе Анрие описывает последние дни Шинтрейя с мучительными подробностями. Когда его состояние ухудшилось, его друг и врач Эме Мартен посоветовал ему остановиться на одном из курортов О-Бонна , но долгая поездка утомила его, и у него началась сильная лихорадка. Испытывая ужас перед смертью на курорте, Шинтрей сказал Дебросу: «Я хочу умереть в Ла Турнеле».
Это возвращение было для Шинтрея долгой пыткой, а для Деброса — настоящим крестным путем ; он обо всем позаботился, все предусмотрел; Всегда внимательный и всегда улыбчивый, он торжествовал всю недоброжелательность и равнодушие отельеров на маршруте. Он боялся, что с каждым приступом кашля, с каждой оплошностью его пациент умрет у него на руках... Наконец Деброс нашел утешение, вернув его в Ла Турнель. Это был жаркий и прекрасный день в начале июля. Шантрейля поместили на ярком солнце у порога стеклянной двери большой комнаты, на матраце и подушках, приготовленных в саду для его приема, и он наконец смог пробежаться тусклым взглядом по местам, которые он так любил, и где он провел свои самые сладкие часы. «Как красиво, — сказал он, — как красиво!» Радость от возвращения домой на какое-то время воодушевила его. Ароматные ароматы клумб с розами и цветущих лугов оживили его. Через двадцать дней все было кончено! [ 53 ]
8 августа 1873 года Шинтрей «умер, как и жил, на руках Деброса». [ 54 ] Его последней завершенной картиной была «Pluie et Soleil» («Дождь и солнце») , показанная на Парижском Салоне 1873 года. Анриет считал, что Шинтрей «испустил свой последний вздох в этой душераздирающей элегии, которая в форме борьбы между противоположными силами природы, воспевает вечную двойственность человеческой души, краткие радости которой так быстро сменяются печалью». [ 55 ]
Наследие
[ редактировать ]
Через год после смерти Шинтрейля Жан Деброс, наследник его поместья, организовал большую ретроспективную выставку его работ, на которой было представлено 228 картин и 39 рисунков, в Школе изящных искусств ; для художника, не связанного со школой, было крайне необычно получить разрешение выставляться там, что создало прецедент. [ 56 ] Эрнест Шено писал: «После просмотра этой выставки мы можем сказать о Шантрейле, что он был и останется в пейзажной живописи самым плодотворным первопроходцем этого столетия. Он намного превзошел своего прославленного мастера Коро…». [ 57 ] Наряду с каталогом выставки Деброс также опубликовал тщательно иллюстрированную книгу «Жизнь и творчество Шинтрея» (1874 г.) с эссе и аннотированным списком из более чем 500 работ; Включение в книгу более 150 гравюр работ Шинтрейля, многие из которых были специально заказаны для этого тома, было издательским новшеством для своего времени и привело к созданию одного «из самых роскошных иллюстрированных каталогов, которые когда-либо видели». [ 58 ] был проведен аукцион работ Шинтрея В следующем году, в 1875 году, в отеле Drouot , на котором была предложена 141 картина и 57 рисунков; это был большой успех. [ 59 ]
Дебросс также работал над установкой памятника Шантрейлю в его родном городе Пон-де-Во; Торжественное открытие бюста Шинтрейля (автора Жана-Батиста Божо ) на площади Кордельеров состоялось 5 мая 1879 года. [ 60 ] Еще один тщательно продуманный памятник был установлен на могиле Шинтрея в Септёе работы Луи-Шарля Леве в 1874 году; после смерти Деброса в 1906 году он был похоронен рядом с Шинтрейем, а бронзовая доска с его лицом была добавлена рядом с лицом Шинтрейля. «Мастер и ученик лежат бок о бок, навсегда соединившись в тишине смерти, как они так долго были связаны узами жизни. Там же похоронена и мадам Дебросс, жена одного и кормилица другого». [ 61 ]
в 1884 году Лувр выразил заинтересованность в покупке высшего творчества Шинтрей, Плюи и Солей . Дебросс подарил картину бесплатно. [ 59 ] сейчас он находится в Музее Орсе.
Деброс, который вместе с Шинтрейем боролся за создание «с нуля новой, личной, оригинальной поэтики», сделал успешную карьеру художника; Анриет считала это еще одним наследием Шинтрейля. «Эти два сердца, которые беспрестанно бьются в унисон, эти две души, которые вместе думали, восхищались, постоянно проникали друг в друга, какое посвящение для молодого художника!» [ 62 ]
При жизни Шинтрейя его друг [ 63 ] Одилон Редон объявил его лучшим французским художником-пейзажистом, выше Добиньи и даже Коро . [ 64 ] и после смерти Шинтрейля Редон объявил его гением, который вел «уединенную и строгую жизнь. Никогда еще успех не имел для него такого великого великолепия, которое придавало ему таланты более поверхностные и более мужественные… Его слава, как и его работа, проявляется медленно, слабо и кажется, что он боится шума средь бела дня, поэтому он движется вперед без показухи, чтобы лучше заявить о себе более стойко и уверенно». [ 65 ]

В 1878 году Эмиль Золя писал о Шантрейле: «Долгое время его талант подвергался сомнению или отрицался, но на самом деле он значителен. Некоторые из его картин великолепны: природа живет в них своими звуками, запахами, игрой света. и тень... Мы чувствуем здесь художника, который стремится превзойти лидеров школы пейзажистов-натуралистов и который, оставаясь верным копировщиком природы, старался удивить ее в особые и трудно уловимые моменты». [ 66 ]
В 1905 году Жорж Ланоэ-Виллен назвал Шинтрея «прадедом импрессионистов » . [ 1 ] но искусствовед Джон Хаус, писавший столетие спустя, утверждал, что интересы Шинтрейля, как видно из «очень амбициозных крупномасштабных пейзажей» его последних лет,
находятся на противоположном конце спектра от ранних работ импрессионистов, которые в те же годы начали исследовать расчетливо неформальное, казалось бы, случайное видение повседневного света и погоды. Напротив, мгновения Шинтрейля драматичны и порой театральны — это дистилляция, конденсация визуальных переживаний в один усиленный момент.
С другой стороны, пишет Хаус, сравнение Шринтрея с Коро или художниками Барбизона , с которыми его ранние работы имели лишь «широкое сходство», приводит к выводу, что
насколько сложно классифицировать искусство Шинтрейля в рамках обычных парадигм французской пейзажной живописи девятнадцатого века. Еще в 1861 году Теофиль Готье отмечал свое увлечение «опасными капризами, причудливыми позами, рискованными эффектами» природы. На ум приходят такие термины, как «романтический» или даже «символистский», но подобные ярлыки отвлекают внимание от реального интереса к творчеству Шинтрейля. Он исследовал это видение в 1860-х и начале 1870-х годов, стремясь направить пейзажную живопись в совершенно ином направлении от «реалистических» и «натуралистических» тенденций, которые доминировали в те годы, и использовать ее как средство для обостренного поэтического выражения. . [ 67 ]
В таких работах, как Un pre; «le Soleil Chasse le Brouillard» , пишет Хаус, «эффект настолько ярок — даже галлюцинаторный — что… для глаз двадцать первого века подобные картины нарушают границы безвкусицы». [ 3 ] Тем не менее, в 2002 году большая ретроспектива Brumes et rosées: paysages d'Antoine Chintreuil 1814-1873 была выставлена в Музее де Бру в Бурк-ан-Брессе с каталогом, который, как писал Хаус, сразу же стал « стандартный справочник по Шинтрейлю». [ 68 ] Совсем недавно, в 2017 году, Музей искусства и истории Медона организовал выставку под названием « Антуан Шинтрей (1814–1873): Rêveries d'un paysagiste solitaire» . Представление о Шинтрейле как об одиноком художнике-пейзажисте, возможно, возникло из-за его репутации аутсайдера и того факта, что он никогда не был женат и не имел детей; но, начиная с товарищеских дней, проведенных в богеме, и заканчивая тремя десятилетиями ежедневного общения с Дебросом, Шинтрей был исключительным художником, но не одиноким.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ланоэ-Виллен, стр. 22: «прадед импрессионистов»
- ^ Jump up to: а б «№ уведомления: L0528039» . leonore.archives-nationales.cultural.gouv.fr . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дом, с. 647.
- ^ Дюфай, с. 43-44.
- ^ Дюфай, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Дуато.
- ^ Ла Физельер и др., стр. х-хii.
- ^ Лелиу и др. в., стр. 9-18.
- ^ Мургер (1930), с. 216: «Пьющие воду» «никогда не спустились бы с вершины искусства, то есть, несмотря на все смертные страдания, ни один из них не был готов пойти на какую-либо уступку необходимости».
- ^ Монторгейль (1906), с. 543.
- ^ Мургер (1930), стр. 176-183.
- ^ Болдрик, с. 75.
- ^ Jump up to: а б Монторгейль (1906), с. 540.
- ^ Ла Физельер и др., стр. xiv.
- ^ Болдрик, стр. 12, со ссылкой на Монторгейля (1928), стр. 58-59.
- ^ Мургер (1930), стр. 201-224.
- ^ Прозвище Леопольда Деброса.
- ^ Болдрик, стр. 38 и 44.
- ^ «Антуан Шинтрей» . www.nationalgallery.org.uk . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Ла Физельер и др. имеет. (1974), с. viii.
- ^ Генриетта (1858), с. 17: «Теперь, любовь моя, ты должна идти одна».
- ^ Каталог... (1843); картины: «Алексис и Коридон» (по мотивам стихотворения Вергилия о любви пастуха к мальчику), с. 19; Tombeau des sergents de La Rochelle, au cimetière Mont-Parnasse (effet du soir) , с. 25; Сара ла Бэньёз (по мотивам стихотворения Виктора Гюго ), с. 27; и La Chute des feuilles , с. 35, с описанием: «Бедняк сидит на террасе, окруженный одинокой семьей, которая становится свидетелем его смерти и забирает с собой последние остатки счастья».
- ^ Генриетта (1858), стр. 14-16.
- ↑ Келлер рассказывает о первой встрече Беранже и Шинтрейля в комическом анекдоте.
- ^ Генриетта (1858), с. 17; на картине был пейзаж Монмартра .
- ^ Генриетта (1858), с. 15: Эффект сумерек , хранится в Музее изящных искусств Ньора (ныне Музей Бернара д'Агеши ).
- ^ Генриетта (1881), с. 7.
- ^ Монторгейль (1906), с. 541.
- ^ Генриетта (1881), стр. 8-9.
- ^ Jump up to: а б Монторгейль (1906), с. 542.
- ^ Деслис, с. 648.
- ^ Генриетта (1881), с. 9.
- ^ Генриетта (1881), с. 11.
- ^ Генриетта (1858), с. 20: «бережливая домохозяйка».
- ^ Декур (1963),
- ^ Генриетта (1858), с. 20.
- ^ Jump up to: а б Ла Физельер и др., стр. XVIII.
- ^ Болье, с. 291.
- ^ Генриетта (1881), стр. 14-17.
- ^ Фоссье и др. (2002), с. 160–161: письмо Шинтрея от 27 сентября 1859 года, в котором он упоминает «госпожу Десброс», может служить конечной точкой брака.
- ^ Генриетта (1881), с. 13.
- ^ Болье, с. 296.
- ↑ Декур (1973) пишет, что Деброс был один в конце своей жизни, хотя он «без сомнения, время от времени видел своего брата Леопольда, а также своих племянников и племянниц», указывая на то, что по состоянию на 1906 год у Жана Деброса не было живых детей. Декур просмотрел муниципальные архивы и другие источники в поисках информации об Антуанетте Деброс и нашел так мало, что назвал этот раздел своего эссе «Тайна брака Жана Деброса».
- ^ Генриетта (1858), с. 24: «он всегда стремится перевести все непереводимое».
- ^ Ла Физельер и др., стр. viii.
- ^ Генриетта (1858), с. 15
- ^ Генриетта (1881), с. 22: «Они были наиболее активными членами комитета, который организовал борьбу и взял на себя издание каталога».
- ↑ Каталог произведений живописи, скульптуры, гравюры, литографии и архитектуры: отклонен жюри 1863 года и выставлен по решению Его Величества Императора в дополнительном салоне Елисейских Полей 15 мая 1863 года.
- ^ Бойме, стр.411.
- ^ Лагранж, с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Ланоэ-Виллен, стр. 20.
- ^ Ла Физельер и др., стр. xxxv-xxxvi.
- ^ Генриетта (1881), стр. 18-19.
- ^ Фуг, с. 3: «Он умер на руках Деброса, чью жизнь он прожил».
- ^ Генриетта (1881), стр. 17-18.
- ^ Болье, с. 300.
- ^ Шено, с. 251.
- ^ Хамертон, с. 102.
- ^ Jump up to: а б Декур (1973).
- ^ Болье, с. 304.
- ^ Декур (1963).
- ^ Генриет (1881), стр. 21: «Эти два сердца, которые постоянно бьются в унисон, эти две души, которые думали, восхищались вместе, постоянно проникали друг в друга, какое посвящение для молодого художника!»
- ↑ Редон (1922), стр. 143-144: После вежливой, но неловкой встречи с Фромантеном в 1868 году Редон пишет о том, насколько больше он предпочитает «простую и уверенную обстановку сладкого Шинтрейля» ( les abords simples et si confiants du Ду Шинтрей ).
- ^ Редон (1868).
- ^ Редон (1922), с. 154-155.
- ^ Золя (1878), с. 204; п. 24 каталога выставки 2017 года Антуан Шантрей (1814-1873): «Мечты одинокого пейзажиста» дают несколько иную версию.
- ^ Дом, с. 647; цитата Готье взята из Abécédaire du Salon de 1861 , стр. 107.
- ^ Дом, с. 648.
Источники
[ редактировать ]- Болдик, Роберт (1961). Первый богемец: Жизнь Генри Мергера , Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1961.
- Больё Кэролайн де. Знаменитые художники XIX века , т. 2, Париж: Librairie Bloud et Barral, 1894; глава «Антуан Шинтей», стр. 273–304.
- Бойме, Альберт. «Салон отказов и эволюция современного искусства». Архивировано 9 октября 2020 г. в Wayback Machine , Art Quarterly 32 (зима 1969), стр. 411–26.
- Иллюстрированный каталог галерей изящных искусств: содержащий полный и пояснительный список выставленных предметов с продажными ценами , Париж: Галереи изящных искусств, бульвар Бонн-Нувель 20 и 22, 1843 год.
- Шено, Эрнест. «Выставка произведений Шинтрейля» , Revue de France , vol. X, 1 мая 1874 г., стр. 250–253.
- Декур, Арман (1963). «Великий художник-пейзажист из Мантуа: Шинтрей» в Le Mantois 14 (Бюллетень Общества «Les Amis du Mantois», новая серия), Мант-ла-Жоли, Imprimerie Mantaise, 1963, с. 24-35.
- Декур, Арман (1973). «Братья Десброс, художники и граверы Мантуа» в Le Mantois 23 (Бюллетень Общества «Les Amis du Mantois», новая серия), Мант-ла-Жоли: Imprimerie Mantaise, 1973, стр. 3-16.
- Деслис, Чарльз. «Le petit pont du Grand Bois» , Musée des famille , 14 октября 1897 г. (перепечатано из декабрьского номера 1882 г.), стр. 648–651.
- Дуато, Виктор. «A la memoire de Chintreuil» , Комедия, 8 апреля 1929 г., стр. 3.
- Дюфе, Ш.-Жюль. «Биография: Шинтрей (Антуан)» , Обзор Литературного, исторического и археологического общества департамента Айн , 1875, стр. 43–52.
- Фуг, П. «Жан Дебросс» , Художественная и литературная фантазия: еженедельник , 22 мая 1880 г., стр. 2–3.
- Хамертон, Филип Гилберт (1889). «Шинтрей» в Portfolio Papers , Лондон: Seeley & Co., 1889, стр. 102–109.
- Анриет, Фредерик (1858). «Шинтрей» в «Артисте» , 24 октября 1858 года; переиздано в виде монографии, Esquisse biographique, Chintreuil , Париж: J. Claye, 1858.
- Анриет, Фредерик (1881). Жан Деброс: современные художники , Париж: А. Леви, 1881.
- Хаус, Джон (2002). «Антуан Шинтрей» (обзор каталога и выставки в Бург-ан-Брессе) в The Burlington Magazine , vol. 144, нет. 1195 (октябрь 2002 г.), стр. 647–648.
- Келлер, А. «Беранже и художник Шинтрей» , Бюллетень Исторического общества Отёя и Пасси . Париж: 1904, стр. 258–259.
- Ла Физельер, Альбер де; Шампфлери; Анриет, Фредерик; предисловие Жана Деброса (1874 г.). Жизнь и творчество Шинтрейля , Париж: Кадар, 1874.
- Лагранж, Леон. «Салон 1864 года», Gazette des Beaux-Arts , вып. 17, 1 июля 1864 г. , стр. 5–44.
- Ланоэ-Виллен, Жорж. История французской школы пейзажа от Шинтрейя до 1900 года , Нант, Société nantaise d'éditions, 1905.
- Лелиу, Адриен Франсуа; Ноэль, Леон; и Надар (1862 г.). История Мюргера: для истории истинной богемы, автор Trois Buveurs d'Eau , Париж: Коллекция Hetzel; включает письма Мюргера с упоминанием Шинтрейля.
- Мургер, Анри (1930). Латинский квартал , английский перевод Элизабет Уорд Хьюгус из Scénes de la vie de bohème , Нью-Йорк: Dodd, Mead & Company, 1930.
- Монторгейль, Жорж (псевдоним Октава Лебега) (1906). «Десброс и Шинтрей» , Месяц литературы и живописи , Париж: Maison de la Bonne Presse, январь 1906 г., стр. 537–545.
- Монторгей, Жорж (1928). Генри Мюргер, богемный писатель , Париж: Бернар Грассе, 1928.
- Редон, Одилон (1868). «Салон 1868 года», Жиронда , 19 мая 1868 года. Перепечатано в Одилоне Редоне, Critiques d’art , Бордо: William Blake & Co., 1987.
- Редон, Одилон (1922). Для себя: журнал, 1867-1915: заметки о жизни, искусстве и художниках , Париж: Х. Флёри, 1922. Английский перевод Миры Жакоб и Жанны Л. Вассерман, Себе: заметки о жизни, искусстве и художниках , Нью-Йорк : Г. Бразиллер, 1986.
- Золя, Эмиль (1878), «Французская школа живописи на выставке 1878 года», первоначально опубликованная в Le Messager de l'Europe , июль 1878 года (на русском языке), переведенная на французский язык Хеммингсом и Ниссом и опубликованная в Эмиле Золя. , Салоны , Женева: Э. Дро, 1959, с. 199-222; цитируется Декуром (1963).
Каталоги выставок и аукционов (хронологический)
[ редактировать ]
- 1874: Картины, этюды и рисунки Шинтрейля выставлены в Школе изящных искусств с 25 апреля по 15 мая 1874 года (каталог выставки), Париж: Ж. Клей, 1874.
- 1875: Каталог картин, этюдов и рисунков с натуры Шинтрейля , аукцион в отеле Drouot, Париж, 4–5 февраля 1875 года.
- 1905: Картины и этюды А. Шинтрея, составляющие «Коллекцию господина Жана Деброса» , каталог для аукциона в отеле Drouot, Париж, 9 февраля 1905 года.
- 1907: Каталог картин, этюдов, эскизов, рисунков А. Шинтрейля... и рисунков различных художников... в зависимости от поместья Жана Деброса , аукцион поместья в отеле Друо, Париж, 15 февраля 1907 года.
- 1929: Выставка картин и рисунков Анта. Шантрей, 1814–1873, с 8 по 30 апреля 1929 г. , Париж: Galerie Lorenceau, 1929; Предисловие к каталогу Виктора Дуато опубликовано под названием «A la mémoire de Chintreuil» в Comoedia 8 апреля 1929 года, стр. 3.
- 1973: Бодсон, Франсуаза и др. Антуан Шантрей, Книга столетия, 1873–1973: Каталог выставки, организованной городами Бур-ан-Бресс и Пон-де-Во , Бург-ан-Бресс: Музей де Бру, 1973.
- 2002: Фоссье, Франсуа и др. Туманы и росы: пейзажи Антуана Шантрея 1814–1873 , каталог конкурирующих выставок в Музее Шинтрея и Музее де Бру , июнь – сентябрь 2002 г.; включает дошедшую до нас переписку Шинтрейля; Париж: Встреча национальных музеев, 2002.
- 2017: Антуан Шинтрей (1814-1873): Мечты одинокого пейзажиста , каталог выставки в Музее искусства и истории Медона , 2017.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шампфлери (1872 г.). Воспоминания и портреты юности (включая главу о Шинтрейе, «Brumes et Rosées», стр. 159–179), Париж: Э. Дентю, 1872.
- Анриет, Фредерик (1876). Ландшафтный дизайнер в полях , Париж: А. Леви, 1876 г.
- Марсель, Генри. Французская живопись XIX века , Париж: А. Пикард и Каан, 1905, стр. 165–167.
- Верон, Теодор (1875). Искусство и художники моего времени: Салон 1875 года , Париж и Пуатье: Библиотека Анри Удена, 1875 года.
- Верон, Теодор (1876). Памятник искусству и художникам моего времени: Салон 1876 года , Париж и Пуатье: Chez l'Auteur, 1876.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- chintreuil.com Обширный сайт, целью которого является создание каталога работ художника; на французском языке
- Портретный медальон Шинтрей работы Луи-Шарля Леве в Музее Бру
Шинтрей в музеях
[ редактировать ]- Более 50 работ Шинтрея или о нем во французских музеях на POP: платформа открытого наследия
- 28 работ Шинтрея в Музее Орсе
- 6 работ Шинтрея в Музее изящных искусств Реймса
- 5 работ Шинтрейля в Лувре (Отдел графических искусств)
- Деревенская местность весной или фруктовый сад в Карлепоне (1865) в Музее современного искусства Андре Мальро - MuMa , Гавр
- Сена и Мон-Валерьен из Аржантея (около 1860 г.) в Музее Карнавале , Париж.
- Пейзаж (1864 г.) в Музее искусства и истории , Женева.
- L'Ondée (Дождевой душ, ок. 1868 г.) в Штедельском музее во Франкфурте.
- Пейзаж возле Маркусси (1864 г.) в Государственном Кунстхалле , Карлсруэ
- 5 произведений Антуана Шинтрея или после него на сайте Art UK , включая Музей Уотфорда , Музей Эшмола , Музей Фицуильяма и Национальную галерею.
- Мергельная яма в Мулсенте: вечер (после 1857 г.) и промышленный завод (около 1865–1870 гг.) В Художественном музее Кливленда.
- Пейзаж (1860 г.) и Белый замок (ок. 1855 г.) в музее RISD , Провиденс, Род-Айленд.
- Последние лучи солнца на поле эспарцета (около 1870 г.) в Музее изящных искусств, Бостон.
- Деревенская дорога и Деревенская дорога и две фигуры в Художественном музее Филадельфии
- Обширный пейзаж… (акварель) в Метрополитен-музее