Jump to content

Военный корабль США « Соболь»

Военный корабль США «Соболь» (IX-81) на ходу на озере Мичиган в 1944–45 гг.
История
Соединенные Штаты
Имя Большой Буффало
Владелец Детройтская и Кливлендская навигационная компания
Порт приписки Детройт
Маршрут Буффало — Детройт
Строитель Американская судостроительная компания , Лорейн, Огайо
Расходы $3,500,000.00
Номер пути 00786
Запущен 27 октября 1924 г.
Первое путешествие 13 мая 1925 г.
Идентификация
  • Официальный номер США 223663
  • Кодовые буквы WSBH (1934–42)
Псевдоним(а) «Величие Великих озер»
Судьба Приобретен ВМС США 7 августа 1942 года.
Соединенные Штаты
Имя Военный корабль США « Соболь»
Тезка Соболь
Приобретенный 7 августа 1942 г.
Введен в эксплуатацию 8 мая 1943 г.
Выведен из эксплуатации 7 ноября 1945 г.
пораженный 28 ноября 1945 г.
Идентификация
Почести и
награды
  • Медаль американской кампании
  • Медаль за победу во Второй мировой войне [ 1 ]
Судьба Продан 7 июля 1948 г. на слом.
Общие характеристики
Тоннаж 7739 GRT за Большой Буйвол
Смещение 6584 длинных тонны (6690 т) (как Соболь )
Длина
  • 518,7 футов (158,1 м) (как Большой Буффало );
  • 535 футов (163,1 м) (как Соболь )
Луч 58 футов (17,7 м) (как большой буйвол и соболь )
Высота 21,3 фута (6,5 м) (как Большой Буйвол )
колоды 7 (как Большой Буйвол )
Установленная мощность
  • Наклонная составная паровая машина
  • Поршень №1: 66 дюймов (170 см)
  • Поршень №2: 96 дюймов (240 см)
  • Поршень №3: 96 дюймов (240 см)
  • Длина хода: 108 дюймов (270 см) [ 4 ]
  • 9 котлов
  • 3 турбогенератора по 100 кВт для освещения и эксплуатации судна. [ 2 ]
Движение
  • Боковое колесо
  • Диаметр 32,75 футов (10,0 м)
  • 11 поплавков (весл) длиной 14,833 фута (4,521 м) и шириной 5 футов (1,5 м).
  • 30 оборотов в минуту [ 2 ]
Скорость 18 узлов (33 км/ч) [ 3 ]
Экипаж 300 (как Большой Буйвол )
Примечания 2 якоря по 6000 фунтов (2700 кг) в носовой части и 1 якорь по 6000 фунтов (2700 кг) в корме (как Greater Buffalo ) [ 2 ]

USS Sable (IX-81) — учебный корабль ВМС США во время Второй мировой войны. [ 5 ] Первоначально построенный как пассажирское судно Greater Buffalo , экскурсионный пароход с боковым колесом . Он был куплен ВМФ в 1942 году и переоборудован в учебный авианосец для использования на Великих озерах . У него не было ангарной палубы, лифтов и вооружения, и он не был настоящим военным кораблем, но обеспечивал повышенную подготовку морских авиаторов взлету и посадке авианосца.

В первый день ее службы 59 пилотов прошли квалификацию за девять часов работы, каждый из которых совершил по восемь взлетов и посадок. Обучение пилотов проводилось семь дней в неделю при любых погодных условиях. [ 6 ] Джордж Буш-старший , впоследствии президент США, был одним из авиаторов, обучавшихся на Сейбле . [ 5 ]

«Сейбл» был выведен из эксплуатации 7 ноября 1945 года. 7 июля 1948 года он был продан на слом компании HH Buncher. Она и ее однотипный корабль USS Wolverine , которые вместе использовались для обучения более 17 000 пилотов, офицеров десантной связи и другого военно-морского персонала. [ 7 ] [ 8 ] - отличаются тем, что являются единственными пресноводными угольными авианосцами с бортовыми гребными колесами, используемыми ВМС США. [ 9 ] [ 10 ]

Строительство

[ редактировать ]

Ранее называвшийся Greater Buffalo , Sable был построен в 1924 году Американской судостроительной компанией из Лорейна, штат Огайо, как с боковым колесом экскурсионный пароход , спроектированный морским архитектором Фрэнком Э. Кирби . Ее бортовой номер был 00786, а официальный номер, присвоенный ей, был 223663. [ 11 ]

Интерьер корабля был спроектирован компанией W&J Sloane & Company из Нью-Йорка в так называемой «адаптации стиля Возрождения». [ 9 ] Салон корабля располагался на двух палубах, имелось 650 кают и более 1500 спальных мест для пассажиров. [ 12 ] [ 13 ] была создана фреска на транспортную тему длиной 22 фута (6,7 м), написанная нью-йоркскими художниками Франклином Пэрисом и Фредериком Уайли На борту Greater Buffalo . [ 14 ] На прогулочной палубе в кормовой части корабля располагалась курительная комната с рядом окон, идущих дугой от одного борта корабля к другому. В каждой комнате был телефон, подключенный к центральному коммутатору, расположенному в вестибюле корабля. [ 15 ] В самых дорогих каютах имеется отдельная ванная комната, диван и балкон. [ 16 ] Ее столовая могла вместить 375 человек и оснащена удобствами, включая дистиллированную воду и то, что рекламировалось как «промытый и охлажденный воздух» . [ 16 ] В коридорах и на лестницах были встроены светильники для ног , чтобы можно было выключать основное освещение для комфортного сна пассажиров. [ 17 ] Greater Buffalo мог перевозить на своей главной палубе до 103 транспортных средств и 1000 тонн груза. [ 18 ] В то время ей дали прозвище «Величественная Великих озер». [ 16 ]

Для защиты от пожара на корабле в ее конструкцию были включены средства безопасности, включая автоматическую систему пожарной сигнализации, спринклерную систему по всему кораблю и противопожарные стены. [ 16 ] [ 19 ] Ее корпус был цельнометаллическим, с одиннадцатью водонепроницаемыми отсеками и двойным дном, разделенным на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые двери с гидравлическим управлением могли управляться дистанционно из машинного отделения. [ 2 ] На дежурстве находился штатный сторож, который обеспечивал дополнительный уровень защиты корабля и пассажиров. [ 16 ] Навигационное оборудование включало и лаг Сперри гирокомпас , автоматический зонд Хейнса , а также мощные прожекторы на каждом конце корабля. [ 2 ] Корабль также был оборудован двенадцатью спасательными шлюпками вместимостью 60 человек , а также набором спасательных плотов и поплавков . [ 2 ]

После завершения строительства Greater Buffalo имел длину 518,7 футов (158,1 м), ширину 58 футов (18 м), высоту 21,3 фута (6,5 м) и общий вес 7739 тонн . На нем было установлено девять котлов и приводилась в движение трехцилиндровая наклонная составная паровая машина . [ 4 ] [ 20 ] Двигатель, построенный компанией American Shipbuilding, имел один цилиндр диаметром 66 дюймов (170 см) и два цилиндра диаметром 96 дюймов (240 см) с ходом поршня 108 дюймов (270 см). Его рейтинг составил 1915 NHP . [ 21 ]

Он имел высоту семь палуб, нес по верху три трубы и был оборудован рулями на обоих концах корабля для улучшения маневренности. На ее борту находился экипаж из 300 офицеров, каюты которых располагались на самой нижней палубе в носовой и кормовой частях корабля. [ 22 ] [ 2 ] Окончательная стоимость строительства составила 3 ​​500 000 долларов США. [ 23 ]

После периода роста компании во время Первой мировой войны Детройтская и Кливлендская навигационная компания смогла заказать пару новых кораблей для своих через Великие озера . маршрутов [ 12 ] Greater Buffalo вместе со своим однотипным кораблем Greater Detroit был одним из крупнейших гребных кораблей с боковыми колесами на Великих озерах, когда он вступил в строй в 1924 году. [ 24 ] [ 25 ] Ее портом приписки был Детройт , штат Мичиган. [ 21 ]

Большой Буффало на ходу в 1942 году.

Во время своего первого рейса в Буффало, штат Нью-Йорк , 13 мая 1925 года «Большой Буффало» перевез большое количество пассажиров, включая ТВ О'Коннора, который в то время был президентом совета по судоходству. [ 26 ] Greater Buffalo использовался в качестве роскошного ночного служебного катера, перевозившего до 1500 пассажиров из Буффало в Детройт , штат Мичиган, для компании Detroit and Cleveland Navigation Company. [ 5 ] [ 27 ] Гостей развлекал оркестр, танцующий в главной столовой после сервировки ужина, а также радиопрограммы в главном салоне . [ 28 ] Наряду с пассажирскими перевозками Greater Buffalo , как и другие суда Detroit and Cleveland Navigation Company, предложили своим клиентам возможность перевозки 125 автомобилей в своем рейсе. [ 13 ] [ 29 ]

Во время Великой депрессии Greater Buffalo вместе со своим однотипным кораблем были выведены из эксплуатации с 1930 по 1935 год. Это, наряду с профсоюзными спорами и забастовками рабочих , привело к постоянным потерям для ее владельцев. [ 27 ] В 1934 году ей были присвоены кодовые буквы WSBH. [ 21 ] В 1936 году Большой Буффало был пришвартован в Кливленде и использовался как «плавучий отель» для участников съезда Республиканской партии . Сообщается, что корабль оторвался от причала и во время шторма заплыл в гавань, но был возвращен портовыми буксирами . [ 30 ] В сезоне 1938 года Большой Буффало вместе с Большим Детройтом были выведены из эксплуатации только для того, чтобы вернуться в строй в следующем году. [ 12 ]

После нападения на Перл-Харбор в 1941 году возникла потребность в больших кораблях, которые можно было бы переоборудовать в учебные авианосцы для обучения пилотов. [ 27 ] Длина Greater Buffalo после переоборудования составит примерно две трети длины «Индепенденс» авианосца класса , и военно-морской флот считал, что, если пилоты смогут освоить взлет и посадку на более короткой палубе, у них будет меньше проблем при переходе на более короткую палубу. перевозчик стандартной длины. Другими преимуществами использования ее для тренировок было то, что для тренировок не нужно было использовать действующий боевой корабль, а благодаря своему расположению на Великих озерах он был бы вне досягаемости вражеских подводных лодок и мин. [ 9 ] Greater Buffalo был приобретен ВМФ 7 августа 1942 года Управлением военного судоходства для преобразования в учебный авианосец и переименован в Sable 19 сентября 1942 года. [ 31 ]

[ редактировать ]

Сообщалось, что, когда он в последний раз покидал свой порт в Детройте и направлялся на ремонт, Greater Buffalo «приветствовали» те, кто был на борту других судов в этом районе. [ 32 ] Sable был переоборудован на заводе Американской судостроительной компании в Эри. [ 33 ] в Буффало, Нью-Йорк. [ 31 ] Каюты и надстройки корабля были сняты, оставив главную палубу. была установлена ​​стальная полетная палуба Наряду с дополнительными опорами вместо первоначально запланированной деревянной палубы из пихты Дугласа , аналогичная той, что была установлена ​​на USS Wolverine . [ 5 ] Стальная палуба также позволила использовать Sable для испытаний различных нескользящих покрытий, нанесенных на кабину экипажа. [ 34 ] Палуба «Сейбла» была оборудована восемью комплектами тормозных тросов . также [ 35 ] На правом борту корабля был построен мостовой остров или надстройка вместе с выносными опорами в передней части острова для хранения поврежденных самолетов . [ 6 ] На главной палубе был построен лекционный зал вместе с проекционным оборудованием, способный вместить более сорока авиаторов с койками для двадцати одного авиатора. Он также был оборудован лазаретом, операционной, прачечной, ателье, помещениями для экипажа, камбузом для экипажа, столовой для офицеров, кладовыми и холодильником. [ 36 ] У Сейбл не было ангарной палубы, лифтов и вооружения, поскольку ее роль заключалась в подготовке пилотов к взлету и посадке авианосца. [ 37 ] Несколько членов экипажа, назначенных на "Сейбл" до ее ввода в эксплуатацию, были выжившими с авианосца " Лексингтон" , который погиб ранее во время битвы в Коралловом море . [ 38 ] «Соболь» вступил в строй 8 мая 1943 года.

Штурмовой беспилотник ТДН-1 на борту «Сейбла», 10 августа 1943 года.

Обучение

[ редактировать ]

Завершенный корабль «Сейбл » покинул Буффало 22 мая 1943 года и прибыл в назначенный ему порт приписки в Чикаго , штат Иллинойс, 26 мая 1943 года и был пришвартован у военно-морского пирса , присоединившись к своему родственному кораблю USS Wolverine в так называемом «Флоте кукурузного пояса». [ 31 ] [ 39 ] «Сейбл» вместе со своим однотипным кораблем «Росомаха» были направлены в подразделение квалификации авианосцев 9-го военно-морского округа (CQTU), и им было поручено подготовить пилотов для работы на авианосце. Поскольку кабина экипажа была короче и ниже воды, казалось, что если пилот сможет освоить взлет и посадку, у него будет меньше проблем, когда он будет находиться на авианосце стандартного размера. [ 6 ] Обучение пилотов проводилось семь дней в неделю, при этом пятьдесят девять пилотов прошли квалификацию в течение девяти часов после ее первого дня службы. [ 40 ] Одна из возникших проблем заключалась в том, что из-за более низкой максимальной скорости и высоты « Сейбла » не было достаточного «ветра над палубой», необходимого для запуска определенных типов самолетов или даже для проведения тренировок в штилевые дни. [ 34 ] В августе 1943 года «Сейбл» использовался в качестве базы для испытаний опытного самолета- торпедоносца ТДН-1 . [ 35 ]

Вывод из эксплуатации и утилизация

[ редактировать ]

После окончания Второй мировой войны «Сейбл» был выведен из эксплуатации 7 ноября 1945 года и исключен из Регистра военно-морских судов 28 ноября 1945 года. [ 31 ] Прежде чем ее выставили на аукцион, Историческое общество Великих озер сделало предложение превратить Сейбл в музей истории Великих озер в Пут-ин-Бей, штат Огайо, рядом с памятником коммодору Перри . [ 41 ] Когда это предложение провалилось, 7 июля 1948 года оно было продано Морской комиссией компании HH Buncher Company, а 27 июля 1948 года было объявлено, что оно «выброшено». [ 31 ] Чтобы пройти через канал Уэлленд , Сейбл была подрезана перед поездкой на верфь по разборке судов в Гамильтоне, Онтарио . Сообщалось, что 28 футов (8,5 м) ее ширины, а также 50 футов (15 м) ее кормовой кабины экипажа были удалены до того, как ее перевезли буксиры. [ 42 ] Даже с модификациями у Сейбла было всего 5 футов (1,5 м) зазора с каждой стороны при проходе через шлюзы канала.

Наследие

[ редактировать ]
FM-2 Wildcat перевернулся на авианосец USS Sable во время тренировочного полета, май 1945 года.

Вместе Сейбл и Росомаха обучили 17 820 пилотов, совершив 116 000 посадок на авианосцы. Из них 51 000 посадок пришлось на один только Сейбл . Одним из пилотов, прошедших квалификацию на Сейбле, был 20-летний лейтенант младшего ранга , будущий президент Джордж Буш-старший . [ 5 ] Из примерно 135–300 самолетов, потерянных во время учений, 35 удалось спасти, и поиски новых продолжаются. [ 43 ] [ 44 ] И USS Sable , и USS Wolverine являются единственными пресноводными авианосцами с бортовыми гребными колесами, работающими на угле, используемыми ВМС США. [ 9 ] [ 10 ] Военный корабль США «Сейбл» за свою военно-морскую карьеру получил как медаль американской кампании, так и медаль победы во Второй мировой войне. [ 45 ]

Военный корабль США « Соболь» получил следующие награды за свою службу во время Второй мировой войны.

Медаль американской кампании Медаль за победу во Второй мировой войне

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «NavSource Online: Архив фотографий служебного корабля USS Sable (IX-81)» . www.navsource.org . Проверено 25 ноября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сомерс, Пол М. (2003). Авианосцы озера Мичиган . Чарльстон, Южная Каролина: Аркадия. ISBN  9781439614778 .
  3. ^ Сильверстоун, Пол Х (1965). Военные корабли США Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-773-9 .
  4. ^ Jump up to: а б «Большой Буйвол» . о. Эдвард Дж. Даулинг, Морской исторический сборник SJ . Детройтский университет Мерси . Проверено 25 июля 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и «Большой Буйвол и военный корабль США Соболь» . WNY Heritage Press. 2005 . Проверено 25 июля 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Полмар, Норман (24 октября 2006 г.). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1. 1909-1945 гг. Потомакские книги. стр. 272–273. ISBN  1574886630 .
  7. ^ «Квалификационная подготовка авианосцев, Великие озера, 1942–1945» (PDF) . ВМС США .
  8. ^ «Герои на палубе - документальный фильм об авианосце USS Sable & Wolverine» . Новости боевых птиц . 2 июля 2016 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Дафф, Стивен (февраль 2001 г.). «От круизного лайнера к военному» . Том LV, № 2. Катание на лодках по Лейкленду . Проверено 26 июля 2015 г.
  10. ^ Jump up to: а б «ТВ-специальные авианосцы озера Мичиган и операции по восстановлению самолетов» . Национальный музей морской авиации. 1 марта 2013 года . Проверено 26 июля 2015 г.
  11. ^ «Реестр Большого Буффало и информация о буровых установках» . Интернет-указатель судов Великих озер . Государственный университет Боулинг-Грин . Проверено 1 августа 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Робинс, Ник (2012). Приход кометы: взлет и падение парохода . Издательство Сифорт. п. 115. ИСБН  978-1-84832-134-2 .
  13. ^ Jump up to: а б «Морские вести» . Огденсбургский республиканский журнал . Огденсбург, Нью-Йорк. 27 октября 1924 г. с. 2 . Проверено 2 августа 2015 г.
  14. ^ «Красивые настенные росписи, установленные на пассажирских судах» (PDF) . Августа Бикон . Огаста, Мичиган. 14 августа 1924 года . Проверено 2 августа 2015 г.
  15. ^ «Пик роскоши в отпуске на Великих озерах, обеспеченный двумя новыми левиафанами стоимостью 7 000 000 долларов» . Ежедневный журнал Медины . Медина, Нью-Йорк. 2 мая 1925 г. с. 4 . Проверено 2 августа 2015 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и «Большой Буффало – исторический Детройт» . historicdetroit.org .
  17. ^ «На судах нового озера больше места, чем на Левиафане» . Освего Дейли Палладиум. 19 февраля 1924 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
  18. ^ Келли, Алекс. «Модернизация военного корабля США Соболь | Военная история Верхних Великих озер» . ss.sites.mtu.edu . Проверено 25 ноября 2017 г.
  19. ^ «2013.042.291 — Чертеж» . detroithistorical.pastperfectonline.com . Проверено 25 ноября 2017 г.
  20. ^ «БОЛЬШОЙ БУФФАЛО; 1924 год; Пароход; US223663» . Морская база данных Великих озер . Проверено 1 августа 2015 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Ллойд в Лондоне (1934). «Регистр Ллойда, пароходы и двигатели» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла . Проверено 26 ноября 2017 г. .
  22. ^ «Самый большой лайнер по озеру прибыл в Буффало» . Милуоки Джорнал . 13 мая 1925 г. с. 1 . Проверено 2 августа 2015 г.
  23. ^ Аренс, Рональд (6 мая 2014 г.). «Корабли-трансформеры» . Ежедневные новости Dbusiness . Проверено 1 августа 2015 г.
  24. ^ «Кораблекрушения на озере Верхнее в Миннесоте - история и развитие водного транспорта Великих озер» . Историческое общество Миннесоты . Проверено 26 июля 2015 г.
  25. ^ «Форма регистрации Национального реестра исторических мест - Морское наследие тематического исследования НХЛ США Большие суда - Колумбия (пароход)» . Служба национальных парков. 19 декабря 1991 г. с. 9 . Проверено 26 июля 2015 г.
  26. ^ «Форд может купить и эксплуатировать 400 правительственных кораблей, первый рейс Greater Buffalo» . Ежедневный журнал Медины . 14 мая 1925 г. с. 1 . Проверено 2 августа 2015 г.
  27. ^ Jump up to: а б с Остин, Дэн. «Город Детройт III» . Исторический Детройт.org . Проверено 26 июля 2015 г.
  28. ^ «Сезон озер продолжается еще месяц» . Ежедневный журнал Медины . Медина, Нью-Йорк. 19 сентября 1929 г. с. 1 . Проверено 2 августа 2015 г.
  29. ^ «Туры по озеру через D&C Lake Lines» . Дейли Таймс . Бивер, Пенсильвания. 4 июня 1928 г. с. 6.
  30. ^ «Многие великие пойнтеры посетили съезд Республиканской партии в Кливленде» (PDF) . Обзор Гросс-Пуэнт . Гросс-Пуэнт, Мичиган. 18 июня 1936 года . Проверено 2 августа 2015 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д и «Соболь» . Словарь боевых кораблей ВМС США . Проверено 19 июля 2009 г.
  32. ^ «Преобразование корабля Лейкс в авианосец» . Милуоки Джорнал . Ассошиэйтед Пресс. 3 августа 1942 года . Проверено 1 августа 2015 г.
  33. ^ Завод Эри американской судостроительной компании
  34. ^ Jump up to: а б О'Мэлли, Дэйв (2013). «Военные корабли USS Wolverine и USS Sable с гребными колесами Великих озер» . Винтажные крылья Канады . Проверено 26 июля 2015 г.
  35. ^ Jump up to: а б «ГРЕЗОПОЛЬНЫЕ АВИАНОСЦЫ» (PDF) . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2018 года . Проверено 26 июля 2015 г.
  36. ^ «Известный пароход Великих озер вводится в эксплуатацию в качестве учебного корабля; Greater Buffalo назван USS Sable» . Огденсбургский журнал . Огденсбург, Нью-Йорк. 8 мая 1943 г. с. 5 . Проверено 2 августа 2015 г.
  37. ^ «IX-64 Росомаха» . Глобальная безопасность.org . Проверено 19 июля 2009 г.
  38. ^ Морейн, Дик. «Льюис К. Клоцбах» . Общество универсального отказа от кораблей . Проверено 1 августа 2015 г.
  39. ^ «Флот Cornbelt завершает службу» . Юго-восточный штат Миссури . УПИ. 17 апреля 1970 года . Проверено 26 июля 2015 г.
  40. ^ Буковски, Дуглас (1996). Военно-морской пирс: достопримечательность Чикаго . Столичный пирс и выставочное управление. п. 41. ИСБН  978-1-56663-115-0 .
  41. ^ «Знаменитый озерный корабль станет национальным музеем» . Толедо Блейд . Ассошиэйтед Пресс. 16 июня 1948 г. с. 1 . Проверено 1 августа 2015 г.
  42. ^ «Военный корабль США «Соболь» отправляется на свалку» . Огенсбургский журнал . Огденсбург, Нью-Йорк. 21 октября 1948 г. с. 1 . Проверено 2 августа 2015 г.
  43. ^ «Исторический самолет времен Второй мировой войны, вытащенный из озера» . Новости CBS. 25 апреля 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.
  44. ^ «НОАА ПОДДЕРЖИВАЕТ ВМФ В ПОИСКАХ «ЗАКУНУЩИХ БОЙПТИЦ» » . НОАА. 30 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2009 г. Проверено 19 июля 2009 г.
  45. ^ «Музей военно-морских чехлов – SABLE IX 81» . www.navalcovermuseum.org . Проверено 25 ноября 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Олсон, Стивен и Уайлд, Дуглас Б. (2015). «Вопрос 22/51: Двигатели учебных авианосцев Росомаха (IX-64) и Соболь (IX-81)». Военный корабль Интернешнл . ЛИИ (3): 208–212. ISSN   0043-0374 .
  • Сильверстоун, Пол Х (1965). Военные корабли США Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-773-9 .
  • Уайльд, Дуглас Б. (2006). «Вопрос 33/04: Учебные авианосцы «Соболь» (IX-81) и «Росомаха» (IX-64)». Военный корабль Интернешнл . XLIII (4): 354–360. ISSN   0043-0374 .
  • Общественное достояние В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbb78c15df101499784f5c4def3b4a55__1699022400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/55/fbb78c15df101499784f5c4def3b4a55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Sable - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)