Вьетнамцы в Германии
| |
---|---|
Общая численность населения | |
206,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Берлин · Лейпциг · Магдебург · Росток · Эрфурт · Дрезден · Ганновер · Мюнхен | |
Языки | |
вьетнамский , немецкий | |
Религия | |
Вьетнамская народная религия , буддизм Махаяны , [2] Римский католицизм [3] и протестантизм | |
Родственные этнические группы | |
Вьетнамцы в Болгарии , вьетнамцы в Чехии , вьетнамцы в России и другие вьетнамцы за границей. [4] |
Вьетнамцы в Германии ( вьетнамский : Việt kiều Đức / Người Việt tại Đức ; немецкий : Vietnamesen in Deutschland ) образуют одну из крупнейших групп постоянно проживающих в стране иностранцев из Азии . Федерального статистического управления, По данным проживало 103 260 граждан Вьетнама , что является четвертым по величине сообществом в Азии, исключая трансконтинентальные государства, государства Кавказа и Ближнего Востока. в Германии на конец 2020 года [5] В эти цифры не включены лица вьетнамского происхождения или происхождения, которые были натурализованы как граждане Германии . Другие данные за 2020 год показывают 183 000 человек вьетнамского происхождения, из которых 117 000 имеют миграционное прошлое. [6]
В период с 1981 по 2007 год 41 499 человек отказались от вьетнамского гражданства и приняли немецкое гражданство. [7] По оценкам, по состоянию на 2005 год еще 40 000 нелегальных мигрантов вьетнамского происхождения проживали в Германии, в основном сконцентрированные в восточных штатах. [update]. [8]
История миграции
[ редактировать ]Западная Германия
[ редактировать ]Прибытие лодочных людей
[ редактировать ]Вьетнамская община в Западной Германии состоит из беженцев от войны во Вьетнаме . Первые из лодочников, бежавших из страны после освобождения Сайгона через Южно-Китайское море в Малайзию , куда им был запрещен въезд, в составе 208 семей общей численностью 640 человек, бежавших на борту « Хай Хонг» , прибыли в Ганновер 3 числа. Декабрь 1978 года, самолетом, после того как Нижняя Саксония стала первым государством, принявшим вьетнамских беженцев. Многие из них бежали из Вьетнама на небольших рыбацких лодках в надежде, что их спасут иностранные корабли. « Кап Анамур» был самым известным спасательным судном из Западной Германии во время кризиса, финансируемым в основном за счет пожертвований. К концу 13-й спасательной операции, которая также является последней в 1986 году, корабль спас более 10 375 человек. Люди, у которых нет членов семьи за границей или полностью единые семьи, спасенные западногерманскими кораблями, были вынуждены искать убежища в Западной Германии. Многие отказались и вместо этого хотели поехать в США, но получили отказ. На момент прибытия никто не говорил по-немецки. [9] [10]
До воссоединения
[ редактировать ]Первые беженцы были приняты в Нижнюю Саксонию. Большинство из них сначала содержались в центре для беженцев во Фридланде недалеко от границы с Восточной Германией , а затем переселились в свои новые дома. Большинство из них оставались там на несколько недель, прежде чем их переселили в другое место. Несколько факторов способствовали их социальной и экономической интеграции в немецкое общество. Они получили официальную помощь в виде социальных пособий и помощи в трудоустройстве, а также более широкую общественную поддержку для их успешной адаптации к немецкой жизни. Множество пожертвований пошли на то, чтобы помочь им утвердиться. Кроме того, в отличие от других групп мигрантов, они знали, что у них нет возможности вернуться в страну происхождения, если они потерпят неудачу на своей приемной земле. Они распространились по различным отраслям экономики, но были в некоторой степени сконцентрированы в металлургической промышленности. [11] Накануне воссоединения Германии в Западной Германии насчитывалось около 33 000 вьетнамских иммигрантов, в основном состоящих из лодочников и их родственников, которые были приняты в рамках программ воссоединения семей. [12] Группа была хорошо интегрирована в немецкое общество.
Восточная Германия
[ редактировать ]Северные вьетнамские мигранты
[ редактировать ]Восточная Германия начала приглашать студентов из Северного Вьетнама для участия в программах обучения и профессиональной подготовки еще в 1950-х годах; сотрудничество расширилось в 1973 году, когда они пообещали обучить еще 10 000 вьетнамских граждан в течение следующих десяти лет. В 1980 году они подписали соглашение с воссоединенной Социалистической Республикой Вьетнам о том, чтобы предприятия Восточной Германии обеспечивали обучение вьетнамцев; между 1987 и 1989 годами. [4] Правительство Восточной Германии рассматривало программы промышленных стажеров не только как средство увеличения предложения рабочей силы для местной промышленности, но и как помощь в развитии более бедных членов социалистического блока. [11] К середине 1980-х годов вьетнамцы наряду с мозамбикцами составляли основную группу иностранных рабочих в ГДР. [13] С населения в 2482 человека в 1980 году число вьетнамских жителей Восточной Германии выросло до 59 053 к 1989 году, с наибольшим притоком в 1987 и 1988 годах. [14] Они были сосредоточены в основном в Карл-Маркс-Штадте , Дрездене , Эрфурте , Восточном Берлине и Лейпциге . [15] Их контракты должны были продлиться пять лет, после чего они вернутся домой. [4]
До воссоединения
[ редактировать ]Вьетнамские гастарбайтеры получали зарплату в размере примерно 400 миллионов марок в месяц, из которых 12% шли правительству Вьетнама, а другая часть выплачивалась потребительскими товарами - в основном швейными машинами, велосипедами, одеждой, сахаром и мылом - вместо наличных денег. к инфляции. [ нужна ссылка ] По своему отношению к основному обществу вьетнамские гастарбайтеры ГДР отличались от лодочников на западе: они были гражданами страны своего происхождения, а не беженцами из нее, и им было запрещено развивать личные отношения с ГДР. граждан, несмотря на официальную риторику социалистического братства. [16] Формально им была запрещена интеграция: все сферы их жизни регулировались правительственными постановлениями, а беременность среди вьетнамских работниц наказывалась принудительным абортом . [17] Иногда они подвергались ксенофобскому насилию, и даже когда их физическая безопасность сохранялась, они становились объектом негодования из-за их преференциального доступа к потребительским товарам. [15] Несмотря на свою социалистическую идеологическую обработку, многие из них помогли своим семьям стать капиталистами и улучшить свое благосостояние, используя сырье и швейные машины, отправленные обратно во Вьетнам, для частного производства модной одежды, такой как джинсы, потертые с имитацией камня , и продажи ее своим соседям. [14]
Пост-воссоединение
[ редактировать ]Попытки репатриации и прибытие из Восточной Европы
[ редактировать ]После воссоединения Германии правительство Германии стремилось сократить численность бывших гастарбайтеров на востоке, предлагая каждому 3000 немецких марок за то, чтобы он покинул страну и вернулся домой. Десятки тысяч приняли это предложение, но вскоре их сменил новый приток вьетнамских просителей убежища, которые работали по контракту в других странах Восточной Европы , в основном из Польши и Чехословакии . Благодаря этому вьетнамские общины в странах Центральной Европы установили прочные связи друг с другом. На протяжении 1990-х годов попытки Германии репатриировать новых иммигрантов обратно в страну их происхождения не имели особого успеха как из-за нежелания Берлина насильственно депортировать их, так и из-за отказа Ханоя повторно принять их; однако почти двум пятым было запрещено иметь постоянное место жительства в Германии. [18]
Настоящее время
[ редактировать ]Новая группа вьетнамских мигрантов, прибывшая в последние годы, в основном приезжает по образовательным и экономическим причинам. Эта новая группа молода и в основном прибыла из Центрального Вьетнама.
Нелегальная вьетнамская иммиграция также увеличилась с годами. Многие из этих нелегальных иммигрантов прибыли через страны Восточной Европы, входящие в Шенгенскую зону, по легальным рабочим визам и притворяются, что проживают в этих странах. В целом это самый распространенный способ.
Демография и распространение
[ редактировать ]Граждане Вьетнама составляют 15-е по величине сообщество Германии, не входящее в ЕС, и седьмое по величине сообщество в Азии. [19] и четвертый по величине в Азии, исключая Ближний Восток, после афганцев , индийцев и китайцев . [5]
Возраст и пол
[ редактировать ]Популяционная пирамида вьетнамских немцев весьма необычна. Вьетнамские Vertragsarbeiter или работницы по контракту, которые забеременели во время пребывания в ГДР, подвергались принудительным абортам или принудительной депортации , из-за этого большинство вьетнамцев во втором поколении родились после 1989 года. [20] Вьетнамское население Германии довольно молодо по сравнению со средним показателем и другими группами меньшинств; 25% составляют дети до 15 лет, 63% - в возрасте от 15 до 45 лет, только 10% - в возрастной группе 45-65 лет и 2% - старше 65 лет. [21]
Вьетнамцы, наряду с корейцами, образуют одну из немногих азиатских групп, в которой мужчины и женщины мигрировали в Германию примерно в равном количестве, по крайней мере, среди законных жителей; напротив, в Германии гораздо больше тайских и филиппинских женщин, чем мужчин, тогда как в отношении китайцев и индийцев справедливо обратное. [12]
Распределение
[ редактировать ]Вьетнамское население проживает в основном в Северной Германии, с большой концентрацией в восточных штатах.
Берлин
[ редактировать ]проживает около 20 000 человек В Берлине , из которых примерно четверть принадлежат к этнической группе хоа (потомки китайских иммигрантов во Вьетнаме), хотя данные свидетельствуют о том, что здесь проживают еще 23 000 нелегальных вьетнамских мигрантов. В Берлине есть вьетнамский рынок под названием Dong Xuan Center в Лихтенберге . [22] [23]
Западная Германия
[ редактировать ]В Нижней Саксонии по-прежнему проживает самая большая вьетнамская диаспора в Западной Германии. Большинство из них сосредоточено в регионе Северного моря . В Ганновере проживает активное вьетнамское сообщество, насчитывающее около 10 000–20 000 человек. Вьетнамцы из Западной Германии с большей вероятностью будут иметь немецкое гражданство, чем их восточные коллеги, поэтому их численность не так ясна.
В других западногерманских государствах также проживает приличное количество вьетнамцев: только в городе Мюнхене проживает более 5100 этнических вьетнамцев. [24] Вьетнамцы часто живут в крупных городах, поскольку большинство предпочитает их здоровую атмосферу.
Восточная Германия
[ редактировать ]В целом, в Восточной Германии проживает гораздо большее вьетнамское сообщество из-за большого количества иностранных рабочих во времена ГДР. Вьетнамцы Восточной Германии имеют более тесные связи с вьетнамцами Восточной Европы и Вьетнама.
После воссоединения произошла значительная эмиграция населения с Востока на Запад. Многие потеряли работу на Востоке, что привело к тому, что они направились на Запад в надежде на лучшие экономические возможности.
Саксония , Саксония-Анхальт и Тюрингия — государства на Востоке со значительным населением этнических вьетнамцев. Вьетнамцы являются крупнейшим меньшинством в земле Саксония-Анхальт, третьим по величине в Тюрингии и четвертым по величине в Саксонии. Из 3500 иностранных студентов в Саксонии Анхальт более 700 являются гражданами Вьетнама.
Население вьетнамцев в этих штатах растет быстрыми темпами.
В Мекленбурге-Передней Померании проживало большое количество вьетнамцев. После погромов и насилия 90-х годов большая часть вьетнамцев переехала в другие земли Германии. Вьетнамская община здесь в основном сосредоточена в городе Росток .
Количество вьетнамцев в крупных городах | |||||||||
# | Город | Люди | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | Берлин | 20,572 | |||||||
2. | Мюнхен | 4,899 | |||||||
3. | Лейпциг | 3,630 | |||||||
4. | Гамбург | 2,863 | |||||||
5. | Ганновер | 2,183 | |||||||
6. | Дрезден | 1,860 | |||||||
7. | Франкфурт | 1,460 | |||||||
8. | Хемниц | 1,372 | |||||||
9. | Нюрнберг | 1,299 | |||||||
10. | Магдебург | 1,194 | |||||||
11. | Эрфурт | 1,072 | |||||||
12. | Галле | 974 | |||||||
13. | Дюссельдорф | 879 | |||||||
14. | Росток | 769 | |||||||
15. | Потсдам | 653 |
Работа
[ редактировать ]После воссоединения на Востоке
[ редактировать ]Берлин
[ редактировать ]Потеряв работу, многие вьетнамские гастарбайтеры обратились к уличной торговле, особенно контрабандными сигаретами, в то время как другие существовали на скудные пособия по безработице. [21] Изображение продавцов сигарет в средствах массовой информации поначалу вызывало сочувствие, но к 1993 году все больше подчеркивалась их связь с организованной преступностью. Продавцы сигарет часто подвергались издевательствам со стороны полиции; В Берлине некоторые жители Вьетнама даже устроили уличную драку с полицейским, который часто избивал одного продавца сигарет, и угрожали провести акцию протеста и перекрыть движение транспорта, чтобы привлечь внимание к проблеме. К середине 1994 года обсуждение жестокого обращения полиции с вьетнамцами доминировало в местных СМИ; против полицейских в Берлине и прилегающих районах было возбуждено более 85 расследований, но в итоге только пять офицеров были наказаны. [25]
Остальная часть Восточной Германии
[ редактировать ]После объявления в 1993 году о том, что вид на жительство смогут получить только те, кто имел законные средства финансовой поддержки, еще больше бывших гастарбайтеров, у которых было мало надежд на профессиональное трудоустройство из-за плохого знания немецкого языка, обратились к самозанятости. . Цветочные киоски и продуктовые магазины были двумя распространенными вариантами бизнеса. [26] Другие импортировали из Вьетнама дешевые товары, особенно одежду, и продавали их на небольших семейных предприятиях; однако они не могли конкурировать с крупными дисконтными розничными торговцами. [27] К 2004 году из 3000 зарегистрированных вьетнамцев Лейпцига 1/5 были самозанятыми.
Из-за экономического давления на мелких розничных торговцев число безработных вьетнамцев в Германии имеет тенденцию к росту, увеличившись до 1057 человек в 2000 году. [26] Уровень безработицы за пределами Берлина намного ниже, поскольку конкуренция не такая жесткая из-за меньшего населения.
Западная Германия
[ редактировать ]На западе воссоединение не затронуло вьетнамское население так сильно, как жителей Востока. На данный момент у них относительно стабильная жизнь: большинство из них работают на фабриках или работают не по найму.
Следующее поколение
[ редактировать ]Второе или даже третье поколение этих мигрантов получилось благополучным. Большинство из них имели хорошие академические достижения и переходят к хорошо оплачиваемым профессиям. Наиболее распространенные профессии у новых вьетнамцев — медицинская и образовательная сферы.
Образование
[ редактировать ]Исследования, проведенные в 2008 году немецкими экспертами в области образования, показывают, что вьетнамские дети являются одними из самых успевающих учеников в Германии ( 59% поступают в гимназии ). Новостные статьи привлекли внимание к тому, что дети бывших гастарбайтеров входят в число самых успевающих учеников в немецких школах. Вьетнамские студенты в Германии, которые растут в бедности, обычно превосходят своих сверстников, таких как турки и итальянцы, и даже коренных немцев (43%) . [28]
Многие связывают эти высокие академические достижения с трудолюбивой культурой и строгим воспитанием вьетнамцев.
К моменту окончания школы вьетнамские учащиеся, скорее всего, будут владеть тремя или даже четырьмя языками и уметь играть на музыкальных инструментах.
Расизм
[ редактировать ]Расизм в Восточной Германии
[ редактировать ]Напряженность между немцами и вьетнамцами переросла в насилие, начавшееся 22 августа 1992 года в северо-восточном городе Росток , Мекленбург-Передняя Померания , где неонацисты напали на цыган , а затем, на третий день беспорядков, подожгли жилой комплекс. где проживало более 100 вьетнамских просителей убежища. Некоторые были ранены, но никто не погиб; полиция эвакуировала вьетнамских жителей, но не предприняла никаких действий против нападавших. [29] [30] Неделю спустя демонстранты-экстремисты сожгли палаточный городок в Берлине. Хотя некоторые местные жители в Ростоке поддержали их, остальная часть Германии отнеслась к их действиям гораздо более критично; 15 000 левых провели марш по Ростоку, чтобы осудить насилие. [31] Мэр Ростока Клаус Килиманн не был в городе в отпуске до третьего дня кризиса, и его обвинили в усугублении ситуации из-за того, что он не приказал полиции действовать раньше; он, в свою очередь, обвинил государственных чиновников, но после продолжающегося давления наконец ушел в отставку в конце 1993 года. [32]
Сигаретные банды
[ редактировать ]банды Берлина
[ редактировать ]Организованная преступность стала процветать во вьетнамском сообществе после воссоединения Германии , в основном состоящая из вьетнамцев из бывшей Германской Демократической Республики , причем в 1996 году только в районе Берлина конкурировали около полдюжины вьетнамских уличных банд, каждая из которых насчитывала около 150 членов. За первые 5 месяцев года было зафиксировано 15 заказных убийств между вьетнамско-немецкой организованной преступностью в Берлине. [33] Их преступная деятельность, поначалу связанная главным образом с весьма прибыльным черным рынком необлагаемых налогом сигарет, также распространилась на азартные игры, проституцию и видео- и аудиопиратство. В 1994 году Вьетнам согласился принять депортированных гастарбайтеров-преступников в обмен на 65 миллионов долларов США в виде помощи в целях развития, но к концу года было депортировано только 67 человек вместо согласованного числа в 2500 человек. [33] Некоторые следователи считали, что Центральный комитет партии в Ханое не хотел принимать слишком много депортированных преступников из-за предполагаемой политической коррупции и сговора между вьетнамской организованной преступностью в Федеративной Республике Германия и высокопоставленными вьетнамскими правительственными чиновниками и военными. [33]
Внутренние подразделения
[ редактировать ]Даже после воссоединения принимающей страны вьетнамское сообщество в Германии остается разделенным. [26] Первоначальная симпатия южан к северянам сменилась подозрительностью. Бывшие лодочники также гораздо лучше интегрированы в общество и хорошо говорят по-немецки. Однако дети жителей лодок сохраняют лишь слабую связь с вьетнамской культурой; во многих случаях родители говорили с ними по-немецки, а не по-вьетнамски, в надежде ускорить их интеграцию; в результате, благодаря постоянной практике, немецкий язык родителей улучшился, а навыки вьетнамского языка у детей атрофировались. Напротив, многие бывшие гастарбайтеры из Восточной Германии плохо говорят по-немецки. [34]
Религия
[ редактировать ]буддизм
[ редактировать ]Большинство вьетнамских мигрантов в Германии являются, по крайней мере, номинальными буддистами. [2] Буддийские храмы во вьетнамском стиле, которые они построили, служат одним из наиболее заметных знаков их присутствия в стране, наиболее ярким примером является Вьен Зиак в Нижней Саксонии , одна из крупнейших буддийских пагод в Европе. Таким образом, храмы, а также уличные парады, устраиваемые во время важных фестивалей, служат важными точками формирования идентичности среди вьетнамских буддистов в Германии и признаком того, что они чувствуют себя как дома в своей приемной стране. В то же время, однако, храмы и их заметность в общественном пространстве вызвали негативную реакцию со стороны немецких соседей, которые считают, что они являются символом неассимиляции немецкому обществу. [35]
Христиане
[ редактировать ]Католики составляют меньшую общину; По данным Конференции немецких епископов , по состоянию на май 1999 года в Германии насчитывалось 12 000 вьетнамских католиков . [36]
В Северо-Западной Германии также существует небольшая группа, исповедующая протестантизм, насчитывающая около 10 000 человек.
Христианское население Вьетнама растет благодаря усилиям христианских миссионеров.
Известные люди
[ редактировать ]Это список известных вьетнамских эмигрантов в Германии и граждан Германии вьетнамского происхождения или происхождения.
- Филипп Рёслер , вице-канцлер Германии, федеральный министр экономики и технологий и председатель Свободной демократической партии
- Данг Нгок Лонг , композитор и актер
- Дан Нгуен , хоккей на траве за сборную Германии.
- Марсель Нгуен , олимпийский гимнаст, серебряный призер 2012 года в многоборье.
- Ким Буй , олимпийский гимнаст
- Дженни-Май Нгуен , автор фантастических романов
- Нгуен Нгок Киеу Кхань , участница конкурса красоты
- Минь-Кхай Фан-Ти , актер и телеведущий
- Май Тхи Нгуен-Ким , научный популяризатор, телеведущая и ютубер, химик
- Ин Хиеу , певец и танцор
- Юнг Нго , актер Шаушпиля во Франкфурте
- Ибрагим Маза , футболист
- Кеннет Шмидт , футболист
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Население частных домохозяйств по миграционному фону в более широком смысле по отдельным странам рождения». Федеральное статистическое управление Германии (на немецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б «Вьетнамская община празднует День рождения Будды в Германии» , Голос Вьетнама , 15 мая 2013 г. , получено 22 июля 2013 г.
- ^ Бауманн 2000 , гл. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Буй 2004 , с. 16
- ^ Перейти обратно: а б Население и занятость destatis.de (на немецком языке)
- ^ «Население частных домохозяйств по миграционному происхождению в широком смысле по отдельным странам рождения» .
- ^ Вольф 2007 , с. 3
- ^ Хиллманн 2005 , с. 80
- ^ «Вспоминая первую волну лодочников в Германии» , Deutsche Welle , 12 марта 2003 г. , получено 19 октября 2008 г.
- ^ Кляйншмидт, Юлия. «Прием первых «лодочных людей» в Федеративную Республику | бпб» . bpb.de (на немецком языке) . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хиллманн 2005 , с. 86
- ^ Перейти обратно: а б Хиллманн 2005 , с. 82
- ^ Хиллманн 2005 , с. 87
- ^ Перейти обратно: а б Хиллманн 2005 , с. 90
- ^ Перейти обратно: а б Хиллманн 2005 , с. 89
- ^ Хиллманн 2005 , с. 88
- ^ Пфоль, Мануэла (01 октября 2008 г.), «Вьетнамцы в Германии: мечта Фуонга» , Штерн , получено 18 октября 2008 г.
- ^ Буй , с. 17
- ^ За исключением трансконтинентальных стран Турции и России; ФСО включило эти две страны в общий объем Европы, а не Азии.
- ^ Карин Вайс: «Интеграция бывших вьетнамских контрактных рабочих в структуры самоорганизации», В: Альмут Цвенгель: «Гастарбайтеры ГДР - политический контекст и среда обитания». Исследования общества ГДР, стр. 264
- ^ Перейти обратно: а б Хиллманн 2005 , с. 93
- ^ Хиллманн 2005 , с. 81
- ^ Гютингер 1998 , с. 206
- ^ «Вьетнамцы в Мюнхене» . Дием Куинь Ле, Vietnam-Aktuell.de .
- ^ Буй 2004 , стр. 49–50.
- ^ Перейти обратно: а б с Хиллманн 2005 , с. 95
- ^ Мэй, Марина (6 декабря 2006 г.), «Вьетнамцы в Берлине: стресс, зависимость и цинга» , Der Spiegel , получено 18 октября 2008 г.
- ^ Спивак, Мартин (22 января 2009 г.), «Хорошие ученики: дети вьетнамских иммигрантов» , Die Zeit , № 5 , получено 3 марта 2009 г.
- ^ «Германия для немцев?» , Время , 07 сентября 1992 г., заархивировано из оригинала 20 ноября 2010 г. , получено 19 октября 2008 г.
- ^ «Беспорядки в Ростоке» , The Washington Post , 27 августа 1992 г., архивировано из оригинала 22 октября 2012 г. , получено 19 октября 2008 г.
- ^ «Немецкие неонацисты сжигают палаточный городок, поскольку насилие продолжается» , Los Angeles Times , 31 августа 1992 г., заархивировано из оригинала 25 мая 2011 г. , получено 19 октября 2008 г.
- ^ Кинцер, Стивен (13 ноября 1993 г.), «Немецкий чиновник уходит из-за беспорядков» , The New York Times , получено 19 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинзер, Стивен (23 мая 1996 г.), «Берлинский журнал: В Германии вьетнамцы терроризируют вьетнамцев» , The New York Times , получено 17 ноября 2008 г.
- ^ Хиллманн 2005 , с. 96
- ^ Бауманн 2000 , гл. 6
- ^ Фернандес Молина , стр. 321–326
Источники
[ редактировать ]- Бауманн, Мартин (2000), Миграция - Религия - Интеграция: вьетнамцы-буддисты и тамилы-индуисты в Германии , Марбург: Diagonal Verlag, ISBN 978-3-927165-67-0
- Буи, Пипо (2004), Представление вьетнамских мигрантов в Германии: этническая стигма, рассказы о происхождении иммигрантов и частичное маскирование , Берлин / Гамбург / Мюнстер: LIT Verlag, ISBN 978-3-8258-6917-5
- Фернандес Молина, Кристина (2005), Католические общины с другими родными языками в Федеративной Республике Германия: Канонический статус и пастырская ситуация в епархиях в контексте европейской и немецкой миграционной политики , Frank & Timme GmbH, ISBN 978-3-86596-016-0
- Хиллманн, Фелиситас (2005), «Всадники шторма: вьетнамцы в двух миграционных системах Германии», в Спаане, Эрнст; Хиллманн, Фелиситас; ван Наерсен, А.Л. (ред.), « Азиатские мигранты и европейские рынки труда. Модели и процессы внедрения иммигрантов на рынок труда в Европе» , Routledge, стр. 80–100, ISBN 978-0-415-36502-4
- Вольф, Бернд (2007), Вьетнамская диаспора в Германии (PDF) , Германия: Немецкое общество технического сотрудничества , получено 1 октября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация вьетнамской молодежи и студентов в Германии
- (на вьетнамском языке) Общественная деятельность в Германии
- Дьен Хонг
- Тяжелые времена для вьетнамских немцев - BBC
- В ловушке на нейтральной полосе
- Пагоды Вьен Зьяк
- (на вьетнамском языке) Вьетнамская католическая федерация в Германии