Jump to content

Буддизм и касты

Буддизм возник в Индии в V веке до нашей эры, когда преобладающей религией в регионе был брахманизм , предшественник современного индуизма . Брахманизм поддерживал религиозно и социально мотивированную кастовую систему , которая продолжает играть значительную роль в обществе индуистской Индии и сегодня. Из-за различий в метафизических и этических доктринах отношение буддистов к кастам исторически расходилось с отношением индуизма и отвергало его по нескольким причинам. [ 1 ] : 128 

Буддизм интегрирован в кастовую систему неваров среди народа невар в Непале , к северу от Индии.

Было много споров о том, насколько буддизм идеологически противостоит кастовой системе в Индии. Учение Будды было описано как фундаментально антикастовое. [ 1 ] : 128  Однако в ранней буддийской литературе есть также свидетельства самоуспокоенности по отношению к кастовой дискриминации. [ 1 ] : 129  и неясно, рассматривались ли члены «неприкасаемых» каст как имеющие такой же потенциал к просветлению, как и другие. [ 1 ] : 137 

Индийская кастовая система построена вокруг двух ключевых концепций, с помощью которых классифицируются члены общества: варна ( वर्ण ) и джати ( जाति ). Джати относится к бесчисленным эндогамным группам, определяемым родом занятий , социальным статусом, общим происхождением и местоположением, в то время как варна делит общество на иерархию (обычно четырех) широких социальных классов. Социальная иерархия джати определяется их отношением к более общей иерархии варн. Традиционными варнами и связанными с ними профессиональными классами, от наименее до наиболее привилегированных, являются шудры (работники физического труда), вайшьи (торговцы), кшатрии (воины и правители) и брахманы (класс жрецов). [ 2 ]

Как и в случае с джати, варны связаны с родом занятий, эндогамией и наследственным статусом. Однако варна также связана с индуистской религией и мифами, а также с концепциями относительной духовной чистоты. Миф о Ману описывает четыре варны, происходящие из разных частей тела изначального человека. В отличие от европейской системы сословий королевства , варна также отличалась ритуальной чистотой. Считалось, что ритуальная нечистота могла передаться члену высшей варны при прямом или косвенном контакте с членом низшей. [ 2 ] Согласно некоторым традициям, все варны, кроме шудр, могли претендовать на статус двиджи , допуская изучение религиозных текстов. Также считалось, что душа может перемещаться между варнами между перерождениями, но человек на всю жизнь застревает в своей касте рождения. Те, кто не считался членами какой-либо варны ( аварны ), были либо так называемыми «племенными» , либо адиваси людьми , либо неприкасаемыми далитами , работа которых в обществе наиболее стигматизировалась. Хотя негативная кастовая дискриминация запрещена в Индии с 1948 года, [ 3 ] оно до сих пор имеет серьезные последствия в некоторых частях страны. [ 4 ]

Обсуждение касты в буддийских источниках

[ редактировать ]

Буддийские источники содержат обсуждение происхождения и природы индийской кастовой системы, а также некоторые аргументы против кастовой дискриминации как в религиозном, так и в повседневном контексте. И индуистские, и буддийские писания посвящены системе четырех варн, в то время как различия между джати приобрели большее значение в новейшей истории. Кроме того, кастовая система вряд ли была настолько распространенной и последовательной на Индийском субконтиненте, как это идеализируется в библейских источниках, из-за разнообразной географии, культурных различий между регионами и меняющихся условий на протяжении всей истории. [ 2 ] Поскольку буддийские источники меньше идеологически вкладывают в кастовую систему, чем брахманические источники, они могут предоставить историкам менее преувеличенное описание роли касты в экономике и обществе древней Индии. [ 5 ] : 356  Многие буддийские тексты предполагают, что древнеиндийское общество фактически действовало на основе гораздо более расплывчатого различия между «высокими» ( ukkaṭṭha ) и «низкими» ( hīna ) занятиями, в отличие от идеализированной системы варн. [ 5 ] : 357 

Социальная в отличие от внутренней детерминации касты

[ редактировать ]

Ключевое отличие от брахманического понимания касты наблюдалось в ранней буддийской литературе, касающейся буддийского различия между реальным и номинальным . Два ранних буддийских текста, Калпадрумаваданамала и Шардулакарнавадана, относятся к обязательным социальным различиям, таким как четыре варны, как санджня (мантра) , букв. ' (просто) номинальные обозначения ' . В целом ранние буддийские философские источники приходят к выводу, что кастовые различия в основном незаметны и являются лишь результатом социальных условностей, ничего не определяющих внутренней сущности людей, к которым они относятся. [ 6 ] : 1–3  [ 1 ] : 129  Шардулакарнавадана : иллюстрирует номинальность четырех варн, используя следующую аллегорию [ 6 ] : 4  [ 7 ]

Точно так же, как песок не становится пищей просто потому, что так говорит ребенок, когда маленькие дети, играя на главной дороге, лепят песочные пирожки и дают им имена, говоря: «Этот — молоко, этот — мясо, а этот — творог». есть четыре класса [ варны ], как ты, брамин, их описываешь.

Хотя буддийская философия склонна отрицать внутреннюю реальность четырех варн, в некоторых текстах рассматриваются социальные процессы, лежащие в основе их развития. Например, Агганья Сутта описывает первых кшатриев, возникших из изначального, нестратифицированного общества из-за необходимости для сообщества применить наказание ( данда ) за первоначальное преступление - воровство. Он описывает происхождение трех других варн через аналогичные мифы, посвященные человеческой драме. [ 6 ] : 6–8 

В Васала Сутте Сутта Нипаты Будда разносит подаяние и встречает брамина, который называет его изгоем ( васалака ) и требует, чтобы он не входил в свой дом. Будда в ответ делает выговор брахманскому пониманию касты и дает новое определение васала и брахмана соответственно с точки зрения плохого и хорошего буддийского поведения. Он заключает, что «не по рождению человек является изгоем; не по рождению человек является брахманом. Поступком человек становится изгоем, поступком человек становится брахманом». [ 8 ] Идея о том, что брахманство определяется действиями, а не рождением, часто встречается в буддийской литературе. Хотя эта позиция отвергает типичную кастовую иерархию, основанную на рождении, в пользу взгляда на социальный статус, основанного на поступках, она не отрицает строго обоснованность кастовых различий. Его целью может быть просто защита центральной роли действия ( кармы ) в определении статуса человека в соответствии с буддийской доктриной, а не пропаганда радикальной эгалитарной реструктуризации кастового общества. [ 1 ] : 140 

Каста и буддийская практика

[ редактировать ]

Варна в сангхе

[ редактировать ]

В « Дивьявадане » буддийский царь Ашока допрашивается одним из своих министров за то, что он «поклоняется отреченным, принадлежащим ко всем кастам». Царь отвечает, что «во время свадьбы человек [справедливо] учитывает кастовую принадлежность, но не во время обучения Дхарме. Ибо причиной практики Учения являются хорошие качества; хорошие качества не приносят пользы». внимание к касте». [ 1 ] : 133  Это одновременно отрицание значимости касты после посвящения в сангху, [ 1 ] : 131  и подтверждение его действительности в социальном деле брака. [ 1 ] : 135  Та же самая позиция повторяется в Махапраджняпарамитопадеше . [ 1 ] : 147  На практике большая часть ранней Сангхи происходила из высших каст брахманов и кшьятрии. [ 9 ]

Собственная каста Будды

[ редактировать ]
Принц Сиддхартха покидает дворец на лошади во время Великого Отречения .

Будда родился как принц Сиддхартха в Хаттия касте воинов клана Сакая . [ 10 ] Однако клан Сакая существовал на северной периферии Индии, и они не поддерживали систему четырех варн, распространенную в других частях Индии, вместо этого разделяя общество на аристократическую касту хаттия и касту рабов шудд . Другие ученые заявили, что Будда не следовал четырехкратной арийской кастовой системе, поскольку она не была частью его этнического наследия. [ 11 ]

Буддизм и неприкасаемость за пределами Индии

[ редактировать ]
Пример талисмана, используемого в Сото Дзэн на трупе и доме умершего Бураку для «отрицания отношений с родителями, семьей и другими людьми во всех направлениях» как часть обрядов, призванных разорвать кармические связи с сообществом, которое в противном случае могло бы преследоваться за плохое обращение с ними. [ 12 ]

Выйдя далеко за пределы индуистской практики и кастовой системы Индии, буддизм в конечном итоге распространился в регионы Восточной Азии, включая Китай, Корею и Японию. В каждом из этих регионов есть свои местные религии, с которыми взаимодействовал буддизм. Некоторые из этих взаимодействий относятся к неиндийским формам неприкасаемости . [ 13 ]

В Японии преобладающая религия синтоизм делала упор на систему ритуальной чистоты и осквернения . Хотя в Индии буддизм представлял собой форму отказа от индуистских идей о непоправимом осквернении, в японском контексте буддийские доктрины имели иные последствия. Различные действия, запрещенные как аморальные в буддизме, особенно связанные с убоем животных и употреблением мяса, в сочетании с ранее существовавшими синтоистскими идеями, привели к тому, что ряд занятий был назван оскверненным или неприкасаемым. Это началось с профессий, связанных с работой с грязью, трупами животных и людей, но распространилось и на несколько других черных работ, включая изготовление корзин и сандалий. Люди, выполнявшие эти профессии, стали отдельной кастой неприкасаемых в японском обществе. [ 13 ] : 32–33  Эту группу людей первоначально называли эта ( 穢多 , букв. « сильно осквернённые » ). Дополнительный класс занятий, которые считались выходящими за рамки социальных норм, в том числе странствующие актеры, проститутки и попрошайки, позже сформировали вторую группу изгоев, названную хинин ( 非人 букв. « бесчеловечный » ). [ 13 ] : 33–34  Конкретный состав этих групп не был постоянным на протяжении всей истории, но была введена в действие обобщенная группа неприкасаемых, называемая Буракумин ( 部落民 , букв. « деревенские люди » ) в период Токугава , дискриминация, связанная со статусом Бураку, продолжает оставаться проблемой в нынешняя Япония. [ 14 ] [ 12 ]

Неварская кастовая система

[ редактировать ]
Неварский буддийский священник из касты Ваджрачарьи.

Среди неварского народа Непала неварские буддисты составляют меньшинство, составляющее 10,74% неварского населения в 2011 году, по сравнению с большинством неварских индуистов , составляющим 87,38%. [ 15 ] Несмотря на это, кастовая система неваров включает отдельные касты для индуистов и буддистов, охватывающие все уровни социальной иерархии.

Существование и влияние буддийских «бывших монахов» с древних времен в долине Катманду добавили «двуглавый» элемент в кастовую систему неваров. В то время как раджопадхьяя- брамины (или Дева-бхаджу) занимали высшее социальное положение среди индуистов, Ваджрачарья (или Гуру/Гу-бхаджу) занимал главу среди буддистов. Для индуистских неваров брахманы имели формальное преимущество перед кшатриями, в число которых входили королевская семья и различные группы, ныне известные как срештха, которые управляли администрацией судов Маллы. не соблюдающим целомудрия ( грихастха ) священникам сангхи класса Ваджрачарьям и Шакьям Для буддийских неваров высший пост был предоставлен (которых вместе называют «Бандой» или «Баре»). В Катманду за ними последовал мирянин-покровитель буддийской касты Урай , или Упасака , который специализировался на торговле с Тибетом. [ 16 ] Поэтому индуистские раджопадхьяя- брамины и буддийские ваджрачарьи занимают высшее положение в неварском обществе. [ 17 ] За ним следует индуистская знать кшатриев (Чатхария Срештха) и касты купцов и торговцев вайшьев . Логика неварских варн , стратифицированная с точки зрения индуистского брахмана, помещает Шакья-Баре, Урай среди буддистов, Панчтарию Срештху и другие группы выше джьяпу среди индусов среди двиджа -дваждырожденных в качестве основных каст вайшьев неваров, которые специализируется на торговле и коммерции. [ 18 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шелк, Джонатан (2020). «Отношение индийских буддистов к изгоям» . Индо-иранский журнал . 63 (2): 128–187. дои : 10.1163/15728536-06302003 . hdl : 1887/138378 . S2CID   225688259 .
  2. ^ Jump up to: а б с Тенхунен, Сирпа; Саавяля, Минна (2012). Введение в меняющуюся Индию: культура, политика и развитие . Гимн Пресс. п.п. 33–34. ISBN  978-0-85728-805-9 . Проверено 20 августа 2022 г.
  3. ^ « Я говорила другим девочкам в школе, что я брамин»: борьба за то, чтобы бросить вызов кастовой системе Индии» . Новости АВС . 27 июня 2022 г.
  4. ^ «Какова кастовая система Индии?» . Новости Би-би-си . 25 февраля 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б Чакраварти, Ума (1984). «К исторической социологии стратификации в Древней Индии: данные из буддийских источников» . Экономический и политический еженедельник .
  6. ^ Jump up to: а б с Эльчингер, Винсент (2012). Каста и буддийская философия .
  7. ^ «шардулакарнаваданам». Дивьяваданам (на санскрите).
  8. ^ «Васала Сутта: Беседа об изгоях». Сутта Нипата .
  9. ^ Вебер, Эдмунд (2001). «Буддизм: атеистическая и антикастовая религия?» (PDF) . Журнал религиозной культуры .
  10. ^ Хиракава, Акира (1990). История индийского буддизма: от Шакьямуни до ранней Махаяны . Издательство Гавайского университета . п. 21. HDL : 10125/23030 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 1 октября 2023 г. {{cite book}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  11. ^ Левман, Брайан (январь 2014 г.). «Культурные пережитки коренных народов в буддийских писаниях» . Исследовательские ворота .
  12. ^ Jump up to: а б Бодифорд, Уильям (1996). «Дзен и искусство религиозных предрассудков» (PDF) . Японский журнал религиоведения . 23 (1–2). дои : 10.18874/jjrs.23.1-2.1996.1-27 .
  13. ^ Jump up to: а б с Пассен, Герберт (1955). «Неприкасаемость на Дальнем Востоке». Памятник Ниппонике . 11 (3): 247–267. дои : 10.2307/2382914 . JSTOR   2382914 .
  14. ^ Олдритт, Лесли (2000). « Буракумин : соучастие японского буддизма в угнетении и возможность освобождения» . Журнал буддийской этики . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года.
  15. ^ Монография о народонаселении Непала (PDF) . Том II. Центральное статистическое бюро. 2014. ISBN  978-9937-2-8972-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2017 г. Проверено 17 мая 2020 г.
  16. ^ Велптон, Джон (2005). История Непала . Кембриджский университет Пресс. п. 31. ISBN  9780521804707 .
  17. ^ Народ Непала - Дор Бахадур Биста
  18. ^ Леви, Роберт И. (1990). Мезокосм: индуизм и организация традиционного неварского города в Непале . Коллекция электронных книг UC Press, 1982–2004 гг. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 016a74ec7e4873d75f52593b46db5d27__1723813260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/27/016a74ec7e4873d75f52593b46db5d27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhism and caste - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)