Буддизм и касты
Буддизм возник в Индии в V веке до нашей эры, когда преобладающей религией в регионе был брахманизм , предшественник современного индуизма . Брахманизм поддерживал религиозно и социально мотивированную кастовую систему , которая продолжает играть значительную роль в обществе индуистской Индии и сегодня. Из-за различий в метафизических и этических доктринах отношение буддистов к кастам исторически расходилось с отношением индуизма и отвергало его по нескольким причинам. [ 1 ] : 128
Буддизм интегрирован в кастовую систему неваров среди народа невар в Непале , к северу от Индии.
Было много споров о том, насколько буддизм идеологически противостоит кастовой системе в Индии. Учение Будды было описано как фундаментально антикастовое. [ 1 ] : 128 Однако в ранней буддийской литературе есть также свидетельства самоуспокоенности по отношению к кастовой дискриминации. [ 1 ] : 129 и неясно, рассматривались ли члены «неприкасаемых» каст как имеющие такой же потенциал к просветлению, как и другие. [ 1 ] : 137
Фон
[ редактировать ]Индийская кастовая система построена вокруг двух ключевых концепций, с помощью которых классифицируются члены общества: варна ( वर्ण ) и джати ( जाति ). Джати относится к бесчисленным эндогамным группам, определяемым родом занятий , социальным статусом, общим происхождением и местоположением, в то время как варна делит общество на иерархию (обычно четырех) широких социальных классов. Социальная иерархия джати определяется их отношением к более общей иерархии варн. Традиционными варнами и связанными с ними профессиональными классами, от наименее до наиболее привилегированных, являются шудры (работники физического труда), вайшьи (торговцы), кшатрии (воины и правители) и брахманы (класс жрецов). [ 2 ]
Как и в случае с джати, варны связаны с родом занятий, эндогамией и наследственным статусом. Однако варна также связана с индуистской религией и мифами, а также с концепциями относительной духовной чистоты. Миф о Ману описывает четыре варны, происходящие из разных частей тела изначального человека. В отличие от европейской системы сословий королевства , варна также отличалась ритуальной чистотой. Считалось, что ритуальная нечистота могла передаться члену высшей варны при прямом или косвенном контакте с членом низшей. [ 2 ] Согласно некоторым традициям, все варны, кроме шудр, могли претендовать на статус двиджи , допуская изучение религиозных текстов. Также считалось, что душа может перемещаться между варнами между перерождениями, но человек на всю жизнь застревает в своей касте рождения. Те, кто не считался членами какой-либо варны ( аварны ), были либо так называемыми «племенными» , либо адиваси людьми , либо неприкасаемыми далитами , работа которых в обществе наиболее стигматизировалась. Хотя негативная кастовая дискриминация запрещена в Индии с 1948 года, [ 3 ] оно до сих пор имеет серьезные последствия в некоторых частях страны. [ 4 ]
Обсуждение касты в буддийских источниках
[ редактировать ]Буддийские источники содержат обсуждение происхождения и природы индийской кастовой системы, а также некоторые аргументы против кастовой дискриминации как в религиозном, так и в повседневном контексте. И индуистские, и буддийские писания посвящены системе четырех варн, в то время как различия между джати приобрели большее значение в новейшей истории. Кроме того, кастовая система вряд ли была настолько распространенной и последовательной на Индийском субконтиненте, как это идеализируется в библейских источниках, из-за разнообразной географии, культурных различий между регионами и меняющихся условий на протяжении всей истории. [ 2 ] Поскольку буддийские источники меньше идеологически вкладывают в кастовую систему, чем брахманические источники, они могут предоставить историкам менее преувеличенное описание роли касты в экономике и обществе древней Индии. [ 5 ] : 356 Многие буддийские тексты предполагают, что древнеиндийское общество фактически действовало на основе гораздо более расплывчатого различия между «высокими» ( ukkaṭṭha ) и «низкими» ( hīna ) занятиями, в отличие от идеализированной системы варн. [ 5 ] : 357
Социальная в отличие от внутренней детерминации касты
[ редактировать ]Ключевое отличие от брахманического понимания касты наблюдалось в ранней буддийской литературе, касающейся буддийского различия между реальным и номинальным . Два ранних буддийских текста, Калпадрумаваданамала и Шардулакарнавадана, относятся к обязательным социальным различиям, таким как четыре варны, как санджня (мантра) , букв. ' (просто) номинальные обозначения ' . В целом ранние буддийские философские источники приходят к выводу, что кастовые различия в основном незаметны и являются лишь результатом социальных условностей, ничего не определяющих внутренней сущности людей, к которым они относятся. [ 6 ] : 1–3 [ 1 ] : 129 Шардулакарнавадана : иллюстрирует номинальность четырех варн, используя следующую аллегорию [ 6 ] : 4 [ 7 ]
Точно так же, как песок не становится пищей просто потому, что так говорит ребенок, когда маленькие дети, играя на главной дороге, лепят песочные пирожки и дают им имена, говоря: «Этот — молоко, этот — мясо, а этот — творог». есть четыре класса [ варны ], как ты, брамин, их описываешь.
Хотя буддийская философия склонна отрицать внутреннюю реальность четырех варн, в некоторых текстах рассматриваются социальные процессы, лежащие в основе их развития. Например, Агганья Сутта описывает первых кшатриев, возникших из изначального, нестратифицированного общества из-за необходимости для сообщества применить наказание ( данда ) за первоначальное преступление - воровство. Он описывает происхождение трех других варн через аналогичные мифы, посвященные человеческой драме. [ 6 ] : 6–8
В Васала Сутте Сутта Нипаты Будда разносит подаяние и встречает брамина, который называет его изгоем ( васалака ) и требует, чтобы он не входил в свой дом. Будда в ответ делает выговор брахманскому пониманию касты и дает новое определение васала и брахмана соответственно с точки зрения плохого и хорошего буддийского поведения. Он заключает, что «не по рождению человек является изгоем; не по рождению человек является брахманом. Поступком человек становится изгоем, поступком человек становится брахманом». [ 8 ] Идея о том, что брахманство определяется действиями, а не рождением, часто встречается в буддийской литературе. Хотя эта позиция отвергает типичную кастовую иерархию, основанную на рождении, в пользу взгляда на социальный статус, основанного на поступках, она не отрицает строго обоснованность кастовых различий. Его целью может быть просто защита центральной роли действия ( кармы ) в определении статуса человека в соответствии с буддийской доктриной, а не пропаганда радикальной эгалитарной реструктуризации кастового общества. [ 1 ] : 140
Каста и буддийская практика
[ редактировать ]Варна в сангхе
[ редактировать ]В « Дивьявадане » буддийский царь Ашока допрашивается одним из своих министров за то, что он «поклоняется отреченным, принадлежащим ко всем кастам». Царь отвечает, что «во время свадьбы человек [справедливо] учитывает кастовую принадлежность, но не во время обучения Дхарме. Ибо причиной практики Учения являются хорошие качества; хорошие качества не приносят пользы». внимание к касте». [ 1 ] : 133 Это одновременно отрицание значимости касты после посвящения в сангху, [ 1 ] : 131 и подтверждение его действительности в социальном деле брака. [ 1 ] : 135 Та же самая позиция повторяется в Махапраджняпарамитопадеше . [ 1 ] : 147 На практике большая часть ранней Сангхи происходила из высших каст брахманов и кшьятрии. [ 9 ]
Собственная каста Будды
[ редактировать ]Будда родился как принц Сиддхартха в Хаттия касте воинов клана Сакая . [ 10 ] Однако клан Сакая существовал на северной периферии Индии, и они не поддерживали систему четырех варн, распространенную в других частях Индии, вместо этого разделяя общество на аристократическую касту хаттия и касту рабов шудд . Другие ученые заявили, что Будда не следовал четырехкратной арийской кастовой системе, поскольку она не была частью его этнического наследия. [ 11 ]
Буддизм и неприкасаемость за пределами Индии
[ редактировать ]
Выйдя далеко за пределы индуистской практики и кастовой системы Индии, буддизм в конечном итоге распространился в регионы Восточной Азии, включая Китай, Корею и Японию. В каждом из этих регионов есть свои местные религии, с которыми взаимодействовал буддизм. Некоторые из этих взаимодействий относятся к неиндийским формам неприкасаемости . [ 13 ]
Япония
[ редактировать ]В Японии преобладающая религия синтоизм делала упор на систему ритуальной чистоты и осквернения . Хотя в Индии буддизм представлял собой форму отказа от индуистских идей о непоправимом осквернении, в японском контексте буддийские доктрины имели иные последствия. Различные действия, запрещенные как аморальные в буддизме, особенно связанные с убоем животных и употреблением мяса, в сочетании с ранее существовавшими синтоистскими идеями, привели к тому, что ряд занятий был назван оскверненным или неприкасаемым. Это началось с профессий, связанных с работой с грязью, трупами животных и людей, но распространилось и на несколько других черных работ, включая изготовление корзин и сандалий. Люди, выполнявшие эти профессии, стали отдельной кастой неприкасаемых в японском обществе. [ 13 ] : 32–33 Эту группу людей первоначально называли эта ( 穢多 , букв. « сильно осквернённые » ). Дополнительный класс занятий, которые считались выходящими за рамки социальных норм, в том числе странствующие актеры, проститутки и попрошайки, позже сформировали вторую группу изгоев, названную хинин ( 非人 букв. « бесчеловечный » ). [ 13 ] : 33–34 Конкретный состав этих групп не был постоянным на протяжении всей истории, но была введена в действие обобщенная группа неприкасаемых, называемая Буракумин ( 部落民 , букв. « деревенские люди » ) в период Токугава , дискриминация, связанная со статусом Бураку, продолжает оставаться проблемой в нынешняя Япония. [ 14 ] [ 12 ]
Неварская кастовая система
[ редактировать ]
Среди неварского народа Непала неварские буддисты составляют меньшинство, составляющее 10,74% неварского населения в 2011 году, по сравнению с большинством неварских индуистов , составляющим 87,38%. [ 15 ] Несмотря на это, кастовая система неваров включает отдельные касты для индуистов и буддистов, охватывающие все уровни социальной иерархии.
Существование и влияние буддийских «бывших монахов» с древних времен в долине Катманду добавили «двуглавый» элемент в кастовую систему неваров. В то время как раджопадхьяя- брамины (или Дева-бхаджу) занимали высшее социальное положение среди индуистов, Ваджрачарья (или Гуру/Гу-бхаджу) занимал главу среди буддистов. Для индуистских неваров брахманы имели формальное преимущество перед кшатриями, в число которых входили королевская семья и различные группы, ныне известные как срештха, которые управляли администрацией судов Маллы. не соблюдающим целомудрия ( грихастха ) священникам сангхи класса Ваджрачарьям и Шакьям Для буддийских неваров высший пост был предоставлен (которых вместе называют «Бандой» или «Баре»). В Катманду за ними последовал мирянин-покровитель буддийской касты Урай , или Упасака , который специализировался на торговле с Тибетом. [ 16 ] Поэтому индуистские раджопадхьяя- брамины и буддийские ваджрачарьи занимают высшее положение в неварском обществе. [ 17 ] За ним следует индуистская знать кшатриев (Чатхария Срештха) и касты купцов и торговцев вайшьев . Логика неварских варн , стратифицированная с точки зрения индуистского брахмана, помещает Шакья-Баре, Урай среди буддистов, Панчтарию Срештху и другие группы выше джьяпу среди индусов среди двиджа -дваждырожденных в качестве основных каст вайшьев неваров, которые специализируется на торговле и коммерции. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шелк, Джонатан (2020). «Отношение индийских буддистов к изгоям» . Индо-иранский журнал . 63 (2): 128–187. дои : 10.1163/15728536-06302003 . hdl : 1887/138378 . S2CID 225688259 .
- ^ Jump up to: а б с Тенхунен, Сирпа; Саавяля, Минна (2012). Введение в меняющуюся Индию: культура, политика и развитие . Гимн Пресс. п.п. 33–34. ISBN 978-0-85728-805-9 . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ « Я говорила другим девочкам в школе, что я брамин»: борьба за то, чтобы бросить вызов кастовой системе Индии» . Новости АВС . 27 июня 2022 г.
- ^ «Какова кастовая система Индии?» . Новости Би-би-си . 25 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Чакраварти, Ума (1984). «К исторической социологии стратификации в Древней Индии: данные из буддийских источников» . Экономический и политический еженедельник .
- ^ Jump up to: а б с Эльчингер, Винсент (2012). Каста и буддийская философия .
- ^ «шардулакарнаваданам». Дивьяваданам (на санскрите).
- ^ «Васала Сутта: Беседа об изгоях». Сутта Нипата .
- ^ Вебер, Эдмунд (2001). «Буддизм: атеистическая и антикастовая религия?» (PDF) . Журнал религиозной культуры .
- ^ Хиракава, Акира (1990). История индийского буддизма: от Шакьямуни до ранней Махаяны . Издательство Гавайского университета . п. 21. HDL : 10125/23030 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 1 октября 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Левман, Брайан (январь 2014 г.). «Культурные пережитки коренных народов в буддийских писаниях» . Исследовательские ворота .
- ^ Jump up to: а б Бодифорд, Уильям (1996). «Дзен и искусство религиозных предрассудков» (PDF) . Японский журнал религиоведения . 23 (1–2). дои : 10.18874/jjrs.23.1-2.1996.1-27 .
- ^ Jump up to: а б с Пассен, Герберт (1955). «Неприкасаемость на Дальнем Востоке». Памятник Ниппонике . 11 (3): 247–267. дои : 10.2307/2382914 . JSTOR 2382914 .
- ^ Олдритт, Лесли (2000). « Буракумин : соучастие японского буддизма в угнетении и возможность освобождения» . Журнал буддийской этики . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года.
- ^ Монография о народонаселении Непала (PDF) . Том II. Центральное статистическое бюро. 2014. ISBN 978-9937-2-8972-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2017 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Велптон, Джон (2005). История Непала . Кембриджский университет Пресс. п. 31. ISBN 9780521804707 .
- ^ Народ Непала - Дор Бахадур Биста
- ^ Леви, Роберт И. (1990). Мезокосм: индуизм и организация традиционного неварского города в Непале . Коллекция электронных книг UC Press, 1982–2004 гг. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года.