Ливингстон, Замбия
Ливингстон | |
---|---|
![]() | |
Координаты: 17 ° 51'ю.ш., 25 ° 52' в.д. / 17,850 ° ю.ш., 25,867 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Провинция | Южная провинция |
Округ | Ливингстонский район |
Область | |
• | 695 км 2 (268 квадратных миль) |
Высота | 986 м (3235 футов) |
Население (перепись 2010 г.) | |
• Общий | 134,349 |
• Этническая принадлежность | Тонга Балея (народ Лея), народ Тока и народ Лунда |
• Языки | Английский (официальный язык) язык Тонга и язык лози |
Часовой пояс | UTC+2 ( КАТ ) |
Климат | БШ |
Веб-сайт | оживленный город |
![]() |
Ливингстон — город в Замбии . [ 1 ] До 1935 года служил столицей Северной Родезии . Расположенный в 10 км (6 милях) к северу от реки Замбези , это туристический центр водопада Виктория. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и приграничный город с автомобильным и железнодорожным сообщением с Зимбабве на другой стороне водопада Виктория. Исторический британский колониальный город, его нынешнее население по данным переписи 2022 года составляет 177 393 человека. [ 5 ] Он назван в честь Дэвида Ливингстона , шотландского исследователя и миссионера , который был первым европейцем, исследовавшим эту местность. [ 6 ] До 2011 года Ливингстон был столицей южной провинции Замбии .
История
[ редактировать ]Доколониальная история
[ редактировать ]Мукуни, расположенная в 9,6 км (6,0 миль) к юго-востоку от современного Ливингстона, была самой большой деревней в этом районе до основания Ливингстона. Его жители Балея , родом из культуры Розви в Зимбабве , были завоеваны вождем Мукуни, пришедшим из Конго в 16 веке. Другая группа балея под командованием вождя Секуте жила у реки к западу от города. Однако преобладающим населением в этом районе были батока под предводительством вождя Мусокотване, базирующиеся в Сенкобо, в 30 км (19 миль) к северу. Это жители южного Тонга , но в культурном и языковом отношении они похожи на балейя. [ 7 ]

Субия платили дань лози из Баротселанда, но в 1838 году кололо , племя сото из Южной Африки , перемещенное в результате зулусских войн , мигрировало на север и завоевало лози . Кололо поставили вождей подчиненного им народа Субия из Сешеке над Токалеей. В 1855 году шотландский -миссионер путешественник Дэвид Ливингстон показал Замбези в окрестностях Ливингстона, чтобы увидеть водопад Виктория . стал первым европейцем, которому вождь Субия-Кололо Секелету [ 8 ]
Колониальная история
[ редактировать ]В 1890-х годах Сесила Родса установила Британская южноафриканская компания британское правление к северу от Замбези и начала волну разведки и разведки полезных ископаемых, а также осваивала другие природные ресурсы, такие как древесина, слоновая кость и шкуры животных, на территории, называемой Северной -Западная Родезия . Главный пункт пересечения Замбези находился над водопадом у Старого Дрифта, сначала на долбленом каноэ, затем на железной лодке, приводившейся в движение восемью гребцами Лози, или на барже, буксируемой стальным тросом. Ущелье Батока , а также глубокая долина и ущелья средней Замбези (ныне затопленные плотиной Кариба ) означали, что не было лучшего места пересечения водопада и ущелья Кариба , расположенного в 483 км (300 миль) к северо-востоку. Поскольку переход Олд-Дрифт стал использоваться все чаще, там возникло британское колониальное поселение, которое примерно в 1897 году стало первым муниципалитетом в стране; его иногда называют «Старым Ливингстоном». Его близость к местам размножения комаров стала причиной смертности от малярии. , поэтому после 1900 года европейцы переехали на возвышенность, известную как Холм Конституции или Почтовое отделение Песчаного пояса, и когда эта местность превратилась в город, она была названа Ливингстон в честь исследователя. [ 9 ]
В середине 1890-х годов Родезийские железные дороги достигли Булавайо в Южной Родезии , что стимулировало промышленное развитие там, чему способствовали угольные шахты в Хванге (тогда называвшемся Ванки ), всего в 110 км (68 миль) к юго-востоку от Моси-оа-Тунья. Железная дорога была продлена до Хванге для добычи угля, но идея Родса заключалась в том, чтобы продолжать продвигаться на север, чтобы расширить Британскую империю , и он бы построил ее до Каира, если бы мог. В 1904 году железная дорога достигла водопада на южной стороне, и началось строительство моста через водопад Виктория . [ 10 ] Слишком нетерпеливый, чтобы ждать завершения строительства, Родос построил линию от Ливингстона до Каломо , и работы начались за несколько месяцев до строительства моста с использованием единственного локомотива, который по частям транспортировался по временной канатной дороге через ущелье рядом с площадкой строительства моста. [ 11 ]

Город был основан в 1905 году. [ 12 ] Британская Южно-Африканская компания перенесла сюда столицу территории в 1907 году. [ 9 ] В 1911 году компания объединила территорию Северо-Восточной Родезии в Северную Родезию . Ливингстон процветал благодаря своему положению ворот для торговли между северной и южной частями Замбези, а также благодаря сельскому хозяйству в Южной провинции и коммерческому производству древесины из лесов на ее северо-западе. Был построен ряд колониальных зданий, которые стоят до сих пор. [ 8 ] Хотя столица была перенесена в Лусаку в 1935 году, чтобы быть ближе к экономическому центру Коппербелта , промышленность, основанная на древесине, кожевенном производстве, табаке , хлопке (включая текстиль) и другой сельскохозяйственной продукции, росла. Была построена гидроэлектростанция, берущая воду из Восточного водопада. Город Виктория-Фолс в Южной Родезии занимался туристической торговлей, но многие товары закупались у Ливингстона.
Из всех городов Северной Родезии колониальный Ливингстон приобрел наиболее британский характер. [ 13 ] Окруженная большим количеством африканских поселений, она имела ярко выраженную сегрегацию , которая, хотя и не была официально закреплена как политика апартеида , имела аналогичные практические последствия. Северная и западная части города и центр города были зарезервированы для колониального правительства и принадлежащих белым предприятий и связанных с ними жилых районов, в то время как африканские поселки, такие как Марамба (названные в честь небольшой реки Марамба, протекающей поблизости), находились на востоке и юге. и были населены работающими слугами , ремесленниками , торговцами , а также большим количеством неработающих чернокожих семей, страдающих от зависимости от социального обеспечения . Азиаты и люди смешанной расы владели бизнесом в центре, на восточной стороне центра. [ 1 ]
Во время Второй мировой войны 170 польских беженцев, бежавших из оккупированной Германией и Советским Союзом Польши , были приняты в Ливингстоне в 1941 году, и там было открыто польское консульство. [ 14 ]
Когда британское правительство начало публично обсуждать независимость и стали известны новости о крупномасштабных убийствах белых колонистов в соседнем Бельгийском Конго , многие белые жители опасались, что британское колониальное правительство оставит их без внимания. Следовательно, многие начали мигрировать на юг, в сторону Южной Родезии или Южной Африки. Когда Северная Родезия получила независимость как Замбия, многие белые продолжали покидать страну. [ 1 ] В конце британского правления в 1964 году африканцам досталась страна, в которой было всего 100 чернокожих выпускников колледжей, почти все из которых изучали социальные науки в Университете Форт-Хэйр в Южной Африке. [ 15 ] [ 16 ] В 1968 году было создано однопартийное государство, которое конфисковало большую часть оставшейся собственности нечерных, особенно собственности белых. [ 17 ] [ 18 ] Следовательно, большинство оставшихся жителей Северной Родезии уехали после объявления официальной политики национализации Замбии. [ 19 ] [ 20 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]Некоторые колониальные гражданские здания были разрушены и заменены африканской архитектурой, хотя Ливингстон использовался в качестве места для родезийского города 1950-х годов в фильме 1981 года « Трава поет» (основанном на Дорис Лессинг ). одноименном романе [ 21 ] . В то же время крупные вливания денежных средств британского правительства в Замбию после обретения независимости были частично использованы в Ливингстоне. [ 22 ] [ 23 ] Ливингстон пережил экономический спад в 1970-х годах, отчасти из-за ренационализации промышленности. [ 24 ] [ 25 ] и частично к закрытию границы с Родезией сначала правительством Замбии, а затем властями Родезии. [ 26 ]
С начала 21 века в Ливингстоне наблюдается возрождение туризма, и он прочно стал излюбленным местом для посещения водопада Виктория. Ливингстон пережил небольшой приток инвестиций в эту отрасль от современных гостиничных сетей, таких как Sun International , до некоторых современных уличных торговых центров и ресторанов. [ 27 ] Помимо туризма, еще одной надеждой на горизонте Ливингстона является развитие, стимулируемое коридором Уолфиш-Бей с открытием моста Катима Мулило и завершением строительства шоссе Транс-Каприви в 200 км (120 миль) к западу, которое обеспечивает больший объем торговли через город. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Климат
[ редактировать ]В Ливингстоне жаркий полузасушливый климат ( Кёппен : BSh ) с жаркими и дождливыми сезонами дождей, очень жаркими предвлажными сезонами и мягкими сухими сезонами с большой разницей температур между днем и ночью.
Климатические данные для Ливингстона (1991–2020 гг., крайности с 1918 г. по настоящее время) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 39.9 (103.8) |
38.4 (101.1) |
43.6 (110.5) |
37.0 (98.6) |
36.0 (96.8) |
35.0 (95.0) |
32.6 (90.7) |
37.5 (99.5) |
40.1 (104.2) |
41.3 (106.3) |
41.1 (106.0) |
39.5 (103.1) |
43.6 (110.5) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 30.9 (87.6) |
30.7 (87.3) |
31.1 (88.0) |
30.6 (87.1) |
29.0 (84.2) |
26.5 (79.7) |
26.1 (79.0) |
29.8 (85.6) |
33.6 (92.5) |
35.6 (96.1) |
33.9 (93.0) |
31.5 (88.7) |
30.8 (87.4) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 25.2 (77.4) |
24.9 (76.8) |
24.6 (76.3) |
22.9 (73.2) |
20.1 (68.2) |
17.4 (63.3) |
16.9 (62.4) |
20.4 (68.7) |
24.5 (76.1) |
27.4 (81.3) |
27.0 (80.6) |
25.6 (78.1) |
23.0 (73.4) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 19.4 (66.9) |
19.0 (66.2) |
18.0 (64.4) |
15.1 (59.2) |
11.1 (52.0) |
8.2 (46.8) |
7.6 (45.7) |
10.9 (51.6) |
15.4 (59.7) |
19.2 (66.6) |
20.0 (68.0) |
19.6 (67.3) |
15.3 (59.5) |
Рекордно низкий °C (°F) | 9.8 (49.6) |
8.0 (46.4) |
7.0 (44.6) |
4.3 (39.7) |
0.5 (32.9) |
−5.9 (21.4) |
−3.0 (26.6) |
−1.7 (28.9) |
1.0 (33.8) |
8.1 (46.6) |
11.0 (51.8) |
10.8 (51.4) |
−5.9 (21.4) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 175.2 (6.90) |
133.2 (5.24) |
83.3 (3.28) |
19.5 (0.77) |
2.4 (0.09) |
0.2 (0.01) |
0.1 (0.00) |
0.3 (0.01) |
1.4 (0.06) |
11.1 (0.44) |
77.7 (3.06) |
141.9 (5.59) |
646.3 (25.44) |
Средняя относительная влажность (%) | 74.8 | 77.3 | 72.2 | 65.1 | 57.7 | 55.0 | 51.8 | 43.3 | 35.1 | 41.7 | 55.2 | 71.0 | 58.4 |
Среднемесячное количество солнечных часов | 213.9 | 196.0 | 251.1 | 273.0 | 303.8 | 288.0 | 310.0 | 319.3 | 297.0 | 279.0 | 228.0 | 207.7 | 3,166.8 |
Источник 1: NOAA (влажность и солнце, 1961–1990 гг.). [ 31 ] [ 32 ] | |||||||||||||
Источник 2: Meteo Climat (рекордные максимумы и минимумы). [ 33 ] |
Транспорт
[ редактировать ]Воздух
[ редактировать ]
Город обслуживается международным аэропортом Гарри Мванга Нкумбула , который принимает внутренние рейсы из Лусаки и связывается с различными международными городами, включая Йоханнесбург , Кейптаун , Мбомбелу и Найроби . [ 34 ] [ 35 ] [ нужен лучший источник ]
Железнодорожный
[ редактировать ]Город обслуживается действующими участками железной дороги от мыса до Каира , которые соединяют его с Лусакой на северо-востоке и Булавайо на юго-востоке. Железная дорога в Лусаку также называется Железной дорогой Замбии . Железная дорога Мулобези соединяет Ливингстон с лесной промышленностью Мулобези на западе. [ 36 ] [ 37 ]
Дорога
[ редактировать ]Дорога Лусака-Ливингстон (дорога Т1) соединяет Ливингстон с Каломо , Чомой и столицей страны ( Лусакой ) на северо-востоке. [ 38 ] Эта же дорога ведёт на юг, пересекая Зимбабве через мост у водопада Виктория. [ 38 ] (применяются ограничения по весу) (становится дорогой A8 на зимбабвийской стороне и проходит через город Виктория-Фолс, прежде чем продолжить путь в Булавайо ).
Дорога М10 соединяется на западе с Казунгулой (где мост Казунгула , бывший паром Казунгула , соединяется с границей с Ботсваной ) и с Сешеке (где она пересекает Замбези как мост Катима Мулило и достигает границы Катима Мулило с Намибией ). Эта дорога от Ливингстона до моста Катима Мулило является частью дороги развития Уолфиш-Бей-Ндола-Лубумбаши . Далее M10 соединяется с Сенангой и Монгу . [ 38 ]
Места поклонения
[ редактировать ]Среди мест богослужения это преимущественно христианские церкви и храмы: Римско-католическая епархия Ливингстона ( Католическая церковь ), Объединенная церковь в Замбии ( Всемирное сообщество реформатских церквей ), Христианский центр горы Сион — Ливингстон ( Пятидесятническая церковь ), Реформатская церковь в Замбия ( Всемирное сообщество реформатских церквей ), Баптистский союз Замбии ( Всемирный баптистский альянс ), Ассамблеи Бога . [ 39 ] Есть также мусульманские мечети и индуистские храмы. [ 40 ] Раньше в Ливингстоне проживала сильная еврейская община.
Культура
[ редактировать ]
В Ливингстоне есть различные музеи, такие как Музей Ливингстона (археология, этнография и история, содержащий коллекцию памятных вещей, связанных с Дэвидом Ливингстоном ), Музей культуры Марамбы (с традиционными танцами, пением и костюмами), Железнодорожный музей Мулобези железной дороги и Полевой музей водопада Виктория (показывает геологию и археологию вокруг водопада). [ 41 ] [ 1 ]


Образование
[ редактировать ]Средние школы в этом районе включают техническую среднюю школу Хиллкрест и среднюю школу Линда .
Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]Ливингстон является побратимом :
См. также
[ редактировать ]- Водопад Виктория, Зимбабве (прилегающий зимбабвийский город)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Мвакикагиле, Годфри (2010). Замбия: Жизнь в африканской стране . Новая Африка Пресс. ISBN 978-9987-16-011-2 .
- ^ «Ливингстон» . Замбия Давайте исследуем . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 г. Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Информация Ливингстона» . www.livingstone-info.org . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Водопад Виктория» . Туризм в Замбии . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Центральное статистическое управление Замбии и население города (3 января 2023 г.). «Население городов и городских центров Замбии: Ливингстон» . Citypopulation.de . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ «Дэвид Ливингстон - биография, экспедиции и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 24 мая 2021 г.
- ↑ Веб-сайт туризма Ливингстона. Архивировано 12 октября 2007 г. на сайте Wayback Machine, по состоянию на 10 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Camerapix: «Спектр-путеводитель по Замбии». Международное издательство Camerapix, Найроби, 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Документ без названия» . www.nrzam.org.uk . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Админ ВФХК. «Деятельность и история моста у водопада Виктория - штаб-квартира водопада Виктория» . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Журнал Horizon : «Вторая промышленность Замбии», февраль 1965 г., стр. 4–11.
- ↑ Britannica, Ливингстон , britannica.com, США, по состоянию на 8 сентября 2019 г.
- ^ «Город Ливингстон: Ливингстон, Замбия» . www.livingstonetourism.com . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Врубель, Януш (2003). Польские беженцы из Советского Союза 1942–1950 (на польском языке). Лодзь : Институт национальной памяти . стр. 137, 141. ISBN. 978-83-7629-522-0 .
- ^ «Фильм о борьбе Замбии» . paraluxe.com . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Фильм о борьбе Замбии» . paraluxe.com . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Баярт, Дж. Ф. (1973). «Однопартийное правительство и политическое развитие в Камеруне» . Дела Африки . 72 (287): 125–144. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096356 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 719939 .
- ^ «Фонд конституционных прав» . www.crf-usa.org . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Либби, Рональд Т.; Вукс, Майкл Э. (1980). «Национализация и смещение политики развития в Замбии» . Обзор африканских исследований . 23 (1): 33–50. дои : 10.2307/523462 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 523462 . S2CID 143579889 .
- ^ Бердетт, Марсия М. (1977). «Национализация в Замбии: критика теории переговоров» . Канадский журнал африканских исследований . 11 (3): 471–496. дои : 10.2307/483722 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 483722 .
- ^ Интернет-база данных фильмов IMDB, доступ по состоянию на 10 марта 2007 г.
- ^ «Замбия — Колониальное правление | Британика» . www.britanica.com . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Законопроект о независимости Замбии» . Они работают для вас . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Уитворт, Алан (октябрь 2015 г.). «Объяснение бедности Замбии: история (несельскохозяйственной) экономической политики с момента обретения независимости: история экономической политики Замбии» . Журнал международного развития . 27 (7): 953–986. дои : 10.1002/jid.3049 .
- ^ Беббингтон, Энтони; Абдулай, Абдул-Гафару; Беббингтон, Дениз Хамфрис; Хинфелаар, Марья; Сэнборн, Синтия А.; Ахбергер, Джессика; Хубер, Селина Гризи; Уртадо, Вероника; Рамирес, Таня (2018), «Политика добычи природных ресурсов в Замбии» , Управление добывающей промышленностью , Оксфорд: Oxford University Press, doi : 10.1093/oso/9780198820932.003.0004 , ISBN 978-0-19-882093-2 , получено 23 мая 2022 г.
- ^ Мартин, Д. и Джонсон, П. (1981). Борьба за Зимбабве . Фабер и Фабер. п. 400.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Урок истории Замбии: Ливингстон» . Глобальная черная история . 24 января 2012 г. Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Эссер, Леонора. «Мост через Замбези в Катима-Мулило является символом свободы и краеугольным камнем экономического развития» . Истории KfW . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Урок истории Замбии: Ливингстон» . Глобальная черная история . 24 января 2012 г. Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991-2020 годы — Ливингстон» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ «Климатические нормы Ливингстона MET 1961–1990» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ «Станция Ливингстон» (на французском языке). Метеоклимат . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ https://www.zambiatourism.com/travel-info/airports/harry-mwaanga-nkumbula-international-airport/ .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ https://www.flightsfrom.com/LVI .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Железные дороги Замбии» . www.sinfin.net . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ «Трекс4Африка» . Tracks4Africa . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Закон о дорогах и дорожном движении | Национальная ассамблея Замбии» . www.parliament.gov.zm . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Британника, Замбия , britannica.com, США, по состоянию на 8 сентября 2019 г.
- ^ Холмс, Тимоти; Вонг, Винни; Невинс, Дебби (15 декабря 2017 г.). Замбия . Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. ISBN 978-1-5026-3244-9 .
- ^ «Музей Ливингстона — Совет национальных музеев — Замбия» . www.museumszambia.org . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Побратимские соглашения» . cm-funchal.pt (на португальском языке). Фуншал. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ «Города-побратимы» . santafenm.gov . Город Санта Фе . Проверено 4 ноября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Апторп Р. (1960) - Журнал Института Родса Ливвингстона - Проблемы африканской истории, Нсенга Северной Родезии (правительственная типография, Лусака), стр. 58. Колсон Э. и Глюкман М (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - плато Тонга Северной Родезии ( Манчестер Юниверсити Пресс , Манчестер), страницы 95,103 и 129. Дуглас. SD (1961) - Истории древних преданий Бене Мукуни, стр. 19. Манчиши ПК и Мусона ET - Народ Замбии - Краткая история соли (Мультимедиа, Лусака), стр. 2 Пул Л. (1938) - The Коренные племена провинции Восточная Луангва Северной Родезии (правительственная типография, Лусака), стр. 45
- Мунтемба, М. (1970), Журнал музеев Замбии, Том 1. Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея в Замбии, стр. 29. Мвале Б.Б. - Глава «История и обычаи народа цева» В. Пул Л. (1938). ), Коренные племена провинции Северная Родезия (Правительство Северной Родезии). Принтер, Лусака), стр. 45. Интервью 1970-х годов.
- Брелсфорд, Западная Вирджиния (1965) – Племена Замбии – Народ долины Гвембе (правительственная типография, Лусака), стр. 73. Брелсфорд, Западная Вирджиния (1965) – Племена Замбии – Народ Лендже Соли (правительственная типография, Лусака), стр. 75. Колсон Э. (1960) - Исследования Кариба (издательство Манчестерского университета, Манчестер), стр. 168. Колсон Э. и Глюкман М. (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - плато Тонга Северной Родезии (издательство Манчестерского университета, Манчестер), стр. 132. Фаган, Б. М. и Филипсон Д. В. (1965), Железо Возрастная последовательность в Лохниваре и Тонге, Журнал Королевского антропологического института. Том 95, часть 2. Филд, SA (1961) Висилано, Исторический проект UMCA Мсоро. Главы 41, 42, 43, 45, 46 и 47. Правительство Замбии – Постановление № 146 от 1998 года (Правительственная типография, Лусака), стр. 521. Правительство Замбии – Постановления № 22 и 23 от 1999 года (Правительственная типография, Лусака) стр. 43 и 45. Каулу, М.Г. (1995) Окружные заметки (ODG/SIN/102/15/2) – Краткая история вождя мвембы, страницы 1, 2, 3, 4 и 5 Лэнгуорси, HW (1972), Замбия до 1890 года: аспекты страницы доколониальной истории (Dai Nippon Printing Company (HG) Limited, Гонконг) 23. Литета Чинкули Уилсон - старший вождь Мукуни Нгомбе (1990). Интервью Малала Музамба II - Бе-Дьянго XV (1958). Мукуни Силока II (1957), Краткая история народа балея (правительственная типография, Лусака) страницы 4, 5, 6 и 7.Мунтемба, М. (1970) Музеи Замбии. Том 1 журнала. Политический и ритуальный суверенитет Мукуни Лея в Замбии. стр. 29. Мвале Б.Б. - О главе Ацева, История и обычаи народа Кева В. Сиампанде Сиамаюва, старший вождь Мвемба (1990). Интервью вождя Секуте Калонга (1957).
- Брелсфорд, Западная Вирджиния (1965) – Племена Замбии – Люди долины Гвембе (правительственная типография, Лусака), стр. 70 и University Press, Манчестер), стр. 19. Колсон Э. и Глюкман М. (1999). (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - Плато Тонга (издательство Манчестерского университета, Манчестер), стр. 96 Лэнгуорси, HW (1972), Замбия до 1890 года: аспекты доколониальной истории (Dai Nippon Printing Company (HG) Limited Hong Конг), стр. 25 и 119.Малала Музамба II - Бе-Дьянго XV (1958 г.), интервью. Памятка 376/27/5/B (1933 г.) Протокол - интервью местной власти Каломо (1936 г.). Мунонго, девять человек Египта. Интервью Мвами (2006). Мунтемба, М. (1970) Том журнала музеев Замбии. страницы 30, 31 и 32. Фогель Джозеф, О. (1975), страница Симбусенга (Oxford University Press, Оксфорд).
- Мунтемба, М. (1970) Журнал музеев Замбии, Том I - Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея Замбии - страницы 30 и 34. Мунтемба, М. (1970).
- Малала Музамба II Бе-Дьянго XV (1958). Интервью. Мубила Мвендамбели (1986) помогает в Силоке III, Мукуни XIX, Слоке III. Обряды коронации короля XIX. Силока III Короля XIX (1986) Обряды коронации, личный опыт.
- Мунтемба, М. (1970) Журнал музеев Замбии, Том I - Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея Замбии - страницы 30 и 34. Мунтемба, М. (1970).
- Малала Музамба II Бе-Дьянго XV (1958). Интервью. Мубила Мвендамбели (1986) помогает в Силоке III, Мукуни XIX, Слоке III. Обряды коронации короля XIX. Силока III Короля XIX (1986) Обряды коронации, личный опыт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Ливингстоном, на Викискладе?
17 ° 51'ю.ш., 25 ° 52' в.д. / 17,850 ° ю.ш., 25,867 ° в.д.