177-й истребительный авиационный полк ПВО
177-й истребительный авиационный полк ПВО | |
---|---|
![]() Нарукавный знак полка 2000-х годов. | |
Активный | 1941–2009 |
Страна | |
Ветвь | |
Тип | Истребительный авиационный полк |
Гарнизон/штаб | Lodeynoye Pole (1960–2009) |
Помолвки | |
Боевые почести | Москва |
The 177th Fighter Aviation Regiment PVO ( Russian : 177-й истребительный авиационный полк ПВО ; Military Unit Number 10232) [ 1 ] was a fighter regiment of the Soviet Air Defense Forces ( Russian : Войска́ противовозду́шной оборо́ны ; PVO) during World War II and the Cold War , later becoming part of the Russian Air Defense Forces and finally the Russian Air Force .
После завершения формирования в июле 1941 года 177-я дивизия обеспечивала противовоздушную оборону Москвы во время Второй мировой войны. Войну он начал на истребителях Поликарпова И-16 , переоборудованных в истребители Микояна-Гуревича МиГ-3 в конце 1941 года. После того, как фронт отошел далеко от Москвы, в конце 1944 года полк был перевооружен на Supermarine Spitfire. истребители В конце 1940-х годов он двинулся на северо-восток к аэродрому под Ярославлем , в 250 километрах (160 миль) от Москвы. Реактивные истребители Микояна-Гуревича МиГ-9 , которые быстро были заменены МиГ-15 . В середине 1950 года полк был передислоцирован на советский Дальний Восток , а затем развернут на северо-востоке Маньчжурии в составе 64-го истребительного авиационного корпуса , входившего в первую ротацию советских авиационных частей во время Корейской войны . Полк воевал над Кореей до возвращения в Советский Союз в феврале 1951 года. Он дислоцировался в Ленинградской области , последовательно эксплуатируя Су-9 , МиГ-23 Микояна-Гуревича и Су-27 в качестве перехватчиков из Лодейного Поля. до его расформирования в 2009 году в рамках реформирования ВВС России.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
177-й истребительный авиационный полк (ИАП) был сформирован с 10 мая по 15 июля 1941 года в Клину в составе ВВС Московского военного округа . Она была сформирована из кадров, набранных из 11-го , 34-го и 120-го истребительных авиаполков в соответствии с приказом от 27 марта, и включала в себя три эскадрильи по три звена в каждой номинальной численностью 30 истребителей Поликарпова И-16 . [ 2 ] 16 июля, после завершения формирования, полк вошел в состав 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) Московской зоны ПВО и начал боевые действия во Второй мировой войне , вслед за началом операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз. 22 июня и последующее наступление немцев на Москву. Обеспечивал воздушное прикрытие города Москвы и наземных войск. [ 1 ] часто летает на ночные миссии. [ 3 ] Капитан И. Д. Самсонов одержал первую известную победу полка 26 июля на бомбардировщике Юнкерс Ю 88 в районе станции Ленино . Через четыре дня полк принял эскадрилью из 15 летчиков 27-го истребительного авиационного полка . Командир эскадрильи майор Михаил Иванович Королев был назначен командиром полка. [ 4 ] 7 августа пилот И-16 младший лейтенант Виктор Талалихин совершил первый советский ночной таран , сбив Heinkel He 111 над Москвой бомбардировщик ему было присвоено звание Героя Советского Союза . ; За это действие [ 5 ] Имея три победы в Зимней войне полка на И-16 и четыре победы во Второй мировой войне, Талалихин был единственным асом . [ 6 ]

Примерно в начале сентября 1941 года 177-я дивизия начала перевооружение новыми истребителями МиГ-3 Микояна-Гуревича , передав немногочисленные оставшиеся И-16 в 11-й, 34-й и 120-й ИАП. В это время полк пополнили 42 летчика-сержанта , недавно окончивших курсы ускоренной военной подготовки. Эти летчики проходили подготовку на Дубровицы аэродроме под Подольском на УТИ-4 (учебный вариант И-16) и И-16, лучших отправляли на ночные вылеты. Полковой политрук , батальонный комиссар Н. Л. Ходырев впервые вылетел на МиГе из части ночью 31 августа. К концу сентября половина И-16 была заменена на МиГи, а девять его пилотов были признаны боеспособными. После начала в начале октября операции «Тайфун» — немецкого наступления на Москву — полк временно вошел в состав 77-й смешанной авиационной дивизии ВВС, действовавшей на южном участке обороны. Он регулярно патрулировал дорогу Москва-Варшава , его первая победа была приписана старшему лейтенанту. Самодуров и его ведомый младший лейтенант Муравьев, заявившие о сбитии Henschel Hs 126 самолета-разведчика . [ 5 ] Два пилота МиГ-3 полка, старший лейтенант Александр Печеневский и лейтенант Иван Тябин, стали асами МиГ-3, одержав по пять одиночных и три общих победы. [ 7 ] [ 8 ]
5 апреля 1942 года в составе 6-го ИАК 177-й вошел в состав Московского фронта ПВО . С 21 сентября по 1 ноября группа из 20 МиГ-3 полка воевала на фронте, оперативно подчиняясь 106-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) Бологонского района ПВО. 177-й вернулся в 6-й ИАК 1 ноября. 9 июня 1943 года, когда корпус был переформирован в 1-ю истребительную армию ПВО , полк вошел в состав вновь сформированной 319-й истребительной авиационной дивизии . фронт был реорганизован в Особую Московскую армию ПВО 4 июля , войдя в состав Западного фронта ПВО . 1 октября, поскольку фронт отошел далеко от Москвы, 177-я дивизия была исключена из состава действующей армии (сил, непосредственно участвующих в боевых действиях или близких к зонам боевых действий). В конце 1944 года полк начал перевооружение британскими предоставленными по ленд-лизу истребителями Supermarine Spitfire Mk.IX, . [ 4 ]
За время войны 177-я дивизия совершила 4708 вылетов, провела 172 воздушных боя и сбила 78 самолетов противника. На его счету уничтожение трех танков, 40 машин, зенитной батареи и десяти зенитных орудий в ходе штурмовых задач, потеря 18 летчиков: трое погибли в воздушном бою, двое погибли от зениток. пожар, десять не вернулись с заданий, трое - небоевые потери. Подразделение потеряло 33 самолета, из них 22 в боях. [ 4 ]
Командиры
[ редактировать ]Во время Великой Отечественной войны полком командовали следующие офицеры: [ 4 ]
- Майор (в звании подполковника ) Михаил Королев (июль [ 5 ] - декабрь 1941 г.)
- Подполковник Владимир Лашин (декабрь 1941 г. - июль 1942 г.).
- Major Anton Panov (August 1942 – April 1944)
- Майор Анатолий Чермоданов (апрель 1944 г. - май 1945 г.).
Послевоенные годы
[ редактировать ]

9 сентября 1948 года 177-я дивизия была переведена в состав 303-й истребительной авиационной дивизии 31 -го истребительного й истребительной авиационной армии авиационного корпуса 19- на ярославском аэродроме Дядьково. В декабре началось перевооружение на реактивные истребители МиГ-9. [ 4 ] Перевооружение полка новыми истребителями МиГ-15 Микояна-Гуревича началось в марте 1950 года. 7 июля в составе 303-й иад полк прибыл на Воздвиженку Дальневосточного военного округа , оставив свою авиацию. 177-я дивизия была переведена из дивизии 18 сентября и базировалась в Саншилипу в Китайской Народной Республике для прикрытия главной базы ВМС Народно-освободительной армии в Даляне . 6 октября полк вошел в состав 50-й истребительной авиационной дивизии (бывшая 106-я ИАД). [ 9 ] получит 30 новых истребителей МиГ-15бис . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Корейская война
[ редактировать ]50-я ИАД вошла в состав 64-го истребительного авиационного корпуса в ноябре 1950 года, выполняя вылеты с аэродромов на северо-востоке Маньчжурии (часть северо-востока Китая ) против самолетов ООН в районе, который стал известен как Аллея МиГов во время Корейской войны . 50-я дивизия входила в первую ротацию советских авиационных частей корпуса, и ее красные звезды были заменены медалями ВВС Корейской народной армии . [ 13 ] 20 ноября полк перелетел из Саншилипу в Аньшань . [ 14 ] под командованием полковника В.Я. Терентьев. [ 11 ] Он еще не был готов к бою и следующие недели провел, знакомясь с районом боевых действий и отрабатывая полеты в строю. пришлось ждать и Прибытия дополнительных танков после того, как 30 ноября другой полк дивизии, 29-й гвардейский истребительный авиационный полк , приступил к выполнению боевых вылетов. [ 15 ]
Летчики полка совершили свой первый боевой вылет 12 декабря, но с самолетами противника не столкнулись. эскадрилья полка двинулась в Аньтун и приступила к боевым вылетам. 15 декабря [ 16 ] и 25 декабря к нему присоединились две оставшиеся эскадрильи. Пилоты 177-го полка впервые встретились с самолетами противника 17 декабря, но бой завершился безрезультатно. [ 17 ] Заместитель командира 1-й эскадрильи полка капитан Николай Воробьев был вторым советским летчиком, заявившим, что 22 декабря был сбит истребитель North American F-86 Sabre , но это заявление было первым, подтвержденным американскими записями. Позже в тот же день восемь самолетов 2-й эскадрильи, все еще летевших из Аньшаня, вступили в дуэль с 16 «Сейбрами», заявив о трех сбитых самолетах с потерей двух МиГов и пилота, хотя ВВС США не сообщили о каких-либо потерях в этом бою. [ 18 ] [ 19 ]
27 декабря восемь МиГов 1-й эскадрильи и несколько МиГов 3-й эскадрильи поднялись в воздух, чтобы перехватить американский налет в Чхонджу районе станции истребителей-бомбардировщиков Lockheed F-80 Shooting Star в сопровождении Sabre. Пилот 1-й эскадрильи заявил о сбитом самолете Sabre, что не было подтверждено ВВС США. Шесть самолетов 2-й эскадрильи взлетели вслед за двумя другими эскадрильями. Капитан Михаил Фомин сбил F-80 25-й эскадрильи истребителей-перехватчиков после того, как МиГи обошли эскорт «Сейбр». [ 20 ] За месяц летчики полка совершили половину из 452 боевых вылетов дивизии, заявив, что сбили восемь F-86 и два F-80, потеряв два МиГа и одного пилота. [ 21 ]
177-й дивизион совершил боевые вылеты 3 и 6 января 1951 года, но с самолетами противника не столкнулся. 10 января одинокий самолет-разведчик Boeing RB-29 Superfortress был перехвачен и, как сообщается, был сбит в районе Анжу пилотами 1-й эскадрильи под командованием майора Павла Михайлова, единственного самолета противника, встреченного в начале января; В тот день ни один РБ-29 не был зарегистрирован как потерянный ВВС США. [ 22 ] Шесть пилотов 2-й эскадрильи под командованием Фомина сообщили о бое с четырьмя истребителями-бомбардировщиками Republic F-84 Thunderjet 20 января над станцией Кэсон в районе Анджу и заявили, что сбили один. [ 23 ] На следующий день девять пилотов 3-й эскадрильи сообщили о бое с восемью F-84, заявив, что сбили четыре. Ни одно из этих утверждений не было подтверждено ВВС США. [ 24 ]
Три эскадрильи полка сражались 24 января 1951 года против, по их оценкам, 30 F-80 и F-84 и утверждали, что сбили F-80 и F-84 без потерь; эти утверждения не были подтверждены ВВС США. В январе 177-я дивизия сообщила, что сбила одиннадцать самолетов, в том числе один РБ-29, три F-80 и семь F-84, при этом три МиГа были повреждены в 200 индивидуальных самолето-вылетах и пяти групповых боях. 3 февраля во время патрулирования 10 МиГов из 1-й эскадрильи под командованием Михайлова пилоты сообщили, что два F-80 были сбиты к северу от Синыйджу ; эти утверждения не были подтверждены ВВС США. [ 25 ]
Свой последний боевой вылет 177-й ИАП совершил 6 февраля 1951 года, завершив свой тур. Передав свои самолеты сменной 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии , полк вернулся в Аньшань, а через несколько дней отбыл в Советский Союз. [ 26 ] За время боевого вылета ИАП совершил более 400 боевых вылетов, провел 13 воздушных боев и сбил 24 самолета ООН, в том числе один бомбардировщик, пятнадцать истребителей-бомбардировщиков и восемь истребителей, а также три вероятных. Полк потерял одного летчика и два МиГа. [ 9 ] Михайлов и Фомин были самыми результативными летчиками полка, на счету каждого по три победы. [ 3 ]
Холодная война после возвращения из Китая
[ редактировать ]
3 марта 1951 года 177-я прибыла в Ленинградскую область дивизия из Китая и вошла в состав 50-й истребительной авиационной армии , дислоцированной в Левашово . В начале 1956 года он был переведен в 20-ю истребительную авиационную дивизию в Громово. В 1960 году полк перебазировался в Лодейное Поле , получив новые перехватчики Су-9 для обеспечения противовоздушной обороны Ленинграда от самолетов НАТО . После расформирования 20-й ИАД в 1961 году 177-я вошла в состав 18-го корпуса ПВО 6- й отдельной армии ПВО . С 1980 года последовательно перевооружался истребителями Микояна-Гуревича МиГ-23М , МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД. В 1986 году полк вошел в состав 54-го корпуса ПВО 6-й отдельной армии ПВО, а затем в 1998 году — 6-й армии ПВО и ПВО. На ноябрь 1990 года, согласно данным ДОВСЕ , в составе полка имелось 38 самолетов МиГ-23МЛД. . После распада Советского Союза 26 декабря 1991 года полк вошел в состав новых Сил ПВО России . В период с 1993 по 1994 год он был переоборудован Су-27 Истребители . По данным ДОВСЕ на 1 января 2000 года полк имел на вооружении 29 Су-27. [ 27 ] 25 декабря 2002 года полк получил почетное звание «Москва» в честь противовоздушной обороны столицы во время Великой Отечественной войны. [ 28 ]

15 сентября 2005 года заместитель командира 177-й эскадрильи майор Валерий Троянов разбил свой Су-27 в поле на западе Литвы во время полета в Калининградскую область на учения вместе с шестью истребителями, что положило начало международному инциденту. [ 29 ] Троянов потерял связь с другим самолетом и российским наземным управлением, отклонившись на 200 километров (120 миль) от запланированного маршрута в воздушное пространство Литвы и оставаясь там в течение 20 минут. Самолет был ненадолго задержан и несколько раз потерян устаревшим литовским радаром, а два немецких ВВС самолета McDonnell Douglas F-4 Phantom II , базировавшиеся в Литве в рамках развертывания воздушной полиции НАТО в странах Балтии , вылетели на его перехват. [ 30 ] Из-за того, что у него закончилось топливо, Троянов катапультировался из своего самолета до того, как он разбился; F-4 не перехватывали самолет до тех пор, пока он не пикировал. Троянов был допрошен литовскими чиновниками, проводящими расследование обстоятельств катастрофы, и репатриирован в Россию в октябре по завершении расследования. [ 31 ]
Пожар на складе, возникший из-за окурка в Лодейном Поле, уничтожил в мае 2008 года сотню принадлежащих полку ракет класса "воздух-воздух", причиненный ущерб составил 766,3 миллиона рублей. [ 32 ] В конце 2009 года 177-я дивизия была расформирована в ходе реформирования ВВС России . [ 9 ]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]От | К | Самолет | Версия |
---|---|---|---|
июль 1941 г. | в. сентябрь 1941 г. [ 5 ] | Polikarpov I-16 | |
в. сентябрь 1941 г. [ 5 ] | 1944 | Mikoyan-Gurevich MiG-3 | |
1944 | 1948 | Супермарин Спитфайр | Спитфайр Марк IX |
декабрь 1948 г. | 1950 | Mikoyan-Gurevich MiG-9 | |
Март 1950 г. | 1960 | Mikoyan-Gurevich MiG-15 | МиГ-15бис |
1960 | 1980 | Сухой Су-9 | |
1980 | 1993–1994 | Mikoyan-Gurevich MiG-23 | МиГ23М, МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛД |
1993–1994 | 2009 | Сухой Су-27 |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Bykov & Anokhin 2014 , p. 455.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 926–928.
- ^ Jump up to: а б Полак и Шорс 1999 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и Bykov & Anokhin 2014 , p. 456.
- ^ Jump up to: а б с д и Khazanov & Medved 2012 , pp. 64–65.
- ^ Maslov 2010 , pp. 73–74, 90.
- ^ Khazanov & Medved 2012 , p. 89.
- ^ Bykov 2014 , pp. 931, 1215.
- ^ Jump up to: а б с Bykov & Anokhin 2014 , p. 457.
- ^ Дилди и Томпсон 2013 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 61–62.
- ^ Krylov & Tepsurkaev 2008a , p. 57.
- ^ Krylov & Tepsurkaev 2008b , p. 18.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 49.
- ^ Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 64–65.
- ^ Роттман 2002 , с. 189.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 71.
- ^ Krylov & Tepsurkaev 2008b , pp. 19–21.
- ^ Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 73–74.
- ^ Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 75–76.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 77.
- ^ Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 78–79.
- ^ Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 79–80.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 81.
- ^ Сеидов и Бриттон, 2014 , стр. 82–85.
- ^ Krylov & Tepsurkaev 2008b , p. 22.
- ^ Ленский и Цыбин 2004 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Ленский, Цыбин 2013 , с. 90.
- ^ «Российский самолет треплет нервы Балтии» . Би-би-си . 20 сентября 2005 г. Проверено 25 февраля 2018 г. .
- ^ Сокор, Владимир (20 сентября 2005 г.). «Самолеты российских ВВС плохо себя ведут над Литвой и Эстонией» . Евразийский ежедневный монитор . Том. 2, нет. 174. Фонд Джеймстауна . Проверено 25 февраля 2018 г. .
- ^ Сокор, Владимир (14 октября 2005 г.). «Прибалтика, НАТО и ЕС усваивают уроки катастрофы российского самолета в Литве» . Евразийский ежедневный монитор . Том. 2, нет. 191. Фонд Джеймстауна . Проверено 25 февраля 2018 г. .
- ^ Marakulin, Dmitry; Litovchenko, Vladimir (9 September 2008). "В размере окурка" . Kommersant . Retrieved 16 July 2018 .
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 455–457.
Библиография
[ редактировать ]- Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина 1936–1953 гг [ All Aces of Stalin 1936–1953 ] (in Russian). Moscow: Yauza. ISBN 9785457567221 .
- Bykov, Mikhail; Anokhin, Vladimir (2014). Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия [ All Fighter Aviation Regiments of Stalin. The First Complete Encyclopedia ] (in Russian). Moscow: Yauza. ISBN 9785457567276 .
- Дилди, Дуг; Томпсон, Уоррен Э. (2013). F-86 Sabre против МиГ-15: Корея 1950–53 . Оксфорд: Оспри . ISBN 978-1-78096-319-8 .
- Khazanov, Dmitriy; Medved, Aleksander (2012). MiG-3 Aces of World War 2 . Oxford: Osprey. ISBN 978-1-84908-442-0 .
- Krylov, Leonid; Tepsurkaev, Yuriy (2008a). "Сталинские соколы" против "Летающих крепостей". Хроника воздушной войны в Корее 1950-1953 [ Stalin's Falcons against Flying Fortresses: Chronicle of the Air War in Korea 1950–1953 ] (in Russian). Moscow: Eksmo/Yauza. ISBN 978-5-699-26667-8 .
- Крылов, Леонид; Тепсуркаев, Рождение (2008б). Советские МиГ-15-ас Корейской войны . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-299-8 .
- Lenskii, A.G.; Tsybin, M.M. (2004). Военная авиация отечества - Организация, вооружение, дислокация (1991/2000 г.г.) [ Military Aviation of the Fatherland: Organization, Armament, and Basing 1991/2000 ] (in Russian). St. Petersburg: Edelveys. OCLC 54860360 .
- Lenskii, A.G.; Tsybin, M.M. (2013). Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Часть 1 [ Soviet Air Defense Forces in the last years of the USSR: Part 1 ] (in Russian). St. Petersburg: Info Ol. OCLC 861180616 .
- Maslov, Mikhail (2010). Polikarpov I-15, I-16 and I-153 Aces . Oxford: Osprey. ISBN 978-1-84603-981-2 .
- Полак, Томас; Шорс, Кристофер (1999). Сталинские соколы – тузы Красной Звезды . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-902304-01-4 .
- Роттман, Гордон Л. (2002). Боевой порядок Корейской войны: Соединенные Штаты, Организация Объединенных Наций и коммунистические сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, 1950–1953 гг . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-97835-8 .
- Сеидов Игорь; Бриттон, Стюарт (2014). Красные дьяволы над Ялу: хроника советских воздушных операций в Корейской войне 1950–53 гг . Солихалл: Гелион и компания. ISBN 9781909384415 .