Сава Подводная лодка класса
![]() Сава в 1998 году
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Верфь специальных средств (BSO), Сплит , СР Хорватия |
Операторы | |
Предшественник | героя Класс |
Построен | 1975–1981 |
В комиссии | 1978–2002 |
Завершенный | 2 |
Ушедший на пенсию | 2 |
Общие характеристики | |
Тип | Ударная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 55,9 м (183 фута 5 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Глубина испытания | 300 м (984 футов 3 дюйма) |
Дополнить | 35 |
Вооружение |
|
Класс Сава» « — класс дизель-электрических ударных подводных лодок, построенных для ВМС Югославии в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Разработанный Институтом Бродарского (BI) в Загребе , два сильных класса были построены на верфи Brodogradilište specijalnih objekata (Верфь специальных объектов) в Сплите . Они были предназначены для замены устаревших Sutjeska подводных лодок класса . По сравнению с более ранним Heroj классом , класс Sava был длиннее и имел более мощное вооружение, состоящее из шести торпедных аппаратов , которые также можно было использовать для постановки мин .
С началом хорватской войны за независимость обе подводные лодки были переброшены в Боку-Которску , где они будут введены в состав нового ВМС Югославии, которая в конечном итоге стала Сербией и Черногорией . Оба были выведены из эксплуатации в начале 2000-х годов.
Разработка и строительство
[ редактировать ]Класс Sava , названный в честь реки Сава , был разработан Институтом Бродарского (BI) из Загреба , СР Хорватия , в качестве замены двух Sutjeska класса находящихся на вооружении лодок . Проект, получивший обозначение B-72, возглавил полковник Душан Раданович, которого сменил Бранко Рыславы. По сравнению с предыдущими ударными подводными лодками класса Heroj , новый класс должен был иметь большую степень автоматизации, улучшенное вооружение и автономность, включая большую глубину погружения. [ 1 ]
Обе подводные лодки, «Сава» (P-831) и «Драва» (P-832), были построены на верфи Brodogradilište specijalnih objekata (Верфь специальных объектов) в Сплите, СР Хорватия, и названы в честь рек СФР Югославии. «Сава» была заложена в 1975 году, спущена на воду в 1977 году и вступила в строй в 1978 году. Это была вторая подводная лодка ВМС Югославии, носившая это имя, первой из которых была «Сава» (Р-802). «Драва» был заложен в 1978 году, спущен на воду в 1981 году и вступил в строй в 1982 году.
Описание
[ редактировать ]Подводные лодки имели длину 55,9 м (183 фута 5 дюймов), водоизмещение 770 т (760 длинных тонн) в надводном положении и 964 т (949 длинных тонн) в подводном положении. [ 2 ] Дизель-электрический привод состоял из двух дизельных двигателей MTU и электродвигателя Končar мощностью 1 МВт (1300 л.с.), установленных на одном валу, что позволяло лодкам развивать скорость 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) в надводном положении и максимальную скорость. скорость под водой 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час). [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ] Максимальная глубина погружения лодки составляла 300 м (984 фута 3 дюйма), а экипаж состоял из 35 человек. [ 2 ]
Вооружение состояло из шести торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма), обращенных вперед, которые использовались для запуска до десяти торпед ТЕСТ-71МЭ с максимальной дальностью 10,8 морских миль (20 км; 12 миль) или до двадцати морских мин, если они использовались для минные постановки. «Стоп-сигнал» Датчики включают в себя радиолокационную систему предупреждения надводного поиска «Snoop Group» и радар . Источники несколько противоречивы относительно установленного гидроакустического оборудования.
Обслуживание и последствия
[ редактировать ]И Сава , и Драва входили в состав 88-й флотилии подводных лодок ВМС Югославии, а их портом приписки была военно-морская база Лора в Сплите. В октябре 1983 года, находясь под водой, «Драва» получила пробоину в корпусе, в результате чего подводная лодка и весь ее экипаж едва не погибли. Выяснилось, что причиной прорыва стала конструктивная ошибка самой подводной лодки. [ 5 ] С началом хорватской войны за независимость обе подводные лодки были переброшены в Черногорию, где в конечном итоге вошли в состав ВМС Югославии . Капитальный ремонт « Дравы» был остановлен в 1996 году, а лодка выведена из эксплуатации примерно в 1999 году. [ 6 ] [ 1 ] [ 7 ] «Сава» была выведена из эксплуатации в 2002 году и официально объявлена ненужной в 2004 году, поскольку к этому моменту некоторое время не работала. Подводные лодки были переданы Черногории после того, как страна провозгласила независимость в 2006 году, а после безуспешных попыток продать подводные лодки как целые военные корабли в 2008 году было решено продать их на металлолом или в качестве музейных экспонатов. [ 8 ] [ 6 ] [ 9 ]
Драва была продана и сдана на слом в июне 2008 года в Тивате . [ 6 ] 8 мая 2008 года «Сава» была продана на металлолом за 174 500 евро подгорицкой фирме «Монт Метал» и отбуксирована в Турцию на слом. В статье, опубликованной в 2010 году, предполагалось, что подлодка была продана вместе с оставшейся на борту системой «Орка-2000», хотя ее предполагалось снять вместе с другим чувствительным боевым оборудованием. «Орка-2000» представляла собой систему управления торпедным огнем, которая также могла использоваться для навигации и была разработана в Сербии и Черногории. [ 10 ] Несколько дней спустя Райко Булатович командующий ВМС Черногории , в то время , сделал заявление, в котором пояснил, что система «Орка-2000» никогда не устанавливалась на «Саву » , а фактически была разработана для иностранного заказчика. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Подводные традиции в хорватской Адриатике .
- ^ Jump up to: а б с Ударные подводные лодки типа «Сава» .
- ^ Разработка и производство электромобилей в Хорватии .
- ^ Сондерс 2004 , с. 650.
- ^ Вранешевич и 29 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Краткая история .
- ↑ Шоштарич и 7 августа 2008 г.
- ^ Черногорцы продают подводные лодки .
- ^ Jump up to: а б Заявление командующего ВМС Хорватии Райко Булатовича по поводу продажи подводной лодки P-831 .
- ^ «Орка» плыла вместе с «Савой» .
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Сондерс, Стивен (2004). Боевые корабли Джейн 2004–2005 гг . Джейнс Информационная Группа Лимитед. ISBN 0-7106-2623-1 . ОЛ 7790644М .
Новостные репортажи
[ редактировать ]- Вранешевич, Ивана (29 ноября 2007 г.). «Волки из морских глубин» [Волки из морских глубин]. Голос общественности . Проверено 3 мая 2014 г.
- Шоштарич, Эдуард (7 августа 2008 г.). «Битва за парусник «Ядран» » . Национальный . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 31 января 2014 г.
- « Черногория продает подводные лодки». mondo.rs . 25 марта 2008 года . Проверено 3 мая 2014 г.
- «Са «Савом» отпловила и «Касатка» » [«Касатка» уплывает вместе с «Савой»]. montenews.me: Crnogorci prodaju podmornice . 3 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2014 года . Проверено 31 октября 2016 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Фрейвогель, Звонимир. «Подводная традиция на хорватской Адриатике». Сушачка-шоу . Проверено 1 февраля 2014 г.
- «Краткая история» [Краткая история]. Объединение граждан «Подморничар». Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 3 мая 2014 г.
- «Заявление командующего ВМС Черногории Райко Булатовича по поводу продажи подводной лодки P-831» . Военные Черногории . Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 4 мая 2014 г.
- Бенчич, Звонко. «Разработка и производство электромобилей в Хорватии» . croatianhistory.net . Проверено 19 июня 2014 г.
- «Ударные подводные лодки класса Сава» [Ударные подводные лодки класса Сава] (PDF) . Институт судоходства . Проверено 19 июня 2014 г.