Омар Сайду Талл
Умар Футию Высокий | |
---|---|
Эль-Хаджи, Халифа, Амир аль-Муминин | |
Царствование | 1852–1864 |
Преемник | Ахмаду Талл |
Рожденный | Умар Талль в. 1796 г. Фута Тооро, Сенегал |
Умер | 10 февраля 1865 г. Откос Бандиагара | (68–69 лет)
Проблема | Ахмаду Талл |
Религия | Тиджания ислам |
Хаджи Умарул Футию Талл ( Умар ибн Саид аль-Фути Таал арабский : حاج عمر بن سعيد الفوتي طعل , ок. 1794–1864 гг . н.э. ), , сенегальский суфийский исламский ученый и военачальник, основавший недолговечную империю Тукулера , которая охватывала большую часть территории нынешнего Сенегала , Мавритании , Гвинеи и Мали . [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Имя Омара Талля пишется по-разному: в частности, его имя обычно транслитерируется на французском языке как Омар , хотя некоторые источники отдают предпочтение Умару ; отчество часто опускается Ибн Саид ; а последний элемент его имени, Талл (араб. طعل ), пишется по-разному как Талл , Таал или Тал .
Почетное звание Эль-Хадж (также аль-Хадж или эль-Хадж ), предназначенное для мусульманина, успешно совершившего хадж в Мекку . [ 2 ] предшествует имени Омара Талля во многих текстах, особенно на арабском языке. Позже он также взял на себя почетные титулы Амир аль-Муминин , Халифа , Кутб (полюс вселенной), визирь Махди , Халифат Хатим аль-Аулия (преемник печати святых) и Альмами (Имам). [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Омар Талль родился около 1794 года в Халваре в имамате Фута Торо (современный Сенегал ), был десятым из двенадцати детей. [ 3 ] Его отцом был Саиду Талл из племени Тородбе, а матерью — Сохна Адама Тиам.
Омар Талль посещал медресе перед тем, как отправиться в хадж в 1828 году, во время которого он учился у ученых Университета Аль-Азхар . Находясь в Мекке, он остановился у Мухаммада аль-Гали , главы ордена Тиджания, который назначил его мукаддамом (командиром) ордена с комиссией по уничтожению язычества в Судане. [ 4 ] Он вернулся в 1830 году марабутом с титулом Эль-Хадж и принял халифа Тиджания суфийского ордена в Судане . Эль-Хадж принял на себя почетный Тиджанский халифат Хатима аль-Аулии . Эта власть станет основой власти, необходимой для руководства африканцами. [ 5 ]
Вернувшись из хаджа, он разбил лагерь недалеко от Дамаска , где встретил Ибрагим-пашу , Омар Талль подружился с пашой и исцелил его сына от смертельной лихорадки. Тенденции, задаваемые пашей, очень вдохновили Омара Талля. [ нужна ссылка ]
Набираемся сил
[ редактировать ]Поселившись в Сокото одной из женщин была дочь халифа Фула Сокотоского халифата с 1831 по 1837 год, он вступил в полигинный брак, причем Мухаммеда Белло . В 1837 году Омар Талль перешёл к имамату Фута Джаллон и в 1840 году основал своё религиозное поселение в Джегунко. Омар Талль претендовал на трансцендентный личный авторитет. Он отрицал важность соблюдения мазхаба и отдавал предпочтение иджтихаду или личному религиозному суждению. Он учил, что верующий должен следовать руководству суфийского шейха , обладающего непосредственным личным знанием божественной истины. Хотя Омар Талль никогда не носил титула муджаддида или Махди , его последователи считали его таковым. Он стал идеалом Тородбе религиозного возрождения и покорения язычников. [ 1 ]
Послание Омара Талля обратилось к значительной части населения Сахеля в середине 19 века, включая Фулу , Сонинке , мавров и других. Многие представители низшего сословия имели недовольство местной религиозной или военной элитой. Рабы стремились обрести свободу, борясь за ислам. Лица, не имеющие корней, смешанного этнического происхождения обрели новую социальную идентичность и возможности. Сообщества, находившиеся под властью европейцев, надеялись, что Талл прогонит иностранцев. Семьи марабут надеялись получить политическую власть в дополнение к своему религиозному влиянию. [ 6 ] [ 1 ]
Его растущая власть и число последователей вызвали напряженность в отношениях с лидерами Имамата. [ 1 ] [ 4 ] В 1851 году он перенес свою общину и основал город Дингирайе на территории тогдашнего королевства Тамба . Король Ямби подарил ему землю в обмен на ежегодную плату. [ 7 ] : 107 Однако вскоре продолжающееся накопление оружия Таллом начало беспокоить и лидеров Тамбы. После того, как ряд эмиссаров в Талле получили отпор, а один видный гриот даже принял ислам, Ямби упреждающе атаковал общину, но потерпел поражение в сентябре 1852 года. [ 7 ] : 103 : 108
Первые завоевания
[ редактировать ]Одержав победу в Тамбе, Талл провозгласил джихад против язычников, отступников-мусульман, европейских захватчиков и отступивших правителей Фута Торо и Фута Джаллон. [ 1 ] По мере того как его армия одерживала победы, он пополнял свою армию рекрутами, стекавшимися в Дингирайе, и английскими пушками, купленными в Сьерра-Леоне на военные трофеи. [ 4 ]
Омар Талль продвинулся на территорию, которая сегодня является регионом Кайес в Мали, захватив несколько городов и построив тата ( укрепление ) недалеко от города Кайес, который сегодня является популярным туристическим направлением. [ 8 ] Он завоевал Бамбук , затем в апреле 1855 года захватил Ниоро-дю-Сахель , столицу Каарты , которая стала его столицей. [ 4 ]
Далее Омар Талль повернул на запад в сторону Фута Торо , Гаджааги и Бунду . Это привело его к конфликту с французами, которые пытались установить свое коммерческое господство на реке Сенегал . Талль осадил французскую колониальную армию в форте Медина . Осада провалилась 18 июля 1857 года, когда Луи Файдерб , французский губернатор Сенегала, прибыл с силами помощи. В 1860 году Омар Талль заключил договор с французами, который признал сферу его и его последователей в Фута Торо и передал им бамбарские штаты Каарта и Сегу . [ 1 ]
Бамбара и Масина
[ редактировать ]Не позволив французам расшириться на западе, Омар Талль повернул на восток. Он завоевал важные Бамбары города Ньямина и Сансандинг , а затем 10 марта 1860 года Сегу. [ 4 ] [ 9 ] Когда Сегу пал, их король Али Диара (Бина Али) бежал в Хамдуллахи. [ 10 ] взяв с собой традиционных идолов королевской семьи. [ 11 ]
Хотя до сих пор войны Омара Талля велись против анимиста Бамбары или французов-христиан, теперь он обратил свое внимание на более мелкие исламские государства региона. Назначив своего сына Ахмаду Талла имамом чтобы Сегу, Омар Талл двинулся вниз по Нигеру, империю Массина Хамдуллахи атаковать . Это было спорным, поскольку нападение на другую мусульманскую державу было запрещено. [ 4 ] Ахмад аль-Баккай аль-Кунти из суфийского ордена Кадари возглавил коалицию местных государств, чтобы противостоять этому вторжению, которое было осуждено как незаконная война мусульман против мусульман. В коалицию , в частности, Масина и Тимбукту. вошли [ нужна ссылка ]
Умерло более 70 000 человек. [ 8 ] в последовавших за этим боях. Самый решительный был при Каявеле, после чего Амаду III , король Масины, был схвачен и казнен. [ 7 ] : 105 Дженне быстро упала [ 10 ] за которым последовало окончательное падение Хамдуллахи в мае 1862 года. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]
Теперь, контролируя весь Средний Нигер, Омар Талл двинулся против Тимбукту , но в 1863 году был отбит объединенными силами туарегов , мавров и фулас . [ 14 ] В 1863 году коалиция нанесла несколько поражений армии Омара Талля, в результате чего были убиты генералы Талля Альфа Умар (Альфа Умар), Тьерно Байла и Альфа Усман. [ 15 ] [ 16 ]
Восстание и смерть
[ редактировать ]Тем временем на землях Масины вспыхнуло восстание под предводительством Ба Лоббо , двоюродного брата казнённого монарха Масины Амаду III . Подавив восстание весной 1863 года, Омар Талл повторно оккупировал город Хамдуллахи, а в июне объединенные силы Фуласа и Кунтаса Ба Лоббоса осадили там армию Омара Талля. [ 17 ] Они захватили Хамдаллахи в феврале 1864 года. Омар Талль бежал и сумел добраться до пещеры в Дегембере (на откосе Бандиагара). [ 18 ] ), где он умер 14 февраля 1864 года. [ 15 ] [ 17 ] [ 19 ]
Племянник Омара Талля Тидиани Талль сменил его в возвращении Массины, хотя его сын Ахмаду Талль , действовавший в Сегу, проделал большую часть работы по сохранению империи в неприкосновенности. Тем не менее, французы продолжали наступать, завоевав Ниоро в 1891 году. [ 4 ] Государство джихада Омара Талля было полностью поглощено растущей Французской западноафриканской империей. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Омар Талль остается видной фигурой в Сенегале, Гвинее и Мали, хотя его наследие варьируется в зависимости от страны. В то время как многие сенегальцы склонны помнить его как героя антифранцузского сопротивления, малийские источники склонны описывать его как захватчика, который подготовил путь французам, ослабив Западную Африку. [ нужна ссылка ] Омар Талль также занимает видное место в Мариз Конде « историческом романе Сегу» .
Он и по сей день остается влиятельной фигурой в Тиджании и других реформистских движениях, которые подчеркивали важность мусульманской ортопраксии. Государство Омара Талля запрещало танцы, употребление табака, алкоголя, амулеты, языческие обряды и поклонение идолам. Многие неисламские обычаи были запрещены. Эти законы также очень строго соблюдались, особенно запрет на алкоголь. Омар Талль отменил неканонические налоги и заменил их закятом , земельным налогом и джизьей . Многоженцы были ограничены только четырьмя женами. Омара Талля, однако, не интересовали логистические аспекты распространения ислама, такие как строительство судов, медресе и мечетей. Основной функцией государства Омара Талля были грабительская война, рабство, накопление добычи и реформа морали. [ 1 ] В Сенегамбии его акцент в «период джихада» помнят как «не сопротивление европейцам, а «уничтожение язычества» в Западном Судане». [ 20 ]
В ноябре 2019 года французское правительство вернуло правительству Республики Сенегал так называемый меч Омара Талля — меч Ахмаду Талля, сына Омара Талля. Меч был возвращен пять лет спустя. Французские депутаты позже проголосуют за возвращение меча навсегда. [ 21 ] [ 22 ]
Родословная королевской власти
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лапидус, Ира М. (2014) История исламских обществ. 3-е изд., Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 472–473.
- ^ Малис Рутвен (1997). Ислам: Очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 147 . ISBN 978-0-19-285389-9 .
- ^ Робинсон, Дэвид (1985). Священная война Умара Таля: Западный Судан в середине девятнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 67–71. ISBN 978-0198227205 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бойли, Пьер (2005). «Империя Туколор аль-Хаджа Умара». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Нью-Йорк: Фицрой Дирборн. стр. 1591–1592.
- ^ Робинсон, Дэвид (1987). «Умарская эмиграция конца девятнадцатого века». Международный журнал африканских исторических исследований . 20 (2): 97–99. дои : 10.2307/219842 . JSTOR 219842 .
- ^ Частане, Моник (октябрь 1987 г.). «От работорговли до колониального завоевания в Верхнем Сенегале: штат Сонинке Гаджаага с 1818 по 1858 год» (PDF) . Блокноты CRA . 5 : 106–107 . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хэнсон, Джон Х. (1985). «Историческое письмо в Сегу девятнадцатого века: критический анализ анонимной арабской хроники» . История в Африке . 12 : 101–115. дои : 10.2307/3171715 . JSTOR 3171715 . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Эль-Хадж Умар Талл (1797–1864) исламский ученый и строитель империи» . Стандартные новости из Гамбии . 31 мая 2019 г. Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Делафосс, Морис (1968). Негры Африки: история и культура . Порт Вашингтон, Нью-Йорк: Kennikat Press. п. 93. , переиздание издания 1931 года, представляющее собой перевод книги автора Les noirs de L'Afrique , опубликованной в 1921 году; «Цивилизации негров Африки» , опубликованная в 1925 году; и часть «Негров», опубликованной в 1927 году.
- ^ Перейти обратно: а б с Робертс, Ричард Л. (1987). Воины, торговцы и рабы: государство и экономика в долине Среднего Нигера, 1700–1914 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 83. HDL : 2027/евр.02662 . ISBN 978-0-8047-1378-8 .
- ^ Окот, Асса (2006). История Африки: африканские общества и установление колониального правления: 1800–1915 гг . Найроби: Восточноафриканское образовательное издательство. стр. 10–11. ISBN 978-9966-25-357-6 .
- ^ Стэплтон, Тимоти Дж. (2013). Военная история Африки . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 84. ИСБН 978-0-313-39570-3 .
- ^ Высокий, Хаджа (2006). «Аль-Хадж Умар Талль: Биография противоречивого лидера» . Уфахаму: Журнал африканских исследований . 32 (1/2): 73–90 [85]. дои : 10.5070/F7321-2016514 .
- ^ Английский : Английский ; Французский : Голландский
- ^ Перейти обратно: а б Аджайи, Дж. Ф. Аде, изд. (1989). Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Париж: Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки, ЮНЕСКО. п. 620 . ISBN 978-0-520-03917-9 .
- ^ Тьям, Мохаммед Алио (1935). Жизнь Хаджа Омара, кацида в народе Париж: Институт этнологии. стр. 100-1 190–192, примечания 1092 и 1110. примечания и перевод Гадена, Генри; доступ по URL ограничен библиотеками Мичиганского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Талл 2006 , с. 86
- ^ Галлай, Ален; Хайсеком, Эрик; Онеггер, Мэтью; Мэр Энн (1990). «Форворт [Вперед]». Хамдаллахи, столица империи Фулани в Массине, Мали: первые археологические раскопки, исторические и этноархеологические исследования (на немецком языке). Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. п. 10.
- ↑ Существует спор о том, где именно находится рассматриваемая пещера. «Чудо произошло в Дегембере, а не на откосе Бандиагара] . СенеПлюс. 2 февраля 2014 г.
- ^ The Standard (Гамбия), Аль-Хадж Умар Фути Талл ок. 1797–1864 Джихадист Тиджания (19 июня 2020 г.) [1] (получено 23 августа 2020 г.)
- ^ «Франция возвращает Сенегалу меч Омара Талля» . Новости Би-би-си . 18 ноября 2019 г.
- ^ « Первое произведение, которое «возвращено» в Африку, — это европейский объект » . Мир . 24 ноября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Дэвидсон, Бэзил . Африка в истории . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1995.
- Робинсон, Дэвид, (1985) Священная война Умара Таля . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета
- Робинсон, Дэвид; Трио, Жан-Луи, ред. (1997). Время марабутов. Исламские маршруты и стратегии во Французской Западной Африке . Картала. ISBN 978-2-8111-0735-2 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - БО Олорунтимехин. Сегу Тукулор Империя Нью-Йорк: Humanities Press (1972). СБН 391002066
- Уиллис, Джон Ральф. На пути Аллаха: Страсти аль-Хаджа Умара . Лондон: Касс, 1989.
- Мудро, Кристофер. Берег пустыни: Литература Сахеля . Боулдер и Лондон: Линн Риннер, 2001.
- Мудро, Кристофер. Ямбо Уологем: постколониальный писатель, исламский воин . Боулдер и Лондон: Линн Риннер, 1999.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тукулер Империя
- 1790-е годы рождения
- 1864 смерти
- Сенегальский имам
- Гвинейские мусульмане
- Сенегальские мусульмане
- Фула люди
- Народы Французской Западной Африки
- Монархи Африки XIX века
- Имамы XIX века
- Орден Тиджании
- Африканские работорговцы
- Принудительное религиозное обращение
- Религиозное преследование
- Африканские бизнесмены XIX века
- Сенегальские монархи
- Сокото Халифат
- Ислам в Сенегале