Jump to content

Хельга де ла Мотт-Хабер

Хельга де ла Мотт-Хабер (родилась 2 октября 1938 г.) — немецкий музыковед, занимающийся изучением систематического музыковедения .

Хабер родился в Людвигсхафене-на-Рейне и был первым ребенком Паулы Хабер, урожденной Килиан, и физика и математика Густава Хабера. Два брата последовали за ней в 1939 и 1941 годах. Вторую мировую войну и послевоенный период она пережила, по ее собственному утверждению, «в глубине Пфальца» (Винзельн, Лойтерсхаузен и Франкельбах ) — в нескольких километрах от французской границы. и линия Зигфрида . Она училась в школе в Кайзерслаутерне и Кузеле , где сдала аттестат зрелости в 1957 году. Ее отец также преподавал в гимназии.

В 1957 году Хабер начал изучать психологию в Майнцском университете у Альберта Веллека , представителя гештальт-психологии Лейпцигской школы . Областями ее работы были музыкальная психология и синестезия . В 1959 году Хабер переехал в Вену, где Хуберт Рорахер [ де ] преподавал в традициях венской психологии. После короткой экскурсии к Питеру Р. Хофштеттеру в Гамбургском университете она затем получила диплом по психологии у Веллека в Психологическом институте Университета Майнца в декабре 1961 года.

Четыре недели спустя Хабер женился на Дитере де ла Мотте , композиторе и теоретике музыки. После того, как ее муж принял вызов в Высшую школу музыки и театра Гамбурга , ла Мотт-Хабер продолжила обучение в Гамбургском университете . Там она узнала о Петере Р. Хофштеттере, приват-доценте Гансе-Петере Райнеке . (1927-2003). Она решила изучать музыковедение и провела год, изучая клавиршпиль [ де ] .

Райнеке собрал вокруг себя группу молодых музыковедов — помимо Хельги де ла Мотт-Хабер еще Клаус-Эрнст Бене , Эккехард Йост , Гюнтер Кляйнен и Эберхард Кёттер. Когда в 1965 году Райнеке было поручено создать отдел акустики в Государственном институте музыкальных исследований , группа вместе поехала в Берлин.

Ла Мотт получила докторскую степень в Гамбурге в 1967 году, защитив диссертацию « Ein Beitrag zur Klassifikation musikalischer Rhythmen – Eine Experimentalpsychologische Untersuruchung» . На конгрессе в 1968 году она познакомилась с музыковедом Карлом Дальхаусом привел ее в Музыкологический институт Берлинского технического университета (1928–1989), который в том же году . Ла Мотт преподавал там много лет. Ее обширные публикации позволили ей получить совокупную хабилитацию в 1971 году, а в 1972 году она была назначена в Высшую педагогическую школу Рейнланда [ de ] . Усилия Дальхауса по трудоустройству ее в Берлинском институте увенчались успехом в 1978 году: ла Мотт была назначена профессором систематического музыковедения в Берлинском техническом университете, и эту должность она занимала до выхода на пенсию в 2005 году.

В 1983 году Ла Мотт, занимающийся продвижением саунд-арта и Гюнтером Кляйненом основал « Немецкое общество по психологии музыки [ de ] , вместе с Клаусом-Эрнстом Бене » .

Благодаря ей более 300 публикаций (по состоянию на 2014 год), [ 1 ] Ла Мотт-Хабер внес свой вклад в признание таких предметов, как систематическое музыковедение и музыкальная психология , и с 1970-х годов разработал их новые дальновидные концепции.

Новая ориентация

[ редактировать ]

В отличие от относительно бесхитростной и элементарной концепции систематического музыкознания 1950-х годов, которая базировалась на слуховой и музыкальной психологии и представители которой Генрих Гусман (1908-1983) и Альберт Веллек (1904-1972), ла Мотт-Хабер видел Будущее профессии обеспечивается только новой ориентацией: подходы психоакустики – такие как определение абсолютного порога слышимости и созвучия степени интервалов – были критически рассмотрены де ла Мотт-Хабером, поскольку не было четкого соответствия между акустической реальностью и музыкальным восприятием. Таким образом, начиная с 1970-х годов она заменила эти старые темы такими темами, как музыкальное понимание, музыкальное суждение и то, как обращаются с музыкой. Ее диссертация «Ein Beitrag zur Klassifikation musikalischer Rhythmen» . [ 2 ] (1968) продемонстрировали новые методические способы объективной записи суждений, связанных с музыкой. Здесь профиль полярности, также известный как семантический дифференциал , играл центральную роль в качестве психологического измерительного инструмента.

Понимание музыки

[ редактировать ]

Уже в своей статье 1982 года « Объем, метод и цель систематического музыкознания» ла Мотт-Хабер сформулировала новую цель предмета — понимание понимания музыки . [ 3 ] Вместо поиска «высших законов музыкального искусства», как это еще предусматривал Гвидо Адлер в своей концепции предмета, опубликованной в 1885 году, используются отношения между музыкой и слушателем, которые могут меняться с течением времени. сейчас заменяется новым. Особенно сложной задачей для исследования становится эмоциональное воздействие музыки. Расширенное понятие музыки учитывает традиционное европейское музыкальное искусство и включает в себя новую музыку и популярную музыку ..

Ла Мотт-Хабер программно сформулировала особое требование музыкальной психологии как подобласти систематического музыкознания в корешке первого Deutsche Gesellschaft für Musikpsychologie (1984), соредактором которого она была: «Музыкальные психологические исследования касаются проблем доступа к музыке Развитие музыки в нашем веке стало, таким образом, предпосылкой научной работы».

Подробную формулировку этой новой концепции можно найти в «Handbuch der Musikpsychologie» (Справочнике по музыкальной психологии) 1985 года, книге, которая, объединив немецкую музыкальную психологию с когнитивной психологией, привела ее в соответствие с англо-американским развитием психомузыкологии. . В то же время, однако, была также подчеркнута специфически немецкая исследовательская традиция музыкальной психологии с такими представителями, как Эрнст Курт и Герман фон Гельмгольц . Концепция музыкальной психологии, представленная в этой книге, объясняет жизнь и понимание музыкантов с разных точек зрения: это включает в себя языковую аналогию музыки, а также развитие музыкальных предпочтений, вопросы музыкального таланта или исследования интерпретации.

Ла Мотт-Хабер внесла заметный вклад в признание важности музыкальной психологии как науки, имеющей отношение к повседневной жизни, в конце 1980-х годов своими экспериментами по влиянию прослушивания музыки на поведение вождения. Исследования на симуляторе вождения по вопросу о влиянии поведения вождения под влиянием разных музыкальных стилей привели к неведомой ранее по этой теме реакции в прессе.

Философский подход к искусству

[ редактировать ]

Начиная с 1990-х годов, ла Мотт-Хабер разработал дальнейший исследовательский подход, в котором интегративно рассматривается взаимосвязь музыки с другими видами искусства и комплексная философия искусства ( эстетики разрабатывается ) для 20-го и 21-го веков. Внешне этот подход отражен в названиях таких публикаций, как «Музыка и изобразительное искусство» (1990 г.), «Музыка и религия» (1995 г.), «Звуковое искусство» (1999 г.) и «Музыка и природа» (2000 г.). Центральная идея этих публикаций — акцент на исторической ограниченности концепции временного искусства (например, музыки), отделенного от пространственного искусства (например, живописи), которое «пересекает границы как источник смысла в музыке Jahrhunderts XX века» (по мнению автора в одноименной главе в книге « Музыка и религия »), особое положение музыки в искусстве начиная с античности вследствие возможности разграничения обыденного сознания, или «деиерархизация искусств» в ХХ веке как основа возникновения новых или наложившихся друг на друга художественных течений (например, саунд-арта).

Музыка в 20 веке

[ редактировать ]

Основное внимание в творчестве Ла Мотт-Хабер уделяется современной музыке с особым вниманием к музыкальным течениям, в которых музыка и изобразительное искусство вступают в новые взаимоотношения. Эти произведения основаны на чувственном восприятии и эстетическом опыте как основе описания и интерпретации этих новых художественных разработок. Ла Мотт-Хабер не только перенимает собственные подходы из музыкальной психологии, но и прослеживает развитие взаимоотношений между искусствами, которые в ХХ веке возродили старый идеал целостного, апеллирующего ко всем чувствам искусства вместо жанровой эстетики. Это также помогло саунд-арту, истоки которого лежат во Флюксусе и инсталляционном искусстве 1960-х годов, получить признание как самостоятельное новое музыкальное явление. Важными публикациями в этом контексте были (помимо тома «Klangkunst») каталоги, которые она также редактировала для двух выставок Sonambiente в Берлине в 1996 и 2006 годах. Доказательством ее приверженности музыковедческому исследованию современной музыки является том История музыки ХХ века, вып. 4: 1975–2000 .

Помимо своей фундаментальной работы по развитию искусства в 20-м и 21-м веках, Мотт-Хабер на протяжении многих лет занималась также посредничеством музыкального авангарда , поэтому она входила в редакцию журнала Positionen - Beiträge zur Neuen. Музыка [ де ] . Ее семинарская и лекционная деятельность на конференциях Дармштадтского института новой музыки и музыкального образования посвящена преподаванию музыкального авангарда на школьных уроках музыки.

Техническая консолидация

[ редактировать ]

Последний этап жизни Ла Мотт-Хабера посвящен созданию постоянного академического учреждения систематического музыкознания. Шеститомный «Handbuch der Systematischen Musikwissenschaft» (Справочник по систематическому музыкознанию), задуманный и опубликованный ею, является основой ее профессиональной автономии от традиционного исторического музыкознания. Опорные столпы концепции отражены в названиях отдельных томов: эстетика музыки (как теория искусства без нормативных претензий), теория музыки (как временная основа музыки), музыкальная психология (как теория понимания и переживания музыки), социомузыкология (как теория социальных функций музыки) и книга « Акустические основы музыки» под редакцией Стефана Вайнцирля . Завершает концепцию Lexikon der Systematischen Musikwissenschaft . Этномузыкология . не рассматривается как подотрасль, поскольку к тому времени она зарекомендовала себя как независимая область По мнению Ла Мотт-Хабера, предмет музыковедение «обрело свою полную широту благодаря томам «Справочника по систематическому музыковедению» . [ 4 ]

Призы и награды

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Вклад в классификацию музыкальных ритмов. Экспериментальное психологическое исследование . Издательство «Арно Волк», Кельн, 1968 г.
  • Музыкальная психология. Введение . Издатель Ханс Гериг, Кельн, 1972 г., ISBN   3-87252-054-7 .
  • Тривиальное в литературе, музыке и изобразительном искусстве . [ 6 ] Клостерманн, Франкфурт, 1972 г.
  • Психология и теория музыки . Дистервег, Франкфурт, 1976 г., ISBN   3-425-03761-7 .
  • с Хансом Эмонсом: музыка к фильму . Хансер, Мюнхен, 1981 г., ISBN   978-3-446-13134-7 .
  • с Карлом Дальхаусом: Систематическое музыковедение ( Новый справочник по музыковедению , том 10). Афинайон, Висбаден, 1982 г., ISBN   3-7997-0752-2 }.
  • Справочник по музыкальной психологии . Laaber-Verlag, Laaber 1985, 3-е издание, расширенное 2000 г., ISBN   3-89007-329-8 .
  • Психологические основы обучения музыке ( Справочник по музыкальному образованию , том 4). Беренрайтер, Кассель, 1987 г., ISBN   3-7618-0784-8 .
  • Музыка и изобразительное искусство . Лаабер-Верлаг, Лаабер 1990, ISBN   3-89007-196-1 .
  • с Гюнтером Рёттером : Слушаю музыку во время вождения . Ланг, Франкфурт, 1990 г., ISBN   978-3-7983-1035-3 .
  • Эдгар Варез . Освобождение звука . Клауд, Хофхайм, 1993 г., ISBN   3-923997-49-3 .
  • с Райнхардом Копцем: Слушатель как переводчик . Ланг, Франкфурт, 1995 г., ISBN   3-631-49068-2 .
  • в качестве редактора: Музыка и религия . Лаабер-Верлаг, Лаабер 1995, ISBN   3-89007-265-8 .
  • Саунд-арт (том 12 Справочника по музыке ХХ века ). Лаабер-Верлаг, Лаабер 1999, ISBN   3-89007-432-4 .
  • Музыка и природа. Взгляд на природу и музыкальная поэтика. Издательство Лаабер, Лаабер 2000, ISBN   978-3-89007-412-2 .
  • редактор: История музыки ХХ века: 1975–2000. Издательство Лаабер, Лаабер 2000, ISBN   978-3-89007-424-5
  • редактор: Справочник по систематическому музыкознанию. 6 томов. Лаабер-Верлаг, Лаабер 2004–2010 гг., ISBN   978-3-89007-561-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Музыкальная психология . В К. Дальхаусе (ред.): Введение в систематическое музыковедение . Гериг, Кельн, 1971, стр. 53–92, ISBN   3-87252-050-4 .
  • Б. Бартельмес: Немецкое общество музыкальной психологии. Ежегодное собрание в Ганновере с 22 по 24 февраля 1985 года . В музыкальных исследованиях . Том 38, 1985 г., с. 304.
  • Рейнхард Копиц и др.: Музыковедение между искусством, эстетикой и экспериментом. Памятное издание Хельги де ла Мотт-Хабер, посвященное 60-летию со дня рождения . Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 1998 г., ISBN   3-8260-1524-X .
  • Андреас К. Леманн и Рейнхард Копиз (ред.): 25 лет Немецкого общества музыкальной психологии (1983–2008) . Университет музыки и театра, Ганновер, 2008 г., ISBN   3-931852-79-2
  • Хельга де ла Мотт-Хабер: Моя жизнь в области музыкальной психологии в Германии . В психомузыкологии (Спецвыпуск: История психологии музыки в автобиографии), 2009, том 20, № 1 и 2, стр. 79–88, ISSN   0275-3987 .
[ редактировать ]
  1. ^ список публикаций до 1997 г. в: Рейнхард Копиц и др.: Музыковедение между искусством, эстетикой и экспериментом. Фестиваль Хельги де ла Мотт-Хабер к ее 60-летию . Кенигсхаузен и Нейман, Вюрцбург, 1998.
  2. ^ Вклад в классификацию музыкальных ритмов. Экспериментальные психологические исследования на WorldCat
  3. ^ Новый справочник по музыковедению. Том. 10, с. 12.
  4. ^ Предисловие Музыкальная эстетика. Том 1, с. 13.
  5. ^ «Награждение на церемонии награждения 2010 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2018 г. Проверено 19 февраля 2020 г.
  6. ^ Тривиал в литературе, музыке и изобразительном искусстве на WorldCart
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f1eb31b19fd48453576285700204720__1722030720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/20/0f1eb31b19fd48453576285700204720.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Helga de la Motte-Haber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)