Хельга де ла Мотт-Хабер
Хельга де ла Мотт-Хабер (родилась 2 октября 1938 г.) — немецкий музыковед, занимающийся изучением систематического музыковедения .
Жизнь
[ редактировать ]Хабер родился в Людвигсхафене-на-Рейне и был первым ребенком Паулы Хабер, урожденной Килиан, и физика и математика Густава Хабера. Два брата последовали за ней в 1939 и 1941 годах. Вторую мировую войну и послевоенный период она пережила, по ее собственному утверждению, «в глубине Пфальца» (Винзельн, Лойтерсхаузен и Франкельбах ) — в нескольких километрах от французской границы. и линия Зигфрида . Она училась в школе в Кайзерслаутерне и Кузеле , где сдала аттестат зрелости в 1957 году. Ее отец также преподавал в гимназии.
В 1957 году Хабер начал изучать психологию в Майнцском университете у Альберта Веллека , представителя гештальт-психологии Лейпцигской школы . Областями ее работы были музыкальная психология и синестезия . В 1959 году Хабер переехал в Вену, где Хуберт Рорахер преподавал в традициях венской психологии. После короткой экскурсии к Питеру Р. Хофштеттеру в Гамбургском университете она затем получила диплом по психологии у Веллека в Психологическом институте Университета Майнца в декабре 1961 года.
Четыре недели спустя Хабер женился на Дитере де ла Мотте , композиторе и теоретике музыки. После того, как ее муж принял вызов в Высшую школу музыки и театра Гамбурга , ла Мотт-Хабер продолжила обучение в Гамбургском университете . Там она узнала о Петере Р. Хофштеттере, приват-доценте Гансе-Петере Райнеке . (1927-2003). Она решила изучать музыковедение и провела год, изучая клавиршпиль .
Райнеке собрал вокруг себя группу молодых музыковедов — помимо Хельги де ла Мотт-Хабер еще Клаус-Эрнст Бене , Эккехард Йост , Гюнтер Кляйнен и Эберхард Кёттер. Когда в 1965 году Райнеке было поручено создать отдел акустики в Государственном институте музыкальных исследований , группа вместе поехала в Берлин.
Ла Мотт получила докторскую степень в Гамбурге в 1967 году, защитив диссертацию « Ein Beitrag zur Klassifikation musikalischer Rhythmen – Eine Experimentalpsychologische Untersuruchung» . На конгрессе в 1968 году она познакомилась с музыковедом Карлом Дальхаусом привел ее в Музыкологический институт Берлинского технического университета (1928–1989), который в том же году . Ла Мотт преподавал там много лет. Ее обширные публикации позволили ей получить совокупную хабилитацию в 1971 году, а в 1972 году она была назначена в Высшую педагогическую школу Рейнланда . Усилия Дальхауса по трудоустройству ее в Берлинском институте увенчались успехом в 1978 году: ла Мотт была назначена профессором систематического музыковедения в Берлинском техническом университете, и эту должность она занимала до выхода на пенсию в 2005 году.
В 1983 году Ла Мотт, занимающийся продвижением саунд-арта и Гюнтером Кляйненом основал « Немецкое общество по психологии музыки , вместе с Клаусом-Эрнстом Бене » .
Позиции
[ редактировать ]Благодаря ей более 300 публикаций (по состоянию на 2014 год), [ 1 ] Ла Мотт-Хабер внес свой вклад в признание таких предметов, как систематическое музыковедение и музыкальная психология , и с 1970-х годов разработал их новые дальновидные концепции.
Новая ориентация
[ редактировать ]В отличие от относительно бесхитростной и элементарной концепции систематического музыкознания 1950-х годов, которая базировалась на слуховой и музыкальной психологии и представители которой Генрих Гусман (1908-1983) и Альберт Веллек (1904-1972), ла Мотт-Хабер видел Будущее профессии обеспечивается только новой ориентацией: подходы психоакустики – такие как определение абсолютного порога слышимости и созвучия степени интервалов – были критически рассмотрены де ла Мотт-Хабером, поскольку не было четкого соответствия между акустической реальностью и музыкальным восприятием. Таким образом, начиная с 1970-х годов она заменила эти старые темы такими темами, как музыкальное понимание, музыкальное суждение и то, как обращаются с музыкой. Ее диссертация «Ein Beitrag zur Klassifikation musikalischer Rhythmen» . [ 2 ] (1968) продемонстрировали новые методические способы объективной записи суждений, связанных с музыкой. Здесь профиль полярности, также известный как семантический дифференциал , играл центральную роль в качестве психологического измерительного инструмента.
Понимание музыки
[ редактировать ]Уже в своей статье 1982 года « Объем, метод и цель систематического музыкознания» ла Мотт-Хабер сформулировала новую цель предмета — понимание понимания музыки . [ 3 ] Вместо поиска «высших законов музыкального искусства», как это еще предусматривал Гвидо Адлер в своей концепции предмета, опубликованной в 1885 году, используются отношения между музыкой и слушателем, которые могут меняться с течением времени. сейчас заменяется новым. Особенно сложной задачей для исследования становится эмоциональное воздействие музыки. Расширенное понятие музыки учитывает традиционное европейское музыкальное искусство и включает в себя новую музыку и популярную музыку ..
Ла Мотт-Хабер программно сформулировала особое требование музыкальной психологии как подобласти систематического музыкознания в корешке первого Deutsche Gesellschaft für Musikpsychologie (1984), соредактором которого она была: «Музыкальные психологические исследования касаются проблем доступа к музыке Развитие музыки в нашем веке стало, таким образом, предпосылкой научной работы».
Подробную формулировку этой новой концепции можно найти в «Handbuch der Musikpsychologie» (Справочнике по музыкальной психологии) 1985 года, книге, которая, объединив немецкую музыкальную психологию с когнитивной психологией, привела ее в соответствие с англо-американским развитием психомузыкологии. . В то же время, однако, была также подчеркнута специфически немецкая исследовательская традиция музыкальной психологии с такими представителями, как Эрнст Курт и Герман фон Гельмгольц . Концепция музыкальной психологии, представленная в этой книге, объясняет жизнь и понимание музыкантов с разных точек зрения: это включает в себя языковую аналогию музыки, а также развитие музыкальных предпочтений, вопросы музыкального таланта или исследования интерпретации.
Ла Мотт-Хабер внесла заметный вклад в признание важности музыкальной психологии как науки, имеющей отношение к повседневной жизни, в конце 1980-х годов своими экспериментами по влиянию прослушивания музыки на поведение вождения. Исследования на симуляторе вождения по вопросу о влиянии поведения вождения под влиянием разных музыкальных стилей привели к неведомой ранее по этой теме реакции в прессе.
Философский подход к искусству
[ редактировать ]Начиная с 1990-х годов, ла Мотт-Хабер разработал дальнейший исследовательский подход, в котором интегративно рассматривается взаимосвязь музыки с другими видами искусства и комплексная философия искусства ( эстетики разрабатывается ) для 20-го и 21-го веков. Внешне этот подход отражен в названиях таких публикаций, как «Музыка и изобразительное искусство» (1990 г.), «Музыка и религия» (1995 г.), «Звуковое искусство» (1999 г.) и «Музыка и природа» (2000 г.). Центральная идея этих публикаций — акцент на исторической ограниченности концепции временного искусства (например, музыки), отделенного от пространственного искусства (например, живописи), которое «пересекает границы как источник смысла в музыке Jahrhunderts XX века» (по мнению автора в одноименной главе в книге « Музыка и религия »), особое положение музыки в искусстве начиная с античности вследствие возможности разграничения обыденного сознания, или «деиерархизация искусств» в ХХ веке как основа возникновения новых или наложившихся друг на друга художественных течений (например, саунд-арта).
Музыка в 20 веке
[ редактировать ]Основное внимание в творчестве Ла Мотт-Хабер уделяется современной музыке с особым вниманием к музыкальным течениям, в которых музыка и изобразительное искусство вступают в новые взаимоотношения. Эти произведения основаны на чувственном восприятии и эстетическом опыте как основе описания и интерпретации этих новых художественных разработок. Ла Мотт-Хабер не только перенимает собственные подходы из музыкальной психологии, но и прослеживает развитие взаимоотношений между искусствами, которые в ХХ веке возродили старый идеал целостного, апеллирующего ко всем чувствам искусства вместо жанровой эстетики. Это также помогло саунд-арту, истоки которого лежат во Флюксусе и инсталляционном искусстве 1960-х годов, получить признание как самостоятельное новое музыкальное явление. Важными публикациями в этом контексте были (помимо тома «Klangkunst») каталоги, которые она также редактировала для двух выставок Sonambiente в Берлине в 1996 и 2006 годах. Доказательством ее приверженности музыковедческому исследованию современной музыки является том История музыки ХХ века, вып. 4: 1975–2000 .
Помимо своей фундаментальной работы по развитию искусства в 20-м и 21-м веках, Мотт-Хабер на протяжении многих лет занималась также посредничеством музыкального авангарда , поэтому она входила в редакцию журнала Positionen - Beiträge zur Neuen. Музыка . Ее семинарская и лекционная деятельность на конференциях Дармштадтского института новой музыки и музыкального образования посвящена преподаванию музыкального авангарда на школьных уроках музыки.
Техническая консолидация
[ редактировать ]Последний этап жизни Ла Мотт-Хабера посвящен созданию постоянного академического учреждения систематического музыкознания. Шеститомный «Handbuch der Systematischen Musikwissenschaft» (Справочник по систематическому музыкознанию), задуманный и опубликованный ею, является основой ее профессиональной автономии от традиционного исторического музыкознания. Опорные столпы концепции отражены в названиях отдельных томов: эстетика музыки (как теория искусства без нормативных претензий), теория музыки (как временная основа музыки), музыкальная психология (как теория понимания и переживания музыки), социомузыкология (как теория социальных функций музыки) и книга « Акустические основы музыки» под редакцией Стефана Вайнцирля . Завершает концепцию Lexikon der Systematischen Musikwissenschaft . Этномузыкология . не рассматривается как подотрасль, поскольку к тому времени она зарекомендовала себя как независимая область По мнению Ла Мотт-Хабера, предмет музыковедение «обрело свою полную широту благодаря томам «Справочника по систематическому музыковедению» . [ 4 ]
Призы и награды
[ редактировать ]- 2002: Почетная премия German Sound Art Prize
- 2006: Почетный член общества музыкальной
- 2008: Почетный член Общества музыкальных исследований.
- 2010: Премия Фонда Маргрит Эгнер . [ 5 ]
- 2015: Почетный доктор Ганноверского университета музыки, театра и медиа.
Публикации
[ редактировать ]- Вклад в классификацию музыкальных ритмов. Экспериментальное психологическое исследование . Издательство «Арно Волк», Кельн, 1968 г.
- Музыкальная психология. Введение . Издатель Ханс Гериг, Кельн, 1972 г., ISBN 3-87252-054-7 .
- Тривиальное в литературе, музыке и изобразительном искусстве . [ 6 ] Клостерманн, Франкфурт, 1972 г.
- Психология и теория музыки . Дистервег, Франкфурт, 1976 г., ISBN 3-425-03761-7 .
- с Хансом Эмонсом: музыка к фильму . Хансер, Мюнхен, 1981 г., ISBN 978-3-446-13134-7 .
- с Карлом Дальхаусом: Систематическое музыковедение ( Новый справочник по музыковедению , том 10). Афинайон, Висбаден, 1982 г., ISBN 3-7997-0752-2 }.
- Справочник по музыкальной психологии . Laaber-Verlag, Laaber 1985, 3-е издание, расширенное 2000 г., ISBN 3-89007-329-8 .
- Психологические основы обучения музыке ( Справочник по музыкальному образованию , том 4). Беренрайтер, Кассель, 1987 г., ISBN 3-7618-0784-8 .
- Музыка и изобразительное искусство . Лаабер-Верлаг, Лаабер 1990, ISBN 3-89007-196-1 .
- с Гюнтером Рёттером : Слушаю музыку во время вождения . Ланг, Франкфурт, 1990 г., ISBN 978-3-7983-1035-3 .
- Эдгар Варез . Освобождение звука . Клауд, Хофхайм, 1993 г., ISBN 3-923997-49-3 .
- с Райнхардом Копцем: Слушатель как переводчик . Ланг, Франкфурт, 1995 г., ISBN 3-631-49068-2 .
- в качестве редактора: Музыка и религия . Лаабер-Верлаг, Лаабер 1995, ISBN 3-89007-265-8 .
- Саунд-арт (том 12 Справочника по музыке ХХ века ). Лаабер-Верлаг, Лаабер 1999, ISBN 3-89007-432-4 .
- Музыка и природа. Взгляд на природу и музыкальная поэтика. Издательство Лаабер, Лаабер 2000, ISBN 978-3-89007-412-2 .
- редактор: История музыки ХХ века: 1975–2000. Издательство Лаабер, Лаабер 2000, ISBN 978-3-89007-424-5
- редактор: Справочник по систематическому музыкознанию. 6 томов. Лаабер-Верлаг, Лаабер 2004–2010 гг., ISBN 978-3-89007-561-7 .
- с Экхардом Трамзеном: Музыкальная эстетика. Том 1, ISBN 978-3-89007-562-4 .
- с Оливером Шваб-Фелишем: Теория музыки. Том 2, ISBN 978-3-89007-563-1 .
- с Гюнтером Рёттером: Музыкальная психология. Том 3, ISBN 978-3-89007-564-8 .
- с Гансом Нойхоффом: Музыкосоциология. Том 4, ISBN 978-3-89007-565-5 .
- Стефан Вайнцирль (ред.): Акустические основы музыки. Том 5, ISBN 978-3-89007-699-7 .
- с Хайнцем фон Лёшем , Гюнтером Рёттером, Кристианом Утцем: Лексикон систематического музыкознания. Том 6, ISBN 978-3-89007-566-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Музыкальная психология . В К. Дальхаусе (ред.): Введение в систематическое музыковедение . Гериг, Кельн, 1971, стр. 53–92, ISBN 3-87252-050-4 .
- Б. Бартельмес: Немецкое общество музыкальной психологии. Ежегодное собрание в Ганновере с 22 по 24 февраля 1985 года . В музыкальных исследованиях . Том 38, 1985 г., с. 304.
- Рейнхард Копиц и др.: Музыковедение между искусством, эстетикой и экспериментом. Памятное издание Хельги де ла Мотт-Хабер, посвященное 60-летию со дня рождения . Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 1998 г., ISBN 3-8260-1524-X .
- Андреас К. Леманн и Рейнхард Копиз (ред.): 25 лет Немецкого общества музыкальной психологии (1983–2008) . Университет музыки и театра, Ганновер, 2008 г., ISBN 3-931852-79-2
- Хельга де ла Мотт-Хабер: Моя жизнь в области музыкальной психологии в Германии . В психомузыкологии (Спецвыпуск: История психологии музыки в автобиографии), 2009, том 20, № 1 и 2, стр. 79–88, ISSN 0275-3987 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Хельги де ла Мотт-Хабер и о ней в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Известные студенты Университета Иоганна Гутенберга на ub.uni-mainz.de
Ссылки
[ редактировать ]- ^ список публикаций до 1997 г. в: Рейнхард Копиц и др.: Музыковедение между искусством, эстетикой и экспериментом. Фестиваль Хельги де ла Мотт-Хабер к ее 60-летию . Кенигсхаузен и Нейман, Вюрцбург, 1998.
- ^ Вклад в классификацию музыкальных ритмов. Экспериментальные психологические исследования на WorldCat
- ^ Новый справочник по музыковедению. Том. 10, с. 12.
- ^ Предисловие Музыкальная эстетика. Том 1, с. 13.
- ^ «Награждение на церемонии награждения 2010 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2018 г. Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Тривиал в литературе, музыке и изобразительном искусстве на WorldCart