Карна II
Потому что | |
---|---|
Махараджадхираджа | |
Король Гуджарата | |
Царствование | в. 1296 – ок. 1304 |
Предшественник | Сарангадева |
Преемник | Алауддин Халджи |
Супруг | Камала Деви |
Проблема | Девала Деви |
Династия | Вагела |
Отец | Рама |
Карна II ( IAST : Карна, ок. 1296 – ок. 1304) был последним правителем Королевства Гуджарат в Индии. О его жизни мало что известно, кроме его поражения от Алауддина Халджи из Делийского султаната . Войска Алауддина разграбили его королевство в 1299 году, вынудив его бежать из Гуджарата. Карна, похоже, в последующие годы получил контроль по крайней мере над некоторой частью своей территории. Однако второе вторжение в 1304 году привело к концу династии Вагел.
Имена
[ редактировать ]Варианты его имени включают Карнадева (в надписях Ваггелы), Рай Каран и Каран Дев (в народной литературе). Он также известен как Карна II, чтобы отличить его от Чаулукья царя Карны . В эпической поэме XV века Канхададе Прабандха он назван «Рао Карнаде». [ 1 ] Португальский историк XVI века Жуан де Барруш называет его «Галакарной». [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Карна был сыном царя Ваггелы Рамы. [ 3 ] Карна сменил на троне своего дядю Сарагадеву (брата Рамы). Царство Сарангадевы включало современный Гуджарат, а также простиралось до Абу в современном Раджастане. Карна, похоже, унаследовал всю эту территорию. [ 3 ] Помимо его поражения от Алауддина Халджи, о его правлении известно очень мало. [ 4 ]
Поражение от Алауддина Халджи
[ редактировать ]Первое вторжение в Халджи
[ редактировать ]Согласно средневековым хроникам (таким как Мерутунги » «Вичара-шрени и Падманабхи » «Канхададе Прабандха ), Карна похитил жену своего министра Мадхавы и убил брата Мадхавы. В отместку Мадхава подстрекал Делийского султаната правителя Алауддина Халджи вторгнуться в его королевство. [ 5 ] [ 1 ] В 1299 году Алауддин вторгся в Гуджарат, один из самых богатых регионов Индии. [ 6 ]
Вторжение, похоже, стало для Карны неожиданностью, поскольку армия Алауддина легко захватила Гуджарат за очень короткое время. Это говорит о том, что либо Карна был непопулярен среди своих подданных, либо у него была неэффективная военная и административная система. [ 7 ] Джайнский летописец Джинапрабха Сури утверждает, что силы Улуг-хана разгромили армию Карны в Ашапалли (современный Ахмедабад). [ 8 ] По словам писателя XIV века Исами , Карна взвешивал варианты: дать бой захватчикам или удалиться в крепость. Его министры посоветовали ему покинуть страну и вернуться после ухода захватчиков, учитывая его недостаточную подготовку к войне. [ 9 ] Историк А. К. Маджумдар интерпретирует сочинения Исами как означающие, что Карна укрылся в форте. [ 8 ] но эпиграфист З. А. Десаи отмечает, что из сочинений Исами нельзя сделать такого вывода. [ 9 ]
В конце концов Карна бежал в Девагири , столицу соседнего королевства Ядава . Часть армии Дели преследовала его. [ 10 ] Летописец XIV века Исами утверждает, что Ядавы отказали ему в убежище, и ему пришлось искать убежища у Какатии правителя Рудрадевы . [ 11 ] Тем временем армия Дели разграбила богатые города Гуджарата, в том числе столицу Анахилаваду (современный Патан), Хамбхат , Сурат и Сомнатх . [ 12 ]
Вернуться на трон
[ редактировать ]Впоследствии Карна, похоже, отвоевал по крайней мере какую-то часть Гуджарата, хотя неизвестно, когда именно он вернулся на трон. Арабская , датированная 8 апреля 1299 года, называет покойного Шихаб- уд эпитафия из Хамбата -Дина бывшим губернатором ( хакимом ) Камбаи, то есть Хамбхата. Неясно, чьим подчиненным был Шихаб-уд-Дин, но если он был мусульманским правителем, назначенным захватчиками, то не исключено, что Хамбхат находился в это время под контролем Хальджи. [ 13 ]
Надпись, найденная в деревне Сампла в Гуджарате, свидетельствует, что Карна правил Патаном 4 августа 1304 года. [ 14 ] Джайнский автор Мерутунга также утверждает, что он правил до 1304 года нашей эры. [ 15 ] Мусульманский летописец XIV века Исами также предполагает, что Карне удалось вернуть себе власть. По словам Исами, Алауддин передал управление недавно захваченным фортом Читтор Малику Шахину в 1303 году. Но некоторое время спустя Малик Шахин покинул форт, потому что боялся Карны, который правил соседней территорией. [ 16 ]
Во время обратного пути вторгшейся армии в Дели ее монгольские солдаты восстали против своих командиров из-за своей доли добычи в Гуджарате. Некоторые из этих восставших монголов, по-видимому, попросили убежища у Карны: его надпись 1304 года указывает на то, что монгольские офицеры Балчак и Шади занимали высокие посты в его администрации. [ 13 ]
Второе вторжение в Халджи
[ редактировать ]Карна навсегда потерял свой трон после второго вторжения из Дели в 1304 году. Согласно Амира Хосрова стихотворению «Ашика» , вторжение произошло по просьбе бывшей жены Карны Камалы Деви, которая была захвачена войсками Алауддина во время первого вторжения. Через восемь лет после вступления в гарем Алауддина Камала Деви попросила Алауддина забрать ее дочь Девалу Деви из Гуджарата. Хотя Карна согласился на это требование, Алауддин приказал своей армии во второй раз вторгнуться в Гуджарат. Ашика исторически ненадежен, но некоторые писатели позднего средневековья представляют его повествование как историю. Другие средневековые летописцы по-разному рассказывают об этом инциденте, некоторые из них опускают часть просьбы Камалы Деви. [ 17 ] По сообщению летописца XVI века Фиришты , Карна бежал в царство Ядава , где Рамачандра Девагири подарил ему княжество Баглана . Карна потерпел поражение во время завоевания Девагири Алауддином Халджи , а его дочь Девала была схвачена и доставлена в Дели. [ 18 ] Согласно одному сообщению, он бежал в сторону Девагири, но ему было отказано в убежище, и в конечном итоге он искал убежища у Какатий в Варангале . [ 19 ]
Джайнский писатель Какка Сури в своей книге « Набхи-нандана-джиноддхара-прабандха » (1336 г.) описывает конец Карны следующим образом: «Из-за его [Алауддина] доблести Карна, правитель Гурджаратры , бежал в спешке и скитавшись по многим королевствам, умер смертью нищего». [ 20 ] Никакой конкретной информации о смерти Карны или его потомках нет. Надпись 1498 года н. э. показывает, что семья клана Вагела правила в месте под названием Дандахи в качестве подчиненных мусульманского правителя Махмуда Бегады . Правители государства Рева также заявляли о своем происхождении от Ваггел через одного Бхимадеву. [ 21 ]
Надписи
[ редактировать ]Надписи Карны были найдены в Мангроле , Десане возле Бхилоды и Сампле возле Джамбусара . [ 22 ] [ 14 ]
1297 г. Надпись Десана
[ редактировать ]Надпись 1297 года н.э., в которой записано строительство храма Сурьи (Бога Солнца) во время правления Карны, была найдена на стене храма в деревне Бхавнатх или Десан недалеко от Бхилоды . В 1910 году она была опубликована в «Буддхипракаше» под названием «Храмовая надпись Муралидхара». [ 23 ] Надпись датирована 27 октября 1297 г. н. э. ( срок действия Викрама Самвата истек в 1354 г.). [ 24 ]
Надпись представляет собой прашасти (восхваление) из 33 строф поэта Санграмы: с литературной точки зрения он составлен довольно плохо, страдает грамматическими ошибками, неуместными выражениями и повторами. [ 23 ] Надпись была выгравирована Наякой, сыном Сутра-Петхи. [ 25 ]
Поэт выражает почтение Ганеше и Богу Солнца в начале прашасти , а затем представляет семью Вагела. [ 23 ] Семья упоминается под именем Дхавалаука (буквально «Дхавалы», то есть первоначальной столицы Ваггелы Дхолки ). Говорят, что он был посвящен богам Вишну и Шанкаре ( Шиве ). [ 26 ]
Сначала поэт упоминает предка Карны Анаку (Арнораджа), который описывается как отпрыск рода Чаулукья и правитель Саураштры . Далее поэт упоминает сына Анаки Лаванапрасада, его сына Вирадхавалу и его сына Пратапамаллу. Никаких королевских титулов не присвоено прадеду Карны Пратапамалле, который не взошел на трон. [ 23 ] Надпись приписывает младшему брату Пратапамаллы, царю Вишвале (Висаладеве), уничтожение царя Парамары и разрушение его столицы Дхары . В нем говорится, что Вишвала перед своей смертью назначил на трон сына Пратапамаллы Арджуну. Сын Арджуны и отец Карны Рама описывается как следующий императорский правитель ( нрипа - чакравартин ), а брату Рамы Сарангадеву приписывают победу над Гогой, предположительно министром Парамары Гогой , который стал фактическим правителем царства Парамара. Наконец, надпись описывает правящего царя Карну. [ 26 ]
Однако настоящим героем хвалебной речи является Вайялладева, дядя по материнской линии поэта Санграмы. В панегирике его отцовская родословная восходит к Махадеве, шиваиту, принадлежавшему к Шандилья готре . Говорят, что внук Махадевы и отец Вайджаллы Мунджала-дева погиб в схватке со скотокрадами, защищая людей и коров. Поэт прослеживает родословную Вайджаллы по материнской линии от Раджиги из готры Кашьяпа . Внучка Раджига Нала-деви (также называемая Анала-деви) была матерью Вайджаллы. Согласно панегирику, Вайджалладева был преданным Шивы и его супруги Шакти , а также Вайрочаны (то есть сына Вирочаны или Бога Солнца; поэт, вероятно, намеревался упомянуть самого Бога Солнца). Говорят, что Вайялла пожертвовал людям коров, землю, золото и другие предметы. Кроме того, ему приписывают строительство храма Мунджала-свами-дева (буквально «господин Мунджалы», имя Бога Солнца) в память о своих родителях Мунджале и Нале. Говорят, что храм находился рядом с резервуаром Бхригу-кунда: неясно, тот же ли это храм, на стене которого была найдена надпись. [ 24 ]
Надпись описывает Санграму как поэта-воина и утверждает, что он был сыном сестры Вайджаллы Хридеви. [ 26 ]
1304 Образец надписи
[ редактировать ]Двуязычная персидско - санскритская надпись времен правления Карны была найдена на мраморной плите в 1981 году во время раскопок в деревне Сампла в Гуджарате. Такие плиты обычно являются частью надгробия , но других фрагментов или памятников в его окрестностях обнаружено не было. [ 27 ] Надпись, сделанная 4 августа 1304 года, свидетельствует о передаче деревни мечети Джами в Хамбхате (не путать с современной структурой ) мусульманскими офицерами Карны с разрешения короля. [ 28 ]
Персидская часть | Санскритская часть | |
---|---|---|
Скрипт | Насх | Нагари |
Дата | 1 мухаррам 704 года хиджры | [2] Бхадрапада 1360 Самват |
Король | Рай Каран Дев | Махараджадхираджа Кришнадева |
Доноры | Малику'л-Акабир (« Принц среди великих ») Балчак, Малику'л-Умара (« Принц знати ») Шади, Таджуд-Дин (« Корона религии ») Хасан |
[Ма]лик Шри Бачак, Малик Шри [Брак], Шри Хасана |
Дони | Мечеть Джами в Камбая | Мечеть [Джа]ми Стама[бхатиртха] |
Пожертвование | Деревня Самба в регионе Канам (современный Бхаруч - Вадодара район ) | Деревня Сампа в Канаме |
Шади и Балчак, судя по всему, были монгольскими офицерами, которые восстали против командира Халджи и искали службу под началом Карны. Исами Балчак, очевидно, тот же офицер, которого называют «Балджак», «Ялчак» и «Ялхак» в различных рукописях «Футух-ус-Салатин» : [ 29 ] Исами называет его среди монгольских повстанцев, присоединившихся к Карне. [ 13 ] Яхья бин Ахмад Сирхинди , летописец XV века, упоминает Шади Бугу среди монгольских вождей армии Халджи: Шади, упомянутый в надписи Карны, вероятно, тот же самый, что и этот вождь. [ 13 ] Надпись описывает Хасана как сына Вазиру'л-Вузара («Министра министров», то есть главного министра) Наджму'д-Дунья ва'д-Дина; возможно, это был богатый купец-плутократ из Хамбхата. [ 30 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Карна упоминается в нескольких средневековых мусульманских хрониках, описывающих завоевание Алауддином Гуджарата. Это событие также описано в нескольких индуистских и джайнских хрониках, в том числе Мерутунги в « Прабандха-Чинтамани» (1305 г.), «Дхармаранье» Джинапрабхи Сури (ок. 1300–1450 гг.), «Тиртхакальпатару» (14 век) и Падманабхи » «Канхададе Прабандха (1455 г.). [ 31 ]
Карна (как «Каран») — центральный персонаж романа 1866 года «Каран Гело» . Написанная Нандшанкаром Мехтой , книга стала первым оригинальным современным романом на гуджарати . В Каран Гело Каран похищает Рупсундари, жену своего премьер-министра Мадхава, нагарского брамина . Брат Мадхава умирает, пытаясь защитить Рупсундари. Затем Мадхав решает отомстить и убеждает Алауддина Халджи вторгнуться в Гуджарат. В следующей войне Каран теряет свое королевство и жену Кауларани из-за Алауддина. Несколько лет спустя он также теряет свою дочь Девальдеви , получая таким образом эпитет гело («глупый»). [ 31 ] История была также адаптирована в качестве немого фильма «Каран Гело» (1924) С. Н. Патанкаром . [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Адитья Бел 2012 , с. 190.
- ^ Кужиппалли Скария Мэтью 1986 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 186.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 187.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 192–193.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 82.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 335.
- ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б З.А. Десаи 1975 , с. 13.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 84.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 190.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 84–86.
- ^ Перейти обратно: а б с д З.А. Десаи 1975 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Х.Г. Шастри 1989 , с. 122-123.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 189.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 371.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 190–194.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 191.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 400.
- ^ Дашаратха Шарма 1956 , с. 96.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 504.
- ^ Перейти обратно: а б с д Д.С. Сиркар и Г. Бхаттачарья, 1987 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Д.С. Сиркар и Г. Бхаттачарья, 1987 , с. 157.
- ^ DC Сиркар и Г. Бхаттачарья 1987 , стр. 157–158.
- ^ Перейти обратно: а б с Д.С. Сиркар и Г. Бхаттачарья, 1987 , с. 156.
- ^ ZA Desai 1975 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б З. А. Десаи 1975 , стр. 18–20.
- ^ ЗА Десаи 1975 , с. 20.
- ^ ZA Desai 1975 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б Нандшанкар Мехта и Тулси Ватсал 2016 , стр. 6.
- ^ Наир, Рошни (21 июня 2015 г.). «Рецензия на книгу: «Каран Гело» — «Игра престолов» штата Гуджарат » . ДНК . Проверено 3 июня 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адитья Бел (2012). Тонкая магия любви: индийская исламская литературная традиция, 1379–1545 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514670-7 .
- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Банарши Прасад Саксена (1992). «Хальджи: Алауддин Халджи». В Мохаммаде Хабибе и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н. Э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- округ Колумбия Сиркар; Г. Бхаттачарья (1987). «Примечание к надписи времен Чаулукья Карны». Эпиграфия Индика . Археологическая служба Индии.
- Дашаратха Шарма (1956). «Новый взгляд на достижения Алауддина Халджи» . Индийский исторический ежеквартальный журнал . 32 (1). Рамананд Видья Бхаван.
- Х.Г. Шастри (1989). Историко-культурное исследование надписей Гуджарата: с древнейших времен до конца периода Чаулукья (около 1300 г. н.э.) . Институт обучения и исследований BJ. OCLC 916953474 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290-1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Кужиппалли Скария Мэтью (1986). Португальцы и султанат Гуджарат, 1500–1573 гг . Миттал. п. 98. OCLC 14717740 .
- Нандшанкар Мехта; Тулси Вацал (2016). Каран Гело: последний король раджпутов Гуджарата . Книги о пингвинах. ISBN 978-93-5214-011-4 .
- ЗА Десаи (1975). «Персидско-санскритская надпись Карны Дева Вагелы из Гуджарата». Epigraphia Indica: арабское и персидское приложение . Археологическая служба Индии.