Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Мельник
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | |
---|---|
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | |
Общий вид | |
![]() | |
52 ° 19'57,2 ″ с.ш. 23 ° 02'27,0 ″ в.д. / 52,332556 ° с.ш. 23,040833 ° в.д. | |
Расположение | Мельник |
Страна | ![]() |
Номинал | Восточное православие |
Предыдущий номинал | Греко-католик (до 1839 г.) |
церковное мастерство | Польская Православная Церковь |
История | |
Статус | действующая православная церковь |
Преданность | Рождество Марии |
Реликвии хранятся | Антоний, Иоанн и Евстафий |
Архитектура | |
Стиль | Неоклассика с элементами русского возрождения (после ремонта начала 20 века). |
Годы постройки | 1821–1823; начало 20 века; 1943 год |
Технические характеристики | |
Количество куполов | 6 |
Количество башен | 1 |
Материалы | кирпич камень |
Администрация | |
епархия | Варшавско-Бельская епархия |
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — православный приходской храм, расположенный в Мельнике . Принадлежит Деканату Семятыче (diecezja warszawsko-bielska) Diecezja warszawsko-bielska Польской Православной Церкви . Первые письменные упоминания о существовании православной церкви в Мельнике относятся к 1260, а затем к 1551 году. В 17 веке Мельникский приход принял Брестскую унию , став униатской ( греко-католической ) церковью. Церковь была разрушена пожаром в 1614 году и еще раз в 1656 году, каждый раз впоследствии перестраиваясь. Первая кирпичная церковь в деревне была построена в 1821–1823 годах в неоклассическом стиле. Как и все униатские церкви в Подляшье , она имела сильно латинизированные черты, включая орган, кафедру и боковые алтари, но уникальным образом сохранила иконостас . Большинство латинских элементов было удалено из церкви между 1835 и 1838 годами во время кампании делатинизации, подготовившей всю Литовскую униатскую епархию к переходу в православие. Характер и масштабы изменений в интерьере церкви привели к спору между духовенством и уездным главой Медведевым, который настаивал на немедленной перестройке униатских церквей в типичном русском архитектурном стиле. Консистория Литовской епархии во главе с епископом Иосиф Семашко выступал за постепенные изменения и согласился позволить некоторым второстепенным латинским элементам остаться в Мельникской церкви и других церквях.
Церковь в Мельнике была передана Русской Православной Церкви указом Полоцкого Синода в 1839 году. В начале ХХ века здание подверглось основательной реконструкции в стиле русского возрождения . Пристроена паперть с колокольней и пятью луковичными куполами. В этот период был заменен и иконостас. Церковь в Мельнике является центром местного почитания иконы Божией Матери Оранты, датируемой концом 18 - началом 19 века. Другие старинные униатские изображения того же периода сохранились в приходском доме села.
История
[ редактировать ]Первые православные церкви в Мельнике
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о православном храме в Мельнике относится к 1260 году. В нем отмечается существование церкви с особо чтимой иконой Божией Матери, перед которой молился Василько, брат Даниила Галицкого , отправляясь в поход против ятвягцы . Скорее всего, это была замковая церковь, и точное время основания православного прихода в Мельнике определить невозможно из-за отсутствия документов. [ 1 ] Легендарные сведения датируют основание церкви в Мельнике еще в 11 веке. [ 2 ]
Следующее упоминание о церквях приходится только на 1551 год, что указывает на существование в Мельнике двух церквей, одна из которых располагалась на месте современной. Церковь расположена по адресу ул. Бжеска, 93, на естественном возвышении. [ 3 ] Это была деревянная церковь, просуществовавшая до 1614 года, когда она была полностью уничтожена пожаром. Священное здание было перестроено и оставалось в руках православных (в Влодзимерско-Бжеской епархии) даже после Брестской унии , против которой выступали местные верующие. [ 3 ] [ 1 ] Мельникскую церковь захватили униаты не позднее 1646 года. Через десять лет здание снова сгорело, после чего было отстроено заново. [ 3 ]
Протокол посещения прихода Рождества Пресвятой Богородицы за период с 1726 по 1727 год свидетельствует о том, что в храме находился четырехрядный иконостас . [ 4 ] Самые ранние органы [ 5 ] а в третьем десятилетии XVIII века в церкви появилась кафедра. [ 6 ]
Униатские приходы в Мельнике [ а ] находились в ведении Владимирской и Брестской епархии и принадлежали Дрогичинскому благочинию. В 1797 году они вместе со всем благочинием были включены в состав Диецейской супраски. После ее упразднения в 1807 году они были вновь включены в состав Владимирской и Брестской епархии. [ 7 ] а в 1828 году в рамках реорганизации территориального подразделения Униатской церкви в Российской империи в Литовскую епархию. [ 8 ]
церковь 19 века
[ редактировать ]Униатская церковь
[ редактировать ]Между 1821 и 1823 годами на месте прежней деревянной церкви была построена новая каменная церковь в неоклассическом стиле. Он был построен из полевых камней и кирпичей. [ 3 ] финансируется за счет приходских сбережений и пожертвований местных верующих. [ 9 ] Церковь была посвящена Рождеству Богородицы. [ 10 ] хотя в документах последующих лет упоминается и посвящение Воскресению Господню. [ 11 ]
Интерьер униатской церкви в Мельнике был значительно латинизирован. В то же время это было одно из пяти униатских святынь в регионе, иконостас которых не был демонтирован ни после Замосского Синода , ни в последующие десятилетия. [ 12 ] Однако к началу 1836 года в церкви отсутствовали типичные византийские богослужебные книги. [ 13 ] алтарный стол, [ 14 ] и богослужебные сосуды. [ 15 ] Эти предметы были введены в рамках кампании по делатинизации униатского обряда в Подляшье , подготовки к обращению униатской Литовской епархии в православие. Позже в том же году благочинный Дрогичина сообщил епархиальной консистории, что церковь оборудована всем необходимым богослужебным инвентарем для православных богослужений. [ 16 ] В 1838 году униатский иконостас был заменен на новый, на средства Российского государства. В мае того же года благочинный Бельска Костыцевич и представитель гражданской власти Медведев осмотрели церковь, отметив наличие нескольких типично униатских предметов и отсутствие многих православных. [ 15 ] Вопреки прежним заявлениям местного духовенства, органы (разобранные по всей епархии в период с 1835 по 1836 год) остались в храме, хотя уже и не использовались. [ 17 ] Медведев, особенно критически относящийся к внешнему виду церкви, потребовал немедленного удаления различных предметов, включая колокол, исповедальни, балясины , сальные лампы и клирос . Он также хотел, чтобы приделы с изображениями Святителя Николая и Покрова Богородицы были перенесены в центр храма. Это привело к конфликту с местным священником Флорианом Зенкевичем, который выступал за сохранение этих элементов, ссылаясь на прецедент литовского епископа Иосифа Семашко , который не настаивал на удалении таких предметов во время церковных проверок. [ 18 ] Декан поддержал Зенкевича и попросил консисторию вынести четкое решение о том, какие латинские элементы допустимы в церкви. [ 19 ]
12 марта 1838 года декан встретился с Медведевым, чтобы убедить его разрешить постепенную, а не немедленную адаптацию униатских церквей к православным литургическим стандартам. Медведев обвинил декана в терпимости к латинскому влиянию во всех приходах благочиния. В апреле 1838 года консистория обратилась за помощью к белостокскому окружному начальнику Гунаропулле, чтобы остановить вмешательство Медведева. [ 19 ] Вспомогательный епископ Литовской епархии Антоний Зубко также направил письмо главе округа, который в конечном итоге подчинился. Медведев обвинил мельницкое духовенство в игнорировании церковных указаний о делатинизации и заявил, что все униатские церкви в Подляшье должны быть немедленно перепроектированы, чтобы отразить типичную русскую сакральную архитектуру. [ 19 ]
Литовская консистория обсудила ситуацию в Мельнике на отдельном заседании, установив четкие правила сохранения иностранных элементов в церквях в исключительных обстоятельствах. [ 20 ] К июню 1838 года мельникский священник сообщил, что без дальнейшего финансирования он не сможет приобрести необходимые богослужебные принадлежности. В августе того же года он получил дополнительную государственную субсидию в размере 448 рублей 92 копеек с условием, что часть этой суммы будет возмещена помещиками, крестьяне которых посещали церковь. Вся сумма была в конечном итоге выплачена мельницкому духовенству в октябре следующего года. [ 21 ]
Церковь Мельника была последней в Подляшье, завершившей делатинизацию обряда. [ 15 ] После этого процесса настоятель сначала отказался заявить о готовности перейти в православие. [ 22 ] В июле 1838 года он был в числе 21 священнослужителя, испросившего у обер-прокурора Святейшего Синода разрешение оставаться униатами как для себя, так и для своей паствы. [ 23 ] В конечном итоге он подписал декларацию во второй половине 1838 года. [ 22 ]
К 1838 году церковь обслуживала 1300 прихожан. [ 24 ]
Православная церковь
[ редактировать ]
В 1839 году по постановлению Полоцкого Синода Мельникский приход был передан Русской Православной Церкви . [ 1 ]
В период с 1907 по 1910 год здание подверглось обширной реконструкции в официальном стиле русского возрождения. со Были добавлены церковная паперть звонницей над ней и пятью куполами (известными как пятиглавые ). [ 1 ]
В 1985 году церковь была отреставрирована. В ходе работ здание было оштукатурено, что полностью изменило его первоначальный вид (каменный фасад с рамными штукатурными перегородками и лесенками ). [ 3 ]
В сентябре 2015 года в храм были переданы мощи православных святых — мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия , подаренные Свято-Духовским монастырем в Вильнюсе . [ 25 ]
Церковь была внесена в список исторических памятников 17 апреля 1985 года под номером 598. [ 26 ]
Архитектура
[ редактировать ]Структура здания
[ редактировать ]
Церковь в Мельнике построена прямоугольной формы. Это каменное сооружение с трехпролетным корпусом, ориентированным на восток. церкви Притвор ниже и уже нефов, над ним возвышается колокольня. Паперть церкви отделена от нефа трехарочной аркадой, над которой находится деревянный матронеум для хора, выходящий за пределы нефа. Окна церкви раскосые и имеют сегментные арки. В паперти церкви они прямоугольные, за исключением двух круглых окон на западном фасаде башни. [ 3 ] Фасады корпуса здания разделены пилястрами , алтарный пролет украшен сдвоенными пилястрами. Пилястры увенчаны антаблементом , а в паперти блочный фриз присутствует . Главный фасад церкви трехосный, симметричный, с расположенной по центру колокольней квадратного плана, переходящей в верхних частях к восьмиугольной форме. Колокольня украшена небольшими треугольными фронтонами и подвесным аркадным фризом. [ 3 ] На оси западного фасада также расположена паперть со ступенчатым полукруглым порталом. Башню увенчает восьмиугольный шпиль . Крыши церкви покрыты металлическими листами. Над папертью и основным корпусом крыша двускатная, остальные части здания плоские. Пресвитер Мельникской церкви не отделен от конструкции здания и закрыт трехсторонней апсидой. [ 3 ] В 2017 году экстерьер отремонтировали, цвет поменяли на синий. [ 27 ]
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер церкви разделен на нефы рядами деревянных тосканских колонн. Нефы имеют плоские потолки , а главный неф имеет ложный цилиндрический свод. Иконостас в церкви датируется началом 20 века и представляет собой эклектичный стиль с преобладанием элементов Возрождения . В аналогичном стиле оформлены и четыре декоративных киота того же периода. [ 3 ] В церкви также хранятся две старые иконы: образ Марии XVIII века типа Одигитрии , тщательно переписанный в начале XX века. Икона выполнена в стиле барокко с орнаментом в стиле рококо на мантии Марии. [ 3 ]
Другие исторические элементы убранства церкви того периода, когда местный приход принадлежал униатской церкви, включают барочный пикс XVIII века , увенчанный крестом с распятием, котел для святой воды 1820-1830 годов и два посеребренных вечных храма. лампы примерно 1830 года. [ 3 ]
Из убранства старинных церквей в Мельнике сохранились иконы апостолов XVIII века, первоначально входившие в иконостасный ряд. Они хранятся в приходском доме местного прихода. [ 3 ] Все картины выполнены на деревянных панелях в технике маслом, в манере барокко, для которой характерны драматические позы, кружащаяся драпировка, массивные пропорции святых, живописный подход, лепка светотени . Фон Апостолов состоит из золотых листьев аканта. Отдельные святые не поддаются идентификации, за исключением Святого Петра, у которого есть свой характерный атрибут – ключи. [ 28 ]
Интерьер церкви полностью покрыт фресками и полихромией (завершено в 2015 г.). [ 25 ]
Икона Божией Матери из Мельника.
[ редактировать ]С 18 века в Мельникском приходе почитается икона Божией Матери, представляющая редкий в Подляшье тип Оранты. По местному преданию, изображение было выловлено из реки Буг в 1777 году. [ 29 ] Реставраторы полагают, что икона датируется рубежем XVIII и XIX веков и создана народным мастером. Первоначально эта икона была выставлена для поклонения в часовне Покрова Богородицы в Мельнике и была перенесена в приходскую церковь после ее обширной реконструкции в начале ХХ века. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ До 1836 года в Мельнике действовала вторая приходская церковь, посвященная Воскресению Христову. В тот год этот храм был закрыт по нескольким причинам: малочисленность прихожан (которые затем были объединены с другим мельницким приходом), плохое техническое состояние храма и общая бедность ( Матус (2013 , с. 91). ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Коломайска-Саид (1996 , стр. 7–8)
- ^ Сосна и Трок-Сосна (2006 , стр. 254)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Коломайска-Саид (1996 , стр. 36–37)
- ^ Матус (2013 , стр. 285)
- ^ Матус (2013 , стр. 332–334)
- ^ Матус (2013 , стр. 343)
- ^ Матус (2013 , стр. 54–57)
- ^ Матус (2013 , стр. 79)
- ^ Матус (2013 , стр. 325)
- ^ Матус (2013 , стр. 85)
- ^ Матус (2013 , стр. 319)
- ^ Матус (2013 , стр. 295)
- ^ Матус (2013 , стр. 273)
- ^ Матус (2013 , стр. 300)
- ^ Jump up to: а б с Матус (2013 , стр. 325–327)
- ^ Матус (2013 , стр. 300, 306)
- ^ Матус (2013 , стр. 340–342)
- ^ Матус (2013 , стр. 344)
- ^ Jump up to: а б с Матус (2013 , стр. 348–352)
- ^ Матус (2013 , стр. 352–353)
- ^ Матус (2013 , стр. 354–356)
- ^ Jump up to: а б Матус (2013 , стр. 369)
- ^ Матус (2013 , стр. 374–375)
- ^ Матус (2013 , стр. 100)
- ^ Jump up to: а б «Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Мельнике» . www.orthodox.pl (на польском языке) . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ «Реестр недвижимых памятников - Подляское воеводство» (PDF) . Национальный институт культурного наследия (на польском языке). 23 июля 2024. стр. 61 . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ «Мельник: приходской праздник» . www.orthodox.pl (на польском языке) . Проверено 8 августа 2024 г.
- ^ Матус (2013 , стр. 290)
- ^ Jump up to: а б Сосна и Троц-Сосна (2006 , стр. 255–257)
Библиография
[ редактировать ]- Коломайска-Саид, М., изд. (1996). Каталог памятников искусства Польши. Семятыче, Дрогичин и окрестности (на польском языке). Варшава: Институт искусств Польской академии наук.
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Пайн, Г.; Трок-Сосна, А. (2006). Святые места и чудотворные иконы. Православные святыни в Белостоке (на польском языке). Белосток: Ортдрук. ISBN 83-85368-69-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Матус, И. (2013). Упадок унии и процесс восстановления православия на Белостоке в 1830-е годы (на польском языке). Белосток: Издательство Белостокского университета. ISBN 978-83-7431-364-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )