Брайс Марден
Брайс Марден | |
---|---|
![]() Марден в 1975 году | |
Рожденный | Николас Брайс Марден мл. 15 октября 1938 г. [1] Бронксвилл, Нью-Йорк , США [2] |
Умер | 9 августа 2023 г. Тиволи, Нью-Йорк , США | (84 года)
Национальность | Американский |
Образование | Бостонский университет Йельский университет |
Известный | Художник |
Заметная работа | «Холодная гора» . Серия «Базельские оконные исследования» Серия Благодатный сад плоского изображения |
Движение | минимализм , абстрактный экспрессионизм , цветовое поле , лирическая абстракция |
Награды | Член Американской академии искусств и литературы. |
Николас Брайс Марден младший (15 октября 1938 — 9 августа 2023) — американский художник, которого обычно называют минималистом , хотя его работы имеют корни в абстрактном экспрессионизме и живописи цветового поля . и лирическая абстракция . Он жил и работал в Нью-Йорке ; Тиволи, Нью-Йорк ; Гидра, Греция ; и Иглз-Мир, Пенсильвания .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Николас Брайс Марден-младший родился в Бронксвилле, штат Нью-Йорк , и вырос в соседнем поместье Брайарклифф . [3] Он учился в Южном колледже Флориды с 1957 по 1958 год, а затем получил степень бакалавра искусств в Бостонского университета Школе изящных и прикладных искусств в 1961 году. [ нужна ссылка ] После этого Марден получил степень магистра искусств в Йельской школе искусств в 1963 году, где он учился у Эстебана Висенте , Алекса Каца , Джона Шулера , Джека Творкова , Реджинальда Поллака , Филипа Перлштейна и Габора Петерди . Среди его сокурсников были будущие художники Ричард Серра , Чак Клоуз , Джанет Фиш , Виджа Селминс , Нэнси Грейвс , Гэри Хадсон, а также Сильвия и Роберт Мэнголд . Изучая искусство, Марден также погрузился в в Кембридже, штат Массачусетс сцену возрождения американской народной музыки . Его первая жена Полин Баэз, на которой он женился в 1960 году, была Джоан Баэз . сестрой [4] Он познакомился с Бобом Диланом и Питом Сигером и некоторое время жил в доме Джоан Баэз в Кармеле, Калифорния . [5]
Именно в Йельском университете Марден разработал формальные стратегии, которые будут характеризовать его рисунки и картины в последующие десятилетия: озабоченность прямоугольными форматами и неоднократное использование приглушенной палитры. В своих ранних работах 1960-х и 1970-х годов он использовал упрощенные средства, обычно монохромные холсты по отдельности или в виде серий панно, диптихов или триптихов . К ним относятся работы «Картина Дилана», 1966; «1986» (сейчас в коллекции Музея современного искусства Сан-Франциско ); 1969 года «Любимый» (Художественный музей Джека С. Блэнтона, Техасский университет в Остине ); и Летикос (для Тонто) , 1976 ( Музей современного искусства , Нью-Йорк).
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]
Марден переехал в Нью-Йорк в 1963 году, где он познакомился с творчеством Джаспера Джонса , работая охранником в Еврейском музее во время ретроспективы творчества Джонса в 1964 году. Следующим летом Марден отправился в Париж , где начал делать рисунки из прессованного угля и графита в виде сетки. Графические работы Мардена являются продолжением его картин, и он переносил идеи даже в свои самые последние картины и рисунки. Зимой 1964 года Марден написал свою первую монохромную однопанельную картину. [6] Также в Париже он восхищался работами Альберто Джакометти и Жана Фотрие , хотя такие мастера, как Франсиско де Сурбаран , Диего Веласкес и Эдуард Мане, также повлияли на художественную практику Мардена.
В 1966 году по предложению Доротеи Рокберн нанял Мардена Роберт Раушенберг в качестве его помощника. В том же году у него состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Bykert , на которой была представлена первая из его классических картин, написанных маслом и пчелиным воском. До этого он работал в Chiron Press ассистентом Стива Полески. Марден создал литографию «Залив» (из портфолио New York 10-69) в 1969 году, работая в Chiron Press. [7]
В конце 1960-х и начале 70-х годов, когда живопись считалась умирающей, Марден получил международную известность как мастер монохромного панно. [8] В 1971 году Брайс и его жена Хелен Харрингтон посетили греческий остров Гидра , куда в дальнейшем возвращались каждый год. Пара купила там свой первый дом в 1973 году. [9] Свет и пейзаж сильно повлияли на творчество Мардена (см., например, пять картин Grove Group , 1972–1980; «Сувенир де Греция» работы на бумаге , 1974–1996). Выполненный маслом на фрагментах мрамора, он выполнил в общей сложности 31 картину на мраморе на Идре. [10]
Ранние монохроматические картины Мардена существуют в виде отдельных панелей, диптихов и триптихов. В каждой из четырех картин «Красный, желтый, синий » (1974) художник нарисовал плиты плотного, но нюансированного цвета на трех соединенных между собой холстах, используя масляную краску, смешанную на месте с расплавленным пчелиным воском и скипидаром и нанесенную ножом и шпателем . [11] Он постепенно увеличивал количество панелей, располагая их в конфигурации стоек и перемычек. [8]

В 1977 году Брайсу Мардену было поручено (после приглашенного художественного конкурса с участием художников Сэмюэля Бури, Йозефа Бойса, Альфреда Йенсена, Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна, Пенка, Роберта Раймана, Антони Тапиеса и Джима Террелла) спроектировать окна, выходящие на апсиду церкви. Базельский собор — проект, над которым он постоянно работал с 1978 по 1985 год. [12] Частично под влиянием часовни Ротко в Хьюстоне, штат Техас , которую художник посетил в 1972 году, Марден писал с целью создать возвышенную духовную среду посредством абстракции.
Занимая пространство над алтарем, эти окна будут занимать центральное место в ритуальной деятельности пространства, и следующие семь лет художник провел, оттачивая свою концепцию, чтобы учесть духовный вес контекста инсталляции, кульминацией которого стала ограниченная группа картин «Оконный этюд». . Подготовив эскизы витражей для Базельского собора, он увлекся выражением в своих картинах условий цвета и света в архитектуре.Базельская комиссия увидела, что художник отошел от сдержанных энкаустических монохромов, которые доминировали в его творчестве в 1960-х и 1970-х годах, и обратился к новой, яркой палитре и набору линейных композиционных приемов.Частично под влиянием его растущего интереса к алхимии, он решил работать с комбинациями цветов, ограниченными тремя (Троица) для линейных компонентов и четырьмя (элементы - земля, воздух, огонь, вода) для монохромных панелей. [13] Хотя окна никогда не были изготовлены физически, картины Мардена для Базельского собора остаются шедеврами его творчества из-за их концептуальных целей. [14]
В 1977 году Марден отправился в Рим и Помпеи , где укрепил свой интерес к римскому и греческому искусству и архитектуре, что повлияло на его творчество конца 1970-х - начала 1980-х годов. [6] В период с 1981 по 1987 год Марден написал в общей сложности 31 картину на мраморе, все они были созданы на острове Гидра. [15]
Более поздняя работа
[ редактировать ]В 1983 году Марден и его семья отправились в Таиланд , Шри-Ланку и Индию ; художник был очарован искусством, пейзажем и культурой некоторых частей Азии. Впоследствии Марден включил в свою работу многочисленные элементы некоторых азиатских традиций, сделав их одним из ключей к своему процессу (« Рисунки ракушек» , 1985–87). Посещение в 1984 году выставки « Мастера японской каллиграфии, 8-19 века» побудило Мардена использовать форму, что оказало преобладающее влияние на его недавние работы, что можно увидеть в его знаменитой серии «Холодная гора» , как картинах, так и работах на бумаге, 1989 г. -1991.Эти картины размером 9 на 12 футов, сочетающие в себе воздушные каллиграфические линии с белесым или бледно тонированным фоном, были самыми большими, созданными Марденом на тот момент. [8] Увлечение китайской каллиграфией и поэзией помогло спровоцировать изменение в его искусстве в сторону линий и жестов, работ, вдохновленных свободолюбивым китайским отшельником и поэтом восьмого века с таким же именем (en: Холодная гора - Хань Шань, на китайском языке). Поначалу линии на картинах и рисунках Мардена располагались аккуратными рядами, наподобие китайской письменности. Но линии стали более свободными и, следовательно, более напоминающими пейзажи и фигуры.Будучи минималистом, Марден интересовался сетками и узорами. Стремясь добавить свободы своей работе, не отказываясь при этом от порядка, он нашел вдохновляющей китайскую каллиграфию с ее системой рисования символов рядами. [16]
В 2000 году Марден приступил к работе над «Благоприятным садом плоскостных изображений», две самые длинные из которых имеют длину 24 фута. [17] В статье для The New Yorker в 2006 году критик Питер Шелдал описал Мардена как «самого глубокого художника-абстракциониста за последние четыре десятилетия». [18]
Выставки
[ редактировать ]Марден участвовал в сотнях групповых выставок, а его работы также были предметом многочисленных персональных выставок и ретроспектив. Его первая персональная выставка в Нью-Йорке состоялась в галерее Bykert в 1966 году. В 1972 году его работы были представлены на выставке Documenta 5 в Касселе , Германия. [19] Его первой музейной выставкой была ретроспектива 1975 года в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1991 году Марден был участником серии Connections Музея изящных искусств в Бостоне , для которой художник сопоставил около трех десятков своих абстрактных холстов и работ на бумаге и мраморе с работами из постоянной коллекции таких художников, как Эдуард Мане. , Поль Гоген , Гойя , Джеймс Энсор и Франсиско де Сурбаран . [20] Осенью 2006 года Нью-Йоркский музей современного искусства , Нью-Йорк, представил «Брайс Марден: ретроспектива картин и рисунков». МоМА назвал выставку «беспрецедентным собранием работ [Мардена] с более чем пятьюдесятью картинами и таким же количеством рисунков, организованных в хронологическом порядке и взятых из всех этапов карьеры художника». [21] В начале 2007 года выставка побывала в Музее современного искусства Сан-Франциско в берлинском Hamburger Bahnhof, Museum für Gegenwart и, наконец , летом того же года . Первоначально Марден не был в восторге от этой идеи. Работы были разделены на два периода: с середины шестидесятых до середины восьмидесятых, а затем с середины восьмидесятых до наших дней. Однако в конечном итоге это позволило художнику переоценить свои предыдущие работы и сосредоточиться на будущих работах. [22]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1960 году Брайс Марден женился на Полине Баэз (сестре Джоан ), и вместе у них родился сын Николас. [23] [5] Брак с Полиной распался через несколько лет, и в 1968 году он снова женился на художнице Хелен Марден . У него и Хелен Марден две дочери, Мирабель и Мелия. [24] [25] Сын Брайса Мардена, Ник Марден, — басист , участвовавший на панк-сцене Нью-Йорка с конца 1970-х годов, играя в таких группах, как Stimulators и False Prophets . [4] Дочь Марденов, Мирабель Марден, была владелицей Rivington Arms художественной галереи в Нью-Йорке. Она также фотограф. [26] Мелия Марден — шеф-повар нью-йоркской ресторанной группы The Smile. [27]
С 1987 по 2000 год студия Мардена располагалась на Бауэри . [9] На момент смерти у художника была студия на Манхэттене на 10-м этаже. [5] дуплекс пентхауса на Вест-стрит площадью около 5000 квадратных футов и одним двухэтажным окном, выходящим на реку Гудзон . Мардены купили поместье в Тиволи, штат Нью-Йорк , под названием Роуз-Хилл, в 2002 году. В его центре находится величественный главный дом 1843 года на скале с видом на реку Гудзон. [9] Студия была вырезана из старого каретного сарая и преобразована в большое, наполненное светом пространство с западной и северной экспозициями. В Rainbow Farms, летней резиденции семьи площадью 400 акров в Иглс-Мере, штат Пенсильвания , с 1991 года старый сарай был преобразован в третье рабочее место почти без естественного света. На Гидре Марден и его жена обменяли дома (как и в других местах), переехав в нынешний дом в 1989 году. [9] В 2006 году пара купила пятую недвижимость Golden Rock Inn на карибском острове Невис . и планирует построить там еще одну студию [28]
Смерть
[ редактировать ]Брайс Марден умер в своем доме в Тиволи, штат Нью-Йорк, 9 августа 2023 года в возрасте 84 лет. [29]
Почести
[ редактировать ]В 1988 году Марден стал членом Американской академии искусств и литературы . В 2000 году Университет Брауна присвоил художнику почетную степень доктора изящных искусств. [30]
Арт-рынок
[ редактировать ]Марден был представлен галереей Гагосяна С 2017 года . Ранее он работал с галереей Мэтью Маркса более двадцати лет. [31]
Одна из картин Мардена была продана на аукционе Christie's в мае 2006 года почти за 3 миллиона долларов. [32] Мардена «Холодная гора I» (Путь) (1988–89) сумела почти удвоить его аукционный рекорд с мая 2008 года, когда она была продана на Sotheby's за 9 602 500 долларов при эстимейте 10–15 миллионов долларов. [ нужна ссылка ] В 2013 году Стивен А. Коэн продал картину «Присутствующие» (1996–99) за 10,9 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. [33] 10 июля 2020 года абстрактная картина Брайса Мардена Комплементса (2004–2007) была продана на аукционе Christie's за 30 920 000 долларов. [34] В результате Марден установил новый аукционный рекорд, почти утроив предыдущий рекорд художника в 10,9 миллиона долларов, которые он заплатил за полосатое полотно под номером 2 на Sotheby's в ноябре 2019 года. [35] Аукционные цены на Мардена сейчас почти так же высоки, как и у такого старого мастера, как Рембрандт , чей текущий аукционный рекорд составляет 33,2 миллиона долларов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гринбергер, Алекс (10 августа 2023 г.). «Брис Марден, художник, изменивший определение абстракции, умер в возрасте 84 лет» . ARTnews.com . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Джеффри Т. Хеллман (9 мая 1942 г.). «Абстрактный король». Жизнь . стр. 11–12.
- ^ Гаррелс, Гэри (2006). Изображение с самолета: ретроспектива Брайса Мардена . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 106. ИСБН 087070446X .
- ^ Jump up to: а б «Звезда абстрактного искусства Гидры и Брайса Мардена в новом помещении Гагосяна в Афинах» . Афинский инсайдер. 23 сентября 2020 г. Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Барбара Айзенберг (15 октября 2006 г.). Для Мардена видеть — значит создавать Los Angeles Times .
- ^ Jump up to: а б Брайс Марден. Архивировано 15 января 2012 года в Wayback Machine музее Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- ^ «Онлайн-архив МОМА» . сайт moma.org . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Роберта Смит (20 октября 1991 г.), Брайс Марден движется вперед, поворачивая назад The New York Times .
- ^ Jump up to: а б с д Тед Лоос (29 октября 2006 г.), Тонкое чувство места, The New York Times .
- ^ Брайс Марден: Картины на мраморе, 8 мая — 27 июня 2004 г. Галерея Мэтью Маркса , Нью-Йорк.
- ^ Брайс Марден: Красный Желтый Синий, 17 января — 23 февраля 2013 г. Галерея Гагосяна , Нью-Йорк.
- ^ Рей, Карин (31 мая 2019 г.). «Красочный, достойный» . Basler Zeitung (на немецком языке) . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Бренда Ричардсон, «Даже камень знает тебя», в Exh. Кат., Нью-Йорк, Музей современного искусства, Изображение с самолета: Ретроспектива Брайса Мардена, 2006, стр. 82
- ^ «Шеврон» . Sothebys.com . Проверено 10 августа 2023 г.
- ↑ Картины на мраморе, 8 мая — 27 июня 2004 г. Архивировано 26 июля 2011 г. в галерее Wayback Machine Мэтью Маркса, Нью-Йорк.
- ^ Майкл Киммельман (24 июня 1994 г.), https://www.nytimes.com/1994/06/24/arts/at-the-met-with-brice-marden-a-tour-that-moves-from- calligraphy-to-pollock.html The New York Times .
- ↑ Брайс Марден: гравюры, 1983–1998, 14 ноября 2010 г. — 6 февраля 2011 г. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine Данфорта. Художественном музее
- ^ Шельдал, Питер (6 ноября 2016 г.). «Истинные цвета» . Житель Нью-Йорка . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ↑ Брайс Марден . Архивировано 15 января 2012 года в коллекции Wayback Machine Guggenheim.
- ↑ Майкл Киммельман (14 апреля 1991 г.), Брайс Марден раскрывает свои связи The New York Times .
- ^ «Брайс Марден: Ретроспектива» . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Роберт Эйерс (31 октября 2006 г.), «Сопротивляющийся Брайс Марден соглашается на большую ретроспективу» , BLOUINARTINFO , получено 16 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Спенс, Рэйчел (18 мая 2012 г.). «Живопись, способная лечить болезни» . Файнэншл Таймс . Проверено 24 апреля 2017 г. .
- ^ «Больше любви: семейный отдых Мирабель Марден в Греции» . Лонни . Проверено 24 апреля 2017 г. .
- ^ «Жена художника: Да, я дала пощечину любовнице моего мужа в баре Pitti. Что?» . Журнал New Yorker, Daily Intelligencer . Проверено 24 апреля 2017 г. .
- ^ Сокол, Бретт (17 декабря 2006 г.), «Семья Марден». The New York Observer , [1] .
- ^ Колман, Дэвид (10 октября 2012 г.). «Кормить художников, а не становиться ими» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Пол О'Доннелл (10 января 2012 г.), отеля Хелен и Брайса Марден Карибский дизайн сада .
- ^ Гринбергер, Алекс (10 августа 2023 г.). «Брис Марден, художник, изменивший определение абстракции, умер в возрасте 84 лет» . АРТНьюс . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ «Начало 2000 года» . Университет Брауна . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ↑ Робин Погребин (12 января 2017 г.), Брайс Марден присоединяется к галерее Гагосяна The New York Times .
- ^ Джейкоб Хейл Рассел (28 октября 2006 г.), Брайс Марден о том, как стать художником и смотреть на абстрактные картины , The Wall Street Journal .
- ^ Питер Латтман и Кэрол Фогель (14 ноября 2013 г.), Вырисовываются спекуляции по поводу продажи произведений искусства Коэна на аукционе The New York Times .
- ↑ Скотт Рейберн (10 июля 2020 г.), Новая техника аукциона Christie's: глобальный молоток, The New York Times .
- ^ «(#9) Брайс Марден, номер два» . Sothebys.com . Проверено 10 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Брайса Мардена на Sotheby's
- Биография Брайса Мардена на Christie's
- Брайс Марден в галерее Гагосяна
- Биография и изображения на сайте Гуггенхайма.
- Холодная гора Брайса Мардена в Диа-центре
- Биография Брайса Мардена в Crown Point Press
- Питер Шелдал о Брайсе Мардене в МоМА, 6 ноября 2006 г.
- Этюд Брайса Мардена для собора в Базеле
- Брайс Марден на IMDb
- Брайса Мардена Дискография на Discogs
- 1938 рождений
- 2023 смерти
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Американские художники 20-го века
- Американские граверы 20-го века
- Американские художники XXI века
- Американские художники-абстракционисты
- Американские художники-мужчины
- Художники-минималисты
- Выпускники колледжа изящных искусств Бостонского университета
- Выпускники Йельского университета
- Выпускники Йельской школы искусств
- Люди из поместья Брайарклифф, Нью-Йорк.
- Члены Американской академии искусств и литературы