Jump to content

Ливий Андроник

(Перенаправлено с Луция Ливия Андроника )
Луций Ливий Андроник
Деталь поэта, дающего указания с театральной сцены. Римская мозаика из таблинума «Каза дель Поэта Трагико» (VI 8, 3–5) в Помпеях. Неапольский национальный археологический музей.
Деталь поэта, дающего указания с театральной сцены. Римская мозаика из таблинума Casa del Poeta трагического (VI 8, 3–5) в Помпеях . Неапольский национальный археологический музей .
Рожденный в. 284 г. до н.э.
Тарент
Умер в. 204 г. до н.э. (около 79 лет)
Рим
Занятие Писатель; драматург; поэт
Язык Латынь , Греческий
Известные работы Латинский перевод Одиссеи
Древний театр в Сиракузах, Сицилия, первоначально греческий.

Луций Ливий Андроник ( / ˈ l ɪ v i ə s / ; греческий : Люкиос Ливиос Андроникос ; ок. 284 – ок. 204 до н.э. ) [1] [2] был греко-римским драматургом и эпическим поэтом древнелатинского периода во времена Римской республики . Он начал как педагог на службе у знатной семьи, производя латинские переводы греческих произведений, в том числе Гомера » «Одиссеи . [3] Переводы изначально задумывались как образовательное средство для школы, которую он основал. Он также писал пьесы для сцены — как трагедии , так и комедии , — которые считаются первыми драматическими произведениями, написанными на латинском языке. Его комедии были основаны на греческой новой комедии и изображали персонажей в греческих костюмах. Таким образом, римляне называли этот новый жанр термином comoedia palliata или fabula palliata, что означает «замаскированная комедия», причем паллиум представлял собой плащ в греческом стиле. [4] Римский биограф Светоний позже ввел термин «полугрек» Ливия и Энния (имея в виду их жанр, а не этническое происхождение). [5] Этому жанру подражали более поздние поколения драматургов, и, соответственно, Андроник считается отцом римской драмы и латинской литературы в целом; то есть он был первым литератором, писавшим на латыни. [6] Варрон , Цицерон и Гораций , все литераторы последующего периода классической латыни , считали Ливия Андроника создателем латинской литературы . Он самый ранний римский поэт, имя которого известно. [7]

Биография

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Он родился в Таренте , Великая Греция . Ливий изначально был высокообразованным греком , которого купили в рабство римские дворяне. [8]

В древних источниках Ливию Андронику либо дано это имя, либо его называют просто Ливием. Андроник — это латинизация греческого имени, которое носили ряд греческих исторических деятелей того периода. Обычно считается, что Андроник произошел от его греческого имени и что Ливий, имя, первоначально местное для Лациума , было гентилицием , фамилией его покровителя ( патронуса ) . Его карьера в Риме началась с рабства, и он стал вольноотпущенником ( libertus ) по милости своего хозяина, одного из рода Ливий . Преномен . Луций дан Авлом Геллием [9] и Кассиодор [10]

Даты Ливия основаны в основном на Цицероне. [11] [12] и Ливий. [13] Цицерон говорит: «Этот Ливий выставил свое первое представление в Риме в консульство М. Тудитана и Г. Клодия , сына Цека, за год до рождения Энния», то есть в 240 г. до н.э. Цицерон далее излагает точку зрения Ациуса о том, что Ливий был схвачен в Таренте в 209 году и написал пьесу в 197 году. Цицерон не согласен с этой точкой зрения на том основании, что это сделало бы Ливия моложе Плавта и Невия , хотя он был предположительно был первым, кто поставил пьесу. Ливий говорит: «Понтифики также постановили, чтобы три отряда девиц, каждый из которых состоял из девяти человек, должны были пройти через город и петь гимн. Этот гимн [ парфенион ] был сочинен поэтом Ливием». Это действие было предпринято, чтобы умилостивить богов после ряда злых предзнаменований во время консульства « Г. Клавдия Нерона в первый раз, М. Ливия во второй раз»; то есть в 207 году. Только даты 240 и 207 годов кажутся свободными от разногласий. [14]

У Иеронима есть некоторые дополнительные подробности, подтверждающие захват Тарента и порабощение. о 1829 году Авраама, втором году 148-й Олимпиады Его запись в его Хрониконе (186/185 до н.э.) , гласит:

Знаменитым трагедийным автором считается Тит Ливий, которому за заслуги своего таланта дарована свобода Ливием Салинатором, детей которого он воспитывал.

Выдающимся считается Тит Ливий, автор трагедий. Ему дал свободу Ливий Салинатор, детей которого он воспитывал, благодаря своему уму.

Иероним — единственный автор, назвавший его Титом. Этот отрывок неоднозначен в отношении событий, действительно происходящих на Олимпиаде 148; Андронику могли дать свободу или просто оказать честь, поскольку он был освобожден давным-давно. Ливиус Салинатор мог быть Гаем Ливиусом Салинатором , его отцом Марком Ливиусом Салинатором или его дедом Марком. Если Иероним имеет в виду, что освобождение произошло в 186 году, то он, похоже, следует точке зрения Ациуса, которая могла быть представлена ​​в недостающих частях « Поэтиды » Светония и прочитана Иеронимом. [15] Этот отрывок ни о чем не говорит. Однако смешанное имя Ливия и его связь с Салинатором позволяют предположить, что он был схвачен при первом падении Тарента в 272 году, продан первому Марку Ливию Салинатору, стал наставником второго и был освобожден для независимой карьеры, когда была поставлена ​​задача. был полным.

Работает

[ редактировать ]

Ливий сделал перевод « Одиссеи » под названием « Одусия» на латынь для своих занятий сатурнианской поэзией. Все, что сохранилось, — это части 46 разрозненных строк из 17 книг греческого 24-книжного эпоса. Некоторые строки он переводит буквально, другие более свободно. [7] Его перевод «Одиссеи » имел большое историческое значение. Перевод Ливия сделал этот фундаментальный греческий текст доступным для римлян и способствовал развитию литературной культуры на латыни. Этот проект стал одним из первых примеров перевода как художественного процесса; произведением нужно было наслаждаться отдельно, и Ливий стремился сохранить художественное качество оригинала. Поскольку до него в Италии не было традиции эпоса. [ сомнительно обсудить ] , Ливиус, должно быть, столкнулся с огромными проблемами. Например, он использовал архаичные формы, чтобы сделать свой язык более торжественным и насыщенным. Его нововведения сыграли важную роль в истории латинской поэзии. [14]

Из имеющихся у нас фрагментов видно, что у Ливия было желание сохранить верность оригиналу и внести ясность, но при этом пришлось изменить непереводимые фразы и идеи. Например, фраза «равный богам», которая была бы неприемлема для римлян, была заменена на « summus adprimus », «величайший и первоклассный». [ нужна ссылка ] Кроме того, ранняя римская поэзия использовала пафос, выразительную силу и драматическое напряжение, поэтому Ливий интерпретирует Гомера с учетом этих идей. [16] В целом Ливий не вносил произвольных изменений в текст; скорее, он пытался остаться верным Гомеру и латинскому языку. [17]

Римская фреска театральной сцены

Первая пьеса Ливия, по словам Цицерона, была поставлена ​​в 240 году. Ливий сообщает нам, что Ливий был первым, кто создал сюжетную пьесу. Одна история гласит, что, напрягая голос, Ливий, который также был актером, первым предоставил пение певцам и ограничил актеров диалогом.

Его драматические произведения написаны сенариевым ямбом и семеричным хореем . Они включали как лирические отрывки ( cantica ), так и диалоги ( diverbia ). В его драматических произведениях был большой элемент соло главного актера, часто самого себя. Неизвестно, был ли у него хор. Эти драматические произведения Ливия Андроника соответствовали греческим требованиям драматургии и, вероятно, имели греческие образцы, а фрагментов, цитируемых у других авторов, у нас не более 60.

Названия его известных трагедий : «Ахиллес» , «Эгист» , «Аякс Мастигофор» ( «Аякс с кнутом» ), «Андромеда» , «Антиопа » , «Даная» , «Троянский конь» , «Гермиона » и «Терей» .

два названия его комедий Достоверно известны : «Гладиолус» и «Людиус» , хотя третье, «Дева» , вероятно, испорчено. Все они были составлены по образцу греческой «Новой комедии» , адаптируя греческие истории. Римляне называли такого рода экранизацию комедии Ливия и его непосредственных преемников fabulae palliatae , или comoedia palliata , по названию паллиума , или короткого плаща, который носили актеры. [18] Андроника Из паллиаты мы имеем 6 фрагментов по 1 стиху каждый и 1 заголовок «Гладиолус » ( «Маленькая сабля» ).

По словам Ливия, [13] Ливий также сочинил гимн для хора из 27 девушек в честь Юноны, который должен был быть исполнен публично в рамках религиозных церемоний в 207 году. Благодаря успеху этого гимна Ливий получил общественные почести, когда его профессиональная организация, Collegium scribarum histrionumque, была установлена ​​в храме Минервы на Авентине . Здесь собирались актеры и писатели и преподносили подарки.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Луций Ливий Андроник" . энциклопедия Британская
  2. ^ Уормингтон, Э.Г. (1961). Остатки старой латыни, Vol. II . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. xiii.
  3. ^ Брокетт и Хильди (2003, 47).
  4. ^ «Фабула паллиата» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 17 октября 2009 г.
  5. ^ Монро, Пол (1902). «Отрывки из жизни выдающихся грамматистов Светония». Справочник по истории образования греческого и римского периода . Нью-Йорк, Лондон: Macmillan Co., стр. 349–350. ... ибо первых ученых, которые были и поэтами, и ораторами, можно считать наполовину греками: я говорю о Ливии и Эннии , которые, как известно, преподавали оба языка как в Риме, так и в других странах.
  6. ^ Ливингстон (2004, xi).
  7. ^ Jump up to: а б Роуз (1954, 21).
  8. ^ Хант, Питер (29 ноября 2017 г.). Древнегреческое и римское рабство . Джон Уайли и сыновья. п. 94. ИСБН  978-1-4051-8805-0 .
  9. ^ Авл Геллий (1961). «Книга 18, глава 9». Чердачные ночи . Кембридж, издательство Гарвардского университета, 1960–61 [т. 1, 1961]. Ибо в библиотеке Патр я нашел рукопись Ливия Андроника...
  10. ^ Ливингстон (2004, xii).
  11. ^ Брут 18.72–74.
  12. ^ Цицерон, Марк Туллий . «Раздел 50». Де Сенектут . Сам я [ Катон Старший ] видел Ливия Андроника, когда он был стариком, который хотя и поставил пьесу в консульство Чентона и Тудитана [240 г. до н. э.], за шесть лет до моего рождения, но продолжал жить, пока я не был молодой человек.
  13. ^ Jump up to: а б 27.37.7
  14. ^ Jump up to: а б Конте (1994, 40).
  15. ^ Ливингстон, Айви Дж. (2004). Лингвистический комментарий к Ливию Андронику . Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francos Group. п. xii.
  16. ^ Конте (1994, 41).
  17. ^ Альбрехта (1997, 115)
  18. ^ Эшмор (1908, 14)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альбрехт, Михаэль фон. (1997). История римской литературы: от Ливия Андроника до Боэция. Особое внимание уделяется его влиянию на мировую литературу . 2 тома. Отредактировано Гаретом Л. Шмелингом и Михаэлем фон Альбрехтом. Приложение «Мнемозина» 165. Лейден: Brill.
  • Бойл, AJ, изд. (1993). Римский эпос . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Брокетт, Оскар Г.; Хильди, Франклин Дж. (2003). История театра (Девятое Международное изд.). Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN  978-0205410507 .
  • Бюхнер, Карл. (1979). «Ливий Андроник и первый художественный перевод европейской культуры». Символы Ослоенсес 54: 37–70.
  • Конте, Джан Бьяджо (1994). Латинская литература: история . Перевод Солодоу, Джозефа Б. Балтимора: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  • Эразм, Г. (1979). «Сатурнианец и Ливий Андроник». Глотта , 57(1/2), 125–149.
  • Фаррелл, Джозеф. (2005). «Происхождение и сущность римского эпоса». В спутнике древнего эпоса . Под редакцией Джона Майлза Фоли, 417–428. Блэквеллские спутники древнего мира, литературы и культуры. Молден: Блэквелл.
  • Фэнтем, Элейн. (1989). «Рост литературы и критики в Риме». В Кембриджской истории литературной критики . Том. 1. Классическая критика. Под редакцией Джорджа А. Кеннеди, 220–244. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Хорсфолл, Н. (1976). «Коллегиум Поэтарум». Вестник Института классических исследований , (23), 79–95.
  • Кернс, Дж. (1990). «Семноты и диалектный блеск в Одусии Ливия Андроника». Американский журнал филологии , 111 (1), 40–52.
  • Роуз, HJ (1954). Справочник по латинской литературе с древнейших времен до смерти святого Августина . Лондон: Метуэн.
  • Шаррино, Э. (2006). «Представление эпоса в Риме: культурные кражи и социальные соревнования». Аретуза 39 (3), 449–469. Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  • Шитс, Джорджия (1981). «Глосс диалекта, эллинистическая поэтика и Ливий Андроник». Американский журнал филологии, 102 (1), 58–78.
  • Васцинк, Дж. (1960). «Традиции и личные достижения в ранней латинской литературе». Мнемозина , 13(1), четвёртая серия, 16–33.
  • Райт, Джон. (1974). Танцы в цепях: стилистическое единство паллиатной комедии. Документы и монографии Американской академии в Риме 25. Рим: Американская академия в Риме.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2057ad3d7590c7166849707d33b2c85a__1721854560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/5a/2057ad3d7590c7166849707d33b2c85a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Livius Andronicus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)