Единородная дочь
![]() Обложка первого издания (твердый переплет) | |
Автор | Джеймс К. Морроу |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Фантастика |
Издатель | Уильям Морроу и компания |
Дата публикации | 1990 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 312 |
ISBN | 0-688-05284-3 |
ОКЛК | 20294258 |
813/.54 20 | |
Класс ЛК | ПС3563.О876 О55 1990 г. |
«Единородная дочь» — фантастический роман американского писателя Джеймса К. Морроу , вышедший в 1990 году и ставший основой для его более поздней трилогии «Божество» . Книга разделила премию World Fantasy Award 1991 года с Эллен Кушнер романом «Томас-Раймер» . [ 1 ] Он также был номинирован на премию «Небьюла» за лучший роман в 1990 году. [ 2 ] а также премии Locus и John W. Campbell Memorial Awards в 1991 году. [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]История о Джули Кац, новом Мессии , дочери Бога, которая была зачата спонтанно из банка спермы , пожертвованного ее отцом Мюрреем Кацем, посредством «обратного партеногенеза ». Джули борется со своими мессианскими способностями, играми разума сатаны , преследованием фундаменталистов и молчанием своей матери, Бога.
Этот роман представляет собой контр- теодицею, Морроу подобную трилогии «Божество» . Кроме того, на протяжении всей книги «Единородная дочь» называет Бога женщиной.
Обратный партеногенез — это объяснение сбитого с толку ученого существования совершенно неожиданной яйцеклетки в последнем донорстве банка спермы Мюррея Каца: неожиданного, потому что, как признает сам Мюррей, он не знает многих женщин. (Однако яйцеклетка, по-видимому, получила необходимое непорочное зачатие .) Мюррей — еврейский отшельник, которому около пятидесяти лет, живущий один на маяке в Атлантик-Сити и пишущий книгу о человеческой природе, основанную на доказательствах, полученных во время работы в местном Фотомат. Его ближайшая подруга - лесбиянка Джорджина Спаркс, приемная мать Джули.
Результатом всех этих отклонений стала Джули Кац, сводная сестра Иисуса . Хорошо обученная правильному использованию своих мессианских способностей (она может дышать под водой, возвращать жизнь мертвым животным и разговаривать с говорящей губкой по имени Аманда) своим единственным видимым родителем (по крайней мере, так же хорошо, как Мюррей может это сделать), Джули достигает взрослая жизнь и исследует жизнь, смерть, ад и вселенную на восточном побережье современных Соединенных Штатов .
Ей десять лет, когда она встречает «старого друга своей матери», мистера Виверна; Последующий сюжет основан на вмешательстве семьи, веселье в заливе Абсекон , направляющем призрачном глазе врага, пасторе Билли Милке, его овцах -фундаменталистах , бродящих по Атлантик-Сити с кувшинами с молоком, и проблемах, создаваемых ее дополнительными дарами. Общая история книги — это история сатирической теодицеи , в которой задаются вопросы, почему люди страдают от зла и боли, и исследуется изобретательность, с которой мы боремся с этими условиями.
В конце концов Джули обнаруживает, что Аманда, говорящая Губка, скорее всего, является Богом и ее духовной (если не физиологической) матерью. Аманда глубоко заботится о планете, но живет на расстоянии от нее и (поскольку она всего лишь губка) не способна влиять на мир, кроме случайных чудес.
Критический ответ
[ редактировать ]Исследователь фэнтези Михаэль-Анн Рубенстьен пишет:
Морроу считает сатиру «смертельно серьезным делом», используемым «для привлечения внимания читателя». [ 3 ] Его юмор создает тонкую прослойку между читателем и тревожащими вопросами. Например, его героиня Джули задается вопросом, что это за божество: «Божество любви или гнева? Любовь была прекрасна, но с гневом можно было делать спецэффекты ». Морроу использует «Единородную дочь», чтобы предположить, что многие верующие ищут в религии «особых эффектов». [ 4 ]
Рубенстьен добавляет:
Он драматизирует дихотомию между рациональным и иррациональным. Божественная она или нет, Джули верит в неопределенность жизни и чудо науки. Однако, когда она совершает чудо, ее последователи создают религию, основанную на ее колонках с советами ... Морроу считает это увлечение чудесами и потребность в «спецэффектах» иррациональными. Задача состоит в том, чтобы смотреть на мир рационально, ценя мир за те чудеса, которые он таит, не полагаясь на мистицизм. ... Сложный роман «Единородная дочь» поднимает вопросы о религии, интеллекте, убеждениях и отношениях в потрясающе оригинальной и занимательной форме. [ 4 ]
Джо Уолтон назвал его «блестящим», отметив, что он «достоин номинации Хьюго ». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лауреаты и номинанты премии 1991 года» . Миры без конца . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1990 года» . Миры без конца . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Геверс, Ник (ноябрь 2000 г.). «Разговор с Джеймсом Морроу» . Сайт СФ . Проверено 26 декабря 2012 г.
Но сатирик не очень заинтересован в удовольствии, тем более в удовольствии как таковом. Сатира – это смертельно серьезное дело. Это смешно только по умолчанию. Мы, сатирики, используем юмор прежде всего для того, чтобы привлечь внимание читателя.
- ^ Jump up to: а б Рубенстьен, Михаэль-Анн (2002). «Единородная дочь». В Фионе Келлеган (ред.). Классика научной фантастики и фэнтези, Том 2 . Пасадена, Калифорния: Салем Пресс. п. 405. Архивировано из оригинала 03 января 2014 г.
- ^ Возвращение к Хьюго: номинанты Хьюго 1991 года на TOR.com ; Уолтон Джо ; опубликовано 10 июля 2011 г.; получено 4 сентября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Единородная дочь в Worlds Without End