Jump to content

Абдулла Тукай

(Перенаправлено с Тукая )

Абдулла Тукай
Габдулла Тукай
Портрет, 1908 год.
Портрет, 1908 год.
Рожденный ( 1886-04-26 ) 26 апреля 1886 г.
Кушлавич , Казанская губерния , Российская империя.
Умер 15 апреля 1913 г. ( 1913-04-15 ) (26 лет)
Казань , Российская Империя.
Псевдоним Шуреле
Занятие поэт, публицист
Национальность Русский
Жанр Романтизм , реализм
Известные работы Туган тел (Родной язык)
Подпись

Шабдулла Мёксямметгариф ули Тукай [1] тт (26 апреля [ OS 14 апреля] 1886 - 15 апреля [ OS 2 апреля] 1913) был волжским татарским поэтом, критиком, издателем и выдающимся деятелем татарской литературы . Тукая часто называют основоположником современной татарской литературы и современного татарского литературного языка, пришедшего на смену старотатарскому . [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Шабдулла Тукай (Тукаев) родился в семье потомственного деревенского муллы Кушлавича , Россия) недалеко от Казанской губернии ( Российской империи нынешний Татарстан современного города Арск . Его отец, Мöxəmmətğarif Möxəmmətğalim ulı Tuqaev, был сельским мандатным муллой с 1864 года. В 1885 году его жена умерла, оставив ему сына и дочь, и Möxəmmətğarif женился на второй жене, Məmdüdə, дочери деревенского муллы Очиле Зиннетуллы. бəшир улы. 29 августа О. С. Мёкшммəтгариф скончался, когда Шабдулле было пять месяцев. Вскоре умер и дедушка Шабдуллы, и Мамдуду пришлось вернуться к отцу, а затем выйти замуж за муллу села Сасна. Маленький Шабдулла некоторое время жил со старухой в родном селе, прежде чем его новый отчим согласился принять Тукая в свою семью. Относительно счастливое детство Тукая продлилось недолго: 18 января 1890 года умерла и мать Шабдуллы Мамдуду, и Тукая отдали его бедному дедушке Зиннетулле. Не имея еды даже для собственных детей, дедушка отправил Шабдуллу с кучером в Казань. Там кучер отвез Тукая на рынок Печен-Базар, надеясь найти кого-нибудь, желающего усыновить ребенка. Кожевник по имени Möxəmmətwəli и его жена Газизе из района Янья-Бистə Казань решила о нем позаботиться. Живя в Казани , Тугай заболел судаком . В 1892 году, когда оба приемных родителя Шабдуллы заболели, им пришлось отправить его обратно к деду. На этот раз дедушка Шабдуллы отправил ребенка на дальнейшее усыновление в село Кырлай , где Шабдулла остался с семьей крестьянина Сагди. отправили в местное медресе Во время пребывания в этой семье Шабдуллу впервые в жизни (религиозную школу), где, по его собственным словам, началось его просветление.

Осенью 1895 года Османовы, татарские купцы, жившие в Уральске , решили усыновить своих дальних родственников, поскольку их собственные дети умерли. Галисгар Османов и его жена Газизе, тётя Абдуллы, попросили крестьянина из Кушлавича привести им Абдуллу. Крестьянин забрал десятилетнего Тукая у Сыгди, угрожая ему российскими бумагами и сельским урядником. Живя в Уральске, Шабдулла посещал медресе Мотыгия . Одновременно, в 1896 году, он начал посещать русскую школу. Там он впервые в жизни познакомился с миром русской литературы и начал писать стихи. В 1899 году в Уральске широко отмечался юбилей Александра Пушкина , событие, которое пробудило интерес Тукая к русской поэзии, особенно к произведениям Пушкина.

Османов пытался заинтересовать Шабдуллу своим творчеством, но Тугай остался равнодушен к судьбе купца, предпочитая развивать свое образование. 30 июля 1900 года Шалисар Османов умер от «болезни желудка», поэтому Тукай переехал в само медресе, живя сначала в общей комнате, а два года спустя в худжре , отдельной келье. В медресе Тукай проявил себя прилежным учеником, выполнив за десять лет программу, рассчитанную на пятнадцать человек. Однако он продолжал жить в бедности.

К 1902 году 16-летний Шабдулла изменил свой характер. Он потерял интерес к изучению Корана и стал критиковать все, чему учили в медресе. Он не брил волосы, пил пиво и даже курил. В то же время он стал больше интересоваться поэзией. [3]

Литературная жизнь

[ редактировать ]
Мотыйги (слева) с молодым Тукаем, не позднее 1905 года.
Абдулла Тукай держит Моллу Насреддина в 1907 году.
Тугай, Амирхан и Голахматовы

Уральский период

[ редактировать ]

Начиная с медресе, Тукай интересовался фольклором и народной поэзией и просил шакирдов, приезжавших на разные работы по всему Идель-Уралу во время летних каникул, собирать местные песни, образцы бейета , то есть эпической поэмы и сказок. В самом медресе он познакомился с арабской, персидской и турецкой поэзией, а также с поэзией на старотатарском языке предыдущих веков. В 1900 году выпускник Мотыгия , татарский поэт Мирхыдэр Чулпани медресе посетил . Шабдулла встретил его, и Чулпани стал первым из ныне живущих поэтов, произведшим впечатление на Тукая. Чулпани писала в «возвышенном стиле», используя аруз , восточную поэтическую систему, и преимущественно на старотатарском языке , полном арабских, персидских и турецких слов и довольно далеком от самого татарского языка . В 1902–1903 годах он встретил турецкого поэта Абдулвели , скрывался там от преследований Абдул Хамида II . Таким образом, Тукай перенял восточную поэтическую традицию.

Молодой учитель, сын директора школы Камиль «Мотыйги» Тёкшфетуллин организовал обои Məğarif ( «Образование ») и рукописные журналы. Там были опубликованы первые оды Тукая, и его называли «первым поэтом медресе».

В 1904 году Мотиги основал собственную издательскую компанию, и Тукай стал там клерком. Эту работу он совмещал с обучением младших шакирдов в медресе. Он ввел новые методы , характерные для русской школы.

После Октябрьского манифеста 1905 года стало возможным издавать газеты на татарском языке, что ранее было строго запрещено. Однако у Мотыйги не было достаточно средств, чтобы открыть собственную газету, поэтому он купил русскоязычную газету « Уралец» с типографикой, чтобы печатать там еще и татарскую газету. Тукай стал наборщиком текста. Газета называлась «Фикер» ( «Мысль» ). Затем Мотыйги начал издавать журнал Əlğasrəlcadid ( «Новый век »). Тукай отправил туда свои первые стихи для публикации. В то же время он начал писать для газеты и начал участвовать в издании нескольких татарских журналов. Днем Тукай работал в типографии (он уже был корректором), но по ночам писал стихи, поэтому в каждом номере «Фикера» , «Нура» и «Əlğasrəlcadid» есть его сочинения. Более того, он писал для этих изданий статьи, романы и фельетоны, переводил Крылова для журнала басни . Известно также, что Тугай распространял социал-демократические листовки и переводил социал-демократические брошюры на татарский язык.

Несмотря на негативное отношение социал-демократов к Манифесту, Тукай в своих стихах восхищался Манифестом, веря в прогрессивные изменения татарского образа жизни. В этот период он делился своими взглядами с либералами, поскольку давняя традиция татарского просвещения не отличала национально-освободительное движение от классовой борьбы и отрицала классовую борьбу внутри татарской нации. Наиболее известными произведениями этого периода являются стихотворение Millətə ( «Нации ») и Bezneñ millət, ülgənme, əllə yoqlağan ğınamı? ( Наша нация умерла или просто спит? ) Статья. сатирического журнала «Уклар» ( «Стрелы С появлением в Уральске ») Тугай зарекомендовал себя как сатирик. Главной мишенью его насмешек было мусульманское духовенство, которое по-прежнему выступало против прогресса и европеизации. Что касается языка большинства его стихов, то он по-прежнему оставался старотатарским языком и продолжал восточные традиции, например, в Пушкине К Пушкину» ). Однако в некоторых из них, адресованных татарскому крестьянству, использовался чистый татарский язык, что было новым для татарской поэзии.

В январе 1906 года полиция провела обыск в типографии, так как в газете публиковались мятежные статьи. Первая Государственная дума была распущена, революция сошла на нет. Ультраправые русские националисты из « Черной сотни» предложили татарам эмигрировать в Османскую империю . В этот период были написаны его наиболее известные стихи, посвященные социальным темам и патриотизму: » « Государственная Дума , «Сорыкортларга» ( «Паразитам» ) и «Китмибез!». ( Мы не уходим! ). Тугай разочаровался в либерализме и симпатизировал социалистам, особенно Эсерам . В Китмибезе! он ответил черносотенцам , что татары — братский народ русских и иммиграция в Турцию невозможна.

6 января 1907 года Тукай покинул медресе, так как гонорар позволял ему жить самостоятельно, и поселился в номере гостиницы. Он стал фактическим редактором «Уклара» , будучи ведущим поэтом и публицистом всех периодических изданий Мотыйги. В то время либерал Фикер и сам Тукай находились в конфронтации с кадимистом, то есть ультраконсервативным Баян аль-Хаком , который даже призывал к погрому активистов либеральной прессы. Однако в том же году его неожиданно уволили в результате конфликта с Камилем Мотыги и подстрекательства типографских рабочих к забастовке с целью повышения зарплаты. 22 февраля 1907 года Мотыиги был лишен издательских прав, а его издательство было продано купцу, который снова привлек Тукая к работе, но лишь закрыл периодические издания.

В это время Тукай отошел от социал-демократов и политики в целом, предпочтя посвятить себя поэзии. С середины 1906 по осень 1907 было написано более 50 стихов, а также 40 статей и фельетонов. На этот раз он обратился к чистому татарину, говорящему на разговорном языке. Под впечатлением сказочной поэмы Пушкина «Руслан и Людмила » Тугай написал свое первое стихотворение « Шюрəле» .

Известно, что Мотыйги пытался основать в Уральске еще одну газету — «Янья Тормыш» ( «Новая жизнь »), одним из учредителей которой был Тукай, но в то время Шабдулла уже был настолько популярен в татарском обществе, что главные редакторы из Казани татарский культурная столица, предложил ему работу. Более того, Тукая должны были пройти обследование в военкомате в его родном уезде , а он все равно уехал из Уральска. Восхищение будущими тенденциями его жизни в Казани выражено в Парате « » , который впоследствии стал самым связанным с казанским татарским стихом. [3]

Ялт-Йолт Чехол
Абдулла Тукай в больнице, 1913 год.

Сразу после прибытия в Казань Тугай остановился в отеле «Болгар» и встретился с представителями татарской литературной интеллигенции, такими как драматург и «Йолдыз» секретарь газеты Галисгар Камал , а также выдающийся татарский поэт и «Тань йолдызы» главный редактор газеты Сажит Рамиев . Через несколько дней он уехал из Казани на проверку в военкомат, сборный пункт находился в селе Этна . Там он был исключен из-за слабого здоровья и судака и освобожден от службы в Российской Императорской Армии . Он вернулся в Казань и прославился своей литературной и издательской деятельностью.

Его приняли в редакцию демократически ориентированной газеты «Əl-İslax» , которую возглавляют Фатик Омирхан и Вафа Бахтиярев . Однако у газеты был небольшой бюджет. Тукай устроился экспедитором в издательство «Китап» , чтобы обеспечить гарантированную заработную плату. Более того, он отказался от предложения Əxbar , органа «Иттифак аль-Муслимин» политической партии близкой к кадетам , а также от других предложений богатых, но правых газет. Он также продолжал самообразование: читал русскую классику, критику, изучал немецкий язык. Ему было интересно изучать жизнь простых людей, посещая базары и кабаки.

В номере Тукая в гостинице «Болгар» часто бывали поклонники « золотой молодежи ». Как он писал, их пьянки мешали ему и его творчеству. Тем не менее в конце 1907–1908 годов он написал около шестидесяти стихов и двадцати статей в «Ыл-Ислакс» и сатирическом журнале «Яшен» ( «Освещение »), а также опубликовал два сборника стихов. Самой известной сатирой того периода была Peçən Bazarı yaxud Yaña Kisekbaş ( «Сенный базар или Новый Кишекбаш» ), высмеивающая проблемы татарского общества того периода, духовенства и купечества.

Что касается личной жизни Тукая, то о ней известно немного. Как обычно, он избегал женщин в своем кругу. Известно, что он был влюблен в свою 15-летнюю поклонницу Зытюнə Мавлюдову. Несколько стихов были посвящены Зəytünə и их чувствам, например, «Странная любовь» . Однако впоследствии у Тукая не сложились отношения, и возможной причиной стал комплекс неполноценности, связанный с его здоровьем и финансовым положением.

была опубликована статья, сравнивающая поэзию Тукая, Ремиева и Маджита Гафури В мае 1908 года в русскоязычном « Волжско-Камском вестнике» . Камаль основал сатирический журнал «Ешен» В августе 1908 года под давлением Тукая . Большинство опубликованных работ, конечно же, принадлежат Тукаю. В августе 1908 года Камаль и Тугай посещают Макарьевскую ярмарку , расположенную в Нижнем Новгороде . Там Тугай временно присоединился к первой татарской театральной труппе «Сыыер» , исполнявшей национальные песни и декламирующей свои стихи со сцены. 14 октября Шабдулла Тукай представил свою новую сатирическую поэму « Сенный базар, или Новый Кисекбаш» , основанную на классической древнетатарской поэме «Кисекбаш» . В своем стихотворении он высмеивал национализм среди татар, а также фанатиков секты Вяиси , связывая лидера секты Хайнана Вайсева с Дию , злым духом из Кисекбаша . [3]

Кризис 1909–1910 гг.

[ редактировать ]

В 1909–1910 годах все свободы, завоеванные революцией 1905 года, сошли на нет при Столыпина политике . В результате сочувствовавший левым Табдулла Тукай практически разочаровался в своей деятельности и впал в депрессию. Другая причина была в его друзьях, перешедших в правые газеты, таких как Камаль и Рамиев. Большинство его стихов были депрессивными, однако Тукай оставался продуктивным, он опубликовал около ста стихов, две поэмы-сказки, автобиографию и статью о татарском фольклоре ( Xalıq ədəbiəte , т.е. «Народная литература» ), написал тридцать фельетонов и напечатал двадцать книг. не только со своими стихами, но и составленными из народных песен.

В те годы Тукай стал убежденным левым, несмотря на то, что некоторое время оставался в буржуазной семье: Əl-Islax стал исключительно левой политической газетой, Тукай критиковал всех своих прежних друзей, обращавшихся к правым или либеральным газетам: Зарифа Башири из орембуржского Чукеча и Сəгит Рəмиев из Bəyänelxaq . Он назвал их марионетками буржуазии в ответ на их заклейменного русофила Тукая . В то же время охранка назвала его стихи русофобскими . Также Тукай сблизился с первым татарским марксистом Хосейеном Ямашевым .

В июне 1909 года Ёшен был закрыт из-за финансовых проблем, а также требований цензуры, как и Əl-Islax . Находясь на пике своего кризиса, он думает о самоубийстве, но с марта 1910 года новый сатирический журнал «Ял-Ёлт» ( «Молния в Казани под руководством Əxmət Урманчиева выходит »).

Интересуясь идеями и наследием Льва Толстого , Тугай остро переживал смерть русского гения. Указывая на высокую роль детского образования, он подготовил две книги для детей и два учебника татарской литературы. Всего он сочинил более пятидесяти стихов и семь поэм для детей. [3]

Уфа – Санкт-Петербург – Троицк

[ редактировать ]

В 1911 году кадимистские силы в союзе с охранкой разгромили Ий-Буби , самое прогрессивное татарское медресе. Этот факт вызвал возмущение всей татарской интеллигенции. Но это было только начало предвыборной кампании против татарской демократии, которая вновь стала трагедией Тукая. Однако, как известно из писем Тукая к своему другу Сəгит Сёнчəлəы , он решил написать татарского «Евгения Онегина» , но ему пришлось поправить здоровье. Он планировал поездку в южные регионы, чтобы пройти там кумысотерапию .

В апреле он покинул Казань и совершил плавание по Волге в Астрахань . Там он встретил Рамиева и помирился с ним. Через три недели он переехал в калмыцкое село Базары и остановился там у школьного учителя Шахита Гайфи. Поскольку Гайфи увлекался фотографией, они сняли серию открыток, посвященных стихам Тукая и татарскому театру. Вернувшись в Казань, он опубликовал свое знаменитое стихотворение для детей «Мийювбика» ( «Кошка» ). Там он применил новые поэтические методы, за что подвергся критике. Он также был заинтересован в публикации своих запрещенных стихов в газете российских мусульман, издававшейся в Париже, но позже отказался от этой идеи, так как газета пропагандировала панисламистские идеи.

случился голод Осенью 1911 года в Идель-Урале . «Осенний ветер» был посвящен голоду и тяжелой судьбе крестьянства. Тукай заболел малярией и, к сожалению, переехал в холодный номер гостиницы. Итак, он бросил все и переехал в Очиле , к своим родственникам. Там он провел зиму, сочиняя или переделывая свои стихи, иногда посылая в редакцию новые фельетоны. Возможно, еще одной причиной его отъезда стал суд над его книгой, опубликованной еще в 1907 году. Он вернулся в феврале 1912 года. В марте 1912 года его друг Ямашев умер от инфаркта , а Тукай посвятил чувственное стихотворение ( Xörmətle Xösəyen yədkâre , т.е. Светлая память Xösəyen ) первому татарскому марксисту.

В апреле Шабдулла Тукай снова отправился в турне. Сначала он прибыл в Уфу , где встретил Магита Гафури . Затем он покинул Уфу и переехал в Санкт-Петербург . Он остался с Мусой Бигиевым . В Санкт-Петербурге он встретился с молодежью местной татарской диаспоры, многие из которых были студентами и левыми активистами. Впечатление о них выражено в Татарская молодежь » ( татарский yəşläre полном оптимизма стихе « ). Однако он не знал, что у него последняя стадия туберкулеза: врач, обследовавший его в Санкт-Петербурге, предпочел сохранить диагноз. Ему посоветовали пройти курс обучения в Швейцарии, но он отказался и после прощания снова переехал в Уфу, а затем в Троицк . Там он жил до июля 1912 года среди казахских кочевников в степи, получая кумысотерапию . [3]

Свой последний год он начал полный оптимизма: усилились революционные тенденции, и в его стихах вновь появилась социальная тема. В «Ань» ( «Сознание» ) и «Дахигэ» ( «Гению» ) он писал, что его борьба, как и революция 1905 года, не была напрасной. Многие стихи были посвящены проблемам крестьянства, напоминая . поэзию Некрасова Все больше и больше стихов запрещалось; некоторые из них были опубликованы только после Октябрьской революции . Однако Тукай подвергся критике со стороны Халимджана Ибрагимова за то, что теперь его поэзия ухудшилась.

Летом 1912 года он опубликовал свою последнюю книгу « Душевная пища» , сборник из 43 стихов и одного стихотворения. Но затем его здоровье ухудшилось. Несмотря на это, он нашел в себе силы писать для нового литературного журнала «Ань» и демократической газеты «Кояс» ( «Солнце »), которую редактировал Фатик Омирхан . Поскольку Амирхан был парализован, они остановились в соседних номерах гостиницы «Амур», где располагалась редакция. В первые дни 1913 года он написал «Мороз» — остроумное стихотворение, изображающее, как ведут себя во время мороза казанцы разных сословий. Следующее заметное стихотворение было посвящено 300-летию династии Романовых . Стихотворение носило скорее панегирический характер , как и основанная на этом стихотворении вульгарно-социологическая критика начала 1920-х годов, провозгласившая Тукая панисламистом и царистом. Однако конец стиха написан не о царской династии, а об интернационализме внутри русских и вечной дружбе татар и русских.

26 февраля 1913 года Абдулла Тукай был госпитализирован из-за тяжелой формы туберкулеза. Даже в Клячкинской больнице он не переставал писать стихи для татарских газет и журналов. Эти стихи были одновременно социальными и философскими. В марте он написал свое литературное завещание « Первое дело после пробуждения» . В больнице Тугай снова заинтересовался наследием Толстого, посвятив ему два стиха. Он больше читал об истории Волжской Булгарии, а также обо всех казанских периодах.15 апреля того же года Абдулла Тукай скончался в возрасте 26 лет. [3] и похоронен на татарском кладбище. 55 ° 45'37 "N 49 ° 06'22" E  /  55,760223 ° N 49,106168 ° E  / 55,760223; 49.106168

Наследие

[ редактировать ]

Несмотря на отрицание гениальности Тукая в первые советские годы, он вскоре стал известен как величайший татарский поэт. Его имя распространилось по всему искусству: Татарский государственный симфонический оркестр имени Тукая посвящен . Во времена советской власти наиболее цитируемыми были его социальные стихи, а сейчас наиболее популярны стихи о природе Татарстана , татарской национальной культуре, музыке, истории и, конечно же, татарском языке . 26 апреля, в день его рождения, отмечается как День татарского языка , а его стихотворение «И, туган тел» ( «О, мой родной язык! ») является неофициальным гимном татарского языка.

В 2019 году международный аэропорт Казань был переименован в честь Абдуллы Тукая. [4]

Одно из самых известных произведений Алмаза Монасыпова «В ритмах Тукая» (1975) ( татарский : Тукай аханнаря , русский: В ритмах Тукая ) написано на стихи Тукая.

Минтимер Шаймиев , бывший президент Татарстана, так вспоминает Тукая: «Принимая А. Пушкина и М. Лермонтова в качестве своих учителей классиков высокой русской литературы , и используя свой поэтический язык, Тукаю удалось донести до татар вечные культурные ценности. которые объединяют и объединяют наши народы. За сто лет со дня публикации первых произведений Тукая его поэзия стала сокровищем не только татарской и русской, но и мировой культуры». [5]

Профессор Михаэль Фридрих: «Татарская литература была образцом и для других тюркских народов России. Даже поэтов Абая и Гафура Гулома боготворили, подразумевая ссылку на Тукая. Тюркские народы России воспринимали русскую и европейскую литературу через взаимодействие с татарами». [6]

Туган тел.

[ редактировать ]
Туган тел.
İ tuğan tel, i matur tel, ətkəm-ənkəmneñ tele!
Dönyada küp nersa beldem sin tuğan tel arqılı.
Прежде чем этот провод станет таким тонким,
Annarı tönnər buyı əbkəm xikəyat ələgən.
Я туган тел! Harwaqıtta yərdəmeñ berlən sineñ,
Моя радость и мои заботы принадлежат мне.
Я туган тел! Sinde bulğan iñ elek qyylğan dowam:
Yarlığağıl, дип, üzem həm ətkəm-ənkəmne, Ходам!»


«О, мой родной язык!» [7]

О, любимый родной язык
О, очаровательный родной язык!
Вы активировали мой поиск знаний
Из мира, с тех пор как я был молод
В детстве, когда я не спал
Мама пела мне колыбельные
И моя бабушка рассказывала мне истории
Всю ночь, чтобы закрыть глаза
О, мой язык! Ты всегда был
Моя поддержка в горе и радости
Понимал и ценил с любовью
С тех пор, как я был маленьким мальчиком
На своем языке я терпеливо учился
Чтобы выразить свою веру и сказать:
«О, Создатель! Благослови моих родителей
Забери, Аллах, мои грехи!»
Продолжительность: 41 секунда.
Туган тел (Булат Шейми, 2024).

Туган тел («Родной язык»), он же Туган тел, авторства Абдуллы Тукая, — культовая татарская поэма-песня. [8] [9]

  1. ^ Альтернативно: Абдулла Мёксяммятгариф улы Тукаив ; Татарская кириллица : Габдулла Мухамметгариф сын Тукаева / Тукаев ( Тукаев ); Татарская арабская письменность : عبد الله توقاي; Jaꞑalif : Абдулла Тукай , русские: Габдулла Мухамедгарифович Тукаев, Габдулла Мухамедгарифович Тукаев ; также пишется Габдулла Тукай на русском языке, Абдулла Тукай на турецком языке и Абдулла Тукай на мишарском татарском диалекте .
  2. ^ «Тукай, Габдулла». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж (in Russian) Тукай. И. Нуруллин. (серия ЖЗЛ). Москва, "Молодая Гвардия", 1977
  4. ^ «Габдулла Тукай» . Международный аэропорт «Казань» . Проверено 14 января 2024 г.
  5. ^ «Минтимер ШАЙМИЕВ о Тукае…» .
  6. ^ «Михаэль ФРИДРИХ о Тукае…» .
  7. ^ Тукай, Хабдулла и Сабиркан Бадретдин, пер. http://kitapxane.noka.ru/authors/tuqay/oh_my_mothir_tongui. Архивировано 22 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  8. ^ "Туган тел" .
  9. ^ «Татарская культура» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22c4b8c6887573930a3f6bb9a5461373__1718805420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/73/22c4b8c6887573930a3f6bb9a5461373.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ğabdulla Tuqay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)