Проект Аввакум
Проект «Аввакук» или «Хаббакук» (написание варьируется) представлял собой план британцев во время Второй мировой войны по строительству авианосца из пайкрита , смеси древесной массы и льда , для использования против немецких подводных лодок в средней Атлантике . находились за пределами дальности полета наземных самолетов того времени. План состоял в том, чтобы создать самый большой корабль длиной 600 метров (1969 футов), который был бы намного больше, чем даже USS Enterprise , самый большой военный корабль в истории, длиной 342 метра (1122 фута). Идея принадлежит Джеффри Пайку , который работал в штабе объединенных операций . После многообещающих масштабных испытаний и создания прототипа на озере Патрисия в национальном парке Джаспер в Альберте , Канада, проект был отложен из-за роста затрат, дополнительных требований, а также наличия самолетов дальнего действия и авианосцев сопровождения, что закрыло Средний авианосец. -Атлантический разрыв , который был призван устранить проект.
История
[ редактировать ]Первоначальная концепция
[ редактировать ]Джеффри Пайк был старым другом Дж. Д. Бернала рекомендовал его лорду Луису Маунтбаттену , руководителю объединенных операций , и министр кабинета Леопольд Эмери . Пайк работал в штабе объединенных операций (COHQ) вместе с Берналом, и Маунтбеттен считал его гением. [1]
Пайк задумал идею Аввакума, когда он был в Соединенных Штатах, организуя производство M29 Weasels для проекта «Плуг» — схемы по сборке элитного подразделения для зимних операций в Норвегии, Румынии и итальянских Альпах. [1] Он обдумывал проблему защиты морских десантов и атлантических конвоев вне досягаемости авиации. Проблема заключалась в том, что сталь и алюминий были в дефиците и требовались для других целей. Пайк решил, что ответом является лед, который можно произвести всего за 1% энергии, необходимой для производства эквивалентной массы стали. Он предложил выровнять айсберг, естественный или искусственный, чтобы создать взлетно-посадочную полосу, и выдолбить его для укрытия самолетов.
Из Нью-Йорка Пайк отправил предложение дипломатической почтой в штаб-квартиру с этикеткой, запрещающей кому-либо, кроме Маунтбеттена, открывать пакет. Маунтбеттен, в свою очередь, передал предложение Пайка Черчиллю , который отнесся к нему с энтузиазмом. [2]
Пайк был не первым, кто предложил создать плавучую остановку для самолетов посреди океана, и даже не первым, кто предположил, что такой плавучий остров может быть сделан изо льда. Немецкий ученый А. Герке из Вальденбурга предложил эту идею и провел несколько предварительных экспериментов на Цюрихском озере в 1930 году. [3] [4] Идея была повторяющейся: в 1940 году идея ледяного острова была распространена в Адмиралтействе , но была воспринята офицерами как шутка, в том числе Невилом Шутом , который распространил меморандум, который собрал все больше едких комментариев. Документ был извлечен незадолго до того, как он попал в почтовый ящик Первого Морского Лорда . [5]
Кодовое имя и написание
[ редактировать ]В официальных документах кодовое название проекта часто неправильно писалось «Хаббакук» . Возможно, это была ошибка Пайка. По крайней мере, в одном раннем неподписанном документе (вероятно, написанном им) написано, что это Хаббакук. Однако во всех послевоенных публикациях людей, заинтересованных в проекте, таких как Перуц и Гудив, восстанавливается правильное написание с одной буквой «b» и тремя буквами «k». [ нужна ссылка ] Название является отсылкой к амбициозной цели проекта:
Вот вы среди язычников, и посмотрите, и изумитесь, ибо Я сотворю дело в ваши дни, которому вы не поверите, хотя бы вам и было сказано. Аввакум 1:5
Дэвид Лампе в своей книге « Пайк, неизвестный гений » утверждает, что это имя произошло от Вольтера имени Кандид и было написано с ошибкой канадским секретарем Пайка. Однако на самом деле это слово не появляется у Кандида . [6] так что это, наверное, неточно.
Пайкрит
[ редактировать ]В начале 1942 года Пайк и Бернал вызвали Макса Перуца , чтобы определить, можно ли достаточно быстро построить льдину, достаточно большую, чтобы выдержать условия Атлантики. Перуц отметил, что естественные айсберги имеют слишком маленькую поверхность над водой для взлетно-посадочной полосы и склонны к внезапному перевороту. Проект был бы заброшен, если бы не изобретение пайкрета , смеси воды и древесной массы, которая при замерзании была прочнее обычного льда, тала медленнее и не тонула. Было высказано предположение, что Пайк был разработан его правительственной группой и назван в честь Пайка. Его вдохновили сани инуитов, укрепленные мхом. [7] Вероятно, это апокриф, поскольку первоначально материал был описан в статье Марка и Хоэнштайна в Бруклине. [2]
Пайкрит можно было обрабатывать, как дерево, и придавать ему формы, подобные металлу, а при погружении в воду на его поверхности образовывалась изолирующая оболочка из влажной древесной массы, которая защищала его внутреннюю часть от дальнейшего плавления. Однако Перуц обнаружил проблему: лед течет медленно, в так называемом пластическом потоке , и его испытания показали, что корабль из пайкрита будет медленно проседать , если его не охладить до -16 ° C (3 ° F). Для этого поверхность корабля должна быть защищена изоляцией, а также потребуется холодильная установка и сложная система воздуховодов. [2]
Перуц приступил к проведению экспериментов по определению жизнеспособности пайкрита и его оптимального состава в секретном месте под мясным рынком Смитфилд в лондонском Сити . [8] [9] Исследование проходило в холодильном шкафу для мяса за защитной сеткой из замороженных туш животных. [10]
Масштабная модель
[ редактировать ]Было принято решение построить крупномасштабную модель в национальном парке Джаспер в Канаде, чтобы изучить методы изоляции и охлаждения, а также посмотреть, как пайкрит выдержит артиллерийское воздействие и взрывчатку. Большие ледяные глыбы были построены на озере Луиза, Альберта , а небольшой прототип был построен на озере Патрисия, Альберта , размером 60 на 30 футов (18 на 9 метров) и весом 1000 тонн, которые поддерживались в замороженном состоянии с помощью двигателя мощностью в одну лошадиную силу. [10] Работу выполняли отказники по убеждениям , которые проходили различные виды альтернативной службы вместо военной. Им никогда не говорили, что они строят. [11] Бернал сообщил штаб-квартире, что канадцы строят 1000-тонную модель и что, как ожидается, на ее постройку уйдут восемь человек за четырнадцать дней. Начальник объединенных операций (CCO) ответил, что Черчилль предложил Комитету начальников штабов организовать размещение заказа на один целый корабль сразу с наивысшим приоритетом, и что дальнейшие корабли должны быть заказаны немедленно, если они появятся. что план был уверен в успехе.
Канадцы были уверены в постройке судна к 1944 году. Необходимые материалы были у них в наличии в виде 300 000 тонн древесной массы, 25 000 тонн изоляции из древесноволокнистых плит , 35 000 тонн древесины и 10 000 тонн стали. Стоимость оценивалась в 700 000 фунтов стерлингов. [12]
Тем временем Перуц в ходе своих экспериментов на рынке Смитфилд установил, что оптимальные структурные свойства дает смесь 14 процентов древесной массы и 86 процентов воды. В начале апреля 1943 года он написал Пайку и указал, что, если некоторые испытания не будут завершены в мае, не будет никаких шансов сдать готовый корабль в 1944 году.
К маю проблема холодного течения стала серьезной, и стало очевидно, что потребуется больше стальной арматуры, а также более эффективная изолирующая обшивка вокруг корпуса судна. Это привело к увеличению сметы до 2,5 миллионов фунтов стерлингов. Кроме того, канадцы решили, что реализовывать проект «в наступающем сезоне» нецелесообразно. Бернал и Пайк были вынуждены прийти к выводу, что в 1944 году ни одно судно Аввакума не будет готово. [12]
Пайк был исключен из планирования Аввакума, чтобы обеспечить участие Америки, и Бернал поддержал это решение. Более ранние разногласия Пайка с американским персоналом по проекту «Плау» , которые привели к его отстранению от этого проекта, были основным фактором в этом решении. [13]
Морские архитекторы и инженеры продолжали работать над Аввакумом вместе с Берналем и Перутцем летом 1943 года. Требования к судну стали более жесткими: оно должно было иметь дальность полета 7000 миль (11000 км) и быть способным противостоять самым большим зарегистрированным волнам. , и Адмиралтейство хотело, чтобы он был торпедоустойчивым, а это означало, что толщина корпуса должна была быть не менее 40 футов (12 м). решила Авиация флота , что с него должны иметь возможность взлетать тяжелые бомбардировщики, а это означало, что длина палубы должна была составлять 2000 футов (610 м). Рулевое управление также вызвало проблемы; Первоначально планировалось, что управление кораблем будет осуществляться за счет изменения скорости двигателей с обеих сторон, но Королевский флот решил, что руль направления необходим. Однако проблема установки и управления рулем направления высотой более 100 футов (30 м) так и не была решена. [12]
Варианты
[ редактировать ]Военно-морские архитекторы разработали три альтернативные версии первоначальной концепции Пайка, которые обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года:
- Аввакум I (вскоре от него отказались) должен был быть сделан из дерева.
- Аввакум II был наиболее близок к модели COHQ и представлял собой очень большое, медленное, самоходное судно из пайкрита со стальной арматурой. Его размер должен был составлять 2000 футов в длину и 300 футов в ширину. [14]
- Аввакум III был уменьшенной и более быстрой версией Аввакума II.
- Чертежи авианосца.
- Поперечное сечение: стены толщиной 40 футов (12 м) из пайкрита.
Главный маршал авиации Портал спросил о возможных повреждениях Аввакума III от бомбы, и Бернал предположил, что определенная часть палубного покрытия может быть сорвана, но ее можно отремонтировать с помощью какого-то гибкого мата. Бороться с пробоинами в центральной части будет труднее, хотя крышу над авиационными ангарами сделают взрывобезопасной против 1000-килограммовых бомб. Бернал считал, что никто не сможет сказать, будет ли более крупный Аввакум II практичным предложением, пока крупномасштабная модель не будет завершена и испытана в Канаде весной 1944 года. Он не сомневался в пригодности пайкрита в качестве материала, но сказал, что что еще предстоит преодолеть конструктивные и навигационные трудности. [12]
Окончательный проект «Аввакума II» давал бергшипу , как его называли, водоизмещение 2,2 миллиона тонн. Паровые турбогенераторы должны были обеспечивать мощность 33 000 л.с. (25 000 кВт) для 26 электродвигателей, установленных в отдельных внешних гондолах (обычные внутренние корабельные двигатели выделяли бы слишком много тепла для ледового судна). Его вооружение должно было включать 40 двуствольных 4,5-дюймовых турелей DP (двойного назначения) и множество легких зенитных орудий, а также взлетно-посадочную полосу и до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей. [2]
Инцидент со стрельбой
[ редактировать ]По некоторым сведениям, на Квебекской конференции в 1943 году лорд Луис Маунтбаттен привез с собой блок пайкрита , чтобы продемонстрировать его потенциал адмиралам и генералам, сопровождавшим Уинстона Черчилля и Франклина Д. Рузвельта . Маунтбеттен пришел на совещание по проекту с двумя блоками и положил их на землю. Один представлял собой обычную ледяную глыбу, а другой — пайкрет. Затем он вытащил свой табельный пистолет и выстрелил в первый блок. Оно разбилось и раскололось. Затем он выстрелил в пикрит, чтобы иметь представление о стойкости такого льда к снарядам. Пуля срикошетила от колоды, задев штанину адмирала Эрнеста Кинга , и попала в стену.
сэра Алана Брука подтверждают эту версию: Дневники [15] рассказывая, как Маунтбаттен принес два блока: один изо льда, другой из пайкрита. После первой стрельбы по льду с предупреждением остерегаться осколков Маунтбеттен сказал: «Я буду стрелять в блок справа, чтобы показать вам разницу». Брук сообщил, что «пуля отскочила от блока и пролетела вокруг наших ног, как разъяренная пчела».
Макс Перуц описал подобный инцидент в своей книге «Хотел бы я разозлить тебя раньше» . Демонстрацию пайкрита провел в штабе объединенных операций (COHQ) военно-морской офицер, лейтенант-коммандер Дуглас Адсхед-Грант , которому Перуц предоставил стержни льда и пайкрит, упакованные сухим льдом в термосах, а также большие глыбы льда и пайкрита. . Грант продемонстрировал сравнительную прочность льда и пайкрита, выпустив пули в оба блока: лед раскололся, но пуля отскочила от пайкрита и попала начальнику Имперского генерального штаба сэру Алану Бруку. в плечо [16]
Конец проекта
[ редактировать ]Ко времени Квебекской конференции 1943 года проект Аввакума получил поддержку как Черчилля, так и Маунтбеттена. [17] и был назначен в Национальный исследовательский совет Канады из-за холодных канадских зим и предшествующего знакомства канадцев с физикой льда. Небольшой прототип, построенный в 1944 году на озере Патрисия недалеко от Джаспера, Альберта, подтвердил прогноз исследователей о том, что полноразмерное судно будет стоить больше денег и техники, чем целый флот обычных авианосцев. (Затонувшие остатки металлических частей лодки остаются там и по сей день.) [18] Президент NRC Си Джей Маккензи позже сказал, что британские сторонники Аввакума были настолько запуганы премьер-министром Черчиллем, что скрывали от него эту информацию до следующего визита Маккензи в Великобританию. [19]
Позже Маунтбеттен перечислил несколько причин, по которым строительство специальной лодки будет дорогим и ненужным: [ нужна ссылка ]
- Спрос на сталь для других целей был слишком велик.
- было получено разрешение От Португалии на использование аэродромов на Азорских островах , что облегчило охоту на подводные лодки в Атлантике.
- Внедрение топливных баков большой дальности позволило британским самолетам увеличить время патрулирования над Атлантикой.
- Число эскортных авианосцев увеличивалось.
Кроме того, из проекта вышел сам Маунтбаттен.
Последнее заседание совета Аввакума состоялось в декабре 1943 года. Был официально сделан вывод, что «большой Аввакум II, сделанный из пайкрита, оказался непрактичным из-за огромных необходимых производственных ресурсов и связанных с этим технических трудностей».
До этого использование льда фактически вышло из моды, и другие идеи создания « плавающих островов рассматривались », такие как сварка кораблей «Либерти» или десантных кораблей ( проект «Щупальце »). [20] Потребовалось три жарких лета, чтобы полностью расплавить прототип, построенный в Канаде.
Перуц написал, что он оставался в Вашингтоне, округ Колумбия , пока инженеры ВМС США оценивали жизнеспособность Аввакума. Он заключил: «ВМС США наконец решили, что Аввакум был лжепророком. Одна из причин заключалась в том, что огромное количество стали, необходимое для холодильной установки, которая должна была заморозить пайкрит, было больше, чем необходимо для постройки всего стального носителя. , но решающим аргументом было то, что быстро увеличивающаяся дальность действия самолетов наземного базирования сделала ненужными плавучие острова». [21]
Критика
[ редактировать ]Дизайн Аввакума подвергся критике, в частности, со стороны сэра Чарльза Ф. Гудева , помощника контролера по исследованиям и разработкам Адмиралтейства во время Второй мировой войны. [22] В статье, опубликованной после войны, Гудив отметил, что потребуется большое количество древесной массы, которое существенно повлияет на производство бумаги . Он также утверждал, что каждому кораблю потребуется 40 000 тонн пробковой изоляции, тысячи миль стальных труб для циркуляции рассола и четыре электростанции, но для всех этих ресурсов (некоторые из которых могут быть использованы для производства обычных кораблей более эффективной боевой мощи) ) Аввакум сможет двигаться со скоростью всего 6 узлов (11 км/ч). Его статья также содержала обширные насмешливые комментарии о свойствах льда, используемого при строительстве кораблей.
Недавние развлечения
[ редактировать ]В от 15 апреля 2009 года эпизоде американского телешоу «Разрушители мифов» Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж построили небольшую лодку с плоским дном, получившую название « Вчерашние новости» , из модифицированной версии пайкрита, используя целые листы влажной газеты вместо древесной массы. Они успешно пилотировали лодку в водах Аляски на скорости 25 миль в час (40 км/ч), но через 20 минут она начала протекать сквозь тающий пайкрит. После попытки мгновенно устранить утечку замерзания с помощью огнетушителя и откачать воду с помощью ручного насоса, Хайнеман через 10 минут определил, что лодка набирает больше воды, чем может удалить насос, и они направились обратно к берегу, таща за собой выпавшие куски газет. их поминки. Позже они пришли к выводу, что из пайкрита можно построить лодку, и что пайкрит оправдал свои предполагаемые свойства: он пуленепробиваемый, более прочный и тает дольше, чем лед. Однако они выразили сомнение в том, что авианосец из пайкрита сможет просуществовать долго. Вывод был: «Правдоподобно, но смехотворно». [23]
В сентябре 2010 года программа BBC Bang Goes Theory также попыталась воссоздать лодку из пайкрита. Грубый корпус, в котором использовалось 5000 кг (11000 фунтов) пайкрита из конопляного волокна, был заморожен в холодильной камере, а затем спущен на воду в гавани Портсмута для запланированного путешествия через Солент в Каус . Корпус сразу начал протекать из-за прорезанных в его корме отверстий для установки подвесного мотора; из-за веса самого двигателя эти отверстия опустились ниже ватерлинии. [24] [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Суонн, Бренда; Фрэнсис Апрамян (1999). Дж. Д. Бернал: Жизнь в науке и политике . Версо. ISBN 1-85984-854-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Перуц, Макс Ф. (2002). Жаль, что я не разозлил вас раньше: Очерки о науке, ученых и человечестве . Издательство Оксфордского университета . стр. 86–87. ISBN 0-19-859027-Х .
- ^ «Предложено «Ледяной остров в Средней Атлантике» (веблог) , Modern Mechanix (опубликовано в октябре 1932 г.), 27 февраля 2008 г., ISSN 0025-6587 , получено 18 февраля 2009 г.
- ^ «Океанские аэропорты из искусственного льда» (онлайн в Google Books ) , Popular Science , vol. 121, нет. 3, Харлан, Айова , США: Bonnier Corporation , с. 33 сентября 1932 г., ISSN 0161-7370 , получено 3 марта 2019 г.
- ^ Террелл, Эдвард, Краткий обзор Адмиралтейства: История изобретений, которые способствовали победе в битве за Атлантику . Лондон: Харрап, 1958, с. 27
- ^ Вольтера Кандид на Gutenberg.org
- ^ Гей, Ханна (2007). История Имперского колледжа, Лондон, 1907–2007 гг . Издательство Имперского колледжа. п. 273. ИСБН 978-1-86094-708-7 .
- ^ Гратцер, Уолтер (5 марта 2002 г.). «Макс Перуц (1914–2002)» . Современная биология . 12 (5): Р152–Р154. дои : 10.1016/S0960-9822(02)00727-3 . S2CID 30263181 .
- ^ Рамасешан, С. (10 марта 2002 г.). «Макс Перуц (1914–2002)». Современная наука . 82 . Индийская академия наук: 586–590. HDL : 2289/728 . ISSN 0011-3891 .
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Пол (2002). «Плавучий остров» . Журнал «Кабинет» (7) . Проверено 12 января 2008 г.
- ^ Гисбрехт, Донован (сентябрь 2003 г.). «Военный корабль, ледяные глыбы и меннониты» (PDF) . Историк-меннонит . Том. 29, нет. 3. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун, Эндрю (2005). Дж. Д. Бернал: Мудрец науки . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-851544-8 .
- ^ Адельман, Роберт Х.; Джордж Уолтон (2004). Бригада Дьявола . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-004-8 .
- ^ «Меморандум начальников штабов Великобритании» (PDF) . Квадрантная конференция . 18 августа 1943 г. с. 188 . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Аланбрук, фельдмаршал лорд (2001), Данчев, Алекс; Тодман, Дэниел (ред.), Военные дневники 1939–1945 , Phoenix Press, запись от 19 августа 1943 г., ISBN 1-84212-526-5 .
- ^ Перуц, Макс (2002). Мне бы хотелось разозлить тебя раньше (изд. в мягкой обложке). Издательство Оксфордского университета. п. 84. ИСБН 0-19-859027-Х .
- ↑ Черчилль упомянул проект Аввакума в своей серии «История Второй мировой войны» (том 5, стр. 76).
- ^ «Операция Хаббакум на озере Патрисия» .
- ^ Сьюзен Б.М. Лэнгли, «Проект Хаббакук: прототип судна времен Второй мировой войны» в «Scientia Canadensis» № 31 (1986).
- ^ «Отчеты адмирала Ноубла об Аввакуме/Щупальце» . www.nationalarchives.gov.uk . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Перуц, Макс (2002). Мне бы хотелось разозлить тебя раньше (изд. в мягкой обложке). Издательство Оксфордского университета. п. 94. ИСБН 0-19-859027-Х .
- ^ Сэр Чарльз Гудив (19 апреля 1951 г.). «Фиаско ледового корабля» . Вечерний стандарт . Лондон.
- ^ « Аляскинский специальный выпуск II ». Разрушители мифов . Эпизод 116. 2009.
- ^ Блоксэм, Энди (30 сентября 2010 г.). «Ледяной корабль тонет в море» . «Дейли телеграф» . Великобритания . Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года.
- ^ «Фото дня: 30 сентября 2010 г. (изображения 3 и 4)» . «Дейли телеграф» . Великобритания . 30 сентября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Террелл, Эдвард (1958). Адмиралтейская справка: история изобретений, которые способствовали победе в битве за Атлантику . Харрап.
- Баттерсби, Стивен (22 декабря 2012 г.). «Встряхни меня, бревна: самый крутой военный корабль из когда-либо созданных» . Новый учёный . 216 (2896): 63. Бибкод : 2012NewSc.216...63B . дои : 10.1016/S0262-4079(12)63270-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Перуц, МФ (1948). «Описание авианосца «Айсберг» и влияние механических свойств замороженной древесной массы на некоторые проблемы ледникового потока» . Журнал гляциологии . 1 (3): 95–104. Бибкод : 1948JGlac...1...95P . дои : 10.1017/S0022143000007796 .
- Золото, LW (1993). Канадский проект Хаббакук: проект Национального исследовательского совета Канады . Кембридж, Великобритания: Международное гляциологическое общество. ISBN 0-946417-16-4 .
- Кросс, Л.Д. (2012). Хаббакум: Секретный корабль изо льда . Heritage House Publishing Co Ltd. Британская Колумбия, Канада: ISBN 978-1-927051-47-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гудив, CF, Бергшип , GoodeveCA . Некоторые примечания к статье Перуца, упомянутой выше.
- Хаббакук , Королевский военно-морской музей, заархивировано из оригинала (информационные листы) 12 июля 2019 года , получено 27 апреля 2006 года .
- «Странная история HMS Habbakuk» , The War Illustrated , 12 апреля 1946 г., заархивировано из оригинала 15 октября 2016 г. , получено 4 марта 2008 г.
- «Модерн», Венчурное предприятие по Америке и Канаде (суперграфика) , U-Haul .