Jump to content

Дайламиты

(Перенаправлено с Дейламита )

Дайламиты населявший или Дайламиты ( среднеперсидский : Daylamīgān ; персидский : دیلمیان Deylamiyān ) — иранский народ, Дайлам горные районы северного Ирана на юго-западном побережье Каспийского моря . [ 1 ] в настоящее время включает юго-восточную половину провинции Гилян .

Дайламиты были воинственным народом, владевшим навыками ближнего боя . Их использовали в качестве солдат во времена Сасанидской империи и последующих мусульманских империй. Дайлам и Гилян были единственными регионами, которые успешно сопротивлялись мусульманскому завоеванию Персии , хотя многие солдаты-дайламиты за границей приняли ислам. В 9 веке многие дайламиты приняли зейдитский ислам . В 10 веке некоторые приняли исмаилизм , затем в 11 веке фатимидский исмаилизм и впоследствии низаритский исмаилизм . И заидиты, и низариты сохраняли сильное присутствие в Иране вплоть до прихода к власти в 16 веке Сефевидов , которые поддерживали двунадесятников секту шиитского ислама . В 930-х годах возникла династия Дайламитов Буидов , которой удалось получить контроль над большей частью современного Ирана, который она удерживала до прихода турок-сельджуков в середине 11 века.

Происхождение и язык

[ редактировать ]
Тропический лес на западной окраине Дайлама.
Замок Аламут расположен к юго-востоку от Дайлама в Аламуте .

Дайламиты жили в высокогорьях Дайлама , части хребта Альборз , между Табаристаном и Гиланом . Однако самые ранние зороастрийские и христианские источники указывают, что дайламиты первоначально прибыли из восточной Анатолии недалеко от Тигра . [ ненадежный источник? ] [ 2 ] где сегодня проживают иранские этнолингвистические группы, в том числе заза . [ 3 ]

Они говорили на языке дайлами , ныне вымершем северо-западном иранском языке, похожем на язык соседних гилитов . [ 4 ] Во времена Сасанидской империи они использовались в качестве высококачественной пехоты. [ 5 ] По мнению византийских историков Прокопия и Агафия , это был воинственный народ, искусный в ближнем бою, вооруженный каждый мечом, щитом, копьями или дротиками .

Доисламский период

[ редактировать ]

Селевкиды и парфянский период

[ редактировать ]

Дайламиты впервые появляются в исторических записях в конце II века до нашей эры, где они упоминаются Полибием , который ошибочно называет их « эламитами » ( Ἐλυμαῖοι ) вместо «дайламитов» ( Δελυμαῖοι ). В среднеперсидской прозе Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган последний правитель Парфянской империи Артабан V (годы правления 208–224) созвал все войска из Рея , Дамаванда , Дайлама и Падишхваргара для борьбы с вновь созданной Сасанидской империей. . Согласно « Письму Тансара» , в этот период Дайлам, Гилан и Руян принадлежали царству Гушнаспа, который был вассалом Парфии, но позже подчинился первому сасанидскому императору Ардаширу I (годы правления 224–242). [ 4 ]

Сасанидский период

[ редактировать ]
Карта, показывающая Дайлам (крайний справа) во времена Сасанидской империи .
Изображение кавалериста-дайламита из иранского учебника.

Потомки Гушнаспа все еще правили до ок. 520 г., когда Кавад I (годы правления 488–531) назначил своего старшего сына Кавуса царем бывших земель династии Гушнаспидов. [ 4 ] В 522 году Кавад I послал армию под командованием некоего Буи (известного в византийских источниках как Боэс ) против Вахтанга I Иберийского . Этот Буя был уроженцем Дайлама, о чем свидетельствует тот факт, что он носил титул вахриз , титул дайламита, который также использовался Хурразадом , военачальником Дайламита, завоевавшим Йемен в 570 году во время правления Хосрова I (годы правления 531-579). ), [ 4 ] и его войска Дайламита позже сыграют значительную роль в обращении Йемена в зарождающийся ислам . [ 4 ] Византийский историк VI века Прокопий описал дайламитов как;

«варвары, которые живут... в центре Персии, но никогда не подчинялись царю персов. Ибо их жилище находится на отвесных склонах гор, которые совершенно недоступны, и поэтому они продолжали быть автономными с древних времен до и по сей день, но они всегда выступают с персами в качестве наемников, когда те идут против их врагов, и все они пешие воины, каждый из которых несет меч, щит и три копья в руке (De Bello Persico). 8.14.3-9).» [ 6 ]

В снаряжение дайламитов сасанидской армии входили мечи, щит, боевой топор ( табар-зин ), пращи, кинжалы, пики и двузубые копья ( жупин ). [ 7 ]

Дайламиты также приняли участие в осаде Археополя в 552 году. Они поддержали восстание Бахрама Чобина против Хосрова II , но позже он нанял элитный отряд из 4000 дайламитов в качестве части своей гвардии. [ 4 ] Они также отличились в йеменской кампании Вахриза и в боях против войск Юстина II . [ 7 ]

Некоторые мусульманские источники утверждают, что после поражения Сасанидов в битве при аль-Кадисии 4-тысячный контингент дайламитов сасанидской гвардии вместе с другими иранскими подразделениями перешел на арабскую сторону, приняв ислам. [ 8 ]

Исламский период

[ редактировать ]

Сопротивление арабам

[ редактировать ]
Карта каспийского побережья Ирана во время иранского интермеццо .

Дайламитам удавалось противостоять арабскому вторжению на свою горную родину в течение нескольких столетий под руководством своих местных правителей. [ 4 ] [ 9 ] Война в регионе носила повсеместный характер, с набегами и контрнабегами с обеих сторон. При арабах старый иранский город-крепость Казвин продолжал выполнять свою роль в сасанидскую эпоху в качестве оплота против набегов дейламитов. По мнению историка ат-Табари , дайламиты и тюркские народы считались злейшими врагами арабских мусульман. [ 4 ] Халифат Аббасидов проник в регион и оккупировал его части, но их контроль никогда не был очень эффективным.

Вскоре после 781 года несторианский монах Шубхалишо начал евангелизировать дайламитов и обращать их в христианство. Он и его соратники добились лишь небольшого прогресса, прежде чем столкнулись с конкуренцией со стороны ислама. [ 10 ] Во время правления Харуна ар-Рашида (годы правления 785–809) несколько мусульман-шиитов бежали к преимущественно язычникам-дайламитам, а также к нескольким зороастрийцам и христианам, чтобы избежать преследований. Среди этих беженцев были некоторые Алиды , которые начали постепенное обращение дайламитов в шиитский ислам. [ 4 ] [ 11 ] Тем не менее, сильная иранская идентичность по-прежнему укоренилась среди народов региона наряду с антиарабским менталитетом. Местные правители, такие как Буиды и Зияриды , считали обязательным празднование старых иранских и зороастрийских фестивалей. [ 9 ]

Расширение Дайламита

[ редактировать ]
Осада Аламута (1256 г.), изображенная в «Джами ат-таварих» Рашид -ад-Дина Хамадани . Национальная библиотека Франции , Отдел рукописей, Восточный отдел.

Начиная с IX века, пехотинцы-дайламиты стали составлять важный элемент армий Ирана. [ 12 ]

В середине 9-го века халифат Аббасидов увеличил потребность в наемных солдатах для королевской гвардии и армии, поэтому они начали вербовать дайламитов, которые в тот период были не так многочисленны, как турки, хорасанцы , ферганцы и Египетские племена Магариба . С 912/3 по 916/7 солдат-дайламит Али ибн Вахсудхан был начальником полиции ( сахиб аль-шурта ) в Исфахане во время правления аль-Муктадира (годы правления 908–929). На протяжении многих десятилетий «в личную охрану халифа по-прежнему входили как дайламиты, так и вездесущие турки». [ 13 ] Буид - амиры , которые сами были дайламитами, пополнили свою армию дейламитских пехотинцев тюркскими кавалеристами. Дайламиты были среди людей, составлявших армию Сельджуков , и Газневиды также использовали их в качестве элитной пехоты. [ 12 ]

В исламских источниках упоминаются характерные раскрашенные щиты и короткие двузубые копья (по- персидски : ژوپین zhūpīn ; по- арабски : مزراق mizrāq ), которые можно было использовать либо для колющих ударов, либо для метания копья. Их характерная боевая тактика заключалась в наступлении стеной щитов и использовании копий и боевых топоров сзади. [ 12 ]

Культура

[ редактировать ]

Дайламиты, скорее всего, были приверженцами той или иной формы иранского язычества , тогда как меньшинство из них были зороастрийскими и несторианскими христианами . По мнению аль-Бируни , дайламиты и гилиты «жили по правилу, установленному мифическим Афридуном ». [ 4 ] Церковь Востока распространилась среди них благодаря деятельности Иоанна Дайламского , и сообщается, что епископства в отдаленном районе существовали еще в 790-х годах, хотя не исключено, что некоторые остатки сохранились там до 14 века. [ 4 ]

Художественное изображение пехотинца-дайламита - буида .

Имя царя Муты звучит необычно, но когда в IX и X веках вожди дайламитов появляются в центре внимания в массовом количестве, их имена, несомненно, языческие иранские, не юго-западного «персидского» типа, а северо-западного. западный тип: таким образом, Gōrāngēj (а не Kūrānkīj в первоначальной интерпретации) соответствует персидскому gōr-angēz «охотник за дикими ослами», Шер-зил - Шер-дил , «львиное сердце» и т. д. Средневековый персидский географ Эстахри проводит различие между персидским и дайлами и отмечает, что в высокогорье Дайлама жило племя, которое говорило на языке, отличном от языка Дайлама и Гилана, возможно, сохранившийся неиранский язык. [ 14 ]

Обычаи, комплектация и внешний вид

[ редактировать ]

Многие привычки и обычаи дайламитов зафиксированы в исторических записях. Их люди были поразительно выносливы и способны переносить ужасные лишения. Они были вооружены копьями и боевыми топорами , а также имели высокие щиты, окрашенные в серый цвет. В бою они обычно образуют стену из своих щитов против нападающих. Некоторые дайламиты использовали дротики с горящей нафтой . Поэтическое изображение вооруженного боя дайламитов присутствует в книге Фахруддина Асада Гургани « Вис и Рамин» . Основным недостатком дайламитов было небольшое количество имевшейся у них кавалерии, что вынуждало их работать с тюркскими наемниками. [ 14 ]

Дайламиты преувеличенно оплакивали своих погибших и даже самих себя, потерпевших неудачу. В 963 году буидский правитель Ирака , что , Муизз ад-Даула популяризировал траур Мухаррама в Багдаде возможно, сыграло роль в эволюции тазие . [ 14 ]

Эстахри описывает дайламитов как смелых, но невнимательных людей, худощавых на вид и с пушистыми волосами. Они занимались сельским хозяйством и имели стада , но лишь несколько лошадей. Они также выращивали рис, ловили рыбу и производили шелковые ткани . По словам аль-Мукаддаси , дайламиты были красивы и имели бороды. По словам автора « Худуд аль-Алама» , женщины-дайламитянки принимали участие в сельском хозяйстве наравне с мужчинами. По словам Рудхравари , они были «равны мужчинам по силе духа, силе характера и участию в управлении делами». [ 14 ] Более того, дайламиты также строго практиковали эндогамию .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фишбейн, Майкл, изд. (1990). История ат-Табари, Том XXI: Победа Марванидов, 685–693 гг. Н. Э. / 66–73 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 90, примечание 336. ISBN  978-0-7914-0221-4 .
  2. ^ Дадаги, Фарнбах. Бахар, Мехрдад. Бундахишн . Тусс, 1991 г.
  3. ^ Экстра, Гус ; Гортер, Дурк (2001). Другие языки Европы: демографические, социолингвистические и образовательные перспективы . Многоязычные вопросы. ISBN  978-1-85359-509-7 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Маделунг и Феликс 1995 , стр. 342–347.
  5. ^ Farrokh (2007), pp. 201, 224, 231
  6. ^ Поттс 2014 , с. 165.
  7. ^ Перейти обратно: а б Фаррох, Каве; Карамян, Голамреза; Максимюк, Катажина (2018). Краткое описание сасанидской военной организации и боевых частей . Издательство Седльцкого университета естественных и гуманитарных наук. п. 47. ИСБН  978-83-62447-22-0 .
  8. ^ Farrokh (2007), p. 269
  9. ^ Перейти обратно: а б Прайс (2005), с. 42
  10. ^ Дэвид Уилмшерст (2011), Церковь мучеников: История Церкви Востока , издательство East and West Publishing , стр. 166.
  11. ^ Farrokh (2007), pp. 274-275
  12. ^ Перейти обратно: а б с Босворт (1986)
  13. ^ Босворт (1975)
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Минорский 1965 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 251592d1a0eb04745e5a510216de705f__1721232600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/5f/251592d1a0eb04745e5a510216de705f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daylamites - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)