Jump to content

Жан-Клод Элуа

Жан-Клод Элуа в 2015 году

Жан-Клод Элуа (родился 15 июня 1938 г.) — французский композитор инструментальной, вокальной и электроакустической музыки.

Биография

[ редактировать ]

Жан-Клод Элуа родился в Мон-Сен-Эньян недалеко от Руана . Он изучал композицию у Дариуса Мийо в Парижской консерватории, где был удостоен четырех главных премий : по фортепиано (1957), по камерной музыке (1958), по контрапункту (1959) и по волнам Мартено (1960). В этот же период он посещал Darmstädter Ferienkurse в 1957, 1960 и 1961 годах, где учился у Анри Пуссера , Германа Шерхена , Оливье Мессиана , Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена . В 1961 году он также учился у Булеза в Музыкальной академии города Базеля . [ 1 ]

В 1966 году он поступил на факультет Калифорнийского университета в Беркли . [ 2 ] где он преподавал до 1968 года. По приглашению Штокхаузена он провел 1972–73 годы, работая в Студии электронной музыки (WDR) в Кельне, где он продюсировал Shânti (пересмотренный в 1974 году) для электронных и конкретных звуков, в которых он исследовал тембры и аспекты музыкального времени. [ 1 ] В 1977 году Элой провел долгое время в Японии, реализовав один из самых ярких моментов своего творчества в области электронной музыки, почти четырехчасовую композицию Gaku-no-Michi Дао [Пути] музыки») в Студия электронной музыки NHK в Токио, [ 3 ] а с 1978 года он работал в Центре математических и автоматических музыкальных исследований , основанном Яннисом Ксенакисом .

В конце 1980-х Элой приступил к созданию цикла композиций под общим названием Libérations , посвященных женщинам или женскому началу, и развивался в сотрудничестве с выдающимися вокалистами, такими как Джунко Уэда, Фатима Миранда и Юми Нара. Каждая работа посвящена тому или иному женскому персонажу из мифологии, литературы или истории культуры и включает женские сольные голоса с инструментами и/или электроакустикой . Первые два произведения цикла, «Сапфо Хикетис» («Умоляющая Сафо») и «Буцумё» («Церемония покаяния»), были написаны в 1989 году. За ними в 1990–91 годах последовали «Эркос» («Гимн хвалы»), затем «Песни Гайи» (1991–92) . ) и, наконец, «Галактики» (версия Sigma 1996 г.). В 2011 году композитор решил переименовать цикл «Песни для другой половины неба» с подзаголовками «Песни одиночества, мольбы, бунта, торжеств или молитв». [ 4 ]

Элой основал собственное издательство и звукозаписывающую компанию hors territoires с целью документирования своей творческой деятельности посредством публикации книг и компакт-дисков.

Стиль и техника

[ редактировать ]

На протяжении большей части его карьеры азиатская (особенно индуистская) музыка и эстетика оказывали сильное влияние на музыку Элоя. [ 5 ] В некоторых более ранних работах числа Фибоначчи играли свою роль – весьма очевидным образом в «Эквивалентности» , где ферматам присваиваются значения ½, 1, 1½, 2½, 4 и 6½ секунд. [ 6 ] и замаскированные произвольными арифметическими преобразованиями в ритмах снятой композиции Macles . [ 7 ] [ 8 ]

Что касается «Эквивалентности» (1963), композитор заявил:

Название отсылает к многочисленным аспектам произведения и его следует интерпретировать в смысле равновесия между противоположными силами. Проще говоря, это размещение музыкальных инструментов: Тройная симметрия в дуге, образованной 6 ударниками, 3 группами духовых и фортепиано-челестой с арфой. На более высоком плане мы можем рассматривать это как изображение контрастирующих элементов, составляющих произведение: плотность: от нуля до максимума; регистры: фиксированные к мобильному; координация: абсолютное к относительному и т. д. Вся форма сама отражает эти противоположности, эту диалектическую игру, откуда возникает контрастная звучность, расширение динамического поля. Определенные структуры меняются от одного исполнения к другому, используя изменяемую интенсивность, которая в основном влияет на продолжительность резонансов ударных инструментов. Для иллюстрации: создается контраст между духовыми инструментами, издающими длительные звуки, с одной стороны, и с другой стороны - ударными инструментами, фортепиано, арфой и т. д., издающими звуки быстрого роста и затухания. Постепенно эти звуки приближаются, пока не сталкиваются. Движение продолжается до тех пор, пока звуки не придут в исходное состояние, но в противоположных сторонах: духовые издают «острые» звуки, а ударные инструменты посредством сложных трелей и т. д. издают длительно удерживаемые звуки. Анри Пуссер описывает это развитие как «дугу продолжительности». [ 2 ]

Работы (подборка)

[ редактировать ]
  • Ноктюрн, для фортепиано (1954)
  • Стела для Омара Хайяма , для сопрано, фортепиано, арфы и ударных (1960)
  • Этюд III, для оркестра с пятью ударными, челестой, арфой и фортепиано (1962)
  • Эквиваленты для 18 игроков (1963)
  • Beams-Diffractions , для 28 игроков (1970)
  • Камакала («Треугольник энергий»), для трех оркестровых групп, пяти хоровых групп и трех дирижеров (1971)
  • Шанти («Paix»), для электронного и конкретного звука (1972–73).
  • Fluctuante-Immuable , для большого оркестра (1977)
  • Гаку-но-Мичи («Les Voies de la musique» или «Le Tao de la musique»), фильм без изображений для электронных и конкретных звуков (1977–78); реализовано в студии электронной музыки NHK, Токио.
  • Йо-Ин («Réverbérations»), théâtre sonore для воображаемого ритуала в четырех действиях, для электронных и конкретных звуков (1980); реализовано в Институте сонологии Рейкуниверситета, Утрехт.
  • «При приближении медитирующего огня » для 27 музыкантов японского оркестра гагаку, двух хоров буддийских монахов сект Тэндай и Сингон, шести перкуссионистов и пяти танцоров бугаку (1983); по заказу Национального театра Японии (Кокурицу Гэкидзё), Токио
  • Анахата («Примордиальная вибрация» или «Вибрация д'оригине»), для пяти японских традиционных музыкантов (трех исполнителей гагаку и двух певцов сёмё), ударные, электронные и конкретные звуки, постановка и свет (1984–86); по заказу Осеннего фестиваля в Париже.
  • Libérations (1989, в 2011 году переименован в «Песни для другой половины неба»); по заказу Осеннего фестиваля в Париже.
  1. Буцумёэ («Церемония покаяния»), для двух женских голосов (сопрано с расширенной вокальной техникой, с использованием различных ударных инструментов)
  2. Sapphoiketis («Sappho implorante»), для двух женских голосов (сопрано с расширенной вокальной техникой) и электроакустической музыки.
  • Эркос («Chant, Louange»), для сольного исполнителя Сацума-бива, использующего расширенную вокальную технику и несколько ударных инструментов, с электроакустической музыкой (1990–91); по заказу Westdeutscher Rundfunk и реализован в студии электронной музыки WDR в Кёльне.
  • Galaxies (версия Sigma), с вокальным соло ...kono yo no hoka... («...ce monde au-delà...»), для вокалиста, использующего расширенные вокальные техники Сёмё, с электроакустической музыкой, светом и постановка (1996); по заказу Роджера Лафосса для фестиваля Sigma и реализован в студии электронной музыки Консерватории Свелинка в Амстердаме.
  • L'Anneau des sept lumières [Кольцо семи огней]; Метаметалл (длинная версия). Семь непрерывных вариаций одного семпла Бонсё для электронного и конкретного звучания (1994–95, редакция и новый мастер 2013 г.)
  • Etats-Limites, ou les cris de Petra [Границы, или Крики Петры], для электронных и конкретных звуков (2013)
  • Le Minuit de la Foi [Полночь веры], для электронного и конкретного звука (2014)

Примечания

[ редактировать ]
  • Бертон, Энтони (2002). «Элуа, Жан-Клод». В «Оксфордском справочнике по музыке » под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-866212-2 .
  • Элой, Жан-Клод (1967). Примечания на вкладыше, адаптированные в переводе Гивона Корнфилда. Пьер Булез, дирижирующий Шенберг, Элой, Пуссер (Элой: Эквиваленты , для 18 инструментов; Пуссер: Мадригал III , для кларнета, скрипки, виолончели, 2 ударных инструментов и фортепиано; Шенберг: Verklaerte Nacht ). Музыкальный доменный ансамбль; Страсбургская ударная группа; Пьер Булез, дир. Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стерео. Эверест 3170. Нью-Йорк: Everest Records.
  • Крамер, Джонатан . 1973. "Серия Фибоначчи в музыке двадцатого века". Журнал теории музыки 17, вып. 1 (Весна): 110–148.
  • Лоуман, Эдвард А. 1971. «Пример чисел Фибоначчи, используемых для создания ритмических значений в современной музыке». Фибоначчи Ежеквартальный 9, вып. 4: 423–426.
  • Сиано, Леопольдо (2013). «Пути музыки»: портрет французского композитора Жан-Клода Элуа». Музыкальные тексты , № 139 (ноябрь): 25–34, 38–39.
  • Стоянова, Иванка (2001). «Элой, Жан-Клод». Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блюмредер, Кристоф фон . 2017. Электроакустическая музыка: композиционная революция и ее последствия . Сигналы из Кёльна, вклад в музыку Zeit 22, Вена: Verlag Der Apfel ISBN   978-3-85450-422-1 .
  • Шовен, Мари-Жозе (1971). «Интервью с Жан-Клодом Элуа». Courrier music de France 36 (октябрь – декабрь).
  • Делош, Эме-Катрин (1985). «Элой, вновь посещенное время». Молчание 1:159–167.
  • Элой, Жан-Клод (1969). «Восточная музыка, наша знакомая вселенная». В «Музыке в жизни 2» («Сияние африканских культур, взгляды на азиатские цивилизации, некоторые проблемы современного мира»), 183–215. Париж: ОРТФ.
  • Элой, Жан-Клод (1970). «Импровизация: убежище, утопия или необходимость?» Мир музыки / Die Welt der Musik / Le Monde de la musique 12, вып. 3:6–21. [На английском, немецком и французском языках.]
  • Элой, Жан-Клод (1995). «Другая сторона звуков: к новым границам музыкальных территорий?» В «Музыке и мире» (Internationale de l'imaginaire, nouvelle serie 4), под редакцией Франсуазы Грюнд, 193–231. Арль: Actes Sud. ISBN   2-7427-0280-6 .
  • Элой, Жан-Клод (2006). «От Камакалы до Шанти ». В книге «Композиция и музыковедение в диалоге V» (2001–2004) под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 23–53. Сигналы из Кельна, музыка того времени 11. Мюнстер, Берлин, Гамбург, Лондон, Вена: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7945-3 .
  • Элой, Жан-Клод (2013). «Cheminement», письмо Леопольдо Сиано, 21 августа 2011 г., немецкий перевод Моники Лихтенфельд. Воспроизведено в Siano 2013 . Музыкальный текст , нет. 139 (ноябрь): 27.
  • Фелдер, Джон (1981). «Структурная функция преобразований ролей ветра в эквивалентностях Дж. К. Элоя». Ex Tempore: Журнал композиционных и теоретических исследований в музыке 1, вып. 1:18–35
  • Грин, Тона (1991). «Интервью с Жан-Клодом Элуа». Компьютерный музыкальный журнал 15, вып. 1 (Весна): 14–19.
  • Маш, Франсуа-Бернар (1963). «Новая работа Мессиана». Меркурий Франции 1202 (декабрь), 828–831. Перепечатано в книге Франсуа-Бернара Маша, Полвека музыки... и всегда современной , Сборник семиотики и философии музыки (Париж: L'Harmattan, 2000), 28–31. Жан-Клода Элоя, [обсуждает «Эквивалентности» » Мессиана а также «Сент-хайкай ]
  • Моравска-Бюнгелер, Мариетта. 1988. Колеблющиеся электроны. Документальный фильм о Западногерманской радиостудии электронной музыки в Кёльне 1951–1986 гг. Кельн-Роденкирхен: П. Дж. Тонгер. ISBN   3-920950-06-2 .
  • Роквелл, Джон (19 ноября 1983 г.). «Музыка: Жан-Клод Элой». Нью-Йорк Таймс .
  • Стоянова, Иванка (1993). «Мифы о женственности восьмидесятых и девяностых: Штокхаузен, Элой», переосмысление и переопределение, случай «постмодернизма» в музыке (исследования по оценочным исследованиям), изд. Отто Коллерич, 87–116. Вена: Универсальное издание.
  • Стоянова, Иванка (1997). «Жан-Клод Элуа: в поисках медитирующего огня: портрет композитора». В музыке и науках , изд. Г. Ф. Арланди, 196–227. Бохум.
  • Стоянова, Иванка (2003). «Производство и воспроизведение электронной музыки на примере Жан-Клода Элуа». В «Музыкальном производстве и интерпретации: об исторической необратимости эстетического созвездия» (Исследования по исследованию оценки 43), изд. Отто Коллерич, 163–175. Вена: Универсальное издание.
  • Стоянова, Иванка (2004). Между решимостью и авантюрой: Очерки музыки второй половины XX века . Париж: Editions l'Harmattan.
  • Вейд, Жан-Ноэль фон дер (1997). « Звуковая космогония Жан-Клода Элуа ». Диссонанс , №51:30–32. Английский перевод с сайта композитора
  • Янг, Роб (2010). « Жан-Клод Элой: Шанти , Hors Territoires 2 × CD; Гаку-Но-Мичи , Hors Territoires 4 × CD ». Прослушка , нет. 321 (28 октября): 57.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2acb793796bb842edf8ddb8654d755a6__1654613340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/a6/2acb793796bb842edf8ddb8654d755a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean-Claude Éloy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)