Жан-Клод Элуа

Жан-Клод Элуа (родился 15 июня 1938 г.) — французский композитор инструментальной, вокальной и электроакустической музыки.
Биография
[ редактировать ]Жан-Клод Элуа родился в Мон-Сен-Эньян недалеко от Руана . Он изучал композицию у Дариуса Мийо в Парижской консерватории, где был удостоен четырех главных премий : по фортепиано (1957), по камерной музыке (1958), по контрапункту (1959) и по волнам Мартено (1960). В этот же период он посещал Darmstädter Ferienkurse в 1957, 1960 и 1961 годах, где учился у Анри Пуссера , Германа Шерхена , Оливье Мессиана , Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена . В 1961 году он также учился у Булеза в Музыкальной академии города Базеля . [ 1 ]
В 1966 году он поступил на факультет Калифорнийского университета в Беркли . [ 2 ] где он преподавал до 1968 года. По приглашению Штокхаузена он провел 1972–73 годы, работая в Студии электронной музыки (WDR) в Кельне, где он продюсировал Shânti (пересмотренный в 1974 году) для электронных и конкретных звуков, в которых он исследовал тембры и аспекты музыкального времени. [ 1 ] В 1977 году Элой провел долгое время в Японии, реализовав один из самых ярких моментов своего творчества в области электронной музыки, почти четырехчасовую композицию Gaku-no-Michi (« Дао [Пути] музыки») в Студия электронной музыки NHK в Токио, [ 3 ] а с 1978 года он работал в Центре математических и автоматических музыкальных исследований , основанном Яннисом Ксенакисом .
В конце 1980-х Элой приступил к созданию цикла композиций под общим названием Libérations , посвященных женщинам или женскому началу, и развивался в сотрудничестве с выдающимися вокалистами, такими как Джунко Уэда, Фатима Миранда и Юми Нара. Каждая работа посвящена тому или иному женскому персонажу из мифологии, литературы или истории культуры и включает женские сольные голоса с инструментами и/или электроакустикой . Первые два произведения цикла, «Сапфо Хикетис» («Умоляющая Сафо») и «Буцумё» («Церемония покаяния»), были написаны в 1989 году. За ними в 1990–91 годах последовали «Эркос» («Гимн хвалы»), затем «Песни Гайи» (1991–92) . ) и, наконец, «Галактики» (версия Sigma 1996 г.). В 2011 году композитор решил переименовать цикл «Песни для другой половины неба» с подзаголовками «Песни одиночества, мольбы, бунта, торжеств или молитв». [ 4 ]
Элой основал собственное издательство и звукозаписывающую компанию hors territoires с целью документирования своей творческой деятельности посредством публикации книг и компакт-дисков.
Стиль и техника
[ редактировать ]На протяжении большей части его карьеры азиатская (особенно индуистская) музыка и эстетика оказывали сильное влияние на музыку Элоя. [ 5 ] В некоторых более ранних работах числа Фибоначчи играли свою роль – весьма очевидным образом в «Эквивалентности» , где ферматам присваиваются значения ½, 1, 1½, 2½, 4 и 6½ секунд. [ 6 ] и замаскированные произвольными арифметическими преобразованиями в ритмах снятой композиции Macles . [ 7 ] [ 8 ]
Что касается «Эквивалентности» (1963), композитор заявил:
Название отсылает к многочисленным аспектам произведения и его следует интерпретировать в смысле равновесия между противоположными силами. Проще говоря, это размещение музыкальных инструментов: Тройная симметрия в дуге, образованной 6 ударниками, 3 группами духовых и фортепиано-челестой с арфой. На более высоком плане мы можем рассматривать это как изображение контрастирующих элементов, составляющих произведение: плотность: от нуля до максимума; регистры: фиксированные к мобильному; координация: абсолютное к относительному и т. д. Вся форма сама отражает эти противоположности, эту диалектическую игру, откуда возникает контрастная звучность, расширение динамического поля. Определенные структуры меняются от одного исполнения к другому, используя изменяемую интенсивность, которая в основном влияет на продолжительность резонансов ударных инструментов. Для иллюстрации: создается контраст между духовыми инструментами, издающими длительные звуки, с одной стороны, и с другой стороны - ударными инструментами, фортепиано, арфой и т. д., издающими звуки быстрого роста и затухания. Постепенно эти звуки приближаются, пока не сталкиваются. Движение продолжается до тех пор, пока звуки не придут в исходное состояние, но в противоположных сторонах: духовые издают «острые» звуки, а ударные инструменты посредством сложных трелей и т. д. издают длительно удерживаемые звуки. Анри Пуссер описывает это развитие как «дугу продолжительности». [ 2 ]
Работы (подборка)
[ редактировать ]- Ноктюрн, для фортепиано (1954)
- Стела для Омара Хайяма , для сопрано, фортепиано, арфы и ударных (1960)
- Этюд III, для оркестра с пятью ударными, челестой, арфой и фортепиано (1962)
- Эквиваленты для 18 игроков (1963)
- Beams-Diffractions , для 28 игроков (1970)
- Камакала («Треугольник энергий»), для трех оркестровых групп, пяти хоровых групп и трех дирижеров (1971)
- Шанти («Paix»), для электронного и конкретного звука (1972–73).
- Fluctuante-Immuable , для большого оркестра (1977)
- Гаку-но-Мичи («Les Voies de la musique» или «Le Tao de la musique»), фильм без изображений для электронных и конкретных звуков (1977–78); реализовано в студии электронной музыки NHK, Токио.
- Йо-Ин («Réverbérations»), théâtre sonore для воображаемого ритуала в четырех действиях, для электронных и конкретных звуков (1980); реализовано в Институте сонологии Рейкуниверситета, Утрехт.
- «При приближении медитирующего огня » для 27 музыкантов японского оркестра гагаку, двух хоров буддийских монахов сект Тэндай и Сингон, шести перкуссионистов и пяти танцоров бугаку (1983); по заказу Национального театра Японии (Кокурицу Гэкидзё), Токио
- Анахата («Примордиальная вибрация» или «Вибрация д'оригине»), для пяти японских традиционных музыкантов (трех исполнителей гагаку и двух певцов сёмё), ударные, электронные и конкретные звуки, постановка и свет (1984–86); по заказу Осеннего фестиваля в Париже.
- Libérations (1989, в 2011 году переименован в «Песни для другой половины неба»); по заказу Осеннего фестиваля в Париже.
- Буцумёэ («Церемония покаяния»), для двух женских голосов (сопрано с расширенной вокальной техникой, с использованием различных ударных инструментов)
- Sapphoiketis («Sappho implorante»), для двух женских голосов (сопрано с расширенной вокальной техникой) и электроакустической музыки.
- Эркос («Chant, Louange»), для сольного исполнителя Сацума-бива, использующего расширенную вокальную технику и несколько ударных инструментов, с электроакустической музыкой (1990–91); по заказу Westdeutscher Rundfunk и реализован в студии электронной музыки WDR в Кёльне.
- Galaxies (версия Sigma), с вокальным соло ...kono yo no hoka... («...ce monde au-delà...»), для вокалиста, использующего расширенные вокальные техники Сёмё, с электроакустической музыкой, светом и постановка (1996); по заказу Роджера Лафосса для фестиваля Sigma и реализован в студии электронной музыки Консерватории Свелинка в Амстердаме.
- L'Anneau des sept lumières [Кольцо семи огней]; Метаметалл (длинная версия). Семь непрерывных вариаций одного семпла Бонсё для электронного и конкретного звучания (1994–95, редакция и новый мастер 2013 г.)
- Etats-Limites, ou les cris de Petra [Границы, или Крики Петры], для электронных и конкретных звуков (2013)
- Le Minuit de la Foi [Полночь веры], для электронного и конкретного звука (2014)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стоянова 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Элой, 1967 год .
- ^ Сиано 2013 , 31.
- ^ Сиано 2013 , 32.
- ^ Бертон 2002 .
- ^ Крамер 1973 , 148.
- ^ Лоуман 1971 , 436.
- ^ Крамер 1973 , 141.
Ссылки
[ редактировать ]- Бертон, Энтони (2002). «Элуа, Жан-Клод». В «Оксфордском справочнике по музыке » под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866212-2 .
- Элой, Жан-Клод (1967). Примечания на вкладыше, адаптированные в переводе Гивона Корнфилда. Пьер Булез, дирижирующий Шенберг, Элой, Пуссер (Элой: Эквиваленты , для 18 инструментов; Пуссер: Мадригал III , для кларнета, скрипки, виолончели, 2 ударных инструментов и фортепиано; Шенберг: Verklaerte Nacht ). Музыкальный доменный ансамбль; Страсбургская ударная группа; Пьер Булез, дир. Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стерео. Эверест 3170. Нью-Йорк: Everest Records.
- Крамер, Джонатан . 1973. "Серия Фибоначчи в музыке двадцатого века". Журнал теории музыки 17, вып. 1 (Весна): 110–148.
- Лоуман, Эдвард А. 1971. «Пример чисел Фибоначчи, используемых для создания ритмических значений в современной музыке». Фибоначчи Ежеквартальный 9, вып. 4: 423–426.
- Сиано, Леопольдо (2013). «Пути музыки»: портрет французского композитора Жан-Клода Элуа». Музыкальные тексты , № 139 (ноябрь): 25–34, 38–39.
- Стоянова, Иванка (2001). «Элой, Жан-Клод». Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюмредер, Кристоф фон . 2017. Электроакустическая музыка: композиционная революция и ее последствия . Сигналы из Кёльна, вклад в музыку Zeit 22, Вена: Verlag Der Apfel ISBN 978-3-85450-422-1 .
- Шовен, Мари-Жозе (1971). «Интервью с Жан-Клодом Элуа». Courrier music de France 36 (октябрь – декабрь).
- Делош, Эме-Катрин (1985). «Элой, вновь посещенное время». Молчание 1:159–167.
- Элой, Жан-Клод (1969). «Восточная музыка, наша знакомая вселенная». В «Музыке в жизни 2» («Сияние африканских культур, взгляды на азиатские цивилизации, некоторые проблемы современного мира»), 183–215. Париж: ОРТФ.
- Элой, Жан-Клод (1970). «Импровизация: убежище, утопия или необходимость?» Мир музыки / Die Welt der Musik / Le Monde de la musique 12, вып. 3:6–21. [На английском, немецком и французском языках.]
- Элой, Жан-Клод (1995). «Другая сторона звуков: к новым границам музыкальных территорий?» В «Музыке и мире» (Internationale de l'imaginaire, nouvelle serie 4), под редакцией Франсуазы Грюнд, 193–231. Арль: Actes Sud. ISBN 2-7427-0280-6 .
- Элой, Жан-Клод (2006). «От Камакалы до Шанти ». В книге «Композиция и музыковедение в диалоге V» (2001–2004) под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 23–53. Сигналы из Кельна, музыка того времени 11. Мюнстер, Берлин, Гамбург, Лондон, Вена: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7945-3 .
- Элой, Жан-Клод (2013). «Cheminement», письмо Леопольдо Сиано, 21 августа 2011 г., немецкий перевод Моники Лихтенфельд. Воспроизведено в Siano 2013 . Музыкальный текст , нет. 139 (ноябрь): 27.
- Фелдер, Джон (1981). «Структурная функция преобразований ролей ветра в эквивалентностях Дж. К. Элоя». Ex Tempore: Журнал композиционных и теоретических исследований в музыке 1, вып. 1:18–35
- Грин, Тона (1991). «Интервью с Жан-Клодом Элуа». Компьютерный музыкальный журнал 15, вып. 1 (Весна): 14–19.
- Маш, Франсуа-Бернар (1963). «Новая работа Мессиана». Меркурий Франции 1202 (декабрь), 828–831. Перепечатано в книге Франсуа-Бернара Маша, Полвека музыки... и всегда современной , Сборник семиотики и философии музыки (Париж: L'Harmattan, 2000), 28–31. Жан-Клода Элоя, [обсуждает «Эквивалентности» » Мессиана а также «Сент-хайкай ]
- Моравска-Бюнгелер, Мариетта. 1988. Колеблющиеся электроны. Документальный фильм о Западногерманской радиостудии электронной музыки в Кёльне 1951–1986 гг. Кельн-Роденкирхен: П. Дж. Тонгер. ISBN 3-920950-06-2 .
- Роквелл, Джон (19 ноября 1983 г.). «Музыка: Жан-Клод Элой». Нью-Йорк Таймс .
- Стоянова, Иванка (1993). «Мифы о женственности восьмидесятых и девяностых: Штокхаузен, Элой», переосмысление и переопределение, случай «постмодернизма» в музыке (исследования по оценочным исследованиям), изд. Отто Коллерич, 87–116. Вена: Универсальное издание.
- Стоянова, Иванка (1997). «Жан-Клод Элуа: в поисках медитирующего огня: портрет композитора». В музыке и науках , изд. Г. Ф. Арланди, 196–227. Бохум.
- Стоянова, Иванка (2003). «Производство и воспроизведение электронной музыки на примере Жан-Клода Элуа». В «Музыкальном производстве и интерпретации: об исторической необратимости эстетического созвездия» (Исследования по исследованию оценки 43), изд. Отто Коллерич, 163–175. Вена: Универсальное издание.
- Стоянова, Иванка (2004). Между решимостью и авантюрой: Очерки музыки второй половины XX века . Париж: Editions l'Harmattan.
- Вейд, Жан-Ноэль фон дер (1997). « Звуковая космогония Жан-Клода Элуа ». Диссонанс , №51:30–32. Английский перевод с сайта композитора
- Янг, Роб (2010). « Жан-Клод Элой: Шанти , Hors Territoires 2 × CD; Гаку-Но-Мичи , Hors Territoires 4 × CD ». Прослушка , нет. 321 (28 октября): 57.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Жан-Клода Элоя Дискография на Discogs
- Жан-Клод Элуа на IMDb
- Отрывок из фильма YO-IN (Réverbérations) , 1980, на YouTube
- Ревю книг, интервью, записи, партитуры, воспоминания
- Книги и компакт-диски за пределами территорий
- внешние территории Тексты
- Музыкальные примеры
- Фрутман, Стивен (2012). « Жан-Клод Элой: 4View (Hors Territoires) » Обзор компакт-диска, Igloomag.com
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские теоретики музыки
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Композиторы электроакустической музыки
- Ондисты
- 1938 рождений
- Живые люди
- Люди из Мон-Сен-Эньян
- Ученики Дариуса Мийо
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Французские писатели-мужчины