Jump to content

ГИС и экологическое управление

США Администратор Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA) У. Крейг Фьюгейт выступает на семинаре Красного Креста по использованию социальных сетей во время стихийных бедствий. ГИС призваны сыграть важную роль в таких программах.

Географическая информационная система (ГИС) — широко используемый инструмент для управления окружающей средой, моделирования и планирования. По простому определению Майкла Гудчайлда , ГИС — это «компьютерная система для обработки географической информации в цифровой форме». [1] В последние годы он сыграл важную роль в философии участия, сотрудничества и открытых данных . Социальная и технологическая эволюция вывела цифровые и экологические программы на передний план государственной политики, глобальных средств массовой информации и частного сектора.

Правительственные ведомства регулярно используют цифровые пространственные платформы для планирования и моделирования предлагаемых изменений в дорожных сетях, проектировании зданий, зеленых зонах , коммунальных услугах, предотвращении преступности, производстве энергии , управлении отходами и безопасности . Некоммерческие организации также используют геопространственные и веб-картографические подходы в политических кампаниях для лоббирования правительств, протеста против социально или экологически вредных компаний и получения общественной поддержки. Частный бизнес, например, в сфере землепользования , добычи ресурсов , розничной торговли, производства или социальных сетей , также включает ГИС в общие стратегии получения прибыли.

наука Гражданская и ГИС

Гражданская наука является частью более широкого акцента на участие общественности в экспертных областях в западных демократиях. [2] Этот термин «часто используется для описания сообществ или сетей граждан, которые действуют как наблюдатели в какой-либо области науки». [3] Хотя в более узком смысле оно используется для описания перехода к формам создания знаний, генерируемых пользователями , оно регулярно упоминается как в литературе по ГИС с участием общественности , так и в литературе по экологическому управлению в целом.

Министр ВМС США Рэй Мабус проинформирован о ликвидации разлива нефти на платформе Deepwater Horizon . На заднем плане видна веб-ГИС. Разработанное NOAA приложение для управления экологическим реагированием (ERMA) было разработано для помощи менеджерам ресурсов после разлива.

Национальное общество Одюбона: Отслеживание птиц при разливе заливе Персидском в

Большая часть гражданской научной литературы основана на изучении дикой природы. Например, Гудчайлд [3] ссылается на (CBC) Национального общества Одюбона подсчет рождественских птиц как на классический пример гражданской науки в действии. Каждый год в зимний период американская природоохранная организация призывает волонтеров-орнитологов собирать информацию о количестве видов птиц в их местности. [4] После сбора полевых данных каждый волонтер может внести свои наблюдения за птицами в онлайн-базу данных, что будет полезно как научным исследователям, так и любителям птиц. Проект eBird , позволяющий широкой публике исследовать ряд наборов данных о видах птиц на основе карт и диаграмм, является результатом этих ежегодных массовых волонтерских мероприятий.

Особый интерес представляет система отслеживания птиц в Персидском заливе; интерактивную карту наблюдений десяти видов, находящихся под угрозой в результате Deepwater Horizon разлива нефти в 2010 году. Орнитологам побережья Мексиканского залива было предложено (в то время, когда она была в прямом эфире) сообщать о своих наблюдениях за рядом находящихся под угрозой птиц (таких как коричневый пеликан , розовая колпица и ржанка Вильсона ), чтобы помочь в операции по очистке, а также определить пляжи, наиболее пострадавшие от разлива нефти. Национальное общество Одюбона приняло активное участие в ликвидации последствий разлива нефти в Персидском заливе после катастрофы и имеет специальную программу по координации ресурсов, поддержанию связи с местными властями и развертыванию оборудования после разлива. В их шестимесячном отчете собраны некоторые из этих ключевых факторов. Инициатива гражданской науки Национального общества Одюбона не только была названа «основой... для понимания [непосредственных] последствий катастрофы», но и [5] но и за долгосрочные усилия по мониторингу здоровья находящихся под угрозой исчезновения видов в регионе побережья Мексиканского залива . Более того, их низовой идеал мобилизовал огромное количество добровольцев Персидского залива, чтобы «призвать избранных должностных лиц и правительственные учреждения привлечь к ответственности таких загрязнителей, как BP ». [5] за финансовые, экологические, экономические и социальные издержки, связанные с такими бедствиями. картографического веб-программного обеспечения (более «дружественной к гражданам» формы ГИС) и дискурсов экологического управления Это, пожалуй, самый очевидный пример столкновения . Идея добровольно генерируемых пользователями данных граждан является руководящей мантрой для таких проектов и краеугольным камнем любых более широких попыток лоббировать национальные правительства, взаимодействовать с местными общественными группами и проводить научные исследования.

Картирование изменений [ править ]

Еще один пример гражданской науки и ГИС в действии взят из академии. Инициатива «Картирование перемен» Университетского колледжа Лондона (UCL) и сети устойчивого развития «Лондон 21» побудила группы добровольцев, местные органы власти и агентства развития создавать проекты на основе карт для поддержки политических, социальных и экологических целей. На самом веб-сайте Mapping for Change они даже предоставляют набор инструментов для картографирования шума, призванный помочь местным сообществам собирать доказательства навязчивых и нежелательных экологических помех и опасностей. Сообщество Royal Docks в Лондоне использовало такой инструментарий, чтобы выразить свою озабоченность Комитету по охране окружающей среды Управления Большого Лондона по поводу планов расширения аэропорта Лондон-Сити . Вооружившись шумомерами, опросными листами и доступом к картографической онлайн-платформе, жители смогли контролировать уровень шума; от самолетов и проезжающих автомобилей до пения птиц и звуков реки.

Самолет приземляется в аэропорту Лондон-Сити . Местные жители использовали интернет-карты шума, чтобы продемонстрировать свои возражения против предлагаемого расширения полетов.

Затем их данные были визуализированы в различных форматах, чтобы помочь продвинуть их аргументы. Жители Королевских доков постоянно страдают от взлетающих и приземляющихся самолетов в аэропорту Лондон-Сити, а планы по увеличению количества рейсов в год на 50% (до 120 000) встречают сопротивление со стороны местных сообществ на том основании, что это уменьшит их количество. качество жизни. [6]

ГИС и гражданская наука идут рука об руку. Картографические веб-платформы служат полезным инструментом для национальных природоохранных обществ, местных общественных групп и отделов планирования для сбора реальных данных по экологическим проблемам. Добровольные, низовые подходы могут помочь собрать непрофессиональные знания, которые можно будет использовать в более формальных политических рамках.

Экологическая справедливость

На местном уровне ГИС часто использовалась для привлечения заинтересованных сторон к планированию экологически «плохих» объектов. Атомные электростанции , ветряные электростанции , свалки и другие энергетические объекты часто подвергаются противодействию NIMBY по эстетическим, медицинским и социальным причинам. И это несмотря на их способность создавать «хорошие» экономические факторы или возможности трудоустройства. Таким образом, ГИС оказалась развернутой наряду с более широкими подходами анализа затрат и выгод (CBA) и многокритериального анализа решений (MCDA) к социально-политическим конфликтам. Активисты экологической справедливости (EJ) считают, что эти решения способствуют дальнейшему укоренению расовых и классовых различий. [7] ГИС обеспечивает важный взгляд на движение EJ.

Элементы правосудия [ править ]

В широком смысле движение EJ представляет собой слабое объединение социальных групп, заинтересованных сторон и активистов, стремящихся бороться с социально-политической несправедливостью. Обычно это происходило по одному мотиву; равное распределение экологических благ и плохих вещей. Как утверждает Шлосберг, «вопрос распределения всегда присутствует и всегда является ключевым» для руководящего духа EJ. Однако часто выдвигаются и другие требования. Следуя Шлосбергу, есть еще два требования, которые составляют движение EJ, помимо простого «[пере]распределения экологических бед и благ». [7] Во-первых, это «признание разнообразия участников и опыта пострадавших сообществ». [7] Таким образом, EJ требует, чтобы люди, пострадавшие от экологической несправедливости, были должным образом замечены другими. Отсутствие признания в дискурсах местного сообщества, «продемонстрированное различными формами оскорблений, деградации и обесценивания», [7] маргинализировать тех, кто и без того менее всего способен оспаривать политические решения. Второе – это понятие совместного правосудия . По словам Шлосберга; [7] «Если вас не признают, вы не участвуете». Таким образом, признательное правосудие напрямую ведет к партисипативному правосудию. С точки зрения EJ, участие означает вовлечение тех, кто находится за пределами типичного политического/институционального порядка. Демократические и основанные на широком участии процедуры принятия решений являются одновременно элементом и условием социальной справедливости. [8] Одновременно можно бросить вызов институционализированной изоляции, социальной культуре непризнания и нынешним моделям распределения. [7]

Аэрофотоснимок Нового Орлеана после урагана Катрина в 2005 году. Наводнение большой силы непропорционально сильно затронуло бедные черные кварталы города.

Опасность наводнения, раса и экологическая справедливость в Йорке Нью -

Маантай и Марокко [9] Исследования призваны помочь в управлении рисками и планировании действий на случай стихийных бедствий до и после сильного наводнения. Используя кадастровую экспертную дасимметричную систему (CEDS), они смогли оценить количество «уязвимых групп населения» в густонаселенном районе Нью-Йорка. Их исследования в целом поддерживают подход EJ к смягчению последствий стихийных бедствий. Подчеркивая важность вопросов равенства и непропорциональную подверженность некоторых людей подобным событиям, они ссылаются на идею движения EJ о справедливости распределения. Отсутствие «сильных социальных, финансовых или политических структур поддержки» является составляющим фактором того, как люди справляются с крупномасштабными бедствиями. [9] Критика реакции правительства США на разрушительные последствия урагана Катрина в 2005 году основывается на таких представлениях. [10] Интернет-публикация, созданная Советом социальных наук (SSRC) под названием «Понимание Катрины», помогает обосновать это исследование на социально-политических подходах к так называемым «стихийным» бедствиям.

Маантай и Мароко полагают, что ГИС могут сыграть важную роль в этом понимании «рисков». Поскольку Нью-Йорк является «гипергетерогенным городским районом», [9] традиционных административных данных о населении недостаточно для исследования зон затопления/популяционного риска. Более точный анализ возможен, если вместо этого использовать наборы данных на уровне налогов (основанные на небольших жилых единицах). Маантай и Марокко используют наборы данных Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA) о поймах и налоговом уровне, чтобы определить потенциальное количество людей, подвергающихся риску. Подход CEDS значительно увеличивает число пострадавших людей в городе Нью-Йорке. Используя другой метод ГИС, Маантай и Мароко могут лучше представить воздействие таких наводнений на меньшинства. Таким образом, их исследование поддерживает все идеи Шлосберга о распределительной, признательной и партисипативной справедливости. [7] Как отмечают сами; «Невыгоды, от которых страдают общины расовых и этнических меньшинств во время и после стихийных бедствий, обусловлены прежде всего их низким экономическим статусом и отсутствием политической власти». [9] Их исследования в целом поддерживают цели движения EJ.

Новые городские пейзажи [ править ]

ГИС также сыграла роль в создании новых городских ландшафтов. Планируемые города, спроектированные полностью с нуля, обычно используют цифровые технологии для визуализации и демонстрации городских планировок, строительных конструкций и транспортных средств. Хотя технологии CAD / CAM часто используются для визуализации, построения и реализации определенных инженерных объектов, ГИС помогает четко реализовать пространственные компоненты города. Экологические нарративы о «безуглеродном» и устойчивом будущем благоприятствуют представителям ГИС-индустрии. «Задача XXI века», как выразилась бы ESRI , «заставить остановить прогресс изменения климата». [11] Геопространственное программное обеспечение сыграло свою роль в развитии этого повествования.

Масдар-Сити [ править ]

Масдар-Сити — это « устойчивый , безуглеродный и безотходный проект», который в настоящее время строится в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Масдар, расположенный в эмирате Абу-Даби , описывается как «развивающийся глобальный центр возобновляемой энергетики и чистых технологий». [12] Компания Abu Dhabi Future Energy профинансировала и курировала проект стоимостью 18 миллиардов долларов. На улицах запрещено движение автомобилей, энергия частично производится из возобновляемых источников, строительные материалы являются «экологичными», а водопользование контролируется. ГИС используется для планирования, облегчения и тестирования множества экологических явлений и технологических процессов.

Специальная группа ГИС отвечает за «управление общими потребностями в пространственной информации» проекта. [13] начиная с составления общей базовой карты для поддержки городской инфраструктуры. Без пространственного плана оперативных механизмов Масдара город не сможет реализовать свои грандиозные амбиции. В частности, ГИС используется для визуализации, анализа и моделирования землепользования в городе. Масдар – в отличие от любого другого города – должен включать в себя множество объектов энергетики по своему периметру. Активистам EJ хорошо известно, что размещение таких объектов может стать ключевой областью конфликта. Масдара Водоочистные и канализационные станции , центр переработки материалов, солнечная электростанция , геотермальный испытательный полигон, для солнечных панелей испытательная площадка и бетонный завод — все они должны быть расположены в черте города. Как подтверждает руководитель проекта CH2M Hill по управлению объектами и ГИС проекта Масдар; «Никогда еще так много экологических объектов не собирались в одном месте». [11] ГИС — это главный инструмент, с помощью которого можно представить в цифровой среде различные сценарии размещения. В этом случае ГИС рассматривается как инструмент принятия решений ; информирование практиков, работающих над проектом Масдар.

ГИС также используется для непосредственного моделирования некоторых ключевых объектов инфраструктуры Масдара. Одним из таких примеров является участие компании в моделировании общегородской системы индивидуального быстрого транспорта (PRTS). Поскольку въезд в город обычным автотранспортным средствам запрещен, «беспилотная» транспортная система будет перевозить людей и грузы через территорию площадью 7 км2. ГИС способна моделировать маршрут системы, включающий 85 пассажирских станций и около 1700 автоматизированных транспортных средств. Нарисовав пространственные буферные зоны вокруг потенциальных остановок PRTS, карты пассажирских расстояний могут визуализировать жилые районы, которые выходят за рамки идеальных требований к обслуживанию. ГИС — инструмент для визуализации таких проблем. Гладко функционирующая PRTS является центральным инфраструктурным аспектом великого видения Масдара, и инжиниринговые компании, специализирующиеся на ГИС-технологиях, помогли реализовать эту цифровую мечту. Однако особенно скептически настроены журналисты. Как утверждал Брайан Уолш; «Сможет ли Масдар-Сити когда-нибудь действительно обрести аутентичность настоящего города?» [14] Или, как утверждает Джонатан Глэнси , его «ультрасовременные аспекты… окажутся миражом»? [15]

Постполитические программы

На Копенгагенском саммите 2009 года не удалось выработать юридически обязательный договор о национальных уровнях выбросов CO2, несмотря на (или, возможно, благодаря) почти глобальную делегацию. Пример в действии Жака Рансьера разделения разумного . Данные МГЭИК , основанные на ГИС и процессах экологического моделирования, составляют основу для предлагаемых правовых рамок.

«Пост-политика» — это неологизм, обозначающий консенсусный, основанный на участии и техно-управленческий подход к современному управлению. , первоначально придуманная Славоем Жижеком и обсуждавшаяся такими людьми, как Жак Рансьер и Эрик Свингеду , утверждает, что жизнь в западном мире обычно характеризуется деполитизирующим эффектом «согласованного полицейского приказа». Постполитическая критика [16] правительства искали ряд различных техно-управленческих «исправлений» Неолиберальные для решения именно экологических проблем, а не политических процессов. Как утверждает Свингедоу, такие силы «заменили дебаты, разногласия и разногласия серией технологий управления, которые сливаются вокруг консенсуса, согласия, бухгалтерского учета и технократического управления окружающей средой». [16] Таким образом, если возникновение постполитического порядка обусловлено растущей зависимостью от «технократического управления окружающей средой», как утверждает Свингедоу, то ГИС – как инструмент неолиберального управления окружающей средой – неявно присутствует в таком порядке.

Полиция, политика и политика [ править ]

Во-первых, он служит разъяснению утверждений о «постполитическом тупике». Лучше всего это можно понять через то, что Рансьер называет полицией , политикой и политикой . [17] Именно в этих трех терминах Рансьер определяет то, что он называет истинным смыслом политического действия и того, что значит осуществлять политическое право. Как Панагия [18] аккуратно резюмирует; «Политика – это практика отстаивания своей позиции, разрывающая логику архе ». Политика – это новое открытие искусства дебатов, конфликтов и борьбы, а не просто реорганизация административной структуры существующих политических структур (а именно, государственного аппарата). Политическое , по словам Рансьера, предназначено для «того, кто «пропал без вести», для того, у кого нет речи, которую можно было бы услышать». Демократия не способствует созданию «идеализированно-нормативного состояния». [16] равных прав, но построено на самом онтологическом понятии таковых. Политика выводит политическое на передний план; превращая то, что раньше было шумом, в законную речь. Многое из того, что в современном мире считается политикой, на самом деле относится к полиции . Политика – это не политика в этом смысле. Это то, что Рансьер называет разделением чувственного . [17] или установленный порядок вещей.

Постполитика современного управления приводит в этот порядок все, что может. Те, кто ранее был исключен из структуры полиции, теперь являются « ответственными» партнерами». [16] в рамках соглашения, основанного на участии заинтересованных сторон . Все взгляды, которые раньше были антагонистическими и противоречивыми, теперь собраны на более домашней, согласованной арене. Для «иррациональных» требований не остается места. Таким образом, Рансьер говорит, что «консенсус - это сведение политики к полиции». [17] Нигде это не было так заметно, как в апокалиптических климатических повествованиях, которые до бесконечности рассказывают специалисты-экологи, политики и неправительственные организации. Политика консенсуса нашла свое место на экологической арене.

Постполитическая ГИС

Короче говоря, ГИС работает как инструмент посредничества и разрешения социально-экологических конфликтов. Он делает это, работая в рамках идеи Рансьера о разделении чувственного. Хотя он может позволить ранее не услышанным голосам получить право голоса (в первую очередь, в кампаниях за экологическую справедливость), он все же – как инструмент неолиберального управления – не дает места тем, кто считается «сторонним», неуправляемым или конфликтным, чтобы иметь право голоса. . Например, Элвуд сожалеет о якобы «совместном» размахивании флагами, которое практикуют те, кто участвует в городских проектах на основе ГИС. [19] По ее словам, «навыки, а также финансовые и временные затраты на использование ГИС фактически не позволяют многим людям, социальным группам и организациям участвовать в исследованиях и принятии решений там, где они используются», лишая участия тех, у кого нет средств для участия. [19] ГИС не обязательно способствует участию всех.

Более того, ГИС ограничена в своей онтологической сфере, сводя все пространственные объекты к вычислимому порядку . Как утверждает Лещинский, [20] ГИС управляет «дискурсом, населенным дискретными объектами знаний»; дифференциация «между бинарностью истины и ошибки». [21] Таким образом, ГИС является центральным политическим инструментом современного социально-экологического управления. Он упорядочивает пространство в дискретные и упорядоченные форматы. Как отмечает Джереми Крэмптон, [21] «Базовая модель мира в текстах по ГИС-наукам: точки, линии, площади, поверхности и объемы», плохо подготовленная к работе с недискретными, непрерывными явлениями окружающей среды. Все, что не вписывается в этот порядок, остается в стороне. Таким образом, ГИС исключает то, что не может быть «соответственно структурировано». [20] исключение эпистемологий , которые не вписываются в формальную вычислительную структуру; формальная структура, синоним «бухгалтерского расчета рисков и технологий экспертного управления». [16] Если принять анализ Рансьера и Свингедоу и принять критику Элвуда, Крэмптона и Лещинского, аппаратом выбора для техно-энвиро-менеджериста является ГИС.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Гудчайлд, Майкл Ф. (июль 2009 г.). «ГИС-наука и системы». стр. 526–538. дои : 10.1016/B978-008044910-4.00029-8 . ISBN  9780080449104 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  2. ^ Чилверс, Джейсон (2008). «Экологический риск, неопределенность и участие: картирование нового эпистемического сообщества». Окружающая среда и планирование А . 40 (12): 2990–3008. дои : 10.1068/a39279 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудчайлд, Майкл Ф. (2007). «Граждане как датчики: мир добровольной географии». Геожурнал . 69 (4): 211–221. CiteSeerX   10.1.1.525.2435 . дои : 10.1007/s10708-007-9111-y .
  4. ^ Одюбон. «Наука Одюбона: подсчет рождественских птиц» (PDF) . Национальное общество Одюбона. Архивировано (PDF) из оригинала 3 ноября 2011 г. Проверено 16 мая 2011 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Одюбон (2010). «Нефть и птицы: слишком близко для комфорта» (PDF) . Национальное общество Одюбона. Архивировано (PDF) из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 16 мая 2011 г.
  6. ^ Левитт, Том. «Битва в Высоком суде по поводу расширения аэропорта Лондон-Сити» . Эколог . Архивировано из оригинала 28 января 2011 года . Проверено 19 мая 2011 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Шлосберг, Дэвид (2004). «Переосмысление экологической справедливости: глобальные движения и политические теории». Экологическая политика . 13 (3): 517–540. дои : 10.1080/0964401042000229025 .
  8. ^ Янг, Ирис Мэрион (1990). Справедливость и политика различий (11-е издание). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-07832-8 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Маантай, Дж; Марокко, А (2009). «Картирование городских рисков: опасность наводнений, расовая принадлежность и экологическая справедливость в Нью-Йорке» . Прикладная география . 29 (1): 111–124. дои : 10.1016/j.apgeog.2008.08.002 . ПМК   2680302 . ПМИД   20047020 .
  10. ^ Каттер, Сьюзен (2006). «География социальной уязвимости: раса, класс и катастрофа» . Понимание Катрины: перспективы социальных наук . Совет социальных наук по исследованиям (SSRC). Архивировано из оригинала 20 марта 2011 года . Проверено 16 мая 2011 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЭСРИ (2009). «Масдар-Сити: первый в мире город с нулевым выбросом углерода» (PDF) . Институт исследования экологических систем. Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2012 года.
  12. ^ «Что такое Масдар-Сити?» . Компания Abu Dhabi Future Energy (Масдар). Архивировано из оригинала 31 мая 2011 года . Проверено 17 мая 2011 г.
  13. ^ МакЭлвейни, Шеннон. «Программа развития города Масдар: использование ГИС-технологий для планирования и строительства устойчивого города» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 марта 2012 года . Проверено 16 мая 2011 г.
  14. ^ Уолш, Брайан (25 января 2011 г.). «Масдар-Сити: самый зеленый город в мире?» . Время . Архивировано из оригинала 28 мая 2011 года . Проверено 16 мая 2011 г.
  15. ^ Гланси, Джонатан (10 мая 2011 г.). «Внутри Масдар-сити: современный мираж» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 30 сентября 2013 года . Проверено 17 мая 2011 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Свингедоу, Эрик (2009). «Антиномии постполитического города: в поисках демократической политики экологического производства» . Международный журнал городских и региональных исследований . 33 (3): 601–620. дои : 10.1111/j.1468-2427.2009.00859.x .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рансьер, Жак (2001). «Десять тезисов о политике». Теория и событие . 5 (3). дои : 10.1353/tae.2001.0028 .
  18. ^ Панагия, Давиде (2001). «Ceci n'est pas un аргумент: Введение в десять тезисов». Теория и событие . 5 (3). дои : 10.1353/tae.2001.0027 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элвуд, Сара (2006). «Переговоры о производстве знаний: повседневные включения, исключения и противоречия совместных исследований ГИС». Профессиональный географ . 58 (2): 197–208. дои : 10.1111/j.1467-9272.2006.00526.x .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лещинский, Агнешка (2009). «Количественные ограничения качественных взаимодействий: ГИС, ее критики и философский разрыв». Профессиональный географ . 61 (3): 350–365. дои : 10.1080/00330120902932026 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крэмптон, JW (2011). «Картографические расчеты территории». Прогресс в человеческой географии . 35 (1): 92–103. дои : 10.1177/0309132509358474 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 317030f99595ab61eb21920602e9abbe__1717604640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/be/317030f99595ab61eb21920602e9abbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
GIS and environmental governance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)