Цанары
Цанары [ а ] были кавказским народом, упоминающимся в арабских текстах восьмого-десятого веков нашей эры. Первоначально они жили недалеко от Дарьяльского ущелья к северу от Тбилиси, но затем распространились на Кахетию . В девятом и десятом веках цанары мигрировали в районы вблизи Шакки вокруг перевалов, соединяющих Кахетию с Дагестаном .
Номенклатура
[ редактировать ]Плиний Старший в первом веке нашей эры назвал Цанара Санароем ( Σαναροι ). Армянское Цанар ( имя к') (Ծանար(ք)) встречается в сочинении VII века «Ашхарацуйц» , согласно которому, аланы называли Цанаров Целканом . Это же имя встречается в грузинской летописи X века « Обращение Картли» , где упоминаются целканцы, пховелианцы, мтиулцы и чарталианцы (жители реки Чарталис-Хеви, притока Арагви ) . X века В арабском произведении «Худуд аль-Алам » цанары названы Санар ( Шанар ). [ 1 ]
Название может присутствовать в этнонимике и топонимике Центрального Кавказа . По мнению немецкого учёного Юлиуса Клапрота , осетины называли мохевцев Цона , а регион от Дарьяльского ущелья до Коби Сона-Сена. В 1970 году российский историк и кавказовед Наталья Волкова записала осетинское имя Казбека как Саена ( Сена ) в селе Коби. Кабардинское , а иногда и название сванов всего населения южнее Крестового перевала , — сонэ ( сонэ ). Возможно, эти названия сопоставимы с этнонимом цанары. [ 2 ]
Современная документация
[ редактировать ]Ранние упоминания
[ редактировать ]Цанары были известны Птолемею . [ 3 ] [ 4 ] Плиний Старший упоминает цанаров ( Σαναροι ) в первом веке как народ, занимавший Дарьяльское ущелье и территорию южнее. В произведении VII века «Ашхархацуйц» Цанары упоминаются как Цанары(к’) ( Ծանար(ք) ), соседи Тушей и Двалов , на земле которых находились горные перевалы алан и целканов. [ 5 ]
Арабские вторжения
[ редактировать ]В мусульманской историографии сохранились рассказы о волнениях среди цанаров. [ 6 ] По мнению арабских авторов, таких как аль-Якуби , воинственные горцы цанары стали особенно активными во второй половине VIII и начале девятого веков. Их частые восстания беспокоили арабскую администрацию Арминии . [ 7 ]
Согласно рассказу историка восьмого века Аль-Баладхури , Язид ибн Асид прошел к Баб аль-Лану (Воротам алан) и разгромил восставших цанаров, а затем обложил хараджем их («земельным налогом»). Историки Михаил Артамонов и Арам Тер-Гевондян относят эту битву и другие события к первому периоду правления Язида ибн Асида в Арминии ( ок. 752 – 754). Эту датировку опровергает Арсен Шагинян который отмечает в рассказе Аль-Баладхури, что битва произошла «когда аль-Мансур стал халифом». [ 8 ]
По рассказу аль-Якуби, Амр ибн Исмаил прибыл по просьбе правителя Арминии и повел 20-тысячное войско против цанаров, убив за один день 16 тысяч из них и двинулся на Тбилиси . [ 6 ] Он также упоминает, что при правлении аль-Аббаса ибн Зуфара аль-Хилали, назначенного Харуном ар-Рашидом , цанары снова восстали. [ 9 ] Согласно рассказу Китабул Футух» « Ибн А'сама аль-Куфи , аль-Хасан ибн Кахтаб возглавил 30-тысячную армию против Цанаров, убив 10 000 из них. Затем он двинулся дальше и покорил восставших жителей Джавахита (Джавахети-Джавахка). [ 6 ]
После смерти Исхака ибн Исмаила командир Буга Аббасидов аль-Кабир провел военную кампанию против союзников Исхака, цанаров. [ 10 ] В «Грузинских хрониках» говорится, что армия Буги насчитывала 120 тысяч человек. [ 11 ] Цанары были эффективны против его войск, победив его несколько раз за короткое время. Буга сражался с Цанаром шестнадцать или девятнадцать раз за девять дней, и его неоднократные поражения были унизительны. [ 12 ] По словам Товмы Арцруни , после потерь Буга вторглась в Кавказскую Албанию . [ 13 ]
Товма Арцруни не упоминает о какой-либо помощи извне, но, по словам Якуби , цанары просили помощи против Буги у византийцев , хазар и сакалиба ( славян ). [ б ] Столкнувшись с этой армией, Буга написал аль-Мутаваккилю , который послал Мухаммеда ибн Халида аль-Шайбани губернатором севера. Это достаточно успокоило цанаров, чтобы искать мира. Жозеф Лоран и Мариус Канар отмечают, что их главной целью было сохранение реки Куры как территориального разделителя. Более поздние союзники Цанаров указывают, что они участвовали в борьбе за власть между группами арабов на севере. Аль-Ягуби подтверждает их хорошие связи с другими негрузинскими, как христианскими, так и нехристианскими этническими группами Кавказа и за его пределами. [ 12 ]
Этническая принадлежность и локализация
[ редактировать ]Историки спорят об этнической принадлежности цанарцев. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Историки Владимир Минорский , Анатолий Новосельцев и другие связывают их с вайнахами ( чеченцами и ингушами ). [ с ] Грузинские историки Саргис Какабадзе , Мариам Лорткипанидзе и другие связывают их со сванами. [ 18 ] [ 19 ] или с грузинами вообще. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Историк Гиви Цулая не согласен с тем, что этническая принадлежность цанаров является спорной, говоря, что эта точка зрения «слишком категорична, чтобы ее можно было принять безоговорочно». [ 24 ] По словам Цулаи, цанары были этносом Восточной Грузии . [ 15 ] По словам аль-Масуди , цанары «утверждают, что произошли от арабов, а именно от Низара бин Маадда бин Мухара, и ветви ( фахда ) Укайла, поселившейся там с древних времен». [ нужна ссылка ] Владимир Минорский отвергает это утверждение, заявляя, что цанары «определенно не имели ничего общего с арабскими племенами». [ 12 ] В комментарии « Худуд аль-Алам » Василий Бартольд высказал предположение о генетической связи цанарцев с северными дагестанцами. [ 25 ] Российский историк и кавказовед Наталья Волкова отвергает версии именно об отнесении цанаров к вайнахам, дагестанцам или грузинам из-за отсутствия прямых доказательств языковой принадлежности. Исходя из этнической ситуации в этом регионе в античный и раннесредневековый периоды, можно было предположить, что цанарцы были иберо-кавказскоязычной группой. [ 26 ] Позднее цанары постепенно объединились с грузинами. [ 15 ] [ 17 ]
Историки также спорят о территории цанаров, которые большей частью были локализованы в Кахетии (Грузия) и Шакки ( Кавказская Албания ). Аль-Масуди помещает их между Тбилиси и Баб-эль-Ланом (современное Дарьяльское ущелье). [ 27 ] ) Очевидно, ссылаясь на аль-Масуди, анонимный автор « Худуд аль-Алама» помещает Цанары между Тбилиси и Шеки ; длина их страны измеряется 20 фарсахами . [ д ] [ 25 ] Согласно Дарбанд-наме , они жили в Джурзане , термин, который обычно относится к Картли (Грузия). [ 28 ] Историк Кирилл Туманов отмечает, что слово Шанария «использовалось арабами для обозначения Кахетии в целом... В грузинских источниках, напротив, канарцы встречаются только в узком смысле этого слова». [ 29 ] Владимир Минорский сказал, что царары первоначально населяли Дарьяльское ущелье, но позже распространились на восток, в Кахетию. [ 30 ] В девятом и десятом веках центры цанарцев переместились на восток в район Шакки и перевалов, соединяющих Кахетию с Дагестаном. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Ц'анар , Канарс ; Древнегреческий : Σαναροι , латинизированный : Санарой ; Аланик : Целкан ; Армянский : Ծանար(ք) , Романизированный : Цанар(к') ; Арабский : صنار , латинизированный : Ṣanār ; Грузинский : Грузинский , латинизированный : Грузинский
- ↑ Историк Йозеф Маркварт считает это самым ранним упоминанием славянского государства в истории. [ 14 ]
- ^ Novoseltsev 1990 , p. 107 (see the citation 94 on p. 156), referring to Minorsky 1963 , p. 211; Novoseltsev, Pashuto & Cherepnin 1972 , p. 40.
- ^ Фарсах — мера длины, варьирующаяся в зависимости от площади от 6 до 8 км (от 3,7 до 5,0 миль). [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Volkova 1973 , pp. 125–126.
- ^ Volkova 1973 , pp. 126–127.
- ^ Перейти обратно: а б Минорский 1953 , с. 506 (примечание 3).
- ^ Рэпп 2003 , с. 399 .
- ^ Волкова 1973 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с Шагинян 2008а , с. 82.
- ^ Шагинян 2008а , с. 87 (цитата 27).
- ^ Шагинян 2008а , с. 78.
- ^ Шагинян 2008а , с. 85.
- ^ Минорский 1958 , с. 19.
- ^ Шагинян 2008б , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Корова 2017 , стр. 85–86.
- ^ Минорский 1953 , с. 512.
- ^ Минорский 1958 , с. 110 (примечание 2).
- ^ Перейти обратно: а б с Novoseltsev 1990 , p. 107.
- ^ Вакка 2017 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Tuallagov 2018 , p. 26.
- ^ Новосельцев 1990 , с. 107 (см. цит. 94 на стр. 156).
- ^ "бацав | проф. топчишвили на бацби" . www.batsav.com . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ ШИОЛАШВИЛИ, ХАЛАДЗЕ, ХАЛАДЗЕ, БУРДУЛИ, КИСТАУРИ. ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО ТРУССО (на английском и грузинском языках). стр. 100-1 http://sciencejournals.ge/index.php/HAE/article/download/378/335/ .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ИТОНИШВИЛИ. «Вопросы истории Двалети в кривом зеркале» (PDF) .
- ^ Чикобава, Акакий. «Очерки истории Грузии. Том II. Грузия в IV-X веках. Тбилиси. 1973» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джапаридзе, Анания (2022). Католикосская церковь Албании и PDF Грузинская церковь: юрисдикция в Кахетии и Ерети ( ) (на грузинском языке). стр. 8–9.
- ^ Цулая 1986 , с. 26 (цитата 130).
- ^ Перейти обратно: а б с Волкова 1973 , с. 126.
- ^ Волкова 1973 , с. 127.
- ^ Данлоп 1960 .
- ^ Корова 2017 , стр. 86–87.
- ^ Рэпп 2003 , с. 398 .
- ^ Минорский 1958 , с. 162 (примечание 1).
Источники
[ редактировать ]- Данлоп, DM (1960). «Баб аль-Лан» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469456 .
- Kuznetsov, V. A. (1984). Golieva, A. T. (ed.). Очерки истории алан [ Essays on the history of Alans ] (in Russian). Ordzhonikidze : Ir. pp. 1–303.
- Минорский, В. Ф (1953). «Кавказский IV». БСОАС . xv (3). Лондон : SOAS : 504–529. дои : 10.1017/S0041977X00111462 .
- Минорский В. Ф. (март 1958 г.). История Шарвана и Дарбанда в X-XI веках . Кембридж : W. Heffer & Sons Ltd., стр. 1–187.
- Minorsky, V. F (1963). История Ширвана и Дербенда [ History of Shirvan and Derbend ] (in Russian). Moscow : Izd-vo vost. lit. pp. 1–266.
- Novoseltsev, A. P. ; Pashuto, V. T. ; Cherepnin, L. V. (1972). Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика) [ Paths of development of feudalism (Transcaucasia, Central Asia, Rus', Baltic states) ] (PDF) (in Russian). Moscow : Nauka . pp. 1–336.
- Novoseltsev, A. P. (1990). Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа [ The Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and the Caucasus ] (in Russian). Moscow : Nauka . pp. 1–264. ISBN 9785020095526 .
- Рэпп, С.Х. младший (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийство . Corpus scriptoru / Корпус восточно-христианских писателей / Субсидии. Том. 5, 113. Левен : Издательство Peeters. стр. 1–522. ISBN 9789042913189 . ISSN 0070-0444 .
- Shaginyan, A. K. (2008a). "Армения и Арминийа в составе 'Аббасидского Халифата во второй половине VIII и в начале IX в." [Armenia and Arminiya as part of the Abbasid Caliphate in the second half of the 8th and early 9th centuries]. Vestnik SPBU (in Russian) (3). SPb. : SPBU : 75–91. ISSN 1812-9323 .
- Shaginyan, A. K. (2008b). "Последнее восстание в Арабской провинции Арминийа (850–855 гг.)" [The last uprising in the Arab province of Arminiya (850–855)]. Vestnik SPBU (in Russian) (4–1). SPb. : SPBU : 108–117. ISSN 1812-9323 .
- Tuallagov, A. A. (2018). "Дарьял - "ворота алан" " [Darial - The Gates of Alans]. Izv. SOIGSI (in Russian). 27 (66). Vladikavkaz : SOIGSI: 15–29. ISSN 2223-165X .
- Цулая, Г. В. (1986). «Перевод, введение и примечания» [Перевод, введение и примечания]. В Дзидзигури В.; и др. (ред.). Хуаншер Джуаншериани: Жизнь Вахтанга Горгасала [ Джуаншер Джуаншериани: Жизнь Вахтанга Горгасала ] (PDF) . Памятники истории Грузии. горит. (на русском языке). Том. 6. Тбилиси : Менсиереба.
- Вакка, AM (15 ноября 2017 г.). «Конфликт и общность на Средневековом Кавказе» . Аль-Усур аль-Вуса . 25 (1). Нью-Йорк : Колумбийский университет : 66–112. дои : 10.7916/alusur.v25i1.6999 . ISSN 1068-1051 .
- Волкова, Н. Г. (1973). Лавров Л.И.; и др. (ред.). Этнонимы и племенные названия Кавказа ( Северного на русском языке). Москва : Наука . пп. 1–210.