Енисейский народ


Енисейский народ относится либо к современному, либо к древнему сибирскому населению, говорящему на енисейских языках . Несмотря на свидетельства, указывающие на историческое присутствие енисейских популяций по всей Центральной Сибири и Северной Монголии, сегодня сохранились только кеты и юги . Современные енисейцы живут в восточном среднем течении реки Енисей в Северной Сибири. По переписи 2021 года в России проживало 1088 кетов и 7 югов. [ 1 ]
По гидронимическим данным, енисейцы произошли из района Саян и южной оконечности озера Байкал . Известное историческое распространение енисейцев, вероятно, представляет собой миграцию на север, при этом современные кеты представляют собой самое северное расширение языковой семьи. [ 2 ] Эта миграция, возможно, произошла в результате падения конфедерации хунну , которая, по мнению Александра Вовина , вероятно, имела енисейскоязычный состав среди своей правящей элиты. [ 3 ] [ 4 ] Народ Цзе , ветвь хунну, основавших государство Поздний Чжао в Китае, вероятно, говорил на варианте енисейского языка, близком к Пумпоколе . [ 5 ]
С появлением дене-енисейской языковой семьи енисейцы были связаны с коренными американцами , особенно с атабасками . Было высказано предположение, что енисейцы представляют собой либо обратную миграцию из Берингова сухопутного моста в Центральную Сибирь, либо что первые носители енисейского языка возникли в Центральной Сибири, при этом носители на-дене распространились в Америку, в то время как носители енисейского языка остались в Сибири. [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Об истории енисейских народов известно немного. Енисейцы, вероятно, входили в состав конфедерации хунну и, возможно, были связаны с ее правящей элитой. Было также высказано предположение, что они сыграли важную роль в формировании гуннской империи . [ 3 ] [ 8 ] Народ Цзе , возможно, имеющий какое-то отношение к древним енисейцам, создал династию Позднего Чжао в северном Китае. Согласно лингвистическим данным, они считаются племенем пумпоколиков , и эта теория подтверждается свидетельствами длительного проживания пумпоколиков в северной Монголии. [ 5 ] Через некоторое время они были побеждены и ассимилированы в более широкое ханьское общество. [ 9 ] Как и народ Цзе, большинство других енисейскоязычных групп были ассимилированы с другими этническими группами, особенно с тюркскими и монгольскими народами . [ 10 ]
Ко времени завоевания Сибири русскими удалось документировать только шесть оставшихся енисейских языков: северные кетский и югский, южные коттский и асанский, а также центральные аринский и пумпокольский языки. Эдвард Вайда предположил, что, основываясь на гидронимическом анализе, распространение енисейцев, зафиксированное русскими, представляет собой недавнюю миграцию енисейцев на север в глубь Сибири, в процессе которой они покинули свою первоначальную родину в северной Монголии и южной Сибири недалеко от озера. Байкал . Это основано на наблюдении, что, хотя названия рек в приполярном регионе (современное распространение енисейцев) имеют тюркское, монгольское, угорское или тунгусское происхождение, названия рек в районе к югу от озера Байкал явно имеют енисейское происхождение. [ 11 ] Действительно, русские источники отмечают, что даже после 17 века кеты продолжали расширяться на север вниз по реке Енисей, и современная кетскоязычная территория, по-видимому, является репрезентативной для самых северных пределов енисейской миграции.
В конце концов, большинство этих языков, сохранившихся до 17 века, также вымерли: котт-югский язык претерпел языковой сдвиг в хакасский , а арин-пумпокольский - либо в хакасский, либо в чулымский татарский . [ 12 ] Последние остатки енисейцев, кетов и югов, первые из них являются признанным меньшинством в России . [ 13 ] Многие молодые кеты сейчас отказываются от своего языка в пользу русского.
Термин «енисейский» впервые был использован Юлиусом Клапротом в 1823 году для совокупного описания аринцев, ассанов, кетов, коттов, пумпоколов и югов. [ 14 ]
предположил Впервые Эдвард Вайда , что енисейцы имеют прямое отношение к некоторым коренным американцам . В частности, считается, что енисейцы тесно связаны с популяциями на-дене Канады и Аляски. [ 15 ] Хотя некоторые предполагают, что енисейцы и На-Дене могут быть результатом радиации из Берингии, а енисейцы представляют собой обратную миграцию в Центральную Сибирь из Берингова сухопутного моста, все больше доказательств подтверждают центрально-южно-сибирское происхождение как енисейцы, так и носители на-дене, возможно, как часть предложенной денэ-енисейской семьи . [ 6 ] [ 7 ]
Этнические группы
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]Две оставшиеся енисейские этнические группы включают кетов и югов .
Исторический
[ редактировать ]Енисейцы включали в себя множество вымерших этносов:
- Асаны или Ассаны были енисейскоязычным народом Сибири. В 18-19 веках они были ассимилированы эвенками . Они говорили на асанском языке . [ 16 ]
- Котты народ — енисейскоязычный Сибири . Они были тесно связаны с народом асан (который также вымер). Они говорили на языке коттов , который вымер в середине 1800-х годов вместе с этнической принадлежностью. [ 17 ] Они называли себя коттуэнами (единственное число коту ) наряду с ассанами.
- Народ Пумпоколь ( Гебень ) также говорил на енисейском языке.
- Предполагается, что историческое племя Цзе западных хунну имело гибридное енисейско- иранское происхождение и может быть связано с восточно-скифскими культурами. [ 18 ]
Языки
[ редактировать ]Енисейские языки считаются изолированными языками, поскольку они не связаны ни с одной известной языковой семьей так называемого Старого Света. В последние годы поступали предложения включить их в гипотетическую денэ-енисейскую языковую семью , поскольку енисейские языки могут иметь отдаленное родство с языками на-дене Северной Америки.
Енисейская языковая семья находится под угрозой исчезновения и имеет только одну сохранившуюся ветвь. Кетский язык , самый северный енисейский язык, по состоянию на 2020 год имеет всего около 153 носителей. Келлог в России — единственное место, где в школах до сих пор преподают кетский язык. Для классов со второго по четвертый предусмотрены специальные книги, но после этих классов можно читать только русскую литературу, описывающую кетскую культуру. [ 19 ] На данный момент нет известных одноязычных носителей. [ 20 ]
Несмотря на это, енисейские языки сыграли значительную роль в истории Китая, Монголии и Центральной Азии. И правящая элита хунну , и элита династии Поздняя Чжао , похоже, говорили, по крайней мере частично, на енисейском языке. Высказано предположение, что часть хунну претерпела языковой сдвиг с енисейского на тюркский . [ 21 ] [ 22 ] По мнению Цзинъи Гао (2014), лексическое сходство между венгерским языком и енисейскими языками может указывать на присутствие енисейцев в составе конфедерации гуннов и на возможный гуннский субстрат среди венгерского языка. [ 23 ]
Многие узнаваемые тюркские и монгольские слова, такие как царские титулы Хан , Каган и Таркан , а также слово «небо», а позже и «бог», Тенгри , могут быть заимствованными из енисейского языка. Тенгри , в частности, был получен от протоенисейского * tɨŋVr лингвистом Стефаном Георгом , в анализе, который Александр Вовин оценил как «превосходный» . [ 22 ]
Генетика
[ редактировать ]
Енисейцы, по-видимому, тесно связаны с другими сибиряками , выходцами из Восточной Азии и коренными американцами . У них высокая частота отцовской гаплогруппы Q-M242 . [ 24 ]
Согласно исследованию 2016 года, кеты и другие енисейские народы произошли, скорее всего, где-то в районе Горного Алтая или вблизи озера Байкал . Предполагается, что часть алтайцев имеет преимущественно енисейское происхождение и тесно связана с кетским народом. Кеты также тесно связаны с несколькими группами коренных американцев. Согласно этому исследованию, енисейцы связаны с палеоэскимосскими группами. [ 25 ]
Предки енисейских народов, возможно, были связаны с сялахской культурой древней Якутии . [ 26 ] Енисейские народы, особенно кеты, также демонстрируют высокую степень близости к тувинцам и другим народам Сибири , что позволяет предположить, что енисейское происхождение может быть связано с палеосибиряками, которые заменили предыдущих верхнепалеолитических сибиряков ( древних североевразийцев ) в качестве доминирующего населения, и впоследствии были в значительной степени ассимилированы неосибирцами из Северо-Восточной Азии. [ 27 ]
Древние носители енисейского языка могут быть связаны с предками позднего неолита / бронзового века в Прибайкалье (Cisbaikal_LNBA или Baikal_EBA), максимально распространенными среди охотников-собирателей местной глазковской культуры . Их можно отличить от более ранних «ранненеолитических байкальских охотников-собирателей», связанных с китойской и фофоновской культурами (Baikal_EN), а также от более поздних групп амурского происхождения ( DevilsCave_N -like). Предполагается, что предки Прибайкалья_ЛНБА богаты древними палео-сибирскими корнями, а также демонстрируют близость к группам Внутренней Северо-Восточной Азии (подобным Юмину). Этот тип предков также наблюдался среди восточных скифов ( саков ) и составлял почти всю родословную (85-95%) от отдаленного образца карасукской культуры (RISE497). Прибайкальская родословная ЛНБА позже распространилась вместе с керамикой глазковского типа в лесную зону Среднего Приангарья , что коррелирует с предполагаемым распространением енисейских языков, поддерживающих родину в Прибайкалье. Cisbaikal_LNBA также была обнаружена в небольших количествах среди Атабаскские носители , поддерживающие ден-енисейскую гипотезу. [ 28 ]
По мнению некоторых исследователей, енисейцы возникли в результате обратной миграции (из Америки в Азию). [ 29 ]
Хотя современные кеты произошли от источника, подобного Прибайкальскому_LNBA, они также демонстрируют значительный объем генного потока из источников, связанных с Уральскими регионами (Yakutia_LNBA). [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайда, Эдвард Георгиевич «Кеты и другие енисейские народы» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 29 июня 2007 г.
- ^ Георг, Стефан (январь 2003 г.). «Постепенное исчезновение евразийской языковой семьи» . … и поддержание языка: теоретические, практические и… : 89.
- ^ Jump up to: а б Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-13589-2 . Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ Вовин, А (1 января 2000 г.). «Разве хунну говорили на енисейском языке?» . Центральноазиатский журнал . 44 : 87–104.
- ^ Jump up to: а б Вовин, Александр; Вайда, Эдвард Дж.; Васьер, Этьен де ла (2016). «КТО БЫЛИ *КДЖЕТЫ (羯) И НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОНИ ГОВОРИЛИ?» . Журнал Asiatique . 304 (1): 125–144. дои : 10.2143/JA.304.1.3146838 .
- ^ Jump up to: а б Сиколи, Марк А.; Холтон, Гэри (12 марта 2014 г.). «Лингвистические филогении поддерживают обратную миграцию из Берингии в Азию» . ПЛОС ОДИН . 9 (3): е91722. Бибкод : 2014PLoSO...991722S . дои : 10.1371/journal.pone.0091722 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3951421 . ПМИД 24621925 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Джозеф А.П. (2023). «Технологические слова позднеголоцена на прото-атабаскском языке: значение для истории дене-енисейской культуры» . Люди . 3 (3): 177–192. дои : 10.3390/humans3030015 . ISSN 2673-9461 .
- ^ Вайда, Эдвард Дж. (2013). Енисейские народы и языки: история енисеведения с аннотированной библиографией и справочником источников. Оксфорд/Нью-Йорк: Рутледж. [ нужна страница ]
- ^ Вовин, Александр (2000). «Говорили ли хунну на енисейском языке?». Центральноазиатский журнал . 44 (1): 87–104. JSTOR 41928223 .
- ^ Taskin, V. S. (1990). Цзе [ Jie ]. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. [Materials on the history of nomadic peoples in China. 3rd–5th cc. AD] (in Russian). 2 . Moskow: Nauka . ISBN 5-02-016543-3 . [ нужна страница ]
- ^ Вайда, Эдвард. «Енисейские и денские гидронимы» (PDF) . Специальная публикация языковой документации и сохранения . 17 : 183–201.
- ^ Вайда, Эдвард Дж. (1 января 2004 г.). Языки и предыстория Центральной Сибири Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-4776-6 .
- ^ "www.tooyoo.lu-tokyo.ac.jp/Россия/bibl/Ket.html" . www.tooyoo.lu-tokyo.ac.jp . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Institut âzykoznaniâ, ed. (1997). Paleoaziatskie âzyki . Âzyki mira. Moskva: Indrik. ISBN 978-5-85759-046-1 .
- ^ Комри, Бернард (2008). Почему Дене-Енисейская гипотеза интересна . Дене-Енисейский симпозиум. Фэрбенкс и Анкоридж, Аляска.
- ^ Виксман, Рональд. Народы СССР: Этнографический справочник . (Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc, 1984) с. 14
- ^ Форсайт, Джеймс (21 августа 2008 г.). История народов Сибири: Североазиатская колония России 1581-1990 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN 978-0-521-47771-0
- ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 .
- ^ Крюкова, Елена (2013). «Кетский язык: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям». Томский журнал лингвистики и антропологии . 1:39 .
- ^ Вайда, Эдвард (2006). Заимствования в языках мира: сравнительный справочник . Де Грюйтер Мутон. стр. 471–500.
- ^ Ким, Хён Джин (19 ноября 2015 г.). Гунны . Рутледж. ISBN 978-1-317-34090-4 .
- ^ Jump up to: а б Вовин, Александр (2000). «Говорили ли хунну на енисейском языке?» . Центральноазиатский журнал . 44 (1). Издательство Harrassowitz: 87–104. ISSN 0008-9192 . JSTOR 41928223 .
- ^ 高晶一, Цзинъи Гао (2013). «Гунны и хунну, идентифицированные венгерскими и енисейскими общими» . Центральноазиатский журнал . 56 : 41–48. JSTOR 10.13173/centasiaj.56.2013.0041 .
- ^ Карафет Татьяна М.; Осипова Людмила П.; Губина Марина Александровна; Посух, Ольга Л.; Зегура, Стивен Л.; Хаммер, Майкл Ф. (2002). «Высокие уровни дифференциации Y-хромосомы среди коренных сибирских популяций и генетическая особенность бореального образа жизни охотников-собирателей». Биология человека . 74 (6): 761–789. дои : 10.1353/hub.2003.0006 . ПМИД 12617488 . S2CID 9443804 .
- ^ Флегонтов Павел; Чангмай, Пия; Зидкова Анастасия; Логачева Мария Дмитриевна; Алтынышик, Н. Эзги; Флегонтова, Ольга; Гельфанд Михаил С.; Герасимов Евгений С.; Храмеева Екатерина Евгеньевна (11 февраля 2016 г.). «Геномное исследование кетов: палео-эскимосской этнической группы со значительным древним североевразийским происхождением» . Научные отчеты . 6 : 20768. arXiv : 1508.03097 . Бибкод : 2016NatSR...620768F . дои : 10.1038/srep20768 . ПМЦ 4750364 . ПМИД 26865217 .
- ^ Флегонтов Павел; Алтынышик, Н. Эзги; Чангмай, Пия; Вайда, Эдвард Дж.; Краузе, Йоханнес; Шиффельс, Стефан (13 сентября 2016 г.), популяции на-дене произошли от палео-эскимосской миграции в Америку , doi : 10.1101/074476 , hdl : 11858/00-001M-0000-002C-8E3C-3 , S2CID 1202738 , получено 22 январь 2024 год
- ^ Триска, Петр; Чеканов, Николай; Степанов Вадим; Хуснутдинова Эльза К.; Кумар, Ганеш Прасад Арун; Ахметова, Вита; Бабалян Константин; Булыгина Евгения; Харьков, Владимир; Губина, Марина; Хидиятова, Ирина (28 декабря 2017 г.). «Между Байкалом и Балтийским морем: геномная история ворот в Европу» . БМК Генетика . 18 (1): 110. дои : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN 1471-2156 . ПМК 5751809 . ПМИД 29297395 .
- ^ Jump up to: а б Цзэн, Тянь Чен; и др. (2 октября 2023 г.). «Постледниковые геномы собирателей Северной Евразии обнаруживают доисторическую мобильность, связанную с распространением уральских и енисейских языков» . БиоРксив . дои : 10.1101/2023.10.01.560332 . S2CID 263706090 .
- ^ Арнаис-Виллена, А.; Парга-Лозано, К.; Морено, Э.; Аресес, К.; Рей, Д.; Гомес-Прието, П. (2010). «Происхождение американских индейцев и заселение Америки согласно генам HLA: смешение с народами Азии и Тихого океана» . Современная геномика . 11 (2): 103–114. дои : 10.2174/138920210790886862 . ПМЦ 2874220 . ПМИД 20885818 .