Чиура Обата
Чиура Обата | |
---|---|
![]() Картина профессора Чиуры Обаты, 1944 год. | |
Рожденный | Зороку Сато 18 ноября 1885 г. |
Умер | 6 октября 1975 г. Беркли, Калифорния | ( 89 лет
Национальность | Американский |
Род занятий | Художник, профессор |
Годы активности | 1899–1975 |
Супруг (а) | Харуко Кохаши (1892–1989; м. 1912) |
Дети | Кимио Джордж (сын, 1912–1986); Фудзико (дочь, 1915–?); Гё (сын, 1923–2022); Лилиан Юри (дочь, 1927–2018) |
Примечания | |
Чиура Обата ( 小波千拉 , Обата Чиура , 18 ноября 1885 — 6 октября 1975) [ 2 ] был известным японско-американским художником и преподавателем популярного искусства. [ 3 ] Самопровозглашенный «грубиян», [ 4 ] , он сделал успешную карьеру художника, Обата уехал в Соединенные Штаты в 1903 году, в возрасте 17 лет. Первоначально он работал иллюстратором и коммерческим декоратором, после лета 1927 года, проведенного в Сьерра-Неваде а также был преподавателем в Художественном факультете. Кафедра в Калифорнийском университете в Беркли , с 1932 по 1954 год, прерванная Второй мировой войной, [ 5 ] когда он провел год в лагере для интернированных . Тем не менее, он стал ведущей фигурой на художественной сцене Северной Калифорнии и влиятельным педагогом, преподавая в Калифорнийском университете в Беркли в течение почти двадцати лет и выступая в качестве директора-основателя художественной школы в лагере для интернированных Топаз . [ 4 ] После выхода на пенсию он продолжал рисовать и проводить групповые туры в Японию, чтобы увидеть сады и искусство.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Обата родился в 1885 году в префектуре Окаяма в Японии . [ 6 ] Он был младшим в очень большой семье. В пять лет у него проявилась природная склонность к рисованию. Затем его усыновил старший брат Рокуичи. [ 6 ] который сам был художником и переехал в Сендай , префектура Мияги . В возрасте семи лет он начал свое формальное обучение у мастера-художника искусству суми-э , японской живописи тушью и кистью. [ 6 ] [ 7 ]
В 14 лет Обата сбежал из дома, чтобы не попасть в военное училище. В Токио он присоединился к группе художников Нихон Бидзюцуин (Японский институт искусств) и на три года стал учеником художника Танрё Мурата. [ 6 ] Он также учился у Когё Терасаки и Гахо Хашимото. [ 6 ] Он обучался западному, а также современному японскому искусству, уделяя особое внимание японской живописи суми тушью и кистью, всю свою жизнь рисуя в эклектичном стиле. [ 8 ] [ 9 ] Вскоре после окончания обучения он получил престижную художественную награду в Токио. [ 6 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1903 году Обата уехал в США. Он прибыл в Сиэтл , где планировал изучать американское искусство, прежде чем отправиться в Париж, чтобы изучать европейское искусство . [ 7 ] Когда он добрался до Сан-Франциско , он нашел работу в качестве домашней прислуги в доме с зарплатой 1,50 доллара в неделю плюс проживание и питание. [ 6 ] Он был одним из основателей Fuji Club, первой японско-американской бейсбольной команды на материковой части Америки. В 1906 году Обата сделал на месте зарисовки последствий землетрясения в Сан-Франциско . [ 10 ] В 1909 году он работал на хмельных полях в долине Сакраменто . [ 6 ]
В конце концов, Обата смог зарабатывать на жизнь в Калифорнии в качестве иллюстратора для различных газет, включая две японские газеты Сан-Франциско, The New World и Japan American , а также в качестве коммерческого дизайнера. [ 11 ] В качестве дизайнера он украсил знаменитые восточные комнаты Gump's универмага Emporium и City of и выполнил аналогичную работу для универмагов Paris , ныне известных как City of Paris Dry Goods Co. Он спроектировал «Jewel Rooms» для компании GT Mars и одного в отеле Амбассадор. Он сделал пять больших фресок для пароходной компании Toyo Kisen Kaisha и для компании Iwata Dry Goods Company. [ 12 ]
С 1915 по 1917 год Обата был иллюстратором и дизайнером обложек журнала Japan , издаваемого для пароходства Toyo Kisen Kaisha Steamship Co. , за это время он создал около 3000 иллюстраций и множество дизайнов обложек. [ 12 ]
В 1920-е годы Обата много времени уделял рисованию пейзажей по всей Калифорнии. В 1921 году он стал соучредителем Художественного общества Восток-Запад в Сан-Франциско . [ 11 ] По приглашению Уорта Райдера , профессора искусств Калифорнийского университета в Беркли, ставшего другом, [ 5 ] Обата провел шесть недель [ 13 ] Летом 1927 года он совершил зарисовочную поездку по Йосемити и горам Сьерра , создав более 100 новых эскизов и рисунков тушью за шесть недель. [ 14 ] Первая выставка Обаты для американской публики состоялась в следующем, 1928 году.
Первые успехи
[ редактировать ]В 1928 году, после смерти отца, Обата вернулся в Японию. Там в 1930 г. [ 13 ] он руководил изготовлением 35 цветных гравюр на дереве с изображением калифорнийских пейзажей для своей «Всемирной серии пейзажей», большинство из которых представляют собой виды Йосемитского национального парка в Калифорнии. Изданные ограниченным тиражом в 100 экземпляров типографией Такамизава в Японии, эти гравюры были выставлены на Восемьдесят седьмой ежегодной выставке в парке Уэно в Токио в 1930 году, а его картина «Бассейн озера в Высокой Сьерре» получила первую премию. Вскоре после этого он покинул Токио.
Начиная с 1930 года, Обата провел множество очень успешных выставок в Калифорнии. В одном из них, в 1931 году в Калифорнийском дворце Почетного легиона , была представлена большая выставка его работ и работ его брата Рокуичи. [ 6 ]
В 1932 году Обата был назначен преподавателем художественного факультета Калифорнийского университета в Беркли . В период с 1930 по 1941 год персональные выставки проходили во многих местах.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
(Слева направо): Гё , Лили, Харуко, проф. Обата.
Обата и его жена Харуко управляли магазином товаров для искусства на Телеграф-авеню, 2525 в Беркли, где его жена давала уроки икебаны . [ 15 ] Магазин был обстрелян после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года, и в конечном итоге Обата были вынуждены закрыть его и отменить все занятия. [ 16 ]
Указ № 9066 привел к тому, что Обата организовал крупную распродажу своих многочисленных картин и гравюр на дереве. [ 15 ] Прибыль от продажи он пожертвовал на учреждение стипендии для студента, «независимо от расы и вероисповедания, который... больше всех пострадал от этой войны». [ 15 ] Президент университета Роберт Гордон Спроул , друг Обата, предложил сохранить многие из оставшихся работ. [ 16 ] В апреле 1942 года Обата был интернирован в Танфоран центр заключения . К маю он и его коллеги-художники смогли создать художественную школу, в которой обучалось 900 учеников, полностью за счет собственных денег и пожертвований со стороны друзей из Калифорнийского университета в Беркли, включая Доротею Ланге . [ 17 ] Их учебная программа была всеобъемлющей: каждую неделю предлагалось 95 занятий по 25 предметам. Администрация лагеря поддержала их, рассматривая искусство как конструктивный способ занять время заключенных, и Обате и его коллегам в конечном итоге разрешили заказывать материалы по каталогам Sears Roebuck или покупать их в городе. [ 14 ] Школа стала настолько успешной, что в июле им удалось выставить произведения искусства за пределами лагеря. [ 6 ]

В сентябре 1942 года Обата был переведен в военный центр переселения Топаз в Топазе, штат Юта . Там Обата был основателем и директором Художественной школы «Топаз», в которой работало 16 художников/преподавателей, которые преподавали 23 предмета более чем 600 ученикам. [ 18 ] Во время своего интернирования Обата сделал около сотни эскизов, картин и гравюр, используя любые доступные материалы, даже делая рельефные отпечатки на излишках линолеума. [ 14 ]
Будучи директором художественной школы, Обата тесно сотрудничал с администрацией лагеря для стажеров. Весной 1943 года напряженность в лагере возросла из-за подписания спорных клятв верности . Обата, которого считали «лояльным» и которому была предоставлена привилегия покинуть лагерь, чтобы преподавать в близлежащих университетах и церквях, однажды ночью, выходя из душа, подвергся нападению со стороны сокамерника, который считал его шпионом. (Позже Обата заметил, что жалел нападавшего за то, что он прибег к такому насилию, которое «не улучшит его жизнь».) [ 14 ] После двухнедельного выздоровления в лагерной больнице его немедленно освободили из лагеря в целях его же безопасности. [ 6 ] Обата переехал со своей семьей в Сент-Луис, штат Миссури , где Гё, один из его сыновей, учился в архитектурной школе. [ 6 ] Обата нашел там работу в коммерческой арт-компании.
Когда Чиура Обата рисовал «Новолуние над Топазом», штат Юта , он был узником лагеря: одним из 120 000 американцев японского происхождения, попавших в тюрьму во время Второй мировой войны. На картине изображена мечтательная залитая лунным светом пустыня, всего несколько темных линий намекают на заборы из колючей проволоки и сторожевые башни, которые держали его и его семью в плену. Как художник, Обата снова и снова обращался к природе как к своему величайшему учителю и своему величайшему предмету. Сегодня его работы можно найти в художественных коллекциях и музеях по всему миру, в том числе в Смитсоновском музее американского искусства .
Послевоенная карьера
[ редактировать ]В 1945 году, когда запрет на военную службу был снят, Обата был восстановлен в должности инструктора в Калифорнийском университете в Беркли . В 1949 году ему было присвоено звание доцента кафедры искусств. В 1950 году он и его жена съехали из мансардной квартиры друга, купив дом в районе Элмвуд в Беркли, где они жили до войны. [ 16 ]
Его персональные выставки продолжались, как и его поездки в горы по рисованию и рисованию, часто вместе с Sierra Club . В 1953 году он вышел на пенсию с должности почетного профессора Калифорнийского университета в Беркли. [ 19 ] В 1954 году он стал натурализованным гражданином.
Обата сыграл ключевую роль в представлении японских художественных техник и эстетики другим художникам в Калифорнии. Эти техники и эстетика стали одной из отличительных особенностей Калифорнийской школы акварели . [ 11 ]
После выхода на пенсию
[ редактировать ]В 1954 году Чиура и Харуко Обата провели первый из «Туров Обата» в Японию, чтобы увидеть японские сады и японское искусство. [ 7 ] С 1955 по 1970 год Обата путешествовал по Калифорнии, читая лекции и демонстрируя японскую живопись кистью, а также проводя экскурсии. В 1965 году он получил Императорскую награду Ордена Священного сокровища 5-й степени за содействие доброй воле и культурному взаимопониманию между Соединенными Штатами и Японией. [ 20 ] Он умер в 1975 году в возрасте 89 лет.
Посмертные выставки работ Обаты организованы в Оклендском музее , Смитсоновском институте , [ 21 ] а в 2000 году в Мемориальном музее М. Х. де Янга в Сан-Франциско прошла ретроспектива из 100 картин, выполненных тушью и кистью, больших свитков и цветных гравюр на дереве. [ 11 ] В 2007 году в Йосемитском национальном парке прошла выставка. [ 22 ] В коллекции музея Йосемитского национального парка есть несколько гравюр Обаты с изображением парка. Смитсоновский музей американского искусства организовал выставку йосемитских гравюр Обаты, которая была показана в Музее американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, в начале 2008 года, а затем отправилась в музей Уичито-Фолс, Уичито, Техас (2008). [ 21 ] и Национальный мемориал Федерального зала Службы национальных парков в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк (2009 г.).
В «Топазовой луне: Искусство интернирования Чиуры Обаты » Хилл, ставший историком семьи Обаты, пишет и включает произведения искусства и письма, созданные Обата, когда он вел записи о своих испытаниях и испытаниях других американцев японского происхождения. Даже в суровом климате и условиях Топаза он посмотрел через широкую пустыню Севьер на гору Топаз и позже заметил: «Если бы я не побывал в таком месте, я бы не осознал красоту, которая существует в этой огромной мрачности. ». [ 23 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1912 году Обата женился на Харуко Кохаши (1892–1989). [ 7 ] [ 24 ] Она была одной из первых учителей икебаны в районе залива Сан-Франциско. В 1913 году она провела выставку своих аранжировок на праздновании 75-го бриллиантового юбилея в Сан-Франциско , а в 1915 году она выставлялась на Панамско-Тихоокеанской выставке , начав карьеру преподавателя этого искусства. [ 7 ] [ 25 ] Их первого ребенка, дочь, назвали Фудзико. Их второго ребенка, сына, звали Ким; третьего, тоже сына, звали Гё. Последней у них была дочь Юра. Последняя публичная демонстрация Харуко состоялась в парке Золотые Ворота, когда ей было 93 года. [ 6 ]

Выдающееся потомство
[ редактировать ]Их сын Гё Обата стал одним из партнеров-основателей глобального архитектурно-инжинирингового гиганта HOK , ответственного за кампус Apple в Купертино, Калифорния , арену American Airlines в Майами , стадион MetLife в Ист-Резерфорде, штат Нью-Джерси , и BBC в 2013 году. штаб.
Его внучка Ким Кодани Хилл — семейный архивариус, историк и автор двух книг о своем дедушке. [ 26 ]
Хилл начала понимать важность своего деда в истории искусства, когда после его кончины у нее возросли «стимул и любопытство». Самый важный урок был извлечен во время чтения лекций по истории семьи. Как говорится: «Я понял, насколько это важно для любого человека: жизненно важно понимать личные истории по отношению к более широким картинам. Это важная история иммигрантов, которая помогла другим учиться. Есть скрытые сокровища и понимания, которые нужно обнаружить». Особенно ей нравится черно-белая картина, представленная на выставке. «Когда вы посмотрите на это, вы никогда не узнаете, что это из Йосемити. Здесь нет явной горы или водопада, но туда входит и выходит туман. Он запечатлел американский пейзаж с азиатской точки зрения и традициями». [ 27 ]
Выставки
[ редактировать ]26 июня – 17 октября 1999 г.: Великая природа: трансцендентные пейзажи Чиура Обата , Музеи изящных искусств Сан-Франциско.
25 октября 2008 г. – 18 января 2009 г.: Азия | Американский | Современное искусство: меняющиеся течения, 1900–1970 . Музей де Янга , Сан-Франциско.
13 января – 29 апреля 2018 г.: Чиура Обата: Американский музей современного искусства, дизайна и архитектуры, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре.
25 мая – 2 сентября 2018 г.: Чиура Обата: американский модерн , Музей изящных искусств Юты , Солт-Лейк-Сити.
27 ноября 2019 г. – 25 мая 2020 г.: Чиура Обата: Американский модерн , Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, округ Колумбия.
Мемориальное шоссе
[ редактировать ]В 2020 году законодательный орган Калифорнии обозначил участок шоссе 120 штата Калифорния в округе Моно как «Шоссе Мемориала великой природы Чиура-Обата». Этот участок шоссе начинается возле въездной станции Tioga Pass на высоте 9 943 фута на восточной границе Йосемитского национального парка и идет на восток через пересеченную горную местность в сторону Ли Вининга, Калифорния . Знаки с обозначением мемориальной дороги были установлены в 2021 году. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоран, Э.; Карр, Д.; Дикстра, Эндрю; Маккрей, Дж.А.; Сусуму; Накамура, В. (сентябрь 1978 г.). «Чиура Обата, Искусство: Беркли» . Калифорнийский университет: Памяти памяти, сентябрь 1978 г. Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Росс, Майкл Элсон (2000). Искусство природы с Чиурой Обата . иллюстрации Венди Смит. Миннеаполис: Милбрук Пресс. п. 44. ИСБН 1-57505-378-0 . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Великая природа: трансцендентные пейзажи Чиуры Обаты» . Музей изящных искусств де Янга в Сан-Франциско . Сентябрь – декабрь 2000 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ЧИУРА ОБАТА (1885-1975) - Художники - Салливан Госс - Американская галерея, лучшая художественная галерея Санта-Барбары» . www.sullivangoss.com . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Виды Йосемити из Беркли» . Калифорнийский университет, Художественный музей Беркли и Тихоокеанский киноархив . Сентябрь – декабрь 2005 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2010 г. Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Номура, Каз; Шинен, преподобный; Хилл, Кими Кодани; Чан, Леонард; Чин, Филип; Хонго, Флоренция (20 февраля 2002 г.). «Полная лекция и интервью с Кими Кодани Хилл» . Азиатско-американский учебный проект . Проверено 19 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хилл, Кими Кодани (зима 1998 г.). «Реконструкция японского бассейна» (PDF) . Информационный бюллетень ботанического сада Калифорнийского университета . 23 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2013 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Музей американского искусства Уитни (2015). Музей американского искусства Уитни: справочник коллекции . Миллер, Дана, Вайнберг, Адам Д. Нью-Йорк. ISBN 978-0-300-21183-2 . OCLC 894557589 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ван, ШиПу (2018). Чиура Обата: Американский модерн . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 11. ISBN 9780520296541 .
- ^ Оренштейн, Натали (23 декабря 2019 г.), «Профессор Калифорнийского университета в Беркли был отправлен в лагерь для интернированных. Теперь его искусство -« часть американской истории » » , Берклисайд
- ^ Перейти обратно: а б с д «Великая природа: трансцендентные пейзажи Чиуры Обаты» . Музеи изящных искусств Сан-Франциско (экспонат). Сентябрь – декабрь 2000 г. Проверено 19 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отмеченный японец имеет долгую карьеру в сфере искусства и образования» . Беркли Дейли Газетт . 21 мая 1953 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2013 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Испания, Шарон (2009). Азиатско-американское современное искусство . Нью-Йорк: Ваховия. п. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шульц, Чарльз М. «Бумажные самолеты: искусство из японско-американских лагерей для интернированных», Искусство в печати , Том. 5 № 3 (сентябрь – октябрь 2015 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с Грейвс, Донна; Су, Энни; Инглиш, Джон С.; Финаком, Стивен (18 мая 2009 г.). Здание Нидхэма/Обаты (PDF) (Отчет). Город Беркли . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Виллис, Берл (22 декабря 2000 г.). «Художник Чиура Обата и его время в районе Элмвуд» . Голос Беркли . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Школа искусств Топаз | Музей Топаза» . www.topazmuseum.org . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Минс, Шон П. (25 мая 2018 г.), «Чиура Обата, нарисовавшая чудеса природы и невзгоды американцев японского происхождения в Топазе, получит крупную выставку в Музее изящных искусств Юты» , The Salt Lake Tribune
- ^ «Профессор Чиура Обата скоро уйдет с факультета Калифорнийского университета» . Беркли Дейли Газетт . 21 мая 1953 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Шоссе Мемориала Чиура Обата, выделенное возле въезда в Йосемити» , Рафу Симпо , 16 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хатчинс, Эми (12 февраля 2008 г.). Информационный бюллетень «Йосемити Обаты» (PDF) (пресс-релиз). Смитсоновский музей американского искусства . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Выставка Чиура Обата откроется в национальном парке Йосемити» (пресс-релиз). Служба национальных парков США. 6 июня 2007 года . Проверено 19 декабря 2007 г.
- ^ Олт, Алисия (29 января 2020 г.). «Как японский художник Чиура Обата стал великим американцем» . Смитсоновский журнал .
- ^ «ЧИУРА ОБАТА (1885-1975) - Художники - Салливан Госс - Американская галерея, лучшая художественная галерея Санта-Барбары» . www.sullivangoss.com . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Японский бассейн» . Ботанический сад Калифорнийского университета в Беркли . 2015 . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Чан, Филип; Чин, Леонард; Хилл, Кими Кодани (9 сентября 2000 г.). «Лекция и интервью с Кими Кодани Хилл» . Азиатско-американский учебный проект . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Фанчер, Лу (19 декабря 2014 г.). «Чиура Обата» (пресс-релиз). Берклисайд . Проверено 1 декабря 2019 г.
Публикации
[ редактировать ]- Обата, Чиура; Бентли, Уайлдер; Бентли, Эллен (1937). От Сьерры до моря . Беркли: Archetype Press. OCLC 58905201 . Ограниченный выпуск 50 экземпляров.
- Обата, Чиура; Калкинс, Уильям Ф. (1939). Времена года в Калифорнии . Беркли: Ежемесячник Калифорнии. OCLC 15705423 . Цветные отпечатки картин на шелке, подготовленные к публикации редакцией California Monthly.
- Обата, Чиура (1967). Полностью . Беркли: Самостоятельная публикация. OCLC 6728161 .
- Обата, Чиура (1968). Через Японию с кистью и чернилами . Ратленд, Вирджиния: CE Таттл. OCLC 449407 .
- Йосемитская ассоциация (1993). Йосемити Обаты: искусство и письма Чиуры Обаты из его поездки в Высокую Сьерру в 1927 году. Очерки Дженис Т. Дрисбах и Сьюзен Ландауэр. Ассоциация Йосемити, Национальный парк Йосемити, Калифорния. ISBN 0939666677 .
- Хилл, Кими Кодани изд. (2000). Топазовая луна: Искусство интернирования Чиуры Обаты . Книги расцвета. ISBN 9781890771263
- Ван, ШиПу (2018). Чиура Обата: Американский модерн . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520296541
- Скотт, Дональд М. Жизнь и правда Джорджа Р. Стюарта . (2012). Макфарланд, Джефферсон, Северная Каролина. ISBN 9780786467990 . См. главу 32, особенно. ПП 168-169.
Работает онлайн
[ редактировать ](примерно в порядке создания)
- Обата, Чиура (1906–1957). «Коллекция Чиура Обата» . де Янг/Музеи изящных искусств Почетного легиона Сан-Франциско . Проверено 19 сентября 2015 г.
- Обата, Чиура; Райдер, Уорт; Епископ Джордж Пол; Ханамура, Р. (1927–1952). «Коллекция Чиура Обата» . Оклендский музей Калифорнии . Проверено 19 сентября 2015 г.
- Обата, Чиура (1930). «Серия мировых пейзажей» . галерея Ханга . Такамизава . Проверено 19 сентября 2015 г.
- Обата, Чиура (30 апреля 1942 г.). «Первая конгрегационалистская церковь Беркли» . Оклендский музей Калифорнии . Проверено 19 сентября 2015 г.
- Обата, Чиура (30 апреля 1942 г.). «ТанФоран» . Оклендский музей Калифорнии . Проверено 19 сентября 2015 г.
- Обата, Чиура. «Чиура Обата: американский модерн» . Музей искусства, дизайна и архитектуры Калифорнийского университета . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дрисбах, Дженис Толхерст; Ландауэр, Сьюзен, ред. (1993). Йосемити Обаты: искусство и письма Чиуры Обаты из его поездки в Высокую Сьерру в 1927 году . Йосемитская ассоциация. ISBN 978-0-939666-67-6 . Проверено 18 сентября 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Обата, Чиура (2000). Хилл, Кими Кодани (ред.). Топазовая луна: Искусство интернирования Чиуры Обаты . Книги расцвета . ISBN 1-890771-26-0 . Проверено 18 сентября 2015 г.
- Стивенс, Эми Рейгл; Окамото, Хироми (1993). «Новая волна» — японские гравюры двадцатого века из коллекции Роберта О. Мюллера . Bamboo Publishing Ltd. Лондон: ISBN 1-870076-19-2 .
- Уол, Кей (15 сентября 1942 г.). « Токио на Тихом океане» . Питтсбург Пресс . Проверено 18 сентября 2015 г.

Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Чиура Обата» . Откройте для себя Nikkei.org. Архивировано из оригинала 10 сентября 2013 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
- «Чиура Обата» . Энциклопедия Дэнсё.
- Великая природа Чиуры Обаты» Презентация Macromedia Flash «
- Виртуальный музей Сьерра-Невады
- «Чиура Обата» . Смитсоновский музей американского искусства.
- «Чиура Обата» . Музей американского искусства Уитни.
- ^ Институт, Смитсоновский институт. «Славная борьба Чиуры Обаты» . Смитсоновский институт . Проверено 25 ноября 2023 г.