Люди Лувале
Люди Лувале , также называемые Ловале, Баловале, Лубале, а также Лвена или Луена в Анголе , представляют собой этническую группу банту, обитающую на северо-западе Замбии и юго-востоке Анголы. Они тесно связаны с лунда и ндембу на северо-востоке, но они также имеют культурное сходство с каонде на востоке, а также с чокве и лучази, важными группами восточной Анголы. [1]
Язык
[ редактировать ]Язык лувале принадлежит к более крупному нигерско-конголезскому языковому типу и считается западно-центральным языком банту . Он признан региональным языком для образовательных и административных целей в Замбии, где на нем говорят 168 000 человек (2006 г.). [2]
История
[ редактировать ]До того, как поселиться в Конго, лувале первоначально пришли с севера от озера Танганьика, в район, расположенный между горами Восточного разлома и озером Виктория . [3] [4] Устная традиция гласит, что первым лидером среди этих мигрантов был Кенга Наведжи. Во время миграции на юг она стала слишком старой, чтобы передвигаться, и разбила свой первый лагерь на озере Танганьика. Затем поход продолжился, пока они не достигли нынешней Демократической Республики Конго . Именно здесь произошла династия Лувале от Конде Матети, у которой было 6 детей. Первым был Чингули, считавшийся основателем племен на севере Намибии и юге Анголы. Вторым был Чиньяма ча Муквамайи, основатель вождя Лувале. Затем пришла Калумбу, девочка, за которой последовал мальчик по имени Ндонджи, обычно ассоциируемый с Чокве. Пятым был еще один мальчик по имени Лукомбо, который умер в раннем возрасте. Последней родилась Люэджи, девочка, будущая королева Лунды. Она влюбилась в искателя приключений Чибинду Илунгу , принца Любы. [5] Это настолько разозлило ее братьев Чингули и Чиньяму, что они отделились от Лунды. Чингули первым ушел и направился на юго-запад, установив свое собственное вождь. Позже за ним последовали его братья Чиньяма ча Муквамайи и Ндонджи, а также его сестра Калумбу, которые впоследствии основали свои племена. Чиньяма, все еще стремившийся к увеличению земель, основал вождь Какенге примерно в 1747 году недалеко от ручья Лумбала в Анголе. [6]
Атлантическая работорговля
[ редактировать ]Лувале были первыми в Верхнем Замбези, принявшими торговцев Овимбунду из Анголы в 18 веке. [7] Овимбунду искали рабов для португальцев. [1] и были отвергнуты их партнерами по Лози. [8] Как правило, они не были заинтересованы в том, чтобы забирать рабов сами, а предпочитали покупать их за оружие, ткань, драгоценности и другие товары. [9] Благодаря их участию Лувале стали силой, с которой нужно считаться, и совершали набеги на близлежащие племена, чтобы добыть рабов для Овимбунду. [9] К середине 19 века оружие было широко распространено как в обществе, так и в культуре Лувале. [8] и в отчетах путешественников отмечалось, что практически все крупные вожди были также важными работорговцами. [9] Вожди Ньякатоло и Кангомбе Каямби были двумя особенными Лувале, которые прославились своим участием в работорговле. [6] Лувале также увеличили свое богатство, взимая плату с караванов в обмен на беспрепятственное прохождение через их территории. [7] Лувале постоянно расширяли свои владения в поисках новых целей для набегов, в частности, вступая в конфликт с вождями Южной Лунды. Работорговля достигла своего пика в 1830-х и 1840-х годах, а затем постепенно вымерла на рубеже веков. [9]
Начиная с 1890-х годов, партии рабов Лувале совершили серию нападений на Лунду, которые стали известны как «Войны Уламбы». Совершив беспрецедентный шаг, вождь Лунда Ишинде обратился к Леванике лидеру Баротсе за помощью в борьбе с Лувале. Леваника, стремясь укрепить свою власть над регионом, направил военный контингент против Лувале. [9] Набеги рабов Лувале были полностью прекращены только британским завоеванием в начале 20 века. [1] В 1907 году рабы в части Верхней Замбези, находившейся под британской администрацией, были официально освобождены, но система долгового рабства в ограниченных масштабах продолжалась десятилетиями. [10]
Европейское правило
[ редактировать ]Баротселэнд и его соседи оказались под формальным британским влиянием после подписания в 1890 году Лохнерской концессии между Леваникой и Британской южноафриканской компанией (BSAC). [11] Леваника заявил, что Верхняя Замбези находится под его владением, что было обоснованным заявлением в глазах Баротсе, поскольку оно было подкреплено их вмешательством в Войны Уламбы. BSAC, стремившаяся противостоять притязаниям Португалии, согласилась с иском. Поскольку это было выгодно интересам Баротсе и BSAC, отныне Баловале считалось частью Баротселанда. [9] Лунда, и особенно Лувале, были категорически против влияния Баротсе и энергично жаловались ряду окружных комиссаров на то, что историческое оправдание правления Баротсе было ошибочным. Тем не менее, колониальные администраторы продолжали поддерживать правление Баротсе, и это отразилось на управлении провинцией Баротсе. Баротсе Каждый «признанный» вождь Лунда и Лувале номинально находился под индуной ; Языком местной администрации был лози , и все важные решения передавались в штаб-квартиру провинции Баротсе в Монгу . [9]
В 1941 году Баловале официально стал независимым от остальной части Баротселанда. Несколькими годами ранее сэр Хьюберт Янг, в то время губернатор Северной Родезии, подписал в 1936 году соглашение с Литунгой и Кутой , согласно которому в Баротселанде были созданы местные суды, включая в него Баловале. Лувале и Лунда выступили против этого и отказались признать юрисдикцию судов Баротсе. Два племени утверждали, что с ними следовало проконсультироваться по поводу этого соглашения, и в 1937 году в Ливингстоне состоялась еще одна встреча, на которой присутствовали лидеры Баротсе, Лунда и Лувале. Однако противоборствующие стороны не смогли прийти к консенсусу, и было решено, что претензии обеих сторон должна рассмотреть комиссия. Король Георг VI выбрал Филиппа Макдонелла президентом комиссии за его предыдущий опыт работы судьей в Северной Родезии и других местах. Он посетил рассматриваемые районы и опросил свидетелей, но по возвращении Макдонелла в Англию правительство было озабочено Второй мировой войной, и на принятие окончательного решения потребовалось несколько лет. 9 июля 1941 года правительственная газета Северной Родезии объявила об изменении, заявив, что королевский комиссар установил, что земля в районе Баловале не принадлежит Баротсе. В соответствии с этим выводом было решено, что Лунда и Лувале имеют право быть свободными от влияния Баротсе и будут иметь свои собственные местные суды, местные власти и местные казначейства. [12]
Пост-независимость
[ редактировать ]Этнические распри Лувале и Лунды достигли такой интенсивности, что в 1940-х и 1950-х годах в округе Замбези пришлось объявить чрезвычайное положение. [9] 27 августа 1998 года на северо-западе Замбии снова вспыхнул конфликт между народами Лувале и Лунда, в результате чего сотни людей остались без крова. Президент Замбии Чилуба назначил только Лунду на высшие должности в местных органах власти региона, что усилило этнические разногласия. [13]
Общество и культура
[ редактировать ]Общество
[ редактировать ]Лювале соблюдают матрилинейное происхождение и предпочитают браки с кросс-кузенами. Группы простолюдинов играют большую роль, чем у других народов северо-запада Замбии, и довольно независимы от вождей. [1] Традиционно Лувале не признают верховного лидера, а вместо этого присягают на верность местным вождям, которые наследуют свои должности по материнской линии от дяди по материнской линии. Прежде чем принимать решения, вожди («Мвана нганга») консультируются с комитетом старейшин и специалистов по ритуалам. Деревни разделены на управляемые части, которыми управляют главы семей. Все члены общества Лувале делятся на две категории: те, кто произошли от основополагающих матрилинейных линий, и потомки бывшего порабощенного населения. [14]
Однако с приходом колониализма вошло в обычай старшего вождя, которого называли вождем Ндунгу. Из тринадцати кланов («миячи»), составляющих племя Лувале, только «НамаКунгу» имеет членов, способных взойти на трон. Править могут только дети женщины-вождя («вамьянгана»). Ребенка вождя-мужчины зовут Мвана Ута, или «дитя лука», и он никогда не сможет стать вождем. [9] У всех кланов есть тотемы или идентификаторы (в основном животные), такие как ястребы, совы и рыбы. [3] По словам CMN White, британского государственного служащего, который провел много лет в этом районе, у каждого клана есть легендарное объяснение того, как он возник, а также клановая декламация («кулисасула джикумбу»), в которой идентифицируется член клана. [7] 28 июля 2020 года королевское учреждение Лувале избрало Чиньяму Нгунду новым старшим вождем. [15] поскольку его предшественник (и дядя) скончался в январе того же года. [16] Однако его восхождение по-прежнему оспаривается другими вождями Лувале. [15]
Искусство
[ редактировать ]Лувале известны своими масками, многие из которых танцуют во время церемоний инициации, чтобы обучить посвященных и обозначить территорию, на которой проходят церемонии. [14] Это искусные мастера, известные изготовлением корзин, плетением циновок («висало»), гончарными изделиями, изделиями из металла («утэнго») и табуретами. Некоторые табуреты изготавливаются исключительно из дерева, а некоторые могут иметь кожаное сиденье на деревянном каркасе, называемое «ликупу». Чаще всего изготавливают корзину «мбанго», корзину среднего размера для хранения зерна или кукурузной муки. Они также производят музыкальные инструменты, такие как «джинджимба» (ксилофон), «ликембе» (маленькое ручное пианино) и различные барабаны. [3]
Религия
[ редактировать ]Лувале признают Калунгу, бога неба и высшей власти; Считается, что оно обладает властью над всеми остальными божествами, всеведущим и всевидящим. Кроме того, Калунга обладает юрисдикцией над духами как живых, так и мертвых, благословляя добрых и наказывая злых. [2] Лувале также признают махамбу, природу и духов предков. Эти духи могут принадлежать отдельному человеку, семье или сообществу, и их необходимо умилостивить посредством подношений, чтобы сохранить удачу. Злые духи также могут быть активированы колдунами («орванга»), чтобы вызвать болезнь, и им необходимо противодействовать, чтобы восстановить здоровье. Для этого люди консультируются с прорицателем («нганга»), который пытается раскрыть источник проблемы пациента. Самая распространенная форма гадания среди Лувале включает в себя гадание на корзине, которое состоит из бросания в корзину до шестидесяти отдельных предметов. Затем прорицатель «читает» конфигурацию объектов, чтобы определить причину болезни. [14] [17]
Фестивали
[ редактировать ]Likumbi Lya Mize
[ редактировать ]Официальная традиционная церемония — Ликумби Ля Мизе — один из самых популярных традиционных фестивалей в Замбии. [18] Он проходит в последние выходные августа и включает в себя две церемонии посвящения: одну для девочек и одну для мальчиков. Название переводится как «церемония Мизе», что является названием штаб-квартиры Лувале, расположенной в городе Замбези в Северо-Западной провинции. Церемония обычно длится неделю и включает в себя такие мероприятия, как танцы танцоров-мужчин в масках («макиси») и девушек, прошедших церемонию инициации «вали», выступления вождя и правительственных чиновников, а также игру на барабанах. [3]
Все еще
[ редактировать ]Церемония вали проводится, когда у девушки начинается первый менструальный цикл. Ее уводят в уединение и приводят к смоковнице («мууля»), символу плодородия, где она остается до тех пор, пока для нее не построят травяную хижину («литунгу»). Пожилая женщина дает ей защитное лекарство, которая выступает в роли учителя и наставника во время процесса («чиломбола»). Посвященному (которого называют «мвали») также назначают младшую девушку («каджилу» или «касамбибиджикило»), которая помогает по хозяйству.
В период изоляции (который мог длиться от четырех до шести месяцев) [19] ), девочек готовят к замужеству, обучая гигиене, сексу и домашним делам. В первый день уединения девушка сделает пояс («зева»), который будет носить на протяжении всей церемонии. [19] Им не разрешается бегать слишком быстро, лежать на животе, есть определенные продукты, видеться с представителями противоположного пола или разговаривать без необходимости. [19] [3] Она также должна воздерживаться от соприкосновения с огнем, который связан с жизнью, а его отсутствие, холодность символизирует смерть; только бабушка разжигает для нее огонь. [19] Когда девушку возвращают в деревню, ее нужно накрыть традиционной хлопчатобумажной тканью («читенге»). В последнее время изоляция длится всего от недели до месяца. [3]
Чтобы получить высшее образование, она должна исполнить различные танцы, символизирующие приобретенные ею навыки. Затем ее покрывают маслом и красной охрой. После этого ее представляют новому мужу. Благодаря модернизированной правовой системе церемония инициации теперь происходит на более позднем этапе жизни женщины (до замужества), хотя для девочек Лувале из сельских районов она все еще происходит в период полового созревания. Детские браки сейчас в Замбии незаконны, поэтому, даже если девочка в сельской местности достигает половой зрелости в 13 лет, она может сделать вали, но не сразу выйти замуж. Раньше заключались браки по расчету, но в наше время пары женятся по любви. [3]
Книга
[ редактировать ]Мужчины Лувале в возрасте от 8 до 12 лет будут участвовать в «муканде», иногда называемой кумуканда, церемонии совершеннолетия. Обычно это происходит в начале засушливого сезона. [2] Существует три отдельных этапа, первый из которых — подготовка, которая начинается, когда деревенский староста («чилоло») или важный старейшина, достигнув согласия с семьями молодых необрезанных мальчиков, публично объявляет, что время муканды пришло. Затем кандидаты собираются в муканде, где им делают обрезание; на этом этапе инициатор церемонии муканды становится известен как «чиджика муканда», или «сажалщик муканды». Затем они вызовут духов перед деревом муёмбо, чтобы благословить и очистить детей, которым предстоит операция. [19] Лувале считают необрезанных мужчин грязными и негигиеничными. [2]
Второй этап — это изоляция, когда молодые мальчики покидают свои дома и живут от одного до трех месяцев в изолированном лагере в лесу. Это отделение от внешнего мира знаменует собой их символическую смерть в детстве. Говорят, что в некоторых сельских районах, где муканда строго соблюдается, если женщина пройдет мимо «бушного лагеря» мальчиков, пока они проходят муканду, ее следует наказать, даже убить. [2] Посвященные («ватундуджи» или «тунданджи») пройдут испытания на храбрость и извлекут уроки, касающиеся их будущей роли мужчин и мужей. [20] Их научат таким навыкам, как изготовление масок или «макиси», резьбе по дереву, плетению корзин, кузнечному делу и другим практическим навыкам. Им также разрешено играть в игры и заниматься спортом. Учебная программа также включает обучение культуре древней форме дизайна и исчисления, известной как «тусона», традиции идеографических начертаний на песке. [19] Как и у посвященных женщин, у мальчиков есть учителя, которые направляют их на протяжении всего процесса. Их также называют «макиси» («ликиси» — единственное число, означающее маску); у каждого ликиши своя роль. Макиси носят сложные маски и окрашенные костюмы из коры. [3] Маски сделаны из дерева и украшены растительными волокнами, веревками, бусинами и другими материалами, чтобы передать возраст, пол, социальный статус и силу архетипов, которые они воплощают. Знаки и символы на масках призваны обозначать силы Вселенной. [21] Они представляют собой дух умершего предка, который возвращается в мир живых, чтобы помочь мальчикам в переходе из детства во взрослую жизнь. [2] Во время церемонии они символически встанут и соберутся с кладбища («кувумбука»). [2] Каждому мальчику назначается определенный ликиси, который остается с ним на протяжении всего процесса.
Макиси могут выполнять самые разные роли. Хотя все макиси — мужчины (их личности никогда не раскрываются, и сказано, что они одеваются на кладбищах, чтобы защитить себя от публики), есть некоторые женские изображения женщин. В следующем списке подробно описаны многие, хотя и не все, возможные роли макиси .
- « Чисалук » представляет собой могущественного и богатого человека, обладающего духовным влиянием. [20]
- « Мупала », или « Кайипу », — это «господин» или царь муканды и дух-защитник со сверхъестественными способностями. Его всегда сопровождает «капалу» – телохранитель или сын. Он самый большой и величественный из всех макиси , с его огромным круглым впечатляющим головным убором, который ассоциируется с вождём. [3]
- « Пвебо », или « Мванапвебо », — женский персонаж, олицетворяющий идеальную женщину и отвечающий за музыкальное сопровождение ритуалов и танцев. Пвебо означает «женщина» на языке лувале. [2]
- « Чилия » представляет собой дурака с ребяческим характером, подражающего другим, одевающегося недостойно и танцующего как ученик, а не как эксперт. [22]
- « Чивиги » изображает стильную и тщеславную молодую женщину, носящую парик из заплетенных волос. [3] [21]
- « Чикунгила » — это неоднозначный дух предка, окрашенный наполовину в красный, наполовину в белый цвет; Говорят, что он обладает огромной духовной силой. Говорят, что белая и красная половины его маски демонстрируют баланс между позитивом и зловещим соответственно. [21]
- « Утену » известен как «гневный»; всегда в плохом настроении, постоянно оскорбляет. [21]
- « Катойо» или « Чинделе» первоначально высмеивали иностранцев и посторонних; зачастую колониальные державы. [21]
- Катотола . также обладает сверхъестественными способностями: он находит то, что скрыто [21]
Завершение муканды отмечается выпускной церемонией — маскарадом макиси. Мальчиков снова принимают в свое сообщество уже взрослыми мужчинами; Вся деревня может бесплатно присутствовать на маскараде макиси и представлении, напоминающем пантомиму. [20] После ритуала маски макиси сжигают или закапывают, символически возвращая их в мир мертвых. В последнее время маски включают в себя понятие нового; новые изображения макиси могут включать в себя лицо бумбокса, видеомагнитофона, радио и т. д. [21]
Муканда выполняет образовательную функцию, заключаясь в передаче практических навыков выживания, а также знаний о природе, сексуальности, религиозных убеждениях и социальных ценностях сообщества. В прежние времена он длился несколько месяцев и представлял собой всю причину маскарада макиси. Эта практика не является уникальной для Лувале, ее также выполняют многие другие группы. [22] [23] Сегодня его часто сокращают до одного месяца, чтобы адаптироваться к школьному календарю. Эта корректировка вместе с растущим спросом на танцоров макиси на общественных собраниях и партийных митингах может повлиять на первоначальный характер ритуала. [20]
Свадьба
[ редактировать ]По традиции, когда пара готова к свадьбе, жених должен заплатить выкуп за невесту семье женщины. В Лувале выкуп за невесту называется «матемо» или «викумба» (что означает «вещи»). Его преподносят родственникам невесты («мвенга») в знак уважения и признательности.
Жених может приветствовать невесту небольшим праздником («витилекела»). В это время жители его деревни приветствуют невесту, призывая ее быть хорошим человеком и кормить деревенских детей и незнакомцев. Через несколько дней невеста проходит ритуал, знакомящий ее с собственным очагом. Этот ритуал «зажжения огня» характеризует все женские переходы, а также проводится для девочек, достигших половой зрелости, и для молодых мам. Некоторое время спустя жених дарит подарки («вифупа венга») родственникам невесты, которые позволяют ему поесть в их деревне или деревнях. За этим следует ответный подарок родственникам невесты по материнской линии, который после этого позволяет им поесть в деревне жениха.
Традиционно жених должен был обеспечить в браке все (дом, еду, одежду), поэтому жена покидала дом без своих личных вещей, включая одежду. Однако в наше время по экономическим причинам, межкультурным бракам и урбанизации жена обычно приносит с собой собственные кухонные принадлежности, купленные для нее в рамках предсвадебной церемонии, называемой кухонной вечеринкой. [3]
Еда
[ редактировать ]У Лувале преимущественно аграрная экономика, и их основными культурами являются маниок, маниока, ямс и арахис. Табак и коноплю выращивают для нюхательного табака, а кукурузу — для пива. Выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются почти исключительно женщины Лувале. Для естественного сохранения земли применяются методы вырубки и сжигания, а также севооборот. [14] Свиней, кур, овец и коз содержат для домашнего использования. [3]
Существует эксклюзивное общество охотников под названием «янга», которое отвечает за ловлю более крупной дичи. [3] но каждый вносит свой вклад в отлов мелкой дичи. [14] Однако на большей части региона дичи стало мало. Они известны как известные рыбаки и экспортируют сушеного сома в горнодобывающие центры Коппербелта. [1]
Мы
[ редактировать ]Как и во многих других африканских племенах, на имя ребенка обычно влияют обстоятельства его рождения. [3] Детей можно называть по времени и месту рождения, событиям или обстоятельствам рождения, порядку рождения или по имени родственников. [19]
Сразу после рождения ребенка акушерка, также известная как Чифунгиджи, дает новорожденному временное имя. Когда у ребенка отпадает пуповина, родители, обычно отец, дают новорожденному имя. Матери разрешается дать имя второму ребенку; бабушки, дедушки и дяди также могут дать имена последующим детям. Как только родители назовут ребенка, это имя будет постоянно использоваться во взаимодействиях. Обычно родители приветствуют ребенка словами и песнями, используя разные имена; тот, который заставляет ребенка улыбаться или успокаивает, считается «правильным». Если ребенок постоянно и привычно плачет, это указывает на то, что имя ему неподходящее. Затем имя необходимо изменить на другое. Это связано с верой Лувале в реинкарнацию. Иногда имя меняют, если ребенок серьезно заболел. В этом случае традиционный целитель («чимбанда») вылечит ребенка и подберет ему новое имя, поскольку считается, что прежнее имя теперь ассоциируется с несчастьем. [19]
Примеры имен, данных для описания обстоятельств, включают «Кахилу», что означает «тот, кто вернулся / вернулся». Женский вариант – «Омба». Христианство также оказало влияние на культуру именования: имена были локализованы, например, «Даниил» становится «Нданиеле». [3]
Лунд
[ редактировать ]Конфликт между Лувале и Лундой восходит к Войнам Уламбы, когда Лувале часто совершали набеги на поселения Лунда в поисках рабов. [9] Лувале и Лунда часто вступали в конфликт друг с другом с 1940-х годов; борьба за лучшие сельскохозяйственные земли еще больше обострилась, учитывая бедность почв региона. Обе группы, в свою очередь, противостоят своим могущественным соседям Баротсе на юге. [1]
Демография
[ редактировать ]Замбия
[ редактировать ]В Замбии они встречаются главным образом в Северо-Западной провинции Замбии , с центром в городе Замбези , ранее известном как Баловале . Они составляют примерно 20,4% населения провинции. [3] Некоторые замбийские лувале покинули свои исконные земли, часто по экономическим причинам, и их можно найти в других местах Замбии, таких как болото Луканга . также наблюдается значительная из сельской местности в города миграция В Лусаке .
Ангола
[ редактировать ]В Анголе они проживают на востоке провинции Мошико .
ЮАР
[ редактировать ]Некоторые лувале мигрировали в Южную Африку, и их часто клеймят как деревенских жителей; следовательно, их часто ограничивали самой черной работой. [1]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В шведском детективном романе об убийствах 1997 года «Безликие убийцы » инспектор Курт Валландер расследует убийственное расистское нападение на центр для беженцев в Скане и ему трудно общаться со свидетелем, говорящим только на языке лувале. Проблема решена, когда найдена 90-летняя бывшая женщина-миссионерка, которая свободно говорит на лувале и выполняет функции переводчика.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Лювале» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «ЛЮДИ ЛУВАЛЕ (ЛОВАЛЕ/ЛВЕНА): ЮЖНО-АФРИКАНСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ПЛЕМЯ И ИХ КУЛЬТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЛИКУМБИ ИЯ МИЗЕ» . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Капамбве, Мазуба. «Знакомство с народом лувале Замбии» . Культурное путешествие . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Капамбве, Мазуба. «Традиционный фестиваль этого замбийского племени внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО» . Культурное путешествие . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ «Луэджи наследует королевскую власть своего отца» . Оксфордский справочник . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Веле, Патрик (1993). Ликумби Лия Мизе и другие традиционные церемонии Лувале . Образовательный паб Замбии. Дом. ISBN 998201174X .
- ^ Jump up to: а б с Уайт, CMN (январь 1957 г.). «Клан, вождь и рабство в политической организации Лувале». Африка: Журнал Международного африканского института . 27 (1): 61. дои : 10.2307/1156366 . JSTOR 1156366 .
- ^ Jump up to: а б Макола, Джакомо (2010). «Переоценка значения огнестрельного оружия в Центральной Африке: пример Северо-Западной Замбии до 1920-х годов» (PDF) . Журнал африканской истории . 51 (3): 307–310. дои : 10.1017/S0021853710000538 . JSTOR 23017720 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вейл, Лерой (1989). Создание трайбализма в Южной Африке . УНИВЕРСИТЕТ КАЛИФОРНИИ ПРЕСС.
- ^ П. Юэ, Кристофер (1986). Роберт Торн Кориндон: Проконсульский империализм в Южной и Восточной Африке, 1897-1925 гг . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 25–27. ISBN 0889201986 .
- ^ «Леваника | Южноафриканский король» . Британская энциклопедия . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Спор о Баловале» (PDF) . Правительственный вестник Северной Родезии . 9 июля 1941 года . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Хронология Лози в Замбии» . рефмир . 2004 . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Лювале» . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Традиционная церемония Ликумби Ля Мизе» . www.facebook.com . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Замбия: умер старший вождь Замбези Ндунгу» . LusakaTimes.com . 29 января 2020 г. Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Гурс, Тамара (2006). Церемония! Празднование культурного наследия Замбии . Селтель Замбия. ISBN 9982220063 .
- ^ «Традиционная церемония Ликумби Ля Мизе в Замбези, Замбия» . www.wetravel.com . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мутунда, Сильвестр (2017). Личные имена Лувале и практика именования: социокультурный анализ . Журнал образования, культуры и общества.
- ^ Jump up to: а б с д «Маскарад Макиси» . Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хейвен, Синтия (2 апреля 2008 г.). «Выставка в Канторе демонстрирует персонажей-масок Центральной Африки» . Стэнфордский университет . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Случайные документы музея Родса-Ливингстона. №№ 1–16 в одном томе . Издательство Манчестерского университета. 1975. ISBN 0719012732 .
- ^ Джордан, Мануэль (2007). МАСКИ-ПЕРСОНАЖИ ЗАМБИИ Музей Фаулера. ISBN 978-0-9748729-3-3 .