Святополк I Моравский
Святополк I | |
---|---|
![]() Статуя Святополка на Братиславском замке , Словакия | |
Принц Нитры | |
Царствование | до 867–870 гг. |
Герцог Моравии | |
Царствование | 870–871 |
Предшественник | Растислав |
Преемник | Славомир |
Царствование | 871 – до 885 г. |
Предшественник | Славомир |
Преемник | Сам как король Великой Моравии |
Король Великой Моравии | |
Царствование | до 885–894 гг. |
Предшественник | Сам как герцог |
Преемник | Моймир II |
Рожденный | в. 840 |
Умер | 894 |
Супруг | Святилище [ 1 ] |
Проблема | Моймир II Святополк II Преслав (?) |
Дом | Дом Моймира |
Отец | Богислав (?), Светимир (?) |
Мать | Неизвестный |
Святополк I или Святополк I , также известный как Святополк Великий ( средневековая латынь : Zuentepulsc(us) , Zuentibald , Sventopulch(us) , Zvataplug ; старославянский : Свѧтопълкъ и транслитерированный Svętopъłkъ ; польский : Świętopełk ; греческий : Σφενδοπλόκος, Сфендоплокос ), [ 2 ] был правителем Великой Моравии , достигшей максимального территориального расширения во время его правления (870–871, 871–894). [ 3 ] [ 4 ]

Карьера Святополка началась в 860-х годах, когда он управлял княжеством в пределах Моравии, местонахождение которого до сих пор является предметом споров среди историков, под сюзеренитетом своего дяди Растислава . [ 5 ] [ 6 ] В 870 году Святополк свергнул с престола Ростислава , который был вассалом Людовика Немецкого , и предал его франкам . Однако через год франки заключили в тюрьму и Святополка. [ 7 ] [ 8 ] После того как моравцы восстали против франков, Святополк был освобожден и привел повстанцев к победе над захватчиками. [ 9 ] Хотя он был обязан платить дань Восточной Франции по мирному договору, заключенному в Форхгайме ( Германия ) в 874 году, в последующие годы он смог расширить свои территории за пределы сферы интересов франков. [ 9 ] [ 10 ] Его войска даже вторглись в Паннонский марш в Восточной Франции в 882 году. [ 10 ] [ 11 ]
Святополк установил хорошие отношения с папами , и он и его люди были официально взяты под защиту Святого Престола в 880 году. [ 6 ] [ 9 ] Папа Стефан V даже назвал его «королем» в письме, написанном в 885 году. [ 12 ] Святополк, видимо, хотел задобрить немецкое духовенство, выступавшее против проведения литургии на старославянском языке , и изгнал учеников Мефодия из Моравии в 886 году, после смерти их учителя. [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ]
Государство Святополка представляло собой разрозненную совокупность княжеств, а также включало завоеванные территории. [ 15 ]
Вскоре после его смерти Великоморавское царство Святополка рухнуло в разгар борьбы за власть между его сыновьями и усиливающихся венгерских набегов. [ 16 ] [ 17 ]
Святополк, чья империя охватывала часть территории современной Чехии ( Моравия и Богемия ), Словакии , Польши и Венгрии , время от времени представлялся как « словацкий король» в словацких литературных произведениях с XVIII века, периода словацкого национального пробуждение . [ 18 ]
Ранние годы
[ редактировать ]В « Анналах Фульды» Святополк упоминается как племянник Растислава, второго известного правителя Великой Моравии. [ 5 ] [ 19 ] Святополк, скорее всего, родился около 840 г. [ 6 ] Его отца звали Светимир, согласно «Хроникам священника из Дукли» , написанным в конце XII века , средневековому историческому труду, который долгое время считался собранием фактов и вымысла. [ 20 ] [ 21 ] Согласно недоказанному более позднему моравскому преданию Томаша Пешина из Чечороду (17 век), который выполнил генеалогическое древо Дома Моймира , Святополк был сыном некоего Богислава. [ 22 ] По словам Симона Кезского, его отцом был Морот, польский принц, подчинивший Брактари. [ 23 ] и оккупировал Кришану, прежде чем удалиться в Веспрем . [ 24 ]
Святополк, похоже, пришел к власти в Великой Моравии в начале 860-х годов. [ 5 ] В « Житии Мефодия» рассказывается, что Святополк и его дядя совместно просили византийского императора Михаила III миссионеров, знавших славянский язык прислать в Моравию . [ 19 ] [ 25 ] Михаил III выбрал двух братьев, Кирилла и Мефодия , свободно владевших диалектом славянского языка, на котором говорили в окрестностях Салоник ( Греция ). [ 26 ] Они прибыли в Моравию в 863 году и сразу же приступили к обучению и проповеди. [ 27 ] Их перевод богослужебных текстов на старославянский язык был одобрен папой Адрианом II в 867 году. [ 28 ]
И было в те дни, что славянский князь Ростислав вместе со Святополком послал послов из Моравии к императору Михаилу, говоря так: «Божьей благодатью мы преуспели, и многие христианские учителя пришли к нам из среды италийцев , греков и Немцы, учат нас различным путям. Но мы, славяне, народ простой, и некому наставить нас в истине и объяснить мудро. Потому, добрый господин, пошли типа человека. который направит нас к всей истине».
— Житие Мефодия [ 29 ]
Начало его правления
[ редактировать ]К тому времени, когда Святополк впервые появился во франкских источниках (« Анналы Фульды ») в 869 году, он был правителем собственного «царства» ( regnum , подразумевающего автономную или полуавтономную землю) в пределах Великой Моравии. [ 5 ] [ 30 ] Принято считать, что это герцогство Нитра . [ 31 ] [ 32 ] Его двор находился в «старом городе Растислава» (городах античного Растизи) . [ 5 ] который мог находиться либо в Старом Месте, чье название буквально означает «старый город» на чешском языке , либо в Нитре (сегодня в Словакии), но его также отождествляли с Сирмиумом ( Сремска-Митровица в Сербии ). [ 5 ] [ 6 ] [ 33 ]
«Царство» Святополка было захвачено и разграблено в 869 году баварскими войсками под предводительством Карломана , старшего сына Людовика Немецкого , короля Восточной Франции. [ 30 ] В то же время франконские и аламаннские войска напали на территории Растислава под предводительством младшего сына того же короля Карла Толстого . [ 30 ] Хотя обе армии вскоре вернулись, Святополк вступил в тайные переговоры с Карломаном и согласился передать себя и свое княжество Карломану. [ 30 ] [ 34 ]
Говорят, что, узнав об этом соглашении, Растислав пришел в ярость и устроил ловушку своему племяннику, пригласив его на банкет, где намеревался убить его. [ 35 ] Святополк, однако, был предупрежден о планах дяди, взял Растислава в плен и передал его Карломану. [ 35 ] Растислава под охраной отправили в Баварию , а Карломан сразу аннексировал его королевство. [ 35 ]
Звентибальд, племянник Растиза, задумался о своих интересах и похвалил Карломана себя и королевство, которым он владел. Растиз пришел в ярость от этого и тайно устроил засаду своему племяннику; он задумал задушить его на банкете, когда тот не подозревал никакого нападения. Но по милости Божией он был освобожден от смертельной опасности. Прежде чем те, кто должен был убить его, вошли в дом, он был предупрежден тем, кто знал о заговоре, и отправился, как будто на охоту , и таким образом уклонился от устроенной для него засады. Растис увидел, что его заговор раскрыт, и последовал за племянником с солдатами, чтобы схватить его. Но по справедливому суду Божию он был пойман в расставленную им сеть, ибо был схвачен своим племянником, связан и доставлен к Карломану, который отправил его под охраной солдат в Баварию, по крайней мере, он должен был спастись, и держал его в тюрьме. пока его не привели к королю.
- Анналы Фульды (870 г.) [ 36 ]
В награду за пленение Растислава Карломан позволил Святополку сохранить за собой его княжество, но остальная часть Великой Моравии оказалась под контролем двух франкских лордов, Вильгельма и Энгильшалька . [ 19 ] [ 34 ] Войска Карломана также захватили Мефодия, которого папа Адриан II ранее назначил архиепископом Сирмиума с юрисдикцией над владениями, которыми управляли Растислав и Святополк. [ 34 ] [ 37 ] В начале 871 года Карломан также заключил в тюрьму Святополка по неустановленным обвинениям в нелояльности, которые, возможно, были связаны с восстанием младших братьев Карломана, Людовика Младшего и Карла Лысого. [ 38 ] Полагая, что Святополк мертв, моравцы выбрали другого члена своей правящей семьи по имени Славомир и сделали его своим правителем. [ 39 ]
На пути к Форххаймскому миру
[ редактировать ]Карломан вскоре пришел к выводу, что обвинения в адрес Святополка необоснованны, и освободил его из тюрьмы. [ 39 ] Чтобы привязать Святополка к своей семье, Карломан поручил Святополку стать крестным отцом своего внебрачного внука. [ 40 ] Таким образом, этот сын сына Карломана Арнульфа получил моравское имя Звентибольд . [ 40 ]
Святополк также согласился возглавить армии Карломана против Славомира и мятежных моравцев. [ 19 ] [ 41 ] Однако по прибытии в «старый город Растислава» Святополк предал баварцев и вступил в тайный сговор с повстанцами. [ 41 ] Хотя он захватил крепость в соответствии с планом Карломана, оказавшись внутри ее стен, он отказался от своей лояльности Карломану, собрал большие моравские силы и предпринял разрушительную внезапную атаку на ничего не подозревающую баварскую армию, расположившуюся лагерем снаружи. [ 40 ] Моравцы взяли в заложники большое количество солдат, остальных перебили и освободили Моравию от франкской оккупации. [ 40 ] Губернаторы Карломана, Вильгельм и Энгельшалк, также были убиты, и Святополк стал бесспорным правителем Великой Моравии. [ 19 ]
Тем временем Звентибальд, после того как никто не смог доказать преступления, в которых он был обвинен, был освобожден Карломаном и вернулся в свое королевство, нагруженный королевскими дарами, ведя с собой армию Карломана, с помощью которой он должен был изгнать Склагамар, несмотря на то, что он так много ложно обещал Карломану, если Карломан позволит ему вернуться в свою страну. Но как унижение падает на тех, кто беспечен и слишком надеется на себя, так и постигло это войско, ибо Звентибальд оставил остальных разбить лагерь и вошел в старый город Растис. Тотчас же он отрекся от своей верности и забыл свою клятву, по-славянски, и направил свои мысли и свои силы не на изгнание Склагамара, а на то, чтобы отомстить за обиду, нанесенную ему Карломаном. Затем он большими силами атаковал лагерь баварцев – они не подозревали ничего плохого и не вели бдительности. Многих он взял живыми в плен, а остальных убил, за исключением немногих, которые предусмотрительно покинули лагерь заранее. Вся радость баварцев по поводу многочисленных предыдущих побед превратилась в горе и плач. Известием о резне его армии Карломан был ошеломлен и вынужденный необходимостью приказал собрать всех заложников в своем королевстве и вернуть их в Звентибальд; он принял оттуда почти ни одного человека, за исключением человека по имени Радбод, который вернулся полумертвым.
- Анналы Фульды (871 год) [ 42 ]

В октябре 871 года Людовик Немецкий направил против богемцев ( чехов ) баварские и франконские войска. [ 43 ] [ 44 ] Во время кампании франконцы застали врасплох группу моравцев где-то возле ловушек, охранявших узкие подходы к богемскому форту. [ 44 ] Моравцы возвращались на родину с дочерью чешского герцога («герцога»), предположительно для того, чтобы выйти замуж за неизвестного моравского магната. [ 44 ] Хотя моравцам удалось добраться до безопасного форта, им пришлось бросить в переулке 644 полностью снаряженных лошади. [ 44 ] Брак дочери чешского лидера с моравским магнатом предполагает, что Святополк планировал заключить союз с богемой. [ 43 ]
Людовик Немецкий осознавал серьезную угрозу, исходящую от Святополка. [ 43 ] и собрал силы для многосторонней экспедиции с клещевыми движениями, наступавшей на территорию Моравии с нескольких направлений в 872 году. [ 45 ] Одна армия была отправлена «против моравских славян» из Регенсбурга (Германия) в мае, но тюрингские и саксонские солдаты бежали при первом же столкновении с врагом. [ 46 ] [ 47 ] Вторая армия, состоящая из франконцев под командованием епископа Арна Вюрцбургского и аббата Сигихарда Фульдского, добилась неоднозначных результатов: хотя их силы сражались хорошо, большинство мужчин были убиты, и лишь горстка выживших вернулась в Восточную Францию. [ 46 ] Наконец, третья сила, состоящая из баварцев и карантанцев под командованием Карломана, опустошила моравские территории, обратила армию Святополка в бегство и заставила ее укрыться в «чрезвычайно хорошо укрепленной крепости». [ 48 ] [ 49 ] Святополк, однако, вскоре собрал большую армию и напал на баварцев, оставшихся под командованием епископа Эмриахона Регенсбургского для охраны кораблей на берегу реки Дунай . [ 49 ] [ 50 ]
В мае 873 года папа Иоанн VIII энергично предпринял шаги, чтобы выяснить местонахождение Мефодия, который все еще находился в плену в Баварии. [ 51 ] Он отправил Карломану и баварским епископам резкие письма и приказал немедленно восстановить Мефодия в должности. [ 51 ] Папа, похоже, также стал посредником в прочном мире между Людовиком Немецким и Святополком. [ 52 ] После встречи с Папой в Вероне ( Италия ) Людовик Немецкий отправился в Форхгейм, где, согласно « Анналам Фульды» , «он принял легатов Святополка с просьбой о мирном договоре». [ 52 ] Точные условия их соглашения неизвестны, но, похоже, это был компромисс: Святополк был вынужден платить ежегодную дань Людовику Немецкому, который согласился избегать любых враждебных действий против Великой Моравии. [ 19 ] [ 53 ] Таким образом, Мефодий, которому к тому времени было разрешено вернуться в Моравию, мог продолжать свою работу в относительно мирных условиях в течение нескольких лет. [ 54 ] [ 55 ]
Годы расширения
[ редактировать ]

Великая Моравия претерпела значительное расширение в 870-х годах. [ 13 ] Например, в « Житии Мефодия» говорится о пленении «очень могущественного языческого князя, поселившегося на Висле » на территории позднейшей Польши , а в письме, написанном около 900 г. архиепископом Зальцбургским Теотмаром , говорится, что Святополк завоевал область Нитры, которая был населен язычниками. [ 56 ] [ 57 ] Однако современная историография склонна подвергать сомнению утверждения о том, что огромные соседние территории были навсегда аннексированы Великой Моравией. [ 13 ] Например, существует мало четких археологических или письменных свидетельств постоянного расширения моравской власти в Малой Польше или на западе в Силезии или в Паннонии, как это предполагается в более ранних исторических работах. [ 13 ]
Экспансионистская политика Святополка была, возможно, настолько успешной, потому что большая часть Западной Европы была охвачена необычайно жестокими и крупномасштабными набегами викингов между 879 и 886 годами. [ 58 ] С другой стороны, « Житие Мефодия» напрямую связывает военные достижения Святополка и деятельность Мефодия. [ 59 ] Например, согласно его Житию , Мефодий обещал Святополку, что если князь будет праздновать день святого Петра в архиепископской церкви, то «Бог вскоре предаст» ему врагов его, и «так и случилось». [ 60 ] [ 61 ]
Тем не менее при дворе Святополка, который сам исповедовал латинский обряд , набирали силу интриги против Мефодия и литургии на старославянском языке. [ 60 ] [ 62 ] Святополк послал Иоанна Венецианского, известного противника славянской литургии, в Рим в 879 году, чтобы добиться урегулирования церковных разногласий. [ 62 ] В письме, адресованном Мефодию в том же году, Папа резко упрекнул его в использовании славянского языка в церковных службах. [ 63 ] Однако Мефодий отправился в Рим в 880 году вместе с моравской делегацией. [ 54 ] Под его влиянием Папа Иоанн VIII передумал, и в письме, известном своим инципитом, Industriae tuae , Папа повторил, что мессу следует петь на латыни, когда об этом попросят, но он также разрешил использование славянской литургии. [ 64 ] [ 65 ] В письме также подтверждено решение, принятое Святым Престолом во время правления Растислава, о создании архиепархии Великой Моравии. [ 66 ] По просьбе Святополка Папа назначил немецкого священника Вихинга епископом Нитры , но добавил, что новый епископ и все священнослужители Великой Моравии должны были подчиняться Мефодию, который оставался главой церкви во владениях Святополка. . [ 57 ] [ 65 ]
Ваш предшественник /Папа Иоанн VIII/ рукоположил епископа Вичинга по просьбе герцога Звентибальда; однако он послал его никогда не в древнее епископство Пассау, а к новокрещеному народу, который этот герцог победил в войне и обратил из язычества в христианство.
- Письмо архиепископа Зальцбургского Теотмара и его суфражистских епископов Папе Иоанну IX. [ 67 ]
«Вильгельминская война»
[ редактировать ]В то время, когда Карл Толстый стал единоличным правителем Восточной Франции в 881 году, сыновья Вильгельма и Энгельшалька , бывшие командующие баварскими войсками, оккупировавшими Моравию в 870–871 годах, начали вступать в сговор с различными баварскими магнатами с целью изгнание Арбо , маркграфа Людовика Немецкого, которого он назначил командовать ключевым участком границы Восточной Франции на Дунае. [ 68 ] [ 69 ] Арбо, однако, обратился за помощью и получил помощь как от Карла Толстого, так и от Святополка, и даже передал последнему в качестве заложника своего сына. [ 69 ] [ 70 ]
По просьбе Арбо Святополк, помнивший, «сколько зла он вместе со своим народом перенес» от рук Вильгельма и Энгельшалька, напал на их сыновей. [ 70 ] Его войска вскоре захватили второго сына Энгельшалька, который был изувечен по приказу Святополка. [ 71 ] После этого оставшиеся сыновья вышли из-под власти Карла Толстого и стали людьми сына Карломана, Арнульфа, который правил в то время в Паннонии. [ 69 ] [ 72 ] Узнав об этом, Святополк отправил к Арнульфу послов, требуя немедленной отосылки сыновей Вильгельма и Энгельшалька. [ 73 ] Арнульф, однако, отказался выдать их, на что Святополк ответил дальнейшими вторжениями. [ 69 ] Помимо франков и моравов, в конфликт вступили и болгары , вторгшись в царство Святополка. [ 74 ] Согласно записи в «Анналах Зальцбурга» , область Вены ( Австрия ) также была захвачена в 881 году венграми. [ 75 ] Судя по всему, их нанял либо Святополк, либо Арнульф, чтобы вмешаться в их конфликт. [ 76 ]
Таким образом, «Вильгельминская война», которая продлилась до 884 года, привела к опустошению Паннонии к востоку от реки Раба . [ 77 ] Наконец явился сам Карл Толстый и принял Святополка как своего человека в Каумберге (Германия), получив обещания мира и верности. [ 69 ] Святополк также пообещал никогда не вторгаться во владения Карла Толстого с враждебной силой, пока он жив, а Карл Толстый признал его принцем своего королевства. [ 78 ] Однако мир между Арнульфом и Святополком был заключен только во второй половине следующего года. [ 69 ]
Они /сыновья Вильгельма и Энгельшалька/ презирали мир, который, сохранив Паннонию, но нарушенный, привел к тому, что Паннония была опустошена от Рааба на восток в течение двух с половиной лет. Рабы мужского и женского пола со своими детьми были убиты, многие из вождей были убиты, взяты в плен или, что еще более позорно, им отрезали руки, язык или гениталии и отправили обратно.
- Анналы Фульды (884 год) [ 79 ]
Последние годы
[ редактировать ]Мефодий, который, по-видимому, находился в поезде Святополка в Каумберге, умер в 885 году. [ 80 ] В свои последние дни он назвал Горазда, одного из своих моравских учеников, наиболее достойным его преемником. [ 12 ] поспешил епископ Нитрийский Вичинг Горазд, однако, не представил или не смог немедленно представить свою кандидатуру на ратификацию Святого Престола, поскольку вскоре в Рим . [ 12 ] Он убедил Папу Стефана V, что Мефодий проигнорировал повеления Папы Иоанна VIII в отношении славянской литургии, и поэтому по его инициативе папа запретил славянскую литургию в Моравии. [ 12 ] письмо (Quia te zelo) Папа также направил Святополку , призывая его согласиться на добавление филиокве к Символу веры и отказаться от таких своеобразных византийских обычаев, как пост . субботний [ 12 ]
Вернувшись из Рима, Святополк призвал Горазда, Климента и других учеников Мефодия подчиниться папскому указанию. [ 14 ] Когда они отказались это сделать, Святополк предоставил Вичингу полную свободу действий против них. [ 14 ] Некоторые из них были сначала брошены в тюрьму и вскоре изгнаны из Моравии, а другие, в том числе Наум , были проданы в рабство. [ 14 ] Изгнание учеников Мефодия из Моравии ознаменовало конец славянского богослужения в Центральной Европе . [ 81 ] Однако впоследствии изгнанники нашли убежище в Первом Болгарском царстве , где смогли продолжить свою работу. [ 11 ] [ 82 ] Святой Климент Охридский говорил:
Принц, однако, очень мало понял из сказанного, так как был слишком совершенно и совершенно нем, чтобы постичь какую-либо божественную материю; он был воспитан в совершенно варварской манере, короче говоря, без всякого образования, а также [...] потому, что опосредованные удовольствия лишили его всякого разума. Как мог человек, совсем отдалившийся от святости скромной жизни, без которой никто не взглянет на Господа , когда-либо проникнуть в какое-либо созерцание Троицы ? [ 83 ]
В своем письме Quia te zelo папа обратился к Святополку как rex Sclavorum («царь славян»). [ 12 ] Хотя королевский титул Святополка не был признан современными «Анналами Фульды» , летописец Регино Прюмский также упоминал Святополка как rex Marahensium Sclavorum («король моравских славян») в начале 10 века, что является независимым свидетельством, подтверждающим, что Святополк владел титул короля. [ 84 ] Согласно « Хронике священника Дукли» конца XII века , Святополк был коронован «королем по-римски на поле Далмы» в присутствии папского легата , кардиналов и епископов. [ 20 ]
В 887 году королем Восточной Франции стал Арнульф, противник Святополка в «Вильгельминской войне». [ 66 ] [ 85 ] Они встретились в Омунтесперхе , местности, которая до сих пор не определена, зимой 890 года. [ 86 ] На встрече Святополк передал Арнульфу послание папы Стефана V, призывающее короля вторгнуться в Италию, чтобы защитить Святой Престол. [ 87 ] По словам Регино Прюмского, два монарха также заключили соглашение, по которому Арнульф уступил дукаты богемы Святополку. [ 88 ]
В год воплощения Господня 890 король Арнульф передал командование чехией королю моравских славян Звентибальду. До сих пор богемцы имели правителей из числа себе подобных и народа и сохраняли верность, обещанную королям франков по нерушимому соглашению. Арнульф сделал это потому, что до того, как он был возведен на трон королевства, он был связан с Звентибальдом тесной дружбой.
- Регино Прюмский: Хроникон, Книга II [ 89 ]
Где-то в 891 году, согласно «Анналам Фульды» , Арнульф отправил в Моравию посольство во главе с маркграфом Арбо, чтобы возобновить мир. [ 90 ] В письме, написанном маркграфом, вскоре сообщалось, что от Святополка возвращаются легаты и моравцы, согласившиеся «отдать себя дружбе». [ 90 ] Однако Святополк нарушил свои обещания, поэтому Арнульф решил вторгнуться в Моравию в 891 году. [ 91 ] Сначала король встретился с Браславом , славянским герцогом на реке Саве , затем собрал армию франконцев, баварцев и аламаннов, а также завербовал венгров для участия в своем походе. [ 92 ] обвинили Арнульфа В конце X века оттоновские авторы в том, что он натравил венгров на Европу из-за его желания разрушить Моравию. [ 93 ]
Между тем Арнульф, сильнейший царь народов, живущих под звездой Арктур , не смог одолеть Святополка, князя Моравского, о котором мы упомянули выше, причем последний мужественно сопротивлялся; и – увы! – разрушив те очень хорошо укрепленные барьеры, которые, как мы говорили ранее, население называет «затворами», Арнульф призвал на помощь народ венгров, жадный, опрометчивый, невежественный о всемогущем Боге, но хорошо сведущий во всех преступлениях, жаждущий только убийства и грабежи; если это действительно можно назвать «помощью», поскольку немного позже, когда он умер, это оказалось серьезной опасностью и даже поводом для разорения для его народа наряду с другими народами, живущими на юге и западе.
- Людпранд Кремонский : Возмездие, Книга первая [ 94 ]
Вторжение Арнульфа началось в июле 892 года, но ему не удалось победить Святополка. [ 66 ] Война против Моравии, по-видимому, продолжалась до 894 года. [ 95 ] , это был год «самой неудачной смерти» Святополка Согласно «Анналам Фульды» , из чего следует, что он встретил свой конец в результате какого-то несчастного случая, подобного тому, который случается на войне. [ 96 ] Однако точные обстоятельства смерти Святополка неизвестны. [ 97 ]
Звентибальд, герцог Моравии и источник всякого предательства, который хитростью и хитростью растревожил все земли вокруг себя и кружил вокруг, жаждя человеческой крови, кончил несчастливо, увещевая в конце своих людей, что им не следует любители мира, а продолжают враждовать со своими соседями.
- Анналы Фульды (894 год) [ 98 ]
Симон Кезский записал, что погиб в бою под Кёрнье. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Святополка Великая Моравия, достигшая максимального территориального расширения и имевшая наибольшее влияние в его правление, перестала быть политическим фактором в Центральной Европе. [ 99 ] Среди завоеванных народов чехи первыми отступили в 895 году. [ 16 ] Хотя — по крайней мере, по свидетельству византийского императора Константина Багрянородного — Святополк на смертном одре обратился к своим сыновьям, Моймиру II Моравскому и Святополку II , с просьбой сохранить их единство, после его смерти внутренние разногласия между ними были подпитаны Арнульфом. . [ 100 ] Окончательно Моравия распалась в первом десятилетии X века из-за нашествия венгров. [ 100 ] [ 101 ]

Князь Моравии Сфендоплок был доблестным и грозным по отношению к народам, которые были его соседями. У этого самого Сфендоплока было три сына, и когда он умирал, он разделил свою страну на три части и оставил долю каждому трем своим сыновьям, оставив старшего великим князем, а двух других под командованием старшего сына. Он увещевал их не ссориться друг с другом, приводя им в качестве иллюстрации такой пример: он принес три жезла, связал их вместе и дал первому сыну, чтобы тот сломал их, а когда тот оказался недостаточно силен, передал их второму, и таким же образом третьему, а затем разделил три жезла и дал по одному каждому из них троих; когда они взяли их и им было приказано сломать их, они сразу же сломали их. Посредством этого примера он увещевал их и говорил: «Если вы останетесь неразделенными в согласии и любви, вы будете непобеждены вашими противниками и непобедимы; но если между вами возникнут раздоры и соперничество, и вы разделитесь на три правительства, неподвластные старший брат, вы будете уничтожены друг другом и полностью разорены врагами, которые являются вашими соседями».
- Константин Багрянородный: Об управлении империей , Глава 41 [ 102 ]

Согласно венгерским легендам, венгры купили страну у Святополка в символическом акте обмена: они послали Святополку белую лошадь с седлом в обмен на землю, воду и траву, которые должны были представлять саму его страну. [ 97 ] Святополк якобы дезавуировал этот «договор», а затем утонул в Дунае, спасаясь от венгров. [ 97 ] На самом деле легенда, кажется, просто описывает обычный языческий обряд заключения союзов, который может относиться к союзу Святополка с венграми в 894 году. [ 97 ]
Историк Рышард Гржесик говорит, что правитель Менуморут , упомянутый в хронике XIII века Gesta Hungarorum, был «олицетворением» Святополка I Моравского. [ 103 ]
Тем не менее, в 1722 году Михаэль Бенчик, профессор венгерского права в Трнавском университете , предположил, что дворянство и все население округа Тренчен в составе Венгерского королевства были «остатками Святополка, который продал свою страну венграм и, таким образом, словацкий народ в вечное крепостничество». [ 104 ] [ 105 ] В ответ Ян Бальтазар Магин, римско-католический пастор Дубницы , написал старейшую известную защиту словацкой нации в 1728 году. [ 106 ] Затем другой католический священник, Юрай Фандли , завершил историю на латыни под названием Compendiata historia gentis Slavae («Краткая история словацкой нации»), в которой он изобразил Моравию как государство словаков, а Святополка как их короля. [ 18 ] [ 107 ] [ 108 ] В 1833 году поэт Ян Холлы опубликовал стихотворение под названием «Святополк» , первое из серии эпических поэм, посвященных прошлому словацкого народа. [ 107 ] [ 109 ]
См. также
[ редактировать ]- Альтернативные теории местонахождения Великой Моравии
- Арнульф Каринтийский
- Великая Моравия
- Людовик Немецкий
- Моймир II
- Святые Кирилл и Мефодий
- Святополк II
Примечания
[ редактировать ]- ^ Памятники истории южных славян . Том. VII. Загреб: [Заграбие] Академия наук и искусств южных славян. 1868. с. 382.
- ^ Гавлик 2013 , стр. 362.
- ^ Киршбаум 2007, стр. 5, 278.
- ^ Бартл 2002, стр. 17, 336.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гольдберг 2006 , с. 284
- ^ Jump up to: а б с д Киршбаум 2007 , с. 278
- ^ Боулус 1995 , с. 7
- ^ Спиш и др. 2006, стр. 21.
- ^ Jump up to: а б с Бартл 2002 , с. 21
- ^ Jump up to: а б Киршбаум 2007 , с. 121
- ^ Jump up to: а б с Бартл 2002 , с. 22
- ^ Jump up to: а б с д и ж Власто 1970 , с.81.
- ^ Jump up to: а б с д Барфорд 2001 , с. 110
- ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 82
- ^ Киршбаум 2005 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Бартл 2002 , с. 17
- ^ Спиш и др. 2006, стр. 311.
- ^ Jump up to: а б Бартл 2002 , с. 88
- ^ Jump up to: а б с д и ж Киршбаум 2005 , с. 27
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 189
- ^ Короткий 2006 , с. 14
- ^ Гавлик 1994 , стр. 12–13
- ^ Jump up to: а б «Simonis De Keza Geta Hungarorum» под редакцией и переводом Ласло Веспреми и Франка Шаера на основе исследования Йено Шуча. ЦЕУ Пресс, 1999. С.75.
- ^ «Анонимный нотариус короля Белы Деяния венгров» под редакцией, переведенной и аннотированной Мартином Ради и Ласло Веспреми. ЦЭУ Пресс, 2010. С.33.
- ^ Курта 2006 , стр. 124–125
- ^ Файн 1991 , с. 113
- ^ Файн 1991 , с. 114
- ^ Бартл 2002 , с. 20
- ^ Офис 1983 , с. 111
- ^ Jump up to: а б с д Боулус 1995 , с. 161
- ^ Душан Тршештик: Происхождение Великой Моравии. Моравцы, чехи и Центральная Европа в 791–871 гг. (Прага, 2001 г.). ISBN 80-7106-482-3
- ^ Кениг, Томаш (2017). Великоморавская территория Нитра. Культурные проявления, территориальные масштабы и этническая и социально-политическая идентичность населения (PDF) . Братислава.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Боулус 1995 , с. 185
- ^ Jump up to: а б с Гольдберг 2006 , с. 286
- ^ Jump up to: а б с Боулус 1995 , с. 164
- ^ Рейтер 1992 , с. 62
- ^ Боулус 1995 , с. 163
- ^ Голдберг 2006, стр. 306, 309.
- ^ Jump up to: а б Гольдберг 2006 , с. 309
- ^ Jump up to: а б с д Гольдберг 2006 , с. 310
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 173
- ^ Рейтер 1992 , стр. 65–66
- ^ Jump up to: а б с Гольдберг 2006 , с. 311
- ^ Jump up to: а б с д Боулус 1995 , с. 175
- ^ Боулус 1995 , с. 177
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , стр. 177–178.
- ^ Голдберг 2006 , с. 312
- ^ Боулус 1995 , стр. 177–179.
- ^ Jump up to: а б Гольдберг 2006 , с. 313
- ^ Боулус 1995 , с. 179
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 183
- ^ Jump up to: а б Гольдберг 2006 , с. 325
- ^ Боулус 1995 , с. 184
- ^ Jump up to: а б Киршбаум 2005 , с. 32
- ^ Власто 1970 , стр. 72–73
- ^ Курта 2006 , стр. 128–129
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 194
- ^ Власто 1970 , с. 340
- ^ Боулус 1995 , с. 196
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , стр. 195–196.
- ^ Офис 1983 , с. 121
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 73
- ^ Боулус 1995 , с. 191
- ^ Боулус 1995 , стр. 191–192.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 74
- ^ Jump up to: а б с Киршбаум 2005 , с. 29
- ^ Боулус 1995 , с. 337
- ^ Боулус 1995 , стр. 208–209.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклин 2003 , с. 138
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 209
- ^ Боулус 1995 , стр. 209–211.
- ^ Боулус 1994, стр. 211, 215.
- ^ Боулус 1995 , с. 211
- ^ Боулус 1994, стр. 214, 334.
- ^ Боулус 1995 , стр. 237–238.
- ^ Боулус 1995 , с. 238
- ^ Боулус 1995 , с. 188
- ^ Боулус 1995 , с. 214
- ^ Рейтер 1992 , с. 110
- ^ Боулус 1995 , с. 215
- ^ Файн 1991 , с. 127
- ^ Спиш и др. 2006, стр. 24.
- ^ «Этика и политика Великой Моравии IX века» (PDF) .
- ^ Боулус 1995 , с. 190
- ^ Боулус 1995 , с. 217
- ^ Боулус 1995 , с. 220
- ^ Боулус 1995 , стр. 220–221.
- ^ Боулус 1995 , с. 222
- ^ Маклин 2009 , с. 207
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 223
- ^ Боулус 1995 , стр. 224–225.
- ^ Боулус 1995 , стр. 225–227.
- ^ Боулус 1995 , с. 233
- ^ Скватрити 2014 , стр. 56.
- ^ Боулус 1995 , с. 239
- ^ Боулус 1995 , стр. 239–240.
- ^ Jump up to: а б с д Графтер 1999 , с. 42
- ^ Рейтер 1992 , с. 129
- ^ Киршбаум 2005, стр. 29, 39.
- ^ Jump up to: а б Киршбаум 2005 , с. 33
- ^ Бартл 2002 , с. 23
- ^ Моравчик, Дженкинс 2008, с. 181.
- ^ Гжесик 2016 , стр. 28–29.
- ^ Киршбаум 2005 , с. 82
- ^ Бартл 2002 , стр. 261–262.
- ^ Бартл 2002 , с. 261
- ^ Jump up to: а б Киршбаум 2005 , с. 93
- ^ Киршбаум 2007 , стр. 115–116.
- ^ Киршбаум 2007 , с. 143
Ссылки
[ редактировать ]
- Барфорд, Пол М. (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801439779 .
- Бартл, Юлиус (2002). Словацкая история . Издательство Больчази-Кардуччи. ISBN 0-86516-444-4 .
- Бетти, Маддалена (2013). Создание христианской Моравии (858-882): папская власть и политическая реальность . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004260085 .
- Боулус, Чарльз Р. (1995). Франки, моравцы и мадьяры: борьба за Средний Дунай, 788–907 гг . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812232769 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815390 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Гжесик, Рышард (2016). «Блази и пастухи Romanorum в Gesta Hungarorum, написанные анонимным нотариусом» . Историческое событие . 41 : 25–34. дои : 10.17951/rh.2016.0.25 .
- Голдберг, Эрик Дж. (2006). Борьба за империю: королевская власть и конфликт при Людовике Немецком, 817–876 гг . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801438905 .
- Гавлик, Любомир Э. (1994). Святополк Великий, король моравов и славян [ Святополк Великий, король моравов и славян ]. Йота. ISBN 978-80-85617-19-1 .
- Гавлик, Любомир Э. (2013). Хроника Великой Моравии [ Хроника Великой Моравии ]. Йота. ISBN 978-80-85617-04-7 .
- Кантор, Марвин (1983). Средневековые славянские жития святых и князей . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780930042448 .
- Киршбаум, Станислав Дж (2005). История Словакии: борьба за выживание . Пэлгрейв. ISBN 1-4039-6929-9 .
- Киршбаум, Станислав Дж (2007). Исторический словарь Словакии . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-5535-9 .
- Контлер, Ласло (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: История Венгрии . Издательство Атлантида. ISBN 963-9165-37-9 .
- Маклин, Саймон (2003). Царство и политика в конце девятого века: Карл Толстый и конец Каролингской империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139440295 .
- Маклин, Саймон (2009). История и политика в Европе позднего Каролингов и Оттона: Хроники Регино Прюмского и Адальберта Магдебургского . Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719071348 .
- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Нельсон, Джанет Л. (1991). Анналы Сен-Бертена . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719034251 .
- Рейтер, Тимоти (1992). Анналы Фульды . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719034589 .
- Рейтер, Тимоти (2013) [1991]. Германия в раннем средневековье ок. 800–1056 . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781317872399 .
- Соммер, Петр; Тршештик, Душан; Жемличка, Йозеф; Опачич, Зоя (2007). Богемия и Моравия . В: Беренд, Нора (2007); Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, 900–1200 гг .; Издательство Кембриджского университета; ISBN 978-0-521-87616-2 .
- Шпис, Антон; Каплович, Душан; Больчази, Ладислав Дж. (2006). Иллюстрированная словацкая история: борьба за суверенитет в Центральной Европе . Болчази-Кардуччи Паблишерс, Инк. ISBN 978-0-86516-426-0 .
- Скватрити, Паоло (2014). Полное собрание сочинений Людпранда Кремонского (Средневековые тексты в переводе) . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-1696-6 . OCLC 986460633 .
- Власто, Алексис П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.