Jump to content

Лха-бзанг Хан

(Перенаправлено с Лхазанг Хана )
Лхазанг Хан
Король Лхазан
Лха Бзанг Кханг
Хан
Защитник-правитель Тибета
5-й хан Хошутского ханства
Царствование 1697 или 1703-1717 гг.
Предшественник Тензин Вангчук Хан
Преемник Лобсанг Тендзин
Рожденный Лхазанг Лупал (англ. лха бзанг клу дпал )
Умер 1717
Лхаса, Ю-Цанг, Тибет
Царственное имя
Лхазанг Хан Лха Бзанг Кханг )
Дом Борижин
Династия Хошутское ханство
Отец Тензин Далай Хан

Лха-бзанг Хан ( тибетский : Лхазанг , ZYPY : Лхасанг ; Монгольский : ᠯᠠᠽᠠᠩ ᠬᠠᠨ Лазанг Хаан ; альтернативно, Лхазанг , или Лапсанг , или Ладжанг ; ум. в 1717 г.) был правителем хошут (также пишется как Кошот, Косот или Косот) племени ойратов . [ 1 ] Он был сыном Тензин Далай-хана (1668–1701). [ 2 ] и внук (или правнук) Гуши-хана , [ 3 ] будучи последним ханом ханства и ойратским царем Тибета Хошутского . Он приобрел эффективную власть в качестве правителя Тибета, устранив регента ( дези ) Сангье Гьяцо и Шестого Далай-ламу Цангьянга Гьяцо , но его правление было прервано вторжением другой группы ойратов, джунгарского народа . В конечном итоге это привело к прямому участию китайской династии Цин в тибетской политике.

Прийти к власти

[ редактировать ]

После вторжения хошутов в Центральный Тибет в 1641–1642 годах Тибет управлялся посредством трехстороннего разделения власти. В то время как Далай-лама был высшим духовным правителем, Хошут-хан контролировал вооруженные силы и носил титул « короля Дхармы , защитника веры». Исполнительная власть была делегирована регенту или дези , который первоначально был формальным назначенцем царя Хошута. Однако после 1655 года короли Хошута были довольно слабыми фигурами, позволявшими Пятому Далай-ламе обладать большим личным влиянием. Его смерть в 1682 году держалась в секрете до 1697 года, а Тибетом правил дези Сангье Гьяцо , по слухам, сын Далай-ламы. Он поддерживал тесные контакты с Галданом Бошугту-ханом , правителем формирующегося Джунгарского ханства во Внутренней Азии, с целью противодействия роли хошутов в тибетских делах. Лишь в 1697 году был назначен Шестой Далай-лама, к большому раздражению императора Цин Канси , который держался в неведении по этому вопросу и, кроме того, был врагом джунгарских правителей. Именно в этой ситуации к власти пришел Лха-бзанг-хан. Согласно обычной версии событий, Лха-бзанг стал царем Дхармы, отравив своего брата. Вангжал (Тензин Вангчук-хан) , правивший в 1696–1697 или, что более вероятно, в 1701–1703 годах. Согласно альтернативному исследованию, он был мирно возведен на престол по рекомендации Шестого Далай-ламы, поскольку его брат был болен. До своего возведения на престол он прожил свою жизнь в кочевой местности у озера Коконор и никогда не посещал Лхасу до 1701 года. [ 4 ]

Убийство регента

[ редактировать ]
Юридический документ тибетского правителя Лхабзанг-хана. Печать выполнена монгольским уугурским шрифтом, поскольку кошоты — ойраты.

Шестой Далай-лама оказался талантливым, но шумным молодым человеком, предпочитавшим монашеской жизни написание стихов и общество молодых женщин. В 1702 году он отказался от монашеского обета и вернулся к статусу мирянина, но сохранил свою светскую власть. В следующем году Сангье Гьяцо формально передал титул регента своему сыну Нгавангу Ринчену, но фактически сохранил за собой исполнительную власть. Теперь внутри тибетской элиты возник раскол. Лха-бзанг был человеком с характером и энергией, которого не устраивало то стертое состояние, в котором погрузилась царская власть Хошута после смерти Гуши-хана. Он намеревался изменить это, вероятно, после попытки Сангье Гьяцо отравить короля и его главного министра. [ 2 ] Ситуация достигла апогея во время молитвенного фестиваля Монлам в Лхасе в 1705 году, который последовал за тибетским Новым годом (Лосар). Во время торжественной встречи с духовенством Сангье Гьяцо предложил схватить и казнить Лха-бзанг-хана. Против этого выступил священнослужитель Джамьянг Жепа из монастыря Дрепунг , личный гуру Лха-бзанга. Скорее, царю Дхармы настоятельно рекомендовали уехать в Коконор ( Цинхай ), обычное место обитания хошутской элиты. Он сделал вид, что подчиняется, и отправился в путь на север. Однако, когда он достиг берегов реки Нагчу (северо-восток Центрального Тибета ), он остановился и начал собирать соплеменников хошутов. Летом 1705 года он двинулся на Лхасу и разделил свои войска на три колонны, одну под командованием своей жены Церинг Таши. Когда Сангье Гьяцо услышал об этом, он собрал войска Центрального Тибета, Нгари и Кхама недалеко от Лхасы. Он предложил бой, но потерпел серьезное поражение, потеряв 400 человек. [ 2 ] Панчен -лама Лобсанг Еше пытался выступить посредником. Понимая, что его положение безнадежно, Сангье Гьяцо отказался от сопротивления при условии, что его пощадят и отправят в Гонггар Дзонг к западу от Лхасы. Однако мстительная царица Церинг Таши арестовала экс- дези и привезла его в долину Тёлунг, где он был убит, вероятно, 6 сентября 1705 года. [ нужна ссылка ]

Влияние Цин и вопрос о Далай-ламе

[ редактировать ]

Благодаря этому подвигу Лха-бзанг был признан королем гьялпо трипа . Он также носил титул Чингисхана и обычно известен под этим именем среди европейских гостей. Его положение было не совсем безопасным, и он прибегал к некоторым актам насилия; таким образом, он убил главу колледжа Сера Ма и избил или заключил в тюрьму несколько человек в районе Цанг . Тем временем император Канси стремился получить определенную степень влияния в Тибете по той причине, что враждебно настроенные джунгарские ханы придерживались тибетского буддизма . Если джунгарская элита заручится поддержкой Далай-ламы, это повлияет на лояльность монголов под сюзеренитетом Цин. Лха-бзанг-хан, со своей стороны, искал поддержки у цинского двора и направил императору доклад о гражданской войне 1705 года, который одобрил его действия. награду Дези Тибета Канси за старого В от избавление назначил своего врага - бзана регентом Лха ​, «Почтенный хан»). [ 5 ] Император посчитал Шестого Далай-ламу подставным и попросил Лха-бзанга отправить его в Пекин . Король осознавал возможную реакцию тибетского населения, которое все еще в значительной степени придерживалось распутного иерарха, но в конце концов решил выполнить просьбу. Сведения о том, был ли король искренне оскорблен скандальным поведением Шестого, или он просто использовал его как оправдание, расходятся. [ 6 ] Он созвал духовное собрание и попросил лам отречься от Далай-ламы как воплощения Авалокитешвары . Ламы, однако, отказались согласиться и заявили, что Цангьянг Гьяцо был истинным Далай-ламой, несмотря на его шокирующее поведение. Однако они заявили, что духовное просветление больше не обитает в молодом человеке. [ нужна ссылка ]

Свержение Далай-ламы

[ редактировать ]

Лха-бзанг-хан принял меры и 11 июня 1706 года вывел Далай-ламу из дворца Потала . Шестнадцать дней спустя он был объявлен низложенным, и китайский посланник сообщил ему о приказе императора. Когда он уезжал в Пекин, разгневанная толпа напала на эскорт, освободила Далай-ламу и доставила его в Летний дворец в Дрепунге. Вскоре дворец был окружен войсками Хошута, и Далай-лама позволил схватить себя, чтобы избежать всеобщей резни. Тем не менее Дрепунг был взят штурмом и разграблен. Далай-ламу снова отправили к императорскому двору, но он умер 4 ноября у озера Кунга Нор в Цинхае. Ходили слухи, что его убили, но по официальным данным, он умер от болезни. Затем король нашел монаха из Кхама, Нгаванга Еше Гьяцо , родившегося в 1686 году, который был провозглашен истинной реинкарнацией Пятого Далай-ламы (будучи Седьмым, по мнению Штейна, или новым/настоящим Шестым, по мнению Смита). [ 7 ] и Маллин [ 1 ] ). На самом деле этот человек считался сыном самого Лха-бзанг-хана. Однако он был возведен на престол без консультации с религиозными властями. Тибетцы, а также соперники Лха-бзанга по хошуту решительно отвергли потенциального Далай-ламу. Канси признал выбор Лхазанга, но подстраховался, учитывая сопротивление со стороны других хошутов и тибетцев. в восточном Тибете был обнаружен мальчик Через некоторое время в Литанге , которого считали реинкарнацией Цангьянга Гьяцо. Мальчика, позже известного как Келзанг Гьяцо, узнали Гуши-хана младший сын Таши Батур (1632-1714) и другой хошутский принц по имени Амдова. Канси проявил интерес к мальчику, хотя еще не узнал его. После 1715 года жил под императорским покровительством в Кумбуме . [ 8 ]

Правление Лха-бзанг-хана

[ редактировать ]

Крупное бедствие обрушилось на страну в 1709 году. Цанг и Тох (Западный Тибет) пострадали от сильного землетрясения, разрушившего дома и унесшего жизни многих людей. Центральные власти направили помощь в пострадавшие районы, но этого оказалось недостаточно, и несколько городов пришлось покинуть. [ 9 ] В своей внешней политике Лха-бзангу приходилось справляться с амбициями Китая превратить свое королевство в протекторат. Маньчжурский чиновник Хэшоу был отправлен в Тибет в 1709 году с миссией надзора за королем и наблюдения за недовольными элементами в обществе. Более того, он собрал географические данные, используемые европейскими иезуитами на императорской службе, для составления точных карт страны. Тем не менее, цинский комиссар не получил поддержки со стороны китайских войск и был отозван в 1711 году. В результате на данный момент Лхабзан-хан остался верховным в Тибете. Война с Бутаном разразилась в 1714 году. Лха-бзанг лично возглавил операции, вторгшись в Бутан тремя колоннами. Однако он добился лишь ограниченного успеха и вскоре вывел войска. Неудовлетворительный результат не улучшил его положения в Тибете. То же самое можно сказать и о его интересе к католическим миссионерам, посетившим Тибет во время его правления, главным из которых был Ипполито Дезидери , чью антибуддийскую риторику он иногда, казалось, поддерживал. Фактически, тибетские источники указывают, что Лха-бзанг был благочестивым буддистом, хорошо понимавшим сутры и тантры . Он построил новый актовый зал в монастыре Сера , перенес колледж Урге, который его предок Гуши-хан основал в Даме , и поддержал новый тантрический колледж. Он отдавал предпочтение различным монашеским школам без какой-либо дискриминации, в частности доминирующей школе Гелугпа . [ 10 ] Несмотря на такие знаки благочестия, враждебное отношение буддийского духовенства подорвало его положение. [ нужна ссылка ]

Джунгарское нашествие

[ редактировать ]

По одной из версий, ряд священнослужителей и чиновников, возмущенных захватом власти Лха-бзанг-ханом, направили письмо ко двору Джунгарского ханства в западной Монголии с просьбой к правителю Цеванг Рабтану отомстить за смерть Сангье Гьяцо. Это несколько сомнительно, поскольку современный источник ясно дает понять, что Цеванг Рабтан не любил убитого Дези . [ 11 ] Более важными были стратегические интересы джунгарской элиты. Если бы им удалось завоевать Тибет и посадить мальчика Кельзанг Гьяцо на трон Лхасы, они могли бы заручиться поддержкой тибетцев и хошутов в своих предприятиях против Империи Цин . Тогда части Монголии, находившиеся под властью маньчжуров, могли быть атакованы с двух фронтов, чему способствовал большой авторитет тибетских буддийских институтов. [ 12 ] В 1714 году Лха-бзанг все-таки получил сообщение от Цеванг Рабтана. Между хошутскими и джунгарскими князьями было много брачных связей, а Цеванг Рабтан был женат на сестре Лха-бзанга. [ 13 ] Теперь джунгарский владыка предложил своей дочери выйти замуж за сына Лха-бзанга Гандена Тензина. Лха-бзанг согласился, несмотря на некоторые сомнения в намерениях Джунгар. Однако, когда Ганден Тензин прибыл в джунгарские земли, чтобы забрать свою невесту, его схватил и держал в плену Цеванг Рабтан. [ 14 ] Через три года, в 1717 году, джунгарский правитель поручил своему брату Церингу Дондупу вторгнуться в Тибет с армией в 7000 кавалеристов, казнив Гандена Тензина. Всадники не пошли обычным маршрутом через регион Коконор, а вторглись через Яркенд и оттуда вошли в северо-западный Тибет. Это был совершенно поразительный поступок, заставший режим Хошута врасплох. [ нужна ссылка ]

Лха-бзанг Хан находился в районе Дам , когда узнал о неожиданном вторжении. В то время он был стариком, толстым и сильно пьющим. [ 15 ] Его способный офицер Пхолхан предложил королю охранять проход между Дамом и Лхасой мушкетерами, но Лха-бзанг предпочел встретить врага на открытой равнине. Тем временем джунгарские шпионы распространили слух, что они прибыли, чтобы отомстить за смерть Сангье Гьяцо, вернуть власть над страной самим тибетцам и изгнать «ложного» Далай-ламу Нгаванга Еше Гьяцо. Это возымело эффект. Войска Лхабзанга потерпели поражение и отошли к Лхасе, которая была спешно приведена в состояние обороны. Город был осажден джунгарами и в конце ноября темной ночью взят штурмом. Измена помогла предприятию, поскольку с крепостных стен были сброшены лестницы. Король отступил в Поталу после того, как большая часть его верных войск была убита. Затем он послал своего другого сына Сурью за подкреплением в Коконор, но принц был схвачен захватчиками. [ 16 ] Видя, что все потеряно, король в ночь на 3 декабря 1717 года выехал из Поталы с горсткой последователей, отчаянно пытаясь спастись. Однако его лошадь застряла в грязи и упала. [ 15 ] Павший правитель вступил в ожесточённую рукопашную схватку с преследующим врагом. Одиннадцать джунгаров пали от его руки, прежде чем он был зарублен. [ 17 ] Тем временем меньший отряд джунгар в 300 человек попытался вернуть Келзанг Гьяцо из Кумбума, но потерпел поражение от войск Канси. Джунгары, первоначально приветствовавшиеся тибетцами в надежде, что они освободят их от Лха-бзанга и позволят воцарить Келзанг Гьяцо, быстро потеряли расположение Тибета, разграбив Лхасу и преследуя Ньингма . [ 18 ]

Гленн Маллин изображает Лха-бзанг-хана как благочестивого человека, который всячески поддерживал тибетских религиозных авторитетов, но, тем не менее, был отвергнут тибетцами, поскольку он был первым иностранцем за почти 500 лет, правившим Лхасой. [ 19 ] Его описывают как «самого либерального принца, очень просвещенного и широкого кругозора в вопросах религии, чрезвычайно любящего иностранцев и администратора редкой мудрости». [ 20 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Адле, Чахриар; Хабиб, Ирфан, ред. (2003). История цивилизаций Центральной Азии: Том V. Развитие в контрасте: с шестнадцатого до середины девятнадцатого века . Издательство ЮНЕСКО.
  • Барфилд, Томас Дж. (1992). Опасный рубеж: кочевые империи и Китай, 221 г. до н. э. — 1757 г. н. э . Блэквелл.
  • Кордье, Генри; Пеллиот, Пол, ред. (1922). Тунг Пао (通報) или Архивы . Полет. ХХ1. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 38.
  • Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. ISBN  1-57416-092-3 .
  • Петеч, Лучано (1972). Китай и Тибет в начале XVIII века: история установления китайского протектората в Тибете . Академическое издательство «Брилл». ISBN  90-04-03442-0 .
  • Ван Шайк, Сэм (2011). Тибет: История . Издательство Йельского университета.
  • Швигер, Питер (2015). Далай-лама и император Китая. Политическая история тибетского института реинкарнации . Издательство Колумбийского университета.
  • Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Издательство Йельского университета.
  • Шакабпа, Цепон В.Д. (2010). Сто тысяч лун . Том. I–II. Брилл.
  • Смит, Уоррен В. младший (1997). Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений . Вествью пресс. ISBN  978-0-8133-3280-2 .
  • Штейн, Рольф Альфред (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-0901-7 .
[ редактировать ]
Предшественник Хан Хошутского ханства
Защитник-правитель Тибета

1697 или 1703–1717 гг.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c9080e994e5f241e8392e9b952155c2__1714564320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/c2/3c9080e994e5f241e8392e9b952155c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lha-bzang Khan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)