Лха-бзанг Хан
Лхазанг Хан Король Лхазан Лха Бзанг Кханг | |||||
---|---|---|---|---|---|
Хан Защитник-правитель Тибета | |||||
![]() | |||||
5-й хан Хошутского ханства | |||||
Царствование | 1697 или 1703-1717 гг. | ||||
Предшественник | Тензин Вангчук Хан | ||||
Преемник | Лобсанг Тендзин | ||||
Рожденный | Лхазанг Лупал (англ. лха бзанг клу дпал ) | ||||
Умер | 1717 Лхаса, Ю-Цанг, Тибет | ||||
| |||||
Дом | Борижин | ||||
Династия | Хошутское ханство | ||||
Отец | Тензин Далай Хан |
Лха-бзанг Хан ( тибетский : Лхазанг , ZYPY : Лхасанг ; Монгольский : ᠯᠠᠽᠠᠩ ᠬᠠᠨ Лазанг Хаан ; альтернативно, Лхазанг , или Лапсанг , или Ладжанг ; ум. в 1717 г.) был правителем хошут (также пишется как Кошот, Косот или Косот) племени ойратов . [ 1 ] Он был сыном Тензин Далай-хана (1668–1701). [ 2 ] и внук (или правнук) Гуши-хана , [ 3 ] будучи последним ханом ханства и ойратским царем Тибета Хошутского . Он приобрел эффективную власть в качестве правителя Тибета, устранив регента ( дези ) Сангье Гьяцо и Шестого Далай-ламу Цангьянга Гьяцо , но его правление было прервано вторжением другой группы ойратов, джунгарского народа . В конечном итоге это привело к прямому участию китайской династии Цин в тибетской политике.
Прийти к власти
[ редактировать ]После вторжения хошутов в Центральный Тибет в 1641–1642 годах Тибет управлялся посредством трехстороннего разделения власти. В то время как Далай-лама был высшим духовным правителем, Хошут-хан контролировал вооруженные силы и носил титул « короля Дхармы , защитника веры». Исполнительная власть была делегирована регенту или дези , который первоначально был формальным назначенцем царя Хошута. Однако после 1655 года короли Хошута были довольно слабыми фигурами, позволявшими Пятому Далай-ламе обладать большим личным влиянием. Его смерть в 1682 году держалась в секрете до 1697 года, а Тибетом правил дези Сангье Гьяцо , по слухам, сын Далай-ламы. Он поддерживал тесные контакты с Галданом Бошугту-ханом , правителем формирующегося Джунгарского ханства во Внутренней Азии, с целью противодействия роли хошутов в тибетских делах. Лишь в 1697 году был назначен Шестой Далай-лама, к большому раздражению императора Цин Канси , который держался в неведении по этому вопросу и, кроме того, был врагом джунгарских правителей. Именно в этой ситуации к власти пришел Лха-бзанг-хан. Согласно обычной версии событий, Лха-бзанг стал царем Дхармы, отравив своего брата. Вангжал (Тензин Вангчук-хан) , правивший в 1696–1697 или, что более вероятно, в 1701–1703 годах. Согласно альтернативному исследованию, он был мирно возведен на престол по рекомендации Шестого Далай-ламы, поскольку его брат был болен. До своего возведения на престол он прожил свою жизнь в кочевой местности у озера Коконор и никогда не посещал Лхасу до 1701 года. [ 4 ]
Убийство регента
[ редактировать ]
Шестой Далай-лама оказался талантливым, но шумным молодым человеком, предпочитавшим монашеской жизни написание стихов и общество молодых женщин. В 1702 году он отказался от монашеского обета и вернулся к статусу мирянина, но сохранил свою светскую власть. В следующем году Сангье Гьяцо формально передал титул регента своему сыну Нгавангу Ринчену, но фактически сохранил за собой исполнительную власть. Теперь внутри тибетской элиты возник раскол. Лха-бзанг был человеком с характером и энергией, которого не устраивало то стертое состояние, в котором погрузилась царская власть Хошута после смерти Гуши-хана. Он намеревался изменить это, вероятно, после попытки Сангье Гьяцо отравить короля и его главного министра. [ 2 ] Ситуация достигла апогея во время молитвенного фестиваля Монлам в Лхасе в 1705 году, который последовал за тибетским Новым годом (Лосар). Во время торжественной встречи с духовенством Сангье Гьяцо предложил схватить и казнить Лха-бзанг-хана. Против этого выступил священнослужитель Джамьянг Жепа из монастыря Дрепунг , личный гуру Лха-бзанга. Скорее, царю Дхармы настоятельно рекомендовали уехать в Коконор ( Цинхай ), обычное место обитания хошутской элиты. Он сделал вид, что подчиняется, и отправился в путь на север. Однако, когда он достиг берегов реки Нагчу (северо-восток Центрального Тибета ), он остановился и начал собирать соплеменников хошутов. Летом 1705 года он двинулся на Лхасу и разделил свои войска на три колонны, одну под командованием своей жены Церинг Таши. Когда Сангье Гьяцо услышал об этом, он собрал войска Центрального Тибета, Нгари и Кхама недалеко от Лхасы. Он предложил бой, но потерпел серьезное поражение, потеряв 400 человек. [ 2 ] Панчен -лама Лобсанг Еше пытался выступить посредником. Понимая, что его положение безнадежно, Сангье Гьяцо отказался от сопротивления при условии, что его пощадят и отправят в Гонггар Дзонг к западу от Лхасы. Однако мстительная царица Церинг Таши арестовала экс- дези и привезла его в долину Тёлунг, где он был убит, вероятно, 6 сентября 1705 года. [ нужна ссылка ]
Влияние Цин и вопрос о Далай-ламе
[ редактировать ]Благодаря этому подвигу Лха-бзанг был признан королем гьялпо трипа . Он также носил титул Чингисхана и обычно известен под этим именем среди европейских гостей. Его положение было не совсем безопасным, и он прибегал к некоторым актам насилия; таким образом, он убил главу колледжа Сера Ма и избил или заключил в тюрьму несколько человек в районе Цанг . Тем временем император Канси стремился получить определенную степень влияния в Тибете по той причине, что враждебно настроенные джунгарские ханы придерживались тибетского буддизма . Если джунгарская элита заручится поддержкой Далай-ламы, это повлияет на лояльность монголов под сюзеренитетом Цин. Лха-бзанг-хан, со своей стороны, искал поддержки у цинского двора и направил императору доклад о гражданской войне 1705 года, который одобрил его действия. награду Дези Тибета Канси за старого В от избавление назначил своего врага - бзана регентом Лха , «Почтенный хан»). [ 5 ] Император посчитал Шестого Далай-ламу подставным и попросил Лха-бзанга отправить его в Пекин . Король осознавал возможную реакцию тибетского населения, которое все еще в значительной степени придерживалось распутного иерарха, но в конце концов решил выполнить просьбу. Сведения о том, был ли король искренне оскорблен скандальным поведением Шестого, или он просто использовал его как оправдание, расходятся. [ 6 ] Он созвал духовное собрание и попросил лам отречься от Далай-ламы как воплощения Авалокитешвары . Ламы, однако, отказались согласиться и заявили, что Цангьянг Гьяцо был истинным Далай-ламой, несмотря на его шокирующее поведение. Однако они заявили, что духовное просветление больше не обитает в молодом человеке. [ нужна ссылка ]
Свержение Далай-ламы
[ редактировать ]Лха-бзанг-хан принял меры и 11 июня 1706 года вывел Далай-ламу из дворца Потала . Шестнадцать дней спустя он был объявлен низложенным, и китайский посланник сообщил ему о приказе императора. Когда он уезжал в Пекин, разгневанная толпа напала на эскорт, освободила Далай-ламу и доставила его в Летний дворец в Дрепунге. Вскоре дворец был окружен войсками Хошута, и Далай-лама позволил схватить себя, чтобы избежать всеобщей резни. Тем не менее Дрепунг был взят штурмом и разграблен. Далай-ламу снова отправили к императорскому двору, но он умер 4 ноября у озера Кунга Нор в Цинхае. Ходили слухи, что его убили, но по официальным данным, он умер от болезни. Затем король нашел монаха из Кхама, Нгаванга Еше Гьяцо , родившегося в 1686 году, который был провозглашен истинной реинкарнацией Пятого Далай-ламы (будучи Седьмым, по мнению Штейна, или новым/настоящим Шестым, по мнению Смита). [ 7 ] и Маллин [ 1 ] ). На самом деле этот человек считался сыном самого Лха-бзанг-хана. Однако он был возведен на престол без консультации с религиозными властями. Тибетцы, а также соперники Лха-бзанга по хошуту решительно отвергли потенциального Далай-ламу. Канси признал выбор Лхазанга, но подстраховался, учитывая сопротивление со стороны других хошутов и тибетцев. в восточном Тибете был обнаружен мальчик Через некоторое время в Литанге , которого считали реинкарнацией Цангьянга Гьяцо. Мальчика, позже известного как Келзанг Гьяцо, узнали Гуши-хана младший сын Таши Батур (1632-1714) и другой хошутский принц по имени Амдова. Канси проявил интерес к мальчику, хотя еще не узнал его. После 1715 года жил под императорским покровительством в Кумбуме . [ 8 ]
Правление Лха-бзанг-хана
[ редактировать ]Крупное бедствие обрушилось на страну в 1709 году. Цанг и Тох (Западный Тибет) пострадали от сильного землетрясения, разрушившего дома и унесшего жизни многих людей. Центральные власти направили помощь в пострадавшие районы, но этого оказалось недостаточно, и несколько городов пришлось покинуть. [ 9 ] В своей внешней политике Лха-бзангу приходилось справляться с амбициями Китая превратить свое королевство в протекторат. Маньчжурский чиновник Хэшоу был отправлен в Тибет в 1709 году с миссией надзора за королем и наблюдения за недовольными элементами в обществе. Более того, он собрал географические данные, используемые европейскими иезуитами на императорской службе, для составления точных карт страны. Тем не менее, цинский комиссар не получил поддержки со стороны китайских войск и был отозван в 1711 году. В результате на данный момент Лхабзан-хан остался верховным в Тибете. Война с Бутаном разразилась в 1714 году. Лха-бзанг лично возглавил операции, вторгшись в Бутан тремя колоннами. Однако он добился лишь ограниченного успеха и вскоре вывел войска. Неудовлетворительный результат не улучшил его положения в Тибете. То же самое можно сказать и о его интересе к католическим миссионерам, посетившим Тибет во время его правления, главным из которых был Ипполито Дезидери , чью антибуддийскую риторику он иногда, казалось, поддерживал. Фактически, тибетские источники указывают, что Лха-бзанг был благочестивым буддистом, хорошо понимавшим сутры и тантры . Он построил новый актовый зал в монастыре Сера , перенес колледж Урге, который его предок Гуши-хан основал в Даме , и поддержал новый тантрический колледж. Он отдавал предпочтение различным монашеским школам без какой-либо дискриминации, в частности доминирующей школе Гелугпа . [ 10 ] Несмотря на такие знаки благочестия, враждебное отношение буддийского духовенства подорвало его положение. [ нужна ссылка ]
Джунгарское нашествие
[ редактировать ]По одной из версий, ряд священнослужителей и чиновников, возмущенных захватом власти Лха-бзанг-ханом, направили письмо ко двору Джунгарского ханства в западной Монголии с просьбой к правителю Цеванг Рабтану отомстить за смерть Сангье Гьяцо. Это несколько сомнительно, поскольку современный источник ясно дает понять, что Цеванг Рабтан не любил убитого Дези . [ 11 ] Более важными были стратегические интересы джунгарской элиты. Если бы им удалось завоевать Тибет и посадить мальчика Кельзанг Гьяцо на трон Лхасы, они могли бы заручиться поддержкой тибетцев и хошутов в своих предприятиях против Империи Цин . Тогда части Монголии, находившиеся под властью маньчжуров, могли быть атакованы с двух фронтов, чему способствовал большой авторитет тибетских буддийских институтов. [ 12 ] В 1714 году Лха-бзанг все-таки получил сообщение от Цеванг Рабтана. Между хошутскими и джунгарскими князьями было много брачных связей, а Цеванг Рабтан был женат на сестре Лха-бзанга. [ 13 ] Теперь джунгарский владыка предложил своей дочери выйти замуж за сына Лха-бзанга Гандена Тензина. Лха-бзанг согласился, несмотря на некоторые сомнения в намерениях Джунгар. Однако, когда Ганден Тензин прибыл в джунгарские земли, чтобы забрать свою невесту, его схватил и держал в плену Цеванг Рабтан. [ 14 ] Через три года, в 1717 году, джунгарский правитель поручил своему брату Церингу Дондупу вторгнуться в Тибет с армией в 7000 кавалеристов, казнив Гандена Тензина. Всадники не пошли обычным маршрутом через регион Коконор, а вторглись через Яркенд и оттуда вошли в северо-западный Тибет. Это был совершенно поразительный поступок, заставший режим Хошута врасплох. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Лха-бзанг Хан находился в районе Дам , когда узнал о неожиданном вторжении. В то время он был стариком, толстым и сильно пьющим. [ 15 ] Его способный офицер Пхолхан предложил королю охранять проход между Дамом и Лхасой мушкетерами, но Лха-бзанг предпочел встретить врага на открытой равнине. Тем временем джунгарские шпионы распространили слух, что они прибыли, чтобы отомстить за смерть Сангье Гьяцо, вернуть власть над страной самим тибетцам и изгнать «ложного» Далай-ламу Нгаванга Еше Гьяцо. Это возымело эффект. Войска Лхабзанга потерпели поражение и отошли к Лхасе, которая была спешно приведена в состояние обороны. Город был осажден джунгарами и в конце ноября темной ночью взят штурмом. Измена помогла предприятию, поскольку с крепостных стен были сброшены лестницы. Король отступил в Поталу после того, как большая часть его верных войск была убита. Затем он послал своего другого сына Сурью за подкреплением в Коконор, но принц был схвачен захватчиками. [ 16 ] Видя, что все потеряно, король в ночь на 3 декабря 1717 года выехал из Поталы с горсткой последователей, отчаянно пытаясь спастись. Однако его лошадь застряла в грязи и упала. [ 15 ] Павший правитель вступил в ожесточённую рукопашную схватку с преследующим врагом. Одиннадцать джунгаров пали от его руки, прежде чем он был зарублен. [ 17 ] Тем временем меньший отряд джунгар в 300 человек попытался вернуть Келзанг Гьяцо из Кумбума, но потерпел поражение от войск Канси. Джунгары, первоначально приветствовавшиеся тибетцами в надежде, что они освободят их от Лха-бзанга и позволят воцарить Келзанг Гьяцо, быстро потеряли расположение Тибета, разграбив Лхасу и преследуя Ньингма . [ 18 ]
Гленн Маллин изображает Лха-бзанг-хана как благочестивого человека, который всячески поддерживал тибетских религиозных авторитетов, но, тем не менее, был отвергнут тибетцами, поскольку он был первым иностранцем за почти 500 лет, правившим Лхасой. [ 19 ] Его описывают как «самого либерального принца, очень просвещенного и широкого кругозора в вопросах религии, чрезвычайно любящего иностранцев и администратора редкой мудрости». [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маллин 2001 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с Петех 1972 , стр. 9 и далее.
- ^ Смит 1997 , с. 121.
- ^ Швигер 2015 , с. 116.
- ^ Кордье и Пеллио 1922 , с. 33.
- ^ Маллин 2001 , с. 274; Штейн 1972 , с. 85.
- ^ Смит 1997 , с. 122.
- ^ Смит 1997 , с. 123.
- ^ Шакабпа 1967 , с. 134.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 410.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 414.
- ^ Барфилд 1992 , с. 289.
- ^ Адле и Хабиб 2003 , с. 180.
- ^ Шакабпа 1967 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Ван Шайк 2011 , с. 139.
- ^ Шакабпа 1967 , с. 136.
- ^ Штейн 1972 , с. 85.
- ^ Смит 1997 , с. 124.
- ^ Маллин 2001 , стр. 274–275.
- ^ Кордье и Пеллио 1922 , с. 32.
Источники
[ редактировать ]- Адле, Чахриар; Хабиб, Ирфан, ред. (2003). История цивилизаций Центральной Азии: Том V. Развитие в контрасте: с шестнадцатого до середины девятнадцатого века . Издательство ЮНЕСКО.
- Барфилд, Томас Дж. (1992). Опасный рубеж: кочевые империи и Китай, 221 г. до н. э. — 1757 г. н. э . Блэквелл.
- Кордье, Генри; Пеллиот, Пол, ред. (1922). Тунг Пао (通報) или Архивы . Полет. ХХ1. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 38.
- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. ISBN 1-57416-092-3 .
- Петеч, Лучано (1972). Китай и Тибет в начале XVIII века: история установления китайского протектората в Тибете . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-03442-0 .
- Ван Шайк, Сэм (2011). Тибет: История . Издательство Йельского университета.
- Швигер, Питер (2015). Далай-лама и император Китая. Политическая история тибетского института реинкарнации . Издательство Колумбийского университета.
- Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Издательство Йельского университета.
- Шакабпа, Цепон В.Д. (2010). Сто тысяч лун . Том. I–II. Брилл.
- Смит, Уоррен В. младший (1997). Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений . Вествью пресс. ISBN 978-0-8133-3280-2 .
- Штейн, Рольф Альфред (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0901-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Лхабзанг Ханом , на Викискладе?