Седьмой Далай-лама
VII Далай-лама, Келсанг Гьяцо | |||
---|---|---|---|
![]() Седьмой Далай-лама Тибета в тханки XVIII века искусстве | |||
Заголовок | Его Святейшество VII Далай-лама | ||
Персональный | |||
Рожденный | 1708 | ||
Умер | 1757 г. (48–49 лет) | ||
Религия | Тибетский буддизм , Гелуг. школа | ||
Старшая должность | |||
Период пребывания в должности | 1720–1757 | ||
Предшественник | Шестой Далай-лама, Цангьянг Гьяцо | ||
Преемник | VIII Далай-лама, Джамфел Гьяцо | ||
Китайское имя | |||
китайский | Келсанг Гьяцо | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Калсанг Гьяцо | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Седьмой Далай-лама, Келсанг Гьяцо ( Wylie : bskal bzang rgya black ; 1708–1757, также пишется Калсанг Гьяцо, Келсанг Гьяцо и Кезанг Гьяцо), был признан подлинным седьмым Далай-ламой Тибета . Он считался истинным воплощением Далай-ламы VI и был возведён на трон после претендента, поддержанного Кошут-ханом свержения .
Далай-лама VII был великим учёным, плодовитым писателем и поэтом. Его собрание сочинений состоит из семи томов и содержит многочисленные комментарии, литургические произведения, а также множество религиозных стихов. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Келзанг Гьяцо родился в Литанге Восточного Тибета или Кхаме , на территории современной Гарзе-Тибетской автономной префектуры современной провинции Сычуань . В то время трон Далай-ламы в Лхасе занимал Нгаванг Ешей Гьяцо , который был поставлен Лха-бзанг-ханом «настоящим 6-м Далай-ламой» вместо Цангьянга Гьяцо . Нгаванг Ешей Гьяцо все еще занимал эту должность (хотя большинство тибетцев не считали его законным Далай-ламой), когда монах монастыря Литанг, спонтанно направляя Оракула Нечунга , идентифицировал Келзанг Гьяцо как реинкарнацию Цангьянга Гьяцо. Поскольку это противоречило Далай-ламе Лха-бзанг-хана, это был спорный вопрос и потенциально опасный для ребенка. Впоследствии тибетский руководитель делегации из Лхасы тайно подтвердил, что ребенок был реинкарнацией Цангьянга Гьяцо. Ребенка незаметно отвезли в монастырь Литанг для защиты и обучения. В 1715 году император Канси спонсировал въезд Келзанг Гьяцо в страну. Монастырь Кумбум . Этот вход был отмечен официальными церемониями в честь Далай-ламы и, таким образом, означал публичный вызов Далай-ламе Лха-бзанг-хана. [ 2 ] Тенпай Гьялцен — один из самых популярных людей в мире. [ 3 ] Его правление началось, когда ему было 12 лет.
Еще будучи мальчиком, Келсанг Гьяцо продемонстрировал свою . глубокую мудрость Келзанг Гьяцо прославился своей способностью спонтанно сочинять стихи. Вдохновленный видением самбхогакаи поэта-монаха Цонкапы , Келсанг Гьяцо (в юности) отправился в центральный Тибет, где произнес проповедь перед тысячами людей.
- «Из всех Гьялва Ринпоче [Далай-лам] мы, тибетцы, вероятно, уважаем седьмого, Калзанг Гьяцо, больше всего из-за его святости, потому что он посвятил всю свою жизнь Трем Драгоценностям, ища прибежища не для себя, а для всех своих люди." [ 4 ]
Джунгары вторглись в Тибет в 1717 году, свергли Нгаванга Ешей Гьяцо, что встретило широкое одобрение, и убили Лха-бзанг-хана. Однако вскоре они начали грабить, насиловать и убивать по всей Лхасе, разрушая благосклонность Тибета к ним. Они также уничтожили небольшой отряд, посланный императором Канси в битве на реке Салуин в 1718 году, чтобы поддержать чистые традиционные торговые пути. [ 5 ] [ 6 ]
Многие ньингмапа и бонпо были казнены, а тибетцев, посещавших джунгарских чиновников, заставляли высовывать языки, чтобы джунгары могли определить, повторяет ли человек постоянные мантры (которые, как говорили, делали язык черным или коричневым). Это позволило им выбрать Ньингмапу и Бонпо , которые читали множество магических мантр. [ 7 ] Эта привычка высовывать язык в знак уважения при приветствии до недавнего времени оставалась тибетской традицией.
Интронизация
[ редактировать ]
Вторая , более крупная экспедиция , посланная императором Канси вместе с тибетскими войсками под командованием Полхана (также пишется Пхо-лха-нас) из Цанга и Ганченни (также пишется Кан-чен-нас), губернатора Западного Тибета. [ 8 ] изгнали джунгар из Тибета в 1720 году. Они привезли с собой Кельзанг Гьяцо. [ 5 ] из Кумбума в Лхасу, и он был возведен на трон седьмого Далай-ламы в Потале в 1721 году. [ нужна ссылка ] или в ноябре 1720 г. [ 9 ] Он принял обеты монашества от пятого Панчен-ламы Лобсанга Еши , который дал ему имя Келсанг Гьяцо. Он принял обеты Гелонга (полное посвящение) от Лобсанга Еши в 1726 году. Он получил учения от наставника Лобсанга Еши, настоятеля монастыря Гюмей , а также от настоятеля монастыря Шалу Нгаванга Йонтена по всем основным буддийским философским трактатам и стал мастер как сутры , так и тантры . Он был великим учёным и написал много книг, особенно по тантре. Он также был известным поэтом, который, в отличие от VI Далай-ламы Цангьянга Гьяцо , сосредоточился в основном на духовных темах. [ 3 ] [ 10 ]
В 1727 году Гангченни был убит фракцией националистических и антикитайских правительственных министров при поддержке отца Келзанг Гьяцо, его жена и сестра также были жестоко убиты заговорщиками. Это привело к гражданской войне (1727–1728 гг.), В которой Фолхан, его войска и армия императора Канси в конечном итоге победили националистов и казнили многих из них после судебных разбирательств. Хотя Калзанг Гьяцо не участвовал в восстании, он был сослан Пхолханом под давлением маньчжуров в свой родной город Литанг в Кхаме, куда он прибыл в марте 1729 года. Ему разрешили вернуться в Поталу в 1735 году (Лучано Петеч, Китай). и Тибет в начале XVIII века (Лейден: Брилл, 1972): 114-175.
Император Канси (1654–1722; правил 1661–1722) объявил Тибет протекторатом Империи Цин и в 1727 году назначил в Лхасе двух верховных комиссаров, или амбаней , и гарнизон цинских войск из Китая. [ 11 ] Стены Лхасы были снесены, а « Кхам (с Батангом , Литангом , Тациенлу и др.) присоединен к китайской провинции Сычуань протекторат Цин, просуществовавший до конца династии Цин . Был установлен (1912 г.). ." [ 12 ]
Смещение регентов и создание Кашага
[ редактировать ]Есть две основные версии того, как это произошло. Китайская версия такова:
В 1751 году император Цяньлун (1711–1799; правил 1737–1796) издал указ из 13 пунктов, который упразднял должность регента (Дези) и передал тибетское правительство в руки Кашага, или Совета министров, из четырех человек. и наделил амбаней формальными полномочиями. Далай-лама вернулся в Лхасу, чтобы возглавить (именно) новое правительство. [ нужна ссылка ]
В тибетской версии сказано следующее:
В 1751 году, в возрасте сорока трех лет, Келсанг Гьяцо сформировал « Кашаг » или совет министров для управления тибетским правительством и упразднил пост регента или Дези, поскольку он давал слишком много власти в руки одного человека, а Далай-лама Лама стал духовным и политическим лидером Тибета. [ 3 ] [ 10 ]
- «Король» или губернатор Тибета больше не назначался китайцами после 1750 года, и Далай-лама был молчаливо признан сувереном Тибета, за исключением Кхама и Амдо , с одной стороны, и Ладакха , с другой . который сначала находился под сюзеренитетом Великих Моголов , а затем был аннексирован Кашмиром после войны Догра (1834–1842) ». [ 12 ]
во дворце Потала году Келзанг Гьяцо основал школу Це . В 1753 [ 3 ] «По просьбе Шабдунга Ринпоче Джигми Дагпы (Jigs med Grabs pa, 1724–1761), духовного и светского правителя Бутана , Далай-лама VII помог в создании в Бутане монастырской крыши из золота и меди». [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Седьмой Далай-лама Келсанг Гьяцо» . Сокровищница жизней . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Маллин 2001, стр. 276–282.
- ^ Jump up to: а б с д «Седьмой Далай-лама Келсанг Гьяцо» . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Норбу и Тернбулл, Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , стр. 311.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон, Тибет и его история , стр. 48–49.
- ^ Маллин 2001, с. 288
- ^ Норбу, «Бон и Бонпо», с. 8.
- ^ Маллин 2001, с. 290
- ^ Маллин 2001, с. 289
- ^ Jump up to: а б Далай-ламы Тибета , с. 101. Выборка и тендер Тубтена. Роли и Янссен, Нью-Дели. (2004). ISBN 81-7436-085-9 .
- ^ Мэйхью и Кон, Тибет , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Штейн, Тибетская цивилизация , с. 85-88.
- ^ Шил, «Институт Далай-ламы», с. 30.
Ссылки
[ редактировать ]- Мэйхью, Брэдли; Кон, Майкл. Тибет , Публикации Lonely Planet (2005). ISBN 1-74059-523-8 .
- Маллин, Гленн Х. (переводчик), Сущность очищенного золота Третьего Далай-ламы: с соответствующими текстами Второго и Седьмого Далай-лам , Tushita Books, Дхарамсала, HP, Индия (1978).
- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации . Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- Норбу, Намкай, «Бон и Бонпо», в: Tibetan Review (декабрь 1980 г.).
- Норбу, Тубтен Джигме; Тернбулл, Колин М., Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Touchstone Books, Нью-Йорк (1968). ISBN 0-671-20559-5 .
- Ричардсон, Хью Э., Тибет и его история , Шамбала, Бостон и Лондон (1984). ISBN 0-87773-376-7 .
- Шил, Р.Н. Рахул, «Институт Далай-ламы», в: The Tibet Journal Vol. XIV, № 3, (Осень, 1989 г.), с. 30.
- Штейн, Р.А., Тибетская цивилизация , издательство Стэнфордского университета (1972). ISBN 0-8047-0901-7 .