Патрульная машина на воздушной подушке
PACV ВМС во Вьетнаме
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | ПАКВ |
Строители | Британская корпорация судов на воздушной подушке , Bell Aerosystems |
Операторы | |
Расходы | 1 миллион долларов |
Построен | 1965 |
В комиссии | 1966–1970 |
Завершенный | 6 |
Потерянный | 3 [ а ] |
Общие характеристики | |
Тип | Судно на воздушной подушке |
Тоннаж | 15 660 фунтов (7,10 тонны ) |
Длина | 38 футов 10 дюймов (11,84 м ) |
Луч | 23 фута 9 дюймов (7,24 м) |
Высота | 16,5 футов (5,0 м) на подушке |
Установленная мощность | 900 лошадиных сил (670 кВт ) (ВМФ PACV), 1100 лошадиных сил (820 кВт) (Армейский ACV) |
Движение | GE 7LM100-PJ102 Газовая турбина |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | 7 часов |
Войска | 12 |
Экипаж | 4 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | спаренный пулемет М2 калибра .50 , 2 пулемета калибра 7,62 мм. М60 [ б ] |
Броня |
|
Патрульный автомобиль на воздушной подушке ( PACV ), также известный как автомобиль на воздушной подушке ( ACV ) в армии и службе береговой охраны, был США на воздушной подушке ВМС и армии судном , использовавшимся в качестве патрульного катера в болотистых и речных районах во время войны во Вьетнаме между 1966 годом. и 1970 г. Было построено шесть судов на воздушной подушке: три для армии и три для флота.
Военные разработали PACV, потому что отсутствие у него тяги означало, что он мог беспрепятственно действовать на мелководье и в зарослях тростника водах, широко распространённых в Южном Вьетнаме , особенно в дельте Меконга и на равнине тростника . [ 6 ] [ 7 ] PACV также оказался ценным из-за его необычно высокой скорости - 60 узлов (110 км / ч ; 69 миль в час ), что быстрее, чем у других плавсредств, участвовавших в конфликте. Однако у него были серьезные недостатки, в том числе высокая стоимость в 1 миллион долларов (что эквивалентно 13 патрульным катерам Rivers ). [ 8 ] [ 9 ] и ненадежность. Во время конфликта два из трех армейских судов на воздушной подушке были уничтожены Вьетконгом . PACV во Вьетнаме были признаны «неудачными» в ходе оценок и были сняты с вооружения в 1970 году. [ 10 ] После службы во Вьетнаме PACV ВМС вернулись в США, где использовались Береговой охраной . [ 11 ] где еще один затонул в результате несчастного случая. [ 12 ]
Разработка
[ редактировать ]PACV был основан на судне на воздушной подушке Bell Aerosystems SK-5; лицензионная British версия британского судна на воздушной подушке Saunders-Roe (позже Hovercraft Corporation ) SR.N5 . SK-5 был адаптирован для американского военного использования в 1965 году. Три из них были закуплены ВМС США для участия в надвигающейся войне во Вьетнаме. Обучение экипажей PACV проводилось в водах Коронадо, штат Калифорния, недалеко от Сан-Диего . [ 11 ] Проектирование армейских ББМ началось в 1966 году и было завершено.
Дизайн
[ редактировать ]Было создано два разных проекта: один для ВМФ и один для армии. Судно на воздушной подушке ВМФ, получившее название «Патрульные машины на воздушной подушке», больше напоминало гражданские СК-5, на которых они были созданы, тогда как армейские корабли имели более обширные модификации. Каждое судно на воздушной подушке имело длину 38 футов 10 дюймов (11,84 м), [ 13 ] с шириной 23 фута 9 дюймов (7,24 м) [ 13 ] и высоту 16 футов 6 дюймов (5,03 м) при плавании на воздушной подушке. [ 4 ] При полной загрузке он весил 15 660 фунтов (7,10 тонны ). [ 13 ] Армейские и военно-морские PACV имели экипаж из четырех человек (водитель, оператор радара и артиллеристы) и могли перевозить до 12 военнослужащих, многие из которых находились снаружи машины. [ 14 ]
Обе конструкции оснащались двигателем General Electric 7LM100-PJ102 газотурбинным . [ 15 ] Двигатель, его емкостью 304 галлона (1150 литров топливный бак ), вспомогательная силовая установка и Westland трансмиссия располагались в миделе корабля. Двигатель приводил в действие как трехлопастной винт изменяемого шага диаметром 7 футов (2,1 м) для тяги, так и центробежный вентилятор для подъемной силы. [ 16 ] Трансмиссия служила для связи двигателя и подъемного вентилятора, чтобы вентилятор мог обеспечивать подъемную силу и тягу. двойные рули направления и рули высоты . За вентиляторами располагались [ 15 ] Будучи судном на воздушной подушке, PACV мог скользить по воде, включая мелководье и заросли тростника, равнину и лед. [ 11 ] PACV/ACV был очень быстрым по сравнению с современными гидроциклами и мог развивать скорость до 60 узлов (110 км/ч ; 69 миль в час ). [ 13 ] [ 17 ] [ 18 ] Его дальность действия составляла 165 морских миль (306 км ; 190 миль ). [ 13 ] и выдержка семь часов [ 19 ]
Армейские суда на воздушной подушке, получившие название «Машины на воздушной подушке», имели более масштабные модификации. Они имели более тяжелое бронирование и усиленные несущие палубы. Армейские ББМ несли 1000 фунтов (450 кг) брони — примерно столько же, сколько у бронетранспортера М113 . Самая толстая броня была вокруг двигателя, трансмиссии и топливных баков, обеспечивая защиту от снарядов калибра .50, выпущенных на расстоянии 200 ярдов (180 м), в то время как броня вокруг боевого отделения могла блокировать только снаряды калибра .30, выпущенные на расстоянии 100 ярдов (91 м). [ 5 ] Для экономии веса многие экипажи сняли броню вокруг боевого отделения. [ 5 ] [ 3 ] а армейская оценка рекомендовала полностью удалить его, поскольку он «не обеспечивал никакой защиты экипажу». [ 20 ] особенно против более тяжелого оружия, такого как безоткатные орудия , артиллерия и РПГ . [ 21 ] [ 22 ]
с шестью станциями Пакет связи состоял из системы внутренней связи , радиостанций УВЧ и комплекта радиоохраны. Лодки поставлялись с AN/ARC-54 FM-радиостанциями . Однако они оказались ненадежными: уровень оперативной готовности составил всего 35 процентов. Армейские части стремились заменить их на ВРК-125 . Хотя неизвестно, произошла ли эта замена, один ACV все же получил радиостанцию VRC-46 . [ 15 ] На судне на воздушной подушке был установлен Decca 202 радар с параболической антенной, который мог обнаруживать цели в радиусе 24 миль (39 км). Некоторые армейские ББМ были оснащены детекторами персонала XM3 (более известными как XM-3 « обнаружители людей »), которые могли обнаруживать выбросы человека, включая углерод и аммиак . [ 23 ] Это оборудование использовалось для поиска скрытых врагов. [ 5 ] собачьи упряжки . Иногда для обнаружения врагов также использовались [ 5 ] Радар оказался весьма эффективным, в том числе для навигации в условиях плохой видимости и тумана. [ 3 ] : 9–10
PACV был вооружен спаренными калибра .50 пулеметами M2 Browning в установленной на крыше башне спереди и двумя 7,62-мм пулеметами M60 , одним левым и одним правым бортом. [ 13 ] Первоначально армия оснастила свои суда на воздушной подушке миниганом и 40-мм М5 автоматическим гранатометом . [ 5 ] Однако только один ББМ был оснащен гранатометом, а миниганы были сняты, чтобы освободить место для большего количества войск и грузов. [ 24 ] потому что оказалось, что он эффективен только для подавляющего огня. [ 3 ]
Армейские ACV имели и другие улучшения по сравнению с PACV ВМФ, помимо дополнительной брони, а именно: более широкую кабину, большую мощность , две артиллерийские позиции вместо одной и плоскую палубу наверху юбки, на которой могли ездить войска. [ 25 ] [ 26 ] : 16
Операционная история
[ редактировать ]PACV были впервые развернуты во Вьетнаме в мае 1966 года как 107-й дивизион PACV, оперативная группа 116, где они использовались ВМС для речных патрульных миссий в дельте Меконга и на реке Меконг . [ 26 ] : 15 Часто называемые «Pac Vees», они были вооружены пулеметом 50-го калибра, установленным на вращающейся платформе спереди, и двумя пулеметами M60, установленными по бокам. Кроме того, экипаж, а зачастую и представители спецназа армии США и рейнджеры АРВН , ехавшие на боковых панелях, использовали различное стрелковое оружие, такое как винтовки М16 и гранатометы М79 , а также различные другие винтовки, пистолеты .45 , ручные и средние пулеметы. и гранаты , [ 26 ] : 15 хотя применение стрелкового оружия было опасным, поскольку стреляные гильзы могли попасть в винт. [ 20 ] PACV использовался для предотвращения проникновения Вьетконга из моря и приливных зон вдоль устьев рек и дельт. [ 27 ] другие патрульные катера, такие как Patrol Boat, River или Patrol Craft Fast (Swift катер). Это было особенно полезно в мелководных болотистых районах, особенно в дельте Меконга, куда не могли зайти [ 27 ] : 6 [ 28 ]
Относительно легкий вес PACV (всего семь тонн) означал, что его можно было легко переносить вертолетом CH-54 . Это позволяло перебрасывать его по воздуху между передовыми оперативными базами или транспортировать обратно на базу в случае повреждения. PACV также можно было разделить на секции и затем перевезти на транспортных самолетах ВВС , именно так их доставили во Вьетнам. [ 5 ]
Военно-морские PACV были задействованы в операциях Game Warden и Market Time , операциях ВМФ, направленных на то, чтобы запретить Вьетконгу доступ к ресурсам в дельте Меконга и предотвратить попадание северовьетнамского оружия, истребителей и припасов в Южный Вьетнам соответственно. [ 29 ] PACV были признаны непригодными для операции Operation Warden из-за их «механической ненадежности» и ограничений, налагаемых на них рельефом местности. [ 4 ] В результате они были сняты с эксплуатации и переданы в другое подразделение ВМФ — CTF 117. [ 4 ] [ 29 ] Они также были признаны непригодными для операций по рыночному времени после службы в этой операции с 20 сентября по 17 октября 1966 года из-за их высокого шума, плохой видимости, высокой стоимости и ограниченной полезности в открытом море или на узких водных путях. [ 8 ] В ноябре 1966 года PACV ВМС с большим успехом использовались в операции Quai Vat (вьетнамское слово «Монстр», как Вьетконг называл PACV). В операции на Тростниковой равнине , проводимой совместно с войсками Вьетнамской группы гражданской нерегулярной обороны (CIDG), армейскими вертолетами и спецназом, силы PACV применили свою скорость и огневую мощь против Вьетконга, убив по меньшей мере 23 из них. [ 30 ] уничтожив 70 их сампанов и такое же количество их построек, [ 30 ] взяв много пленных, [ 17 ] и захват их запасов. [ 17 ] Эта демонстрация боевого мастерства в болотистой местности на юго-западе Вьетнама легла в основу размещения армейских ББМ на Тростниковой равнине вдоль южновьетнамско-камбоджийской границы. [ 30 ] Оценка армии показала, что на Равнине Ридс «любая миссия, требующая наземных операций, лучше всего может быть выполнена силами ББМ», особенно разведка, легкие атаки, транспортировка пехоты, охрана каналов, оцепление территорий для предотвращения побега и патрулирование. [ 3 ] : 6–7 Хотя громкий шум PACV был проблемой, их скорость компенсировала это на этой труднопроходимой местности, особенно в сезон дождей . PACV мог преодолевать рисовых полей дамбы и другие твердые препятствия высотой до 3 футов (0,91 м) и преодолевать склоны высотой до 6 футов (1,8 м). [ 26 ] : 16 Однако PACV не очень хорошо показал себя в засушливый сезон: по оценкам армии, «чем влажнее сезон, тем лучше для работы транспортных средств». [ 3 ] : 8
ВМС США отозвали PACV на капитальный ремонт в январе 1967 года и передислоцировали их во Вьетнам в начале 1968 года. [ 26 ] Также в 1968 году армия начала использовать свою версию PACV – ACV. Армия приобрела эти машины и активизировала свое подразделение, 39-й кавалерийский взвод, в январе, а затем перебросила их во Вьетнам в апреле. [ 31 ] За всю войну во Вьетнаме было всего три военно-морских PACV и три армейских ACV. Два из трех ACV (№ 901 и 902) представляли собой штурмовые машины на воздушной подушке (AACV), тяжелые вооруженные суда, предназначенные для ударных задач, а другой (№ 903) представлял собой транспортную машину на воздушной подушке (TACV), предназначенную для логистики. миссии. [ 6 ] : 12–13 TACV имел только спаренные M60, отказавшись от калибра .50 и другого оружия, чтобы увеличить пространство в кабине для перевозки войск. [ 25 ] Оба AACV были потеряны в результате атак Вьетконга. [ 1 ] PACV ВМС базировались на военно-морской базе Кат Ло и обслуживались оперативными группами 116 и 117. [ 17 ] [ 32 ] Три армейских ББМ находились в составе 39-го кавалерийского взвода 9-й дивизии . [ 33 ] и базировались на Бен-Люк и базовых лагерях Донг-Там , [ 28 ] хотя они часто перебрасывались с баз огневой поддержки . [ 6 ]
« Зеленые береты», дислоцированные в Мокхоа, стали сторонниками PACV, используя их во многих своих первых операциях. Рейды по поиску и уничтожению, проведенные из Мокхоа в ноябре 1966 года, застали Вьетконг врасплох и привели к гибели многих вьетконговцев. [ 6 ]
Скорость, маневренность и огневая мощь PACV подходят для решения многих типов задач, включая патрулирование, поиск и уничтожение, сопровождение других кораблей, рейды, разведку, медицинскую эвакуацию, транспортировку артиллерийских орудий и огневую поддержку пехоты. [ 5 ] [ 3 ] [ 28 ] Лучше всего он подходил для засад и набегов, особенно ночью, когда его можно было легко скрыть за камышом и болотной травой. [ 1 ] Хотя он был слишком громким, чтобы быть эффективным при внезапных атаках, он мог использовать свою скорость для набегов на базы Вьетконга и убегать до того, как они успели отреагировать. [ 18 ] Было обнаружено, что PACV наиболее эффективен при использовании в общевойсковых операциях вместе с вертолетами, артиллерией и другими водными транспортными средствами; Патрульные миссии, проводимые совместно с воздушной кавалерией или Hurricane Aircat, аэролодками оказались особенно эффективными. [ 3 ] : 3–4 Низкий профиль и радар PACV также означали, что он использовался в качестве малозаметной стационарной радиолокационной станции, когда его двигатели были выключены. [ 3 ] : 4 Однако армейские оценки показали, что ACV обладает недостаточной огневой мощью и не может поражать бронированные или укрепленные цели, и рекомендовали оснастить его более тяжелым вооружением, таким как ракеты TOW , 20-мм автоматические пушки (такие как M139 или M61 Vulcan ) или 106-мм M40. безоткатное ружье . [ 19 ] Они также обнаружили, что он может быть слишком громким, чтобы его можно было эффективно использовать для патрулирования и перехвата. [ 3 ] Пополнение запасов топлива было еще одной часто упоминаемой проблемой для длительных миссий. [ 10 ] особенно с учетом того, что адекватного способа дозаправки в полевых условиях не существовало. [ 19 ]
PACV часто сравнивали с вертолетом из-за его скорости, способности преодолевать бездорожье, требований к техническому обслуживанию и стоимости. [ 3 ] : 11 Подразделения армейской ББМ действовали аналогично воздушной кавалерии . [ 1 ] [ 24 ]
Для эксплуатации этих узкоспециализированных машин пилоты и обслуживающий персонал должны пройти серьезную подготовку. [ 24 ] пилотам, перед участием в бою, требуется 75–100 часов налета. [ 20 ] Требования к обучению означали, что армия должна была выделять одно судно для обучения на 14 дней каждый месяц. [ 25 ] Военнослужащие, находившиеся в PACV и на них, также нуждались в обучении безопасному их использованию: во время оценки один солдат погиб, упав в воздухозаборник судна на воздушной подушке. [ 24 ] а другой потерял руку на пропеллере. [ 23 ]
Еще одним недостатком PACV был уровень требуемого обслуживания: каждый час работы требовал 20 часов технического обслуживания. [ 34 ] вдвое больше, чем в среднем за 10 часов для современных военных вертолетов. [ 35 ] [ с ] Оценка армии показала, что уровень оперативной готовности PACV составил 55,7 процента. [ 21 ] и все три армейских ББМ были в рабочем состоянии только в июне 1969 года. [ 25 ] Эти требования к техническому обслуживанию, которые еще больше усугублялись, когда транспортные средства были повреждены, [ 36 ] в сочетании с недостаточной огневой мощью, чтобы привести армейскую оценку к выводу, что «нет никакой надежды на то, что подразделение [PACV / ACV] добьется удовлетворительного завершения в каком-либо крупном сражении». [ 19 ] PACV также был очень дорогим. [ 18 ] стоимостью около 1 миллиона долларов каждый, [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ д ] целых 13 патрульных катеров, реки . [ 37 ] [ и ]
Из-за своего высокого статуса и степени угрозы PACV и ACV во Вьетнаме стали основными целями. Вьетконг использовал засады и морские мины против PACV армейский ACV 902 был уничтожен миной, срабатывающей на растяжку . . Мины оказались особенно эффективными: 9 января 1970 года [ 1 ] Хотя никто на борту не погиб, 14 человек получили ранения, а атака замедлила темпы операций ACV из-за армейских правил, предусматривающих, что суда на воздушной подушке работают парами, чтобы защитить друг друга. [ 1 ] Когда 3 августа 1970 года ACV 901 был уничтожен управляемой миной, в результате чего погибли трое, ACV были деактивированы. [ 24 ] 39-й взвод ББМ прекратил свою деятельность 31 августа 1970 года и официально покинул Вьетнам в сентябре, передав свой единственный уцелевший ББМ в Армейский транспортный музей в Вирджинии. [ 1 ] В августе того же года PACV ВМС вернулись на континентальную часть США. [ 38 ] В общей сложности PACV ВМФ наработали более 4500 часов. [ 39 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Служба береговой охраны США
[ редактировать ]После вывода из эксплуатации в 1970 году PACV ВМС были переданы Береговой охране США для оценки. [ 11 ] Береговая охрана использовала PACV, которые они называли транспортными средствами на воздушной подушке (ACV), до 1975 года. [ 38 ] когда они отменили программу ACV из-за бюджетных ограничений. [ 40 ] Двое были размещены в Форт-Пойнт, Сан-Франциско. [ 38 ] а третий использовался для арктических испытаний в Пойнт-Барроу, Аляска . [ 11 ] хотя они также были испытаны в Великих озерах и Чесапикском заливе . [ 12 ] PACV береговой охраны были модифицированы в соответствии с их требованиями путем замены артиллерийской установки калибра .50 на наблюдательный купол и добавления радара KAAR LN66 и поисково-спасательного оборудования. [ 21 ] Экипаж PACV береговой охраны состоял из трех человек - оператора, оператора радара и штурмана, а также члена поисково-спасательного экипажа - и мог перевозить шесть пассажиров и полтонны груза. [ 11 ] Поскольку он был легче военной версии, ACV береговой охраны мог развивать скорость до 70 узлов (81 миль в час; 130 км / ч) и иметь дальность действия 300 морских миль (350 миль; 560 км). [ 39 ]
ББМ в службе береговой охраны использовались в основном для поисково-спасательных операций из-за их скорости и дальности действия. [ 11 ] Совершил более 185 поисково-спасательных операций. [ 39 ] они буксировали лодки длиной до 44 футов (13 м), вытаскивали выживших из воды, а затем бросали их на берег. [ 11 ] Тем не менее, они также использовались для обслуживания буев , пополнения запасов и ремонта удаленных маяков и плавучих маяков , обеспечения соблюдения законов, ликвидации разливов нефти и переправки персонала и грузов. [ 39 ] Для мелкого ремонта буев ACV сократил то, что обычно занимало целый день для корабля с полным экипажем, до 2-3 часов для ACV с тремя членами экипажа. [ 11 ] ACV был достаточно быстрым, чтобы реагировать на вызовы поисково-спасательных служб и одновременно обслуживать буи, что было невозможно для обычных катеров береговой охраны . [ 12 ] : 43–4 Однако обслуживание сооружений в ненастную погоду в открытом море оказалось опасным. [ 12 ] : 43 ACV оказался особенно эффективным в Арктике, поскольку он мог одинаково хорошо преодолевать воду и лед на высоких скоростях. [ 12 ] : 23 хотя экипажи столкнулись с некоторыми проблемами, связанными с обледенением лобового стекла. [ 12 ] : 35
По крайней мере, один ББМ действовал в заливе Сан-Франциско круглосуточно, семь дней в неделю, а с августа 1970 по 1972 год на станции береговой охраны в Форт-Пойнте был построен специальный ангар для ББМ. [ 38 ] [ ж ] ACV Сан-Франциско были оценены для использования в качестве аварийно-спасательных машин в международном аэропорту Окленда в 1972 году и оказались успешными. [ 12 ] Один из базирующихся в Сан-Франциско ACV был продемонстрирован береговой охраной на Международной транспортной выставке США в международном аэропорту Даллес в 1972 году, где его осмотрели десятки тысяч иностранных посетителей. [ 41 ] За первые два года оценки ББМ береговой охраны наработали более 1500 часов. [ 12 ]
В рамках оценки ACV в Пойнт-Барроу был переведен в Траверс-Сити, штат Мичиган, для ремонта, а затем размещен на станции береговой охраны Сент-Игнас на озере Гурон . Он затонул 23 ноября 1971 года, проработав всего 26 часов в озере Гурон, после того, как кабина была пробита камнем и двигатель по необъяснимым причинам вышел из строя, в результате чего корабль набрал воду и затонул. [ 2 ] После этого затопления один из двух ACV Сан-Франциско был переброшен в Великие озера. [ 39 ] Другой был переведен на восточное побережье, где выполнял навигационные исследования/инспекции и поисково-спасательные операции в Чесапикском заливе, а третий остался в заливе Сан-Франциско. [ 12 ] Chesapeake ACV оказался особенно ценным для поисково-спасательных операций в болотистой местности или на мелководье. [ 12 ] : 51 В окончательной оценке береговой охраны командующий Томас Латтон написал, что «ACV резко и неоднократно демонстрировал свою способность эффективно выполнять широкий спектр задач береговой охраны». [ 39 ] Однако в то время Береговая охрана проводила масштабную модернизацию других своих лодок и катеров, поэтому у нее не было денег на приобретение ACV. [ 40 ] Таким образом, два уцелевших ACV были переданы в Центр исследований и разработок мобильного оборудования армии США в Форт-Бельвуаре, штат Вирджиния , 25 апреля 1975 года. [ 42 ]
Выжившие
[ редактировать ]- Единственный уцелевший армейский ББМ (№ 903) был передан в Транспортный музей армии США в Форт-Юстисе , штат Вирджиния , где он до сих пор экспонируется по состоянию на 2018 год. [update]. [ 34 ]
- Единственный сохранившийся PACV ВМС США (№ 004) хранится в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 43 ] [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Два армейских ББМ были потеряны в бою во Вьетнаме, а один ББМ береговой охраны затонул в результате аварии. [ 1 ] [ 2 ]
- ^ Некоторые PACV также были вооружены 40-мм Mk 18 или M5 автоматическим гранатометом и/или 7,62-мм миниганом. [ 4 ] [ 5 ]
- ^ Армейская оценка 1968 года дает меньшую цифру - 2,1 часа обслуживания на час работы, хотя в ней также упоминаются требования к техническому обслуживанию PACV как серьезный недостаток. [ 36 ]
- ^ Эквивалент 7,75 миллиона долларов в 2019 году.
- ^ Патрульный катер на реке стоил 75 000 долларов (593 000 долларов в долларах 2018 года). [ 37 ]
- ↑ Эпизод «Дозор смерти» сериала « Улицы Сан-Франциско» был снят в 1972 году, и в кульминационной сцене используется ACV.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кивени 1993 , с. 17
- ^ Перейти обратно: а б Латтон 1972 , Г
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мур, Дэвид Г. (15 августа 1968 г.). Отчет о поездке - Автомобиль на воздушной подушке СК-5 (PDF) (Технический отчет). Командование боевого развития армии США. AD849055. Архивировано из оригинала (PDF) 8 февраля 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Командующий ВМС США во Вьетнаме: Ежемесячное историческое приложение, март 1968 г. (PDF) (Отчет). Командующий ВМС США, Вьетнам . 29 августа 1968 г. AD – A953 615. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июля 2021 г. . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кивени 1993 , с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с д Кивени, Кевин (июль – август 1993 г.). «Кавалерия на плаву: 39-й кавалерийский взвод в дельте Меконга» . Броня . Форт-Нокс : Центр бронетехники армии США . ISSN 0004-2420 . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Рисалдар (14 мая 2015 г.). «Кавалерия на воздушной подушке: Bell SK5 ACV армии США во Вьетнаме» . Один проект слишком далеко . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Катлер, Томас (11 октября 2012 г.). Коричневая вода, черные береты: прибрежная и речная война во Вьетнаме . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-184-9 . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холлебон, Эшли (2012). История судна на воздушной подушке . Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-8512-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Командование военной помощи США, Вьетнам: История командования 1970 года, Том IV» (PDF) . Центр оборонной технической информации . 1970. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Испытания ACV автомобиля на воздушной подушке береговой охраны США, 1971 год. Автомобиль на воздушной подушке № 50894 (Видео). Фильм «Перископ». 1971.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Латтон, Томас (30 июня 1972 г.). Оценка транспортного средства на воздушной подушке: Сан-Франциско, Калифорния, Великие озера, Чесапикский залив, 1 сентября 1971 г. – 30 июня 1972 г. (PDF) (Технический отчет). Береговая охрана США. AD-755 409. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «ПАЦВ-4» . Ассоциация исторических военно-морских кораблей . Беллингемский международный морской музей. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Мур 1968 , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Кивени 1993 , стр. 13
- ^ Луттон 1972 , стр. 6–7
- ^ Перейти обратно: а б с д Мартин, Боб (март 1967 г.). «Битва на камышовой равнине» (PDF) . Все руки . № 602. Приложение Navy , Арлингтон, Вирджиния : Бюро военно-морского персонала ВМС США. п. 2. ISSN 0002-5577 . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Франкум-младший, Рональд Б. (2011). Исторический словарь войны во Вьетнаме . Митчелвилл, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 353. ИСБН 978-0-8108-7956-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мур 1968 , с. 6
- ^ Перейти обратно: а б с Мур 1968 , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б с Кивени 1993 , с. 18
- ^ CTF One One Seven (17 апреля 1968 г.). «Ежедневная внутренняя информационная сводка 04–17» (PDF) . Письмо в TF One One Seven . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кивени 1993 , стр. 13–4
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тревитик, Джо (11 июня 2014 г.). «Самолеты на воздушной подушке армии США преследовали партизан в дельте Меконга» . Война – это скучно . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Аппарат на воздушной подушке (АСВ) СК-5» . Музей транспорта армии США . 15 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2016 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стоунер, Роберт (весна 2018 г.). «Коричневый водный флот во Вьетнаме» (PDF) . Информационный бюллетень Ассоциации ветеранов USS Bristol DD 857 . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нил, Боб (ноябрь 1966 г.). «Плавание на сверхмалом флоте» (PDF) . Все руки . № 598. Приложение Navy , Арлингтон, Вирджиния : Бюро военно-морского персонала ВМС США. ISSN 0002-5577 . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйхель, Гарри (16 октября 1968 г.). «PACV патрулируют опасные воды в поисках добычи VC» . «ВМС Таймс» . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниелс, Победа; Эрдхайм, Джудит К. (январь 1976 г.). Охотник (PDF) (Отчет). Арлингтон, Вирджиния: Центр военно-морского анализа . CRC 284. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июля 2021 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Катлер 2012 , с. 90
- ^ Кивени 1993 , с. 12
- ^ «Боевая и логистическая база ВМС США Кэт Ло, 1965–1971» . Ассоциация мобильных речных сил . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Сперри, Джон, изд. (2000). 9-я стрелковая дивизия: старые надежные люди . Тернер Паб. ISBN 978-1-56311-608-7 . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Железнодорожный павильон» . Музей транспортного корпуса армии США . Объединенная база Лэнгли-Юстис . 29 января 2018 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Бланд, Уильям; Вашабо младший, Дональд Л.; Адамс, Мел (апрель 2017 г.). «Армейская авиация: количественная оценка дефицита человеко-часов на техническое обслуживание в мирное и военное время». Журнал исследований оборонных закупок . 24 (2). Университет оборонных закупок : 249. doi : 10.22594/dau.16-751.24.02 .
- ^ Перейти обратно: а б Мур 1968 , с. 16
- ^ Перейти обратно: а б Шервуд, Джон (31 января 2018 г.). «Защита дельты Меконга: Тет и наследие флота коричневой воды» . Война на камнях . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Станция Форт-Пойнт, Калифорния» (PDF) . Программа истории береговой охраны США . Департамент внутренней безопасности.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Латтон 1972 , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Джордан, Маргарет. «1970: Проведена оценка пригодности судов на воздушной подушке для использования береговой охраной» . История авиации береговой охраны . Авиационная ассоциация береговой охраны . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Луттон 1972 , с. 9
- ^ «Автомобили на воздушной подушке» . Береговая охрана США . 21 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ «Музей авиации Янкса» . Facebook.com . 31 января 2017 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Райт, Кристен (17 декабря 2016 г.). «Музей авиации Янки — все известные американские самолеты» . Музей авиации Янкса . Проверено 20 февраля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Видео