СР.N5
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
![]() PACV ВМС США (SK-5) во Вьетнаме
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | SR.N5 Смотрителя Класс |
Строители | Британская корпорация судов на воздушной подушке |
Предшественник | СР.Н3 |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Судно на воздушной подушке |
Смещение | Максимум 17 500 фунтов (7,9 т) |
Длина | 39 футов 5 дюймов (12,01 м) |
Луч | 22 фута 9 дюймов (6,93 м) |
Высота | 16 футов 9 дюймов (5,11 м) (юбка надута) |
Движение | 1 × 900 л.с. (671 кВт) турбинный двигатель Rolls-Royce Gnome для подъема и движения |
Скорость | 70 узлов (130 км/ч; 81 миль в час) [ а ] |
Диапазон | 240 миль (440 км) (3 часа 30 минут) при весе 15 800 фунтов (7200 кг) |
Емкость | Нагрузка 6600 фунтов (3000 кг), включая экипаж и топливо |
Войска | 16 |
Примечания | из полета [ 1 ] |
Saunders -Roe SR.N5 (или класс Warden среднего размера ) представлял собой судно на воздушной подушке , которое впервые поднялось в воздух в 1964 году. Оно отличается тем, что является первым судном на воздушной подушке серийного производства в мире. [ 2 ]
Всего было построено 14 SR.N5. В то время как компания Saunders-Roe разработала и произвела этот тип, еще семь машин были также изготовлены компанией Bell Aerosystems по лицензии в США , получившие обозначение Bell SK-5 . Некоторое количество SK-5 эксплуатировалось военными США, в том числе некоторые, которые стали патрульными машинами на воздушной подушке (PACV) и участвовали в боевых действиях во время войны во Вьетнаме . Впоследствии SR.N5 был развит в «растянутый» вариант, получивший обозначение SR.N6 ; эта модель имела значительно увеличенную грузоподъемность и производилась в большем количестве, чем SR.N5.
Разработка
[ редактировать ]В конце 1950-х и начале 1960-х годов британский изобретатель сэр Кристофер Кокерелл в сотрудничестве с британским производителем самолетов Saunders-Roe разработал новаторский новый вид транспорта в виде экспериментального автомобиля SR.N1 , который стал широко известен как судно на воздушной подушке . [ 3 ] К 1964 году Сондерс-Роу начала проектирование нескольких проектов судов на воздушной подушке; Помимо относительно огромного SR.N4 и исследований перспективного грузового судна водоизмещением 2000 тонн, существовал также интерес к разработке судов на воздушной подушке меньшего размера. [ 4 ]
В 1963 году американский производитель Bell Aerosystems успешно провел переговоры об эксклюзивных правах на продажу SR.N5 на рынке Северной Америки, а также о лицензии на местное производство этого типа с Westland Aircraft , материнской компанией Saunders-Roe. [ 5 ] В Северной Америке этот тип продавался под обозначением Bell SK-5 . Семь SR.N5 были проданы компании Bell напрямую; этот тип был преобразован в патрульную машину на воздушной подушке (PACV) и принят на вооружение вооруженных сил США. [ 6 ] Японский конгломерат Mitsubishi также получил собственную лицензию на самостоятельное производство SR.N5. [ 7 ]
Строительство первого SR.N5 произошло в 1963 году; Свой первый полет он совершил 11 апреля 1964 года. [ 7 ] В том же месяце первый SR.N5 приступил к ходовым испытаниям; В результате опыта, полученного в ходе этих ранних испытаний, в конструкцию были внесены различные изменения. В частности, была увеличена площадь киля, а также была принята новая система воздуховодов для тяги камеры сгорания , что улучшило управляемость корабля на малых скоростях. [ нужна ссылка ]
В ответ на отзывы клиентов, которые проявили интерес к удлиненному варианту SR.N5, способному нести гораздо большую полезную нагрузку, Сондерс-Роу быстро приступил к работе над таким проектом. По собственным прогнозам компании, увеличение полезной нагрузки SR.N5 на 110 процентов снизит производительность только на 10 процентов, поскольку увеличенная полезная нагрузка частично компенсируется увеличением площади подушки, а это означает, что давление на подушку не нужно будет увеличивать. вместо этого существенно увеличиться. [ 4 ] Чтобы подтвердить и продемонстрировать концепцию, девятый выпущенный SR.N5 был переработан в такую конфигурацию и стал первым самолетом этого типа, удлиненным таким образом. Этот удлиненный вариант впоследствии получил обозначение SR.N6 и был запущен в производство. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]
SR.N5 — это судно на воздушной подушке первой серии, предназначенное в первую очередь для обслуживания пассажиров. [ 8 ] В типичной гражданской конфигурации SR.N5 имел полную массу семь тонн и мог перевозить до 20 пассажиров. [ 7 ]
Пилотирование осуществлялось с переднего сиденья в передней части основного пассажирского салона. [ 9 ] Пилот осуществлял контроль над направлением корабля с помощью ряда поверхностей управления, расположенных сразу за винтом изменяемого шага. Вначале пилотами обычно были авиаторы, набранные из Королевских ВВС и ВВС флота , однако утверждалось, что опытные моряки часто были более опытными в управлении этим типом, если не требовали больше времени, чтобы адаптироваться к его нетипичной форме. двигательной установки, отчасти из-за того, что они умеют безопасно плавать в неконтролируемой морской среде. [ 10 ] Около 20 процентов эксплуатационных расходов этого типа приходится на техническое обслуживание 4-футовой гибкой юбки, которая, как сообщается, прослужила до 500 часов, в то время как аналогичные уровни затрат были зарегистрированы на топливо. [ 11 ]
SR.N5 отличался улучшенной конструкцией юбки по сравнению с предыдущим судном на воздушной подушке, с пальцами и передними отверстиями для затяжек; эти изменения привели к улучшению управления вперед и уменьшению износа юбки; пальцев не было на первоначальной версии юбки, использовавшейся до 1966 года. [ 12 ] [ 13 ] Со временем выносливость пальцев будет постепенно улучшаться, на ранних этапах также возникали проблемы с солевыми брызгами, отрицательно влияющими как на двигатель, так и на гребной винт. Первоначальный опыт некоторых компонентов, имеющих короткий срок службы после капитального ремонта или ненадежных, был обнаружен еще в первые дни. [ 14 ] В первые годы существования не только SR.N6, но и других судов на воздушной подушке юбка судна на воздушной подушке оставалась нерешенной проблемой. [ 15 ]
SR.N5 был оснащен единственной морской моделью двигателя Bristol Gnome турбовального ; он приводил в движение как одиночный обращенный назад 4-лопастной винт Dowty Rotol . диаметром 9 футов (2,74 м) , так и центробежный подъемный вентилятор диаметром 7 футов (2,13 м) [ 9 ] Двигатель Gnome был дорогостоящим компонентом для операторов, что привело к тому, что некоторые из них создали свои собственные внутренние ремонтные предприятия и заключили соглашения с другими операторами Gnome, включая Королевский флот , чтобы снизить затраты, связанные с использованием дорогостоящих услуг от Rolls-Royce Limited . [ 16 ] Американские SK-5 были переоборудованы для использования двигателя General Electric 7LM100-PJ102 газотурбинного вместо силовой установки Gnome. [ 17 ] [ 18 ]
Самолет Saunders-Roe SR.N6 (также известный как класс Winchester ) был основан на конструкции SR.N5 и позволял нести на 110% больше полезной нагрузки, что делало пассажирские перевозки более экономичными.
Операционная история
[ редактировать ]Гражданская служба
[ редактировать ]
SR.N5 был первым в мире коммерчески успешным судном на воздушной подушке; его размещали на различных маршрутах по всему миру. [ 7 ]
По крайней мере два SK-5, построенных Bell, были приняты на гражданскую службу. [ 19 ] Вертолетные авиалинии Сан-Франциско и Окленда (SFO Airlines) эксплуатировали SK-5 для регулярных пассажирских перевозок в районе залива Сан-Франциско в середине 1960-х годов в качестве дополнения к своим вертолетным авиакомпаниям. Согласно отчету, составленному Министерством транспорта США , служба Bay Area, которая эксплуатировалась на экспериментальной основе, оказалась популярной среди путешествующих, а сам SK-5 оказался хорошо подходящим для водных маршрутов. ; на его деятельность негативно повлияли высокие эксплуатационные расходы и проблемы с надежностью, а также правила, которые препятствовали принятию переменной структуры тарифов. [ 20 ] [ 21 ]
Военная служба
[ редактировать ]Всего четыре SR.N5 поступили на вооружение Межсервисного испытательного подразделения судов на воздушной подушке в RNAS Lee-on-Solent (HMS Daedalus) для испытаний и эксплуатационных миссий. военных самолетов Получив регистрационные номера XT492, XT493, XT657 и XW246, они использовались в Великобритании, Малайзии , Таиланде , Адене , Ливии и Бельгии . Два впоследствии были переоборудованы в SR.N6. [ 22 ] XT492 широко фигурирует в заключительном эпизоде сериала Доктор Кто» « 1971 года «Морские дьяволы» . [ нужна ссылка ]
Три Bell SK-5 поступили на вооружение ВМС США , а еще три - в армию США; этот тип участвовал в войне во Вьетнаме в конце 1960-х годов. После конфликта Береговая охрана США также эксплуатировала несколько бывших в употреблении SK-5 на экспериментальной основе. [ 23 ]
Лодочная рота Королевского малайского полка Брунея (предшественник Королевского военно-морского флота Брунея ) [ 24 ] [ 25 ] и канадская береговая охрана имела по одному SR.N5. [ нужна ссылка ]
Сохранение
[ редактировать ]Сообщается, что к 2013 году только один SR.N5 остался целым; в основном использовался в качестве зарубежного демонстратора, в 1980-х годах он был снят с производства и сохранен в Музее судов на воздушной подушке в Ли-он-Солент . [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ с зазором 6 дюймов под юбкой
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Рейс 23 июля 1965 г., с. 10.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 250. ИСБН 9780850451634 .
- ^ Пейн и Симс 2012, с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Пейн и Симс 2012, с. 147.
- ^ Прендергаст 2015, стр. 180-181.
- ^ Прендергаст 2015, с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д Амиот 2013, с. 22.
- ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 147, 238.
- ^ Jump up to: а б Пейн и Симс 2012, с. 148.
- ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 180-182.
- ^ Пейн и Симс 2012, с. 181.
- ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 134, 176-177.
- ^ Амиот 2013, с. 96.
- ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 221-223.
- ^ Пейн и Симс 2012, с. 166.
- ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 148, 180-181.
- ^ Кивени 1993 , стр. 13
- ^ Прендергаст 2015, стр. 179-180.
- ^ «Международное приложение к автомобилям на воздушной подушке». Flight International , 30 декабря 1965 г. с. 77.
- ^ Каталог исследований, разработок и демонстрационных проектов . Министерство транспорта США. Январь 1970 г. с. 8.
- ^ Бальдассари, Эрин (31 января 2019 г.). «Судно на воздушной подушке в заливе Сан-Франциско? Защитники говорят, что его время пришло» . Новости Меркурия.
- ^ «Коллекция» . Hovercraft-Museum.org . Музей судов на воздушной подушке . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ «1970 г. – проведена углубленная оценка пригодности судов на воздушной подушке для использования береговой охраной» . CGAviationHistory.org . Авиационная ассоциация береговой охраны . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ «История Королевского флота Брунея» . Navy.MinDef.gov.bn . Штаб Королевских военно-морских сил Брунея, военно-морская база Муара : Подразделение оборонных информационных технологий, Министерство обороны, Бруней-Даруссалам . nd Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «2-й командир - YDM Пехин Дату Джураган Лейла Дираджа Дато Сери Пахлаван полковник (Б) Хаджи Кефли бин ОКЛС Хаджи Разали» . Navy.MinDef.gov.bn . Штаб Королевских военно-морских сил Брунея , военно-морская база Муара : Подразделение оборонных информационных технологий, Министерство обороны, Бруней-Даруссалам . нд . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ «Судно на воздушной подушке SR.N5 из Хэмпшира удостоено высшей инженерной награды» . Институт инженеров-механиков . 16 сентября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Амиот, младший, изд. (1989), Технология судов на воздушной подушке, экономика и их применение , Исследования в области машиностроения II, Elsevier, ISBN 1-4832-9085-9
- «Вестленд SR.N5» . Транспортные средства на воздушной подушке (дополнение к Flight International) . 23 июля 1964 г. стр. 5–11. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года.
- «СР.Н5». Музей судов на воздушной подушке .
- «Ремесленная постройка». Музей судов на воздушной подушке .
- Кивени, Кевин (июль – август 1993 г.). «Кавалерия на плаву: 39-й кавалерийский взвод в дельте Меконга» . Броня . Форт-Нокс : Центр бронетехники армии США . ISSN 0004-2420 . Проверено 6 августа 2018 г.
- Пейн, Робин; Симс, Роджер (2012). На воздушной подушке . Робин Пейн/Роджер Симс/Writersworld. ISBN 978-0-95689-780-0 – через Google Книги. .
- Прендергаст, Джеральд. Великобритания и войны во Вьетнаме. Макфарланд, Северная Каролина, 2015 г. ISBN 0-7864-9924-9 .