Jump to content

СР.N5

PACV ВМС США (SK-5) во Вьетнаме
PACV ВМС США (SK-5) во Вьетнаме
Обзор класса
Имя SR.N5 Смотрителя Класс
Строители Британская корпорация судов на воздушной подушке
Предшественник СР.Н3
Сохранился 1
Общие характеристики
Тип Судно на воздушной подушке
Смещение Максимум 17 500 фунтов (7,9 т)
Длина 39 футов 5 дюймов (12,01 м)
Луч 22 фута 9 дюймов (6,93 м)
Высота 16 футов 9 дюймов (5,11 м) (юбка надута)
Движение 1 × 900 л.с. (671 кВт) турбинный двигатель Rolls-Royce Gnome для подъема и движения
Скорость 70 узлов (130 км/ч; 81 миль в час) [ а ]
Диапазон 240 миль (440 км) (3 часа 30 минут) при весе 15 800 фунтов (7200 кг)
Емкость Нагрузка 6600 фунтов (3000 кг), включая экипаж и топливо
Войска 16
Примечания из полета [ 1 ]

Saunders -Roe SR.N5 (или класс Warden среднего размера ) представлял собой судно на воздушной подушке , которое впервые поднялось в воздух в 1964 году. Оно отличается тем, что является первым судном на воздушной подушке серийного производства в мире. [ 2 ]

Всего было построено 14 SR.N5. В то время как компания Saunders-Roe разработала и произвела этот тип, еще семь машин были также изготовлены компанией Bell Aerosystems по лицензии в США , получившие обозначение Bell SK-5 . Некоторое количество SK-5 эксплуатировалось военными США, в том числе некоторые, которые стали патрульными машинами на воздушной подушке (PACV) и участвовали в боевых действиях во время войны во Вьетнаме . Впоследствии SR.N5 был развит в «растянутый» вариант, получивший обозначение SR.N6 ; эта модель имела значительно увеличенную грузоподъемность и производилась в большем количестве, чем SR.N5.

Разработка

[ редактировать ]

В конце 1950-х и начале 1960-х годов британский изобретатель сэр Кристофер Кокерелл в сотрудничестве с британским производителем самолетов Saunders-Roe разработал новаторский новый вид транспорта в виде экспериментального автомобиля SR.N1 , который стал широко известен как судно на воздушной подушке . [ 3 ] К 1964 году Сондерс-Роу начала проектирование нескольких проектов судов на воздушной подушке; Помимо относительно огромного SR.N4 и исследований перспективного грузового судна водоизмещением 2000 тонн, существовал также интерес к разработке судов на воздушной подушке меньшего размера. [ 4 ]

В 1963 году американский производитель Bell Aerosystems успешно провел переговоры об эксклюзивных правах на продажу SR.N5 на рынке Северной Америки, а также о лицензии на местное производство этого типа с Westland Aircraft , материнской компанией Saunders-Roe. [ 5 ] В Северной Америке этот тип продавался под обозначением Bell SK-5 . Семь SR.N5 были проданы компании Bell напрямую; этот тип был преобразован в патрульную машину на воздушной подушке (PACV) и принят на вооружение вооруженных сил США. [ 6 ] Японский конгломерат Mitsubishi также получил собственную лицензию на самостоятельное производство SR.N5. [ 7 ]

Строительство первого SR.N5 произошло в 1963 году; Свой первый полет он совершил 11 апреля 1964 года. [ 7 ] В том же месяце первый SR.N5 приступил к ходовым испытаниям; В результате опыта, полученного в ходе этих ранних испытаний, в конструкцию были внесены различные изменения. В частности, была увеличена площадь киля, а также была принята новая система воздуховодов для тяги камеры сгорания , что улучшило управляемость корабля на малых скоростях. [ нужна ссылка ]

В ответ на отзывы клиентов, которые проявили интерес к удлиненному варианту SR.N5, способному нести гораздо большую полезную нагрузку, Сондерс-Роу быстро приступил к работе над таким проектом. По собственным прогнозам компании, увеличение полезной нагрузки SR.N5 на 110 процентов снизит производительность только на 10 процентов, поскольку увеличенная полезная нагрузка частично компенсируется увеличением площади подушки, а это означает, что давление на подушку не нужно будет увеличивать. вместо этого существенно увеличиться. [ 4 ] Чтобы подтвердить и продемонстрировать концепцию, девятый выпущенный SR.N5 был переработан в такую ​​конфигурацию и стал первым самолетом этого типа, удлиненным таким образом. Этот удлиненный вариант впоследствии получил обозначение SR.N6 и был запущен в производство. [ 4 ]

Экипаж и официальные лица собрались перед самолетом SR.N5 в ливрее SFO Airlines.

SR.N5 — это судно на воздушной подушке первой серии, предназначенное в первую очередь для обслуживания пассажиров. [ 8 ] В типичной гражданской конфигурации SR.N5 имел полную массу семь тонн и мог перевозить до 20 пассажиров. [ 7 ]

Пилотирование осуществлялось с переднего сиденья в передней части основного пассажирского салона. [ 9 ] Пилот осуществлял контроль над направлением корабля с помощью ряда поверхностей управления, расположенных сразу за винтом изменяемого шага. Вначале пилотами обычно были авиаторы, набранные из Королевских ВВС и ВВС флота , однако утверждалось, что опытные моряки часто были более опытными в управлении этим типом, если не требовали больше времени, чтобы адаптироваться к его нетипичной форме. двигательной установки, отчасти из-за того, что они умеют безопасно плавать в неконтролируемой морской среде. [ 10 ] Около 20 процентов эксплуатационных расходов этого типа приходится на техническое обслуживание 4-футовой гибкой юбки, которая, как сообщается, прослужила до 500 часов, в то время как аналогичные уровни затрат были зарегистрированы на топливо. [ 11 ]

SR.N5 отличался улучшенной конструкцией юбки по сравнению с предыдущим судном на воздушной подушке, с пальцами и передними отверстиями для затяжек; эти изменения привели к улучшению управления вперед и уменьшению износа юбки; пальцев не было на первоначальной версии юбки, использовавшейся до 1966 года. [ 12 ] [ 13 ] Со временем выносливость пальцев будет постепенно улучшаться, на ранних этапах также возникали проблемы с солевыми брызгами, отрицательно влияющими как на двигатель, так и на гребной винт. Первоначальный опыт некоторых компонентов, имеющих короткий срок службы после капитального ремонта или ненадежных, был обнаружен еще в первые дни. [ 14 ] В первые годы существования не только SR.N6, но и других судов на воздушной подушке юбка судна на воздушной подушке оставалась нерешенной проблемой. [ 15 ]

SR.N5 был оснащен единственной морской моделью двигателя Bristol Gnome турбовального ; он приводил в движение как одиночный обращенный назад 4-лопастной винт Dowty Rotol . диаметром 9 футов (2,74 м) , так и центробежный подъемный вентилятор диаметром 7 футов (2,13 м) [ 9 ] Двигатель Gnome был дорогостоящим компонентом для операторов, что привело к тому, что некоторые из них создали свои собственные внутренние ремонтные предприятия и заключили соглашения с другими операторами Gnome, включая Королевский флот , чтобы снизить затраты, связанные с использованием дорогостоящих услуг от Rolls-Royce Limited . [ 16 ] Американские SK-5 были переоборудованы для использования двигателя General Electric 7LM100-PJ102 газотурбинного вместо силовой установки Gnome. [ 17 ] [ 18 ]

Самолет Saunders-Roe SR.N6 (также известный как класс Winchester ) был основан на конструкции SR.N5 и позволял нести на 110% больше полезной нагрузки, что делало пассажирские перевозки более экономичными.

Операционная история

[ редактировать ]

Гражданская служба

[ редактировать ]
SK-5 Город Окленд, которым управляет SFO Airlines.

SR.N5 был первым в мире коммерчески успешным судном на воздушной подушке; его размещали на различных маршрутах по всему миру. [ 7 ]

По крайней мере два SK-5, построенных Bell, были приняты на гражданскую службу. [ 19 ] Вертолетные авиалинии Сан-Франциско и Окленда (SFO Airlines) эксплуатировали SK-5 для регулярных пассажирских перевозок в районе залива Сан-Франциско в середине 1960-х годов в качестве дополнения к своим вертолетным авиакомпаниям. Согласно отчету, составленному Министерством транспорта США , служба Bay Area, которая эксплуатировалась на экспериментальной основе, оказалась популярной среди путешествующих, а сам SK-5 оказался хорошо подходящим для водных маршрутов. ; на его деятельность негативно повлияли высокие эксплуатационные расходы и проблемы с надежностью, а также правила, которые препятствовали принятию переменной структуры тарифов. [ 20 ] [ 21 ]

Военная служба

[ редактировать ]

Всего четыре SR.N5 поступили на вооружение Межсервисного испытательного подразделения судов на воздушной подушке в RNAS Lee-on-Solent (HMS Daedalus) для испытаний и эксплуатационных миссий. военных самолетов Получив регистрационные номера XT492, XT493, XT657 и XW246, они использовались в Великобритании, Малайзии , Таиланде , Адене , Ливии и Бельгии . Два впоследствии были переоборудованы в SR.N6. [ 22 ] XT492 широко фигурирует в заключительном эпизоде ​​сериала Доктор Кто» « 1971 года «Морские дьяволы» . [ нужна ссылка ]

Три Bell SK-5 поступили на вооружение ВМС США , а еще три - в армию США; этот тип участвовал в войне во Вьетнаме в конце 1960-х годов. После конфликта Береговая охрана США также эксплуатировала несколько бывших в употреблении SK-5 на экспериментальной основе. [ 23 ]

Лодочная рота Королевского малайского полка Брунея (предшественник Королевского военно-морского флота Брунея ) [ 24 ] [ 25 ] и канадская береговая охрана имела по одному SR.N5. [ нужна ссылка ]

Сохранение

[ редактировать ]

Сообщается, что к 2013 году только один SR.N5 остался целым; в основном использовался в качестве зарубежного демонстратора, в 1980-х годах он был снят с производства и сохранен в Музее судов на воздушной подушке в Ли-он-Солент . [ 26 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ с зазором 6 дюймов под юбкой
  1. Рейс 23 июля 1965 г., с. 10.
  2. ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 250. ИСБН  9780850451634 .
  3. ^ Пейн и Симс 2012, с. 82.
  4. ^ Jump up to: а б с Пейн и Симс 2012, с. 147.
  5. ^ Прендергаст 2015, стр. 180-181.
  6. ^ Прендергаст 2015, с. 181.
  7. ^ Jump up to: а б с д Амиот 2013, с. 22.
  8. ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 147, 238.
  9. ^ Jump up to: а б Пейн и Симс 2012, с. 148.
  10. ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 180-182.
  11. ^ Пейн и Симс 2012, с. 181.
  12. ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 134, 176-177.
  13. ^ Амиот 2013, с. 96.
  14. ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 221-223.
  15. ^ Пейн и Симс 2012, с. 166.
  16. ^ Пейн и Симс, 2012, стр. 148, 180-181.
  17. ^ Кивени 1993 , стр. 13
  18. ^ Прендергаст 2015, стр. 179-180.
  19. ^ «Международное приложение к автомобилям на воздушной подушке». Flight International , 30 декабря 1965 г. с. 77.
  20. ^ Каталог исследований, разработок и демонстрационных проектов . Министерство транспорта США. Январь 1970 г. с. 8.
  21. ^ Бальдассари, Эрин (31 января 2019 г.). «Судно на воздушной подушке в заливе Сан-Франциско? Защитники говорят, что его время пришло» . Новости Меркурия.
  22. ^ «Коллекция» . Hovercraft-Museum.org . Музей судов на воздушной подушке . Проверено 1 февраля 2020 г.
  23. ^ «1970 г. – проведена углубленная оценка пригодности судов на воздушной подушке для использования береговой охраной» . CGAviationHistory.org . Авиационная ассоциация береговой охраны . Проверено 1 февраля 2020 г.
  24. ^ «История Королевского флота Брунея» . Navy.MinDef.gov.bn . Штаб Королевских военно-морских сил Брунея, военно-морская база Муара : Подразделение оборонных информационных технологий, Министерство обороны, Бруней-Даруссалам . nd Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 6 января 2024 г.
  25. ^ «2-й командир - YDM Пехин Дату Джураган Лейла Дираджа Дато Сери Пахлаван полковник (Б) Хаджи Кефли бин ОКЛС Хаджи Разали» . Navy.MinDef.gov.bn . Штаб Королевских военно-морских сил Брунея , военно-морская база Муара : Подразделение оборонных информационных технологий, Министерство обороны, Бруней-Даруссалам . нд . Проверено 7 января 2024 г.
  26. ^ «Судно на воздушной подушке SR.N5 из Хэмпшира удостоено высшей инженерной награды» . Институт инженеров-механиков . 16 сентября 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd46a2a0edf5037f668da6374944176f__1710727200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/6f/bd46a2a0edf5037f668da6374944176f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SR.N5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)