Jump to content

Обледенение (аэронавтика)

Послушайте эту статью
(Перенаправлено с Обледенение самолета )
Лед скопился и частично удален на крыле Beechcraft King Air.

В воздухоплавании . обледенение — это образование водяного льда на самолете Обледенение привело к многочисленным катастрофам со смертельным исходом в истории авиации. Нарастание и накопление льда может повлиять на внешние поверхности самолета – в этом случае это называется обледенением планера. [ 1 ] – или двигатель , что приводит к обледенению карбюратора , воздухозаборника или, в более общем смысле, обледенению двигателя . [ 2 ] Эти явления могут, но не обязательно, происходить одновременно.

Не все самолеты, особенно самолеты авиации общего назначения , сертифицированы для полетов в условиях известного обледенения (FIKI), то есть полетов в районы с определенными или вероятными условиями обледенения на основании отчетов пилотов , наблюдений и прогнозов . [ 3 ] Чтобы получить сертификат FIKI, самолет должен быть оснащен подходящими системами защиты от льда для предотвращения происшествий из-за обледенения.

Определение

[ редактировать ]

Обледенение возникает, когда в воздухе присутствуют капли переохлажденной воды. Они замерзают при контакте с потенциальным местом зародышеобразования, которым в данном случае являются части самолета, вызывающие обледенение. Условия обледенения количественно характеризуются средним размером капель, содержанием жидкой воды и температурой воздуха. Эти параметры влияют на степень, тип и скорость, характеризующие образование льда на самолете. Федеральные авиационные правила содержат определение условий обледенения. [ 4 ] некоторые самолеты сертифицированы для полетов. Так называемые условия SLD, или переохлажденные большие капли, — это условия, которые превышают эту спецификацию и представляют особую опасность для самолетов, которую все самолеты должны стараться избегать.

Качественно отчеты пилотов указывают на условия обледенения с точки зрения их воздействия на самолет и будут зависеть от ранее существовавших возможностей самолета. В результате разные самолеты могут сообщать об одинаковых количественных условиях и о разных уровнях обледенения. Детекторы льда часто используются для индикации наличия обледенения.

Виды структурного льда

[ редактировать ]
НАСА Twin Otter Переохлажденный лед из крупных капель (SLD) на исследовательском самолете
  • Прозрачный лед часто бывает прозрачным и гладким. Капли переохлажденной воды или ледяной дождь ударяются о поверхность, но не замерзают мгновенно. Часто образуются «рога» или выступы, которые выступают в поток воздуха, что сглаживает его. Эту форму льда еще называют глазурью.
  • Иней — грубый и непрозрачный лед , образованный переохлажденными каплями, быстро замерзающими при ударе. Формируясь в основном вдоль профиля критической точки , он обычно соответствует форме профиля.
  • Смешанный лед представляет собой комбинацию прозрачного и инейного льда, обладающего обоими свойствами.
  • Иней это результат замерзания воды на незащищенных поверхностях, когда самолет стоит на месте, еще до начала полета. Это может быть опасно при попытке полета, поскольку нарушает поток воздуха в пограничном слое аэродинамического профиля, вызывая преждевременное аэродинамическое сваливание и, в некоторых случаях, резкое увеличение сопротивления, что делает взлет опасным или невозможным, что может привести к преждевременному происшествию.
  • Лед SLD относится к льду, образовавшемуся в условиях переохлажденных крупных капель (SLD). Он похож на чистый лед, но поскольку размер капель велик, они распространяются на незащищенные части самолета и образуют более крупные ледяные фигуры быстрее, чем в обычных условиях обледенения, от которого почти все самолеты недостаточно защищены. Это стало одной из причин крушения рейса 4184 компании American Eagle .
Ледяные выступы на лопасти несущего винта, полученные в трубе аэродинамической Исследовательского центра Гленна НАСА.

Крыло обычно останавливается при меньшем угле атаки и, следовательно, при более высокой скорости полета, когда оно загрязнено льдом. Даже небольшое количество льда будет иметь эффект, а если лед неровный, то, тем не менее, эффект может быть большим. Таким образом, увеличение скорости захода на посадку целесообразно, если на крыльях остается лед. Степень увеличения зависит как от типа самолета, так и от количества льда. Характеристики сваливания самолета с обледенелыми крыльями будут ухудшаться, и серьезные проблемы с управлением по крену не являются чем-то необычным. Нарастание льда может быть асимметричным между двумя крыльями, что требует калибровки. Кроме того, внешняя часть крыла, которая обычно тоньше и, следовательно, лучше собирает лед, может заглохнуть первой, а не последней.

Влияние на беспилотные летательные аппараты

[ редактировать ]

Беспилотные летательные аппараты — это новая технология, имеющая широкий спектр коммерческих и военных применений. Обледенение в полете происходит во время полета в переохлажденных облаках или замерзающих осадках и представляет потенциальную опасность для всех самолетов. Обледенение БПЛА в полете накладывает серьезные ограничения на эксплуатационные возможности. [ 5 ]

Беспилотные летательные аппараты более чувствительны и подвержены обледенению по сравнению с пилотируемыми самолетами. [ 6 ] Основные различия между БПЛА и пилотируемыми самолетами, когда дело касается обледенения, заключаются в следующем:

  • Размер и вес . Маленькие самолеты накапливают лед быстрее и на единицу площади приходится больше льда, чем большие самолеты. БПЛА обычно меньше пилотируемых самолетов и, следовательно, более чувствительны к обледенению. Кроме того, добавленная масса от обледенения может оказать быстрое негативное воздействие на БПЛА со строгими ограничениями по весу.
  • Скорость полета . Высокие скорости полета приводят к нагреванию крыльев или винтов самолета, что может в некоторой степени противодействовать обледенению. БПЛА летают с более низкими скоростями, чем пилотируемые самолеты, и не получают такого же нагревательного эффекта. Поэтому обледенение на БПЛА может происходить в более широком диапазоне температур, чем на пилотируемых самолетах.
  • Ламинарный поток : число Рейнольдса для БПЛА примерно на порядок ниже, чем для пилотируемых самолетов. Это приводит к тому, что БПЛА работают в режимах потока, где эффекты ламинарного потока более распространены, чем эффекты турбулентного потока. Поскольку ламинарный поток легче нарушить, чем турбулентный, негативные последствия обледенения более значительны.
  • Тип : БПЛА с винтокрылыми крыльями обычно более чувствительны к обледенению, чем БПЛА с неподвижным крылом. [ 7 ]

Частями БПЛА, наиболее подверженными обледенению, являются датчик воздушной скорости, передняя кромка аэродинамических поверхностей, несущие винты и воздушные винты.

Обледенение БПЛА является глобальным явлением, и обледенение на рабочей высоте может возникать круглый год по всему миру. Однако риски обледенения особенно велики в субарктике, Арктике и Антарктике. Например, на большей части северных стран обледенение присутствует от 35% до более 80% времени с сентября по май. [ 7 ]

Профилактика и удаление

[ редактировать ]
Удаление обледенения Embraer Legacy 450 перед полетом.

Существует несколько методов снижения опасности обледенения. Первый и самый простой — полностью избегать обледенения, но для многих полетов это непрактично.

Предполетная защита

[ редактировать ]

Если перед взлетом на самолете присутствует лед (или другие загрязнения), их необходимо удалить с критических поверхностей. Удаление может принимать различные формы:

  • Механические средства, которые могут быть такими же простыми, как использование метлы или щетки для уборки снега.
  • Применение противогололедной жидкости или даже горячей воды для удаления льда, снега и т. д.
  • Использование инфракрасного нагрева для плавления и удаления загрязнений.
  • Помещение самолета в отапливаемый ангар до таяния снега и льда.
  • Размещение самолета по направлению к Солнцу для максимального нагрева поверхностей, покрытых снегом и льдом. На практике этот метод ограничивается небольшим загрязнением в зависимости от времени и погодных условий.

Все эти методы удаляют существующие загрязнения, но не обеспечивают практической защиты в условиях обледенения. Если перед взлетом существует или ожидается обледенение, используются противообледенительные жидкости. Они гуще антиобледенительных жидкостей и в течение некоторого времени противостоят воздействию снега и дождя. Они предназначены для того, чтобы срезать самолет во время взлета и не обеспечивают никакой защиты в полете.

Системы защиты в полете

[ редактировать ]
на Противообледенительный чехол крыле самолета Dash 8 . Гребни возникают в результате накачивания ботинка воздухом для растрескивания и удаления скопившегося льда.

Для защиты самолета от обледенения в полете различные виды противообледенительных или противообледенительных средств используются :

  • Распространенный подход состоит в том, чтобы направить «отбираемый воздух» двигателя в воздуховоды вдоль передних кромок крыльев и хвостового оперения. Воздух нагревает переднюю кромку поверхности, и лед при контакте тает или испаряется. В самолетах с газотурбинными двигателями воздух отбирается из компрессорной части двигателя. Если самолет оснащен поршневым турбонаддувом, отбираемый воздух можно откачивать из турбокомпрессора.
  • Некоторые самолеты оснащены пневматическими противообледенительными башмаками , которые рассеивают лед на поверхности. Эти системы требуют меньшего количества отбираемого воздуха из двигателя, но обычно менее эффективны, чем нагретая поверхность.
  • Некоторые самолеты используют систему плакучего крыла , которая имеет сотни небольших отверстий на передней кромке и по требованию выпускает противообледенительную жидкость, чтобы предотвратить нарастание льда.
  • Электрический обогрев также используется для защиты самолета и его компонентов (включая пропеллеры) от обледенения. Нагрев может применяться непрерывно (обычно на небольших, критических компонентах, таких как статические датчики Пито и лопатки угла атаки) или периодически, что дает эффект, аналогичный использованию противообледенительных башмаков .

Во всех этих случаях обычно защищаются только критически важные поверхности и компоненты самолета. В частности, обычно защищена только передняя кромка крыла.

Карбюраторное тепло применяется в карбюраторных двигателях для предотвращения и устранения обледенения. Двигатели с впрыском топлива не подвержены обледенению карбюратора, но могут страдать от засорения впускных отверстий. В этих двигателях часто доступен альтернативный источник воздуха.

Есть разница между антиобледенением и антиобледенением. Под удалением льда понимается удаление льда с планера; Под защитой от обледенения понимается предотвращение скопления льда на планере.

[ редактировать ]
Дата Несчастный случай
15 октября 1943 г. Рейс 63 American Airlines ( флагман Миссури )
21 ноября 1973 г. Крушение C-117D ВМС США в Солхеймасандуре
1 декабря 1974 г. Рейс 6231 авиакомпании Northwest Orient Airlines
13 января 1982 г. Рейс 90 Эйр Флориды
12 декабря 1985 г. Рейс 1285R Эрроу Эйр
15 ноября 1987 г. Рейс 1713 авиакомпании Continental Airlines
10 марта 1989 г. Рейс 1363 Эйр Онтарио
26 декабря 1989 г. Рейс 2415 Юнайтед Экспресс
17 февраля 1991 г. Рейс 590 авиакомпании Ryan International Airlines
27 декабря 1991 г. Рейс 751 системы Скандинавских авиалиний
22 марта 1992 г. Рейс 405 USAir
01 апреля 1993 г. Авиакатастрофа Алана Кулвицкого
31 октября 1994 г. Рейс 4184 «Американский орел»
9 января 1997 г. Рейс 3272 компании Comair
27 февраля 2001 г. Рейс 670 Логанэйр
21 декабря 2002 г. Рейс 791 авиакомпании TransAsia Airways
21 ноября 2004 г. Рейс 5210 China Eastern Airlines
16 августа 2005 г. Рейс 708 авиакомпании West Caribbean Airways
12 февраля 2009 г. Рейс 3407 авиакомпании Колган Эйр
1 июня 2009 г. Рейс 447 авиакомпании Air France
4 ноября 2010 г. Рейс 883 авиакомпании Aero Caribbean
9 января 2011 г. Рейс 277 авиакомпании Иран Эйр
18 мая 2011 г. Рейс 5428 авиакомпании Sol Airlines
24 июля 2014 г. Рейс 5017 авиакомпании Эйр Алжир
11 февраля 2018 г. Рейс 703 Саратовских авиалиний
  1. ^ Вадел, Мэри (3 августа 2017 г.). «Обледенение планера» . Исследовательский центр Гленна НАСА . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 8 июня 2019 г.
  2. ^ Вадел, Мэри (31 июля 2017 г.). «Обледенение двигателя» . Исследовательский центр НАСА имени Гленна . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 8 июня 2019 г.
  3. ^ Йодис, Джон С. (1 августа 2005 г.). «Закон об «известном обледенении» » . Том. 48, нет. 8. Журнал «Пилот» АОПА. Архивировано из оригинала 1 января 2015 года . Проверено 25 апреля 2013 г. {{cite magazine}}: Для журнала Cite требуется |magazine= ( помощь )
  4. ^ «Федеральные авиационные правила, часть 25, приложение С» . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 г. Проверено 20 сентября 2008 г.
  5. ^ Ханн, Ричард; Йохансен, Тор (2020). «Нерешенные темы обледенения беспилотных летательных аппаратов (отчет об исследовании EPR2020008) - SAE Mobilus» . saemobilus.sae.org . дои : 10.4271/epr2020008 . HDL : 11250/3113980 . S2CID   226200723 . Проверено 12 февраля 2021 г.
  6. ^ Ханн, Ричард (2020). Обледенение атмосферы, штрафы за аэродинамическое обледенение и системы защиты от обледенения на беспилотных летательных аппаратах . НТНУ. ISBN  978-82-326-4749-1 .
  7. ^ Jump up to: а б «Ограничения атмосферного обледенения БПЛА» . Май 2021 года . Проверено 8 декабря 2021 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с обледенением в авиации, на Викискладе?

Послушайте эту статью ( 7 минут )
Duration: 7 minutes and 3 seconds.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 9 декабря 2017 г. ( 2017-12-09 ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e84215570958ee566a63eec8cb12867__1723477440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/67/3e84215570958ee566a63eec8cb12867.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Icing (aeronautics) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)