Морин Ландер
Морин Ландер | |
---|---|
![]() Лендер в 2020 году | |
Рожденный | 1942 (81–82 года) Равен , Новая Зеландия |
Образование | Эламская школа изящных искусств |
Известный | Искусство |
Научная карьера | |
Диссертация |
Морин Робин Ландер MNZM (родилась в 1942 году в Равене ) — новозеландская ткачиха, художница мультимедийных инсталляций и академик. Ландер имеет происхождение Нгапухи (подплемя Те Хикуту) и Пакеха (европейцы Новой Зеландии). [1] и является уважаемым и выдающимся художником, который с 1986 года выставляет, фотографирует, пишет и преподает искусство маори . [2] Она продолжает создавать и выставлять работы, а также посещать резиденции и симпозиумы как на национальном, так и на международном уровне. [3]
Образование
[ редактировать ]Ландер начал учиться ткачеству у известной ткачихи маори Диггересс Те Канава в 1984 году и много лет исследовал искусство изготовления волокон. [2] Название ее магистерской диссертации 1993 года было « На сайтах: затруднения места: личный взгляд и межкультурные точки зрения на аспекты искусства, связанного с сайтами» . [4] В 2002 году она была первым человеком маори, получившим степень доктора изящных искусств в университете Новой Зеландии. [5]
- 1963 Веллингтонский педагогический колледж
- 1987 Бакалавр изящных искусств (фотография) Школа изящных искусств Элама , Оклендский университет.
- 1989 г. Бакалавр гуманитарных наук в области исследований маори, Оклендский университет.
- 1993 Магистр изящных искусств (скульптура), с отличием первой степени, Школа изящных искусств Элама, Оклендский университет. [6]
- 2002 Доктор изящных искусств, Школа изящных искусств Элама, Оклендский университет. [7]
Карьера педагога
[ редактировать ]
Ландер работал учителем, прежде чем поступить в школу изящных искусств Элама. [8] С 1986 года она работала фотографом на факультете антропологии Оклендского университета. [5] Она преподавала искусство маори на протяжении многих лет, в основном на факультете исследований маори Оклендского университета, где она была старшим преподавателем материальной культуры маори. В 2007 году она ушла с преподавания в университете. [2]
Работа
[ редактировать ]Впервые Ландер познакомилась с мука (льняным волокном) известная ткачиха Диггересс Те Канава в 1984 году, когда она несколько раз останавливалась у старшего художника в деревне маори Охаки, недалеко от Вайтомо , и изучала основы подготовки материалов и техник, таких как ватю (вату). переплетение пальцев). [9] Ее инсталляция в конце года в Эламе под названием « Те Коханга Харакеке » («Льняное гнездо») включала в себя сооружение, покрытое молотым льном, в форме массивного перевернутого гнезда, в котором укрывалось молодое растение харакеке (льна). [9]
Первая публичная художественная выставка Ландера прошла в рамках групповой выставки Каранга Каранга в галерее Фишер (ныне Те Тухи , Пакуранга, Окленд) в 1986 году. Центр искусств [9] Она описывает свои три десятилетия работы с мука как «путешествие открытий». [2] В недавнем заявлении художника Ландер сказал:
Меня соблазнила красота и волшебство муки. Моя первая публичная инсталляция в 1986 году — E kore koe e ngaro he kakano i ruia mai i Rangiatea на выставке в Каранге, Каранга — включала вену (нити основы) и ахо (нити утка), которые я тщательно подготовил для изготовления своего первого короваи . Вместо этого я подвесил их в виде эфирного облака над водоворотом семян льна. [2]
В 1998 году историк искусства Присцилла Питтс написала, что сочетание обучения и обучения Ландер в «обычной университетской художественной школе» с традиционными ткачами маори отразилось в ее работах:
Хотя большая часть ее работ является ответом на ткацкое искусство, Ландер на самом деле ткет редко – по крайней мере, в своих работах, которые она выставляет в галереях. Скорее, она использует, часто с поразительным эффектом, материалы, используемые в традиционном ткачестве и окраске маори. К ним относятся пингао и перья, но больше всего харакеке (новозеландский лен) во всех его формах – листья, красивые цветы и семенные головки, семена и мука (тонкие шелковистые волокна, полученные из листьев). С ними она сочетает материалы из западного мира. [10] : 103
Питтс приводит работу Ландера 1994 года «Это не кете» , созданную для выставки «Искусство сейчас» в бывшем Музее Новой Зеландии (ныне Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева ) как пример того, как ее работы сочетают в себе традиционные ремесла маори и западную скульптуру. или методы установки. [10] : 104–5 Работа Ландера обыгрывает Рене Магритта знаменитую картину «Чеси не пашет трубка» с плетеной кете (льняной корзиной), помещенной на постамент с надписью «Это не кете». Еще больше кет были расставлены на полу галереи и ярко освещены. Питтс пишет
«Здесь, в контексте художественной выставки, «практические» предметы – простые плетеные льняные сумки – возводятся в статус предметов искусства. ... Однако эта конкретная художественная выставка была расположена в том, что также было этнографическим и историческим музеем, в котором сбор, каталогизация и демонстрация таких вещей, как кете, отделяют их от культурного, духовного и/или утилитарного контекста и превращают их в артефакты. [10] : 104
В 2006 году Ландер был одним из пятнадцати новозеландских художников, большинство из которых были выходцами из маори и островов Тихого океана, которые были приглашены принять участие в выставке «Стили Пасифика» , создав работы для конкретных мест в Музее археологии и антропологии Кембриджского университета, откликнувшиеся на предметы из коллекции музея. [11] Для выставки Ландер переработал два предыдущих заказа: «Это не кете» и фрагменты кете миссис Кук , созданные в сотрудничестве с Кристин Хельяр в 2002 году в Музее Питта Риверса в Оксфордском университете . [12] Лендер также создал новые произведения, в том числе специально созданные инсталляции « Артефакты теории Эйри» (плетеные предметы, подвешенные перед застекленным окном) и «Танэ поднимает брови» (плетение в форме полумесяца, помещенное на декоративную деревянную дверную перемычку). [11] : 25, 61 она также сделала изделие под названием «Сумка для хранения короны» Для выставки : большую плетеную корону, помещенную на шелковую подушку королевского фиолетового цвета с золотыми кистями. В публикации, сопровождающей выставку, куратор Музея археологии и антропологии Анита Херле написала:
В работе ссылается на Закон Новой Зеландии о береговой полосе и морском дне 2004 года, который уполномочил новозеландское правительство, «Корону», отменять права племен на предъявление традиционных претензий на прибрежную полосу и морское дно через суд. Корона Лендера изящно соткана из различных волокон, в том числе из растительных материалов, растущих вдоль береговой линии; таким образом, создание самой короны является тонким, но дерзким актом повторного присвоения. В основании футляра размещены ракушки и рыболовные крючки из коллекции музея. Пряди волокна пингао, вшитые в тканевую подкладку в задней части футляра, образуют перевернутую U-образную форму, изображающую поднятые брови Танэ (бога леса). Согласно легенде маори, после спора между Тане и Тангароа (богом моря) брови Тане упали на песчаные дюны, которые обозначают пограничное пространство между лесом и морем. Здесь Ландер соединяет современные политические конфликты с легендарными битвами. [11] : 66–67
Реакция на предметы и таонгу, хранящиеся в коллекциях культурных учреждений, остается сильной стороной работы Ландера. На выставке 2015 года в Национальной библиотеке Новой Зеландии (в сотрудничестве с Кристин Хеллиар и Джо Торр ) Ландер представил ряд работ, связанных с произведениями из художественных и архивных коллекций библиотеки. [13] Ее произведение « Военное облачение Хариаты» вдохновлено акварелью Джозефа Мерретта 1846 года «Воины-вожди Новой Зеландии» . [14] На портрете изображены Хоне Хеке , вождь Кавити , и жена Хеке Хариата. Хариата изображен с тканым поясом, в отличие от всего, что Лендер видел раньше. Исследуя историю своей семьи, Ландер нашла описания Хариаты, написанные ее прапрадедом Джеймсом Джонстоном Фергюссоном. В одном документе описывается, как Хариата возглавлял 700 человек; другая — «молодая, высокая и довольно симпатичная», одетая в «шотландское платье с красным поясом, перекинутым через плечи, как пастушья плед». Ландер воссоздал створку для выставки вместе с рядом других предметов. [13] [15] В обзоре выставки историк искусства Джилл Тревельян отметила, что Ландер опиралась на свой собственный опыт обучения ткачеству под руководством Диггересс Те Канава, чтобы создать работы «Семплеры Ронго» , переосмысление первых работ, созданных новым практикующим. [16]
В 2017 году Ландер начал отношения наставника и подопечного с Mata Aho Collective , группой из четырех женщин-художниц маори. [17] В 2021 году их совместная работа Atapō была удостоена награды Walters Art Prize, проводимой биеннале. [18]
В 2023 году Морин Ландер в сотрудничестве с художницей Дениз Бэтчелор и композитором Стобханом Лотианом создала онлайн-работу Hukatai ~ Sea Foam в рамках международного арт-проекта World Weather Network. [19] Лендер и Бэтчелор собрались вместе, чтобы наблюдать за хукатаями (морской пеной) во время прогулок по береговой линии Те Хокианга Нуи а Купе, гавани Хокианга, на северо-западе Новой Зеландии. [19] Эти прогулки были задокументированы посредством серии наблюдений с помощью линз, которые стали частью оптоволоконной установки в рамках Те Тухи выставки 2023 года Huarere: Weather Eye, Weather Ear, куратором которой является Джанин Рандерсон. [19]
Избранные выставки
[ редактировать ]Ландер начала выставлять свои работы в 1986 году. [20] Выставляясь как на национальном, так и на международном уровне, Ландер в настоящее время любит выставляться вместе с другими художниками в небольших поселениях вокруг Хокианги, где жили ее предки. [2]
- 2023 Ахо Марама: Струны света , Художественная галерея Крайстчерча [21]
- 2021 Атапо , с коллективом Мата Ахо , Художественная премия Уолтерса, Оклендская художественная галерея Той о Тамаки [22]
- 2018 Боевое облачение Хариаты (часть фестиваля Нгапухи), Колледж Норткот , Окленд
- 2017 Flat-Pack Whakapapa , Художественный музей Доуз и гастроли в течение 2018 года; [23] Хрупкий баланс колеблющихся звезд , Центр искусств Corban Estate [24]
- 2015 Te Wā Tōiri: Fluid Horizons , Оклендская художественная галерея : выставка из коллекций галереи, включая крупную инсталляцию Ландера « Хоу Ангианги» (2003). Название выставки на языке маори было предложено Ландером; [25] Tell Tails , Национальная библиотека Новой Зеландии , Веллингтон, с Кристин Хельяр и Джо Торр. [26]
- 2014 Флаг это , Депо, Девонпорт и № 1, Галерея Парнелл-Стрит, Равен [27]
- 2013 «Навстречу утреннему солнцу», Центр искусств Кэмпбеллтауна, Сидней ; [3] звезды-земля-земля Галерея Lopdell House (за пределами площадки), Титиранги [28]
- 2012 Музей живых плащей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева [2]
- 2011 Эфемерная практика Northart Gallery, серия Te Taumata, Фестиваль Матарики в Окленде [29]
- 2010 Установка оптоволокна на объекте, Туристический центр Аратаки , Региональный парк Вайтакере, Окленд ; [30] Где мы? Галерея Lopdell House , Титиранги [30]
- 2009 Отель Country Village Arts, Кохукоху, Хокианга ; [31] Kauwae 09 Центр искусств Mangere , Натан Хомстед, Музей Мануревы и Тайравити, Гисборн [32]
- 2008 POST-Stitch Галерея Lopdell House , Титиранги [33]
- 2007 Беседы сквозь время: Кентерберийский музей Вакавити Кореро, Крайстчерч [34]
- 2006–2008 Пасифика Стайлз, Кембриджский музей археологии и антропологии , Великобритания. [35]
- 2005 Palm Lines в сотрудничестве с Сэмюэлем Ваганом Уотсоном и музеем Энн Киркер в Брисбене. [36]
- 2004–2005 Shade House в сотрудничестве с Робертом Салливаном и Браяром Вудом, Художественный музей Фангареи, Галерея Lopdell House, Титиранги и Музей искусства + Патака. [37]
- 2004–2007 Вечная нить: Музей Те Ахо Мутунга Коре Патака + Искусство, Порируа, затем гастроли по площадкам Новой Зеландии и США. [38]
- 2002 миссис Кук Музей Кете Питт Риверс , Оксфорд, Великобритания, с Кристин Хелляр. [39]
- 2001 Пурангиахо, Оклендская городская художественная галерея [40]
- 1998 Haze в сотрудничестве с Kaylynn Two Trees и Toi Te Rito Maihi , Новая галерея - Художественная галерея Окленда. [41]
- 1997 Рахири Говетта Брюстера «Наследие» Художественная галерея , Нью-Плимут. [42]
- 1995 Новая галерея Коруранги , Художественная галерея Окленда. [43]
- 1994 Искусство сейчас , Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. [44]
- 1993 Музей Пу Манавы Новой Зеландии Те Папа Тонгарева; [8] [45] 1993 Альтер / Изображение , Городская галерея Веллингтона. [46]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Лендер, мистер Хореке или Хокукоху? «Вид на Кахукаху, реку Хокианга, 1839 г.» Чарльза Хифи , Записи библиотеки Тернбулла, Том XXII, № 1:33–40, 1989 г.
- Ландер, Морин (1992). «Фрагменты волокон с участка Раупа, равнины Хаураки» . Записи Оклендского института и музея . 29 :7–23. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906422 . Викиданные Q58677421 .
- Ландер, М.Р. и Вуд, Б. Прославленные весы, Окленд: Морин Ландер, 2001 г.
- Ландер, М.Р., Салливан, Р., и Вуд, Б. Шейд Хаус Фангареи: Художественный музей Фангареи, 2004 г.
- Ландер, М.Р. и Майхи, Т. Корзина историй, Окленд: Reed Publishing, 2005 г.
- Ландер, М.Р. «Старый Свет/Новый Свет. Переплетенные нити традиций и инноваций» в «Плащах Whatu Kakahu/Māori» (под ред. Awhina Tamarapa), Веллингтон: Te Papa Press 2011, стр. 60–73 ISBN 9781877385568
Почести и награды
[ редактировать ]- 2021, лауреат Walters Art Prize (совместно с коллективом Мата Ахо) [47]
- 2020 г. Назначен членом Новозеландского Ордена за заслуги перед искусством маори в честь Дня рождения королевы 2020 г. [48]
- Награды короля Исаака 2019 | Награды сэра Кинги Ихака в знак признания вклада на всю жизнь, награды Те Вака Той [49]
- Первая премия маори за академические достижения 2002 года (изобразительное искусство, музыка и исполнительское искусство), «Te Tohu Toi Ururangi», спонсируемая Toi Māori.
- Стипендия для выпускников 1992 года, Оклендский университет.
- Старшая премия 1985 года в области изящных искусств, Школа изящных искусств Элама, Оклендский университет.
- Ежегодная премия 1984 года в области исследований маори, Оклендский университет
Резиденции
[ редактировать ]- 2013 Центр искусств Кэмпбеллтауна, Сидней.
- 2010 Резиденция ARC Artist in Parks, Титиранги.
- 2010 Резиденция художника, Студии художников Парраматты, Западный Сидней.
- 2009 Стипендиат Хэнкока в Викторианской мастерской гобеленов, Мельбурн.
- 2006 Стили Пасифика в CUMAA.
- 2006 Дом-музей Килмартина в Шотландии
- 2002 Резиденция художника, Технологический институт Нельсона Мальборо, Нельсон.
- 1996 Космический центр Performance, Редферн, Сидней.
Личная жизнь
[ редактировать ]Ландер имеет ) происхождение из Нгапухи , Те Хикуту ирландское , шотландское и английское ( йоркширское . [8]
Дополнительная информация
[ редактировать ]- Доктор Морин Ландер – Ткачи маори максимально используют меняющийся мир , видеоинтервью Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева
- Эленор Венман, Вакапапа и Таонга отметили открытие двойной выставки , DominionPost, 18 июля 2017 г.
- Коллектив Мата Ахо, Арт-матриарх: почему Морин Ландер — босс , Pantograph Punch, 7 августа 2017 г.
- Соня ван Керхофф, Колониальный чепчик в роли военного облачения , EyeContact, 18 июля 2018 г.
- Интервью с коллективом Маты Ахо и Морин Ландер , Художественная галерея Окленда, 2021 г.
- Керри Лэндер и Морин Лэндер, Архив Морин Лэндер художественной галереи Крайстчерча , Бюллетень , 24 ноября 2023 г.
- Мойя Лоусон, Струнные игры художественной галереи Крайстчерча , Бюллетень , 24 ноября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Загрузка... | Онлайн-коллекции — Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева» . Collections.tepapa.govt.nz . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Морин Лендер - Биография» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева .
- ^ Перейти обратно: а б «К утреннему солнцу» . Центр искусств Кэмблтауна .
- ^ Ландер, Морин (1993). В «Сайтах: затруднительное положение места: личные взгляды и межкультурные точки зрения на аспекты искусства, связанного с сайтами» (магистерская диссертация). ResearchSpace@Auckland, Оклендский университет. hdl : 2292/5323 .
- ^ Перейти обратно: а б «Морин Лендер» . Оклендская художественная галерея .
- ^ «Ландер, Морин» . Библиотека Университета Мэсси .
- ^ «Ландер, Морин» . Библиотека Оклендского университета .
- ^ Перейти обратно: а б с Томас-Квеннелл, Меган (1993). Страйкбольное оружие . Веллингтон: Издательство Huia. ISBN 0-909010-00-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Питтс, Присцилла (осень 2019 г.). «Ее история: Морин Лендер в разговоре с Присциллой Питтс». Искусство Новой Зеландии (169): 46–53.
- ^ Перейти обратно: а б с Питтс, Присцилла (1998). Современная скульптура Новой Зеландии: темы и проблемы . Окленд: ISBN Дэвида Бейтмана Лтд. 1869531698 .
- ^ Перейти обратно: а б с Раймонд, Розанна; Салмонд, Амирия (2008). Стили Пасифика . Кембридж и Данидин: Музей археологии и антропологии Кембриджского университета; Издательство Университета Отаго. ISBN 978-0947595159 .
- ^ Ким, Сон Ын (август 2007 г.). Этнографические коллекции в руках современных художников: Коллекция Иоахима Шмида и Кете миссис Кук в музее Питта Риверса (PDF) . Мир под одной крышей: прошлые, настоящие и будущие подходы к универсальности в этнографических музеях. Вена, Австрия.
- ^ Перейти обратно: а б Эмери, Марк (3 июня 2015 г.). «Хвосты, которые связывают» . Большая Идея . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «[Мерретт, Джозеф Дженнер] 1815–1854: Воины-вожди Новой Зеландии. [1846]» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «Обзор передачи «Tell Tails» на канале «С девяти до полудня» Национального радио» . Национальное радио Новой Зеландии . 3 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Тревельян, Джилл (весна 2015 г.). «Рассказывая сказки: Морин Ландер, Джо Торр и Кристин Хелляр в Тернбулле». Искусство Новой Зеландии (155): 90–93.
- ^ Фостер, Крис. «Морин Лендер — вдохновляющие поколения» . Большая Идея . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Уильямс, Матарики (8 августа 2021 г.). «Отношения туакана тэйна» . АртЗона . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ТеТухи» . tetuhi.art . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ «Морин Лэндер – Биография» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Морин Лендер Ахо Марама Струны Света» . Художественная галерея Крайстчерча . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ «Премия Уолтерса 2021» . Оклендская художественная галерея . 15 мая 2021 г. Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ «Морин Лендер: Вакапапа в плоской упаковке» . Художественные музеи Доуз . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Хрупкий баланс колеблющихся звезд: выставка Морин Лэндер» . Большая Идея . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Те Ва Тойри: Текучие горизонты» . Оклендская художественная галерея . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ «Скажи Тейлзу» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ «Отметьте это!» . Арт-пространство Депо . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Уиллис, Кенни (2013). Уэту, Вену, Венуа: звезды, нити, земля – современный подход к плетению . Окленд: Галерея Лопделл Хаус. ISBN 9780987659767 .
- ^ «Серия выставок Те Таумата» . Галерея Нортарт .
- ^ Перейти обратно: а б «Художник, вдохновленный местными достопримечательностями» . Большая идея, Те Ария Нуи. 2011 . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Морроу, Маргарет; О'Салливан, Винсент; Ландер, Морин (2009). Страна Хотера: выставка, посвященная «Песни Соломона» Ральфа Хотера . Хокианга: Деревенское искусство. ISBN 9780473156541 .
- ^ Группа Каувау (2009 г.). Kauwae 09: серия из трех выставок Kauwae Group, национального коллектива женщин-художниц маори . Манукау: Группа Кауваэ.
- ^ Пакер, Энн (2008). POST Stitch: выставка современных швейных работ Новой Зеландии . Вайтакере: Галерея Лопделл Хаус. ISBN 9780958289535 .
- ^ Рид, Майкл; Стивенсон, Карен (2009). Разговоры сквозь время: Вакавити Кёреро . Крайстчерч: Крайстчерчский политехнический технологический институт. ISBN 9780908668724 .
- ^ Раймонд, Розанна; Салмонд, Амирия (2008). Стили Пасифика: Художники внутри музея . Данидин: Издательство Университета Отаго. ISBN 978-1-877372-60-5 .
- ^ «Пальмовые линии» . Библиотека Оклендского университета .
- ^ Ландер, Морин; Вуд, Брайан; Салливан, Роберт (2004). Тень Дом . Фангареи: Художественный музей Фангареи. ISBN 0958252300 .
- ^ Эванс, Мириам; Нгариму, Рануи; Ложь, Норма (2005). Искусство ткачества маори: вечная нить = бесконечная нить . Веллингтон: Издательство Huia. ISBN 186969161X .
- ^ Хельяр, Кристина; Ландер, Морин (2002). Кете миссис Кук: инсталляция художников в музее Питта Риверса, со 2 ноября 2002 г. по 27 апреля 2003 г. Оксфорд, Англия: Музей Питта Риверса.
- ^ Мейсон, Нгахирака; Эллис, Нгарино; Кислер, Мэри (2001). Пуранджиахо: ясно видеть: пролить свет на наследие традиций в современном искусстве маори . Окленд: Художественная галерея Окленда. ISBN 0864632452 .
- ^ Ландер, Морин; Маихи, Той Рито; Два дерева, Кейлинн (1998). Haze: Морин Лэндер, Той Те Рито Майхи, Кейлинн ТуТрис . Окленд: Художественная галерея Окленда. ISBN 0864632215 .
- ^ Ландер, Морин; Питтс, Присцилла (1998). Морин Ландер: нга ури или рахири: Художественная галерея Говетт-Брюстер, 25 октября 1997 г. - 16 февраля 1998 г. Нью-Плимут: Художественная галерея Говетт-Брюстера. ISBN 0908848242 .
- ^ Хаббард, Джордж; Джонстон, Алекса; Янке, Роберт (1996). Коруранги: Новое искусство маори . Окленд: Художественная галерея Окленда. ISBN 086463210X .
- ^ Сэйлс, Джейн (1994–1995). «В поисках страны чудес: искусство сейчас в Музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева». Искусство Новой Зеландии . 73 : 62–65.
- ^ Те Ао, Нгапине Тамихана (весна 1993 г.). «Пу Манава: Сердце на полях». Искусство Новой Зеландии . 68 : 58–61.
- ^ «Изменить/Изображение» . Городская галерея Веллингтона . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Керр-Лэзенби, Мина (9 августа 2021 г.). «Арт-группа маори Mata Aho Collective удостоена престижной премии Уолтерса» . Вещи . Вещи . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ «Список почестей ко Дню рождения королевы 2020» . Департамент премьер-министра и кабинета министров. 1 июня 2020 г. Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ «Нэнси Браннинг удостоена награды Te Waka Toi Awards» . Креативная Новая Зеландия . Проверено 5 декабря 2019 г.
- 1942 года рождения
- Современные художники Новой Зеландии
- Выпускники художественной школы Элама
- Живые люди
- Новозеландские художники маори
- Новозеландские ткачи маори
- Новозеландские ткачи
- Люди из Хокианги
- Люди Нгапухи
- Женщины-художницы по текстилю из Новой Зеландии
- Члены Новозеландского Ордена за заслуги
- Выпускники Оклендского университета