Jump to content

Морин Ландер

Морин Ландер
Лендер в 2020 году
Рожденный 1942 (81–82 года)
Равен , Новая Зеландия
Образование Эламская школа изящных искусств
Известный Искусство
Научная карьера
Диссертация

Морин Робин Ландер MNZM (родилась в 1942 году в Равене ) — новозеландская ткачиха, художница мультимедийных инсталляций и академик. Ландер имеет происхождение Нгапухи (подплемя Те Хикуту) и Пакеха (европейцы Новой Зеландии). [1] и является уважаемым и выдающимся художником, который с 1986 года выставляет, фотографирует, пишет и преподает искусство маори . [2] Она продолжает создавать и выставлять работы, а также посещать резиденции и симпозиумы как на национальном, так и на международном уровне. [3]

Образование

[ редактировать ]

Ландер начал учиться ткачеству у известной ткачихи маори Диггересс Те Канава в 1984 году и много лет исследовал искусство изготовления волокон. [2] Название ее магистерской диссертации 1993 года было « На сайтах: затруднения места: личный взгляд и межкультурные точки зрения на аспекты искусства, связанного с сайтами» . [4] В 2002 году она была первым человеком маори, получившим степень доктора изящных искусств в университете Новой Зеландии. [5]

Карьера педагога

[ редактировать ]
Резные ворота маори обрамляют дом собраний маори, между которыми на лужайке находятся два активных молодых человека.
Вайпапа Марае в Оклендском университете рядом с факультетом маори, где проводится преподавание некоторых исследований маори.

Ландер работал учителем, прежде чем поступить в школу изящных искусств Элама. [8] С 1986 года она работала фотографом на факультете антропологии Оклендского университета. [5] Она преподавала искусство маори на протяжении многих лет, в основном на факультете исследований маори Оклендского университета, где она была старшим преподавателем материальной культуры маори. В 2007 году она ушла с преподавания в университете. [2]

Впервые Ландер познакомилась с мука (льняным волокном) известная ткачиха Диггересс Те Канава в 1984 году, когда она несколько раз останавливалась у старшего художника в деревне маори Охаки, недалеко от Вайтомо , и изучала основы подготовки материалов и техник, таких как ватю (вату). переплетение пальцев). [9] Ее инсталляция в конце года в Эламе под названием « Те Коханга Харакеке » («Льняное гнездо») включала в себя сооружение, покрытое молотым льном, в форме массивного перевернутого гнезда, в котором укрывалось молодое растение харакеке (льна). [9]

Первая публичная художественная выставка Ландера прошла в рамках групповой выставки Каранга Каранга в галерее Фишер (ныне Те Тухи , Пакуранга, Окленд) в 1986 году. Центр искусств [9] Она описывает свои три десятилетия работы с мука как «путешествие открытий». [2] В недавнем заявлении художника Ландер сказал:

Меня соблазнила красота и волшебство муки. Моя первая публичная инсталляция в 1986 году — E kore koe e ngaro he kakano i ruia mai i Rangiatea на выставке в Каранге, Каранга — включала вену (нити основы) и ахо (нити утка), которые я тщательно подготовил для изготовления своего первого короваи . Вместо этого я подвесил их в виде эфирного облака над водоворотом семян льна. [2]

В 1998 году историк искусства Присцилла Питтс написала, что сочетание обучения и обучения Ландер в «обычной университетской художественной школе» с традиционными ткачами маори отразилось в ее работах:

Хотя большая часть ее работ является ответом на ткацкое искусство, Ландер на самом деле ткет редко – по крайней мере, в своих работах, которые она выставляет в галереях. Скорее, она использует, часто с поразительным эффектом, материалы, используемые в традиционном ткачестве и окраске маори. К ним относятся пингао и перья, но больше всего харакеке (новозеландский лен) во всех его формах – листья, красивые цветы и семенные головки, семена и мука (тонкие шелковистые волокна, полученные из листьев). С ними она сочетает материалы из западного мира. [10] : 103 

Питтс приводит работу Ландера 1994 года «Это не кете» , созданную для выставки «Искусство сейчас» в бывшем Музее Новой Зеландии (ныне Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева ) как пример того, как ее работы сочетают в себе традиционные ремесла маори и западную скульптуру. или методы установки. [10] : 104–5  Работа Ландера обыгрывает Рене Магритта знаменитую картину «Чеси не пашет трубка» с плетеной кете (льняной корзиной), помещенной на постамент с надписью «Это не кете». Еще больше кет были расставлены на полу галереи и ярко освещены. Питтс пишет

«Здесь, в контексте художественной выставки, «практические» предметы – простые плетеные льняные сумки – возводятся в статус предметов искусства. ... Однако эта конкретная художественная выставка была расположена в том, что также было этнографическим и историческим музеем, в котором сбор, каталогизация и демонстрация таких вещей, как кете, отделяют их от культурного, духовного и/или утилитарного контекста и превращают их в артефакты. [10] : 104 

В 2006 году Ландер был одним из пятнадцати новозеландских художников, большинство из которых были выходцами из маори и островов Тихого океана, которые были приглашены принять участие в выставке «Стили Пасифика» , создав работы для конкретных мест в Музее археологии и антропологии Кембриджского университета, откликнувшиеся на предметы из коллекции музея. [11] Для выставки Ландер переработал два предыдущих заказа: «Это не кете» и фрагменты кете миссис Кук , созданные в сотрудничестве с Кристин Хельяр в 2002 году в Музее Питта Риверса в Оксфордском университете . [12] Лендер также создал новые произведения, в том числе специально созданные инсталляции « Артефакты теории Эйри» (плетеные предметы, подвешенные перед застекленным окном) и «Танэ поднимает брови» (плетение в форме полумесяца, помещенное на декоративную деревянную дверную перемычку). [11] : 25, 61  она также сделала изделие под названием «Сумка для хранения короны» Для выставки : большую плетеную корону, помещенную на шелковую подушку королевского фиолетового цвета с золотыми кистями. В публикации, сопровождающей выставку, куратор Музея археологии и антропологии Анита Херле написала:

В работе ссылается на Закон Новой Зеландии о береговой полосе и морском дне 2004 года, который уполномочил новозеландское правительство, «Корону», отменять права племен на предъявление традиционных претензий на прибрежную полосу и морское дно через суд. Корона Лендера изящно соткана из различных волокон, в том числе из растительных материалов, растущих вдоль береговой линии; таким образом, создание самой короны является тонким, но дерзким актом повторного присвоения. В основании футляра размещены ракушки и рыболовные крючки из коллекции музея. Пряди волокна пингао, вшитые в тканевую подкладку в задней части футляра, образуют перевернутую U-образную форму, изображающую поднятые брови Танэ (бога леса). Согласно легенде маори, после спора между Тане и Тангароа (богом моря) брови Тане упали на песчаные дюны, которые обозначают пограничное пространство между лесом и морем. Здесь Ландер соединяет современные политические конфликты с легендарными битвами. [11] : 66–67 

Реакция на предметы и таонгу, хранящиеся в коллекциях культурных учреждений, остается сильной стороной работы Ландера. На выставке 2015 года в Национальной библиотеке Новой Зеландии (в сотрудничестве с Кристин Хеллиар и Джо Торр ) Ландер представил ряд работ, связанных с произведениями из художественных и архивных коллекций библиотеки. [13] Ее произведение « Военное облачение Хариаты» вдохновлено акварелью Джозефа Мерретта 1846 года «Воины-вожди Новой Зеландии» . [14] На портрете изображены Хоне Хеке , вождь Кавити , и жена Хеке Хариата. Хариата изображен с тканым поясом, в отличие от всего, что Лендер видел раньше. Исследуя историю своей семьи, Ландер нашла описания Хариаты, написанные ее прапрадедом Джеймсом Джонстоном Фергюссоном. В одном документе описывается, как Хариата возглавлял 700 человек; другая — «молодая, высокая и довольно симпатичная», одетая в «шотландское платье с красным поясом, перекинутым через плечи, как пастушья плед». Ландер воссоздал створку для выставки вместе с рядом других предметов. [13] [15] В обзоре выставки историк искусства Джилл Тревельян отметила, что Ландер опиралась на свой собственный опыт обучения ткачеству под руководством Диггересс Те Канава, чтобы создать работы «Семплеры Ронго» , переосмысление первых работ, созданных новым практикующим. [16]

В 2017 году Ландер начал отношения наставника и подопечного с Mata Aho Collective , группой из четырех женщин-художниц маори. [17] В 2021 году их совместная работа Atapō была удостоена награды Walters Art Prize, проводимой биеннале. [18]

В 2023 году Морин Ландер в сотрудничестве с художницей Дениз Бэтчелор и композитором Стобханом Лотианом создала онлайн-работу Hukatai ~ Sea Foam в рамках международного арт-проекта World Weather Network. [19] Лендер и Бэтчелор собрались вместе, чтобы наблюдать за хукатаями (морской пеной) во время прогулок по береговой линии Те Хокианга Нуи а Купе, гавани Хокианга, на северо-западе Новой Зеландии. [19] Эти прогулки были задокументированы посредством серии наблюдений с помощью линз, которые стали частью оптоволоконной установки в рамках Те Тухи выставки 2023 года Huarere: Weather Eye, Weather Ear, куратором которой является Джанин Рандерсон. [19]

Избранные выставки

[ редактировать ]

Ландер начала выставлять свои работы в 1986 году. [20] Выставляясь как на национальном, так и на международном уровне, Ландер в настоящее время любит выставляться вместе с другими художниками в небольших поселениях вокруг Хокианги, где жили ее предки. [2]

Избранные публикации

[ редактировать ]
  • Лендер, мистер Хореке или Хокукоху? «Вид на Кахукаху, реку Хокианга, 1839 г.» Чарльза Хифи , Записи библиотеки Тернбулла, Том XXII, № 1:33–40, 1989 г.
  • Ландер, Морин (1992). «Фрагменты волокон с участка Раупа, равнины Хаураки» . Записи Оклендского института и музея . 29 :7–23. ISSN   0067-0464 . JSTOR   42906422 . Викиданные   Q58677421 .
  • Ландер, М.Р. и Вуд, Б. Прославленные весы, Окленд: Морин Ландер, 2001 г.
  • Ландер, М.Р., Салливан, Р., и Вуд, Б. Шейд Хаус Фангареи: Художественный музей Фангареи, 2004 г.
  • Ландер, М.Р. и Майхи, Т. Корзина историй, Окленд: Reed Publishing, 2005 г.
  • Ландер, М.Р. «Старый Свет/Новый Свет. Переплетенные нити традиций и инноваций» в «Плащах Whatu Kakahu/Māori» (под ред. Awhina Tamarapa), Веллингтон: Te Papa Press 2011, стр. 60–73 ISBN   9781877385568

Почести и награды

[ редактировать ]
  • 2021, лауреат Walters Art Prize (совместно с коллективом Мата Ахо) [47]
  • 2020 г. Назначен членом Новозеландского Ордена за заслуги перед искусством маори в честь Дня рождения королевы 2020 г. [48]
  • Награды короля Исаака 2019 | Награды сэра Кинги Ихака в знак признания вклада на всю жизнь, награды Те Вака Той [49]
  • Первая премия маори за академические достижения 2002 года (изобразительное искусство, музыка и исполнительское искусство), «Te Tohu Toi Ururangi», спонсируемая Toi Māori.
  • Стипендия для выпускников 1992 года, Оклендский университет.
  • Старшая премия 1985 года в области изящных искусств, Школа изящных искусств Элама, Оклендский университет.
  • Ежегодная премия 1984 года в области исследований маори, Оклендский университет

Резиденции

[ редактировать ]
  • 2013 Центр искусств Кэмпбеллтауна, Сидней.
  • 2010 Резиденция ARC Artist in Parks, Титиранги.
  • 2010 Резиденция художника, Студии художников Парраматты, Западный Сидней.
  • 2009 Стипендиат Хэнкока в Викторианской мастерской гобеленов, Мельбурн.
  • 2006 Стили Пасифика в CUMAA.
  • 2006 Дом-музей Килмартина в Шотландии
  • 2002 Резиденция художника, Технологический институт Нельсона Мальборо, Нельсон.
  • 1996 Космический центр Performance, Редферн, Сидней.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Ландер имеет ) происхождение из Нгапухи , Те Хикуту ирландское , шотландское и английское ( йоркширское . [8]

Дополнительная информация

[ редактировать ]
  1. ^ «Загрузка... | Онлайн-коллекции — Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева» . Collections.tepapa.govt.nz . Проверено 5 апреля 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Морин Лендер - Биография» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева .
  3. ^ Перейти обратно: а б «К утреннему солнцу» . Центр искусств Кэмблтауна .
  4. ^ Ландер, Морин (1993). В «Сайтах: затруднительное положение места: личные взгляды и межкультурные точки зрения на аспекты искусства, связанного с сайтами» (магистерская диссертация). ResearchSpace@Auckland, Оклендский университет. hdl : 2292/5323 .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Морин Лендер» . Оклендская художественная галерея .
  6. ^ «Ландер, Морин» . Библиотека Университета Мэсси .
  7. ^ «Ландер, Морин» . Библиотека Оклендского университета .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Томас-Квеннелл, Меган (1993). Страйкбольное оружие . Веллингтон: Издательство Huia. ISBN  0-909010-00-5 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Питтс, Присцилла (осень 2019 г.). «Ее история: Морин Лендер в разговоре с Присциллой Питтс». Искусство Новой Зеландии (169): 46–53.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Питтс, Присцилла (1998). Современная скульптура Новой Зеландии: темы и проблемы . Окленд: ISBN Дэвида Бейтмана Лтд.  1869531698 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Раймонд, Розанна; Салмонд, Амирия (2008). Стили Пасифика . Кембридж и Данидин: Музей археологии и антропологии Кембриджского университета; Издательство Университета Отаго. ISBN  978-0947595159 .
  12. ^ Ким, Сон Ын (август 2007 г.). Этнографические коллекции в руках современных художников: Коллекция Иоахима Шмида и Кете миссис Кук в музее Питта Риверса (PDF) . Мир под одной крышей: прошлые, настоящие и будущие подходы к универсальности в этнографических музеях. Вена, Австрия.
  13. ^ Перейти обратно: а б Эмери, Марк (3 июня 2015 г.). «Хвосты, которые связывают» . Большая Идея . Проверено 19 июня 2015 г.
  14. ^ «[Мерретт, Джозеф Дженнер] 1815–1854: Воины-вожди Новой Зеландии. [1846]» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 19 июня 2015 г.
  15. ^ «Обзор передачи «Tell Tails» на канале «С девяти до полудня» Национального радио» . Национальное радио Новой Зеландии . 3 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
  16. ^ Тревельян, Джилл (весна 2015 г.). «Рассказывая сказки: Морин Ландер, Джо Торр и Кристин Хелляр в Тернбулле». Искусство Новой Зеландии (155): 90–93.
  17. ^ Фостер, Крис. «Морин Лендер — вдохновляющие поколения» . Большая Идея . Проверено 3 декабря 2023 г.
  18. ^ Уильямс, Матарики (8 августа 2021 г.). «Отношения туакана тэйна» . АртЗона . Проверено 3 декабря 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с «ТеТухи» . tetuhi.art . Проверено 26 января 2024 г.
  20. ^ «Морин Лэндер – Биография» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 27 июня 2016 г.
  21. ^ «Морин Лендер Ахо Марама Струны Света» . Художественная галерея Крайстчерча . Проверено 3 декабря 2023 г.
  22. ^ «Премия Уолтерса 2021» . Оклендская художественная галерея . 15 мая 2021 г. Проверено 3 декабря 2023 г.
  23. ^ «Морин Лендер: Вакапапа в плоской упаковке» . Художественные музеи Доуз . Проверено 13 июля 2017 г.
  24. ^ «Хрупкий баланс колеблющихся звезд: выставка Морин Лэндер» . Большая Идея . Проверено 13 июля 2017 г.
  25. ^ «Те Ва Тойри: Текучие горизонты» . Оклендская художественная галерея . Проверено 26 мая 2015 г.
  26. ^ «Скажи Тейлзу» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 26 мая 2015 г.
  27. ^ «Отметьте это!» . Арт-пространство Депо . Проверено 7 января 2015 г.
  28. ^ Уиллис, Кенни (2013). Уэту, Вену, Венуа: звезды, нити, земля – современный подход к плетению . Окленд: Галерея Лопделл Хаус. ISBN  9780987659767 .
  29. ^ «Серия выставок Те Таумата» . Галерея Нортарт .
  30. ^ Перейти обратно: а б «Художник, вдохновленный местными достопримечательностями» . Большая идея, Те Ария Нуи. 2011 . Проверено 7 января 2015 г.
  31. ^ Морроу, Маргарет; О'Салливан, Винсент; Ландер, Морин (2009). Страна Хотера: выставка, посвященная «Песни Соломона» Ральфа Хотера . Хокианга: Деревенское искусство. ISBN  9780473156541 .
  32. ^ Группа Каувау (2009 г.). Kauwae 09: серия из трех выставок Kauwae Group, национального коллектива женщин-художниц маори . Манукау: Группа Кауваэ.
  33. ^ Пакер, Энн (2008). POST Stitch: выставка современных швейных работ Новой Зеландии . Вайтакере: Галерея Лопделл Хаус. ISBN  9780958289535 .
  34. ^ Рид, Майкл; Стивенсон, Карен (2009). Разговоры сквозь время: Вакавити Кёреро . Крайстчерч: Крайстчерчский политехнический технологический институт. ISBN  9780908668724 .
  35. ^ Раймонд, Розанна; Салмонд, Амирия (2008). Стили Пасифика: Художники внутри музея . Данидин: Издательство Университета Отаго. ISBN  978-1-877372-60-5 .
  36. ^ «Пальмовые линии» . Библиотека Оклендского университета .
  37. ^ Ландер, Морин; Вуд, Брайан; Салливан, Роберт (2004). Тень Дом . Фангареи: Художественный музей Фангареи. ISBN  0958252300 .
  38. ^ Эванс, Мириам; Нгариму, Рануи; Ложь, Норма (2005). Искусство ткачества маори: вечная нить = бесконечная нить . Веллингтон: Издательство Huia. ISBN  186969161X .
  39. ^ Хельяр, Кристина; Ландер, Морин (2002). Кете миссис Кук: инсталляция художников в музее Питта Риверса, со 2 ноября 2002 г. по 27 апреля 2003 г. Оксфорд, Англия: Музей Питта Риверса.
  40. ^ Мейсон, Нгахирака; Эллис, Нгарино; Кислер, Мэри (2001). Пуранджиахо: ясно видеть: пролить свет на наследие традиций в современном искусстве маори . Окленд: Художественная галерея Окленда. ISBN  0864632452 .
  41. ^ Ландер, Морин; Маихи, Той Рито; Два дерева, Кейлинн (1998). Haze: Морин Лэндер, Той Те Рито Майхи, Кейлинн ТуТрис . Окленд: Художественная галерея Окленда. ISBN  0864632215 .
  42. ^ Ландер, Морин; Питтс, Присцилла (1998). Морин Ландер: нга ури или рахири: Художественная галерея Говетт-Брюстер, 25 октября 1997 г. - 16 февраля 1998 г. Нью-Плимут: Художественная галерея Говетт-Брюстера. ISBN  0908848242 .
  43. ^ Хаббард, Джордж; Джонстон, Алекса; Янке, Роберт (1996). Коруранги: Новое искусство маори . Окленд: Художественная галерея Окленда. ISBN  086463210X .
  44. ^ Сэйлс, Джейн (1994–1995). «В поисках страны чудес: искусство сейчас в Музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева». Искусство Новой Зеландии . 73 : 62–65.
  45. ^ Те Ао, Нгапине Тамихана (весна 1993 г.). «Пу Манава: Сердце на полях». Искусство Новой Зеландии . 68 : 58–61.
  46. ^ «Изменить/Изображение» . Городская галерея Веллингтона . Проверено 25 декабря 2015 г.
  47. ^ Керр-Лэзенби, Мина (9 августа 2021 г.). «Арт-группа маори Mata Aho Collective удостоена престижной премии Уолтерса» . Вещи . Вещи . Проверено 3 декабря 2023 г.
  48. ^ «Список почестей ко Дню рождения королевы 2020» . Департамент премьер-министра и кабинета министров. 1 июня 2020 г. Проверено 1 июня 2020 г.
  49. ^ «Нэнси Браннинг удостоена награды Te Waka Toi Awards» . Креативная Новая Зеландия . Проверено 5 декабря 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b7d3e0fafd61a7a6906e53691056848__1721355840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/48/4b7d3e0fafd61a7a6906e53691056848.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maureen Lander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)