Jump to content

Франция

(Перенаправлено с Франкафрика )

Карта, показывающая французские колонии, протектораты и мандаты (синим цветом) в Африке в 1930 году; а именно: Французская Экваториальная Африка , Французская Северная Африка , Французский Сомалиленд и Французская Западная Африка . Наряду с бывшими бельгийскими колониями (показаны желтым цветом), эти территории сегодня составляют большую часть франкоязычной Африки .
  Бельгия
  Франция
  Великобритания
  Италия
  Португалия
  Испания
  Де-юре независимые государства

В отношениях международных Françafrique ( Французское произношение: [fʁɑ̃safʁik] Франции ) — сфера влияния (или pré carré по-французски, что означает «задний двор») над бывшими французскими и (также франкоязычными) бельгийскими колониями в Африке к югу от Сахары . [ 9 ] Этот термин произошел от выражения France-Afrique , которое использовал первый президент Кот-д'Ивуара Феликс Уфуэ-Буаньи в 1955 году для описания тесных связей своей страны с Францией. [ 1 ] Позже это было уничижительно [ 7 ] переименован в Françafrique Франсуа -Ксавье Вершавом в 1998 году для критики предполагаемой коррумпированной и тайной деятельности различных франко-африканских политических, экономических и военных сетей, также определяемой как французский неоколониализм . [ 1 ]

После обретения независимости ее африканскими колониями в 1959 г. [ 10 ] Франция продолжала сохранять сферу влияния на новые страны, что имело решающее значение для видения тогдашним президентом Шарлем де Голлем Франции как мировой державы (или величия по-французски) и как оплота британского и американского влияния в пост-континентальном периоде. колониальный мир. [ 3 ] Соединенные Штаты поддержали продолжающееся присутствие Франции в Африке, чтобы предотвратить попадание региона под советское влияние во время холодной войны . [ 3 ] Франция поддерживала тесные политические, экономические, военные и культурные связи со своими бывшими африканскими колониями, которые были многоуровневыми, включая институциональный, полуинституциональный и неформальный уровни. [ 1 ] [ 3 ]

Françafrique характеризуется несколькими особенностями, возникшими во время холодной войны, первой из которых была африканская ячейка , группа, в которую входили президент Франции и его близкие советники, которые принимали политические решения по Африке, часто в тесном сотрудничестве с мощными бизнес-сетями и Французская секретная служба. [ 1 ] Еще одной особенностью была зона франка , валютный союз , который привязывал валюты большинства франкоязычных африканских стран к французскому франку . [ 1 ] [ 3 ] Françafrique также в значительной степени основывался на концепции сотрудничества , которая была реализована посредством ряда соглашений о сотрудничестве, которые позволили Франции установить тесные политические, экономические, военные и культурные связи со своими бывшими африканскими колониями. [ 3 ] Франция также считала себя гарантом стабильности в регионе и поэтому приняла интервенционистскую политику в Африке, что привело к военным интервенциям, которые проводились в среднем раз в год с 1960 до середины 1990-х годов. [ 3 ] [ 11 ] Наконец, центральной особенностью Françafrique были личные связи, которые поддерживали неформальные, семейные отношения между французскими и африканскими лидерами. Этим сетям часто не хватало надзора и контроля, что приводило к коррупции и государственному рэкету . [ 1 ] [ 3 ]

После Холодной войны режим Françafrique ослаб из-за бюджетных ограничений Франции, усиления общественного контроля внутри страны, смерти ключевых игроков Françafrique ( Фоккара , Миттерана , Паскуа и членов Elf ), а также интеграции Франции в Европейский Союз . [ 1 ] [ 3 ] Экономическая либерализация , высокая задолженность и политическая нестабильность бывших африканских колоний, а также рост африканской торговли с другими странами вынудили Францию ​​медленно адаптировать свои отношения с бывшими колониями. [ 1 ] [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин Françafrique произошел от выражения France-Afrique , которое использовал в 1955 году президент Феликс Уфуэ-Буаньи Кот -д'Ивуара . [ 1 ] который выступал за сохранение тесных отношений с Францией при получении независимости. Считается, что тесное сотрудничество между Уфуэ-Буаньи и Жаком Фоккаром , главным советником по африканской политике в правительствах Шарля де Голля и Жоржа Помпиду (1958–1974), способствовало « ивуарийскому чуду » экономического и промышленного прогресса. [ 12 ]

Впоследствии этот термин был переименован Франсуафриком Франсуа -Ксавье Вершаве. [ 1 ] и использовалось в качестве названия его книги 1998 года « Французская Африка: плюс длинный скандал Республики» . [ 13 ] который критикует политику Франции в Африке. Вершав и ассоциация Survie , президентом которой он был до своей смерти в 2005 году, повторно использовали выражение Уфуэ-Буаньи, чтобы назвать и осудить многочисленные скрытые связи между Францией и Африкой.

Вершаве также отметил каламбур в термине Françafrique , поскольку он звучит как « France à fric » (источник денег для Франции; fric на французском сленге означает «наличные»), и что «в течение четырех десятилетий сотни тысяч евро, незаконно присвоенных из долгов, помощи, нефти, какао... или выкаченных через французские импортные монополии, финансировали французские политико-деловые сети (все они являются ответвлениями основной неоголлистской сети), дивиденды акционеров, секретные службы крупные операции и наемнические экспедиции». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Президентство Шарля де Голля (1958–1969)

[ редактировать ]
Шарль де Голль на открытии Браззавильской конференции, 1944 год.

Когда Шарль де Голль вернулся к власти в качестве президента Франции в 1958 году , Франция уже была сильно ослаблена Второй мировой войной и конфликтами в Индокитае и Алжире . [ 1 ] В 1960 году он предоставил независимость оставшимся французским колониям в Африке к югу от Сахары, стремясь поддерживать с ними тесные культурные и экономические связи и избегать более дорогостоящих колониальных войн. [ 18 ] По сравнению с деколонизацией французского Индокитая и Алжира , передача власти в странах Африки к югу от Сахары была по большей части мирной. [ 3 ] Тем не менее, де Голль стремился сохранить статус Франции как мировой державы (или величия ) и как оплота против британского и американского влияния в постколониальном мире. [ 3 ] Таким образом, он рассматривал тесные связи с бывшими африканскими колониями Франции как возможность улучшить имидж Франции на мировой арене как крупной державы и как силы, уравновешивающей между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны . [ 1 ] Соединенные Штаты поддержали дальнейшее присутствие Франции в Африке, чтобы не допустить попадания региона под советское влияние. [ 3 ] Точно так же Соединенное Королевство мало интересовалось Западной Африкой, в результате чего Франция оставалась единственной крупной державой в этом регионе. [ 3 ]

24 августа 1958 года в Браззавиле президент Шарль де Голль признал, что африканские государства имеют законные требования в отношении независимости, но что им следует пройти период политического обучения во Французском сообществе , организации, включающей Францию ​​и ее колонии. [ 19 ] 28 сентября 1958 года был организован референдум, на котором решалась судьба рассматриваемых африканских государств. Голосование «за» означало присоединение к французскому сообществу и вступление на путь независимости, а голосование «против» означало немедленную независимость. Де Голль также предупредил, что государства, проголосовавшие «против», совершат «отделение» и что Франция прекратит свою финансовую и материальную помощь. [ 20 ] Все проголосовали за, кроме Гвинеи , возглавляемой Ахмедом Секу Туре , главой Демократической партии Гвинеи . 2 октября 1958 года Гвинея провозгласила свою независимость , и Секу Туре стал ее первым президентом. В то время Франция все еще переживала свое поражение в Индокитае и опасалась восстаний в Камеруне и других африканских странах. Париж опасался, что Гвинея может спровоцировать аналогичные движения в регионе, поэтому они решили принять политические и экономические меры возмездия. Хотя Секу Туре 15 октября 1958 года направил де Голлю письмо с просьбой остаться в зоне франка КФА, Франция изгнала их из валютного союза после обретения ими независимости. [ 19 ] Будучи решительно изолированной, Гвинея сблизилась со странами Восточного блока в контексте Холодной войны. Над новой валютой начали работать с помощью иностранных экспертов, но Франция увидела в этом угрозу стабильности в регионе и своему влиянию там. Поэтому в 1959 году Франция начала операции по подрыву действовавшего режима. Среди использованных методов дестабилизации один, получивший название «Операция Персил», заключался в введении в страну большого количества фальшивых купюр новой валюты, чтобы вызвать инфляцию и нарушить экономику. [ 19 ] Тем не менее, с помощью СССР и Китая режим Секу Туре удерживался у власти до его смерти в 1984 году.

Франции Для реализации своего видения величия де Голль назначил Жака Фоккара , близкого советника и бывшего члена разведки французского Сопротивления во время Второй мировой войны . [ 1 ] [ 21 ] в качестве генерального секретаря по делам Африки и Малагасии. [ 22 ] [ 23 ] Фоккар сыграл ключевую роль в сохранении сферы влияния Франции в Африке к югу от Сахары, заключив ряд соглашений о сотрудничестве, которые охватывали политический, экономический, военный и культурный секторы с ансамблем африканских стран, в который входили бывшие французские колонии к югу от Сахары. -Сахарская Африка ( Бенин , Буркина-Фасо , Центральноафриканская Республика , Чад , Коморские Острова , Джибути , Габон , Гвинея , Кот-д’Ивуар , Мали , Мавритания , Нигер , Республика Конго и Сенегал ), бывшие подопечные территории ООН ( Камерун и Того ) , бывшие бельгийские колонии ( Руанда , Бурунди и Демократическая Республика Конго ), а также бывшие Португалии ( Гвинея-Бисау ) и Испании ( Экваториальная Гвинея ). территории [ 24 ] [ 2 ] [ 25 ] [ 26 ] Отношениями Франции со всем этим ансамблем управляло Министерство сотрудничества, созданное в 1961 году на базе старого колониального министерства — Министерства заморской Франции. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Министерство сотрудничества служило центром новой системы влияния Франции в Африке и позже было объединено с Министерством иностранных дел в 1999 году. [ 2 ] [ 27 ] [ 28 ] Фоккар также создал густую сеть личных связей, которая поддерживала неформальные и семейные отношения между французскими и африканскими лидерами. [ 2 ] [ 1 ] [ 3 ] Эти соглашения и отношения, наряду с зоной франка, позволили Франции поддерживать тесные связи со своими бывшими колониями в странах Африки к югу от Сахары, которые были многоуровневыми, включая институциональный, полуинституциональный и неформальный уровни. [ 1 ] [ 3 ]

Фоккар продолжал исполнять обязанности главного советника, пока его не заменил его младший заместитель Рене Журняк президентом Франции Валери Жискар д'Эстен . [ 21 ] Став президентом Франции в 1995 году, Ширак снова обратился за советом к Фоккару и даже взял его с собой в свою первую поездку в Африку в качестве президента Франции. [ 21 ] [ 22 ] [ 30 ] Фоккар продолжал играть роль во франко-африканских отношениях до своей смерти в 1997 году. [ 21 ]

Президентство Жоржа Помпиду (1969–1974)

[ редактировать ]

За пять лет своего правления Жорж Помпиду не порвал с голлистской традицией. Françafrique была очень сильна под руководством Фоккара и за эти годы укрепила систему связей между Францией, французскими компаниями и африканской элитой. [ 31 ]

Президентство Валери Жискар д'Эстена (1974–1981)

[ редактировать ]

Когда Валери Жискар д'Эстен пришел к власти в 1974 году, он намеревался порвать с практикой де Голля и модернизировать отношения между Францией и Африкой. Несмотря на эти намерения, он столкнулся с рядом препятствий. Прежде всего, сети Françafrique выживают благодаря Рене Журниаку, преемнику Фоккара, который поддерживал прочные связи с Южной Африкой, несмотря на апартеид , а также с Конго, Габоном и Нигером, сырье которых было важно для Франции. [ 32 ] Он также столкнулся с политической нестабильностью африканских государств, что заставило его играть роль «полицейского Африки», то есть совершать военное вмешательство, особенно в Чаде и Заире, чтобы протянуть руку помощи местным лидерам. [ 32 ] Наконец, последним препятствием было то, что французский президент был замешан в коррупционных делах, раскрытых газетой Canard Enchainé в октябре 1979 года. Говорят, что Жан-Бедель Бокасса , император Центральноафриканской Республики , несколько раз присылал ему чемоданы с бриллиантами. Поначалу промолчав об этом деле, он, наконец, высказался, когда появились новые доказательства, и заявил, что все полученные подарки были проданы, а собранные деньги были выплачены НПО. [ 32 ] Валери Жискар д'Эстен потряс не только факты, но и символика этого дела.

Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995)

[ редактировать ]

За 14 лет правления Франсуа Миттерана столкнулись две движущие силы. Оставался императив защиты французских интересов в Африке. [ 33 ] Это соответствовало политическому выбору предшественников Миттерана, хотя он был социалистом , в отличие от де Голля и Помпиду. Тем не менее, произошла смена доктрины внешней политики в отношении Франсафрики. Миттеран поставил публичную финансовую и материальную помощь, распределяемую французским государством, в зависимость от демократизации африканских стран. [ 33 ]

Кроме того, в отличие от своих предшественников, которые поддерживали прочные связи с Южной Африкой, Миттеран осуждал преступления апартеида. [ 33 ]

Когда Жак Ширак был премьер-министром Франции с 1986 по 1988 год, во время совместного проживания он консультировал Фоккара по африканским вопросам.

Президентство Жака Ширака (1995–2007)

[ редактировать ]

В 1995 году после нескольких попыток Ширак был избран президентом Франции. Он привел с собой Фоккара, который был его советником по африканским вопросам во время пребывания Ширака на посту мэра Парижа и премьер-министра. [ 34 ] Вообще говоря, Ширак продолжил дипломатические усилия Франции по поддержанию особых связей с Африкой, которые ранее наладил де Голль. Таким образом, он был против девальвации франка КФА , а также против реформы сотрудничества, которая была бы для него отказом от французской солидарности на африканском континенте. [ 34 ] Его ценили действующие африканские политические лидеры, но он не сделал вопрос прав человека приоритетом своей внешней политики, о чем свидетельствует его близость к авторитарному режиму Мобуту Сесе Секо в Заире . [ 34 ]

Президентство Николя Саркози (2007–2012 гг.)

[ редактировать ]

Николя Саркози работал над преобразованием франко-африканских отношений. Он присоединил «африканскую ячейку» французского государства к дипломатической ячейке, тем самым закрыв страницу десятилетий официальных и неофициальных сетей, когда-то сотканных Фоккаром. [ 35 ] Однако Саркози вызвал также возмущение в своей речи 26 июля 2007 года в Университете Шейха Анта Диопа в Дакаре , когда он заявил, что «африканский человек недостаточно вошел в историю» и что «проблема Африки в том, что она живет слишком много в настоящем ностальгии по утраченному раю детства». [ 36 ]

Президентство Франсуа Олланда (2012–2017)

[ редактировать ]

Пятилетний срок полномочий Франсуа Олланда отмечен двойственностью во внешней политике Франции в отношении Африки. Действительно, когда он пришел к власти, он пообещал конец Françafrique, а также заявил, что «время Françafrique закончилось: есть Франция, есть Африка, есть партнерство между Францией и Африкой, отношения, основанные на уважении, ясности и солидарность». [ 36 ] Тем не менее, Олланд разместил военные войска в Сахеле , и связи между ними были построены и поддерживаются с сетями, которые были более или менее оккультными. [ 37 ] Кроме того, присутствие многих африканских диктаторов, таких как Идрисс Деби или Поль Бийя, напомнило о том, как трудно было Франции четко порвать с Françafrique, который закладывал французские интересы. Это напомнило надежды и заблуждения, связанные с годами Миттерана в этих вопросах.

Президентство Эммануэля Макрона (2017 – настоящее время)

[ редактировать ]

В августе 2017 года Эммануэль Макрон основал Президентский совет по Африке — консультативный орган, состоящий из представителей гражданского общества, в основном членов африканской диаспоры . [ 38 ] В то время как его сторонники рассматривают этот институт как способ объединить деятелей гражданского общества по вопросам, связанным с Африкой, а не чиновников или бизнес-лидеров, другие видят в нем новый мост между африканскими элитами, диаспорой и интересами Франции в Африке. [ 39 ]

В апреле 2021 года президент Макрон посетил Чад на похороны президента Идрисса Деби , который погиб, когда командовал вооруженными силами, сражавшимися на передовой с повстанцами из Фронта перемен и согласия в Чаде (ФАКТ). [ 40 ] Деби правил Чадом с 1990 года до своей смерти, и ему наследовал его сын и генерал армии Махамат Деби , который устроил то, что некоторые называли «институциональным государственным переворотом». [ 40 ] Таким образом, официальный визит главы французского государства способствовал легитимизации авторитарного режима. [ 41 ]

В 2020-е годы в рамках «Пояса переворотов » военные хунты Буркина-Фасо , Мали и Нигера отменили военные соглашения, которые позволяли французским войскам действовать на их территории, а в случае Мали удалили французский язык в качестве официального языка. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

Особенности холодной войны

[ редактировать ]

Африканская ячейка

[ редактировать ]

Решения по африканской политике Франции находятся в ведении (или домене резерве по-французски) президентов Франции с 1958 года. [ 29 ] Они вместе со своими ближайшими советниками сформировали африканскую ячейку . [ 1 ] [ 3 ] который принимал решения по африканским странам, не участвуя в более широких дискуссиях с французским парламентом и представителями гражданского общества, такими как неправительственные организации . [ 1 ] Вместо этого африканская ячейка тесно сотрудничала с мощными бизнес-сетями и французской секретной службой. [ 1 ]

Отец-основатель африканской ячейки Жак Фоккар был назначен президентом Шарлем де Голлем . [ 2 ] [ 3 ] Он стал специалистом по африканским вопросам в Елисейском дворце . В период с 1986 по 1992 год Жан-Кристоф Миттеран , сын президента Франсуа Миттерана и бывший журналист AFP в Африке, занимал должность главного советника по африканской политике в африканской ячейке. Его прозвали Папамади (в переводе «Папа мне сказал»). Его назначили дипломатическим советником по Африке, но разница в титулах была лишь символической. [ нужна ссылка ] Впоследствии Клод Геан занимал пост советника президента Саркози по Африке. В 2017 году президент Макрон назначил на ту же должность Франка Пэрис. [ 47 ]

Зона франка

[ редактировать ]

Зона франка — валютный союз в странах Африки к югу от Сахары. [ 48 ] была создана, когда франк КФА (или франк Африканского финансового сообщества ) был создан в 1945 году в качестве колониальной валюты для более чем дюжины французских африканских колоний. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Зона продолжала существовать даже после того, как колонии обрели независимость в начале 1960-х годов, и только три африканские страны покинули зону, в основном по соображениям национального престижа. Одна из трех стран, Мали, вновь присоединилась к зоне в 1984 году. [ 48 ] Франк КФА был привязан к французскому франку , а теперь и к евро , и его конвертируемость гарантируется французским казначейством. [ 51 ] [ 52 ] Несмотря на одинаковый обменный курс, франк КФА на самом деле представляет собой две валюты: франк КФА Центральной Африки и франк КФА Западной Африки , которыми управляют соответствующие центральные банки в Центральной и Западной Африке. [ 53 ] [ 51 ] Валютные резервы стран-членов объединены, и каждый из двух африканских центральных банков хранит 65% своих валютных резервов во французском казначействе. [ 51 ]

Зона франка была призвана обеспечить африканским странам денежно-кредитную стабильность, при этом в таких странах-членах, как Кот-д'Ивуар, наблюдалась относительно низкая инфляция со средним уровнем 6% за последние 50 лет по сравнению с 29% в соседней Гане, стране, не являющейся членом. [ 51 ] [ 52 ] [ 54 ] Более того, фиксированный обменный курс между франком КФА и французским франком менялся только один раз в 1994 году, когда франк КФА считался переоцененным. [ 52 ] [ 53 ] [ 51 ] Однако такое денежно-кредитное соглашение позволило Франции контролировать денежную массу франка КФА и влиять на процесс принятия решений африканскими центральными банками через их советы. [ 52 ] [ 53 ] [ 50 ]

Паритет франка КФА к евро позволил французским компаниям и французам покупать африканские ресурсы (например, какао, кофе, золото, уран и т. д.) без необходимости платить какую-либо иностранную валюту. [ 55 ] Он также служит гарантией французских инвестиций в регионе, поскольку франк КФА привязан к евро, а это означает, что риски валютных колебаний невелики. Многие французские корпорации, такие как TotalEnergies , Orange или Bouygues, использовали это свободное движение капитала, чтобы вернуть прибыль, полученную в этих 14 странах, без каких-либо типичных рисков, связанных с обменом иностранной валюты. [ 55 ]

Критики франка КФА также указывают на то, что структура конвертируемости франка КФА в евро является несправедливой, поскольку экономические циклы, происходящие внутри еврозоны, отличаются от тех, которые происходят в UEMOA и CEMAC. [ 55 ] Это косвенно оставляет 14 африканских государств зависимыми от динамики ЕС с точки зрения денежно-кредитной политики . Тем не менее, хотя основная миссия Европейского центрального банка заключается в контроле над инфляцией в ЕС, нынешние приоритеты большинства африканских государств — это создание рабочих мест и инвестиции в инфраструктуру, что является политикой, стимулирующей инфляцию. Поэтому некоторые говорят, что конвертируемость франка КФА оказывает медвежью услугу развитию африканских стран.

Соглашения о сотрудничестве

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов французские правительства развили дискуссию вокруг концепции сотрудничества или «отношений после обретения независимости». [ 3 ] [ 56 ] Эта концепция была связана с усилиями по распространению французского влияния по всему миру, такими как продвижение французского языка и культуры , обеспечение рынков для французских товаров и проецирование французской мощи. [ 3 ] Это должно было быть достигнуто вне традиционного колониального контекста , в котором суверенные государства , такие как Франция и новые независимые африканские страны, работали бы вместе ради взаимной выгоды. [ 3 ] Концепция сотрудничества также апеллировала к чувству исторической ответственности Франции за содействие развитию ее бывшей колониальной «семьи». [ 3 ] С этой целью Франция подписала соглашения о сотрудничестве со своими бывшими колониями, которые предоставили им культурную, техническую и военную помощь, например, отправив французских учителей и военных советников для работы на недавно сформированные африканские правительства. [ 3 ] [ 56 ] Соглашения также позволили Франции держать войска в Чаде, Джибути, Габоне, Кот-д’Ивуаре и Сенегале, а также создать структуру, которая позволила бы Франции осуществлять военное вмешательство в регионе. [ 3 ] [ 18 ]

После Второй мировой войны Франция предприняла шаги по созданию военной ядерной программы . В принципе, это позволило бы ей защититься от советской угрозы на Востоке, а также гарантировать мир в Европе и определенную независимость от США. Однако для этого Франции требовались стабильные поставки урана, и поэтому в начале 1960-х годов они подписали соглашение о сотрудничестве с Нигером, чтобы получить доступ к урановым запасам африканского государства. [ 57 ] Это соглашение было приоритетом для тогдашнего президента Шарля де Голля, который хотел конкурировать с крупнейшими ядерными державами.

С 1970 по 1981 год бюджет французского военного сотрудничества составлял от 11 до 19% всего бюджета сотрудничества . [ 58 ] При президенте де Голле французская помощь и содействие были поставлены в зависимость от подписания этих соглашений. [ 18 ] Например, когда Гвинея отказалась подписать соглашения, Франция немедленно вывела свой персонал из Гвинеи и прекратила всю помощь этой стране. [ 18 ] За реализацию этих соглашений отвечал Жак Фоккар, генеральный секретарь по делам Африки и Малагасии при президентах Шарле де Голле и Жорже Помпиду . В 1987 году Франция была крупнейшим источником помощи в целях развития странам Африки к югу от Сахары, обеспечив до 18% общей помощи региону, за ней следовали Всемирный банк (13%), Италия (8,5%), США (6,8%). ), Германия (6,8%) и Европейское сообщество (6,4%). [ 48 ] Вся французская помощь оказывалась через Министерство сотрудничества. [ 3 ] Франция извлекла выгоду из своей помощи, торговли и инвестиций в Африке, что постоянно создавало положительный платежный баланс в пользу Франции. [ 48 ]

Военные интервенции

[ редактировать ]
Французский радист на джипе во время операции «Леопард».

После деколонизации Франция заключила официальные соглашения об обороне со многими франкоязычными странами Африки к югу от Сахары. [ 26 ] Эти договоренности позволили Франции утвердиться в качестве гаранта стабильности и гегемонии в регионе. Франция приняла интервенционистскую политику в Африке, в результате чего с 1960 по середину 1990-х годов в среднем раз в год проводилось 122 военных интервенции. [ 3 ] [ 11 ] и включали такие страны, как Бенин (операция «Вердье» в 1991 году), Центральноафриканская Республика ( операция «Барракуда» в 1979 году и операция «Альмандин» в 1996 году), Чад ( операция «Бизон» в 1968–72 годах, операция «Тако» в 1978 году, операция «Манта» в 1983 году и операция «Эпервье» в 1978 году). 1986), Коморские острова (операция «Осиде» в 1989 году и операция «Азалия» в 1995 году), Демократическая Республика Конго ( операция «Леопард» в 1978 году и операция «Бомье» в 1991 году, когда это был Заир , и операция «Артемида» в 2003 году), Джибути (операция «Годория» в 1991 году), Габон (1964 г. и операция «Рекин» в 1990 г.), Кот-д'Ивуар ( операция «Единорог» в 2002 г.), Мавритания ( операция «Ламантин» в 1977 г.), Республика Конго (операция «Пеликан» в 1997 г.), Руанда (операция «Нороа» в 1990–93 гг., операция «Амариллис» в 1994 г.) и Операция «Бирюза» в 1994 г.), Того (1986 г.), Сенегал (предотвращение государственного переворота в 1962 г.) [ 49 ] и Сьерра-Леоне (операция Симбло в 1992 году). [ 26 ] [ 18 ] Франция часто вмешивалась, чтобы защитить французских граждан, подавить восстания или предотвратить перевороты, восстановить порядок или поддержать отдельных африканских лидеров. [ 26 ] [ 49 ] [ 58 ] [ 59 ]

Персональные сети

[ редактировать ]
Жак Фоккар (слева), Юбер Мага (в центре) и Ги Шаванн (справа) посещают школу в Торси, Сена и Марна , 1961 год.

Центральной особенностью Françafrique было то, что межгосударственные отношения между французскими и африканскими лидерами были неформальными, семейными и поддерживались густой сетью личных сетей (или reseaux по-французски), чья деятельность финансировалась из бюджета сотрудничества . [ 29 ] [ 3 ] Жак Фоккар создал эти сети, которые служили одним из основных средств клиентелистских отношений , которые Франция поддерживала со своими бывшими африканскими колониями. [ 1 ] [ 3 ] Деятельность этих сетей не подвергалась парламентскому надзору или контролю, что приводило к коррупции, поскольку политики и чиновники были вовлечены в деловую деятельность, которая приводила к государственному вымогательству . [ 1 ] [ 3 ]

Размытие государственных, партийных и личных интересов позволило неформальным, семейным отношениям франко-африканского блока принести пользу конкретным группам интересов и небольшим слоям французского и африканского населения. [ 3 ] Например, крупные французские политические партии получили финансирование за счет переработки части бюджета сотрудничества , которая тайно попала в партийную казну через Африку, а также от Elf французской государственной нефтяной компании , когда она достигла своих стратегических целей в Африка. [ 48 ] [ 3 ] Африканские лидеры и небольшая франкоязычная элита, к которой они принадлежали, также выиграли от этих неформальных отношений, поскольку они предоставили им политическую, экономическую и военную поддержку. [ 3 ] [ 48 ]

Эпоха после холодной войны

[ редактировать ]
Сфера влияния Франции в Западной Африке в ноябре 2023 года (темно-синий: значительное влияние Франции, красный: сфера влияния России, голубая и фиолетовая границы: зоны франка КФА)
Бывший президент Франции Франсуа Олланд с королем Марокко Мухаммедом VI и другими мировыми лидерами в Марракеше .

Режим Françafrique находился на пике своего развития с 1960 по 1989 год, но после холодной войны он ослаб из-за бюджетных ограничений Франции, усиления общественного контроля внутри страны, смерти ключевых деятелей Françafrique и интеграции Франции в Европейский Союз . [ 1 ] [ 3 ] Экономическая либерализация , высокая задолженность и политическая нестабильность бывших африканских колоний снизили их политическую и экономическую привлекательность, что привело к тому, что Франция приняла более прагматичный и трезвый подход к своим африканским отношениям. [ 1 ] [ 3 ] Более того, многие из плотной сети неформальных сетей, связывавших Францию ​​с Африкой, пришли в упадок. [ 3 ]

Режим помощи старой Франции , существовавший до 1990 года, который сделал страны Африки к югу от Сахары экономически зависимыми от Франции, теперь уступил место новому режиму, который должен способствовать самодостаточности, а также политическому и экономическому либерализму. [ 3 ] Франция также приняла Абиджанскую доктрину , которая интернационализировала экономическую зависимость африканских стран, заставив их сначала достичь соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) до получения французской помощи. Это, в свою очередь, уменьшило способность французского правительства свободно маневрировать в целях проведения своей собственной, своеобразной африканской политики. [ 3 ] В результате старый франко-африканский блок раскололся, и Франция приняла новый стиль отношений со своими бывшими африканскими колониями. [ 3 ]

Франция предприняла усилия по сокращению своего военного присутствия в Африке, заключив многосторонние соглашения с африканскими и европейскими государствами. Президент Франции Франсуа Олланд начал свой срок с приверженности принципу невмешательства. Однако год спустя Франция вторглась в Мали по просьбе малийского правительства, отправив 4000 солдат (см. операцию «Сервал» , затем операцию «Бархан» ). [ 60 ] Согласно исследованию 2020 года, «приверженность Франции многосторонности является подлинной, но не абсолютной». — это означает, что французские политики не уклоняются от оперативного одностороннего подхода, если условия на местах требуют быстрых и решительных военных действий, пока они могут рассчитывать на политическую поддержку ключевых международных партнеров». [ 60 ]

Французское агентство развития (AFD) и Caisse des Dépôts et des Consignations (CDC) подписали в декабре 2016 года хартию стратегического альянса, одним из финансовых драйверов которого является создание инвестиционного фонда на сумму 500 миллионов евро. [ 61 ] [ 62 ] Этот фонд используется для финансирования инфраструктурных проектов в Африке в различных отраслях (энергетика, телекоммуникации и т. д.). Некоторые критики, однако, указывают на стратегию фонда по созданию возможностей и открытию рынка преимущественно для французских компаний, тем самым подпитывая мосты для передачи капитала, которые лежат в основе Françafrique. [ 39 ]

Арест лидера сенегальской оппозиции и члена парламента Усмана Сонко по обвинению в изнасиловании в Сенегале в марте 2021 года потряс страну. [ 63 ] Сенегальцы, особенно молодые, раскритиковали отсутствие прозрачности процесса и увидели в этом политический маневр, организованный президентом Маки Саллом с целью подавления оппозиции перед следующими президентскими выборами в Сенегале. Протестующие вышли на улицы, и последовали дни хаоса. Среди недовольства люди обвиняли Салля в том, что он слишком сильно склоняется к Франции, предоставляя слишком много возможностей французским компаниям, когда местный бизнес может вмешаться. Чтобы продемонстрировать это разочарование, протестующие напали на французские корпоративные символы, такие как Auchan супермаркеты , магазины Orange и TotalEnergies . заправочные станции [ 64 ] Некоторые протестующие также совершали грабежи и уничтожали имущество. Протестующие обвинили эти компании в том, что они извлекают выгоду из рук сенегальцев.

21 декабря 2019 года президент Франции Эммануэль Макрон и президент Кот-д’Ивуара Алассан Уаттара объявили на пресс-конференции, что подписали новое соглашение о сотрудничестве, заменяющее соглашение 1973 года. [ 65 ] Это соглашение заменило западноафриканский франк КФА эко , новой валютой Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). Это будет применяться только к странам, входящим в Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС), в который входят Бенин , Буркина-Фасо , Гвинея-Бисау , Кот-д'Ивуар , Мали , Нигер , Сенегал и Того , а не к государствам-членам Экономического и валютного союза. Валютное сообщество Центральной Африки (CEMAC от французского названия), которое использует центральноафриканский франк КФА и включает Камерун , Центральноафриканскую Республику , Чад , Экваториальную Гвинею , Габон и Республику Конго .

Законопроект, утверждающий новое соглашение о сотрудничестве, был ратифицирован 10 ноября 2020 года Национальным собранием Франции , а затем Сенатом Франции . 28 января 2021 года [ 66 ] [ 67 ] Текст состоит из трех основных реформ: смена валюты с франка КФА на эко , отмена обязательства по централизации 50% резервов франка КФА в Банке Франции и вывод французских представителей из ЗАЭВС. руководящие органы (например, правление BCEAO, банковская комиссия UMOA и т. д.).

В июне 2021 года Эммануэль Макрон объявил, что операция «Бархан» сворачивается и ее постепенно заменяет международная оперативная группа Такуба . [ 68 ] По состоянию на 2021 год Франция сохраняет самое большое военное присутствие в Африке среди всех бывших колониальных держав. Французское присутствие осложняется другими расширяющимися сферами влияния в Африке, такими как сферы влияния России и Китая. [ 69 ] [ 68 ] [ 70 ] В 2016 году инвестиции Китая в Африку составили 38,4 млрд долларов против 7,7 млрд долларов Франции. [ 71 ] Считается, что Россия ведет оппортунистическое расширение в Африке, используя как наемническую Группу Вагнера , связи с которой Кремль отрицает, так и официальные военные соглашения. [ 69 ] [ 72 ] Макрон обвинил Москву и Анкару в разжигании антифранцузских настроений в Центральноафриканской Республике. [ 73 ] [ 72 ] Одним из главных направлений продолжающихся связей Франции в Африке является противодействие исламистским боевикам в Сахеле. [ 68 ]

Многие бывшие французские колонии за последние 30 лет испытали рост антифранцузских настроений. Это чувство, особенно присутствующее среди молодого поколения, не пережившего колонизации или периода независимости, также усиливается такими событиями, как геноцид тутси в Руанде , гражданская война в Кот-д'Ивуаре или кризис в Ливии . [ 74 ] В то время как старшее поколение с большей вероятностью поддерживает прочные связи с Францией, поскольку верит, что это приносит стабильность, молодое поколение рассматривает это как тормоз на пути развития африканских государств и бизнеса. [ 75 ] Стоит отметить, что эти антифранцузские настроения направлены больше против внешней политики Франции в Африке, чем против самого французского народа.

Сахель – это территория, служащая демаркационной линией между Западной и Центральной Африкой. Он расположен между Мали , Мавританией , Нигером , Чадом и Буркина -Фасо , которые являются бывшими французскими колониями . В 2012 году группировки боевиков, связанные с «Аль-Каидой», попытались захватить часть Мали с намерением взять под контроль другие районы региона. В связи с этими актуальными проблемами возросло участие Франции в оказании военной помощи странам Сахеля. Это определяется операцией «Сервал» , которая была предпринята Францией под руководством бывшего президента Франсуа Олланда с целью помешать исламистским боевикам захватить Бамако, Мали . [ 76 ] Успех этой операции был недолгим, поскольку группы боевиков начали появляться в соседних странах, включая Чад и Буркина-Фасо. К 2014 году французские военные направили более 5000 военнослужащих в Сахель в рамках операции «Бархан» в качестве средства поддержки правительств всего региона в их борьбе против исламистских группировок. [ 77 ] В результате этих операций французские силы лишь расширили свой контроль на весь Сахель.

Продолжающийся конфликт между поддерживаемыми Францией силами и группировками джихадистов по-прежнему имеет пагубные последствия, которые привели к увеличению смертности и перемещения населения на территориях Сахеля. Только в 2021 году в результате конфликтов в Нигере, Мали и Буркина-Фасо погибло почти 6000 человек. [ 78 ] Также растет обеспокоенность по поводу безопасности прибрежных стран, таких как Бенин и Сенегал, поскольку группировки боевиков продвигаются дальше в пределах границ региона.

Военные действия в Сахеле

[ редактировать ]

Хотя поддержка французских военных продолжает оставаться источником защиты стран Сахеля, недавние события позволяют предположить, что эта реальность может вскоре измениться. Несмотря на первоначальный спрос на военную поддержку и помощь в 2013 и 2014 годах, общественное мнение проявило меньший энтузиазм по поводу нынешнего участия Франции в Сахеле. Люди становятся все более критически настроенными по отношению к действиям французского правительства (или их бездействию) по предотвращению дальнейших жертв и нападений со стороны исламских боевиков. Многие также выступили против стратегии французской армии и ее длительного присутствия, которое отражает ее прежнее колониальное прошлое на этих территориях. [ 79 ]

В феврале 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил об официальном выводе вооруженных сил из Мали. Его решение последовало за эскалацией напряженности между правительствами Франции и Мали, последнее из которых пришло к власти в результате серии военных переворотов в 2020 и 2021 годах соответственно. Полковник Асими Гойта в настоящее время исполняет обязанности временного президента Мали с намерением не проводить выборы до 2024 года, с первоначальной целью не проводить выборы до 2027 года. При правлении Гойты Мали подписала соглашение с Группой Вагнера , российской военной организацией. подрядчика, что только усилило желание Франции дистанцироваться от этого региона. Эти проблемы, наряду с отстранением французского посла в разгар предвыборных разногласий, сыграли значительную роль в решении страны выслать своих чиновников из Мали. [ 80 ]

Хотя полный вывод французских войск из Мали сейчас очевиден, он поднимает дополнительные вопросы относительно социальной и политической нестабильности в регионе Сахеля. Правительствам многих стран, в том числе Мали и Буркина-Фасо, не хватает инфраструктуры, необходимой для борьбы с группами боевиков, мешающими им продвигать свои интересы, что оставляет возможность обеспечить безопасность своих границ в тандеме. Впоследствии французское правительство сейчас ищет способ продолжить свое военное присутствие в соседней стране, чтобы решить военные проблемы и одновременно расширить свое влияние на регион. [ 81 ]

Экономические интересы сегодня

[ редактировать ]

Экономические интересы Франции в Африке оставались важными после окончания холодной войны. В Африке действуют более 40 000 французских компаний, десятки из которых являются крупными транснациональными корпорациями, такими как TotalEnergies, Areva или Vinci. Фактически, экспорт Франции в Африку увеличился с 13 миллиардов долларов до 28 миллиардов за последние 20 лет, а прямые иностранные инвестиции Франции увеличились в десять раз: с 5,9 миллиардов евро в 2000 году до 52,6 миллиардов в 2017 году. [ 82 ] Однако важно отметить, что, хотя эти инвестиции и экономические потоки увеличились, доля Франции на рынке резко сократилась с начала 2000-х годов. Действительно, хотя французский экспорт в Африку увеличился вдвое, общий размер рынка увеличился в четыре раза (со 100 миллиардов долларов до 400); Таким образом, доля рынка Франции за 20 лет разделилась вдвое.

Хотя Франция остается ключевым игроком на африканском рынке, ее позиции были скомпрометированы другими иностранными инвесторами, такими как Китай, которые недавно продемонстрировали свой интерес к континенту. кредиты на инфраструктуру на сумму 2,5 миллиарда долларов С 2010 по 2015 год китайские инвесторы предоставили только Кот-д'Ивуару . И их взгляды направлены на всю франкоязычную Африку, поскольку они ищут новые возможности для развития в частном секторе. [ 83 ] К концу 2017 года капитал Китая увеличился на 332% по всему региону. [ 84 ] Это оставляет Китай в экономически выгодном положении, тем самым делая его денежную выгоду законной угрозой для французских инвесторов.

Хотя влияние Франции, возможно, ослабевает во франкоязычной Африке, здесь также сохраняются прочные социальные и экономические связи, связывающие эти страны вместе. Ярким примером могут служить уже заключенные деловые сделки с французским частным сектором с целью ускорения развития Западной Африки. Дополнительным фактором, связывающим Францию ​​с ее бывшими колониями, является использование ими французского языка. Франкоязычные африканские страны имеют экономическое преимущество в таких европейских странах, как Франция, Швейцария и Бельгия, благодаря их общей языковой идентичности. [ 85 ]

Учитывая все более молодое население, африканские страны рассматриваются международными игроками как идеальные кандидаты для долгосрочных инвестиций. Это мнение напрямую отражает подход Франции к своим бывшим колониям, на долю которых приходится более половины ее основного торгового экспорта. Сюда входят страны Западной Африки, такие как Сенегал и Камерун , которые продолжают играть важную роль в поставках природных ресурсов, оборудования и промышленных товаров. Несмотря на эти ошеломляющие цифры, Франция остается в уязвимом положении, поскольку отказывается от титула крупнейшего инвестора в регионе. Перспектива иностранных спонсоров и привлекательность возможностей внутриафриканской торговли побудили западноафриканские страны вернуть себе свое экономическое влияние у бывших оккупантов. В конечном итоге эти обстоятельства способствовали снижению экономического влияния Франции. [ 86 ]

В настоящее время французские компании меньше связаны с Африкой или, по крайней мере, со странами, которые раньше были колониями Франции. Основными экономическими партнерами Франции в Африке действительно являются страны Магриба (Марокко, Алжир, Тунис), Нигерия, ЮАР и Ангола. Некоторые критики внешней политики Франции в Африке подвергают сомнению глубокую приверженность Франции бывшим французским колониям, особенно в странах Африки к югу от Сахары, учитывая низкий финансовый и коммерческий интерес, который страны зоны франка КФА представляют для французских компаний. [ 87 ]

6 июня 2023 года Франция хочет оставаться «релевантным партнером» в Африке, несмотря на « антифранцузскую риторику », заявила министр иностранных дел Катрин Колонна, представляя Сенату внешнюю политику страны в Африке. [ 88 ]

Оппозиция

[ редактировать ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Бовкон, Майя (2011). «Францафрика и теория режима». Европейский журнал международных отношений . 19 (1): 5–26. дои : 10.1177/1354066111413309 . S2CID   145093241 . В самом простом смысле слово Françafrique в литературе по международным отношениям можно интерпретировать как означающее «сферу влияния» Франции или ее « pré carré » (задний двор), что предполагает иерархический порядок анархической международной системы.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Уайтмен, Кэй (1997). «Человек, который управлял Францией». Национальный интерес . 49 (49): 92–99. JSTOR   42897073 . Для тех, кто участвовал в том, что сегодня стало известно как « Францафрик », обозначающее особую французскую сферу влияния в Африке, многие, наряду с Альбертом Буржи из «Жён Африки» , видели в смерти Фоккара конец эпохи.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Чейфер, Тони (2005). «Ширак и Франсуафрика: больше не семейное дело» . Современная и современная Франция . 13 :7–23. дои : 10.1080/0963948052000341196 . S2CID   73691402 . С момента обретения политической независимости Франция сохранила привилегированную сферу влияния — так называемую « прекарре » — в странах Африки к югу от Сахары, основанную на ряде семейных связей со своими бывшими колониями.
  4. ^ Тейлор, Ян (1 апреля 2010 г.). « Великолепная смелость : между La Rupture и Realpolitik во франко-африканских отношениях» . Международные отношения стран Африки к югу от Сахары . А&С Черный. стр. 51–68. ISBN  9780826434012 . Теперь кажется очевидным, что сама концепция Франкафрики , когда она относится к форме грубой зависимости африканских элит от Франции, сейчас непривлекательна. Но и наоборот, когда это способствует выгодам, которые могут быть получены от того, что части Африки находятся в сфере влияния Франции, или продолжению эксплуатации сырья континента, тогда желательны тесные связи между Парижем и африканскими столицами.
  5. ^ «Помощь Саркози «разоблачает» мутную африканскую дипломатию» . Франция24 . 12 сентября 2011 года . Проверено 4 августа 2019 г. Фоккар, который помог де Голлю сохранить сферу влияния Франции на ее бывшие колонии после того, как пожар независимости распространился по Африке в 1960-х годах, взял Буржи под свое крыло.
  6. ^ Стивен Эрлангер (12 сентября 2011 г.). «Лидер Руанды в Париже стремится ослабить напряженность» . Нью-Йорк Таймс . Отношения Франции со своими бывшими африканскими колониями известны как « Françafrique », которое обычно высмеивают как « Франция à fric », поскольку « fric » на сленге означает деньги.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Выборы во Франции: что означает победа Эммануэля Макрона для Африки» . Новости BBC онлайн . 19 мая 2017 года . Проверено 14 августа 2017 г. Систему личных сетей, которая поддерживала эти противоречивые практики, уничижительно называют «Франкафрикой».
  8. ^ Лотт, Гайя (2018). «На окраинах Françafrique: франко-бурундийские и франко-руандийские связи в исторической перспективе». Дела Африки . 117 (468): 347–369. дои : 10.1093/афраф/ady013 . В статье проводится сравнительный анализ франко-бурундийских и франко-руандийских отношений в 1970-е — первой половине 1980-х годов. С 1970-х годов две бывшие бельгийские колонии были интегрированы в сложную политическую, экономическую, культурную и военную систему, которую Франция реализовала со своими бывшими колониями.
  9. ^ Несколько источников: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
  10. ^ Чейфер, Тони (октябрь 2017 г.). «Деколонизация во Французской Западной Африке». Помощь Саркози «разоблачает» мутную африканскую дипломатию . Оксфордская исследовательская энциклопедия. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.166 . ISBN  978-0-19-027773-4 . Проверено 6 августа 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Как Франция удерживает контроль над Африкой» . Новости Би-би-си . 21 мая 2010 года . Проверено 14 августа 2017 г.
  12. ^ ДО (5 февраля 2009 г.). «Большое чтение: Феликс Уфуэ-Буаньи: строитель современного Кот-д'Ивуара» . Ежедневный обозреватель . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 27 августа 2013 г.
  13. ^ Вершаве, Франсуа-Ксавье (1998). Françafrique: самый продолжительный скандал республики . Запас. ISBN  2-234-04948-2 .
  14. Survie France. Архивировано 6 августа 2020 г. в Wayback Machine (на французском языке).
  15. ^ «50 лет спустя Франсафрика жива и здорова» . Радио Франс Интернациональ . 16 февраля 2010 г. Проверено 3 июля 2020 г.
  16. ^ Тейлор, Ян (3 июня 2019 г.). «Франция à fric: зона CFA в Африке и неоколониализм». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 40 (6): 1064–1088. дои : 10.1080/01436597.2019.1585183 . hdl : 10023/20714 . ISSN   0143-6597 . S2CID   159201283 .
  17. ^ « Françafrique»: термин, обозначающий спорную реальность во франко-африканских отношениях» . Глобальные голоса . 5 февраля 2020 г. Проверено 3 июля 2020 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Йейтс, Дуглас А. (2018). «Франция и Африка». В Дон Нагар и Чарльзе Мутасе (ред.). Африка и мир: двусторонняя и многосторонняя международная дипломатия (1-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. стр. 95–118. ISBN  978-3319625898 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с «Гвинея: валютный суверенитет, бурная история» . TV5MONDE (на французском языке). 29 января 2020 г. . Проверено 11 мая 2022 г.
  20. ^ «28 сентября 1958 года: день, когда Гвинея сказала «нет» де Голлю» . Franceinfo (на французском языке). 5 октября 2018 г. Проверено 11 мая 2022 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д «Жак Фоккар» . Экономист . Группа экономистов. 27 марта 1997 года . Проверено 12 августа 2019 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Дуглас (20 марта 1997 г.). «Некролог: Жак Фоккар» . Независимый . Индепендент Принт Лимитед . Проверено 12 августа 2019 г.
  23. ^ Офис историка (13 января 1970 г.). «Международные отношения, 1969–1976 гг., Том E-5, Документы по Африке, 1969–1972 гг.» . 2001–2009 Архив Государственного департамента США . Государственный департамент США . Проверено 13 августа 2019 г.
  24. ^ Шарбонно, Бруно (2008). «Утверждение гегемонии: французская мощь и военное сотрудничество, 1960-1974». Франция и новый империализм . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 49–72.
  25. ^ Бовкон, Майя (2009). «Французские репатрианты из Кот-д'Ивуара и устойчивость Франсафрики». Современная и современная Франция . 17 (2): 283–299. дои : 10.1080/09639480903037129 . S2CID   145103730 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Грегори, Шон (2000). «Французские военные в Африке: прошлое и настоящее». Дела Африки . 99 (396): 435–448. дои : 10.1093/афраф/99.396.435 . JSTOR   723950 .
  27. ^ Перейти обратно: а б де Турегано, Тереза ​​Хоферт (2002). «Новая политика африканского кино в Министерстве иностранных дел Франции». Французская политика, культура и общество . 20 (3): 22–32. JSTOR   42843245 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Маджумдар, Маргарет А.; Чейфер, Тони (2010). «Назад в будущее? Франко-африканские отношения в тени колониального прошлого Франции» . Конец французского исключения? Упадок и возрождение «французской модели» . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 203–220. ISBN  978-0230220782 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с Чейфер, Тони (2002). «Франко-африканские отношения: уже не такие исключительные?» . Дела Африки . 101 (404): 343–363. дои : 10.1093/афраф/101.404.343 . JSTOR   3518538 .
  30. ^ Эрик Берман; Кэти Э. Сэмс; Институт исследований безопасности (Южная Африка) (2000 г.). Поддержание мира в Африке: возможности и виновные . Институт ООН по исследованию проблем разоружения. п. 355. ИСБН  9290451335 .
  31. ^ «Françafrique: многочисленные нюансы черной легенды Жака Фоккара» . RFI (на французском языке). 19 марта 2017 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Африка, Ле-Пойнт (3 декабря 2020 г.). «Валери Жискар д’Эстен и Африка: неудавшаяся любовь» . Ле Пуэнт (на французском языке) . Проверено 12 мая 2022 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с «Франсуа Миттеран и Африка: «У него всегда была форма авторитарного патернализма» » . TV5MONDE (на французском языке). 8 мая 2021 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с "БЛОГ - Ce que "Ширак африканский" знает" . Le HuffPost (на французском языке). 26 сентября 2019 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  35. ^ «Françafrique Николя Саркози, перемены... и преемственность» . LExpress.fr (на французском языке). 25 февраля 2010 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «Францафрика от Миттерана до Макрона» . BBC News Africa (на французском языке). 28 ноября 2017 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  37. ^ «Францафрика, возрожденная Олландом Африканским» . Le Monde.fr (на французском языке). 7 сентября 2016 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  38. ^ «Для чего нужен Президентский совет по Африке Эммануэля Макрона?» . TV5MONDE (на французском языке). 30 августа 2017 г. Проверено 11 мая 2022 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Под открытым небом (149) Françafrique: эта «империя, которая не хочет умирать» , 7 октября 2021 г. , получено 11 мая 2022 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б «Чад: Эммануэль Макрон на месте, чтобы отдать дань уважения Идрису Деби» . ladepeche.fr (на французском языке) . Проверено 11 мая 2022 г.
  41. ^ «Чад: насколько Франция может поддерживать клан Деби?» . TV5MONDE (на французском языке). 23 апреля 2021 г. Проверено 11 мая 2022 г.
  42. ^ Ндиага, Тиам (20 февраля 2023 г.). «Буркина-Фасо отмечает официальное завершение французских военных операций на своей территории» . Рейтер . Проверено 6 августа 2023 г.
  43. ^ «Последние французские войска покидают Мали, завершая девятилетнее пребывание» . Аль Джазира . 16 августа 2023 г. Проверено 13 сентября 2023 г.
  44. ^ Ави-Йона, Шера (4 августа 2023 г.). «Мали символически понижает статус французского языка, языка своего бывшего колонизатора» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 6 августа 2023 г.
  45. ^ «Франция закроет посольство в Нигере после ссоры с военной хунтой» . Би-би-си . 22 декабря 2023 г. . Проверено 22 декабря 2023 г.
  46. ^ «Как Франция нарушила свои связи с Африкой и разожгла геополитический кризис» . Уолл Стрит Джорнал . 9 января 2024 г.
  47. ^ «Франция: Франк Пэрис, новый «мистер Африка» Эммануэля Макрона» (на французском языке). Радио Франс Интернациональ . 18 мая 2017 г. . Проверено 8 февраля 2020 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маккессон, Джон А. (1990). «Франция и Африка: сегодня и завтра». Французская политика и общество . 8 (1): 34–47. JSTOR   42844144 .
  49. ^ Перейти обратно: а б с Валлен, Виктор-Мануэль (2015). «Франция как жандарм Африки, 1960–2014». Политология ежеквартально . 130 : 79–101. дои : 10.1002/polq.12289 .
  50. ^ Перейти обратно: а б Специа, Меган (22 января 2019 г.). «Африканская валюта в центре европейского спора» . Нью-Йорк Таймс .
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Дайте нам наши записи» . Экономист . Группа экономистов. 7 февраля 2002 г. Проверено 14 августа 2019 г. .
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Рену, Ксавье (2002). «Новая французская политика в отношении Африки?». Журнал современных африканских исследований . 20 :5–27. дои : 10.1080/02589000120104035 . S2CID   153775516 .
  53. ^ Перейти обратно: а б с Чжао, Сяодань; Ким, Юнбай (2009). «Является ли зона франка КФА оптимальной валютной зоной?». Мировое развитие . 37 (12): 1877–1886. дои : 10.1016/j.worlddev.2009.03.011 .
  54. ^ «Франк КФА франкоязычной Африки находится под огнем» . Экономист . Группа экономистов. 27 января 2018 года . Проверено 14 августа 2019 г. .
  55. ^ Перейти обратно: а б с «Франк КФА, ключ к сокровищнице Франции» . Ла Трибюн (на французском языке). 14 февраля 2019 года . Проверено 11 мая 2022 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б Крослак, Даниэла (2004). «Политика Франции в отношении Африки: преемственность или изменение?». В Яне Тейлоре и Поле Уильямсе (ред.). Африка в международной политике: внешнее вмешательство на континенте . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 61–82 . ISBN  0415358361 .
  57. ^ «Билл» (PDF) . Разумный . 18 мая 1961 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б Лукэм, Робин (1982). «Французский милитаризм в Африке» . Обзор африканской политической экономии . 9 (24): 55–84. дои : 10.1080/03056248208703499 . JSTOR   3998043 .
  59. ^ Леллуш, Пьер; Мойси, Доминик (1979). «Политика Франции в Африке: одинокая битва против дестабилизации». Международная безопасность . 3 (4): 108–133. дои : 10.2307/2626765 . JSTOR   2626765 . S2CID   154798351 .
  60. ^ Перейти обратно: а б Эрфорт, Бенедикт (4 марта 2020 г.). «Многосторонность как инструмент: изучение французского военного сотрудничества в Сахеле». Журнал стратегических исследований . 43 (4): 560–582. дои : 10.1080/01402390.2020.1733986 . ISSN   0140-2390 . S2CID   216482116 .
  61. ^ «Африка: Caisse des Dépôts и AFD создают фонд в 500 миллионов евро» . LExpansion.com (на французском языке). 6 декабря 2016 года . Проверено 11 мая 2022 г.
  62. ^ «Альянс АФД – Депозитный фонд» . www.afd.fr (на французском языке) . Проверено 11 мая 2022 г.
  63. ^ в 19:52, Эли Жюльен, 7 марта 2021 г.; В 20:14, изменено 7 марта 2021 г. (7 марта 2021 г.). «Беспорядки в Сенегале: пять минут, чтобы понять, почему Франция стала мишенью» . leparisien.fr (на французском языке) . Проверено 11 мая 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  64. ^ «Почему магазины «Ашан» стали мишенью протестующих в Сенегале» . HuffPost (на французском языке). 7 марта 2021 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
  65. ^ «Кот-д'Ивуар: Алассан Уаттара объявляет об окончании «CFA» в Западной Африке» . TV5MONDE (на французском языке). 21 декабря 2019 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  66. ^ Казначейство, Главное управление (10 декабря 2020 г.). «Соглашение о валютном сотрудничестве между Францией и ЗАЭВС одобрено Национальным собранием» . Главное управление казначейства (на французском языке) . Проверено 12 мая 2022 г.
  67. ^ «Сенат — Официальный протокол от 28 января 2021 года» . www.senat.fr . Проверено 12 мая 2022 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б с «Франция выходит из самого быстрорастущего конфликта в Африке. Кто заполнит вакуум безопасности?» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 18 сентября 2021 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б Смит, Эллиот (13 сентября 2021 г.). «Россия наращивает свое военное влияние в Африке, бросая вызов доминированию США и Франции» . CNBC . Проверено 18 сентября 2021 г.
  70. ^ Авила, Йован; Куинн, Бреннан (2023). «Будущее Франсафрики: неоколониализм в Африке и война с террором» . Научно-исследовательская конференция студентов Клермонт-Калифорнийского университета по Европейскому Союзу . 2023 : 51–65. doi : 10.5642/urceu.EJSP1393 .
  71. ^ Сигне, Ландри (5 февраля 2019 г.). «Отношения Франции и Африки бросают вызов Китаю и Европейскому Союзу» . Брукингс . Проверено 18 сентября 2021 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б «На фоне перезагрузки Франции в Африке старые связи подчеркивают необходимость разрыва с прошлым» . Голос Америки. 31 мая 2021 г. Проверено 18 сентября 2021 г.
  73. ^ «Макрон обвиняет Россию и Турцию в усилении антифранцузских настроений в Африке» . Франция 24. 20 ноября 2020 г. Проверено 18 сентября 2021 г.
  74. ^ «Какова история «антифранцузских настроений» в Африке и почему они всплывают сегодня?» . BBC News Africa (на французском языке) . Проверено 12 мая 2022 г.
  75. ^ «Гостья Африка – президентские выборы во Франции: «Африканская молодежь больше не ожидает многого от Франции в целом» » . RFI (на французском языке). 11 апреля 2022 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
  76. ^ «Хронология: девять лет французских войск в Мали» . www.aljazeera.com . Проверено 12 мая 2022 г.
  77. ^ «Почему французские войска покидают Мали и что это будет означать для региона?» . Новости Би-би-си. 26 апреля 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  78. ^ «Чего добились французские войска в Сахеле?» . Экономист . ISSN   0013-0613 . Проверено 12 мая 2022 г.
  79. ^ Харрис, Мариэль; и др. (2 марта 2022 г.). «Конец операции Бархан и будущее борьбы с терроризмом в Мали» . Центр стратегических и международных исследований .
  80. ^ Самаан, Жан-Лу (4 марта 2022 г.). «Что теперь с французскими операциями в Сахеле?» . Институт Ближнего Востока .
  81. ^ Лебович, Андрей (2 июля 2021 г.). «После Бархана: что означает сокращение вооруженных сил Франции для Сахельско-Европейского совета по международным отношениям» . ЕСФР . Проверено 12 мая 2022 г.
  82. ^ Гаймар, Эрве (апрель 2019 г.). «Возобновление французского экономического присутствия в Африке: необходимость коллективных долгосрочных амбиций» (PDF) . Доклад министру Европы и иностранных дел и министру экономики и финансов (на французском языке).
  83. ^ Сигне, Ландри (5 февраля 2019 г.). «Отношения Франции и Африки бросают вызов Китаю и Европейскому Союзу» . Брукингс .
  84. ^ Байес, Том (28 мая 2020 г.). «Китай во франкоязычной Западной Африке: вызов Парижу» .
  85. ^ Спрингфилд, Брендон (9 апреля 2021 г.). «Методы и последствия прямых иностранных инвестиций Китая и Франции в Африке» . Научная выставка бакалавриата . 3 (1).
  86. ^ «Африка и Франция: изменение связей и возобновление взаимодействия» . страна.eiu.com . Проверено 12 мая 2022 г.
  87. ^ «Мнение | нет, французские компании не имеют экономической территории в Африке» . 23 февраля 2021 г.
  88. ^ «Африка: Франция хочет оставаться «значимым партнером», несмотря на «антифранцузские выступления» » . 6 июня 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f1b4b97bda792d147542854193a7391__1722083820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/91/4f1b4b97bda792d147542854193a7391.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Françafrique - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)