Фонтан правосудия (Берн)

Gerechtigkeitsbrunnen ( Фонтан правосудия) — фонтан 16-го века на улице Герехтигкейтсгассе в Старом городе Берна , Швейцария. Это единственный фонтан в Берне , сохранивший все оригинальные элементы дизайна. [ 1 ] и внесен в список культурного наследия национального значения . [ 2 ]
Благодаря одноименной фигуре, Ханса Гиенга знаменитой статуе Леди Правосудия , Герехтигкейтсбруннен превосходит все другие бернские фонтаны по своим художественным достоинствам. [ 3 ] Культовая фигура копировалась по всей Швейцарии вплоть до середины 17 века. [ 4 ] Статуя является копией оригинала, который был сильно разрушен вандалами в 1986 году.
Фонтан
[ редактировать ]
Фонтан состоит из восьмиугольной основной чаши и двух меньших переливных чаш. На главном бассейне, сделанном из некрашеных плит известняка, скрепленных железным кольцом, указана дата одной из реконструкций — MDCCCXLV . [ 5 ] В центре главного бассейна из центрального постамента, замененного в 1949 году, выходят бронзовые трубы. [ 5 ] На вершине стоит узкая каменная колонна, украшенная гирляндами, украшенная фризом из аканта . [ 5 ]
Статуя
[ редактировать ]Статуя на столбе в натуральную величину — Иустиция , «Госпожа Правосудие» олицетворение правосудия , . Она изображена стоящей в изящном противовесе. [ 6 ] держа свои традиционные атрибуты — меч правосудия в правой руке, весы в левой руке и повязку на глазах. Ее костюм выполнен в старинной манере. [ 7 ] — декоративные золотые доспехи, украшенные барельефными арабесками . на ногах сандалии, одно колено обнажено, поверх синего одеяния
У ног Правосудия на постаменте расположены четыре бюста меньшего размера: Папа Римский, Император, Султан и Шультайс , чья золотая цепочка должностей, как полагают, изначально носила бернский герб . [ 5 ] Все фигуры закрыли глаза, словно покорившись. Они представляют Четыре Земные Власти , четыре формы правления согласно гуманизму Возрождения : теократию (Папа), монархию (Император), автократию (Султан) и республику (Шультейс). [ 8 ]
Символизм
[ редактировать ]
Ансамбль олицетворяет верховенство Справедливости над всеми Земными властями; [ 9 ] вариант средневековой живописной формулы добродетели, побеждающей порок. [ 10 ] Современная вера в божественную природу справедливости становится более очевидной в бернском рисунке 1558 года для витража, выполненном Гансом Рудольфом Мануэлем ; там крылатое правосудие шагает по головам князей, чьи символы власти разбиты. [ 11 ] Божественное правосудие было частым элементом политического дискурса в Берне эпохи Реформации . [ 12 ] По мнению реформаторов, отправление правосудия по слову Божию было высшим долгом всякой власти, превосходящим феодальные права. Такие аргументы использовались, среди прочего, для оправдания завоевания Берном Во в 1536 году у герцогов Савойских . [ 12 ]
В то время как меч и весы являются традиционными атрибутами Юстиции , повязка на глазах бернской статуи является новинкой; [ 11 ] [ 13 ] лишь позже он стал обычным элементом персонификаций Справедливости и общим символом принципа равенства перед законом . [ 11 ] Повязка на глазах подразумевает, что правосудие должно осуществляться без уважения к рангу или положению; что справедливый приговор выносится посредством самоанализа, а не с учетом внешнего взгляда. [ 11 ] Гиенга Юстиция является символом республиканского правосудия и убедительным общественным напоминанием о власти Бернской республики посредством закона. [ 11 ]
Влияние
[ редактировать ]
Гиенга «Юстиция» оказала большое влияние на дизайнеров фонтанов вплоть до середины 17 века. Только в Швейцарии осталось одиннадцать «фонтанов правосудия», а несколько других, вероятно, были уничтожены. [ 14 ] Прямые копии существуют в Золотурне (1561 г.), Лозанне (1585 г.), Будри , Кудрефине и Невшателе ; конструкции, вдохновленные бернской статуей, встречаются в Аарау (1643 г.), Биле , Бургдорфе , Бругге , Цюрихе и Люцерне . [ 15 ]
История
[ редактировать ]Фонтан был построен в 1543 году, практически в его нынешнем виде. [ 16 ] в дополнение к старому колодцу в Нидегге . [ 16 ] Его нынешнее название впервые упоминается в 1687 году. [ 17 ] Реставрации зафиксированы в 1584, 1589, 1668 и 1687 годах. [ 17 ] Меч и весы были вывезены предположительно вторгшимися французами в 1798 году и исчезли на многие годы; [ 18 ] их и другие атрибуты фигур часто заменяли. Фигура была перекрашена в 1890 году Кристианом Бюлером и в 1925 году Виктором Сурбеком . [ 18 ] В 1949 году были заменены части постамента. [ 18 ]
Вандализм
[ редактировать ]
Простояв на месте 443 года, статуя была снесена после полуночи 13 октября 1986 года с помощью веревки и снаряжения. [ 19 ] Он был в значительной степени разрушен падением. Акт никем не заявлен, [ 20 ] но обычно его приписывали Groupe Bélier , воинственной молодежной организации, пропагандирующей юрский сепаратизм . [ 19 ] В то время Белье часто совершали акты вандализма, чтобы выразить возмущение юрских сепаратистов обвинениями в нарушениях в плебисцитах 1974–75 годов, из-за которых бернская Юра не присоединилась к кантону Юра ; и по поводу того, что, по мнению сепаратистов, было прикрытием этих нарушений бернскими и федеральными властями. [ 19 ]
К разрушению статуи был причастен только один человек. Паскаль Эш, 29-летний механик и Белье , отказался от своего первоначального признания и не признал себя виновным в участии в нападении. [ 21 ] Бернские суды приговорили его к 22 месяцам тюремного заключения и выплате 200 000 швейцарских франков в качестве компенсации за ущерб; решение было оставлено без изменения Федеральным верховным судом в 1991 и 1992 годах. [ 22 ]
После нападения поврежденная статуя находилась на реставрации в городском историческом музее . Статуя, стоящая на месте с 1988 года, является копией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэвизел и др.
- ^ Швейцарский реестр культурных ценностей национального и регионального значения (1995), с. 105.
- ^ Кэвизел и др. Хофер на странице 320 отмечает, что авторы пришли к согласию по этому поводу с конца 19 века.
- ^ Кэвизел и др., 164.
- ^ Jump up to: а б с д Хофер, 318.
- ^ Кэвизел и др.; Хофер, 318.
- ^ Хофер, 318: «antikisierend» .
- ^ Хофер, 319. Урсула Шнебергер считает эту традиционную интерпретацию ошибочной; по ее мнению, фигура изображает короля. См. Шнебергер, 158.
- ^ Хофер, 319
- ^ Шнебергер, 158.
- ^ Jump up to: а б с д и Шнебергер, 160.
- ^ Jump up to: а б Шнебергер, 159.
- ^ Весы: инструменты, производители, история Эриха Робенса, Шаната Амарасири а. Джаявира, Сюзанна Кифер (род. ISBN 9783642364464 )
- ^ Хофер, 321.
- ^ Хофер, 319.
- ^ Jump up to: а б Хофер, 314.
- ^ Jump up to: а б Хофер, 316.
- ^ Jump up to: а б с Хофер, 317.
- ^ Jump up to: а б с Гамбони, 99.
- ^ Гамбони, 103.
- ^ Гамбони, 101.
- ^ Gamboni, 101. См. также решения суда BGE 117 IV 437 (на немецком языке) и BGE 118 IV 371 (на французском языке) .
Библиография
[ редактировать ]- Кэвизел, Зита; Герцог, Жорж; Келлер, Юрг А. (2006), Базель-Ландшафт, Базель-Штадт, Берн, Золотурн , художественный путеводитель по Швейцарии, том. 3 (1-е изд.), Берн: Общество истории швейцарского искусства , с. 164, ISBN 3-906131-97-1
- Гамбони, Дарио (1997), Разрушение искусства: иконоборчество и вандализм после Французской революции , Reaktion Books , ISBN 0-948462-94-9
- Хофер, Пауль (1952), Город Берн , Памятники искусства кантона Берн, том. 1, Базель: Общество истории швейцарского искусства / Birkhäuser Publishers, стр. 314–321, ISBN. 3-906131-13-0 , архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года , получено 1 июня 2008 года.
- Шнебергер, Урсула (2006), « Чтобы защитить справедливость, (...) и тех, кто облегчает жизнь всем принцам. Государство, война и мораль в программе фигурных фонтанов Берна», в Холенштейне, Андре (ред.), Могучее время Берна: заново открытые 16 и 17 века , Berner Times, vol. 3, Schulverlag blmv AG и Stämpfli Verlag AG, стр. 157–161, ISBN. 3-292-00417-9 , ISBN 3-7272-1276-4
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с судьей Уэллсом (Берн), на Викискладе?