Цзехуа

Живопись Цзехуа ( упрощенный китайский : 界画; традиционный китайский : 界畫, пиньинь: jièhuà), иногда переводимая как «живопись границ», «живопись по границам» или «живопись по линейным линиям», представляет собой область китайского изобразительного искусства , описывающую картины с подробным изображением архитектуры с фоном шань-шуй (горы и реки) и фигурами, лодками и телегами в качестве украшений. Ссылка на этот стиль с использованием термина цзехуа вместо прямого перевода обычно считается наиболее точной, поскольку слово цзе (界) относится к устройству под названием цзечи (界尺), которое представляло собой линейку с отметками или канавками, которые помогали китайцам художники рисуют прямые линии, необходимые для изображения архитектурных деталей. Эти картины характеризуются тщательным вниманием к деталям, технической продуманностью и механическим совершенством, что отличает Цзехуа от других жанров живописи.
Техники, материалы и инструменты
[ редактировать ]
Хотя известно, что художники цзехуа обычно использовали инструмент под названием цзечи (界尺), линейку с бороздками, чтобы направлять свои руки в создании точных прямых линий, необходимых для архитектурных деталей, механика этих инструментов цзехуа остается несколько неясной. Современный ученый Шэнь Каншэнь (沈康身) попытался реконструировать историческое использование цзечи в более обобщенном виде, опираясь на инструмент эпохи Мин . [ 1 ] По словам Шэня, полный набор инструментов цзехуа состоит из параллельной линейки (цзечи 界尺), канавочной линейки (цаочи 槽尺) и кисти (би 笔). Параллельная линейка состоит из двух прямых ребер, прикрепленных к двум подвижным стержням. Закрепив нижний край и отрегулировав угол между стержнями и краями, верхний край смещается, создавая параллельные линии. Линейка канавок — длинная палочка квадратной формы с полукруглой прорезью — надежно удерживает кончик кисти, позволяя ему соприкасаться с поверхностью рисования. Маляр прикрепляет нижнюю часть канавочной линейки к верхнему краю параллельной линейки. В дальнейшем правой рукой выдерживают углы между канавочной линейкой и параллельной линейкой, а также между канавочной линейкой и кистью. Следовательно, канавочная линейка плавно скользит по параллельной линейке, направляя кисть для последовательного создания прямых линий. [ 2 ]
Хотя использование линейки цзечи и других инструментов было обычной практикой среди цзехуа художников , исторические записи свидетельствуют о нескольких специалистах цзехуа , которые были известны своей техникой от руки, а не зависимостью от линеек. Например, в эпоху Северной Сун критиковал своих современников за зависимость от правителей при обсуждении архитектурных тем писатель Го Жосюй (郭若虚) в своей работе «Тухуа Цзяньвэнь Чжу» («Увиденные и услышанные картины» 图画见闻志) . Он указал, что предыдущие художники Цзехуа, такие как Го Чжуншу ( 郭国宝) и Ван Шиюань (王士元), не использовали линейки, которые он считал более достойными восхищения, а позже Го и Ван прославились как образцовые мастера живописи Цзехуа . [ 3 ] [ 4 ] Это подчеркивает, что, хотя традиционные китайские писатели тесно связывали цзехуа с использованием линеек, они не воспринимали технику линейных линий и рисование от руки как взаимоисключающие, потому что даже без механических вспомогательных средств эти художники от руки достигали визуального эффекта, аналогичного технике линеек. . Это подтверждает, что оценка эффекта живописи цзехуа имеет приоритет над используемыми инструментами, а цзехуа как вид искусства определяется не используемыми инструментами, а скорее стилистическими принципами. Ученый Юань Рао Цзыран 饶自然 подкрепил эту концепцию при обсуждении цзехуа , заявив: «Даже если вы не используете линейки, вы все равно должны последовательно использовать принципы цзехуа для достижения этой цели». [ 5 ] тем самым проводя различие между эстетическими качествами цзехуа и использованием линеек, а также расширяя значение цзехуа за пределы его буквального перевода «живопись по линейным линиям». По сути, хотя жанр цзехуа делает упор на механические средства и сюжетные категории, он прежде всего осознает себя как стиль живописи, руководствующийся определенными принципами или законами. [ 6 ]
Влияние стиля и литературы
[ редактировать ]искусствоведами В описании стиля цзехуа неоднократно подчеркивается необходимость понимания китайских строительных технологий и стандартов. Эта особенность не только отличала этот жанр, но и делала его более сложным в исполнении по сравнению с другими стилями живописи. Четыре основных принципа составляют стиль цзехуа : безупречный расчет, структурная ясность, правильный масштаб, а также математические и архитектурные знания. [ 7 ] Исторические записи показывают, что превосходные мастера цзехуа могли создавать картины, которые соответствовали строительным и другим строительным стандартам или даже превосходили опытных мастеров, например, анекдот в Ичжоу Минхуа Лу (益州名画录) о придворном художнике Чжао Чжуни 赵忠义, чья цзехуа картина прошла проверка опытного архитектора, доказывающая, что он овладел реальной практикой мастера. [ 8 ] [ 9 ]
Однако взаимодействие цзехуа и мастерства часто приводило к двум негативным последствиям: сложности в освоении и общему пренебрежению к жанру живописи, проистекающему из идеологии литераторов . По стандартам древней китайской эстетики Шесть принципов китайской живописи (Люфа六法) помещали резонанс духа в качестве наиболее важного элемента знатока, в то время как навыки живописи и практика художников были второстепенными. Цзехуа содержит множество искусственных аспектов, от темы до метода рисования, и требует фундаментальных знаний в области математики и архитектуры, изложенных в четырех основных принципах стиля цзехуа . Таким образом, в некоторых случаях цзехуа считался больше похожим на архитектурный рисунок , чем на произведение искусства, качество, противоположное естественному духовному резонансу и природной красоте идеалов литераторов , что приводило к общему уничижительному отношению к этому жанру. [ 10 ] Например, исторические записи ранней династии Восточная Цзинь показывают, что Гу Кайчжи 顧愷之 считал архитектурные произведения искусства статичными предметами, лишенными выразительных идей, и поэтому ставил их на последнее место среди всех других стилей живописи. [ 11 ] Танчао Минхуалу (Знаменитые картины периода Тан 唐朝名画录) династии Тан также поместил картины, изображающие архитектуру, в нижнюю часть системы живописи. [ 12 ] В династии Юань , после создания Тан Хоу (汤垕) тринадцати категорий живописи, цзехуа оказалась отведена на самое низкое положение. [ 13 ] [ 14 ] По мере того как династия Юань пришла в упадок, Цзехуа положение еще больше ухудшилось. Ученый Сюй Цинь (徐沁) периода Мин, отмечая снижение значимости жанра живописи, отметил, что его практикующие считались низшими ремесленниками, учитывая преобладающее предпочтение другим стилям живописи мастеров эпохи Юань . [ 15 ] [ 16 ]
Тем не менее, несмотря на общее пренебрежение, литераторы активно пытались интегрировать цзехуа в преобладающие тенденции живописи. Начиная с периода Тан , историки искусства предприняли согласованные усилия по освобождению архитектурных картин от зависимости от механических средств, таких как Лидай Минхуаджи («Знаменитые картины в истории» 历代名画记), подчеркивающие вместо этого важность абстрактного духа и единства в архитектурной живописи. линеек или инструментов. [ 17 ] В Сун каталоге дворца династии «Сюаньхэ Хуапу» («Каталог картин Сюаньхэ» 宣和画谱) также проводится различие между двумя категориями цзехуа : низшей, строго регулируемой правилами, и высшей, не ограниченной ими. [ 18 ] Писатель Цин Чжэн Цзи郑绩 еще больше изменил значение слова цзехуа , переместив его ассоциацию с плотничьих инструментов на абстрактные принципы. Это изменение было направлено на искоренение воспринимаемого контраста между цзехуа и литературной живописью. По словам Чжэн Цзи, цзехуа больше не означает зависимости от правителей, а подчеркивает приверженность правилам и законам. [ 19 ] [ 20 ] Таким образом, хотя ассоциация стиля цзехуа с использованием линеек возникла с самого начала, что делало невозможным полностью отделить жанр от мастерства, представители литераторов постоянно стремились преобразовать цзехуа в форму, совместимую с традиционными предпочтениями литераторов.
В связи с этим современные ученые утверждают, что важно признать, что даже когда художники Цзехуа использовали линейки, отмеченные размерами, и, несмотря на их заботу о художественном правдоподобии, их изображения архитектуры обычно считаются лишенными конкретики или точности по сравнению с существующими зданиями. . Тем не менее, как отмечают те же ученые, произведения искусства Цзехуа, изображающие архитектурные сюжеты, признаны способными дать ценную информацию о типах зданий и архитектурных деталях, особенно о ранних династических и светских зданиях, а также о сооружениях, которые больше не существуют. Таким образом, эти картины до сих пор часто используются в академических исследованиях как ценные источники для изучения древней китайской архитектуры . [ 21 ]
История
[ редактировать ]Восточная династия Чжоу (770–221 гг. до н.э.)
[ редактировать ]Истоки цзехуа можно проследить еще во времена династии Восточная Чжоу . Среди первых возможных практиков этого вида искусства был Цзинцзюнь 敬君, выходец из государства Ци той эпохи. Скудные исторические записи позволяют предположить, что он, возможно, был первым зарегистрированным художником, исследовавшим архитектурные темы. [ 22 ] Кроме того, археологические находки лаковых изделий при раскопках в Линьцзы, Шаньдун, изображают архитектурные предметы и дают ценное представление об архитектурных репрезентациях периода Восточного Чжоу. [ 22 ]
Династии Цинь и Хань (221 г. до н. э. – 220 г. н. э.)
[ редактировать ]В то время как династия Чжоу знаменует собой первое появление текстовых ссылок на ранние проявления цзехуа , династии Цинь и Хань представляют первые визуальные свидетельства этой формы искусства. Примечательно, что в этот период на ханьских каменных рельефах стали появляться изображения домов, павильонов и дворцов. Искусство и живопись того времени выполняли преимущественно утилитарные и иллюстративные функции, о чем свидетельствуют иллюстрации, найденные в « Записях знаменитых картин прошлых династий » Чжан Юаньиня 《历代名画记》. [ 23 ] Это дает убедительные доказательства происхождения эстетических принципов цзехуа , которые отдают приоритет точности и аккуратности в архитектурных изображениях, в отличие от абстрактного импрессионизма, который характеризовал литературные пейзажные традиции в более поздние периоды.
Вэй, Цзинь, Северная и Южная династии (220 – 589)
[ редактировать ]Во времена династий Вэй , Цзинь , Северной и Южной художественная сфера цзехуа расширилась за пределы технических архитектурных чертежей и включила в себя также пейзажи и окружающую среду. Хотя сохранившихся работ этого периода немного, многие имена художников Цзехуа были записаны. Например, художник Ян Сюшань 杨修善 из двора Цао Вэй создал знаковую Цзехуа работу под названием « Две столицы » 《两京图》, которая изображала великолепие двойные столицы Лоян и Чанъань . [ 23 ] стала заметной тематикой буддийская храмовая архитектура Примечательно, что наряду со светскими сооружениями в этот период в Цзехуа , что совпало с быстрым распространением буддизма . Такие мастера, как Цзян Шаою 蒋少游, обладающие знаниями в области архитектуры и инженерии благодаря своему профессиональному опыту, также пополнили ряды художников Цзехуа . [ 23 ] Эта интеграция специализированных архитектурных знаний в сферу цзехуа представляет собой важное и решающее событие в эволюции этого вида искусства. Тем не менее, несмотря на такие достижения, именно в этот период появляются самые ранние записи о том, что цзехуа рассматривается как низшая форма искусства, а Восточной Цзинь ученый Гу Кайчжи 顧愷之 оценивает ее как низшую форму, классификация, которая заложила основу для традиции презрение к цзехуа со стороны литераторов на протяжении всей остальной истории. [ 24 ]
Династия Суй (589 – 618)
[ редактировать ]Недолговечная династия Суй стала еще одним периодом значительной эволюции Цзехуа . С ростом популярности буддизма в династии Суй началось массовое строительство буддийских храмов, что предоставило множество новых предметов и возможностей для живописи Цзехуа . [ 23 ] Другие художники Суй, такие как Ян Цидань, также выделялись тем, что создавали цзехуа на основе реальной, существующей архитектуры, отмечая продолжающийся сдвиг в сторону реалистичного изображения. С технической стороны использование пограничных линеек в качестве инструментов для очерчивания архитектурных линий и форм стало более стандартизированным во времена династии Суй. Такое быстрое развитие цзехуа в недолговечный период Суй сыграло важную роль в появлении «стилей и техник живописи… служивших мостом между прошлым и будущим». [ 23 ]
Династия Тан (618 – 907)
[ редактировать ]Династия Тан с ее культурным расцветом и императорским покровительством искусству положила начало золотому веку развития цзехуа . Художники эпохи Тан вывели цзехуа за пределы технических архитектурных рисунков и подняли их на новые художественные высоты с точки зрения качества, техники и выразительности. Наиболее известными цзехуа , возникшими в этот период, являются без исключения фрески Дуньхуана , особенно в пещере Могао , которые представляют собой богатый источник визуального материала не просто для изучения искусства Тан, но, что еще более важно, визуальных свидетельств архитектуры Тан. [ 25 ] из которых несколько настоящих зданий сохранились до наших дней. [ 26 ] Помимо фресок Дуньхуана, новаторы, такие как художник Инь Цзичжао, привнесли в творчество цзехуа новые архитектурные и математические методы и знания . [ 23 ] в то время как известный придворный художник Ян Либэнь был одним из первых, кто продемонстрировал профессиональные навыки в изображении автомобильных архитектурных сооружений на своих картинах цзехуа , таких как телеги и колесницы, что еще больше расширило цзехуа от стационарных конструкций до мобильных. [ 23 ] Тематический охват цзехуа также продолжал расширяться за счет включения ландшафтных окрестностей и человеческих фигур, при этом пейзажи даже доминировали в композиции над архитектурными изображениями, как это видно на таких картинах, как «Павильон Цзянфань» 《江帆楼阁图》 Ли Сысуня 李思训. Более того, эти картины Цзехуа, такие как «Картина в павильоне Цзянфань», демонстрируют увеличенное изображение светских, повседневных тем наряду с буддийскими и другими религиозными или имперскими образами.
Пять династий (907 – 960)
[ редактировать ]Несмотря на разлад эпохи Пяти династий , она стала важным периодом для развития цзехуа с точки зрения технических навыков. Такие мастера, как Вэй Сянь и Ху И, продемонстрировали в это время новые высоты тщательной точности и правдоподобия в живописи цзехуа , например, знаменитое произведение цзехуа Вэй Сяня, известное как «Водяная мельница» 《闸口盘车图》. [ 23 ] Ассортимент цзехуа также расширился за пределы настенных росписей и завитков на новые материалы, такие как текстиль для повседневного использования. Пять династий продолжили наследие Тан , состоящее из высококвалифицированных мастеров, принявших практику создания цзехуа .
Династия Сун (960-1279)
[ редактировать ]Живопись Цзехуа как отдельная художественная категория возникла в период Южной Сун , о чем свидетельствуют литературные источники и примеры произведений искусства. [ 2 ] В этот период цзехуа достиг своего пика и укрепился как жанр живописи, характеризующийся архитектурной точностью и научным влиянием. Столица Южной Сун Линьань – современный Ханчжоу – служила главным центром искусства того периода. Это центральное положение можно объяснить влиянием художников из близлежащего Усина, а также его атрибутами как столицы, отмеченной художественным покровительством и совпадением культурного обмена, а это означает, что Линьань служил культурным и экономическим центром того периода. [ 27 ] Примеры этих работ обычно находились во дворцах или храмах, их сюжеты варьировались от древних сказок до предметов из мира природы.
Покровительство двора цзехуа достигло пика в период Северной Сун, что привело к созданию некоторых из величайших шедевров цзехуа всех времен, таких как « Вдоль реки во время фестиваля Цинмин » 《清明上河图》. [ 28 ] Историк Вэнь Цзянь-Чэн предполагает, что возрождение живописи цзехуа в эпоху Северной Сун можно объяснить растущей известностью пейзажных картин и пониманием реализма. [ 28 ] [ 29 ] Сохранившиеся работы Цзехуа периода Южной Сун обычно изображают крупным планом постройки, которые «часто соседствуют с пустотами, которые наводят на мысль о расстоянии и атмосферном настроении», что является заимствованием ландшафтных особенностей южных литераторов. [ 30 ]
Династия Юань (1279-1368)
[ редактировать ]Начиная с династии Юань , цзехуа в значительной степени заменил другие названия изображений архитектурных предметов и искусственных объектов, такие как термин уму , который буквально описывает «деревянные конструкции» и изображает лодки и повозки. [ 31 ] [ 32 ] В этот период цзехуа продолжал пользоваться придворным покровительством и потребительским спросом, несмотря на уничижительное отношение к нему со стороны литераторских кругов. [ 33 ] Из немногих произведений искусства Цзехуа , относящихся к династии Юань, сохранилось около 100 картин. [ 33 ] Эти картины демонстрируют внимание юаньских художников к деталям и новые традиции Юань цзехуа , такие как техника баймяо или рисование линий без затенения, а также все более популярный модульный подход или перестановка стандартизированных компонентов в композиции. [ 33 ] [ 34 ]
Помимо технических аспектов, при династии Юань произошли изменения в предпочтительных материалах, используемых для Цзехуа живописи . Шелк, пользующийся популярностью среди ученых-литераторов, в период Юань становился все более популярным материалом для живописи: его использовали около 48 процентов картин в музейных коллекциях. [ 35 ] Однако это изменение материала отражается на характеристиках художественных работ: бумага способна сохранять большую плотность чернил и тональность.
Как и в период Южной Сун , Ханчжоу продолжал служить центром художественной изобретательности цзехуа в период Юань. В 1284 году монголы учредили Управление морской торговли, сделав Ханчжоу центром международной торговли, что привело к популярности рынков произведений искусства и экспорту картин Цзехуа в другие соседние страны. [ 36 ]
Мин (1368-1644)
[ редактировать ]В династии Мин произошел спад популярности живописи Цзехуа . В переходный период между периодами Юань и Мин статус цзехуа снизился и стал рассматриваться как низшая традиция ремесла. [ 37 ] Как отмечает Анита Чунг, «в отличие от своих предшественников, почти ни один специалист по цзехуа эпохи Мин не зафиксирован в литературе как достигший безошибочного расчета и правильных пропорций». [ 38 ] Это можно объяснить социальными и политическими факторами, а именно снижением имперского покровительства, упором на технические навыки и растущей популярностью картин литераторов . [ 39 ] В целом, в период Мин наблюдались изменения в технике цзехуа : художники отдавали предпочтение меньшим, более тонким изображениям вместо «структурной ясности» целых зданий, сопоставленных с горным ландшафтом. [ 40 ] Этот сдвиг, возможно, представлен не лучше, чем в картинах Цю Ина того времени, таких как «Весеннее утро во дворце Хань» и «Дворец Цзючэн» .
Цин (1644-1911)
[ редактировать ]С ростом экономической и политической стабильности династия Цин ознаменовала возрождение производства картин цзехуа . [ 41 ] Многие сохранившиеся примеры цзехуа в этот период представляют собой придворные картины, поскольку императорские покровители и представители высшего сословия нанимали художников, чтобы изобразить богатство и великолепие, которыми обладала их жизнь. В свою очередь, благодаря их работам социальный статус художников повысится и позволит им взаимодействовать с другими богатыми потенциальными покровителями. Картины, заказанные придворными, часто подчеркивали материальные блага и изображали такие предметы, как «ритуальные пространства, места и города». [ 37 ] В произведениях искусства, заказанных торговцами, сады часто использовались как способ продемонстрировать свое высокое социальное положение. [ 42 ] Еще одной важной особенностью жанра этого периода является воздействие европейского искусства. На протяжении всего периода Цин художники Цзехуа, работавшие при императорском дворе, знакомились с европейским искусством благодаря визитам миссионеров. Эти путешественники-миссионеры представили новые методы линейной перспективы и затенения, которые позволили добиться большей степени реализма и помогли еще больше усовершенствовать пристальное внимание художников Цин к деталям и укрепить их пространственное восприятие. [ 43 ]
Современный (1911-настоящее время)
[ редактировать ]После падения имперского Китая цзехуа погрузился в безвестность. Лишь на рубеже XXI века наблюдался медленный всплеск интереса современных китайских художников как к возрождению традиционной цзехуа , так и к вдоху новой жизни в ее наследие. На традиционном фронте художник Чжан Сяюн наиболее известен в возрождении традиционных практик творчества цзехуа . Чжан впервые получил широкое признание благодаря своей работе «Арт-рынок Фанлоу», и его произведения были распространены во многих зарубежных музеях, заслужив похвалу за его художественное мастерство тонкой линии письма и его общий вклад в возрождение традиционных художественных техник (大赏).艺术). [ 44 ] Изучение Чжаном архитектуры и структур согласовывает его работу с подробными архитектурными изображениями традиционного цзехуа , а также использует линейную перспективу, наблюдаемую во многих западных картинах и популяризированную в династии Цин цзехуа . [ 45 ] На фронте модернизации многие художники начали экспериментировать с различными средами, сохраняя при этом аспекты традиции цзехуа . Одним из таких примеров являются «керамические пейзажи цзехуа» (陶瓷界画山水), где современные художники используют керамическую керамику в качестве средства, позволяющего выйти за рамки традиционных техник цзехуа и включить традиционные цзехуа практики на фоне шань-шуй , отбросив при этом древний традиционный набор инструментов. в пользу использования большего количества свободной манеры письма, чтобы «выразить традиционный гуманистический дух». [ 46 ] Возрождение цзехуа в 21 веке, движимое как традиционалистами, такими как Чжан Сяюн, так и современными художниками, экспериментирующими с новыми средствами, вдохнуло новую жизнь в эту древнюю форму искусства, гарантируя, что ее наследие сохранится и будет развиваться для будущих поколений.
Художники и произведения искусства
[ редактировать ]Династия Суй
[ редактировать ]
«Весенняя экскурсия» «Весенняя экскурсия» Жан Цзыцянь Жан Цзыцянь
[ редактировать ]Чжан Цзыцянь был знаменитым художником, пережившим переходные периоды династий Северная Ци и Северная Чжоу, а также династии Суй . [ 47 ] Его художественное мастерство, отмеченное безупречным мастерством и новаторским видением, послужило основой для последующей эволюции картин Цзехуа . Его единственная сохранившаяся работа, «Весенняя экскурсия», отклонялась от примитивных архитектурных образов, представленных в каменных рельефах более ранних династий, вместо этого она включала пейзажные темы с тщательно прорисованными структурами, расположенными внутри ландшафта. Это включение элементов цзехуа , а именно тщательно прорисованных архитектурных сооружений, в ландшафтную обстановку — это то, что отличает «Весеннюю экскурсию» как раннее представление живописи цзехуа от просто еще одной пейзажной картины. [ 48 ] Именно это мастерское использование тонкой кисти для создания сложных архитектурных проектов привело к появлению определяющей черты Цзехуа — архитектурной точности и тщательной детализации, подчеркивая важную веху в эволюции этого вида искусства.
Династия Тан
[ редактировать ]
«Павильон Цзянфань» Ли Сысюнь Ли Сысюнь
[ редактировать ]На этапах формирования цзехуа этот вид искусства оставался под глубоким влиянием различных художественных традиций, включая цветовую палитру, фигурную живопись, пейзажные изображения и архитектурный дизайн. Одним из заметных участников династии Тан цзехуа был Ли Сысунь , который оказал значительное влияние, сделав пейзажи выдающимся фокусом в своих композициях цзехуа , тематический выбор, во многом основанный на художественном наследии Чжан Цзыцяня . Ярким примером является его работа «Павильон Цзянфань», которая иллюстрирует сдвиг в сторону преобладания пейзажей над архитектурными сооружениями. Использование Ли Сысунем 唐三彩, трех цветов Тан (зеленый, желтый и белый), лодок и фигур в его цзехуа закрепило их как общие черты цзехуа . Более того, стратегическое расположение лодок в верхних углах картины создавало ощутимое ощущение расстояния и глубины, ранее невиданное в более ранних династических цзехуа . [ 49 ]
«Вилла Ванчуань», «Картина Ванчуань» и «Снежный ручей», «Картина снежного ручья», Ван Вэй 王伟
[ редактировать ]
Ван Вэй , разносторонний человек, известный как один из четырех величайших художников периода Тан, создал несколько Цзехуа произведений . Например, его произведение Цзехуа «Вилла Ванчуань» изображает его собственную резиденцию в мельчайших деталях на фоне заметного пейзажа 山水 и украшено характерными оттенками 唐三彩 (зеленый, белый и желтый) (Чэнь е), символизирующими династии Тан искусство цзехуа . Хотя Ван Вэй, несомненно, рисовал множество предметов и использовал различные стили живописи, когда дело доходит до его цзехуа , он рисовал либо цветами 唐三彩, как это видно на «Вилле Ванчуань», либо монохромными тушью (шуймо), как это видно на нескольких картинах. такие произведения, как «Снежный ручей» 《雪溪图》. [ 50 ] [ 51 ]

«Башня Лоян» «Башня Лоян» Ли Чжаодао Ли Чжаодао
[ редактировать ]Ли Чжаодао, сын знаменитого Цзехуа художника Ли Сысуня , зарекомендовал себя как еще один опытный династии Тан художник Цзехуа , написавший несколько выдающихся произведений. Например, его работа «Башня Лоян» представляет собой тщательно продуманный комплекс павильонов и зданий, излучающий поразительное чувство симметрии вдоль центральной оси. Искусное пространственное взаимодействие и методичное расположение дворцов на картине создают ощутимую атмосферу гармонии и точности. Являясь отражением устоявшихся традиций Цзехуа и прямым наследием влияния его отца, «Башня Лоян» включает в композицию человеческие фигуры и замысловатый фон 山水, практика, которая увеличивает масштаб и глубину произведения искусства, повышая его общую эстетику. Будучи сыном Ли Сысуня, Ли Чжаодао унаследовал и мастерски продолжил наследие своего отца в живописи цзехуа , продемонстрировав замечательный талант в своем ремесле и внося значительный вклад в продолжающуюся эволюцию цзехуа . [ 52 ]
Пять династий Династия
[ редактировать ]«Водяная мельница» «Картина поворота ворот» Вэй Сянь Вэй Сянь
[ редактировать ]
Вэй Сянь был периода Пяти династий, художником Цзехуа родом из Цзинчжао, который прославился своей культовой картиной Цзехуа «Водяная мельница». В период Пяти династий и Северной Сун периода Цзехуа продолжал уделять внимание интеграции разнообразных ландшафтов, как сельских, так и городских. [ 53 ] при этом придавая еще большее значение точности и детализации изображенных структур. [ 54 ] Знаменитая «Водяная мельница» Вэй Сяня является одним из первых визуальных свидетельств этих новых тенденций в развивающемся жанре цзехуа . От декоративных брусьев и деревянной таверны до главного здания самой водяной мельницы, Вэй Сянь демонстрирует свое мастерство нового искусства цзехуа , изображая правительственную водяную мельницу у входа в реку, включая весь процесс помола, доставку и многое другое. деятельность. [ 55 ] Картина стала считаться представителем одного из самых высоких достижений в истории архитектурной живописи, оказав влияние на последующие шедевры Цзехуа , такие как икона Цзехуа династии Сун « Вдоль реки во время фестиваля Цинмин ». [ 56 ]
Северная песня
[ редактировать ]
«Летний дворец императора Мин» «Летний дворец императора Мин» Го Чжуншу Го Чжуншу
[ редактировать ]Го Чжуншу , выдающийся деятель периода Пяти династий и династии Сун , известен своим многогранным талантом художника Цзехуа , ученого и филолога. Он продемонстрировал замечательную универсальность в живописи различных предметов, включая пейзажи, архитектурные сооружения и фигуры. Что касается конкретно его вклада в цзехуа , то в его работах заметно представлены дворцы, павильоны и дома. Отличительный стиль Го включал в себя такие приемы, как богатая структура, центральные штрихи, плавное течение без острых углов, смелые и выразительные линии, а также искусное нерегулярное расположение с тщательным вниманием к почерку, соединениям, линиям и штриховке. [ 57 ] В период Сун монохромные чернила становились все более популярными среди художников Цзехуа , из которых Го Чжуншу не был исключением. Его картина «Летний дворец императора Мин» демонстрирует его мастерство в технике туши, как для тщательно продуманных архитектурных сооружений, так и для высокодетализированного пейзажа. [ 58 ] Владение Го Чжуншу практикой знающих архитекторов было настолько невероятным, что он даже превзошел их, опубликовав исторический анекдот, в котором записано, как Го успешно предупредил Юй Хао , самого опытного архитектора Северной Сун, об ошибке в проекте пагоды Юя, основанном исключительно на миниатюре Юя. модель, за предупреждение, которому Ю был всегда благодарен. [ 59 ] Исторические записи также указывают на то, что Го, как известно, практиковал технику от руки в цзехуа, а именно, он не прибегал к линейкам, а скорее мог рисовать необходимые прямые линии от руки. [ 60 ] Го Чжуншу повсеместно признан одним из самых престижных специалистов по цзехуа , когда-либо живших на свете. [ 59 ]
«Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» Чжан Цзэдуань Чжан Цзэдуань
[ редактировать ]Чжан Цзэдуань был художником-пейзажистом династии Сун , прославившимся своей культовой картиной « Вдоль реки во время фестиваля Цинмин », которая является самым знаменитым образцом не только династии Сун Цзехуа , но и величайшего художественного блеска Китая, получившего название «Китайская Мона Лиза». [ 61 ] Произведение искусства заслужило свою известность за сложное изображение городской жизни во время фестиваля Цинмин , а также за интеграцию в его композицию элементов культурного и исторического значения. Свиток длиной более 17 футов разворачивается как яркая хроника повседневной деятельности, показывая тщательно прорисованные шумные рынки, сделки в магазинах, общественные собрания, прогулки на лодках, прогулки на лошадях и множество других элементов, которые достоверно отражают суть того периода. на фоне архитектурного ландшафта, просто захватывающего дух по широте, масштабу и точности архитектурной визуализации. Свидетельством его наследия является произведение Чжан Цзэдуаня « Вдоль реки во время фестиваля Цинмин », вдохновившее бесчисленное множество художников Цзехуа последующих династий, даже в период Цин , созданием сотен копий, копий и даже подделок уважаемых произведений искусства. копии, каждая из которых соответствует общей композиции и теме оригинала, но отличаются деталями и техникой, что закрепило имя Чжан Цзэдуаня в качестве столпа в анналах история Цзехуа . [ 62 ]
Династия Юань
[ редактировать ]«Регата лодок-драконов» «Регата лодок-драконов» Ван Чжэньпэн Ван Чжэньпэн
[ редактировать ]Родом из Вэньчжоу в провинции Чжэцзян , Ван Чжэньпэн стал знаменитым светилом в области живописи цзехуа , оставив неизгладимый след во времена династии Юань . Его художественное мастерство принесло ему почетный титул «弧云处士» от императора Жэньцзуна из династии Юань . Ван Чжэньпэн унаследовал Го Чжуншу . технику рисования [ 63 ] Ван Чжэньпэн унаследовал акцент Южной Сун на консольных и параллельных линиях, что продемонстрировано в его картинах, таких как «Регата лодок-драконов». [ 64 ] при этом техники живописи, используемые Вангой, полностью отличаются от всех предыдущих. Две его техники включали гибко расположенные модульные мотивы и великолепно отполированные чернильные линии. [ 65 ] Исторические записи показывают, что Ван Чжэньпэн активно представил своего цзехуа на престол и впоследствии был назначен на высокую должность императором Вэньцзуном , работая по заказу самого юаньского двора. [ 66 ] Он стал самым знаменитым цзехуа художником при дворе Юань , и даже после того, как Ван постепенно исчез со сцены искусства во время правления Вэньцзуна, его ученики, такие как Ли Жунцзин , Вэй Цзюдин и Чжу Юй, и другие последователи продолжали развивать его искусство. стиль Цзехуа . [ 67 ]

«Картина Ханьюань» «Картина Ханьюань» Ли Жунцзиня Ли Жунцзинь
[ редактировать ]
Ли Жунцзинь , выдающийся художник-пейзажист династии Юань , был учеником знаменитого Цзехуа художника Ван Чжэньпэна . Унаследовав стиль Ван Чжэнпэна и умело сочетая технику от руки и правила, [ 68 ] «Картина Ханьюань» Ли Жунцзиня ярко демонстрирует влияние пейзажной традиции Северной Сун , особенно связанной с Ли Чэном и Го Си , на Юань цзехуа мастеров . На картине изображены далекие туманные холмы у текущей реки, созданные тонкой кистью. Размытые берега рек и деревья усиливают пустынную атмосферу, а скалы на переднем плане, имеющие форму катящихся облаков, представляют собой мотивы Ли-Го. Ван Чжэньпэна В этой работе Ли Жунцзин гармонично сочетает элементы пейзажа Северной Сун со стилем цзехуа . [ 69 ] Однако, хотя архитектурный пейзаж Ли Жунцзиня «Ханьюань Ту» частично наследует стиль скал и деревьев Ли Чэна и крупномасштабные композиции Северной Сун, он смягчает непоследовательность перспективной трактовки Ли Чэна в монументальном пейзаже, устанавливая последовательную точку зрения, тем самым растворяя напряжение между художественным видением и реальным видением в их искусстве. [ 70 ] Эта, как и другие работы Ли Жунцзиня, послужила большим источником вдохновения для последующих художников Цзехуа, а копии и имитации распространились даже за пределы Китая в соседние страны, такие как Япония. [ 71 ]
«Желтый павильон» «Башня желтого журавля» Ся Юн Ся Юн
[ редактировать ]Ся Юн , художник эпохи Юань , славится своим новаторским подходом к этому виду искусства, особенно своей новаторской техникой, известной как «открытая вышивка», которая исчезла во времена династии Мин . [ 72 ] Помимо своего технического мастерства, он создал модульную систему и традицию простого рисования, которая не имела аналогов. [ 33 ] Как продемонстрировано в «Желтом павильоне», работы Ся демонстрируют поразительную степень модульности, или, другими словами, искусства организации модульных компонентов для построения архитектурных образов. [ 34 ] Например, все наборы кронштейнов в его изображении Желтого павильона представляют собой просто последовательное дублирование одного и того же набора кронштейнов без каких-либо различий или незначительных несоответствий, которые могли бы присутствовать в строго реалистическом изображении реального здания. Модульность Ся Юна в «Желтом павильоне» даже распространилась на представление орнаментов конька крыши в более абстрактной и стандартизированной форме по сравнению с более ранними традиционными изображениями цзехуа , в которых приоритетом была точность и детализация. [ 73 ] а также общее упрощение архитектурных единиц внутри строительных конструкций, таких как сложная сеть консолей. [ 74 ] Его разумное повторное использование модулей, иногда с модификациями, надолго повлияло на последующие тенденции цзехуа , свидетельствуя о неоценимом вкладе Ся в эволюцию цзехуа в истории китайского искусства. [ 75 ]
Династия Мин
[ редактировать ]«Наслаждение древностями» Ду Цзинь Ду Цзинь
[ редактировать ]
Родом из Данту в современном Чжэньцзяне , провинция Цзянсу, Ду Цзинь зарекомендовал себя как выдающаяся фигура в живописи династии Мин , преуспев в живописи фигур, цзехуа и пейзажной живописи. Из-за падения популярности цзехуа в эпоху Мин Ду Цзинь вместе со своими современниками цзехуа сместил свое внимание на создание интимных и замысловатых изображений в небольших внутренних пространствах. Яркий пример такого подхода можно увидеть в его работе «Наслаждаясь древностью», которая резко контрастирует с архитектурной ясностью, которая характеризовала Цзехуа во времена ранней династии Юань . Ду Цзина Примечательно, что цзехуа выдвинуло фигурные картины на первый план и отвело архитектурные конструкции на роль фоновых элементов, контекстуализирующих его фигуративные и повествовательные сюжеты, тем самым расширив художественный диапазон этого вида искусства. В отличие от возрождения красочных палитр в произведениях искусства династии Мин, Ду Цзинь продолжил традицию Юаньцзехуа монохромной техники «баймяо», техники кисти, которая создает четко контролируемый, гибкий контурный рисунок тушью без какого-либо цвета или размытия, в то время как его глубокая признательность за тонкий стиль Художники Южной Сун также продемонстрировали его универсальность и художественный диапазон как художника Цзехуа . [ 76 ]
«Весеннее утро во дворце Хань» и «Дворец Цзючэн» Цю Ин
[ редактировать ]
родом из Тайцана в провинции Цзянсу и Цю Ин занимает выдающееся место как один из «Четырех мастеров школы У» (吴门四家). На его творческий путь глубокое влияние оказал Чжо Чэнь, который признал и воспитал многообещающий талант Цю Ина. Цю Ин входит в число «Четырех мастеров династии Мин», группы очень влиятельных художников, чьи работы оказали глубокое влияние на более поздних художников и внесли значительный вклад в развитие цзехуа и других стилей живописи как внутри Китая, так и за его пределами. . Художественная одиссея Цю Ина началась с тщательного копирования шедевров династий Тан и Сун , что заложило прочную основу для его будущего художественного мастерства в цзехуа . [ 77 ] Примечательно, что Цю Ин создал цзехуа , который либо соответствовал более традиционным изображениям цзехуа сохранившихся зданий, как это видно во «Дворце Цзючэн», либо соответствовал новым тенденциям Мин цзехуа , заключающимся в интимных и очень детализированных сценах в небольших внутренних пространствах, как это видно в «Весне». Утро во дворце Хань . Тем не менее, независимо от того, к какой категории относился его цзехуа , Цю Ин всегда использовал яркую, яркую цветовую палитру — уникальную особенность, возродившуюся в период Мин — и одновременно проявлял свое характерное кропотливое внимание к деталям, проявляющееся в каждом аспекте его картин, начиная с тщательного архитектурные элементы были преобразованы в реалистичные изображения фигур и пейзажей в композиции.
Династия Цин
[ редактировать ]«Павильон из удового дерева» «Павильон из удового дерева» Юань Цзян Юань Цзян
[ редактировать ]
Юань Цзян , родом из Цзянду , Цзянсу , был уважаемым художником Цзехуа во времена ранних династий Цин . Из-за непопулярности цзехуа в период Мин информация о практикующих цзехуа от периода Мин до раннего Цин скудна, поэтому о жизни и творчестве Юань Цзяна мало что известно. [ 78 ] Однако Цзехуа эпохи Цин стал свидетелем притока западного влияния на линейную перспективу, затенение и пространственное осознание. [ 79 ] Юаня и первые ранние следы этого влияния очевидны во многих цзехуа , таких как «Павильон Агарового дерева». Примечательно, что Юань часто увеличивал высоту и форму крыш своих архитектурных объектов, чтобы придать им величие и богатство, придавая сильное декоративное мастерство своим разнообразным изображениям стилей крыш и мостов, характерным для его Цзехуа . работ [ 80 ] Интересно, что в своей интерпретации павильона Агарвуда Юань представлял здание без прямого отсылки, наполняя его яркими, насыщенными цветами, которые отличали его как творческое произведение от традиционного цзехуа , ориентированного на реалистичные архитектурные изображения. [ 80 ]
«Персиковый сад» и «Полосатая ширма во дворе Шаньшуй» Юань Яо Юань Яо
[ редактировать ]
Юань Яо , выдающийся автор живописи Цзехуа во времена династии Цин , в течение длительного периода оставался окутанным относительной безвестностью, а исторические отчеты часто ошибочно смешивали его имя с именем Юань Цзяна , коллеги-художника. [ 81 ] Среди художников династии Цин, живших в Янчжоу , Юань Яо стал ведущим талантом, продемонстрировав исключительное мастерство не только в технике цзехуа , но и в ландшафтном искусстве, а также в изображении птиц и цветов. Первое документальное упоминание имени Юань Яо можно найти в 画人补遗, относящемся к периоду Цяньлун . [ 82 ] Примечательно, что Юань Яо разделял семейные связи с Юань Цзяном, что вызвало среди ученых спекуляции об их точных отношениях, возможно, родственных отношениях дяди и племянника или даже отца и сына. Тем не менее, работы Юань Яо ясно демонстрируют влияние цзехуа Юань Цзяна, что видно по общей линейной перспективе, затенению и пространственному осознанию архитектурных элементов в таких произведениях, как «Персиковый сад» и «Полосатая ширма во дворе Шаньшуй», все из которых Это работы преимущественно пейзажного характера, но с явным включением архитектурных элементов цзехуа , слияние которых образует фирменный стиль Юань Яо. Эти архитектурные элементы демонстрируют твердое понимание Юань Яо жанроопределяющих приемов архитектурной тщательности Цзехуа , что проявляется в точных мазках структур, выполненных с помощью линеек, и кропотливом внимании к деталям. [ 83 ]
«Пейзажи» Цзяо Бинчжэнь Цзяо Бинчжэнь
[ редактировать ]
Цзяо Бинчжэнь, родившийся в Цзинине, Шаньдун, был знаменитым художником династии Цин , занявшим новаторскую роль в истории искусства, став первым художником династии Цин, который полностью объединил традиционную китайскую цзехуа живопись западной живописи с элементами . Примечательно, что Цзяо Бинчжэнь был эрудитом, превосходным художником и учёным, с глубоким пониманием западного искусства и математики, особенно математических принципов. Его современный художественный подход умело сочетал в себе отличительные особенности цзехуа , такие как наклон, единая встроенная воздушная перспектива и тщательная манера письма в сочетании со сложными деталями, с западными техниками, плавно интегрируя полностью визуализированные далекие горизонты и пространственную перспективу в его работы, как видел в его произведении «Пейзажи». [ 84 ] Такое современное слияние демонстрирует влияние Цзяо на зрелую эволюцию цзехуа в династии Цин до того, как этот вид искусства безвременно ушёл в безвестность с падением имперского Китая.
Влияние в Восточной Азии
[ редактировать ]Хотя производство цзехуа в первую очередь было обусловлено местным спросом, крайне важно не упускать из виду интригующие связи, возникшие за пределами местной сферы. В шестнадцатом веке Цзехуа художника Ся Юна имя появилось в японских источниках, а некоторые из его картин и имитаций, такие как Павильон Юэян, принадлежащий Масамунэ Токусабуро, и Дворец у реки в коллекции Цзиньюань Чжай, либо сохранились, либо получили распространение. в Японии. Ся не было И при этом цзехуа единственным искусством цзехуа, оставившим свой след в соседних странах. Например, произведение цзехуа , имитирующее Жунцзиня Ли дворец Хань и впоследствии собранное Городским музеем изящных искусств Осаки, обрело популярность в Японии . [ 85 ] и хорошо известно, что существовало довольно много копий « Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» 清明上河图, а также оригиналов и имитаций Цзехуа работ художника Цю Ин в корейских коллекциях эпохи Чосон . [ 86 ] Это подчеркивает примечательный аспект арт-рынка Цзехуа – его экспорт в другие страны Восточной Азии.
Время, когда изделия Цзехуа впервые поступили на зарубежный рынок, остается неясным. Однако создание Управления морской торговли в Ханчжоу в 1284 году обеспечило Ханчжоу продолжение играть жизненно важную роль в международной торговле и морском судоходстве и тесно связало его с Цинъюань (современный Нинбо ), крупным портом для торговли с Японией. [ 85 ] Таким образом, хотя документальных свидетельств может не хватать, нельзя отрицать, что японские монахи и торговцы активно искали картины на художественных рынках Ханчжоу и Нинбо во время перехода Юань-Мин. Что касается раннего периода Мин , исторические записи показывают, что Асикага Ёсимаса официально отправлял послов для приобретения китайских произведений искусства, и японские художники нередко ездили в Китай, чтобы обучаться технике китайской живописи, адаптируя китайские стили, в том числе цзехуа , к своим собственным. Японское искусство. [ 22 ] Исторические записи также показывают, что цзехуа широко распространялся по Корее : посланники Чосон из Кореи в период Цин часто приобретали цзехуа как у придворных художников Цин , так и у профессиональных художников, работающих по частным заказам или на рынках, а затем использовали их в качестве шаблонов для своих собственных. Корейские придворные картины. [ 87 ] Таким образом, несмотря на то, что его несколько омрачает процветающий ландшафт литературы , можно с уверенностью утверждать, что цзехуа продолжал процветать, реагируя на потребности как местного, так и зарубежного рынков и постоянно влияя на художественные траектории соседних с Китаем стран, тем самым обеспечивая более полное понимание мира искусства Восточной Азии в четырнадцатом-девятнадцатом веках. [ 88 ]
Одним из известных примеров межкультурного влияния китайского цзехуа на японское искусство является не что иное, как школа живописи Кано . Стиль школы объединил различные аспекты традиционной китайской живописи с типичной японской живописью . [ 89 ] Цзехуа , кстати, можно явно рассматривать как один из этих влиятельных традиционных живописи китайских стилей в произведениях искусства школы Кано , поскольку несколько известных произведений школы Кано , таких как «Сцены в Киото и его окрестностях» , заметно демонстрируют архитектуру, нарисованную в стиле, очень напоминающем китайскую цзехуа, созданную незадолго до этого. примерно в один и тот же период времени. Например, хотя архитектура, изображенная в «Сценах в Киото и его окрестностях», обладает ярко выраженными японскими художественными качествами, такими как облака из сусального золота, окутывающие город, и интенсивное использование цвета, она все же имеет сильное сходство с копиями « Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» . в частности, несколько копий династии Мин, созданных неизвестными художниками на рынке Сучжоу, которые признаны сознательным подражанием стилю художника Цзехуа Цю Ина, [ 90 ] датировка произведения где-то концом 1500-х годов, до создания «Сцен в Киото и его окрестностях» в начале 1600-х годов. Сравнение обеих картин показывает, что японские работы сохраняют ту же линейную перспективу, композицию, безупречную точность и расчет линий, которые используются в детальных архитектурных визуализациях – все это определяющие качества произведений искусства Цзехуа . Эти картины школы Кано , такие как «Сцены в Киото и его окрестностях», глубоко повлияли на развитие японского искусства для будущих поколений, позволяя с уверенностью утверждать, что Цзехуа оставил неизгладимый след в эволюции художественного ландшафта Японии. [ 91 ]
Длительное влияние китайской цзехуа на корейское искусство, пожалуй, не лучше иллюстрируется, чем «Штрих дворца Хань» и другая группа картин, известная как «Башни и павильоны» и «Дворец в роскошных цветах» . Все эти корейские произведения изображают архитектуру, напоминающую китайские дворцы на фоне пейзажа, и использовались для украшения дворцовых комплексов эпохи Чосон из-за их благоприятной символики мирного, процветающего общества древних китайских династий. Примечательно, что архитектура, показанная в фильмах «Экран дворца Хань» , «Башни и павильоны» и «Дворец в роскошных цветах» , не обязательно является реалистичным изображением исторических дворцов и построек ханьской империи, а скорее воображаемым изображением великолепных экзотических зданий, имитирующих китайские павильоны. [ 92 ] Эта техника использования идеализированных модулей китайских архитектурных элементов является прямым наследием модульной системы цзехуа , разработанной в юаньском Китае, корни которой уходят еще в период Тан . [ 92 ] Таким образом, связь корейского искусства с китайским цзехуа неоспорима и еще раз доказывает важную роль цзехуа во влиянии корейского искусства и восточноазиатского искусства в целом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шэнь Каншэнь Шэнь Каншен, «Цзехуа шиксуэ он тушисюэ» Точка зрения и перспектива Цзехуа, в Антологии истории науки и технологий Кэцзиши вэньцзи (Шанхай: Шанхай кексюэ джишу чубанше, 1982), 8:161.
- ^ Jump up to: а б Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 11 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Го Жосюй Го Жосюй, Тухуа цзяньвэнь чжи Опыты в живописи, цзюань 1, в серии «История живописи Хуаши конгшу», изд. Ю Анлан (Шанхай: Шанхай женьминь мейшу чубанше, 1982), 1:6.
- ^ Анлан, Ю (1982). Серия «История живописи Хуаши Цуншу» : Шанхайский ренмин мэйшу чубанше.
- ^ Рао Цзыран, Хуэйцзун Ширцзи, Хуэйцзун Ширцзи [Двенадцать ошибок в традиции живописи], в «Китайской живописи и каллиграфии Чжунго шухуа цюаньшу», изд. Лу Фушэн (Шанхай: Шанхай шухуа чубанше, 2000), 2:952.
- ^ Ю, Леци (2022). Архитектура живописи: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Издательство Гонконгского университета, стр. 13 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Издательство Гонконгского университета, стр. 14 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Хуан Сюфу Хуан Сюфу, Ичжоу минхуалу Записи известных художников Ичжоу, Цзюань Чжун, в серии «История живописи Хуаши конгшу», изд. Ю Анлан (Шанхай: Шанхайский женьминь мейшу чубанше, 1982), 4:20.
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Издательство Гонконгского университета, стр. 15 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Рен, Байхуа (2020). «Водяная мельница: подлинность и анализ древней китайской живописи Цзехуа». Университет Глазго, с. 22.
- ^ Чжан Яньюань Чжан Яньюань, Лидай минхуа цзи Записи известных картин последовательных династий, цзюань 5, в серии «История живописи Хуаши конгшу» , изд. Ю Анлан Ю Анлан (Шанхай: Шанхай женьминь мейшу чубанше, 1982), 1: 70 пер. Джером Сильбергельд, «Все удаляющиеся вместе, сто наклонных линий: репликация, вариация и некоторые фундаментальные проблемы изучения китайской живописи архитектуры», в книге «Цяньнянь даньцин: Сиду Чжун Жи кан Чжунго Тан, Сун, Юань Хуэйхуа Чжэньпин Тысяча лет жизни ». Живопись: тщательное исследование сокровищ китайской живописи династий Тан, Сун и Юань, собранных в Китае и Японии, изд. Шанхайского музея (Пекин: Издательство Пекинского университета, 2010), 16.
- ^ Чжу Цзинсюань Чжу Цзинсюань, Танчао Минхуа Лу Запись об известных художниках династии Тан, в Чжунго шухуа цюаньшу », изд. Лу Фушэн (Шанхай: Шанхай шухуа чубанше, 2000), 1:161. « Китайской живописи и каллиграфии
- ^ Тан Хоу Тан 啕, Гуджин хуацзянь 古 Современная живопись Цзянь [Исследование живописи прошлого и настоящего], в Чжунго шухуа цюаньшу Полной книге китайской живописи и каллиграфии , изд. Лу Фушэн 路 Фушэн (Шанхай: Шанхай шухуа чубанше, 2000), 2: 903.
- ^ Ю, Леци (2022). Архитектура живописи: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг Гонконгский университет, стр. 15–16. .: 978-988-8754-23-6 .
- ^ Сюй Цинь Сюй Цинь, Мин хуа лю Записи живописи Мин, цзюань 1, в серии «История живописи Хуаши конгшу» , изд.
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 32. ISBN 978-0-8248-6226-8
- ^ Чжан Яньюань Чжан Яньюань, Лидай минхуа цзи Записи известных картин сменяющих друг друга династий, цзюань 2, в серии «История живописи Хуаши конгшу» , изд. Ю Анлан Ю Анлан (Шанхай: Шанхай мейшу чубанше, 1982), 1: 22 пер. изменено на основе Сьюзан Буш и Сяо-янь Ши, Ранние китайские тексты по живописи (Гонконг: Издательство Гонконгского университета, 2012), 61–62.
- ^ Каталог картин Сюаньхэ хуапу Сюаньхэ [Каталог картин Сюаньхэ], 8 цзюань, в серии «История живописи Хуаши конгшу », изд. Ю Анлан Ю Анлан (Шанхай: Шанхай женьминь мейшу чубанше, 1982), 2:81.
- ^ Чжэн Цзи Чжэн Цзи, Мэнхуань цзюй хуасюэ цзяньминь Сущность техники живописи студии Мэнхуань, цзюань 1, в Сюсю сыку цюаньшу (Шанхай: Шанхай гуцзи чубанше, 1995), 1086: 191–192.
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Гонконгский университет, стр. 16–17. ISBN 978-988-8754-23-6
- ^ Фу, Синиан и Александра Харрер (2017). «Архитектура Северной Сун в картине: Тысяча ли рек и гор Ван Симэна». Традиционная китайская архитектура: двенадцать эссе , под редакцией Нэнси С. Стейнхардт, Princeton University Press, стр. 296.
- ^ Jump up to: а б с Ю, Леци (2022). Архитектура живописи: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Гонконг Press, стр. 6 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ван, Яньюнь (январь 2009 г.). « — путь развития Цзехуа до династии Сун» ( УКРАШЕНИЕ) . Опираясь на правителей, выходя за рамки норм
- ^ Ю, Леци (2022). Архитектура живописи: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг Гонконг Пресс, стр. 15–16. .: 978-988-8754-23-6 .
- ^ Ян Синь ; Ричард М. Барнхарт; Не Чунчжэн; Джеймс Кэхилл ; Лан Шаоцзюнь; У Хун (1997). Три тысячи лет китайской живописи . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07013-2
- ^ Стейнхардт, Нэнси Шацман. «Архитектурная икона Тан и политика китайской архитектурной истории», The Art Bulletin (том 86, номер 2, 2004 г.): 228–254. Страница 228.
- ^ Леци, Ю (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 127 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Jump up to: а б Лю, Хэпин (2002). « Водяная мельница» и Императорский покровительство Северной Сун искусству, торговле и науке» . Художественный вестник . 84 (4): 566–595. дои : 10.2307/3177285 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3177285 .
- ^ Ченг, Вэнь-Цянь (2016). «Картины с изображением путешествующих повозок с быками (Панче Ту) в эпоху династии Сун (960–1279)» . Архивы азиатского искусства . 66 (2): 239–269. ISSN 0066-6637 . JSTOR 24812167 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 29. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае Издательство Гонконгского университета, стр. 8. , Гонконг : 978-988-8754-23-6 .
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 17 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 18 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Jump up to: а б Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 51 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 96 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Ю, Леци (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае , Гонконг: Издательство Гонконгского университета, стр. 135 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Jump up to: а б Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Рисование границ . Издательство Гавайского университета. п. 29. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 33. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 32. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 34. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 46. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 156. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ Чунг, Анита (18 декабря 2017 г.). Очерчивание границ: архитектурные образы в Цинском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 61. дои : 10.1515/9780824862268 . ISBN 978-0-8248-6226-8 .
- ^ «Мировая живопись Чжан Сяою — странная вершина в области китайской живописи и каллиграфии» . iMedia . 24 ноября 2023 г. Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Линь, Ци (9 августа 2016 г.). «Художник в свои золотые годы придает новый блеск умирающему виду искусства» . английский.www.gov.cn . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Сюн, Гохуа (16 декабря 2021 г.). «Сюн Гохуа: Развитие пейзажной живописи в современном мире керамики - Сеть керамики Ядао» www.yadao8.com Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Ван, Яньюнь (4 января 2009 г.). и посылать чудесные принципы за рамки правил - особенности развития древних пограничных картин до династии Сун» ( «Оставаться в рамках правил 4): 28. doi : 10.3969/j. .issn.1674-7518.2009.04.003 – через CNKI.
- ^ Ван, Яньюнь (4 января 2009 г.). и отправляйте замечательные принципы, выходящие за рамки правил, - особенности развития древних пограничных картин до династии Сун» ( «Оставайтесь в рамках правил 4): 15. doi : 10.3969/ j. .issn.1674-7518.2009.04.003 – через CNKI.
- ^ Чен, Яцин (2016). «Пьяный в павильоне Цзянфань» . Путеводитель по инвестициям в коллекцию (10): 50 – через CNKI.
- ^ Ван, Ю Нонг (январь 2018 г.). «Хуа - Он Ван Вэй, четыре великих художника династии Тан» . Красота и времена (промежуточный выпуск) · Art Journal / «Beauty & Times» : 76 - через CNKI.
- ^ «Ван Вэй» . Китайский онлайн-музей . 4 февраля 2015 г.
- ^ «Ли Чжаодао» . Китайский онлайн-музей , 3 февраля 2015 года.
- ^ Мэй, Хао (2019). » произведением Вэй Сяня ( «Является ли национальное достояние «Вращающаяся машина у ворот 2): 75 – через CNKI.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368 гг.» Издательство Гонконгского университета : 7 – через HKU.
- ^ Рен, Байхуа (2020). «Водяная мельница: подлинность и анализ древней китайской живописи Цзехуа». Университет Глазго : 23, 149.
- ^ Рен, Байхуа (2020). «Водяная мельница: подлинность и анализ древней китайской живописи Цзехуа». Университет Глазго : 23.
- ^ Ли, Чен, Ян (2016). уединения императора Мин» Го Чжунну» . Оценка « Летнего «Великолепное и деликатное -
- ^ Ли, Ли (2016). «Великолепное и деликатное - Оценка «Летнего прибежища династии Мин» Го Чжунну» . Оценка шедевров: литературное исследование (поздно) (10): 49 - через CNKI.
- ^ Jump up to: а б Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг.» Издательство Гонконгского университета : 1 – через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368 гг.» Издательство Гонконгского университета : 12 – через HKU.
- ^ Брэдшер, Кейт (3 июля 2007 г.). «Китайская «Мона Лиза» редко появляется в Гонконге» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Доар, Брюс. «Международная конференция по жанровым картинам Цинмин Шанхэ Ту и династии Сун, Пекин, 10–12 октября 2005 г.», Информационный бюллетень «Наследие Китая», Проект «Наследие Китая» 4 (декабрь 2005 г.)
- ^ Шу, Б. (январь 2018 г.). «Но с общей радостью всех людей создайте немое стихотворение — Благодарность Ван Чжэньпэну «Переход дракона в пруду дракона»» . Образовательный журнал для пожилых людей (каллиграфия и живопись) /. «Образовательный журнал для пожилых людей (6): 49 – через CNKI.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 70 - через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368 гг.» Издательство Гонконгского университета : 18 – через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 85 - через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 90 - через HKU.
- ^ Чэнь, Цзяи (2022). «Краткий анализ творческого замысла краевой картины «Мода завтрашнего дня» ( 12 ): 73 – через CNKI.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 109 - через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в юаньском Китае, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 81–82 – через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 135 – через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 23 – через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в Китае, юань, 1271–1368». Издательство Гонконгского университета : 62 – через HKU.
- ^ Ю, Леци (2022). «Живописная архитектура: Цзехуа в юаньском Китае, 1271–1368 гг.» Гонконгский университет : 70 – через HKU.
- ^ Леци, Ю (2022). Живопись Архитектуры: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Гонконгский университет, стр. 54.
- ^ «Глядя на эстетику коллекции литераторов династии Мин из «Древних картин» Ду Цзина . Соху . 2019.
- ^ Линь, Ся (2018). «Цю Ин и его «Весенний рассвет во дворце Хань» . Коллекция «Путеводитель по инвестициям» (4): 51 – через CNKI.
- ^ Цзян, Чжицзянь (2009). «Юань Цзян и его граничные картины» « Искусство живописи и каллиграфии» (2): 50 - через CNKI.
- ^ Чанг, Анита (2004). «Рисуя границы: архитектурные образы в Цинском Китае» . Издательство Гавайского университета : 61 – через Архитектурные изображения в Цинском Китае, Издательство Гавайского университета, 2004. ProQuest.
- ^ Jump up to: а б Ю, Вэй, Лю (2017). Юань Цзяна и картин на границах павильонов» « Архитектурные характеристики пейзажей (33): 91 – через CNKI.
- ^ Не, Чунчжэн (1979) Яо о Янчжоу» ( «Две работы Юань 4): 46 – через CNKI.
- ^ Чжан, Цзяньминь (2020). Таоюань» Юань Яо в эпоху Цин» . «Анализ элементов изображения границ в « Картине (3): 140 - через CNKI.
- ^ Чжан, Цзяньминь (2020). «Анализ элементов живописи границ в «Картине Таоюань» Юань Яо в культурных реликвиях Центральной равнины (3): 142–143 - через CNKI.
- ^ Пан, Цзинь (январь 2019 г.) «Императорские картины земледелия и ткачества Цзяо Бинчжэня: Свидетели художественных тенденций династии Канси» Художественная панорама (10): 84 - через CNKI.
- ^ Jump up to: а б Ю, Леци (2022). Архитектура живописи: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Гонконг Press 135. ISBN. 978-988-8754-23-6 .
- ^ Со, Юнджон (июнь 2019 г.). «Новый взгляд: коммерческие картины и гравюры из Китая и европейские техники живописи в придворной живописи позднего Чосона». Акта Кореана . 22 (1): 75.
- ^ Со, Юнджон (июнь 2019 г.). «Новый взгляд: коммерческие картины и гравюры из Китая и европейские техники живописи в придворной живописи позднего Чосона». Акта Кореана . 22 (1): 70, 77.
- ^ Ю, Леци (2022). Архитектура живописи: Цзехуа в Китае, 1271–1368 гг .: Гонконгское университетское издательство, стр. 136 . 978-988-8754-23-6 .
- ^ Хаджян, Калеб (17 декабря 2021 г.). «Стиль живописи Кано: слияние японского и китайского искусства» .
- ^ Ван, Чэн-Хуа (2020), «Одна картина, два императора и их культурные программы: новая интерпретация живописи Цинмин Шанхэ 1737 года», Архивы азиатского искусства , 70 (1): 85–117.
- ^ Отдел азиатского искусства (октябрь 2003 г.). «Школа живописи Кано» .
- ^ Jump up to: а б Со, Юнджон (июнь 2019 г.). «Новый взгляд: коммерческие картины и гравюры из Китая и европейские техники живописи в придворной живописи позднего Чосона». Акта Кореана . 22 (1): 63.