Наводнение Валхерена
Наводнение Валхерена было преднамеренным, но неконтролируемым [я] военное наводнение , вызванное бомбардировкой союзниками морских дамб бывшего острова Валхерен в Зеландии 3 октября 1944 года и после него в контексте операции «Увлечение» во время битвы при Шельде после вторжения союзников в Нормандию во время Второй мировой войны . Хотя наводнение было оправдано военной необходимостью , остается спорным, было ли оно соразмерным, учитывая предсказуемые разрушительные последствия для гражданского населения и экологии острова. Тот факт, что проломы в морских дамбах острова оставались открытыми в течение очень долгого времени (до октября 1945 года), подвергая остров полному воздействию приливов, происходящих два раза в день, нанес серьезный ущерб сельскохозяйственным землям и инфраструктуре, а также серьезный ущерб. трудности для гражданского населения. Оставление брешей открытыми на столь длительное время, что было неизбежно из-за нехватки ресурсов во время войны, делавшей закрытие невозможным, подвергало их размыву приливами, которые расширяли и углубляли их до такой степени, что закрытие их в конечном итоге стало чрезвычайно трудным. , что требует разработки новых методов строительства дамб, таких как использование кессоны . Последняя брешь была закрыта 23 октября 1945 года, а осушение острова продолжалось до начала 1946 года. Только после этого можно было начать восстановление инфраструктуры, реконструкцию жилого фонда и экономики острова. Валхерен был спасен во время наводнения в Северном море 1953 года , опустошившего многие другие части Зеландии.
Фон
[ редактировать ]Быстрое продвижение союзных армий в начале сентября 1944 года создало проблему с логистикой: линии снабжения из импровизированных портов в Нормандии на фронт стали слишком длинными. Использование порта Антверпена этого города союзниками могло бы решить эту проблему, но после освобождения 3–4 сентября 1944 года берега устья Шельды все еще находились в руках немецкой армии, что позволяло ей блокировать судоходство в Антверпен. Особенно бывший остров Вальхерен в устье Западной Шельды превратился в бастион, изобилующий береговыми батареями дальнего действия, контролировавшими морские подходы. минных полей, установленных немцами на судоходном канале в Антверпен В свою очередь это сделало невозможным разминирование тральщиками . Таким образом, очистка Валхерена стала военной необходимостью.
Планирование операции «Увлечение»
[ редактировать ]Задача очистить остров была дана Первой канадской армии под командованием генерал-лейтенанта Гая Саймондса . Планирование операции Отделом планирования Первой канадской армии началось 19 сентября 1944 года. Первоначально пехотная атака через остров Зюйд-Бевеланд и Слоедам , соединявшую его с Вальхереном, поддерживалась воздушными десантами с обеих сторон эта дорога была предусмотрена. Хотя атака пехоты в конечном итоге была реализована в битве при Валхерен-Козуэй , высадка с воздуха была исключена, поскольку операция «Маркет Гарден» уже истощила имеющиеся воздушно-десантные силы. Отдел планирования первоначально исключил проведение десантной операции , но генерал Саймондс снова использовал этот вариант, хотя и признал его недостатки. Первоначально он предпочитал стратегическое воздушное наступление, в ходе которого бомбардировочное командование Королевских ВВС должно было «полностью затопить все части острова ниже уровня высокой воды» и «систематически атаковать, днем и ночью, чтобы разрушить оборону и истощить гарнизон за счет истощения». [1]
Эта идея сразу же встретила сопротивление. Командующий воздушно-десантной армией исключил проведение воздушно-десантной операции. [ii] Канадские военные инженеры полагали, что бомбардировки морской дамбы в Весткапелле , на западной оконечности острова, будет недостаточно, чтобы затопить остров. Начальник Саймондса, генерал-лейтенант Гарри Крерар , весьма скептически отнесся к этому плану, но вскоре был отстранен со сцены из-за болезни. Таким образом, Саймондс смог реализовать свое желание затопить остров. Он основывал это предпочтение на трех соображениях: он думал, что это подорвет моральный дух немецкой 70-й пехотной дивизии , которая укомплектовала оборону острова. [iii] он надеялся затопить немецкие военные объекты на острове; [iv] и сделать невозможным интегрированную оборону Германии. [v] Основное возражение против этих соображений (не говоря уже о том, что они не основаны на фактах) заключалось в том, что затопление острова затруднило бы атакующим даже больше, чем обороняющимся, поскольку затопление сделало танковую войну . невозможным [мы] Несмотря на этот очевидный недостаток, Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами союзников генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр дал свое согласие на операцию (и на ее концепцию) 1 октября 1944 года. В своих мемуарах он высказал мнение:
Эти бреши, позволившие морю затопить критические участки обороны, оказали большую пользу в операции, которая повсюду представляла собой необычные трудности. [5]
Примечательно, что такое решение не было передано на политический уровень. Эйзенхауэр не консультировался с голландским правительством в изгнании. [6] несмотря на то, что премьер-министр Нидерландов Питер Сьердс Гербранди , узнавший о запланированном наводнении, потребовал встречи с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем по этому поводу. Но Черчилль отрицал, что ему что-либо известно об этом плане. [7]
Прорыв морских стен
[ редактировать ]Бомбардировочное командование атаковало морскую дамбу возле Весткапелле 3 октября 1944 года, сбросив 1270 тонн бомб на дамбу и деревню. В результате дамбы была прорвана дамба, в результате чего погибло 152 мирных жителя. идти . Накануне Королевские ВВС сбросили листовки с призывом к мирным жителям эвакуироваться, но им некуда было Многие люди укрылись на ветряной мельнице, которая была уничтожена прямым попаданием. Как и предсказывали канадские инженеры, этой пробоины оказалось недостаточно для затопления острова. Поэтому 7 октября 100 бомбардировщиков Королевских ВВС атаковали Нолле Дейк. [VII] К западу от Флиссингена и дамбы возле Риттема , к востоку от канала через Вальхерен . Это не способствовало затоплению территории к западу от этого естественного препятствия, а это означало, что затопление этой территории не преследовало никакой военной цели. Всего этого оказалось недостаточно, и поэтому 11 октября дамба между Вере и Враувенпольдером на северном побережье острова также подверглась бомбардировке и была прорвана, после чего 17 октября последовала вторая бомбардировка пролома в Весткапелле. [5]
Военные операции
[ редактировать ]В то время как наводнения медленно, но неуклонно вступали в силу, британские ВВС бомбили позиции немецкой артиллерии. Поскольку они были построены так, чтобы выдерживать воздушные бомбардировки, они, как правило, оставались безрезультатными, хотя несколько бункеров были разрушены в результате случайных прямых попаданий. В результате взрывов погибли 40 мирных жителей в Биггекерке и 20 во Флиссингене. [9]
1 ноября 1944 года началась высадка десанта возле Флиссингена. Хотя первоначально высадка 4-го коммандос не встретила сопротивления, впоследствии сопротивление усилилось, и только 3 ноября произошло последнее сопротивление немцев на бульваре Флиссинген. [viii] было преодолено. [10]
В тот же день началась высадка в Весткапелле, которую осуществили 41 коммандос , 47 коммандос , 48 коммандос и 10 коммандос , последний состоял из бельгийских и норвежских солдат. Здесь немецкий огонь был очень эффективен: десант потерял 172 человека убитыми и 200 ранеными. Высадку поддерживала крупная флотилия союзников, состоявшая из 28 кораблей, включая линкор HMS Warspit и два монитора. Немецкие береговые батареи потопили девять боевых кораблей и повредили еще десять. Огонь HMS Warspit по береговым батареям был очень эффективным, но [ix] В результате несколько 15-дюймовых снарядов упали в центре города Домбург , в результате чего погибло 50 мирных жителей. Коммандос с некоторыми трудностями очистили территорию дюн между Домбургом и Осткапелле . 3 ноября последнее сопротивление было сломлено, и десант Весткапелле вступил в контакт с силами во Флиссингене. [11]
Третьей частью плана атаки был лобовой штурм немецких позиций за плотиной Слоу. Канадская атака началась в ночь на 31 октября, но вскоре была заблокирована. Прошло еще две ночи, прежде чем 2 ноября 5-я канадская пехотная бригада сумела создать плацдарм. Канадцы потеряли 34 убитыми, 105 ранеными и 2 пропавшими без вести. Британские потери составили 19 убитыми и 50 ранеными. Эту операцию поддерживала артиллерия, размещенная возле Брескенса через Шельду. В результате непреднамеренного обстрела деревни Арнемейден , официального места, находящегося под защитой Красного Креста в соответствии с Женевской конвенцией , в течение 36 часов погибли 46 мирных жителей. [12] Для использования плацдарма 156-я и 157-я бригады провели небольшие десантные операции, чтобы успешно обойти немецкие блокирующие силы в конце дамбы. [12]
5 ноября 1944 года генерал Вильгельм Дазер . [13] Командир немецкой 70-й пехотной дивизии сдал Мидделбург колонна десантных гусеничных машин «Буффало» после того, как к городу подошла . Последние очаги немецкого сопротивления на острове были очищены 8 ноября. [14]
Наводнение и его последствия
[ редактировать ]Топография Валхерен похожа на атолл , но без кораллового рифа . Край образован широкой зоной высоких дюн . « Лагуна » посередине обычно представляет собой сушу, но была засыпана после завершения наводнения. Но это была неглубокая лагуна, где некоторые части оставались постоянно сухими (именно здесь находились такие города, как Мидделбург и Субург ), другие части были постоянно затоплены (особенно «провал» вокруг Аагтекерке в центре острова). и другие части периодически затоплялись во время прилива и высыхали во время отлива. [х] Во время смены приливов происходили огромные движения воды, которая должна была течь через проломы в дамбах, постоянно расширяя и углубляя их.
Поскольку заполнение этой «лагуны» происходило постепенно, большинству людей удалось избежать утопления. А вот скоту повезло меньше. Когда Вальхерен был освобожден, в живых осталось 600 коров из 9800 и 500 лошадей из 2500. [9]
Влияние на почву было более коварным. Соленая морская вода вызвала засоление , которое сделало некогда очень плодородную зеландскую глину совершенно бесплодной на долгие годы. Кроме того, почва «перестраивалась» под действием бурлящей воды, сдирающей в определенных местах верхний слой почвы на 50 см и уничтожающей дренажные канавы, дороги, мосты и растительность. Здания пострадали как от грубой силы волн, так и от более коварного воздействия настоя соли в кирпичах, не говоря уже о плесени . По данным одного источника, из 19 000 жилищ 3700 были разрушены, 7700 получили серьезные повреждения и 3600 получили незначительные повреждения. [16]
Эти статистические данные следует рассматривать в контексте общего военного ущерба в результате наводнений, поскольку другие части Нидерландов также были затоплены в ходе Второй мировой войны, в основном немецким Вермахтом , как и наводнения в других частях Зеландии. , как Зеландская Фландрия , Зюйд-Бевеланд , Толен и Шувен-Дуивеланд , [17] и наводнение Вирингермеера (хотя это было пресноводное наводнение). Весной 1945 года 77,1 тыс . га пахотных земель Нидерландов были затоплены морской водой, из них 43,180 га — в провинции Зеландия. Из этой Зеландии 16 100 га находились в Валхерене. [18]
Практический пример: «время воды» в Кудекерке
[ редактировать ]Опыт гражданского населения в период после окончания военных действий и жизни, более или менее вернувшейся в «нормальное русло», конечно, отличался от места к месту. Примером может служить муниципалитет Кудекерке (с одноименной деревней в качестве административного центра), который расположен на полпути между Флиссингеном и Весткапелле на южном побережье Вальхерен. На его веб-сайте представлена очень подробная история событий в период от подготовительных воздушных бомбардировок в сентябре, прорыва дамб и боев за расчистку сооружений Атлантического вала , и, наконец, до того, что местные жители называют Watertijd («Время воды») . »), что продолжалось до тех пор, пока остров не был отвоеван у моря. Ниже приводится отрывок из повествования этого сайта. [19]
Медленные темпы наводнения после 2 октября, когда вода подбиралась все ближе и ближе с каждым приливом, пока в конечном итоге не покрыла большую часть окрестностей деревни и даже внешние постройки, оставляли время для организации спасения урожая. это закончилось незадолго до того, как началось наводнение. Сельскохозяйственную продукцию из фермерских хозяйств возили в церковь в центре села, которая была одной из самых высоких точек в округе. Многих коров можно было спасти, поместив их на импровизированные возвышения в конюшнях, а сено (тоже недавно заготовленное) можно было также разместить на чердаках. Но многих животных приходилось подвергать так называемому «экстренному убою» (любое убийство скота регулировалось нормами и требовало специального разрешения).
Чердаки домов в любом случае были местом, где большинство людей ставило свою мебель и начинало жить, поскольку первые этажи становились непригодными для проживания. Импровизированные причалы были построены, чтобы позволить сухим ногам переходить из дома в дом в деревне. Дальнейшие перевозки осуществлялись с помощью регулярного «паромного сообщения» во Влиссинген, организованного Провинциальной паромной службой, которая использовала спасательные шлюпки с пассажирского судна «Виллем Рюйс» , которое в то время находилось на верфи Влиссингена для технического обслуживания.
Грузы доставлялись в Мидделбург и обратно двумя местными курьерскими службами, которые забыли, что на данный момент они были конкурентами. Питьевую воду ежедневно доставляли на конной повозке во время отлива из немецкого бункера, в котором находился резервуар или цистерна емкостью 5000 галлонов , в центр деревни, где люди получали суточную норму.
Пустынные, но хорошо снабженные немецкие бункеры были также богатым местом охоты на продовольствие и другие припасы, которые стали « военным призом » («войска союзников интересовались исключительно складами спиртных напитков») и были интегрированы в официальную службу распределения. местным правительством, позволяя населению пользоваться своими продовольственными книжками. Ситуация с питанием действительно немного улучшилась по сравнению с неделями, предшествовавшими наводнению. Таким образом, Вальхерен избежал голландского голода , который позже опустошил оккупированную Голландию, особенно после того, как морские подходы к Антверпену были очищены от военно-морских мин и начались поставки в порт. [кси] Хотя рацион время от времени пополнялся грузом, выброшенным на берег с кораблей, которые время от времени поражались случайными минами.
значительная часть «несущественного» населения не была эвакуирована в другие места освобожденного Зюйд-Бевеланда и Северного Брабанта . Но, несмотря на эту успешную импровизацию, ситуация стала бы несостоятельной, если бы после окончания боевых действий в этих районах [xii] Отсутствие электричества и невозможность нормального отопления, должно быть, затрудняли жизнь в зимние месяцы в этой затопленной деревне. И даже после того, как остров был осушён и выработка электроэнергии была полностью восстановлена, во многих случаях людям приходилось ждать замены электропроводки в своих домах, прежде чем они снова смогут использовать электричество — процесс, который длился вплоть до 1946 года.
Закрытие брешей и осушение острова
[ редактировать ]Сразу после капитуляции Германии начались попытки закрыть бреши в дамбах с формированием Dienst Droogmaking Walcheren (Службы по восстановлению Валхерена) . Эта организация была создана Рейксватерштатом для надзора за ремонтными работами, и ее возглавил Питер Филиппус Янсен . Из-за отсутствия материалов для строительства дамб, [xiii] тяжелая строительная техника, квалифицированные рабочие по возведению дамб, а также повреждение дорог, мостов и другой инфраструктуры, а также создание обширных минных полей в подъездных зонах - эти попытки были обречены на провал. Только летом 1945 года, после окончания военных действий в Европе и когда эти недостатки были устранены, можно было начать всерьез закрывать бреши.
Трудности с началом восстановительных работ заключались в том, что многие земснаряды все еще находились на территориях оккупированных Нидерландов , а около 25% голландского дноуглубительного флота было конфисковано и перевезено в Германию. [21] Работы в местах основных пробоин были разделены между четырьмя подрядчиками. [22]
К октябрю 1945 года подрядчикам и Рейксватерштаату удалось собрать флот из 14 землесосов и ковшовых земснарядов , 135 барж , 61 буксира , 73 десантных катеров , 19 плавкранов , 52 бульдозеров и драглайнов , а также автотранспорта и другого оборудования. [23]
Особая проблема заключалась в том, что к тому времени разломы стали настолько широкими и глубокими, что обычные землеройные работы не могли преодолеть силу приливных потоков. Общая ширина брешей выросла до трех километров. Глубина приливных желобов местами достигала десятков метров. новые методы гидротехники По этой причине необходимо было разработать . Чтобы перекрыть самые глубокие части проломов, избыточным кессонам , первоначально построенным для волноломов Финикса в гаванях Малберри , было дано новое применение. Хотя поначалу некоторые подрядчики не хотели использовать эти агрегаты, в конечном итоге их внедрение оказалось настолько успешным, что аналогичные агрегаты позже использовались при закрытии Брилсе-Маасдама в 1950 году и Браакмана в 1952 году. [22] [24] Как только сила приливного потока будет преодолена, можно будет успешно использовать более традиционные методы.
Прорыв в Нолле Дейк возле Флиссингена был впервые заполнен 3 сентября 1945 года, но через три недели дамба снова прорвалась. Эта брешь была окончательно закрыта 2 октября 1945 года, почти ровно через год после ее образования. Прорыв в Весткапелле был закрыт 12 октября, за ним последовал прорыв в Вере 23 октября. Район к востоку от канала через Валхерен занял больше времени. Прорыв в форте Раммекенс возле Риттема был окончательно закрыт 5 февраля 1946 года. [16]
За период с 18 мая 1945 г. по 2 февраля 1946 г. (почти 9 месяцев) было использовано около 4 млн м3 песка, 140 000 000 кг горных пород, 3 600 000 связок плетня. Помимо большого количества рабочих рук, в проведении ремонта была задействована огромная техника. В их число вошли 12 земснарядов и 20 буксиров. [25]
Но закрыв бреши, удалось остановить только приливное движение. Массу воды все равно пришлось удалить. Голландский опыт осушения недавно освоенных рек Вирингермеер и Ноордостполдер , похоже, указывает на использование насосных станций . Но мощность существующих насосных станций, использующихся для нормального отвода накопившихся осадков, была недостаточной. Поэтому был использован гениальный метод, позволяющий природе идти своим чередом. канала через Вальхерен была пробита брешь В западной дамбе , которая образовала восточную границу затопленной территории. Просто открыв шлюзы на обоих концах канала в Вере и Флиссингене во время отлива, большая часть водной массы была слита к середине декабря 1945 года. После этого существующие насосные станции смогли слить оставшуюся воду, хотя это было необходимо. вновь открыть заиленные ранее существовавшие дренажные канавы и каналы. В начале 1946 года остров снова стал «сухим». [16]
Последствия
[ редактировать ]Только тогда мог начаться Ведеропбау (послевоенная эпоха восстановления) Вальхерена. Одним из «преимуществ» того факта, что ландшафт был «стерт» наводнением, было то, что обычное сопротивление обязательному перераспределению сельскохозяйственных участков, известное как консолидация земель , было легче преодолеть. В последующие годы была реализована комплексная схема перераспределения, положительным результатом которой стало удвоение среднего размера участков. Тем временем опреснение восстановило продуктивность земель. С 1950-х годов Валхерен стал одним из самых продуктивных сельскохозяйственных районов Нидерландов.
По иронии судьбы, когда наводнение в Северном море 1953 года опустошило остальную часть Зеландии, Валхерен по большей части остался в живых.
В 1977 году был принят Протокол I , вносящий поправки в Женевские конвенции в отношении защиты жертв вооруженных конфликтов. Искусство. 53 и 56 нападения преступников с целью разрушения плотин и дамб. Протокол был ратифицирован 174 договаривающимися сторонами, включая Канаду (1990 г.), Нидерланды (1987 г.) и Великобританию (1998 г.).
Отчет о проделанной работе по устранению проломов и освобождению острова от моря дан в историческом романе « Het verjaagde Water» А. ден Дулаарда . [26]
Галерея
[ редактировать ]- Кинохроника октября 1945 года: Обзор ситуации на Валхерене через пять месяцев после окончания Второй мировой войны. Большая часть острова до сих пор находится под водой после прорыва дамб в октябре 1944 года. Прогулка на лодке по затопленным территориям показывает нанесенный ущерб.
- Кинохроника декабря 1945 года: Показана ситуация после закрытия брешей. Некоторые затопленные участки снова стали сухими. Сады и сельскохозяйственные угодья превратились в мертвую почву; дороги разрушены; надгробия на кладбище перевернуты; дома рухнули; сухая территория покрыта толстым слоем ила. Люди повсюду заняты уборкой.
- Кинохроника февраля 1946 года: различные кадры освоенных территорий Валхерена.
- Министр Клемент Эттли посещает затопленный Валхерен в марте 1945 года.
- Разбомбленная дамба возле Весткапелле
- Аэрофотоснимок взрыва бомбы на дамбе 3 октября 1944 года.
- Люди, делающие все возможное, весной 1945 года.
- Женщины в традиционной региональной одежде в Мидделбурге
- Мидделбург, февраль 1945 г.
- Импровизированный паром.
- Черепаха пересекает затопленную деревенскую улицу.
- ДУКВ проезжает повозку.
- Предупреждающий знак о минном поле в затопленной зоне.
- Разрушения в Весткапелле после бомбардировки.
- Закрытие пролома в Нолледейке во Флиссингене, октябрь 1945 г.
- Строительство плотины во Флиссингене
- Восстановление дамбы во Флиссингене. По трубопроводу транспортируется песчано-водяная суспензия.
- Плавучая паровая вышка на закрытии пролома Нолледейк во Флиссингене. хворост плане На переднем
- Рабочие готовят фашину из хвороста; на заднем плане препятствия для десантных кораблей в составе Атлантического вала .
- Затопленный сарай
- Затопленный фермерский дом
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Контролируемые военные наводнения были особенностью голландской военной обороны на протяжении веков. Примером могут служить две голландские водные линии в период с 17 века до Второй мировой войны. Наводнения были важной частью голландской линии Греббе в 1939 году. Но эти военные наводнения всегда «контролировались» в трех важных отношениях: они всегда были обратимыми (насосные станции присутствовали для слива воды после того, как наводнение больше не было необходимости); гражданское население всегда эвакуировалось заранее; и использование соленой морской воды было исключено, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду. В плане затопления Валхерена не было ни одного из этих аспектов.
- ↑ альтернативный план атаки с помощью планеров по модели немецкой атаки 1940 года на бельгийский форт Эбен-Эмаэль стал спорным. В любом случае
- ^ Хотя это подразделение было резервным подразделением, состоящим из личного состава, предназначенного для легких обязанностей из-за желудочно-кишечных расстройств; [2]
- ^ Хотя эти сооружения в основном размещались на возвышенностях, которые не могли быть затоплены даже самыми высокими весенними приливами . [3]
- ↑ Но Атлантический вал , частью которого были объекты Вальхерен, был основан на концепции независимых баз просто из-за возможности их изоляции. [3]
- ↑ Голландские историки Клеп и Шенмейкер в своем исследовании 1995 года пришли к выводу, что с военной точки зрения преимущества военного наводнения в целом были весьма минимальными. [4]
- ^ Название дамбы происходит от построенного французами форта де Нолле (французское название Монтебелло; 1811 г.), руины которого все еще были частью дамбы в 1944 г. [8]
- ^ Поскольку в этой части Флиссингена судоходный канал в Шельде проходит очень близко к берегу, этот район имел особое стратегическое значение.
- ↑ Прицеливаясь по береговой батарее под Домбургом , наводчики приняли местную водонапорную башню за шпиль церкви.
- ^ Разница между приливом и отливом во Флиссингене в среднем составляет 4 метра. [15]
- ↑ Тот факт, что гражданское население в Вальхерене должно было снабжаться по военным каналам снабжения и, таким образом, создавало бремя для снабжения для военных целей, является, если оглянуться назад, еще одной причиной, по которой наводнение могло показаться плохим решением, даже с военной точки зрения.
- ↑ Ниже приводится цитата из отчета о ситуации офицера по гражданским делам: «Полузатопленные деревни острова также были переполнены беженцами, даже верхние этажи домов, первые этажи которых были покрыты водой на два фута. использовались до такой степени, что целые семьи до двенадцати человек жили в одной комнате... Коммунальные услуги, за одним исключением, не работали: не было дождевой воды (дождевая вода была только из домовых цистерн), практически все колодцы были засолены: не было электрического света и электроэнергии; однако в некоторых городских районах поставки газа были ограничены до 1 часа в сутки при низком давлении, не было телефонной связи; канал ФЛАШИНГ-МИДДЕЛБУРГ-ВЕРЕ не работал; был приливным из-за разрушения всех шлюзов и был сильно заблокирован, а единственная дорога на остров Валхерен была настолько повреждена, что была доступна только для необходимого военного транспорта». [20]
- ^ Как, например, ивовый хворост для фашинных циновок, которые в Нидерландах обычно служили основой для дамб.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гент, стр. 12-13.
- ^ Люди , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Люди , напр. 14.
- ^ Valve & Shoemaker , стр. 302–303.
- ^ Jump up to: а б Люди , напр. 15.
- ^ Копп , с. 88.
- ^ Люди , с. 24.
- ^ «Форт де Нолле (Флиссинген)» . Если тогда, то сейчас (на голландском языке). 22 августа 2011 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Люди , напр. 16.
- ^ Гент , стр. 17–18.
- ^ Гент , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Люди , напр. 20.
- ^ «Генерал-лейтенант Вильгельм Дазер» . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Люди , с. 21.
- ^ «Результат прилива Влиссинген» . Рейксватерштат (на голландском языке) . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Мяч .
- ^ Гудлет , с. 36.
- ^ Бланкенштейн, Э. ван (2006). «Карта ущерба, нанесенного обороной и войной (1939-1945 гг.)» (PDF) . Агентство национального культурного наследия (на голландском языке). стр. 35–40 . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Первоначальная история. Водный век» . Кудекерке. Происхождение и туристическая информация Кудекерке (на голландском языке) . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Гудлет , с. 42.
- ^ Вандерсмиссен, Х. (1995). 60 лет Ассоциации дноуглубительных компаний центральных (на голландском языке). Лейдшендам.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кортевег, Дж. (2018). Открывая новые горизонты . Амстердам: Издательство Баланс. п. 184. ИСБН 9789460039676 .
- ^ Бос, В. (1974). От кронштейна для землечерпалки до прицепного земснаряда. Обзор развития голландской дноуглубительной отрасли [ От землечерпалки до прицепного земснаряда. Обзор развития голландской дноуглубительной отрасли ] (на голландском языке). Слидрехт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фергюсон, HA (1991). Диалог с Северным морем. 2000 лет работы Дельты [ Диалог с Северным морем. 2000 лет работы Дельты. ] (на голландском языке). Копыто Ипполита. п. 112-113.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гудлет , с. 50.
- ^ «Чеканная вода А. ден Дулаарда» . МирКэт . Проверено 18 ноября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Боллен, Х. и Дж. Койпер-Аби (1985). Борьба за Валхерен (на голландском языке). Издательство Терра-Зютфен. ISBN 90-6255-228-5 .
- Копп, Т. (2007). Армия Золушки: Канадцы в Северо-Западной Европе, 1944–1945 гг .
- Гент, Т. ван (2005). Нападение союзников на Вальхерен, 1944 г. В: К. Стинман-Маркусс и А. ван Херк (ред.), Строительство свободы: Канада и мир во всем мире, 1945–2005 гг . Баркхаус. стр. 11–30. ISBN 9789077922057 . Проверено 14 мая 2018 г.
- Гудлет, К.В. (2013). « Превратились в грязевые берега, из которых они были извлечены»: Провинция Зеландия, война и реконструкция, 1940–1945 гг. , В: Can. J. of Netherlandic Studies/Rev. can. d'études néerlandaises 34.2» (PDF ) ) . Канадская ассоциация содействия развитию нидерландских исследований/Канадская ассоциация по развитию нидерландских исследований . стр. 29–56 . Проверено 19 мая 2018 г.
- Клеп, К. и Б. Шенмейкер (1995). Освобождение Нидерландов. Война на фланге 1944–1945 гг. (на голландском языке). Гаага: Сду. ISBN 90-12-08191-2 .
- «Зиланд» . Вторая мировая война. Портал о Второй мировой войне с учебными материалами, ресурсами, цифровыми выставками и мероприятиями в стране. (на голландском языке) . Проверено 13 мая 2018 г.
- Наводнения в Нидерландах
- История Зеландии
- События ноября 1944 года
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Битвы Второй мировой войны с участием Канады
- Сухопутные сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Военная история Нидерландов
- Места Второй мировой войны в Нидерландах
- Катастрофы 1944 года в Нидерландах
- 1944 год в Нидерландах.