Джейн Уилсон
Джейн Уилсон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Сеймур, Айова | 29 апреля 1924 г.
Умер | 13 января 2015 г. Нью-Йорк, Нью-Йорк | (90 лет)
Альма-матер | Университет Айовы |
Известный | Рисование |
Супруг | Джон Грюн |
Джейн Уилсон (1924–2015) — американская художница, связанная как с пейзажной живописью, так и с экспрессионизмом . Она жила и работала в Нью-Йорке и Уотер-Милл, штат Нью-Йорк .
Ранние влияния
[ редактировать ]Уилсон родился в Сеймуре, штат Айова , 29 апреля 1924 года. [ 1 ] [ 2 ] Она выросла на ферме во время Великой депрессии . Она была первой из двух девочек, рожденных в семье Уэйна Уилсона, инженера-строителя, и Клеоны Маргарет Маркиз, учительницы, писательницы и поэтессы. Оба родителя происходили из фермерских семей.
Уилсон объяснила свой давний интерес к пейзажам своей глубокой связью с природными элементами, когда она была ребенком в Айове . «Пейзаж имел для меня огромное значение», - сказала она. «В детстве я много бродил один, и когда я думаю о пейзаже, я думаю о огромном весе неба и о том, как оно опирается на землю. И я помню свет. Свет специфичен для определенных места, а также то, в каком свете и ландшафте вы выросли, огромное влияние на то, что вы будете делать в дальнейшем». [ 3 ]
В 1941 году, в возрасте семнадцати лет, Уилсон поступила в Университет Айовы , где изучала живопись и историю искусств. Ранее отдел возглавлял Грант Вуд , художник, связанный с регионализмом 1930-х годов . Однако к 1940-м годам отдел обратил внимание на растущую в Нью-Йорке европейскую экспатриантскую сцену и американскую абстрактную экспрессионистскую сцену. Доктор Лестер Д. Лонгман реорганизовал факультет, в который вошли Джеймс Лечай и Филип Гастон . О своем студенческом опыте Уилсон рассказала: «Руководитель художественного факультета Лестер Лонгман ездил в Нью-Йорк, отбирал и привозил для нас целые выставки, в которых представлены картины от величественного экспрессиониста Макса Бекмана до выскочки Джексона. Поллок в другой раз одолжил сотню картин из Метрополитен-музея , развесил их по всему художественному отделу, чтобы мы могли учиться и жить с ними. Итак, еще в 40-е годы мы столкнулись не только с настоящей жизнью. шедевров, но и до первых проблесков абстрактного экспрессионизма». [ 4 ] После окончания Phi Beta Kappa Уилсон в течение двух лет преподавал в университете историю искусств.
Нью-Йорк в 1950-е годы
[ редактировать ]В 1949 году Уилсон переехала в Нью-Йорк со своим мужем Джоном Джонасом Грюном , который был однокурсником. В Нью-Йорке и на Лонг-Айленде Уилсон стал профессионально и лично сотрудничать с группой художников и поэтов (иногда называемой Нью-Йоркской школой ). Среди художников были Фэрфилд Портер , Ларри Риверс и Джейн Фрейлихер , а среди поэтов были Джеймс Шайлер , Джон Эшбери и Фрэнк О'Хара . В своей живописи Уилсон начала двигаться к абстракции, отходя от академического образования. В 1952 году она начала выставляться в двух совместных галереях: Tanager Gallery и Hansa Gallery , где она была одним из основателей.
В 1950-е годы Уилсон также работала фотомоделью, чтобы поддержать свою карьеру художницы. Будучи моделью, Уилсон признала технический опыт и скульптурное мастерство дизайна одежды. Однако другие представители мира искусства, возможно, сочли это занятие «неподобающим для серьезного художника». Уилсон защищала ее интеллект, упомянув годы учебы в академических кругах. [ 5 ]
К середине 1950-х годов Уилсон все больше внимания уделял созданию экспрессионистских пейзажей. Об этом периоде Уилсон сказал: «В 1956 и 1977 годах я оказался в одном из тех моментов просветления, которые случаются каждые двадцать лет, и я понял, что я не являюсь абстрактным экспрессионистом во втором поколении. Я смотрел на ингредиенты того, что я рисовал. и чувствовал неконтролируемую преданность предмету, и пейзажу в частности». [ 6 ]
В 1960 году поп-художник Энди Уорхол поручил Уилсону написать свой портрет «Энди и сирень» . [ 7 ] [ 8 ] Уорхола Уилсон появилась в одном из знаменитых кинопроб (фильмов) и была включена в его фильм « 13 самых красивых женщин» .
В 1960 году Уилсон и ее муж купили каретный сарай с большим сеновалом в Уотер-Милл, штат Нью-Йорк, на Лонг-Айленде.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
В конце 1960-х Уилсон все чаще писал натюрморты , продолжая это делать до 1970-х годов. В начале 1980-х годов она вернулась к рисованию пейзажей.
В 1970 году Уилсон и ее семья появились в Элис Нил картине «Семья» (Джон Грюн, Джейн Уилсон и Джулия) . [ 9 ]
Изображение Уилсон включено в культовый плакат «Некоторые живые американские женщины-художницы» Мэри Бет Эдельсон 1972 года . [ 10 ]
В 2002 году Уилсон получил Премию за заслуги перед жизнью от музея Гильдии в Ист-Хэмптоне, Нью-Йорк . [ 11 ]
New York Times Искусствовед Роберта Смит высоко оценила недавнюю работу Уилсон в 2009 году: «Галерея DC Moore показывает последние светящиеся пейзажи Джейн Уилсон, которые, возможно, являются ее лучшими. творят свою мягкую магию. Настоящая тема здесь — цвет, который может сделать г-жу Уилсон постабстрактным художником цветового поля ». [ 12 ]
Элизабет Сассман прокомментировала положение картин Джейн Уилсон в наши дни: «Что я нахожу таким замечательным в сопоставлении картин Джейн Уилсон в двадцать первом веке, так это то, насколько элегантно они выглядят и как они одновременно напоминают поэтическую чувствительность середины века. когда синтаксис оставался простым, когда повседневные изображения земли и неба или обычной жизни могли быть одновременно доброжелательными и метафизическими - простые ситуации, пахнущие капризами и сложности повседневной жизни». [ 13 ]
Уилсон умер 13 января 2015 года в Нью-Йорке в возрасте 90 лет. [ 2 ]
Процесс
[ редактировать ]В 1961 году Уилсон описала свой процесс рисования в Art in America журнале :
«Мои картины создаются в основном по памяти. После простых обозначений массы и движения я начинаю рисовать сверху вниз тонкими цветными мазками, работая с краской немного толще. Когда я рисую пейзажи, у меня такое ощущение, что детали и масса построена на разнообразии нанесения краски, но когда картина закончена, эти детали каким-то образом становятся узнаваемыми. Для меня всегда удивительно, насколько специфичны мои картины. Как я помню, как цвет и краска помещаются в определенную область. картины, потому что они были нужны, каким-то образом стало Однако рисунок и натюрморт более агрессивны в качестве сюжета. и картина». [ 14 ]
Критический ответ
[ редактировать ]О своих ранних работах Стюарт Престон писал: «[Джейн Уилсон] — гедонистка в живописи, использующая множество мазков и ярких цветов, которые иногда попадают в натюрморты и фигуры, но обычно этого не делают». [ 15 ] Говоря о работах Уилсона начала 1950-х годов, Дор Эштон писал: «[Она] — молодая художница, очарованная величием света. Ее пейзажи и даже ее этюды выражены в терминах настроения солнца. По сути, это откровенный экспрессионист. , мисс Уилсон энергично рисует свои пейзажи яркими цветами». [ 16 ]
В 1957 году она появилась в журнале Life как одна из пяти ведущих молодых женщин-художников вместе с Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер . [ 17 ] Также в конце 1950-х годов в журналах Time , Glamour и Coronet были опубликованы обзоры и статьи, которые повысили ее известность и репутацию как художницы.
В 1963 году газеты «Нью-Йорк Таймс» критик Джон Канадей писал: «Иногда появляется художник, который напрягает ресурсы критика в области прилагательных, потому что половина прилагательных, которые подходят для описания, звучат уничижительно, хотя они должны быть хвалебными. Джейн Уилсон с новая выставка в галерее Тибора де Надя , такая художница. Сладость - одно из неоспоримых качеств ее искусства, но назвать картину сладкой - значит проклинать ее. хотя Гейнсборо и Берта Моризо , которых вспоминает мисс Уилсон, относятся к числу художников, уязвимых для одного и того же слова. Подобно Гейнсборо и Моризо, мисс Уилсон умеет обращаться с кистью. Она такая искусная, такая ловкая, такая уверенная, что от одной выставки к другой боишься, что ее рука возьмет верх, и мы получим то автоматическое, привычное чутье со всеми поверхностными проявлениями живого блеска и приятного потока, которые бессмысленны, когда контролирующая чувствительность стала неосторожной или устала. Отчасти радость («восхитительная» — еще одно подозрительное прилагательное) от живописи мисс Уилсон заключается в том, что в каждой картине она, кажется, соблюдает именно этот баланс между деликатностью и уверенностью…» [ 18 ]
В 1984 году критик Майкл Брэнсон написал в «Нью-Йорк Таймс» : «Кажется, что человеческий мир затаил дыхание на разных стадиях продолжающегося, иногда ожесточенного спора между землей, водой и небом. … В этих пейзажах… разум и воля Художник настолько глубоко интериоризирован в живописной борьбе, что посетитель воспринимает картины задолго до и намного позже того, как они действительно увидены». [ 19 ]
В 1985 году Пол Гарднер писал о карьере Уилсон: «В своей сдержанной манере, без какой-либо помпезности или пышности, Уилсон представляет то, что представляет собой мир искусства: стойкость, независимо от тенденций момента, и постоянно развивающийся объем работ, которые приводит к постоянно растущей репутации». [ 20 ]
В 1997 году Люси Санте писала об отношениях Уилсона с небом: «Любая из картин Джейн Уилсон — это чудо; эффект полной комнаты необыкновенен. чрезвычайно разнообразен, как работа одного художника, рассматривающего один предмет, и тем не менее во всем своем изобилии его можно рассматривать как составляющее одно огромное произведение, точно так же, как в своей единственной, строгой преданности делу оно выражает самое большое. необузданная экстравагантность, и по своей изначальной природе она бесконечно возобновляема, вечно сейчас. Вместе Джейн Уилсон и небо создали энциклопедию настроений, текстур, знаков и палитр, очерчивающую огромную множественную личность, которую мы все вместе называем небом. не имеет собственной памяти, ему чрезвычайно повезло, что она является его портретистом, аналитиком, биографом». [ 21 ]
В 2016 году ее биография была включена в каталог выставки « Женщины абстрактного экспрессионизма», организованной Денверским художественным музеем . [ 22 ]
Уилсон постоянно выставлялась с 1953 года. Она получила множество наград и широкое признание за свою работу, включая избрание в Американскую академию искусств и литературы в Нью-Йорке. Уилсон была первой женщиной, избранной на пост президента Национальной академии дизайна. [ 23 ]
Избранные публичные коллекции
[ редактировать ]Картины Уилсона включены в коллекции крупнейших музеев страны, в том числе:
- Бруклинский музей , Бруклин, Нью-Йорк [ 24 ]
- Музей Хиршхорна и сад скульптур , Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия
- Метрополитен -музей , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ 25 ]
- Музей современного искусства , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ 26 ]
- Музей Национальной академии, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
- Национальная академия дизайна , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ 27 ]
- , Художественный музей Нельсона-Аткинса Канзас-Сити, Миссури [ 28 ]
- Пенсильванская академия изящных искусств , Филадельфия, Пенсильвания [ 29 ]
- Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско, Калифорния [ 30 ]
- Смитсоновский музей американского искусства , Вашингтон, округ Колумбия [ 1 ]
- Художественный музей Уодсворта Атенеум, Хартфорд, Коннектикут
- Музей американского искусства Уитни , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Джейн Уилсон» . Смитсоновский музей американского искусства . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Вебер, Брюс (20 января 2015 г.). «Джейн Уилсон, артистка эфира, умирает в 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 октября 2023 г.
- ↑ Джейн Уилсон, из книги Дайан Кокрейн, «Воспоминания об образах прошлого и настоящего», американская художница, декабрь 1974 г.
- ^ Джейн Уилсон, интервью с Элизабет Барлоу Роджерс в «Джейн Уилсон». Каталог выставки, Нью-Йорк: Галерея DC Moore, 2007.
- ^ Пол Гарднер, «Погодный глаз Джейн Уилсон», ARTnews 84:10, декабрь 1985 г.
- ↑ Джейн Уилсон, интервью с Мими Томпсон в «Профилях и позициях: Джейн Уилсон», Бомба 37, осень 1991 г.
- ^ «Джейн Уилсон | Энди и сирень» . Музей американского искусства Уитни . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «Джейн Уилсон» . Женская студия . 23 марта 2020 г. Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «Семья (Джон Грюн, Джейн Уилсон и Джулия)» . Коллекции МФАХ . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Некоторые ныне живущие американские женщины-художницы/Тайная вечеря» . Смитсоновский музей американского искусства . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Академия художеств» . Зал Гильдии . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Роберта Смит, «Искусство верхней части города сочетается с архитектурными жемчужинами», The New York Times, 4 декабря 2009 г.
- ^ Элизабет Сусманн, «Живой воздух: картина Джейн Уилсон», в книге « Джейн Уилсон: Горизонты». Лондон: Издательство Меррелл, 2009.
- ↑ Джейн Уилсон, «Комментарий художника», Искусство в Америке , 49:1, январь 1961 г.
- ↑ Стюарт Престон, «И старое, и новое», The New York Times , 18 октября 1953 г.
- ↑ Дор Эштон, «Об искусстве и художниках», The New York Times , 27 октября 1955 г.
- ^ «Женщины-художницы в восхождении» , Life, 13 мая 1957 г.
- ↑ Джон Канадай, «Джейн Уилсон: приятная проблема», The New York Times, 12 мая 1963 г.
- ↑ Майкл Бренсон, «Джейн Уилсон», The New York Times , 24 февраля 1984 г.
- ^ Пол Гарднер, «Погодный глаз Джейн Уилсон», ARTnews 84:10 (декабрь 1985 г.).
- ^ Люк Санте, «Биограф неба», в книге Джейн Уилсон . Экспонат. кат., Нью-Йорк: Галерея Фишбаха, 1997.
- ^ Мартер, Джоан М. (2016). Женщины абстрактного экспрессионизма . Денвер Нью-Хейвен: Денверский художественный музей Издательство Йельского университета. п. 203. ИСБН 9780300208429 .
- ^ «Джейн Уилсон» . Национальная академия дизайна . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ "Пейзаж" . Бруклинский музей . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Американский пейзаж» . www.metmuseum.org . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ «Джейн Уилсон» . Музей современного искусства . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Работы – Джейн Уилсон» . Национальные академики . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Облака в точке полета» . искусство.Музей искусств Нельсона-Аткинса . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Джейн Уилсон» . Пенсильванская академия изящных искусств . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Уилсон, Джейн» . Музей современного искусства Сан-Франциско . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Джейн Уилсон» . Музей американского искусства Уитни . Проверено 30 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Элизабет Сассман, Джейн Уилсон: Горизонты (Лондон: Меррел Холбертон, 2009) ISBN 978-1-85894-488-3
- Джон Джонас Грюн, Вечеринка закончилась: воспоминания о пятидесятых художниках, писателях, музыкантах и их друзьях Нью-Йорка (Pushcart Press, 1989) ISBN 978-0-916366-54-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- артнет: Джейн Уилсон
- Национальный академик
- Журнал BOMB: Мими Томпсон берет интервью у Джейн Уилсон
- Разговор с художником-пейзажистом Джейн Уилсон: WSJ.com
- NYTimes.com: Когда молодые львы искусства бродили по дебрям Лонг-Айленда
- Путеводитель NYTimes.com: Джейн Уилсон и пейзажная живопись