Jump to content

Советский промышленный шпионаж Конкорда

Утверждается, что советский промышленный шпионаж в рамках программы «Конкорд» осуществлялся с 1959 по 1976 год. Не все обвинения были проверены, но документы Sud Aviation и разработки BAC все же попали в руки Советского Союза.

Хотя Ту-144 действительно имеет большое сходство с «Конкордом» и был спроектирован и разработан одновременно, он не был прямой копией, как часто утверждается. Но из-за жестких добровольных ограничений во времени были попытки советских инсайдеров получить доступ к технологическим секретам разработки «Конкорда». Эти ограничения времени на разработку Ту-144 привели бы к катастрофе. Его разработка была незавершенной, и в начале 1978 года в течение нескольких месяцев было ограничено пассажирское обслуживание.

Доктор Колдер Уолтон, помощник директора разведывательного проекта Белфер -центра в Гарвардском университете, обнаружил, что архивы Василия Митрохина , бежавшего архивариуса КГБ , указывают на то, что Айвор Джеймс Грегори, инженер British European Airways , предположительно украл и передал примерно 90 000 страниц секретных документов советской разведки в 1970-е годы. [ 1 ]

Советская торговая корпорация «Амторг» вела наблюдение на протяжении десятилетий. [ 2 ]

Инженеры Bristol Siddeley были приглашены на «дружеские переговоры» в российское посольство в Лондоне , чтобы встретиться с российскими инженерами. Загадочным образом все без исключения британские инженеры, любезно приглашенные в посольство, входили в состав команды Olympus 593 . Никаких других британских инженеров в посольство не приглашали.

Советский интерес к Конкорду обсуждался в среду 14 мая 1969 года на конференции по международной безопасности в США. Говорили, что Восточная Германия была центром советского промышленного шпионажа в Европе. [ 3 ] [ 4 ]

В пятницу, 2 октября 1981 года, советский интерес к Конкорду обсуждался в программе Newsnight . Бывший шпион сказал, что Советскому Союзу, возможно, была предоставлена ​​неверная информация о Конкорде, что могло способствовать катастрофе Ту-144. [ 5 ] [ 6 ]

В четверг, 22 августа 1996 года, канал 4 показал часовой документальный фильм «Конкордский». [ 7 ] [ 8 ] о советском шпионаже « Конкорда» . [ 9 ]

Парламент

[ редактировать ]

В парламенте в среду 30 ноября 1966 г. [ 10 ] Эрик Лаббок, 4-й барон Эйвбери , член парламента от либеральной партии, выпускник инженерного факультета и бывший менеджер Rolls-Royce, спросил министра авиации Джулиана Сноу, барона Бернтвуда , просили ли Советы высшие руководители компании «Бристоль Сиддли » читать лекции в Советском Союзе под благотворной ложью. притворство коллегиальной дружбы. [ 11 ]

15 февраля 1973 года в дискуссии в Палате общин между Тони Бенном и Майклом Хезелтайном член парламента от лейбористской партии Бернли Дэн Джонс сослался на Конкордски , где депутат от консервативной партии Северо-Востока Бристоля Роберт Адли и член парламента от консерваторов сэр Кеннет Уоррен оба упомянули, что развитие событий Боинг 707 в значительной степени субсидировался ВВС США в связи с потребностью в Боинге KC-135 Stratotanker . [ 12 ]

В четверг, 15 марта 1973 года, в официальной дискуссии о Конкорде Уильям Хэй, 15-й граф Кинноулл , бывший консервативный теневой министр авиации, назвал Ту-144 «Конкордским» в Палате лордов; [ 13 ] последующий Закон о самолетах Конкорд 1973 года был принят 22 марта 1973 года. Член парламента от Стретфорда Уинстон Черчилль (1940–2010) также упомянул авиационный двигатель Кузнецова НК-144 в дискуссии о Королевских ВВС в Палате общин на Среда, 4 мая 1977 г.; [ 14 ] и в среду, 12 января 1977 года, в дебатах с Фредом Малли , министром обороны по вопросам труда, где он также упомянул о странном решении послевоенного лейбористского правительства невинно передать советскому правительству двигатель Rolls-Royce Nene , который был преобразован в 15 000 двигателей Климов ВК-1 для МиГ-15 Микояна-Гуревича во время последующей Корейской войны , который был первым реактивным двигателем Советского Союза; [ 15 ] и в дискуссии в понедельник, 28 марта 1977 г., с сэром Патриком Даффи ; [ 16 ] и в дискуссии о безопасности и разведке в четверг, 2 февраля 1989 г., где он обсуждал контракты для британских компаний на двигатель Кузнецова НК-144 в декабре 1976 г., разрешенные лейбористским правительством. [ 17 ]

Во вторник, 8 июля 1975 года, в Европейском парламенте Том Нормантон , депутат-консерватор от Чидла , который также был депутатом Европарламента, заявил, что планы Конкорда были получены Советами, вероятно, почти для всего Конкорда, если не для всего. Оно проводилось через европейские станкостроительные компании, у которых также были контракты с Румынией. Станкостроительные компании находились либо в ЕЭС, либо в Австрии. В Европарламенте он упомянул прозвище «Конкордский». Он попросил Гвидо Бруннера , чтобы ЕЭС расследовала этот вопрос, а европейские компании сохранили секретность. [ 18 ]

В феврале 1977 года член парламента от Стретфорда-консерватора написал министру авиации Лейбористской партии о том, что британские компании производят оборудование для двигателя Кузнецова НК-144 через российскую торговую организацию ЛИЦЕНЗИНТОРГ . [ 19 ]

Обвинения

[ редактировать ]

Британский инженер-электронщик, родом из Глазго , в сентябре 1971 года заявил, что передал секреты Торговому представительству Российской Федерации в Великобритании в Хайгейте на севере Лондона. Он жил на Спрингфилд-авеню в Эшли-Дауне . Ему заплатили 5000 фунтов стерлингов. Советы также давали ему «грязные фотографии», чтобы «помочь ему налаживать контакты с людьми».

Он встречался с Советами раз в месяц на станции метро «Кокфостерс» . Он был членом Британской коммунистической партии , но покинул ее в 1970 году. Он работал в BAC с ноября 1967 года по февраль 1970 года. Он покупал напитки для сотрудников BAC в бывшем пабе Anchor на Глостер-роуд ( A38 ) в Филтоне (ныне перестроенном как воздушный шар «Пылающий гриль» ). [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Характеристики самолета

[ редактировать ]

5 июня 1969 года Ту-144 преодолел звуковой барьер, Конкорд сделал то же самое 1 октября 1969 года. Ту-144 преодолел скорость 2 Маха 26 мая 1970 года.

Французский 001 Concorde исследовал переход на сверхзвук. Британский прототип 002 должен был развивать скорость 2 Маха в конце 1970 года. Конкорд 001 достиг скорости 2 Маха (1370 миль в час) 4 ноября 1970 года за 50 минут за два часа 5 минут полета на высоте 52 500 футов над Атлантикой. [ 24 ]

Британский Concorde 002 планировалось впервые выйти на сверхзвук после примерно 30 полетов примерно в мае 1970 года по 800-мильному коридору на западном побережье Великобритании. [ 25 ] Эта дата была перенесена на июль 1970 года, а «Конкорд 002» был остановлен с апреля 1970 года до своего следующего полета в среду, 12 августа 1970 года, когда он впервые перешел на сверхзвуковую скорость вдоль Ирландского моря. [ 26 ]

В субботу, 22 августа 1970 года, второй пилот Питер Бейкер вывел Concorde 002 из Фэрфорда на скорость более 1000 миль в час над Северным морем ; это были первые испытания впускной системы двигателя. [ 27 ]

Конкорд 002 достиг скорости 2 Маха на высоте 10 миль над Ирландским морем в четверг, 12 ноября 1970 года, вместе со вторым пилотом Джоном Кокрейном . За 1 час 50 минут полета из Фэрфорда самолет находился на сверхзвуке 64 минуты. Самолет летел из RAF Fairford в Давентри на высоте 20 000 футов и достиг Уош на высоте 25 000 футов, затем ускорился вдоль Северного моря, достигнув 2 Маха к востоку от Абердина , и на сверхзвуке полетел к югу от Корнуолла , вернувшись в RAF Fairford через Берри. Направляйтесь возле Бриксема .

«Конкорд» впервые полетел в Москву в апреле 1985 года; Билеты стоят £995, включая место в Московском балете. [ 28 ]

  • В конце 1964 года французская полиция поймала восточногерманского Герберта Штайнбрехера из Лейпцига . У него было два британских сообщника, и он устроился на работу на французский авиазавод. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
  • Сергей Фабиев (Серж Фабьев) работал в ГРУ с 1962 года и был арестован 15 марта 1977 года при посадке на самолет в аэропорту Орли после того, как расшифрованные сообщения из Москвы поздравили его с получением полных планов «Конкорда». 1 февраля 1978 года он был приговорен к двадцати годам лишения свободы. [ 32 ]
  • МИ-6 и ЦРУ сообщили DST, что за Сергеем Павловым нужно внимательно следить. 1 февраля 1965 года Павлов должен был встретиться с контактным лицом в ресторане La Flambée и случайно сел напротив агента DST и его марионетки-спутницы в течение двух часов. Павлов был арестован при попытке покинуть ресторан, при этом вместе с его вещами были обнаружены чертежи шасси и антиблокировочной системы тормозов «Конкорда». Он был депортирован из Франции в 1965 году и вернулся в Москву, чтобы стать заместителем министра гражданской авиации. [ 33 ]
  • Чех Жан Сарради был арестован Управлением наблюдения за территорией (DST) в январе 1966 года, когда он был замаскирован под католического священника. В среду, 26 апреля 1967 года, французы отправили чеха Стефана Криговского к 8 годам и Жана Сарради к 4 годам тюрьмы. Оба были пойманы, когда были одеты в одежду священника. [ 34 ] [ 35 ]

Влияние на конструкцию Ту-144

[ редактировать ]

Ту-144 и Конкорд представляли собой конструктивно разные конструкции самолетов.

Различия между двумя сверхзвуковыми самолетами

Ту-144 не имел вихрей над крылом, обеспечивающих дополнительную подъемную силу на малой скорости. Не было никаких демонстрационных коммерческих полетов за границу, которые предпринял Конкорд. Двигатели не проходили летные испытания до первого полета Ту-144. [ 36 ] [ неправильный синтез ]

Именно конструктивный отказ самолета Туполева при крутом пикировании привел к катастрофе на международном авиасалоне. [ неправильный синтез ]

  1. ^ Фарбер, Алекс (24 ноября 2023 г.). «Профессор разоблачает русского шпиона, укравшего секреты Конкорда» . Таймс . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года.
  2. Liverpool Daily Post, пятница, 9 декабря 1966 г., стр. 6.
  3. Times , четверг, 15 мая 1969 г., стр. 4.
  4. Bristol Evening Post, четверг, 15 мая 1969 г., стр. 14.
  5. Times , пятница, 2 октября 1981 г., стр. 3.
  6. Times , пятница, 10 августа 1984 г., стр. 5.
  7. ^ Konkordski 1996 Channel 4
  8. ^ БФИ
  9. ^ Таймс , август 1996 г.
  10. ^ Дебаты Olympus 593, ноябрь 1966 г.
  11. Liverpool Echo , среда, 30 ноября 1966 г., страница 1.
  12. Палата общин, 15 февраля 1973 г.
  13. Палата лордов, 15 марта 1973 г.
  14. Палата общин, 4 мая 1977 г.
  15. Палата общин, 12 января 1977 г.
  16. Палата общин, 28 марта 1977 г.
  17. Палата общин, 2 февраля 1989 г.
  18. Times , среда, 9 июля 1975 г., стр. 4.
  19. Палата общин, 8 февраля 1977 г.
  20. ^ Воздушный шар
  21. Times , понедельник, 27 сентября 1971 г., стр. 6.
  22. The People Sunday, 26 сентября 1971 г., стр. 1
  23. ^ Western Daily Press , понедельник, 27 сентября 1971 г., стр. 1
  24. Daily Mirror , четверг, 5 ноября 1970 г., стр. 19.
  25. Bristol Evening Post, понедельник, 2 февраля 1970 г., стр. 22.
  26. Daily Mirror , понедельник, 10 августа 1970 г., стр. 9.
  27. ^ Western Daily Press , понедельник, 24 августа 1970 г., стр. 1
  28. Times , вторник, 26 марта 1985 г., стр. 3.
  29. The People Sunday, 28 февраля 1965 г., стр. 1
  30. Liverpool Daily Post, понедельник, 1 марта 1965 г., стр. 1.
  31. ^ Шпион Согласия Морвана Дюамеля
  32. ^ КГБ во Франции
  33. ^ Конкорд взлетает
  34. Birmingham Daily Post, четверг, 27 апреля 1967 г.
  35. Le Monde , 27 апреля 1967 г.
  36. Times , понедельник, 4 сентября 1972 г., стр.27.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5869f6f577cb6b22c33e6409fb0e7995__1715587980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/95/5869f6f577cb6b22c33e6409fb0e7995.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet industrial espionage of Concorde - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)