Jump to content

Египетский синий

(Перенаправлено с «Египетского синего »)
Египетский синий
 
Об этих координатах Цветовые координаты
Шестнадцатеричный тройник #1034A6
sRGB Б ( р , г , б ) (16, 52, 166)
ВПГ ( ч , с , v (226°, 90%, 65%)
CIELCh уф ( L , C , h ) (28, 82, 263°)
Источник [ Без источника ]
Дескриптор ISCC – NBS Ярко-синий
B : Нормализовано до [0–255] (байт).

Египетский синий , также известный как силикат меди-кальция (CaCuSi 4 O 10 или CaOCuO(SiO 2 ) 4 (тетрасиликат меди-кальция)) или купрориваит, [1] пигмент , который использовался в Древнем Египте на протяжении тысячелетий. Считается первым синтетическим пигментом. [2] он был известен Римлянам под названием caeruleum . После римской эпохи египетский синий цвет вышел из употребления, и впоследствии способ его создания был забыт. В наше время учёные смогли проанализировать его химический состав и реконструировать способ его изготовления.

Древнеегипетское wꜣḏ слово синий , означает сине-зеленый и зеленый .

Первое зарегистрированное использование слова «египетский синий» в качестве названия цвета на английском языке произошло в 1809 году. [3]

Определение

[ редактировать ]
Пиксис сделан из «египетского синего» фаянса : импортирован в Италию из северной Сирии, производился в 750–700 гг. до н.э. (Показано в Старом музее в Берлине )

Египетский синий — синтетический синий пигмент, получаемый из смеси кремнезема , извести , меди и щелочи . Его цвет обусловлен тетрасиликатом кальция и меди CaCuSi 4 O 10 того же состава, что и природный минерал купрориваит . [2] Впервые он был синтезирован в Египте во времена Четвертой династии и широко использовался до конца римского периода в Европе. [2] после чего его использование значительно сократилось. [4]

Термин для него на египетском языке — ḫsbḏ-ỉrjt ( khesbedj irtiu ), что относится к искусственному лазуриту ( ḫsbḏ ). [5] В древности его использовали в качестве синего пигмента для окраски различных материалов, таких как камень, дерево, штукатурка, папирус и холст, а также при производстве многочисленных предметов, включая цилиндрические печати, бусы, скарабеи, инкрустации, горшки и статуэтки. Иногда в египтологической литературе ее называют голубой фриттой . Некоторые утверждают, что это ошибочный термин, который следует оставить для описания начальной фазы производства стекла или глазури. [6] в то время как другие утверждают, что египетский синий представляет собой фритту как в мелкой, так и в грубой форме, поскольку он является продуктом твердофазной реакции. [7] Его характерный синий цвет, обусловленный одним из его основных компонентов — медью, варьируется от светлого до темного оттенка, в зависимости от дифференциальной обработки и состава.

Помимо Египта, он также был найден на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье и в пределах Римской империи . Неясно, было ли существование пигмента в других местах результатом параллельного изобретения или свидетельством распространения технологии из Египта в эти районы.

История и предыстория

[ редактировать ]

Древние египтяне очень высоко ценили синий цвет и стремились представить его во многих средствах массовой информации и в различных формах. Они также хотели имитировать полудрагоценные камни бирюзу и лазурит , которые ценились за свою редкость и ярко-синий цвет. Использование природных минералов, таких как азурит, для получения этого синего цвета было непрактичным, поскольку эти минералы были редкими и с ними было трудно работать. [ нужна ссылка ] Поэтому, чтобы иметь доступ к большому количеству синего цвета для удовлетворения спроса, египтянам необходимо было производить пигмент самостоятельно.

Самое раннее свидетельство использования египетского синего цвета, выявленное египтологом Лорелей Х. Коркоран из Мемфисского университета , находится на алебастровой чаше, датируемой поздним додинастическим периодом или Накада III ( около 3250 г. до н. э.), раскопанной в Иераконполисе . сейчас находится в Музее изящных искусств в Бостоне . [8] В Среднем царстве (2050–1652 гг. до н. э.) его продолжали использовать в качестве пигмента при украшении гробниц, настенных росписей, предметов обстановки и статуй, а в Новом царстве (1570–1070 гг. до н. э.) стали шире использовать в производство многочисленных предметов. Его использование продолжалось на протяжении всего позднего периода и греко-римского периода, и прекратилось только в четвертом веке нашей эры, когда секрет его производства был утерян. [9]

В древних египетских текстах не существует письменной информации о производстве египетского синего цвета в древности, и впервые он был упомянут только в римской литературе Витрувием в первом веке до нашей эры. [10] Он называет его церулеумом и описывает в своей работе «О архитектуре», как его изготавливали путем измельчения песка, меди и натрона и нагревания смеси, сформованной в маленькие шарики, в печи. Для производства также необходима известь, но, вероятно, использовался богатый известью песок. Теофраст дает ему греческий термин κύανος ( кианос , синий). [11] что первоначально, вероятно, относилось к лазуриту. Наконец, только в начале девятнадцатого века интерес к изучению его производства возобновился, когда его исследовал Хамфри Дэви в 1815 году. [12] и другие, такие как У. Т. Рассел и Ф. Фуке.

Состав и производство

[ редактировать ]

Учёные и археологи, заинтересованные в анализе состава египетского синего цвета и методов его производства, провели несколько экспериментов. В настоящее время его обычно рассматривают как многофазный материал, который был получен путем нагревания кварцевого песка, соединения меди, карбоната кальция и небольшого количества щелочи (золы солеустойчивых, галофитных растений или натрия ) при температурах от 800 до 800°С. 1000 °C (1470 и 1830 °F) (в зависимости от количества используемой щелочи) в течение нескольких часов. [13] В результате получается купрориваит или египетский синий, углекислый газ и водяной пар:

Cu 2 CO 3 (OH) 2 + 8 SiO 2 + 2 CaCO 3 → 2 CaCuSi 4 O 10 + 3 CO 2 + H 2 O

В своем конечном состоянии египетский синий состоит из прямоугольных синих кристаллов вместе с непрореагировавшим кварцем и небольшим количеством стекла. В результате анализа ряда образцов из Египта и других стран было установлено, что весовой процент материалов, использованных для получения египетского синего цвета в древности, обычно находился в пределах следующих количеств: [13]

Чтобы получить теоретически купрориваит, в котором встречаются только синие кристаллы, без избытка непрореагировавшего кварца или образования стекла, необходимо использовать следующие процентные значения: [13]

  • 64% кремнезема
  • 15% оксид кальция
  • 21% оксид меди

Однако ни один из проанализированных образцов древности не был изготовлен из этого окончательного состава, поскольку все они имели избыток кремнезема, а также избыток CuO или CaO. [14] Возможно, это было намеренно; Увеличение содержания щелочи приводит к тому, что пигмент содержит больше непрореагировавшего кварца, заключенного в стеклянную матрицу, что, в свою очередь, приводит к более твердой текстуре. [13] Однако снижение содержания щелочи (менее 1%) не позволяет образовываться стеклу, и получаемый египетский синий мягче, с твердостью 1–2 Мооса . [14]

Помимо того, как различные композиции влияли на текстуру, способ обработки египетского синего цвета также влиял на его текстуру с точки зрения грубости и тонкости. После ряда экспериментов Tite et al. пришел к выводу, что для получения египетского синего цвета с тонкой текстурой необходимы две стадии для получения равномерно вкрапленных кристаллов. Сначала ингредиенты нагреваются, и в результате получается продукт грубой текстуры. Затем его измельчают до мелкого порошка и добавляют воду. Затем пасте придают новую форму и снова обжигают при температуре от 850 до 950 °C в течение одного часа. Эти два этапа, возможно, были необходимы для производства пасты, достаточно мелкой для изготовления небольших предметов. Однако египетский синий с грубой текстурой не прошел бы второй этап. Поскольку он обычно встречается в форме плит (в династические периоды) и шаров (в греко-римский период), они либо ожидали обработки на втором этапе, где их измельчали ​​и тонко текстурировали. или их измельчили бы для использования в качестве синего пигмента. [13]

Достигнутый оттенок синего также был связан с грубостью и тонкостью египетского синего цвета, поскольку он определялся степенью агрегации кристаллов египетского синего цвета. Грубый египетский синий имел относительно густую форму из-за больших скоплений кристаллов, прилипших к непрореагировавшему кварцу. В результате этой группировки получается темно-синий цвет, напоминающий грубый египетский синий. Альтернативно, египетский синий с тонкой текстурой состоит из более мелких кластеров, которые равномерно распределены между непрореагировавшими зернами кварца и имеют тенденцию иметь светло-голубой цвет. [13] Разбавленный светло-голубой, однако, используется для описания цвета тонкотекстурированного египетского синего цвета, в составе которого имеется большое количество стекла, которое маскирует синий цвет и придает ему разбавленный вид. Это зависит от уровня добавленной в смесь щелочи, поэтому чем больше щелочи, тем больше стекла образуется и тем более разбавлен внешний вид. [13] Этот тип египетского синего цвета особенно заметен во времена восемнадцатой династии и позже и, вероятно, связан с развитием технологии производства стекла в это время. [6]

Если бы определенные условия не были соблюдены, египетский синий не мог бы производиться удовлетворительно. Например, если бы температура была выше 1050 °C, она стала бы нестабильной. [15] Если было добавлено слишком много извести, образуется волластонит (CaSiO 3 ), придающий пигменту зеленый цвет. Слишком большое содержание медных ингредиентов приводит к избытку оксидов меди, куприта и тенорита. [15]

Источники

[ редактировать ]

Основным компонентом египетского голубого был кремнезем, а его источником мог быть кварцевый песок, найденный рядом с местами производства египетского голубого. [13] хотя никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту гипотезу, нет. Единственное цитируемое доказательство принадлежит Jakcsh et al. , который нашел кристаллы титаномагнетита — минерала, найденного в песке пустыни, в образцах, собранных из гробницы Сабни (шестая династия). Его присутствие в египетском синем цвете указывает на то, что в качестве источника кремнезема использовался кварцевый песок, а не кремень или кремень. Это контрастирует с источником кремнезема, используемого для производства стекла в Кантире (месторождение Нового Королевства Рамессайд), которым является кварцевая галька, а не песок. [16]

Считается, что оксид кальция не добавлялся намеренно сам по себе при производстве египетской синевы, а вводился в виде примеси в кварцевый песок и щелочь. [13] Из этого неясно, осознавали ли мастера, занимавшиеся изготовлением, важность добавления извести в египетскую голубую смесь.

Источником меди могла быть либо медная руда (например, малахит ), опилки от медных слитков, либо лом бронзы и других сплавов. До Нового царства мало данных о том, какой источник меди использовался, но считается, что это были медные руды. Во времена Нового царства были обнаружены доказательства использования медных сплавов, таких как бронза, из-за присутствия различных количеств олова, мышьяка или свинца, обнаруженных в египетском синем материале. [15] Присутствие оксида олова могло быть связано с медными рудами, содержащими оксид олова, а не с использованием бронзы. Однако медных руд с такими количествами оксида олова обнаружено не было. [15] Почему в эпоху поздней бронзы произошел переход от использования медных руд к использованию бронзового лома в более ранние периоды, пока неясно.

Общее содержание щелочи в проанализированных образцах египетской синей превышает 1%, что позволяет предположить, что щелочь была введена в смесь намеренно, а не как примесь других компонентов. Источниками щелочи мог быть либо натрон из таких мест, как Вади-Натрун и Эль-Каб, либо растительный зола. Измеряя количество поташа и магнезии в образцах египетской синевы, обычно можно определить, какой источник щелочи использовался, поскольку растительная зола содержит большее количество поташа и магнезии, чем натрон. Однако из-за низкой концентрации щелочи в египетской синеве, которая составляет всего 4% или меньше, по сравнению, например, со стеклом, которое составляет 10–20%, определить источник не всегда легко. Источником щелочи, вероятно, был натрон. [14] хотя причины этого предположения неясны. Однако анализ Jaksch et al. В различных образцах египетской синевы были обнаружены различные количества фосфора (до 2 мас.%), что позволяет предположить, что использованным источником щелочи на самом деле была растительная зола, а не натрон. [15] Поскольку стекольная промышленность в эпоху поздней бронзы использовала растительную золу в качестве источника щелочи, [17] связь с щелочью, используемой для получения египетской синевы до и после появления стекольной промышленности, могла быть возможной.

Археологические свидетельства

[ редактировать ]

При раскопках в Амарне , Лиште и Малкате в начале двадцатого века Петри обнаружил два типа сосудов, которые, по его предположению, использовались в древности для получения египетского синего цвета: чашеобразные кастрюли и цилиндрические сосуды или сагеры. В ходе недавних раскопок в Амарне, проведенных Барри Кемпом (1989), было обнаружено очень небольшое количество этих «обжаренных» сковородок, хотя были найдены различные оставшиеся кусочки египетского синего «пирога», что позволило идентифицировать пять различных категорий египетских синих форм и сосуды, связанные с ними: большие круглые лепешки, большие плоские прямоугольные лепешки, лепешки чашеобразной формы, небольшие мешковидные лепешки и шаровидные формы. [18] В проанализированных образцах олова не обнаружено, что, по мнению авторов, указывает на возможность использования медного лома вместо бронзы. [19]

ряд предметов, связанных с производством египетского голубого цвета В 1930-х годах Махмуд Хамза раскопал в Кантире , таких как египетские голубые лепешки и их фрагменты на различных стадиях производства, [20] предоставляя доказательства того, что на этом месте действительно производился египетский синий цвет. Недавние раскопки на том же месте выявили крупную медную промышленность с несколькими сопутствующими ремеслами, а именно литьем из бронзы, изготовлением красного стекла, производством фаянса и изготовлением египетской синевы. [20] При раскопках были обнаружены керамические тигли с прилипшими остатками египетской синевы, что снова позволяет предположить, что они были изготовлены на месте. Эти египетские синие «лепешки», возможно, позже были экспортированы в другие районы страны для обработки, поскольку на месте существовал дефицит готовых египетских синих изделий. Например, египетские голубые лепешки были найдены в Завиет Умм эль-Ракхаме, форте Рамессайд недалеко от ливийского побережья, что фактически указывает на то, что лепешки продавались, обрабатывались и переделывались вдали от места их основного производства. [20]

Соединения с другими стекловидными материалами и с металлами

[ редактировать ]
Голубое фаянсовое блюдце и подставка, Новое царство (1400–1325 гг. до н. э.)

Египетский синий тесно связан с другими стекловидными материалами, производимыми древними египтянами, а именно со стеклом и египетским фаянсом , и вполне возможно, что египтяне не использовали отдельные термины, чтобы отличить эти три продукта друг от друга. [9] Хотя отличить фаянс от египетского синего легче из-за отчетливой сердцевины фаянсовых предметов и отдельных слоев глазури, иногда трудно отличить стекло от египетского синего из-за очень тонкой текстуры, которую иногда может иметь египетский синий цвет. Это особенно актуально во времена Нового царства, поскольку египетский синий цвет стал более изысканным и стеклянным и продолжал оставаться таковым и в греко-римский период. [21]

Поскольку египетская синь, как и фаянс, представляет собой гораздо более старую технологию, чем стекло, которая начинается только во времена правления Тутмоса III (1479–1425 гг. до н. э.), изменения в производстве египетской синевы, несомненно, были связаны с появлением стекольной промышленности.

Анализ источника меди, используемой при производстве египетского синего цвета, указывает на связь с современной металлургической промышленностью. Если в более ранние периоды наиболее вероятно использование медных руд, то во время правления Тутмоса III медная руда заменяется использованием бронзовых опилок. [6] Это было установлено путем обнаружения определенного количества оксида олова в египетской синеве, которое могло возникнуть только в результате использования отходов оловянной бронзы в качестве источника меди, что совпадает со временем, когда бронза стала широко доступна в Древнем Египте.

События за пределами Египта

[ редактировать ]

Египетский синий был найден в Западной Азии в середине третьего тысячелетия до нашей эры в виде небольших артефактов и инкрустации, но не в качестве пигмента. [6] Он был найден в районе Средиземноморья в конце среднего бронзового века , и в его составе были обнаружены следы олова, что позволяет предположить использование бронзового лома вместо медной руды в качестве источника меди. [6] В римский период использование египетского синего цвета было широко распространено, о чем свидетельствует горшок с неиспользованным пигментом, найденный в 1814 году в Помпеях . Он также был найден в качестве неиспользованного пигмента в гробницах ряда художников. Этруски также использовали его в своих настенных росписях. родственный китайский синий Предполагается, что имеет египетские корни.

Позже Рафаэль использовал египетский синий цвет в своем «Триумфе Галатеи» . [22]

Римское производство египетского синего цвета.

[ редактировать ]
Карта распределения фаз рамановской микроспектроскопии слоя краски из церкви Св. Петра над Грачем, показывающая несколько второстепенных, основных и следовых соединений египетского синего. [23]

Примерно на рубеже эпох римские источники сообщают, что некий Весторий перенес технологию производства из Александрии в Поццуоли близ Неаполя ( Кампания , Южная Италия ). [24] Фактически, археологические данные подтверждают наличие производственных площадок на северных Флегрейских полях и, похоже, указывают на монополию в производстве и торговле пигментными сферами. Из-за своего почти исключительного использования египетский синий является главным синим пигментом римской древности; его художественно-технические следы исчезают в эпоху Средневековья . [23]

В 2021 году раннесредневековый египетский синий цвет (пятый/шестой века нашей эры) был идентифицирован на монохромном синем фрагменте фрески церкви Святого Петра над Грачем ( Южный Тироль , Северная Италия ). С помощью нового аналитического подхода, основанного на рамановской микроспектроскопии , были идентифицированы 28 различных минералов с содержанием от процентного диапазона до 100 частей на миллион. Включение знаний из соседних дисциплин позволило считывать информацию о типе и происхождении сырья, синтезе и применении пигмента, старении красочного слоя, сохранившем ранее недоступные следовые компоненты, и таким образом реконструировать индивидуальную «Жизнеописание» египетского синего от Святого Петра. Этот сдвиг парадигмы в истории исследования египетского голубого цвета предоставил естественные научные доказательства для производства на северных Флегрейских месторождениях (согласно с микроэлементами, обнаруженными в пляжных песках залива Гаэта ), использования сульфидной медной руды (вместо часто -упомянутая металлическая медь или бронза), а также растительная зола в качестве флюса в сырьевой смеси. Кроме того, показаниями к синтезу преобладают были обнаружены твердофазные реакции , при этом плавление сырья в стекло, скорее всего, играло незначительную роль. [23]

Последующее исследование пигментных шаров Римской Империи, раскопанных в Авентикуме и Августе-Раурике ( Швейцария ; первый-третий век нашей эры), подтвердило результаты в 2022 году. Последовательный состав около 40 идентифицированных минералов устанавливает связь с северными Флегрейскими полями; сульфидная медная руда и растительная зола также оставили свои следы. Таким образом, римская производственная монополия, вероятно, существовала на протяжении веков. Кроме того, анализы выявили нежелательные побочные продукты синтеза, локально ограниченные микрочастицами на поверхности сферы, что можно объяснить неоптимальным временем горения или соотношением смешивания соответственно: купрориваит с кристаллическими дефектами в его слоистой структуре и медный -содержащая фаза зеленого стекла, впервые охарактеризованная методом рамановской спектроскопии. [25]

Современные приложения

[ редактировать ]

Чрезвычайно мощное и долговечное инфракрасное свечение египетского синего цвета в видимом свете позволило обнаружить его присутствие на объектах, которые человеческому глазу кажутся неокрашенными. [26] Это свойство также использовалось для выявления следов пигмента на картинах, созданных еще в шестнадцатом веке, спустя много времени после того, как считалось, что его использование вымерло. [27] Люминесценция в ближнем инфракрасном диапазоне, где ни жир, ни гемоглобин не имеют высоких коэффициентов поглощения, в сочетании со способностью египетского синего расслаиваться путем расщепления на нанолисты после погружения в воду, также указывает на то, что он может иметь несколько высокотехнологичных применений, таких как в биомедицине (например, биоизображения), телекоммуникациях, лазерных технологиях и защитных чернилах. [28] [29] [30]

Исследователи из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли обнаружили, что египетский синий пигмент поглощает видимый свет и излучает свет в ближнем инфракрасном диапазоне. Это говорит о том, что египетский синий пигмент можно использовать в строительных материалах, предназначенных для охлаждения крыш и стен в солнечном климате, а также для тонирования стекол для улучшения характеристик фотоэлектрических элементов . [31] [32] [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Cuprorivate , Mindat.org
  2. ^ Перейти обратно: а б с Исто, Николас; Уолш, Валентин; Чаплин, Трейси; Сиддалл, Рут (2004). «Египетский синий». Справочник пигментов: Оптическая микроскопия исторических пигментов . Оксфорд, Великобритания: Эльзевир Баттерворт Хайнеманн. стр. 147–148.
  3. ^ Мерц и Пол. Цветовой словарь Нью-Йорка: 1930 McGraw-Hill, стр. 194; Образец цвета заката: страница 93. Табличка 35. Образец цвета L8.
  4. ^ МакКуат, Филип (2018). «Египетский синий: Цвет технологий» . artinsociety.com . Журнал искусства в обществе. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. Проверено 29 мая 2019 г.
  5. ^ Пажес-Каманья, С. (1998). «О египетском синем и зеленом: словарный запас и анализ». В Colinart S, Menu M, ред., Цвет в живописи и эмали Древнего Египта , CUEBC, Равелло, 20–22 марта 1997 г., Эдипулья, Бари, стр. 51–59.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Ли, Л.; Квирк, С. (2000). «Малярные материалы». У П. Николсона; И. Шоу (ред.). Древнеегипетские материалы и технологии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-45257-1 .
  7. ^ Николсон, П.Т. и Хендерсон, Дж. (2000). "Стекло". В: П. Николсон и И. Шоу (ред.), Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-45257-0
  8. ^ Лорелей Х. Коркоран, «Синий цвет как« аниматор »в древнеегипетском искусстве», в Рэйчел Б. Голдман, (ред.), Очерки глобальной истории цвета: интерпретация древнего спектра (Нью-Джерси: Gorgias Press, 2016). ), стр. 59–82.
  9. ^ Перейти обратно: а б Чейз, У.Т. (1971: «Египетский синий как пигмент и керамический материал». В: Р. Брилл (ред.) Наука и археология . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN   0-262-02061-0
  10. ^ Витрувий, Об архитектуре , Книга VII , Глава 11.
  11. Теофраст, De Lapidibus (О камнях), раздел 55.
  12. ^ Сэр Хамфри Дэви (1815), «Некоторые эксперименты и наблюдения над цветами, используемыми в живописи древних» , Philosophical Transactions of the Royal Society of London , vol. 105, страницы 97–124. Перепечатано в: Собрание сочинений сэра Хамфри Дэви, ... (Лондон, Англия: Смит, Элдер и компания, 1840), том. VI, стр. 131–159.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тайт, М.С., Бимсон, М. и Коуэлл, М.Р. (1987). «Технология египетского синего». У М. Бимсона; IC Фристоун (ред.). Ранние стекловидные материалы . Периодическая газета Британского музея 56. Лондон: Британский музей. ISBN  978-0-86159-056-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Перейти обратно: а б с Тайт, М.С., Бимсон, М. и Коуэлл, М.Р. (1984). «Технологическая экспертиза египетской синевы». В Дж. Б. Ламберте (ред.). Археологическая химия III. Достижения химии, серия 205 . Вашингтон, округ Колумбия: Американское химическое общество. ISBN  978-0-8412-0767-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Якш Х., Зайпель В., Вайнер К.Л. и Эль Гореси А. (1983). «Египетский синий купрориваит, окно в древнеегипетские технологии». Die Naturwissenschaften . 70 (11): 525–535. Бибкод : 1983NW.....70..525J . дои : 10.1007/BF00376668 . S2CID   2457936 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Ререн, Т.; Пуш, Э.Б. (2005). «Производство стекла позднего бронзового века в Кантир-Пирамсесе, Египет». Наука . 308 (5729): 1756–1758. Бибкод : 2005Sci...308.1756R . дои : 10.1126/science.1110466 . ПМИД   15961663 . S2CID   26214625 .
  17. ^ Ререн, Т. (2001). «Аспекты производства кобальтово-синего стекла в Египте». Археометрия . 43 (4): 483–489. дои : 10.1111/1475-4754.00031 .
  18. ^ Кемп, Б. 1989, Amarna Reports V. Лондон: Общество исследования Египта. ISBN   0-85698-109-5
  19. ^ Уэзерхед, Ф. и Бакли, А. 1989, Художественные пигменты из Амарны. В: Б. Кемп (ред.), Amarna Reports V : 202–239. Лондон: Общество исследования Египта. ISBN   0-85698-109-5
  20. ^ Перейти обратно: а б с Ререн, Т.; Пуш, Е.Б.; Герольд, А. (2001). «Проблемы и возможности реконструкции цехов: Кантир и организация стекольных рабочих мест LBA». В AJ Shortland (ред.). Социальный контекст технологических изменений, Египет и Ближний Восток, 1650–1550 гг. До н.э. Материалы конференции, состоявшейся в Сент-Эдмунд-холле, Оксфорд, 12–14 сентября 2000 г. Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN  978-1-84217-050-2 .
  21. ^ Николсон, П.Т. и Пельтенбург, Э. (2000). «Египетский фаянс». В: В: П. Николсон и И. Шоу (ред.), Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-45257-0
  22. ^ «Древний оттенок обнаружен в живописи эпохи Возрождения — журнал археологии» . www.archaeology.org . Проверено 12 октября 2021 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Петра Дарис; Томас Шмид (2021). «Следовые соединения в египетском синем цвете раннего средневековья несут информацию о происхождении, производстве, применении и старении» . Научные отчеты . 11 (11296): 11296. Бибкод : 2021NatSR..1111296D . дои : 10.1038/s41598-021-90759-6 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   8163881 . ПМИД   34050218 .
  24. ^ «Рецепты синего [небесно-голубого] были впервые обнаружены в Александрии, а впоследствии Весторий начал производить его также и в Путеолах». Из: Витрувий (Марк Витрувий Поллион): De Architectura libri decem, Liber VII, Caput Xl ( первый век нашей эры); Английский перевод: Ингрид Д. Роуленд (1999). «Глава 11: Синий». Десять книг по архитектуре. Книга 7: Завершение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 94. ИСБН  978-0-511-84095-1 . .
  25. ^ Петра Дарис; Томас Шмид (2022). «Рамановский фокус на римско-египетском синем цвете выявляет неупорядоченный купрориваит, фазу зеленого стекла и следовые соединения» . Научные отчеты . 12 (15596): 15596. Бибкод : 2022NatSR..1215596D . doi : 10.1038/s41598-022-19923-w . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   9481618 . ПМИД   36114229 .
  26. ^ Верри, Г. (июнь 2009 г.). «Охарактеризация египетского синего, ханьского синего и ханьского фиолетового с пространственным разрешением с помощью цифрового изображения фотоиндуцированной люминесценции». Аналитическая и биоаналитическая химия , Том 394, выпуск 4, стр. 1011–1021.
  27. ^ Маккуат, П. «Египетский синий: цвет технологий» . Журнал искусства в обществе
  28. ^ Аккорси, Г. и др. (2009). «Исключительное свечение купрориватита (египетского синего) в ближнем инфракрасном диапазоне». Химические коммуникации , Выпуск 23, с. 3392.
  29. ^ Бредал-Йоргенсен, Дж. и др. (сентябрь 2011 г.). «Поразительное присутствие египетского синего цвета обнаружено на картине Джованни Баттисты Бенвенуто 1524 года». Аналитическая и биоаналитическая химия , Том 401, Выпуск 4, с. 1433.
  30. ^ Габриэле Сельваджио, Алексей Чижик, Роберт Нисслер, Ильяс Кулеманн, Даниэль Мейер, Лоан Вуонг, Хелен Прейсс, Никлас Херрманн, Флориан А. Манн, Жийи Лв, Табеа А. Освальд, Александр Спрейнат, Луиза Эрпенбек, Йорг Гросханс, Фолькер Кариус, Андреас Яншофф, Хуан Пабло Хиральдо, Себастьян Крусс: (2020). «Расслоенные флуоресцентные силикатные нанолисты ближнего инфракрасного диапазона для (био) фотоники». В Nature Communications, том 11, №. 1495. два : 10.1038/s41467-020-15299-5
  31. ^ «Египетский синий для энергоэффективности» . Лаборатория Лоуренса Беркли Группа тепловых островов . 9 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
  32. ^ «Первый в мире искусственно созданный пигмент египетского синего может помочь в производстве солнечной энергии» . Индия сегодня . 11 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
  33. ^ «Ученые покрасили солнечные фотоэлектрические системы» . Журнал PV США . 9 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беккер, Х. 2022. «Номенклатура пигментов на древнем Ближнем Востоке, в Греции и Риме». Археологические и антропологические науки 14, 20. https://doi.org/10.1007/s12520-021-01394-1.
  • Дейтон, Дж. 1978, Минералы, металлы, глазурь и человек, или Кем был Сесострис I? Лондон: Харрап. ISBN   0-245-52807-5 .
  • Лукас, А. и Харрис. JR [1948] 1999, Древнеегипетские материалы и промышленность . Дуврские книги о Египте. Минеола, Нью-Йорк: Дувр. ISBN   0-486-40446-3 .
  • Нолл, В. 1981, Минералогия и технология расписной керамики Древнего Египта. В: М. Дж. Хьюз (ред.) Научные исследования древней керамики . Периодическая газета 19 . Лондон: Британский музей, ISBN   0-86159-018-X .
  • Ререн, Т. И Пуш, Э.Б., и Херольд, А. 1998, Предприятия по окраске стекла в промышленном комплексе с медным центром в Египте позднего бронзового века. В: Маккрей, П. (редактор), Предыстория и история технологии изготовления стекла . Керамика и цивилизация 8 . Вестервилл, Огайо: Американское керамическое общество. ISBN   1-57498-041-6
  • Ридерер Дж. 1997, Египетский синий. В: Э. В. Фитцхью (ред.), Художественные пигменты 3 : 23–45. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-89468-256-3
  • Тите, М.С. 1985, Египетский синий, фаянс и родственные материалы: технологические исследования. В: Р.Э. Джонс и Х.В. Кэтлинг (ред.) Наука в археологии: материалы встречи, состоявшейся в Британской школе в Афинах, январь 1985 г. Лондон: Голова Леопарда. ISBN   0-904887-02-2 .
  • Уорнер, Т.Э. 2011, Искусственный купроливаит CaCuSi 4 O 10 (египетский синий) методом солевого флюса. В: Теренс Э. Уорнер, Синтез, свойства и минералогия важных неорганических материалов , 26–49. Чичестер: Уайли. ISBN   978-0-470-74611-0 .
  • Видеманн, Х.Г., Байер, Г. и Реллер, А. 1998, египетский синий и китайский синий. Технологии производства и применение двух исторически важных синих пигментов. В: С. Колинарт и М. Меню (ред.), Цвет в живописи и эмали Древнего Египта . Наука и материал культурного наследия 4 . Бари: Эдипулия. ISBN   88-7228-201-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59180198e46aa857dff948556522a100__1712357520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/00/59180198e46aa857dff948556522a100.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Egyptian blue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)