Мария, королева Шотландии (фильм 1971 года)
Мария, королева Шотландии | |
---|---|
![]() Оригинальный театральный плакат | |
Режиссер | Чарльз Джарротт |
Написал | Джон Хейл |
Продюсер: | Хэл Б. Уоллис |
В главных ролях | |
Кинематография | Кристофер Чаллис |
Под редакцией | Ричард Марден |
Музыка | Джон Барри |
Распространено | Универсальные картинки |
Даты выпуска |
|
Время работы | 128 минут |
Страны | Великобритания Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 4,5 миллиона долларов [ 1 ] |
«Мария, королева Шотландии» — биографический фильм 1971 года , основанный на жизни Марии Стюарт, королевы Шотландии , сценарий Джона Хейла и режиссёр Чарльз Джаррот . Актерский состав возглавляли Ванесса Редгрейв в роли главной героини и Гленда Джексон в роли Елизаветы I. Джексон ранее играла роль Элизабет в телевизионной драме BBC «Элизабет Р.» , показанной в феврале и марте 1971 года, первый эпизод которой также был написан Хейлом.
Фильм получил неоднозначные отзывы с критикой сценария, продолжительности и исторических неточностей; однако он получил похвалу за ведущие женские выступления, производственную ценность и музыкальное сопровождение. На 44-й церемонии вручения премии Оскар фильм получил пять номинаций, включая лучшую женскую роль (за роль Редгрейв).
Сюжет
[ редактировать ]После смерти мужа Франциска II Французского в 1560 году Мария, королева Шотландии, возвращается на родину. Бесстрашная, бескорыстная и очень красивая молодая королева сталкивается со многими проблемами. Как и в соседней Англии, протестантскую веру приняли многие представители знати; кроме того, католичке Марии приходится иметь дело со своим протестантом и незаконнорожденным сводным братом Джеймсом Стюартом, амбициями лорда Морея править. Он предлагает Мэри развлечься в Шотландии и скоротать время за танцами и пиршествами.
Опасаясь, что у Марии есть амбиции на английский престол, Елизавета I Английская решает ослабить свои притязания, отправив своего фаворита, амбициозного Роберта Дадли , добиться расположения Марии и жениться на ней. Елизавета обещает, что Мэри станет ее наследницей, если согласится на брак. Хитрая Элизабет также посылает младшего, лихого, но слабого и избалованного лорда Дарнли из влиятельной католической семьи. Соблазненная красавцем Дарнли, Мэри импульсивно выбирает его для замужества. Морей выступает против брака, но Мэри его игнорирует. Она изгоняет Морей, чтобы укрепить свой авторитет. Элизабет удовлетворена тем, что романтические злоключения безрассудной и страстной Мэри займут ее в Шотландии и дадут Англии меньше поводов для беспокойства.
Вскоре после свадьбы Дарнли устраивает детскую истерику, жалуясь, что у него нет реальной власти и что он всего лишь король-супруг Мэри . Разочарованная, Мэри вскоре изгоняет Дарнли из своей постели и часто советуется с нежным, тихим итальянским музыкантом и придворным Дэвидом Риччио . Ранее Дарнли считал его любовником и обвинял его в том, что он стал отцом ожидаемого ребенка Мэри.
Группа шотландских лордов убеждает Дарнли помочь избавиться от Риччио, которого они убивают в присутствии Мэри. Чтобы сбежать, она убеждает Дарнли, что заговорщики восстанут против него, и они бегут в безопасный замок, принадлежащий лорду Ботвеллу . Он был союзником Марии с момента ее прибытия в Шотландию. После того, как он побеждает заговорщиков, Мэри добивается перемирия между Мореем, Дарнли и Ботвеллом. Мэри рожает сына Джеймса , который, как ожидается, станет преемником Мэри и незамужней, бездетной Элизабет.
Мир недолговечен. Дарнли по-прежнему хочет власти, хотя к настоящему времени он покрыт ужасными шрамами и умирает от сифилиса (опы). Мэри жалеет его, но влюбляется в грубого, но верного Ботвелла. С помощью Морея они устраивают гибель Дарнли в результате взрыва пороха в его поместье ; Дарнли убегает перед взрывом, но его задушат. Ботвелл женится на Мэри, и их несколько коротких ночей вместе становятся блаженными. Но Морей присоединяется к шотландским лордам и возглавляет восстание против Мэри. Он вынуждает ее отречься от престола, и она и ее муж отправляются в изгнание: Мэри в Англию, а Ботвелл в Данию. Младший сын Марии Джеймс должен быть коронован королем Шотландии (хотя Морей фактически будет править как регент ) и воспитан в протестантской семье.
В Англии Мария просит у Елизаветы денег и армию, чтобы вернуть себе трон. Вместо этого Элизабет берет ее в плен и держит запертой в отдаленном замке. Ближайший советник Елизаветы, сэр Уильям Сесил , жаждет избавиться от Марии, но Елизавета боится создать прецедент, казнив помазанника. Она также опасается, что смерть Марии может спровоцировать восстание ее католических подданных и вызвать проблемы с могущественными Францией и Испанией. В результате Мария обречена на бессрочный плен. Со временем некогда гордая королева Шотландии поддается пустой рутине, без особого энтузиазма замышляя побег, но все больше привыкая к своему уединению. Она занята ежедневным графиком карточек, вышивания и сплетен, туманно поговаривая о побеге, но каждое утро спит все позже и позже.
С помощью коллеги-министра Уолсингема Сесил находит доказательства причастности Мэри к заговору с целью убийства Элизабет, известному как « Заговор Бабингтона» . Наконец Элизабет противостоит Марии, которая вновь обретает королевскую гордость и ведет себя вызывающе на их тайной встрече. Хотя Елизавета предлагает свою милость, если она просит прощения, Мария не будет просить о пощаде публично. Она переносит суд, осуждение и казнь. Она знает, что ее сын Джеймс в конечном итоге унаследует английский престол.
Исторические свободы
[ редактировать ]Для драматического эффекта в фильме представлены две встречи королев, хотя в жизни они никогда не встречались.
В фильме также изображены неизвестные истории гомосексуальные отношения между Дарнли и Риччио, хотя изначально они, возможно, были друзьями. [ 2 ] Противостояние в замке Ботвелла «Эрмитаж», кажется, во многом основано на реальном инциденте в Карберри, и в фильме отсутствует решающая битва при Лэнгсайде .
Мы с Яковом VI родились в Эдинбургском замке , а не в замке Эрмитаж, как показано в фильме.
Бросать
[ редактировать ]- Ванесса Редгрейв — Мария, королева Шотландии
- Гленда Джексон в роли королевы Англии Елизаветы I
- Патрик МакГуэн в роли сводного брата Мэри Джеймса Стюарта, 1-го графа Морей
- Тимоти Далтон — второй муж Мэри Генри Стюарт, лорд Дарнли
- Найджел Дэвенпорт — третий муж Мэри, Джеймс Хепберн, 4-й граф Ботвелл
- Тревор Ховард — советник Элизабет сэр Уильям Сесил
- Дэниел Мэсси — любовник Элизабет, Роберт Дадли, граф Лестер
- Ян Холм — советник Мэри, Дэвид Риччио
- Эндрю Кейр, как Рутвен
- Том Флеминг в роли Джона Балларда
- Роберт Джеймс в роли шотландского религиозного реформатора Джона Нокса
- Кэтрин Кэт — первая свекровь Марии, Екатерина Медичи.
- Фрэнсис Уайт — спутница Мэри, Мэри Флеминг
- Вернон Добчефф — дядя Марии, герцог Гиз
- Раф Де Ла Торре в роли ее другого дяди, кардинала Лотарингии.
- Ричард Уорнер в роли мастера шпионажа Элизабет Фрэнсиса Уолсингема
- Брюс Перкуп в роли графа Мортона
- Брайан Коберн — граф Хантли
- Ричард Деннинг — первый муж Марии, король Франции Франциск II
- Мария Эйткен в роли леди Ботвелл
- Джереми Буллок, как Эндрю
Производственные примечания
[ редактировать ]В фильме воссоединились Хэл Уоллис, Джон Хейл и Чарльз Джарротт, снявшие «Анну из тысячи дней» . бестселлер Антонии Фрейзер Уоллис хотела сделать продолжение и решила снять фильм о Марии, королеве Шотландии, отчасти потому, что в новостях появился о ней. «Я не читал ее, потому что знал, что она основана на исторических фактах, и был уверен, что в ней нет ничего такого, чего мы не могли бы получить из книг по истории», — заявил Уоллис в своих мемуарах. [ 3 ]
Подобно пьесе Фридриха Шиллера ( «Мария Стюарт» , 1800) и опере Гаэтано Доницетти ( «Мария Стюарда» , 1835), здесь для достижения повышенного драматического эффекта требуются значительные вольности с историей, в частности две вымышленные встречи лицом к лицу между две королевы (которые никогда не встречались в реальной жизни). «Зрители почувствовали бы себя обманутыми, если бы у них никогда не было совместной сцены». - сказал Уоллис. [ 1 ]
Уоллис говорит, что Джаррот хотел подчеркнуть религиозные различия двух главных героев, но продюсер «посчитал, что это слишком тяжело». [ 4 ]
Ванесса Редгрейв и Гленда Джексон были первыми кандидатами на свои роли. Джексон согласилась сыграть эту роль, если все ее сцены будут сняты за три с половиной недели, «прежде чем наступит скука». Соответственно, сценарий был переписан. [ 5 ]
Гленда Джексон сказала во время съемок: «Я предпочитаю роль Ванессы. Мэри была шлюхой - три брака, один с человеком, больным сифилисом, убийства, тюрьма, интриги, насилие - все это». Она сказала, что Элизабет «не девственница, как я ее изображаю». [ 1 ]
Стрельба
[ редактировать ]Съемки начались 17 мая 1971 года. Съёмки фильма проходили во Франции ( Château de Chenonceau ), замок Эрмитаж , Шотландия; и в Англии в замке Алнвик , замке Бамбург , парке Пархем в Западном Суссексе и музее под открытым небом Чилтерн в Бакингемшире. Песню во вступительной части «Vivre et Mourir» исполняет Редгрейв. [ нужна ссылка ]
Текст взят из сонета, написанного Марией, королевой Шотландии. [ 6 ]
Романтические отношения Редгрейва и Тимоти Далтона завязались во время съемок фильма. [ 7 ]
Выпускать
[ редактировать ]Премьерой фильма в Великобритании стал ежегодный Королевский киноспектакль 27 марта 1972 года на Одеон Лестер-сквер , на котором присутствовала королева Елизавета, королева-мать . [ 8 ] За первые 9 дней после премьеры он собрал 19 815 фунтов стерлингов (47 566 долларов США). [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]Винсент Кэнби не смог написать о фильме ничего хорошего в «Нью-Йорк Таймс» , назвав его «костюмированной драмой без любви и страсти». Он писал: «К сожалению, нет никакого волнения в том, что собрали воедино Чарльз Джаррот, режиссер, и Джон Хейл, автор оригинального сценария… Мария, королева Шотландии , я полагаю, намерена осветить историю… ... однако на самом деле все, что он делает, - это трогает основы, как скучный, послушный студент ... Поскольку и мисс Редгрейв, и мисс Джексон обладают узнаваемым интеллектом, [фильм] не так сложно выдержать, как некоторые плохие фильмы, которые я могу вспомнить. Его просто торжественный, ухоженный и немой». [ 10 ]
Роджер Эберт дал фильму три звезды и похвалил интерпретацию Редгрейва и Джексона, заявив: «Ванесса Редгрейв - высокая, прямая спина, энергичная Мэри, а Гленда Джексон представляет собой совершенно проницательную и мудрую Элизабет». [ 11 ]
Variety заявила, что «коммерческие перспективы хорошие». [ 12 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]Премия | Категория | Номинант(ы) | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
Награды Академии | Лучшая актриса | Ванесса Редгрейв | номинирован | [ 13 ] [ нужна ссылка ] |
Лучшее художественное направление | Теренс Марш , Роберт Картрайт , Питер Хоуитт | номинирован | ||
Лучший дизайн костюмов | Маргарет Фёрс | номинирован | ||
Лучший оригинальный драматический саундтрек | Джон Барри | номинирован | ||
Лучший звук | Боб Джонс , Джон Олдред | номинирован | ||
Золотой глобус | Лучший фильм – драма | номинирован | [ 14 ] | |
Лучшая женская роль в кинофильме (драма) | Ванесса Редгрейв | номинирован | ||
Гленда Джексон | номинирован | |||
Лучший сценарий – кинофильм | Джон Хейл | номинирован | ||
Лучший оригинальный саундтрек | Джон Барри | номинирован |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рид, Рекс (4 июля 1971 г.). «Хэлу Уоллису, разговоры о деньгах». Ежедневные новости . п. С23.
- ^ Преббл, Джон Лев на Севере
- ^ Уоллис, стр. 169.
- ^ Уоллис, стр. 170.
- ^ Уоллис, стр. 170.
- ^ Лэнг, Малькольм , История Шотландии: От Союза Корон до вступления на престол Якова VI. на трон Англии, к Союзу королевств во времена правления королевы Анны , Дж. Моуман, 1804 г.
- ^ Редгрейв, Ванесса (1994). Ванесса Редгрейв: автобиография . Случайный дом. стр. 176–177. ISBN 978-0-679-40216-9 .
- ^ «Роял Тэп для Мэри» ». Разнообразие . 3 ноября 1971 г. с. 27.
- ^ «Вест-Энд взлетает; «Гарри» — 30 382 доллара, «Мэри» Лофти — 47 566 долларов, «Проповедник» Свифт — 11 650 долларов, «Дугал и Кэт» — окей — 5 933 доллара» . Разнообразие . 12 апреля 1972 г. с. 25.
- ^ Кэнби, Винсент (4 февраля 1972 г.). «Фильм: Костюмированная драма: премьера фильма «Мария, королева Шотландии» в Мюзик-холле» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Эберт, Роджер (7 марта 1972 г.). «Мария, королева Шотландии» . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ «Обзоры эстрады 1971–1974 годов» . Боукер. 1983. с. 174.
- ^ «Номинанты и победители 44-й церемонии вручения премии Оскар (1972)» . oscars.org . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ «Французские связи – Золотой глобус» . ХФПА . Проверено 5 июля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уоллис, Хэл Б.; Хайэм, Чарльз (1980). Создатель звезд: автобиография Хэла Уоллиса . Макмиллан Паб. компании ISBN 978-0-02-623170-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1971 года
- Биографические драмы 1970-х годов
- Исторические драмы 1970-х годов
- Британские биографические драматические фильмы
- Британские исторические драмы
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы, действие которых происходит в 1560-х годах.
- Фильмы о смертной казни
- Фильмы о Марии, королеве Шотландии
- Фильмы о Елизавете I
- Культурные изображения Екатерины Медичи
- Фильмы Чарльза Джаррота
- Фильмы, написанные Джоном Барри (композитор)
- Фильмы продюсера Хэла Б. Уоллиса
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Британские фильмы 1970-х годов
- Англоязычные биографические драматические фильмы