Луи Эллис дю Пен
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
Луи Эллис дю Пен или Дюпен (17 июня 1657 — 6 июня 1719) — французский церковный историк, ответственный за Новую библиотеку церковных авторов .

Детство и образование
[ редактировать ]Дюпен родился в Париже , в дворянской семье Нормандии . Его мать, Витар, была племянницей Марии де Мулен, бабушки поэта Жана Расина . В десять лет он поступил в колледж Харкорта , где получил степень магистра в 1672 году. В возрасте двадцати лет он сопровождал Расина , который нанес визит Николь с целью примириться с джентльменами Порт-Рояля . Но, хотя Дюпен и не был враждебен янсенистам , интеллектуальное влечение Дюпена было в другом направлении; он был учеником Жана Лонуа , ученого критика и галликанца . Он стал учеником Сорбонны и получил степень BD в 1680 году и степень DD в 1684 году.
Новая библиотека церковных авторов
[ редактировать ]Около 1684 года Дюпен задумал создать свою «Новую библиотеку церковных авторов» , первый том которой появился в 1686 году. В ней он одновременно рассматривал биографию, литературную критику и историю догм ; в этом он был пионером, оставив далеко позади все предыдущие усилия, католические или протестантские , которые все еще находились под влиянием схоластического метода. Он также был первым, кто опубликовал такой сборник на современном языке. Он был молод и работал быстро; в его сочинения вкрались ошибки, а его произведения подвергались жестоким нападкам.
Матье Пети-Дидье , монах-бенедиктинец, опубликовал анонимный том « Remarques sur la bibliothèque des auteurs ecclésiastiques de M. Du Pin» (Париж, 1691), за которым последовали два других тома, к которым было добавлено имя автора (Париж, 1692 и 1696). Дюпен ответил ему в своем пятом томе, а Пети-Дидье ответил в первой части второго тома «Ремарка» . Наблюдения Пети-Дидье часто кажутся вдохновленными предрассудками его времени. Таким образом, Дюпен отнес святого Макария Египтянина к IV веку, к которому он действительно по праву принадлежит. Обнаружив полупелагианство в сочинениях этого автора , Пети-Дидье пришел к выводу, что Макарий должен прийти после Пелагия и св. Августина (II, 198). В действительности подобные идеи исповедовались многими до Св. Августина времен .
Более грозный враг появился в лице Боссюэ , который во время публичной диссертации в Коллеж де Наварра в 1692 году осудил дерзость Дюпена. и Боссюэ обратился к гражданским властям, доносив на Дюпена канцлеру Франции Луи Бушера и де Арле архиепископу Парижа Дюпен ответил ему , . Боссюэ просто перечислил в « Библиотеке» те моменты , которые он не одобрял. Они касались первородного греха , чистилища , каноничности Священного Писания , вечности адских мук, почитания святых и их мощей, почитания Креста, благодати, папы и епископов , Великого поста , развода, безбрачие духовенства, традиция, Евхаристия , богословие Троицы и Никейский собор . Он потребовал порицания и опровержения.
Подобно Пети-Дидье, Боссюэ не признавал, что кто-либо из греческих или латинских отцов расходился со святым Августином в вопросе о благодати, а также что этот вопрос можно назвать тонким, деликатным и абстрактным. Между Дюпеном и Боссюэ существовала еще более широкая разница, и Боссюэ писал: «Вольность, которую допускает г-н Дюпен в столь резком осуждении величайших людей церкви, в общем, не следует терпеть». [ 1 ] С другой стороны, Боссюэ решительно утверждал, что с еретиками нельзя обращаться слишком строго: «Опасно привлекать внимание к отрывкам, свидетельствующим о стойкости этих людей, не указывая при этом, в чем эта твердость была переоценена: в противном случае им припишут нравственная стойкость, которая вызывает сочувствие и приводит к их оправданию». [ 2 ] Дюпен подчинился, но, тем не менее, был осужден архиепископом Парижа (14 апреля 1696 г.).
Дюпен продолжил свою «Библиотеку» , которая была внесена в Индекс спустя много времени после его смерти (10 мая 1757 г.), хотя другие его работы были осуждены ранее. Его также критиковал Ричард Саймон . [ 3 ] хотя эти двое придерживались схожих взглядов и использовали схожие методы, так что, когда Боссюэ писал « Защиту традиций и святых отцов» (которая, однако, не публиковалась до 1743 года), он включил оба в свои оскорбления против «высокомерных критиков», которые склонен к раввинизму и ошибкам Социна . Хотя Дюпен благосклонно отзывался об Арно и подписывал «Cas de совести», он не был янсенистом . Скорее, в этих вопросах он разделял мнение Лонуа, который «нашел способ быть одновременно и полупелагианцем, и янсенистом». [ 4 ]
Изгнание и возвращение
[ редактировать ]Дюпен был преимущественно галликанцем. Вероятно, именно по этой причине Людовик XIV сослал его в Шательро по случаю « Каса совести ». Дюпен отказался и вернулся, но его кафедра во Французском колледже была безвозвратно потеряна. Позже Дюбуа, стремившийся к кардинальству и добивавшийся поэтому благосклонности Рима , выдвинул аналогичные обвинения против Дюпена.
В 1718 году он вступил в переписку с Уильямом Уэйком , архиепископом Кентерберийским , с целью объединения английской и галликанской церквей; будучи заподозрен в планировании изменения догматов церкви, его бумаги были изъяты в феврале 1719 года, но ничего компрометирующего не обнаружено. То же рвение к унии побудило его во время пребывания Петра Великого во Франции и по просьбе этого монарха составить план объединения Греческой и Римской церквей. Он умер в Париже 6 июня 1719 года.
Этьен Жордан , современник, видевший его, рассказывал: «Утром он бледнел над книгами, а днем — за картами в приятной компании дам. Его библиотека и прилегающая к нему квартира содержались в чудесном порядке».
Работает
[ редактировать ]Дюпен редактировал работы, в том числе:
- Новая церковная библиотека (58 тт. 8во с таблицами)
- Пети-Дидье, Замечания
- Р. Саймон, Критика (переиздано в Голландии, 19 томов 4to; переведено на английский язык и с аннотациями Уильяма Уоттона в 13 томах, 1692–9)
- произведения Жерсона (Париж, 1703 г.)
- произведения Оптата Милевского (Париж, 1700 г.)
- Псалмы с аннотациями (1691 г.)
Он также опубликовал:
- Заметки о Пятикнижии (1701 г.)
- сокращение «Истории церкви» (1712 г.)
- Светская история (1714–1716)
- де Клерак, История Аполлония Тианского (1705 г.)
- Трактат о церковной и светской власти , комментарий к Четырем статьям духовенства Франции (1707 г.)
- Универсальная библиотека историков (1716 г.)
а также многочисленные труды и статьи по богословию, переиздания прежних сочинений и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- Никерон , Мемуары, служащие истории выдающихся людей (Париж, 1727–1745), II, 31.
- Боссюэ , Сочинения (Версаль, 1817), XXX, 475.
- Ройш , Указатель запрещенных книг (Бонн, 1885), II, 586.
- Анри Марживаль , Р. Симон в «Обзоре религиозной истории и литературы» (Париж, 1899), IV, 435.
- Сент-Бёв , Пор-Рояль, VI, 129, 174, 365.
- Мошейм и Маклейн , Древняя и современная церковная история (1776), VI, 135.
- Шарль-Этьен Жордан , Сборник литературы, философии и истории (Амстердам, 1730), 66.
- Деннис Р. Ди Мауро, «Галликское видение, англиканские перспективы: восприятие произведений Луи Эллис Дю Пена в Англии», докторская диссертация, Католический университет Америки, 2012 г. https://web.archive.org/web/20160304033033/http://aladinrc.wrlc.org/bitstream/handle/1961/10248/DiMauro_cua_0043A_10317display.pdf?sequence=1
Примечания
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Дю Пен, Луи Эллис ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 687. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Луи Эллис Дюпен ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- 1657 рождений
- 1719 смертей
- Выпускники Парижского университета
- Французские историки XVIII века
- Французские католические богословы 17 века
- Французские католические богословы XVIII века
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Французские писатели-мужчины XVII века
- Французские историки XVII века