Создатели богов
«Создатели богов» — это книга и фильм, освещающие внутреннюю работу и воспринимаемые негативные аспекты Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД). Эд Декер и Дэйв Хант являются соавторами книги и фильма.
Компания Jeremiah Films выпустила этот фильм в 1982 году, в котором выражается крайне критический взгляд на Церковь СПД, ее практику и учение. Фильм претендует на разоблачение тайн церкви и с момента его выхода вызвал споры среди членов церкви и не ее членов, спровоцировав страстные дебаты о его правдивости и послании. Через два года после выхода фильма в 1984 году вышла книга.
Обзор
[ редактировать ]Впервые «Создатели богов» были показаны группе из 4000 христиан-евангелистов 31 декабря 1982 года в общественной церкви Грейс в Сан-Вэлли, Калифорния . [ 1 ] После этого его показывали в различных церквях как попытку обучить или предупредить их членов о мормонизме . [ 2 ]
Введение и настройка
[ редактировать ]В фильме изображена встреча Эда Декера и Дика Бэра с двумя актерами, играющими адвокатов Лос-Анджелеса. [ 3 ]
В фильме говорится, что Декер и Баер прибыли, чтобы проконсультироваться «с юридической фирмой из Лос-Анджелеса по поводу подачи коллективного иска» против Церкви СПД. Декер утверждает, что церковь — это огромная корпорация с многомиллиардным оборотом, которая разрушает жизни семей и связана с сатанизмом и оккультизмом . Большая часть диалогов происходит между Декером, Бэром и двумя актерами/юристами, а также фрагменты интервью с другими людьми, разбросанные по всему фильму.
Храмы
[ редактировать ]Доктор Гарольд Гудман, который представлен как профессор Университета Бригама Янга Святых последних дней (BYU), бывший епископ и нынешний президент миссии , приводит цитаты в различных местах на протяжении всего фильма. Гудман заявляет, что церковь в первую очередь ориентирована на семью, и отмечает важность посещения храма и брака для членов церкви.
Рассказчик фильма добавляет, что храм используется «только для тайных церемоний, предназначенных для немногих избранных», и что посещение храма требуется для того, чтобы «достойный мормон мог сам стать богом в будущей жизни, управляя своими собственными силами». планета, с множеством жен-богинь». Утверждается, что храмовые дни открытых дверей — это единственная возможность некоторым членам когда-либо войти в храм, поскольку все те, кто входит, должны жить в соответствии с основными принципами веры и получить рекомендацию для посещения храма от своего церковного авторитета (епископа ).
Многие боги
[ редактировать ]Баер заявляет, что члены Церкви СПД верят, что в космосе существуют «миллиарды этих высокоразвитых гуманоидов», управляющих своими собственными планетами. Дают интервью женщине, которая сказала, что ее целью как члена церкви было быть «вечно беременной». Один из актеров/юристов заявляет, что ему трудно поверить в то, что члены церкви, адвокаты и судьи, с которыми он общается, рассчитывают стать «бесконечными богами» и заселить планеты посредством «небесного секса» со своими «женами-богинями». Далее он заявляет, что ему было бы неловко спрашивать их об этом. Декер отвечает, что мормоны настолько смущены этим, что сами даже не говорят об этом. Флойд МакЭлвин, [ 4 ] который представлен как автор бестселлера « Мормонская иллюзия », утверждает, что «вся их доктрина вытекает из этого о том, как стать богами».
Анимированный сегмент
[ редактировать ]Декер и Баер снимают анимационный фильм, в котором используются учения мормонских пророков, в том числе проповедь Джозефа Смита 1844 года « Беседа короля Фоллетта», чтобы проиллюстрировать различия между мормонизмом и христианством . В анимации изображен Бог-Отец, живущий на планете под названием Колоб, со своими многочисленными идентичными белокурыми «женами-богинями», которые заботятся о «духовных детях», рожденных в результате бесконечного небесного секса.
Представлен план по созданию и заселению Земли, и все присутствующие духи голосуют по этому вопросу. Треть духов следуют плану Люцифера и лишены физических тел. Те, кто «нейтрален», рождаются с черной кожей. Те, кто был доблестным, должны были иметь более светлую кожу и родиться в мормонских семьях на планете Земля.
Рассказчик ссылается на заявления пророка СПД Бригама Янга, учащего, что тысячи лет спустя Бог Отец отправился на Землю «с планеты, ближайшей к звезде Колоб», чтобы заняться сексом с Девой Марией , чтобы дать Иисусу физическое тело. Также утверждается, что пророки СПД учили, что «мормонский Иисус» имел несколько детей от нескольких жен. Рассказчик утверждает, что Джозеф Смит-младший утверждал, что является прямым потомком Иисуса Христа.
Анимация изображает краткую историю событий, описанных в Книге Мормона . Рассказчик утверждает, что Книгу Мормона нашел «молодой искатель сокровищ по имени Джозеф Смит, который был известен своими небылицами в северной части штата Нью-Йорк». Рассказчик заявляет, что мормоны благодарят Бога за Джозефа Смита и что Смит вынесет над ними окончательный суд вместе с Богом-Отцом и мормоном Иисусом. В фильме Смит сидит в центре, а Бог-Отец и мормон Иисус — по обе стороны во время процесса суда. Утверждается, что Джозеф Смит пролил за нас свою кровь, чтобы мы тоже могли стать богами. При просмотре анимации один из актеров/юристов заметил, что она звучит как что-то из фон Деникена или Звездного крейсера «Галактика» (создатель последнего, Глен А. Ларсон , был мормоном, который добавил в сериал темы, заимствованные из религии).
Части анимационного фрагмента были показаны в Билла Махера религиозном документальном фильме Religulous , поскольку этот отрывок был размещен на различных сайтах для обмена видео.
Развод и самоубийство
[ редактировать ]В фильме говорится, что церковь заставляет пары развестись, если они не могут вынести давления, связанного с необходимостью жить в соответствии с церковными стандартами. Декер утверждает, что его пятеро детей были отняты у него Церковью СПД. Баер утверждает, что его жене пришлось развестись с ним и найти другого мужчину, который «пробивал себе путь к божественности».
Также утверждается, что мормонские женщины находятся под таким постоянным давлением стремления к совершенству, что у них возникает хроническая депрессия . отца и брата молодой жертвы самоубийства по имени Кип Элиасон Берут интервью у . Семья рассказывает, как Кип не смог выдержать давления, обнаружив, что его сексуальные принуждения привели его в противоречие с учениями церкви.
Рассказчик утверждает, что мормоны использовали христианскую терминологию, разговаривая с людьми, не являющимися членами Церкви СПД, используя такие слова, как «Бог», «Иисус» и «спасение», чтобы обмануть потенциальных новообращенных.
Изменение Священных Писаний
[ редактировать ]Декер заявляет, что Церковь СПД продолжает менять свои Священные Писания, но что христианские ученые «всегда совершенствуются, всегда возвращаются к самым ранним рукописям, чтобы улучшить и подтвердить подлинность Священного Писания». Позже он заявляет, что «Писание не подлежит проверке».
Сандра Таннер представлена как один из величайших ныне живущих авторитетов в области мормонизма. Таннер заявляет, что лидеры мормонов намеренно скрывали от своих членов свою истинную историю. Таннер обсуждает различные описания Первого видения, написанные Джозефом Смитом . Многие из этих рассказов были неизвестны до 1960-х годов, когда ученый СПД Пол Чизмэн подготовил магистерскую диссертацию, документирующую некоторые из самых ранних рассказов о первых видениях. [ нужны дальнейшие объяснения ]
Баер утверждает, что Джозеф Смит утверждал, что Луна обитаема, и что Бригам Янг утверждал, что обитаемо . Солнце тоже [ 5 ]
Таннер и Декер обсуждают полигамию довольно подробно . Таннер предполагает, что Церковь спрятала документы, недоступные публике. Она заявляет, что большинство членов и миссионеров не подозревают об обмане и что типичный миссионер «даже не осознает, что не может поехать в Солт-Лейк-Сити и лично увидеть эти документы».
Книга Мормона и Книга Авраама
[ редактировать ]Доктор Чарльз Крейн представлен как писатель, профессор колледжа и эксперт по мормонской археологии . [ 6 ] а доктор Ричард Фалес представлен как автор, лектор и археолог. Крейн заявляет, что он просмотрел карты и проверил археологическую информацию и что он не может определить местонахождение земли Зарагемля . Фалес добавляет, что «мы никогда не раскапывали ни одного артефакта», связанного с Книгой Мормона . Далее рассказчик утверждает, что археология смогла доказать существование всех великих цивилизаций. В качестве примера используются монеты, и Крейн упоминает то, что, по его словам, является монетами, перечисленными в Книге Мормона . Крейн заключает, что Книга Мормона — это сказка, очень похожая на «Алису в стране чудес» . Декер добавляет, что церковь обращает людей, утверждая, что археология доказала Книги Мормона истинность .
Смитсоновский институт, похоже, утверждает то же самое. В нем утверждается, что Книга Мормона не подтверждается археологическими исследованиями Смитсоновского института, и говорится: «Смитсоновский институт никогда никоим образом не использовал Книгу Мормона в качестве научного руководства. Археологи Смитсоновского института не видят прямой связи между археологией Нового Мир и предмет [Книги Мормона] . [ 7 ]
Крейн также упоминает Книгу Авраама , заявляя, что она была переведена с фрагментов папируса , который Джозеф Смит купил у египтолога , и что рукопись вновь всплыла на поверхность в 1967 году и была обнаружена несколькими известными египтологами как не имеющая никакого отношения к Аврааму. Крейн добавляет, что Смит взял «одну маленькую букву», которая «выглядит как перевернутая буква «е»», и создал из нее 76 слов.
Храмовые ритуалы
[ редактировать ]Показана реконструкция храмовых ритуалов. [ 8 ] которые, как говорят, совершаются с целью «евангелизации мертвых». Рассказчик утверждает, что без этих ритуалов «никто не сможет войти в присутствие Джозефа Смита и стать богом». Рассказчик заявляет, что мормонам рекомендуется вступать в контакт с умершими и что демоны часто являются мормонам и просят их выполнить для них семейно-историческую работу. Несколько человек обсуждают храмовую одежду , или «святое мормонское нижнее белье», и рассказывается несколько историй о людях, которые отказывались снимать это нижнее белье ни при каких обстоятельствах, включая купание и роды.
Оккультный
[ редактировать ]Баер утверждает, что Джозеф Смит был арестован и осужден за то, что притворился, будто нашел зарытое сокровище с помощью провидческого камня . Декер создает то, что он называет Сатанинской Библией , в которой слово « Мормо » обозначает «короля гулей», а последователей которой называют мормонами. Баер также утверждает, что по- китайски слово «мормон» означает «врата ада».
Термин « мормон » — это прозвище, данное общине Святых последних дней и основанное на названии одного из центральных духовных текстов религии — Книги Мормона . Эта фраза используется в кампании Церкви СПД «Я мормон» для описания членов церкви. Некоторые члены Церкви СПД официально называют себя только Святыми последних дней.
Экономическая мощь
[ редактировать ]Обсуждается экономическая мощь Церкви СПД. Человек, представленный как «доктор Джон Л. Смит, автор и эксперт по огромному богатству мормонской церкви», заявляет, что Церковь СПД является вторым по величине финансовым учреждением к западу от Миссисипи и что трудно определить, что на самом деле представляет собой церковь. владеет. Рассказчик добавляет, что церковь обладает «огромными земельными владениями» и что миллиарды долларов извлекаются из членов церкви посредством программы обязательной десятины . Сообщается также, что церкви принадлежит значительная часть штата Гавайи.
Заключение
[ редактировать ]Фильм завершается тем, что два актера, играющие адвокатов, заявляют, что они не могут взяться за дело, потому что не верят, что присяжные им поверят. Они заявляют, что у Церкви СПД есть «миллиарды», чтобы бороться с этим делом, и что на это потребуются годы. Отец Кипа Элиасона читает письмо, которое сын оставил ему перед тем, как покончить жизнь самоубийством, после чего интервьюер спрашивает женщину, чего ей будет не хватать больше всего, если она уйдет из церкви. Женщина отвечает, что «лучше умрет», чем уйдет.
Споры
[ редактировать ]Фильм вызвал серьезные споры в некоторых сообществах, в которых его показывали. [ 9 ] и был описан Трумэном Дж. Мэдсеном , профессором религии и философии СПД, как «религиозная порнография». [ 10 ] [ нужна полная цитата ] Негативная реакция исходила как от мормонов, так и от немормонов.
Антидиффамационная лига Бней-Брит публично выразила свою обеспокоенность по поводу фильма, который они назвали «избиением мормонов», а также «оскорбительным и клеветническим». [ 11 ] Ронда М. Абрамс, региональный директор, заявила следующее:
Я искренне надеюсь, что люди всех вероисповеданий аналогичным образом отвергнут книгу «Создатели богов» как клеветническую и неправдивую и признают то, что она на самом деле представляет собой — вызов религиозной свободе всех людей. [ 12 ] [ 13 ]
Ученые СПД отметили, что в фильме мормонизм изображен как культ, далекий от основного христианства, и что многие утверждения, которые представлены как доктрина мормонов, не являются реальной доктриной, с особым упором на «те идеи, которые кажутся христианам наиболее аномальными». ". [ нужна ссылка ] В частности, неоднократные упоминания о бесконечном небесном сексе рассматриваются как абсурдные и оскорбительные. [ 14 ]
Респонденты СПД утверждают, что в фильме все мормоны изображены либо как участники заговора с целью сокрытия информации, либо как введенные в заблуждение своими лидерами. [ 15 ]
Критика со стороны Национальной конференции христиан и евреев
[ редактировать ]Макс Дженнингс, редактор Национальной конференции христиан и евреев (NCCJ), посетил показ в Месе, штат Аризона , который спонсировался группой, известной как «Обеспокоенные христиане», целью которой было «протянуться с любовью к тем, кто потерялся в мормонизме». [ нужна ссылка ] Дженнингс сообщил: «Если то, что я увидел во вторник вечером, — это любовь, то, должно быть, я провел неправильные уроки воскресной школы в той пыльной методистской церкви на западе Техаса в моем детстве. Я не слышал, чтобы кто-нибудь протягивал руку любви во вторник вечером. Я слышал люди, ненавидящие право другого верить в то, что он хочет». [ 16 ]
Комитет NCCJ направил письмо обеспокоенным христианам 5 декабря 1983 года, в котором, среди прочего, говорилось, что
[т] фильм не совсем верно изображает мормонскую церковь, историю мормонов или веру мормонов. В нем широко используется полуправда, ошибочные обобщения, сенсации и не отражает истинный дух мормонской веры. Мы находим особенно оскорбительным акцент на том, что мормонизм является своего рода подрывным заговором, опасным для общества, угрозой институту брака и разрушительным для психического здоровья подростков. Мы считаем, что фильм во многом построен на апелляциях к страху, предрассудкам и недостойным человеческим эмоциям. [ 17 ]
Создатель фильма раскритиковал NCCJ за то, что он якобы не смог связаться с Jeremiah Films, которая продюсировала «Создатели богов» , с целью выяснения заявленных ошибок и уклонений в фильме. [ 18 ]
Дальнейшая критика
[ редактировать ]Работа Декера также вызвала критику не только со стороны Святых последних дней, [ 19 ] но и вне веры. [ 20 ] Джеральд и Сандра Таннер и Боб Пассантино заявили, что сочинения Декера грубо искажают мормонизм и тем самым разбавляют его послание и оскорбляют мормонов, не привлекая их к евангелическому христианству. Таннеры, сами видные критики Церкви СПД, отметили, по их мнению, неточности и ошибки в некоторых работах Декера, таких как «способность Эда Декера сочинять истории», «его способность фабриковать доказательства в поддержку своего собственного мнения» и т. д. и его выбор «пути сенсационности в его работе о мормонизме». [ 21 ]
Один из соратников Декера предложил изгнать демонов Таннеров и выразил огромную печаль, когда они отказались. [ 22 ]
Гилберт В. Шарффс , преподаватель из Института религии СПД при Университете штата Юта , написал пространное опровержение, заявив, что «Книга основана на пугающих словах, которые эмоционально нагружены. Она наполнена словами, рассчитанными на то, чтобы встревожить других и оскорбить их». Святым последних дней», а также отметил, что «некоторые говорят, что «Создатели богов » — их злейший враг». [ 23 ]
Эффекты фильма
[ редактировать ]Фильм получил широкую огласку через консервативные христианские средства массовой информации, популярность которых в 1980-х годах была на подъеме. В первую очередь его показывали посетителям церкви, которые видели в нем исчерпывающее объяснение мормонизма. Это нанесло ущерб общественному восприятию Церкви СПД. Но, несмотря на популярность в некоторых христианских кругах, к моменту выхода продолжения книги и фильмы подверглись резкой критике за свои диковинные утверждения и тон даже со стороны других критиков мормонизма. Влияние фильма, возможно, осталось бы в основном среди христиан-евангелистов, если бы не серия скандалов, связанных с СПД в 1980-х и 1990-х годах, которые обратили внимание средств массовой информации на критику мормонов. [ 2 ]
В январе 1990 года Декер заявил, что фильм привел к дефициту предполагаемых обращений в церковь на три миллиона человек. [ 24 ] [ нужна полная цитата ] Это утверждение было основано на заявлении, сделанном М. Расселом Баллардом в УБЯ 14 ноября 1989 года. Баллард никогда не упоминал о недостатке, а вместо этого заявил, что церковь продолжает расти, несмотря на такие фильмы, как « Создатели богов» . [ 25 ] Позже Декер отказался от своего иска. [ 26 ] [ нужна полная цитата ]
Продолжения и книги
[ редактировать ]После дебюта оригинального фильма 1982 года была опубликована книга «Создатели богов» в 1984 году издательством Harvest House . В 1984 году был выпущен еще один короткометражный фильм под названием «Храм Боготворителей» , в котором показано больше реконструкции храмовой церемонии, чем в фильме 1982 года. [ 27 ] Продолжение фильма «Создатели богов 2» было выпущено в 1992 году, а в 1993 году последовала книга, опубликованная издательством Harvest.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Декер и Хант 1984 , стр. 16
- ^ Jump up to: а б Дж. Б. Хос (2013). Образ мормонов в американском сознании: пятьдесят лет общественного восприятия . Издательство Оксфордского университета. стр. 123–24. ISBN 9780199374946 . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Свенсон 1985 , с. 20 Свенсон заявляет: «Все люди в этом фильме представлены как «реальные люди», хотя некоторые на самом деле являются актерами, воссоздающими происшествия. В фильме, примерно в хронологическом порядке, фигурируют невидимый рассказчик, мужчина средних лет, у него оторвана семья (я называю этого человека грузчиком; его играет актер), бородатый, артистического вида мужчина, потерявший семью (актер Дик Бэр); (Одного я называю Сомневающимся Томасом — он одет в бархатный пиджак, а другого — мистером Сильвер-Греем, выдающимся пожилым человеком — оба актеры)»
- ↑ МакЭлвин также появляется в видео 2007 года « В поисках истины».
- ↑ Эти утверждения были повторены рассказчиком в видео 2007 года « В поисках истины» .
- ^ Крейн имеет степень магистра богословия (Христианская семинария Линкольна) и доктора служения (Семинария Лютера Райса). Он также является автором книг «Мормонские миссионеры в бегстве» , «Археология как доказательство Книги Мормона» и «Почему я не верю Книге Мормона».
- ^ Джефф Линдсей (2001), «Заявление Смитсоновского института относительно Книги Мормона от 1996 года» , LDSFAQ : Ответы мормонов , jefflindsay.com
- ↑ Части реконструкции этого храмового ритуала включены в продолжение 1993 года «Создатели богов II» и видео 2007 года «Поиск истины» .
- ^ Макки 1985 , с. 14
- ↑ Республика Аризона, 12 ноября 1983 г.
- ^ «Национальная конференция христиан и евреев и Антидиффамационная лига» . Lightplanet.com . Проверено 10 октября 2011 г.
- ↑ Заявление Ронды М. Абрамс, 25 мая 1984 г., регионального директора Антидиффамационной лиги Бней-Брит, цитируется в Mackey 1985 , стр. 14–15.
- ↑ Письмо доктору Ричарду Линдсею , директору по связям с общественностью Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, 25 мая 1984 г.
- ^ Робертс 1985 , с. 28
- ↑ Swenson 1985 , стр. 21–22. Свенсон заявляет: «Вы можете только заключить, что мормонам промыли мозги или развратили их. Они лицемеры, которые проповедуют семейное единство и любовь, но практикуют демонические ритуалы и наказывают любого, кто отклоняется от очень жестких норм».
- ^ Орел 1985 , с. 34
- ^ Орел 1985 , стр. 36–37.
- ^ «Обвинения против создателей богов со стороны NCCJ» . Saintsalive.com. 25 августа 2009 г. Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Майкл Гриффит, «Даже несмотря на антимормонские книги, «Создатели богов» - одна из худших и неточных атак на мормонизм, когда-либо написанных». Майкл Т. Гриффит. «Еще один взгляд на создателей богов». наш мир.cs.com.
- ^ Массимо Интровинье, «вторая книга и фильм хуже первой: они включают в себя явный призыв к ненависти и нетерпимости, который был осужден как таковой рядом протестантских, католических и еврейских организаций». ( Интровинье 1994 , стр. 154)
- ^ Джеральд и Сандра Таннер, Серьезные обвинения против кожевников: являются ли кожевники демонизированными агентами мормонской церкви? (Солт-Лейк-Сити: Министерство маяков штата Юта, 1991), 32, 29.
- ^ Интровинье 1994 , стр. 166–67.
- ^ Шарффс 1986 «Неуважительный, уничижительный и унизительный язык (вербальное насилие)»
- ↑ Информационный бюллетень «Святые живы в Иисусе», январь 1990 г.
- ^ Интровинье 1994 , с. 1 примечания 2
- ↑ Информационный бюллетень «Святые живы в Иисусе», июль 1990 г.
- ^ «Храм Боготворителей» . Мормонская литература и искусство . БЮ . Проверено 30 июня 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Декер, Эд ; Хант, Дэйв (1984), Создатели богов , издательство Harvest House, ISBN 0890814023 , получено 20 апреля 2007 г.
- Интровинье, Массимо (1995–96), «Старое вино в новых бутылках: история фундаменталистского антимормонизма» , BYU Studies , 35 (3) , получено 30 июня 2015 г.
- Интровинье, Массимо (весна 1994 г.), «Создатели дьявола: современный евангелический фундаменталистский антимормонизм» (PDF) , Диалог: Журнал мормонской мысли , 27 (1), doi : 10.2307/45228331 , JSTOR 45228331 , получено в 2015–06 гг. -30
- Макки, Рэндалл А. (лето 1985 г.), « Исследование создателей богов » (PDF) , Диалог: Журнал мормонской мысли , 18 (2): 14–16, doi : 10.2307/45227955 , JSTOR 45227955 , получено 6 июня 2015 г. 30
- Робертс, Аллен Д. (лето 1985 г.), «Боготворцы: Тень или реальность? Контент-анализ» (PDF) , Диалог: Журнал мормонской мысли , 18 (2): 24–33, doi : 10.2307/45227957 , JSTOR 45227957 , получено 30 июня 2015 г.
- Свенсон, Шэрон Ли (лето 1985 г.), «Лжет ли камера? Структурный анализ Боготворцев » (PDF) , Диалог: Журнал мормонской мысли , 18 (2): 16–23, doi : 10.2307/45227956 , JSTOR 45227956 , получено 30 июня 2015 г.
- Игл, Дональд Элвин (лето 1985 г.), «Реакция одной общины на боготворцев» (PDF) , Диалог: Журнал мормонской мысли , 18 (2): 34–39, doi : 10.2307/45227958 , JSTOR 45227958 , получено в 2015 г. 06-30
- Шарффс, Гилберт В. (1986), Правда о «Создателях богов» , Publishers Press, OCLC 14145479 , заархивировано из оригинала 29 мая 2015 г. , получено 30 июня 2015 г.
- Декер, Эд (8 сентября 2009 г.), «Правда о« правде о создателях богов » » , Библиотека ресурсов: мормонизм , Святые, живые в Иисусе , получено 30 июня 2015 г.