~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 62051215C0565EF2933D13D27ECE5B9E__1706167620 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ FidoNet - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Фидонет — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Fidonet ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/9e/62051215c0565ef2933d13d27ece5b9e.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/9e/62051215c0565ef2933d13d27ece5b9e__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 11.06.2024 09:18:33 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 25 January 2024, at 10:27 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Фидонет — Википедия Jump to content

FidoNet

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
(Перенаправлено с Фидонет )
__
                    / \
                   /|и \
                  (_| /_)
                   _`@/_\_
                  |  |  \ \\
                  |  (*) |  \ ))
     ______ |__U__|  / \//
    / ФИДО \ _//||  _\ /
   (________) (_/(_|(____/
  (с) Джон Мэдилл

 
FidoNet logo by John Madill

FidoNet — это всемирная компьютерная сеть , которая используется для связи между системами досок объявлений (BBS). Он использует систему хранения и пересылки для обмена частными (электронная почта) и общедоступными (форум) сообщениями между BBS в сети, а также в некоторых случаях другими файлами и протоколами.

Система FidoNet была основана на нескольких небольших взаимодействующих программах, только одну из которых нужно было портировать для поддержки другого программного обеспечения BBS. FidoNet была одной из немногих сетей, которая поддерживалась практически всем программным обеспечением BBS, а также рядом онлайн-сервисов, не принадлежащих BBS . Эта модульная конструкция также позволила FidoNet легко перейти на новые системы сжатия данных , что было важно в эпоху использования модемной связи по телефонным линиям с высокой стоимостью междугородних звонков .

Быстрое улучшение скорости модемов в начале 1990-х годов в сочетании с быстрым снижением цен на компьютерные системы и хранилища сделали BBS все более популярными. К середине 1990-х годов действовало почти 40 000 систем FidoNet, и можно было общаться с миллионами пользователей по всему миру. Лишь UUCPNET приблизился к ней по широте и численности; База пользователей FidoNet намного превосходила другие сети, такие как BITNET . [1]

Широкая доступность недорогих подключений к Интернету, начиная с середины 1990-х годов, уменьшила потребность в системе промежуточного хранения FidoNet, поскольку к любой системе в мире можно было подключиться по равной цене. Прямой доступ к местным системам BBS быстро пришел в упадок. Хотя FidoNet значительно сократился с конца 1990-х годов, он продолжает использоваться даже сегодня. [2] несмотря на то, что подключение к Интернету становится все более распространенным.

История [ править ]

Происхождение [ править ]

Составленный вручную список систем Fido BBS, июнь 1984 года. Этот документ лег в основу первых нодлистов.

Существует две основные версии развития FidoNet, отличающиеся лишь небольшими деталями.

Аккаунт Тома Дженнингса [ править ]

Примерно к Рождеству 1983 года Том Дженнингс начал работу над новой системой досок объявлений, которая впоследствии получила название Fido BBS. Его назвали «Фидо», потому что все оборудование вместе представляло собой «настоящую дворнягу». [3] Дженнингс установил систему в Сан-Франциско где-то в начале 1984 года. Другим первым пользователем был Джон Мэдилл, который пытался настроить подобную систему в Балтиморе на своем Rainbow 100 . Фидо начал распространяться на новые системы, и Дженнингс в конечном итоге начал вести неофициальный список их телефонных номеров, при этом Дженнингс стал №1, а Мэдилл №2. [4]

Дженнингс выпустил первую версию программного обеспечения FidoNet в июне 1984 года. В начале 1985 года он написал документ, объясняющий работу FidoNet, а также краткий отрывок из истории системы. В этой версии FidoNet был разработан как способ обмена почтой между первыми двумя системами Fido BBS, Дженнингса и Мэдилла, чтобы «посмотреть, можно ли это сделать, просто ради развлечения». Впервые это было поддержано в Fido V7, «где-то в июне 84 года или около того». [5] [6] [7]

Аккаунт Бена Бейкера [ править ]

В начале 1984 года Бен Бейкер планировал открыть BBS для вновь формирующегося компьютерного клуба автомобильного подразделения McDonnell Douglas в Сент-Луисе . Бейкер входил в CP/M группу особых интересов внутри клуба. [8] Он намеревался использовать оригинальную систему CBBS , размещенную на CP/M , и начал искать машину, на которой можно было бы ее запустить. Президент клуба сообщил Бейкеру, что DEC предоставит им компьютер Rainbow 100 в бессрочную аренду, поэтому он планировал перенести CBBS на эту машину. Rainbow содержала два процессора , Intel 8088 и Zilog Z80 , что позволяло ему работать как с MS-DOS , так и с CP/M , причем на последнем работала BBS. Когда машина прибыла, они узнали, что сторона Z80 не имеет доступа к портам ввода-вывода , поэтому CBBS не может связаться с модемом . В поисках программного обеспечения, которое могло бы работать на стороне системы MS-DOS, Бейкер узнал о Фидо через Мэдилла. [4]

Программное обеспечение Fido потребовало внесения изменений в последовательные драйверы для правильной работы на Rainbow. Начались работы по переносу с участием Дженнингса, Мэдилла и Бейкера. Это привело к тому, что всем участникам пришлось заплатить значительную сумму за междугородную связь, поскольку они все звонили друг другу во время разработки или звонили на BBS друг друга, чтобы оставить электронную почту. Во время одного из таких звонков «в мае или начале июня» Бейкер и Дженнингс обсуждали, как было бы здорово, если бы системы BBS могли автоматически звонить друг другу, обмениваясь между собой почтой и файлами. [4] Это позволит им составлять почту на своих локальных машинах, а затем быстро доставлять ее, вместо того, чтобы звонить и вводить сообщение во время междугороднего телефонного соединения. [4]

Дженнингс ответил тем же вечером, позвонив в систему Бейкера и загрузив новую версию программного обеспечения, состоящую из трех файлов: FIDO_DECV6, новой версии самой программы BBS, FIDONET, новой программы, и NODELIST.BBS, текстового файла. В новой версии FIDO BBS был таймер, который заставлял ее завершать работу в определенное время, обычно ночью. При выходе он запускал отдельную программу FIDONET. NODELIST — это список систем Fido BBS, который Дженнингс уже составлял. [4]

Программа FIDONET позже стала известна как почтовая программа . Программное обеспечение FIDO BBS было изменено, чтобы использовать ранее не использовавшееся числовое поле в заголовках сообщений для хранения номера узла для машины, на которую должно быть доставлено сообщение. Когда FIDONET работал, он искал в базе данных электронной почты любые сообщения с номером в этом поле. FIDONET собирает все сообщения для определенного номера узла в файл, известный как пакет сообщений . После того, как все пакеты были сгенерированы, по одному для каждого узла, программа FIDONET искала номер телефона узла назначения в NODELIST.BBS и вызывала удаленную систему. При условии, что в этой системе работает FIDONET, две системы выполнят установление связи , и, если это удастся, вызывающая система загрузит свой пакет, загрузит ответный пакет, если он был, и отключится. Затем FIDONET распаковывает обратный пакет, помещает полученные сообщения в базу данных локальной системы и переходит к следующему пакету. Когда не осталось пакетов, FIDONET завершит работу и запустит программу FIDO BBS. [9]

Чтобы снизить плату за междугородную связь, обмен почтой был запланирован на позднюю ночь, обычно в 4 часа утра. [5] Позже это будет известно как час национальной почты . [10] и, еще позже, как Zone Mail Hour .

В работе [ править ]

К июню 1984 года версия 7 системы уже была запущена в эксплуатацию, и в сеть быстро добавлялись узлы. К августу в списке узлов было почти 30 систем, к сентябрю — 50, а к январю 1985 года — более 160. По мере роста сети обслуживание списка узлов становилось непомерно трудным, и ошибки были обычным явлением. В этих случаях люди начинали получать телефонные звонки в 4 часа утра от звонившего, который ничего не говорил, а затем вешал трубку. В других случаях система попадала в список до того, как она была запущена и работала, что приводило к междугородным звонкам, которые ни к чему не привели. [5]

В августе 1984 года Дженнингс передал контроль над нодлистом группе в Сент-Луисе, в основном Кену Каплану и Бену Бейкеру. Каплан встретил Фидо, когда искал решение BBS для своей компании, которая работала с компьютерами DEC, и получила компьютер Rainbow и USRobotics со скоростью 1200 бит/с модем . [11] С тех пор для присоединения к FidoNet требовалось настроить свою систему и использовать ее для доставки сообщения сетевой почты в специальную систему, Узел 51. Сообщение содержало различную необходимую контактную информацию. Если это сообщение было передано успешно, это гарантировало, что по крайней мере часть системы работает правильно. Команда нодлиста затем отвечала бы другому сетевому сообщению обратно в рассматриваемую систему, содержащему назначенный номер узла. Если доставка прошла успешно, считалось, что система работает правильно, и она добавлялась в список узлов. [5] Первый новый нодлист был опубликован 21 сентября 1984 года. [4]

Сети и узлы [ править ]

Рост продолжал ускоряться, и к весне 1985 года система уже достигла предела в 250 узлов. Помимо ограничений на рост явно популярной системы, обслуживание нодлистов продолжало отнимать все больше и больше времени. [4]

Также выяснилось, что системы Fido обычно были кластеризованы: из 15 систем, работающих к началу июня 1984 года, 5 из них находились в Сент-Луисе. [4] Пользователь системы Дженнингса в Сан-Франциско, который отправлял электронные письма в разные системы в Сент-Луисе, вызывал поочередные звонки на каждую из этих BBS. В Соединенных Штатах местные звонки обычно были бесплатными, а в большинстве других стран взимались низкие тарифы. Кроме того, первоначальная установка вызова, обычно в первую минуту разговора, обычно оплачивается по более высокой ставке, чем продолжение существующего соединения. Следовательно, было бы дешевле доставить все сообщения от всех пользователей в Сан-Франциско всем пользователям в Сент-Луисе за один вызов. Пакеты, как правило, были достаточно маленькими, чтобы их можно было доставить в течение одной-двух минут, поэтому доставка всех сообщений за один вызов могла значительно снизить затраты, избегая многократной оплаты за первую минуту. После доставки пакет будет разбит на отдельные пакеты для локальных систем и доставлен с использованием нескольких местных бесплатных вызовов.

Команда остановилась на концепции добавления нового сетевого номера , основанного на идее кодов городов . [Н 1] Полный сетевой адрес теперь будет состоять из пары номеров сети и узла, которые будут записываться через косую черту между ними. Вся почта, передаваемая между сетями, сначала будет отправлена ​​узлу локальной сети , который добровольно согласится оплатить любые расходы на междугородную связь. Этот единственный сайт собирал всю сетевую почту со всех систем в своей сети, а затем переупаковывал ее в отдельные пакеты, предназначенные для каждой сети. Затем они вызывали все необходимые сайты администраторов сети и доставляли им пакет. Этот сайт затем будет обрабатывать почту как обычно, хотя все сообщения в пакете гарантированно будут локальными вызовами. [4]

Сетевой адрес был помещен в неиспользуемое поле базы данных сообщений Fido, которое раньше всегда содержало ноль. Системы, на которых работали существующие версии программного обеспечения, уже игнорировали поля, содержащие новую адресацию, поэтому они продолжали работать как раньше; заметив сообщение, адресованное другому узлу, они просматривали его и вызывали эту систему. Более новые системы распознают номер сети и вместо этого доставляют это сообщение сетевому узлу. Чтобы обеспечить обратную совместимость, существующие системы сохраняли свои исходные номера узлов в течение этого периода. [4]

Огромным преимуществом новой схемы было то, что номера узлов теперь были уникальными только внутри сети, а не во всем мире. Это означало, что предыдущий лимит в 250 узлов исчез, но по ряду причин изначально он был ограничен примерно 1200. Это изменение также передало обслуживание списков узлов сетевым хостам, которые затем отправляли обновленные списки обратно на узел 51 для сбора в главный список. Группе из Сент-Луиса теперь оставалось только поддерживать свою собственную локальную сеть и выполнять основную работу по составлению глобального списка. [4]

На встрече, состоявшейся в гостиной Каплана в Сент-Луисе 11 апреля 1985 г. [Н 2] различные стороны выработали все детали новой концепции. В рамках этой встречи также добавили понятие региона , чисто административного уровня, не входящего в схему адресации. Региональные хосты будут обрабатывать любые отстающие на сетевых картах удаленные системы, у которых нет локальных сетевых хостов. Затем они разделили США на десять регионов, население которых, по их мнению, было примерно равным. [4]

К маю у Дженнингса уже были запущены ранние версии нового программного обеспечения. В этих ранних версиях маршрутизация определялась вручную через новый файл ROUTE.BBS, в котором перечислялись сетевые хосты для каждого узла. Например, оператор может захотеть пересылать всю почту в Сент-Луис через один узел, узел 10. Затем ROUTE.BBS будет включать список всех известных систем в этой области с инструкциями по пересылке почты на каждый из этих узлов. через узел 10. Позже этот процесс был полуавтоматизирован программой Джона Уоррена NODELIST. [12] Со временем эта информация была объединена в обновленные версии формата списка узлов, и файл ROUTES больше не используется. [13]

Была выпущена новая версия FIDO и FIDONET, 10C, содержащая все эти функции. 12 июня 1985 года основная группа представила 10C, и большинство систем Fido было модернизировано в течение нескольких месяцев. [12] Процесс прошел гораздо более гладко, чем кто-либо мог себе представить, и очень немногие узлы столкнулись с какими-либо проблемами. [4]

Эхопочта [ править ]

Когда-то во время развития Fido в систему были добавлены вложения файлов , позволяющие ссылаться на файл из сообщения электронной почты. Во время обычного обмена между двумя экземплярами FIDONET любые файлы, прикрепленные к сообщениям в пакетах, доставлялись после того, как сам пакет был создан или загружен. Неясно, когда это было добавлено, но это уже было функцией базовой системы, когда была выпущена версия документа стандартов FidoNet от 8 февраля 1985 года, так что это было добавлено очень рано в истории Fido.

На совещании системных операторов в Далласе была высказана идея, что было бы неплохо, если бы у системных операторов была какая-то возможность публиковать сообщения, которые были бы доступны всем системам. [14] В феврале 1986 года Джефф Раш, один из членов группы, представил новую почтовую программу, которая извлекала сообщения с общедоступных форумов, выбранных системным оператором, аналогично тому, как исходная почтовая программа обрабатывала личные сообщения. Новая программа была известна как тоссер/сканер . Тоссер создал файл, который был похож (или идентичен) результату обычного сканирования сетевой почты, но эти файлы затем были сжаты и прикреплены к обычному сообщению сетевой почты в качестве вложения. Затем это сообщение было отправлено на специальный адрес в удаленной системе. После получения сетевой почты в обычном режиме сканер удаленной системы искал эти сообщения, распаковывал их и помещал на тот же общедоступный форум исходной системы. [10]

Таким образом, система Раша реализовала систему общедоступных сообщений с сохранением и пересылкой, аналогичную Usenet , но основанную на системе FidoNet и размещаемую ею. Первый такой форум эхопочты был создан системными операторами Далласа для обсуждения бизнеса и известен как SYSOP. Вскоре последовал еще один под названием TECH. Вскоре последовало несколько публичных откликов , в том числе GAYNET и CLANG. Это породило сотни новых откликов и привело к созданию Томасом Кенни в январе 1987 года списка конференций Echomail (Echolist). [15] Echomail создал общие форумы по всему миру, а объем трафика быстро превзошел исходную систему Netmail. К началу 1990-х годов эхо-почта передавала более 8 МБ трафика сжатых сообщений в день, что во много раз больше, чем в несжатом виде. [10]

Echomail не обязательно использовал те же пути распространения, что и обычная сетевая почта, и маршрут распространения хранился в отдельном установочном файле, мало чем отличающемся от исходного ROUTES.BBS. На исходном сайте к сообщению была добавлена ​​строка заголовка, указывающая имя и адрес исходной системы. После этого каждая система, через которую прошло сообщение, добавляла себя к растущему заголовку PATH, а также к заголовку SEENBY. SEENBY предотвратил зацикливание сообщения по сети в случае неправильной настройки маршрутной информации. [10]

Echomail была не единственной системой, которая использовала функцию вложения файлов в Netmail для реализации возможностей хранения и пересылки. Подобные концепции использовались также в онлайн-играх и других системах.

Зоны и точки [ править ]

Переход к схеме адресации сети/узла также был полезен для снижения затрат на связь между континентами, где также могут иметь значение различия часовых поясов на обоих концах соединения. Например, лучшее время для пересылки почты в США — ночь, но для европейских хостов это может быть не лучшее время для обмена. Усилия по внедрению континентального уровня в систему адресации начались в 1986 году. [10]

В то же время было отмечено, что некоторые опытные пользователи были заинтересованы в использовании протоколов FidoNet как способа доставки больших объемов эхопочты на свои локальные машины, где ее можно было прочитать в автономном режиме. Эти пользователи не хотели, чтобы их системы появлялись в списке узлов — у них не было (обязательно) системы досок объявлений и они не были публично доступны. [10] Желателен был механизм, позволяющий доставлять сетевую почту в эти системы без затрат на поддержание списка узлов.

В октябре 1986 года было выпущено последнее крупное изменение в сети FidoNet, в результате которого были добавлены зоны и точки . Зоны представляли собой основные географические области, примерно соответствующие континентам. Всего было шесть зон: Северная Америка, Южная Америка, Европа, Океания, Азия и Африка. Точки представляли собой закрытые узлы, которые были созданы частным образом в хост-системе BBS. Почта точки доставлялась на выбранный хост, как если бы она была адресована пользователю на этой машине, но затем переупаковывалась в пакет, чтобы точка могла ее забрать по требованию. Полный формат адресации теперь был zone:net/node.point, поэтому реальным примером может быть Bob Smith@1:250/250.10. [10] Очки широко использовались лишь в течение короткого времени, появление систем автономного считывания заменило эту роль системами, которые были намного проще в использовании. Очки используются и по сей день, но они менее популярны, чем тогда, когда они были введены.

Другие расширения [ править ]

Хотя FidoNet поддерживал вложения файлов даже самых ранних стандартов. Вложения файлов следовали обычной маршрутизации почты через несколько систем и могли резервировать передачу по всей линии по мере копирования файлов. Кроме того, пользователи могут отправлять файлы другим пользователям и взимать плату за междугородную связь на хост-системах. По этим причинам передача файлов обычно была отключена для большинства пользователей и доступна только системным операторам и тосерам/сканерам.

Решение было предложено в виде файловых запросов . Это изменило поток информации: вместо того, чтобы управляться отправляющими системами, они управлялись вызывающей системой. Это означало, что за соединение платил получатель, пользователь, пытавшийся получить файл. Кроме того, запросы напрямую маршрутизировались с использованием одноразовых соединений «точка-точка» вместо традиционной маршрутизации, поэтому они не приводили к многократному копированию файла. Два таких стандарта стали общими: «WaZOO» и «Bark», которые получили разную поддержку среди разных почтовых программ. Оба работали одинаково: почтовая программа вызывала удаленную систему и отправляла новый пакет подтверждения для запроса файлов. [16] [17]

Хотя FidoNet была, безусловно, самой известной сетью на базе BBS, она ни в коем случае не была единственной. С 1988 года системы PCBoard могли поддерживать аналогичную функциональность, известную как RelayNet , в то время как другие популярные сети включали RBBSNet из мира Commodore 64 и AlterNet . На позднем этапе развития системы FidoNet появилось предложение разрешить почте (но не сообщениям форума) из этих систем переключаться в структуру FidoNet. [18] Это не было принято, и быстрый рост Интернета сделал это излишним, поскольку эти сети быстро добавили интернет-обмен, который действовал как лингва франка .

Быстрый рост, пик 1996 года и более медленное снижение количества фидонод.

Пик [ править ]

FidoNet была основана в 1984 году и к концу того же года насчитывала 100 узлов. Устойчивый рост продолжался в течение 1980-х годов, но сочетание факторов привело к быстрому росту после 1988 года. К ним относятся более быстрые и менее дорогие модемы, а также быстрое снижение стоимости жестких дисков и компьютерных систем в целом. К апрелю 1993 года нодлист FidoNet содержал более 20 000 систем. На тот момент было подсчитано, что на каждом узле было в среднем около 200 активных пользователей. Из этих 4 миллионов пользователей в общей сложности 2 миллиона пользователей обычно использовали эхопочту, общедоступные форумы, а около 200 000 использовали частную систему сетевой почты. [10] На пике своего развития FidoNet насчитывала около 39 000 систем. [5] [Н 3]

На протяжении всего своего существования FidoNet сталкивалась с проблемами управления и внутренней борьбой. Во многом это можно объяснить тем фактом, что доставка через Интернет стоила реальных денег, а трафик рос быстрее, чем его снижение, вызванное повышением скорости модемов и тенденцией к снижению тарифов на междугородную связь. По мере того, как они увеличивались, были предприняты различные методы возмещения затрат, и все это вызывало трения в группах. Проблемы были настолько серьезными, что Дженнингс стал называть эту систему «бой-о-сет». [19]

Отклонить [ править ]

Когда модемы достигли скорости 28,8 кбит/с, коммутируемый доступ в Интернет стал все более распространенным. К 1995 году рынок досок объявлений пошатнулся, поскольку пользователи отказались от местных систем BBS в пользу более крупных сайтов и веб-страниц, доступ к которым можно было получить по всему миру по той же цене, что и доступ к местной системе BBS. Это также сделало внедрение FidoNet менее дорогостоящим, поскольку интернет-переводы можно было осуществлять и через Интернет с минимальными предельными затратами или вообще без них. Но это серьезно свело на нет всю цель модели хранения и пересылки, которая была создана специально для решения проблемы дальней связи, которой больше не существовало.

Список узлов FidoNet начал сокращаться, особенно в регионах с широкой доступностью интернет-подключений. Эта тенденция к снижению продолжается, но стабилизировалась на уровне примерно 2500 узлов. [Н 4] FidoNet остается популярной в регионах, где доступ в Интернет затруднен или дорог.

Возрождение [ править ]

Примерно в 2014 году ретро-движение привело к медленному увеличению количества BBS и узлов, подключенных к Интернету. Между системами используются Telnet, rlogin и SSH. Это означает, что пользователь может подключиться к любой BBS по всему миру так же дешево, как к соседней. , были добавлены Usenet и интернет-почта, а также длинные имена файлов Кроме того, во многие новые версии программного обеспечения BBS, некоторые из которых являются бесплатными , что привело к увеличению их использования. Ноделисты больше не сокращаются во всех случаях.

FidoNet organizational structure [ edit ]

FidoNet имеет иерархическую структуру в соответствии с политикой FidoNet, с назначенными координаторами на каждом уровне для управления администрированием узлов FidoNet и разрешения споров между участниками. [20] Сетевые координаторы несут ответственность за управление отдельными узлами в пределах своей территории, обычно города или территории аналогичного размера. Региональные координаторы несут ответственность за управление администрацией сетевых координаторов в своем регионе, обычно размером со штат или небольшую страну. Координаторы зон несут ответственность за управление администрацией всех регионов в пределах своей зоны. Мир разделен на шесть зон, координаторы которых избирают одного из себя Международным координатором FidoNet.

Техническая структура [ править ]

FidoNet исторически была разработана для использования модемного коммутируемого доступа между системами досок объявлений, и большая часть ее политики и структуры отражала это.

Система FidoNet официально относилась только к передаче Netmail — индивидуальных личных сообщений между людьми, использующими доски объявлений, — включая протоколы и стандарты, с помощью которых она поддерживается. Сообщение сетевой почты будет содержать имя отправителя, имя предполагаемого получателя и соответствующие адреса FidoNet каждого из них. Система FidoNet отвечала за маршрутизацию сообщения из одной системы в другую (подробности ниже), а программное обеспечение доски объявлений на каждом конце отвечало за то, чтобы его мог прочитать только предполагаемый получатель. Из-за любительского характера сети любая конфиденциальность между отправителем и получателем была лишь результатом вежливости со стороны владельцев систем FidoNet, участвующих в передаче почты. Однако системные операторы обычно оставляли за собой право просматривать содержимое почты, проходящей через их систему.

Netmail позволял прикреплять к каждому сообщению один файл. Это привело к созданию серии дополнительных протоколов, которые добавили в FidoNet дополнительные функции, передавая информацию туда и обратно в виде вложенных файлов. К ним относятся автоматическое распространение файлов и передача данных для игр между BBS.

Безусловно, наиболее часто используемым из этих дополнительных протоколов был Echomail , публичные обсуждения, похожие по своей природе на группы новостей Usenet . Echomail поддерживался разнообразным программным обеспечением, которое собирало новые сообщения с общественных форумов местных BBS (сканер ) , сжимало их с помощью ARC или ZIP , прикрепляло полученный архив к сообщению Netmail и отправляло это сообщение в выбранную систему. При получении такого сообщения, идентифицированного, поскольку оно было адресовано конкретному пользователю , использовался обратный процесс для извлечения сообщений, и тоссер помещал их обратно на форумы новой системы.

Echomail был настолько популярен, что для многих пользователей Echomail был FidoNet. Частная Netmail от человека к человеку встречалась относительно редко.

Географическая структура [ править ]

FidoNet политически организована в виде древовидной структуры, в которой разные части дерева выбирают своих координаторов. Иерархия FidoNet состоит из зон , регионов , сетей , узлов и точек , более или менее разбитых географически.

Самый высокий уровень - это зона, которая в основном основана на континентах:

Каждая зона разбита на регионы, которые разбиты на сети, состоящие из отдельных узлов. Зоны 7–4095 используются для других сетей ; группы узлов, которые используют совместимое с Fido программное обеспечение для передачи своих собственных независимых областей сообщений без какого-либо контроля со стороны политической структуры FidoNet. Использование неиспользуемых номеров зон гарантирует, что каждая сеть будет иметь уникальный набор адресов, избегая потенциальных конфликтов маршрутизации и неоднозначности для систем, принадлежащих более чем одной сети.

FidoNet addresses [ edit ]

Адреса FidoNet явно состоят из номера зоны , номера сети (или номера региона) и номера узла . Они записаны в виде Zone:Network/Node. [23] Структура FidoNet также допускает семантическое обозначение статуса региона, хоста и хаба для конкретных узлов, но этот статус не указывается напрямую основным адресом.

Например, рассмотрим узел, расположенный в Талсе, Оклахома , США, с назначенным номером узла 918, расположенный в зоне 1 (Северная Америка), регионе 19 и сети 170. Полный адрес FidoNet для этой системы будет выглядеть так: 1:170/918. Регион . использовался в административных целях и был частью адреса только в том случае, если узел был указан непосредственно под региональным координатором, а не в одной из сетей, которые использовались для дальнейшего разделения региона

Политика FidoNet требует, чтобы каждая система FidoNet поддерживала список узлов всех остальных систем-членов. Информация о каждом узле включает название системы или BBS, имя оператора узла, географическое положение, номер телефона и возможности программного обеспечения. Список узлов обновляется еженедельно, чтобы избежать нежелательных звонков на отключенные узлы, при этом их телефонные номера, возможно, были переназначены для голосового использования соответствующей телефонной компанией.

Для регулярного обновления координаторы каждой сети ведут список систем в своих регионах. Списки регулярно пересылаются обратно Международному координатору через автоматизированные системы. Затем международный координатор составит новый список узлов и сгенерирует список изменений (nodediff), который будет распространен среди операторов узлов для применения к их существующему списку узлов.

Routing of FidoNet mail [ edit ]

В теоретической ситуации узел обычно пересылает сообщения в концентратор . Концентратор, действующий как точка распространения почты, может затем отправить сообщение сетевому координатору. Оттуда его можно отправить через регионального координатора или в какую-либо другую систему, специально созданную для этой функции. Почта в другие зоны может отправляться через шлюз зоны.

Например, сообщение FidoNet может следовать по пути:

  • от 1:170/918 (узел) до 1:170/900 (концентратор) до 1:170/0 (сетевой координатор) до 1:19/0 (координатор региона) до 1:1/0 (координатор зоны) . Оттуда он распространялся «вниз по течению» до узла(ов) назначения.

Первоначально не было конкретной связи между номерами сетей и регионами, в которых они расположены. В некоторых областях FidoNet, особенно в Зоне 2, взаимосвязь между номером региона и номером сети переплетается. Например, 2:201/329 находится в сети 201, которая находится в регионе 20, а 2:2410/330 находится в сети 2410, которая находится в регионе 24. Зона 2 также связывает номер узла с номером концентратора, если сеть достаточно велика. содержать любые концентраторы. Этот эффект можно увидеть в списке узлов, взглянув на структуру сети 2410, где узел 2:2410/330 указан в концентраторе 300. В других зонах этого не происходит.

В Зоне 1 дела обстоят совсем иначе. Зона 1 была отправной точкой, и когда были сформированы Зоны и Регионы, существующие сети были разделены по регионам без какой-либо установленной формулы. Единственное, что принималось во внимание, это то, где они расположены географически относительно нанесенного на карту контура региона. По мере добавления чистых чисел использовалась следующая формула.

Номер региона × 20

Затем, когда в некоторых регионах начали заканчиваться номера сети, также использовалось следующее.

Номер региона × 200

Например, Регион 19 содержит сети 380-399 и 3800-3999 в дополнение к тем, которые были в Регионе 19 при его формировании.

Частично цель создания локальных сетей заключалась в реализации планов снижения затрат, согласно которым все сообщения будут отправляться на один или несколько концентраторов или хостов в сжатой форме ( ARC номинально был стандартом, но PKZIP поддерживается повсеместно); Затем можно было сделать один платный звонок в непиковое время для обмена целыми архивами сообщений с загородным восходящим каналом связи для дальнейшего перераспределения.

На практике структура FidoNet позволяет любому узлу напрямую подключаться к любому другому, а операторы узлов иногда формируют свои собственные соглашения о платных вызовах на разовой основе, обеспечивая баланс между коллективной экономией затрат и своевременной доставкой. Например, если один оператор узла в сети предложит совершать регулярные платные звонки в определенную систему в другом месте, другие операторы могут организовать пересылку всей своей почты, предназначенной для удаленной системы и тех, кто находится рядом с ней, местному волонтеру. Операторы в отдельных сетях иногда заключали соглашения о разделении затрат, но люди также часто добровольно соглашались платить за регулярные платные звонки либо из щедрости, либо для повышения своего статуса в обществе.

Эта специальная система была особенно популярна в сетях, построенных на базе FidoNet. Например, Echomail из-за своей популярности часто включал передачу относительно больших файлов. Если официальные дистрибьюторы FidoNet отказывались передавать Echomail из-за дополнительных сборов за проезд, другие операторы узлов иногда вызывались добровольцами. В таких случаях сообщения Echomail вместо этого будут перенаправляться в системы добровольцев.

Система FidoNet была лучше всего адаптирована к среде, в которой местная телефонная связь была недорогой, а междугородние звонки (или междугородняя передача данных через с коммутацией пакетов сети ) были дорогостоящими. дела обстояли несколько плохо Таким образом, в Японии , где даже местные линии стоят дорого, или во Франции , где плата за местные звонки и конкуренция с Minitel или другими сетями передачи данных ограничивали его рост, .

Очки [ править ]

Поскольку количество сообщений в Echomail со временем росло, пользователям становилось очень трудно поддерживать их объем, войдя в свою локальную BBS. Для решения этой проблемы были введены точки , позволяющие технически подкованным пользователям получать уже сжатые и пакетные файлы Echomail (и Netmail) и читать их локально на своих машинах. [24]

Для этого схема адресации FidoNet была расширена за счет добавления конечного сегмента адреса - номера точки. Например, пользователю в приведенном выше примере системы может быть присвоен номер точки 10, и, таким образом, ему может быть отправлена ​​почта по адресу 1:170/918.10.

В реальных условиях настроить точки довольно сложно. Программное обеспечение FidoNet обычно состояло из ряда небольших служебных программ, запускаемых вручную отредактированными сценариями, что требовало определенного уровня технических навыков. Для чтения и редактирования почты требовалась либо программа «редактор системного оператора», либо программа BBS, запускаемая локально.

В Северной Америке (зона 1), где местные звонки обычно бесплатны, преимущества системы нивелируются ее сложностью. Очки использовались недолго, да и то лишь в ограниченной степени. Специальные для чтения почты в автономном режиме программы , такие как Blue Wave , Squiggy и Silver Xpress (OPX), были представлены в середине 1990-х годов и быстро сделали систему баллов устаревшей. Многие из этих пакетов поддерживали стандарт автономной почты QWK .

В других частях мира, особенно в Европе, все было иначе. В Европе даже местные звонки обычно тарифицируются, поэтому существует сильный стимул максимально сократить продолжительность звонков. Программное обеспечение Point использует стандартное сжатие (ZIP, ARJ и т. д.), что позволяет сократить продолжительность звонков максимум до нескольких минут в день. В отличие от Северной Америки, пойнтинг получил быстрое и довольно широкое распространение в Европе.

Многие регионы распространяют список точек параллельно со списком узлов. Сегменты списка точек обслуживаются хранителями списков точек сети и региона, а хранитель списка точек зоны объединяет их в список точек зоны. На пике популярности FidoNet в списке точек Зоны 2 было более 120 000 точек. Перечисление точек осуществляется на добровольной основе, и не все точки перечислены, поэтому остается только догадываться, сколько точек было на самом деле. По состоянию на июнь 2006 года в списке все еще насчитывается около 50 000 точек. Большинство из них находятся в России и Украине.

Технические характеристики [ править ]

FidoNet содержал несколько технических спецификаций совместимости между системами. Самый простой из всех — FTS-0001 . [25] которому все системы FidoNet должны соответствовать как минимуму. FTS-0001 определяет:

  • Квитирование — протоколы, используемые почтовым программным обеспечением для идентификации друг друга и обмена метаинформацией о сеансе.
  • Протокол передачи ( XMODEM ) — протоколы, используемые для передачи файлов, содержащих почту FidoNet, между системами.
  • Формат сообщения – стандартный формат сообщений FidoNet во время обмена ими между системами.

Другие спецификации, которые обычно использовались, предусматривали эхопочту , различные протоколы передачи и методы установления связи ( например, Yoohoo/Yoohoo2u2, EMSI ), сжатие файлов, формат списка узлов, передачу через надежные соединения, такие как Интернет ( Binkp ), и другие аспекты.

Зональная почта час [ править ]

Поскольку компьютерные доски объявлений исторически использовали те же телефонные линии для передачи почты, что и для дозвона пользователей BBS, политика FidoNet предписывает, чтобы по крайней мере одна назначенная линия каждого узла FidoNet была доступна для приема почты от других узлов FidoNet во время определенный час каждого дня. [26]

Зональный почтовый час , как он был назван, варьируется в зависимости от географического положения узла и должен был наступить ранним утром. Точный час варьируется в зависимости от часового пояса, и любой узел, имеющий только одну телефонную линию, должен отклонять вызовы людей. На практике, особенно в более поздние времена, большинство систем FidoNet склонны принимать почту в любое время суток, когда телефонная линия не занята, обычно ночью.

FidoNet deployments [ edit ]

Большинство развертываний FidoNet были разработаны по модульному принципу. Типичное развертывание включает в себя несколько приложений, которые взаимодействуют через общие файлы и каталоги и переключаются между собой с помощью тщательно разработанных сценариев или пакетных файлов . Однако доступно монолитное программное обеспечение, объединяющее все необходимые функции в одном пакете, например D'Bridge. Такое программное обеспечение устраняет необходимость в пользовательских пакетных файлах и тесно интегрируется в работу. Предпочтение при развертывании отдавалось оператору, и у любого способа работы были как плюсы, так и минусы.

Вероятно, самой важной частью программного обеспечения в системе Fido на базе DOS был драйвер FOSSIL , который представлял собой небольшой драйвер устройства, который обеспечивал стандартный способ взаимодействия программного обеспечения Fido с модемом. [27] Этот драйвер необходимо было загрузить, прежде чем любое программное обеспечение Fido заработает. Эффективный драйвер FOSSIL означал более быстрое и надежное соединение.

Программное обеспечение Mailer отвечало за передачу файлов и сообщений между системами, а также за передачу управления другим приложениям, таким как программное обеспечение BBS, в соответствующее время. Почтовая программа первоначально отвечала на телефонные звонки и, при необходимости, обрабатывала входящую почту по протоколам передачи FidoNet. Если почтовая программа ответила на звонок и был обнаружен звонивший человек, а не другое программное обеспечение почтовой программы, почтовая программа завершит работу и передаст управление программному обеспечению BBS, которое затем инициализируется для взаимодействия с пользователем. Когда исходящая почта ожидала в локальной системе, программа почтовой программы время от времени пыталась отправить ее, набирая номер и подключаясь к другим системам, которые принимали и направляли почту дальше. Из-за стоимости платных звонков, которая часто варьируется в часы пик и в часы низкой нагрузки, программное обеспечение почтовой программы обычно позволяет оператору настраивать оптимальное время для попытки отправки почты в другие системы.

Программное обеспечение BBS использовалось для взаимодействия с людьми, звонившими в систему. Программное обеспечение BBS позволит пользователям, подключающимся по телефонной линии, использовать базы сообщений системы и отправлять почту другим пользователям локально или на другие BBS. Почта, направляемая на другие BBS, позже будет маршрутизироваться и отправляться почтовой программой, обычно после того, как пользователь завершит использование системы. Многие BBS также позволяли пользователям обмениваться файлами, играть в игры и взаимодействовать с другими пользователями различными способами (например, чат между узлами).

Приложение -сканер/тоссер , такое как FastEcho , FMail , TosScan и Squish, обычно вызывается, когда пользователь BBS вводит новое сообщение FidoNet, которое необходимо отправить, или когда почтовая программа получает новую почту для импорта в локальную сеть. базы сообщений. Это приложение будет отвечать за упаковку входящей и исходящей почты, перемещая ее между базами сообщений локальной системы и входящим и исходящим каталогами почтовой программы. Приложение сканера/тоссера обычно отвечает за базовую информацию о маршрутизации, определяя, в какие системы пересылать почту.

В более поздние времена сообщений также были разработаны программы чтения или редакторы , независимые от программного обеспечения BBS. Часто системный оператор конкретной BBS использовал специальную программу чтения сообщений, а не само программное обеспечение BBS, для чтения и записи FidoNet и связанных с ней сообщений. Одним из самых популярных редакторов 2008 года стал GoldED+ . В некоторых случаях узлы FidoNet или, чаще, точки FidoNet не имели общедоступной доски объявлений и существовали только для передачи почты в интересах оператора узла. Большинство узлов в 2009 году не имели доступа к BBS, а имели только точки.

Исходное программное обеспечение Fido BBS и некоторые другие программы 1980-х годов, поддерживающие FidoNet, больше не работают в современных системах. Это происходит по нескольким причинам, включая проблемы, связанные с ошибкой Y2K . В некоторых случаях первоначальные авторы покидали BBS или сообщество условно-бесплатных программ , и программное обеспечение, большая часть которого имела закрытый исходный код , больше не поддерживается.

Несколько устаревших почтовых программ FidoNet на базе DOS, таких как FrontDoor , Intermail, MainDoor и D'Bridge начала 1990-х годов, все еще можно запускать сегодня под Windows без модема, используя бесплатный драйвер NetFoss Telnet FOSSIL и виртуальный модем, такой как NetSerial. Это позволяет почтовой программе набирать IP-адрес или имя хоста через Telnet, а не набирать реальный POTS телефонный номер . Существуют аналогичные решения для Linux, такие как MODEMU (эмулятор модема), который имеет ограниченный успех в сочетании с DOSEMU (эмулятор DOS). Mail Tossers, такие как FastEcho и FMail, до сих пор используются как в Windows, так и в Linux/DOSEMU.

Очередь файлов в qcc, пользовательском интерфейсе ncurses для qico. Адреса выдуманы.

Сегодня доступно несколько современных почтовых программ FidoNet на базе Windows с исходным кодом, включая Argus, Radius и Taurus. MainDoor — это еще одна почтовая программа Fidonet на базе Windows, которую также можно запускать с помощью модема или напрямую через TCP/IP. Двумя популярными бесплатными почтовыми программами FidoNet с открытым исходным кодом для Unix-подобных систем являются binkd (кроссплатформенный, только для IP, использует протокол binkp ) и qico (поддерживает модемную связь, а также протокол IP ifcico и binkp).

Что касается аппаратного обеспечения , системы Fido обычно представляли собой хорошо оснащенные для своего времени машины с быстрыми процессорами, высокоскоростными модемами и 16550 UART, которые на тот момент были модернизацией. Поскольку система Fidonet обычно представляла собой BBS, ей необходимо было быстро обрабатывать любые новые почтовые события, прежде чем вернуться в состояние «ожидания звонка». Кроме того, самой BBS обычно требовалось много места для хранения. Наконец, система FidoNet обычно имела хотя бы одну выделенную телефонную линию. Следовательно, эксплуатация системы Фидонет часто требовала значительных финансовых вложений, которые обычно покрывал владелец системы.

FidoNet availability [ edit ]

Хотя использование FidoNet резко сократилось по сравнению с его использованием до середины 1990-х годов, оно все еще используется во многих странах, особенно в России и бывших республиках СССР. [ нужна цитата ] Некоторые BBS, в том числе те, которые теперь доступны для пользователей с подключением к Интернету через telnet , также сохраняют каналы сетевой почты и эхопочты FidoNet.

Некоторые конференции эхопочты FidoNet доступны через шлюзы с иерархией новостей Usenet с использованием такого программного обеспечения, как UFGate. Существуют также почтовые шлюзы для обмена сообщениями между Интернетом и FidoNet. Широкое распространение сетевых злоупотреблений и спама по электронной почте в Интернете привело к тому, что некоторые шлюзы (например, бывший шлюз IEEE fidonet.org 1:1/31) стали непригодными для использования или полностью прекратили работу.

FidoNews [ edit ]

FidoNews — это информационный бюллетень сообщества FidoNet. Ласково названный The Snooze , он выходит еженедельно. Впервые он был опубликован в 1984 году. На протяжении всей своей истории его публиковали различные люди и организации, включая недолговечную Международную ассоциацию FidoNet.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания
  1. ^ Детали последовательности событий, приведших к новой схеме маршрутизации, немного различаются в разных учетных записях.
  2. В интервью Бейкер говорит, что это произошло в мае.
  3. В Jargon File указано, что на пике его число составляет 38 000 человек .
  4. ^ Точное количество можно определить, изучив официальный нодлист. Однако формат сложен для анализа, и многие системы намеренно появляются более одного раза в разных разделах. Ограничение в 2500 узлов — это оценка текущего сопровождающего по состоянию на 2013 год Яниса Крахта.
Цитаты
  1. ^ Агаттер, Клэр; Бота, Иоганн; Хоув, Сюзанна Д. Ван (2018). VeriSM™ — развернуто и применено . Ван Харен. ISBN  9789401803717 .
  2. ^ Эдвардс, Бендж (4 ноября 2016 г.). «Потерянная цивилизация систем досок объявлений с коммутируемым доступом» . Атлантический океан .
  3. ^ Джон Мэдилл; Барт Маллинз (5 августа 1996 г.). Кристофер Бейкер (ред.). «История Фидонета» . ФидоНьюс . Том. 13, нет. 32. ISSN   1198-4589 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л м Бен Бейкер, «История Фидонета». Архивировано 14 марта 2018 г. в Wayback Machine , 2 мая 1987 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Это Том Дженнингс, «История и работа FidoNet». Архивировано 21 августа 2014 г. в Wayback Machine , февраль 1985 г.
  6. Джейсон Скотт Садофски, « BBS: Документальный фильм », эпизод FIDONET, 21 мая 2005 г.
  7. ^ Маркофф, Джон; Шапиро, Эзра (октябрь 1984 г.). «FidoNet, Sidekick, Apple, организуйтесь! и справляйтесь» . БАЙТ . п. 357 . Проверено 23 октября 2013 г.
  8. Бейкер предоставляет подробную информацию о клубе и SIG примерно на 8–10-й минуте во время интервью BBS Джейсона Скотта Садофски, «Сборник документальных интервью BBS: Бен Бейкер, Кен Каплан, Эта старая лягушка (Рюген Фишер), часть 1» ( 2004)»
  9. ^ Бейкер на 35-й минуте, «Сборник документальных интервью BBS: Бен Бейкер, Кен Каплан, Эта старая лягушка (Рюген Фишер), часть 1 (2004)»
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Рэнди Буш, «Фидонет: технология, использование, инструменты и история» , 1992 г.
  11. Каплан предоставляет подробности на отметке 14–16 минут в этом интервью: «Сборник документальных интервью BBS: Бен Бейкер, Кен Каплан, Эта старая лягушка (Рюген Фишер), часть 1 (2004)»
  12. ^ Перейти обратно: а б Том Дженнингс, «История FidoNet № 2». Архивировано 21 августа 2014 г. в Wayback Machine , 20 августа 1985 г.
  13. ^ «Сеть Fidonet BBS» . Bbscorner.com. 10 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 07 февраля 2022 г. Проверено 28 января 2014 г.
  14. ^ Винн Вагнер (июль 1985 г.), History of Echomail , заархивировано из оригинала 10 февраля 2016 г. , получено 4 декабря 2021 г.
  15. ^ Фрэнк Роббинс, "Хронология истории FidoNet"
  16. ^ Филип Беккер «Расширенный технический стандарт FidoNet, расширяющий FTS-0001 для включения запросов Bark». Архивировано 20 мая 2013 г. на Wayback Machine , 15 октября 1990 г.
  17. Винс Перриелло, «YOOHOO и YOOHOO/2U2» , 30 ноября 1991 г.
  18. Стив Гоув, «Предложение по тегам области NetMail» , 3 декабря 1993 г.
  19. ^ "fight-o-net" , жаргонный файл, 4 ноября 1996 г.
  20. ^ «Документ политики FidoNet: Версия 4.07» . Фидонет. 9 июня 1989 года . Проверено 30 сентября 2010 г.
  21. ^ Шенкенбергер, Кэрол (26 июля 2007 г.), Фельтен, Бьёрн (редактор), «Удаление зоны 6» , FidoNews , vol. 24, нет. 31 (опубликовано 30 июля 2007 г.), с. 2 , получено 8 октября 2010 г. С грустью я удалил последнюю запись о Zone6 на момент написания этой статьи. Все оставшиеся участники были переведены в Зону 3, как это было ранее определено всеми участниками Z6.
  22. Сообщение координатора 2-й зоны Уорда Доссе координатору 50-го региона об удалении 6-й зоны — http://alex-rex.livejournal.com/282920.html. Архивировано 5 января 2012 г. на Wayback Machine .
  23. ^ Шайлер 1992 , Раздел 4.0.
  24. ^ Шайлер 1992 , Раздел 5.
  25. ^ Буш, Рэнди (30 сентября 1995 г.). «ФТС-0001» (ТХТ) . Комитет технических стандартов FidoNet . Архивировано из оригинала 30 мая 2008 г.
  26. ^ Шайлер 1992 , Раздел 6.0.
  27. ^ Шайлер 1992 , Раздел 10.0.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62051215C0565EF2933D13D27ECE5B9E__1706167620
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Fidonet
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
FidoNet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)