Реформа викторианской одежды

Джесси: «Да ведь надеть, конечно».
Гертруда: «Но у тебя нет велосипеда!»
Джесси: «Нет, но у меня есть швейная машинка!»
Реформа викторианской одежды была целью викторианского движения за реформу одежды (также известного как движение за рациональную одежду ) средней и поздней викторианской эпохи , возглавляемого различными реформаторами, которые предлагали, проектировали и носили одежду, считавшуюся более практичной и удобной, мода чем время.
Реформистками одежды были в основном женщины из среднего класса, участвовавшие в первой волне феминизма в западном мире с 1850-х по 1890-е годы. Движение возникло в Прогрессивную эпоху вместе с призывами к умеренности , женскому образованию, избирательному праву и моральной чистоте. Реформа одежды призывала к освобождению от «диктата моды», выражала желание «адекватно прикрывать конечности и туловище» и пропагандировала «рациональную одежду». [ 1 ] Наибольшего успеха движение добилось в реформировании женского нижнего белья , которое можно было модифицировать, не подвергая владельца социальному насмешкам. Реформаторы одежды также сыграли важную роль в убеждении женщин носить упрощенную одежду для занятий спортом, таких как езда на велосипеде или плавание. Движение гораздо меньше заботилось о мужской одежде, хотя оно и положило начало широкому распространению трикотажных шерстяных костюмов или лонг-джонов .
Некоторые из сторонников движения открыли салоны реформы одежды или витрины, где женщины могли покупать выкройки для одежды или покупать их напрямую. [ 2 ] [ 3 ]
Критика тугой шнуровки
[ редактировать ]В моде 1850-1880-х годов акцентировались большие кринолины , громоздкие турни и мягкие бюсты с крошечной талией, зашнурованные в «отлитый паром корсет». [ 4 ] « Тугая шнуровка » стала частью спора о корсетах : реформаторы одежды утверждали, что корсет был вызван тщеславием и глупостью и вреден для здоровья. Сообщаемые риски для здоровья включали повреждение и перестройку внутренних органов, нарушение фертильности; слабость и общее истощение здоровья. Сторонники корсета утверждали, что он необходим для стильного платья и имеет свои уникальные преимущества; Историк одежды Дэвид Канцл предположил, что некоторые восторженные поклонники тугой шнуровки, возможно, испытывали сексуальное удовольствие при затягивании шнуровки или трении о переднюю часть корсета, что способствовало моральному возмущению против этой практики. [ 5 ] Такие врачи, как Элис Банкер Стокхэм, отговаривали пациентов от них, особенно во время беременности; Реформистка и активистка Кэтрин Бичер была одной из немногих, кто бросил вызов нормам приличия и обсуждал гинекологические проблемы, возникающие в результате постоянного ношения корсетов, в частности, выпадение матки . [ 6 ] [ 7 ] Историк-феминистка Ли Саммерс предположила, что некоторая моральная паника возникла из-за распространенной, но невыразимой идеи о том, что тугую шнуровку можно использовать для того, чтобы вызвать аборт . [ 8 ]
Американские женщины, активные участники движений против рабства и трезвости , имеющие опыт публичных выступлений и политической агитации, требовали разумной одежды, которая не ограничивала бы их движения. [ 9 ] В то время как сторонники модной одежды утверждали, что корсеты поддерживают вертикальную, «хорошую фигуру» как необходимую физическую структуру для морального и хорошо организованного общества, эти реформаторы одежды оспаривали, что женская мода не только физически вредна, но и является «результатом мужского заговора». сделать женщин подчиненными, культивируя их в рабской психологии». [ 4 ] [ 10 ] Они считали, что изменение моды может полностью изменить положение женщин, обеспечивая большую социальную мобильность, независимость от мужчин и брака, возможность работать за зарплату, а также физическое передвижение и комфорт. [ 11 ]
«Эмансипация талии» и реформа нижнего белья
[ редактировать ]



Реформаторы одежды продвигали талию эмансипации, или лиф свободы , как замену корсету. Лиф эмансипации представлял собой облегающий жилет без рукавов, застегивающийся спереди, с рядами пуговиц по низу, к которым можно было прикрепить нижние юбки и юбку. Вес юбок и юбки будет выдерживать весь торс, а не только талия (поскольку еще одним часто обсуждаемым моментом было нежелательно вешать весь вес пышных юбок и юбок на суженную талию, а не свешивать одежду с плеч). реформаторы одежды). [ 12 ] Корсажи должна была подгонять портниха ; Выкройки можно заказать по почте. Врач Элис Банкер Стокхэм выступила против корсета и сказала о корсете для беременных: «Лучший корсет для беременных – это вообще не корсет». [ 6 ] «Союз эмансипации под фланелью» впервые был продан в Америке в 1868 году. Он сочетал в себе пояс (рубашку) и панталоны (леггинсы) в той форме, которую мы сейчас знаем как профсоюзный костюм . Первоначально костюм был разработан для женщин, но его переняли и мужчины, и сегодня его до сих пор продают и носят как мужчины, так и женщины в качестве зимнего нижнего белья.
В 1878 году немецкий профессор Густав Йегер опубликовал книгу, в которой утверждалось, что только одежда из шерсти животных, например, из шерсти, способствует здоровью. Британский бухгалтер по имени Льюис Томалин перевел книгу, а затем открыл магазин по продаже санитарно-шерстяной системы доктора Джагера, в том числе трикотажных шерстяных костюмов. Вскоре их стали называть «егерями»; они пользовались широкой популярностью.
Неясно, сколько женщин в Америке или на континенте носили эти так называемые «реформистские» лифы. Однако современная портретная фотография , о моде литература и сохранившиеся образцы самого нижнего белья — все это позволяет предположить, что корсет был почти универсальным в качестве повседневной носки женщинами и молодыми леди (и многочисленными модными мужчинами ) до 1920-х годов, когда пояса начали брать верх. [ 13 ]
Гигиенический корсет
[ редактировать ]Главным результатом движения за реформу одежды, похоже, стала эволюция, а не ликвидация корсета. Из-за протестов общественного здравоохранения вокруг корсетов и тугой шнуровки многие врачи взяли на себя смелость стать корсетьерами . Многие врачи помогали своим пациентам носить корсеты, чтобы избежать опасности, связанной с неподходящим корсетом, а некоторые врачи даже сами разрабатывали корсеты. Рокси Энн Кэплин стала широко известным производителем корсетов, заручившись помощью своего мужа, врача, для создания корсетов, которые, как она утверждала, более уважали анатомию человека. [ 8 ] Инес Гаш-Саррот разработала корсет с прямым передом в ответ на гинекологические проблемы своих пациенток, связанные с ношением корсетов. Конструкция была призвана уменьшить давление на живот и улучшить общее состояние здоровья. Новый S-образный силуэт, созданный этим дизайном, быстро завоевал популярность среди домов моды начала 20 века. [ 13 ]
шаровары костюм
[ редактировать ]
Самый известный продукт эпохи реформы одежды — шаровары . В 1851 году активистка воздержания из Новой Англии по имени Элизабет Смит Миллер (Либби Миллер) приняла то, что она считала более рациональным костюмом: свободные брюки, собранные на лодыжках, как брюки, которые носят женщины Ближнего Востока и Центральной Азии, увенчанные коротким платьем или юбка и жилет (жилет). Она продемонстрировала свою новую одежду активистке трезвости и суфражистке Элизабет Кэди Стэнтон , которая сочла ее разумной и подходящей, и немедленно приняла ее. В этом наряде она посетила еще одну активистку, Амелию Блумер , редактора журнала о трезвости The Lily . Блумер не только носила этот костюм, но и с энтузиазмом рекламировала его в своем журнале. Эту моду носили все больше женщин, и их сразу же окрестили «блумерами». Реформа одежды была поддержана кампанией Национальной ассоциации реформы одежды , основанной в 1856 году. [ 14 ]
Они несколько лет боролись, но подверглись насмешкам в прессе. [ 15 ] [ 16 ] и преследование на улице. [ 17 ] Более консервативные представители общества возражали, что женщины «утратили загадочность и привлекательность, отказавшись от развевающихся одежд». [ 18 ]
Сама Амелия Блумер отказалась от этой моды в 1859 году, заявив, что новое изобретение, кринолин , было достаточной реформой и что она могла вернуться к традиционной одежде. Шароварный костюм умер — временно. Он вернулся гораздо позже (в другой форме) в качестве женского спортивного костюма в 1890-х и начале 1900-х годов.
Эстетическое платье
[ редактировать ]В 1870-х годах преимущественно английское движение, возглавляемое Мэри Элизой Хавейс, стремилось к реформе одежды, чтобы подчеркнуть и прославить естественную форму тела, отдавая предпочтение более свободным линиям эпох средневековья и Возрождения . Историческая ностальгия по более снисходительной моде, движение за эстетическое платье критиковало модное платье за его неподвижные формы и стремилось к «формированию и украшению халата» как к со вкусом дополняющему естественное тело. [ 19 ]
Братство прерафаэлитов и другие реформаторы искусства возражали против тщательно отделанных изделий викторианской моды с их неестественным силуэтом, основанным на жестком корсете и обручах, как уродливых и нечестных. Некоторые женщины, связанные с этим движением, переняли стиль возрождения, основанный на романтизированных средневековых влияниях, таких как пышные рукава Джульетты и тянущиеся юбки. Эти фасоны были выполнены в мягких тонах растительных красок , украшены ручной вышивкой в стиле художественного рукоделия , отличались шелком, восточным орнаментом, приглушенными цветами, натуральными и вьющимися волосами и не имели четкого акцента на талии. [ 20 ]
Этот стиль распространился как «антимода» под названием « Артистическое платье » в 1860-х годах в литературных и художественных кругах, умер еще в 1870-х годах и вновь появился как «Эстетическое платье» в 1880-х годах , когда двумя главными сторонниками были писатель Оскар Уайльд и его жена Констанс, обе читали лекции на эту тему. В 1881 году в Лондоне было основано Общество рационального платья. Общество выступало за разделенные юбки как более практичную форму одежды, но его президент и соучредитель леди Флоренс Харбертон пошла еще дальше: во время езды на велосипеде она носила полное платье «Рационал», которое представляло собой более короткую юбку, надетую поверх объемных брюк.
Движение за рациональную одежду по странам
[ редактировать ]Движение за реформу одежды распространилось из США и Великобритании в страны Северной Европы в 1880-х годах и из Германии в Австрию и Нидерланды. Этот вопрос был рассмотрен на международном уровне на Международном конгрессе по женскому труду и женским усилиям в Берлине в 1896 году, в котором участвовали Германия, Америка, Бельгия, Дания, Англия, Финляндия, Россия, Швеция, Швейцария и Венгрия. [ 21 ]
Дания
[ редактировать ]В Дании шаровары стали использовать в качестве спортивной одежды для девочек во время катания на коньках уже в 1860-х годах. Хотя в Дании не было основано отдельных обществ по реформе одежды, общество по защите прав женщин Dansk Kvindesamfund активно занималось этим вопросом под влиянием Шведского общества по реформе одежды в 1880-х годах; они опубликовали собственную брошюру « Om Sundheden og Kyindedraegten» Дж. Фриша, сотрудничали со Стокгольмом и Осло в разработке реформаторских костюмов и их экспозиции, особенно во время Скандинавской выставки 1888 года . [ 22 ]
Финляндия
[ редактировать ]Хотя в Финляндии не было основано отдельных обществ по реформе одежды, общество по защите прав женщин Suomen Naisyhdistys активно занималось этим вопросом под влиянием Шведского общества по реформе одежды в 1880-х годах; они читали лекции во многих финских городах, добились к 1887 году принятия реформаторского костюма в качестве спортивной одежды в столичных женских школах и были награждены большой серебряной медалью за реформаторский костюм для школьниц на выставке Российской гигиенической службы. Общество в Петербурге в 1893 году. [ 22 ]
Франция
[ редактировать ]Во Франции не существовало отдельных обществ по реформе одежды. Хотя этот вопрос был принят и обсужден несколькими существующими французскими организациями по защите прав женщин, ему не придавали приоритетного значения, и только после большого энтузиазма по поводу езды на велосипеде во Франции в 1890-х годах женщины в целом стали носить шаровары с брюками и без одежды. корсеты как спортивная одежда. [ 21 ]
Однако в начале 20 века на французскую индустрию моды наконец повлияло движение за реформу одежды, которое к 1910-м годам отменило корсет.
Германия
[ редактировать ]Германия была ведущей страной Reformkleidung , «реформы одежды» в 19 веке, поскольку она была неотъемлемой частью великого движения за реформу здравоохранения Lebensreform , которое выступало за реформу здравоохранения в области одежды как для женщин, так и для мужчин, поддерживаемую медицинскими работниками и медицинскими работниками. такие ученые, как Густав Йегер и Генрих Ламанн , и уже выступали за свободу женщин от корсета и брюк. [ 21 ]
Женское движение, однако, не занималось этим вопросом до окончания Международного женского конгресса в Берлине в сентябре 1896 года. Две недели спустя немецкая ассоциация по реформе одежды Allgemeiner Verein zur Verbesserung der Frauenkleidung , «Генеральная ассоциация по улучшению женской одежды» , был основан. Его первая выставка состоялась в апреле 1897 года в Берлине. 35 производителей представили предложения по реформе. С 1899 года в Берлине даже действовала постоянная выставка с образцами «улучшенной женской одежды». Как и их коллеги в Австрии, Нидерландах и странах Северной Европы, немецкая ассоциация по реформе одежды сосредоточила свое внимание на реформе женского нижнего белья как на наиболее реалистичной цели, в основном на корсетах. Немецкому движению удалось повлиять на общественное мнение до такой степени, что одна из его ведущих фигур, Минна Кауэр , смогла сообщить в 1907 году, что немецкая корсетная промышленность испытывает трудности из-за сокращения использования корсетов. [ 21 ]
Япония
[ редактировать ]
Утако Симода (1854-1936), женская активистка , педагог и реформатор одежды, считала, что традиционное кимоно слишком ограничивает возможности женщин и девочек передвигаться и участвовать в физических нагрузках, нанося вред их здоровью. Хотя в то время была принята западная одежда, она также считала, что корсеты ограничивают и вредят женскому здоровью. [ 23 ] Утако Симода работала фрейлиной императрицы Сёкен с 1871 по 1879 год. [ 24 ] Она адаптировала одежду, которую носили фрейлины японского императорского двора, для пошива униформы для своего женского университета Джиссена . В период Мэйдзи (1868–1912) и период Тайсё (1912–1926) другие женские школы также приняли хакама . [ 23 ] Это стало стандартной одеждой для средних школ Японии . [ 25 ] хотя позже ее в основном заменили униформой в западном матросском стиле.
Инокучи Акури также разрабатывал спортивную одежду для детей.
При императорском дворе упрощенная кейко заменила более громоздкую одежду. [ нужна ссылка ]
Нидерланды
[ редактировать ]В Нидерландах интерес к этому вопросу возник после основания общества реформы одежды в соседней Германии, а в 1899 году - голландского общества реформы одежды Veereeniging voor Verbetering van Vrouwenkleeding (VvVvV). [ 21 ] Общество реформы одежды читало лекции, участвовало в выставках и работало над созданием новой моды для женщин, которая могла бы быть не только привлекательной, но в то же время удобной и здоровой. [ 21 ]
Норвегия
[ редактировать ]Хотя в Норвегии не было основано отдельных обществ по реформе одежды, общество по защите прав женщин Norsk Kvinnesaksforening активно занималось этим вопросом под влиянием Шведского общества по реформе одежды с 1880-х годов; они сотрудничали со Стокгольмом и Копенгагеном в разработке реформаторских костюмов и их экспозиции, особенно во время Скандинавской выставки 1888 года . [ 22 ]
Фактически, Норвегия описывается как одна из стран, где интерес и успех в этом вопросе были наибольшими. Врач Лоренц Дитрихсон , видный участник отмены корсета в споре о корсетах как в Швеции, так и в Норвегии, уже в 1886 году прочитал в Норвегии лекцию в пользу реформы одежды в качестве комментария к шведскому движению за реформу одежды, в которой он сам тоже участвовал; Шведское общество реформы одежды успешно продемонстрировало свою реформаторскую одежду в Осло, Norsk Kvinnesaksforening заинтересовался, и таким образом движение началось в Норвегии в том же году, что и в Швеции. Йоханне Бьёрн читала лекции в школах Осло, а норвежский дизайнер Кристина Даль добилась успеха не только в своей родной стране Норвегии, но и в Швеции, став центральной фигурой движения за реформу одежды. [ 22 ]
Швеция
[ редактировать ]Швеция была ведущей страной движения за реформу одежды, поскольку это движение первым из всех стран Северной Европы пришло в Швецию и распространилось оттуда в Данию, Финляндию и Норвегию. [ 22 ]
В 1885 году профессор Курт Уоллис привез из-за границы англоязычную книгу о реформе одежды « Платье и здоровье» , которая была переведена на шведский язык Оскарой фон Сюдовым как Reformdrägten: En bok för qvinnor scrifven af qvinnor . [ 22 ] После выступления Анны Шарлотты Леффлер в женском клубе Nya Idun « Друзья ремесленничества» дали Ханне Винге задание разработать реформаторский костюм, который был изготовлен Августой Лундин и выставлен на всеобщее обозрение, что дало дополнительную огласку этой проблеме, и В 1886 году Шведское общество реформы одежды . было основано [ 26 ]
После первой попытки начать реформу костюма шведское движение за реформу одежды сосредоточилось на реформе женского нижнего белья, особенно корсета. Шведское движение за реформу одежды соответствовало своему эквиваленту в Великобритании, а также американскому движению за реформу одежды Энни Дженнесс Миллер . [ 21 ]
Движение за реформу одежды действительно добилось определенного успеха в Швеции; к 1890-м годам корсеты уже не были приняты для учениц шведских женских школ, а ведущий шведский модельер Августа Лундин сообщала, что ее клиентки больше не подвергали себя тугой шнуровке. [ 22 ]
Возможные изменения в моде
[ редактировать ]Хотя движение за реформу одежды викторианской эпохи само по себе не смогло добиться широкомасштабных изменений в женской моде , социальные, политические и культурные сдвиги 1920-х годов привели к органическому ослаблению стандартов одежды. [ 27 ]
Благодаря новым возможностям для женских колледжей , национальной поправке к избирательному праву 1920 года и расширению возможностей общественной карьеры для женщин во время и после Первой мировой войны , структуры моды и нижнего белья ослабли, а также улучшилось социальное положение женщин. [ 28 ] Воплощая идею « Новой женщины» , женщины носили мужскую одежду, включая простые сшитые на заказ юбочные костюмы, галстуки и накрахмаленные блузки. [ 29 ] К 1920-м годам мужская одежда для повседневного использования и занятий спортом стала менее осуждаемой обществом. Новая мода требовала более легкого нижнего белья, более коротких юбок, более свободных лифов, брюк и восхваляла стройные «мальчишеские» фигуры. [ 30 ] Как заметила леди Дафф Гордон , в 1920-х годах «женщины снимали корсеты, сокращали свою одежду до минимума, допускаемого условностями, и носили одежду, которая облегала их, а не облегала». [ 31 ]
Хотя корсеты, пояса и бюстгальтеры широко носили и в 1960-е годы, как утверждает Ригель, «женская эмансипация привела к большей реформе одежды, чем защищали самые дальновидные из ранних феминисток». [ 27 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Прибл. Плакат второй половины 1880-х годов, изображающий Энни Окли в короткой юбке.
-
Реклама 1896 года, показывающая модифицированный пояс, дающий женщинам свободу нижних конечностей и облегчающий езду на велосипеде, который тогда был в моде.
-
Реклама 1897 года, показывающая относительно ранний пример обычной женщины, не купающейся в море, на виду у публики в одежде без юбки (ездящей на велосипеде ).
-
» из Уигана « Девушки с ямами возмутились тем, что надели брюки для опасной работы на угольных шахтах. Они носили юбки поверх брюк, закатанные до талии, чтобы они не мешались.
См. также
[ редактировать ]- Велосипед
- Споры о корсетах
- История велосипеда
- Реформа жизни
- лиф свободы
- Шведская ассоциация реформы одежды
- Брюки как женская одежда
- Викторианская мода
- Избирательное право женщин и западная женская мода в начале 20 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мода, эмансипация, реформа и рациональное нижнее белье» Дебора Джин Во, «Платье», том 4, 1978»
- ^ Брайан, CW (1887). Хорошая уборка, Vols. 5-6 .
- ^ «Прогулка по центру города» . Тропа женского наследия Бостона .
- ^ Jump up to: а б Платье и мораль Эйлин Рибейро (Homes and Meier Publishers Inc: Нью-Йорк. 1986), с. 134
- ^ Канцл, Дэвид (2006). Мода и фетишизм: корсеты, тугая шнуровка и другие формы скульптуры тела . История Пресс. ISBN 0750938099 .
- ^ Jump up to: а б Элис Банкер Стокхэм. Токология 1898.
- ^ Бичер, Кэтрин Эстер; Стоу, Гарриет Бичер (1870). Принципы домашней науки: применительно к домашним обязанностям и удовольствиям: учебник для молодых девушек в школах, семинариях и колледжах . Джей Би Форд.
- ^ Jump up to: а б Саммерс, Ли (2001). Связано с удовольствием: история викторианского корсета (переиздание). Издательство Берг. ISBN 185973510X .
- ^ «Женское платье – вопрос дня» . Ранняя Канадиана онлайн . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ «Женская одежда и права женщин», Роберт Э. Ригель, American Quarterly, 15 (1963): 390
- ^ «Женская одежда и права женщин», Роберт Э. Ригель, American Quarterly, 15 (1963): 391
- ^ «Женское платье – вопрос дня» . Ранняя Канадиана онлайн . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Либес, Кенна (5 февраля 2023 г.). «Инес Гаш-Саррот и корсет с прямым передом» . Хронология истории моды . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Каннингем, Патрисия А. (2003). Реформирование женской моды, 1850-1920: политика, здоровье и искусство. Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. Либрис ленк. ISBN 0873387422
- ^ The New York Times , 5 октября 1851 г.: «Блумеризм в Лондоне:... Один журнал очень злобно намекает, что новое платье лучше всего приспособлено для определенного класса «дам», которые, бедняжки, заключают сделку. "гулять по улицам", костюм Блумера оказался бы настоящим благословением..'
- ↑ «Таймс» , среда, 20 августа 1851 г.; стр. 5; Выпуск 20885; колонка А: «ДЕБЮТ КОСТЮМА «БЛУМЕР» В БЕЛФАСТЕ:...Три дамы... появились в полных костюмах «Блумер»...Другие, и эти самые многочисленные, выразили мнение, противоположное комплиментарному мнению ранг и характер дам, отождествляющий их с людьми, чья чрезмерно нарядная веселость на публике характеризует класс, к которому они принадлежат».
- ↑ «Таймс», четверг, 28 августа 1851 г.; стр. 7; Выпуск 20892; колонка B: (Репортаж из Caledonian Mercury о двух женщинах, появившихся в Эдинбурге в реформированной одежде) «БЛУМЕРИЗМ В ЭДИНБУРГЕ:... Представленное таким образом необычное зрелище привлекло значительное внимание даже в уединенном квартале города, где оно было свидетелем, и комментарии, характеризующиеся скорее свободой, чем вежливостью, время от времени оставлялись мальчишками, следовавшими за бесстыдными Блумерсами... мы узнаем, что эти дамы - американки;...'
- ^ «Женская одежда и права женщин», Роберт Э. Ригель, American Quarterly, 15 (1963): 393
- ^ Платье и мораль Эйлин Рибейро (Homes and Meier Publishers Inc: Нью-Йорк. 1986): 139
- ^ Визуальная история костюма. Эйлин Рибейро и Валери Камминг (Costume & Fashion Press, Нью-Йорк, 1989): 188
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Каннингем, Патрисия А. (2003). Реформирование женской моды, 1850-1920: политика, здоровье и искусство . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. ISBN 0873387422 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хазелиус-Берг, Гуннель , Реформы костюма в XIX веке , Северный музей Фатабурен и ежегодник Скансен, 1949 г., стр. 127–156
- ^ Jump up to: а б Рэйчел, Масако Н. Диссертация (2011). В поисках своего места в мире: интеллектуалы Мэйдзи и японское построение бинарной системы Восток-Запад, 1868-1912 (Диссертация). Государственный университет Джорджии. Источник сообщает: «См. Симода, «Хонбо дзёси фукусо но энкаку本邦女子服装の沿革 [Историческое развитие женской одежды в Японии]», Часть I, Онна, 31 января 1901 г., в Симода Утако тёсаку, т. 3; «Дзёши но тэйнин но хани ни цуките», Нихон Фудзин, 25 апреля 1900 г., в Симода Утако тосакушу, том 4, 107–127.
- ^ Сузуки, Мамико (1 июня 2013 г.). «Программа Симоды по образованию японских и китайских женщин» . CLCWeb: Сравнительная литература и культура . 15 (2). дои : 10.7771/1481-4374.2212 .
- ^ «История Гакусюина» . www.gakushuin.ac.jp . Школа Гакусюин. Архивировано из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ Багериус, Хенрик.. Корсетная война: модное рабство и женская борьба на рубеже прошлого века (первое издание, первая печать). ISBN 978-91-27-15169-7 . ОСЛК 1112090542
- ^ Jump up to: а б «Женская одежда и права женщин», Роберт Э. Ригель, American Quarterly, 15 (1963): 399.
- ^ «Женская одежда и права женщин», Роберт Э. Ригель, American Quarterly, 15 (1963): 400
- ↑ Платье и мораль Эйлин Рибейро, (Homes and Meier Publishers Inc: Нью-Йорк. 1986), с. 143
- ^ «Женская одежда и права женщин», Роберт Э. Ригель, American Quarterly, 15 (1963): 399
- ^ («Мода, эмансипация, реформа и рациональное нижнее белье», Дебора Джин Во, «Платье», том 4, 1978: 238. Цитата леди Дафф Гордон (Люсиль) из «Осмотрительности и неосмотрительности»)