Митар Суботич
Митар Суботич | |
---|---|
![]() Суботич в 1985 году | |
Справочная информация | |
Также известен как | Рекс Иллюзивс, Суба |
Рожденный | Нови-Сад , ПР Сербия , РНР Югославия | 23 июня 1961 г.
Умер | 2 ноября 1999 г. Сан-Паулу , Сан-Паулу , Бразилия | ( 38 лет
Жанры | Экспериментальный рок , эмбиент , минимализм , электронная музыка , латино-рок , босса-нова |
Род занятий | Продюсер, музыкант |
Инструмент(ы) | Клавиатуры, фортепиано, синтезатор |
Годы активности | 1982 – 1999 |
Этикетки | PGP RTB , "M" Produkcija Radio Novog Sada , Ziriguiboom , SSR Records , Six Degrees Records |
Митар Суботич «Суба» ( сербская кириллица : Митар Суботић Суба ; 23 июня 1961 — 2 ноября 1999), также известный как Рекс Илусиви ( лат. «Король иллюзий »), был музыкантом и композитором сербского происхождения, который должен был стать им. из . самых известных продюсеров Бразилии, когда он умер в ноябре 1999 года [ 1 ]
Суботич получил университетское образование в своем родном городе в Университете Нови-Сада , Воеводина , Сербия , а затем продолжил изучение электронной музыки в Белграде . Он был пионером электронной музыки в бывшей Югославии он микшировал и продюсировал ряд знаменитых альбомов югославских исполнителей новой волны, таких как Ekatarina Velika , Haustor , Marina Perazić , поскольку в 1980-х годах . В 1986 году его смесь электронной музыки и югославских народных колыбельных, In The Mooncage, была награждена Международным фондом содействия культуре ЮНЕСКО , который включал трехмесячную стипендию для исследования афро-бразильских ритмов в Бразилии. Влюбившись в страну и ее музыку, он эмигрировал в Сан-Паулу в 1990-х годах, где началось и закончилось его плодотворное творчество. В это время он участвовал в Милана Младеновича последнем проекте «Дыхание ангела» и записал свой знаменитый альбом « São Paulo Confessions» .
2 ноября 1999 года он работал над постпродакшном альбома своей новоиспеченной дивы Бебель Жилберто , когда его студия загорелась. Охваченный дымом, он погиб, пытаясь вместе с ней спасти недавно записанный материал. Суба умер всего через несколько дней после выпуска своего альбома São Paulo Confessions и незадолго до завершения работы над Бебеля Жилберту знаменитым альбомом Tanto Tempo , самым продаваемым бразильским альбомом за пределами Бразилии.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы (1961-1982)
[ редактировать ]Митар Суботич «Суба» родился 23 июня 1961 года в Нови-Саде , где он посещал музыкальную начальную школу, играл на аккордеоне и добился заметных успехов со своим школьным оркестром аккордеона в Югославии и за рубежом. [ 2 ] Свою карьеру рок-музыканта он начал в качестве клавишника в недолговечных группах 96% и XX век ( 20 век ), последняя распалась в 1982 году. [ 2 ] после чего он занялся сольной карьерой. [ 3 ] Он изучал композицию и оркестровку в музыкальной академии Университета Нови-Сада , во время которой проявил интерес к электронной музыке . [ 2 ] По этой причине он посетил курс электронной музыки, организованный в Белградском университете Полем Пиньоном, британским саксофонистом, временно проживающим в Белграде . [ 3 ] В то время, под сильным влиянием французского эмбиентной музыки композитора Эрика Сати и британского клавишника и продюсера Брайана Ино , он начал записывать композиции эмбиентной музыки, экспериментируя с различными звуками, включая звуки телефона, щебетание птиц и Амазонки . музыку коренных народов [ 2 ]
Карьера в Югославии (1983–1989)
[ редактировать ]Свои первые записи Суботич выпустил оригинально: треки, подписанные под псевдонимом Rex Ilusivii, были доставлены лично им в рецепцию Радио Нови Сад на имя Драгана Гойковича «Гоя», ведущего Ю-поп-сцены ( Ю Поп Сцена ) и культовых радиошоу Novi Vidici ( «Новые горизонты» ), которые впоследствии транслировали записи, не зная истинной личности автора. [ 2 ] После года отправки Гойковичу новых композиций каждую неделю Суботич решил раскрыть свою личность, после чего последовала живая презентация его творчества с выступлениями в Нови-Саде, Белграде, Загребе , Любляне , Сараево и Суботице . [ 3 ] В 1983 году с концептуальным художником Нови-Сада Линой Бус Суботич выступал в Париже и Венеции , а с художником комиксов Зораном Янетовым и мультимедийным художником Костой Бунушевацем он организовал первое югославское рок-представление в аншлаговом белградском SKC . [ 4 ] В то время Джанджетов был одним из его ключевых сотрудников, поскольку он рекомендовал ему использовать псевдоним Рекс Илюзивий в честь персонажа комиксов, подал ему определенные идеи и назвал несколько композиций. [ 4 ]
Композиции, записанные в период с 1983 по 1985 год, были частью проекта Суботича Promene ( «Изменения» ), название которого говорит само за себя из музыкальных экспериментов, которые Суботич предпринял, в которых Суботич сотрудничал с рядом уже известных музыкантов, в результате в ряде настоящих радиохитов: [ 3 ] Зоран Янжетов «Джанья» в треке «Джети» («Йетти»), вокалист Джакарты Игорь Попович в песнях «Птице» («Птицы») и «Арабия» («Арабия») с участием Томо ин дер Мюлен на гитаре, Ekatarina Velika Фронтмен Милан Младенович в кавере на песню Джеймса Брауна "Sex Machine", Denis i Denis певица Марина Перазич в песне «Plava jutra» («Голубое утро») и Dorian Grey фронтмен Массимо Савич в композиции «Facedance». [ 2 ] Композиция «Zla kob» («Doom»), записанная под явным влиянием сербской православной музыки , была включена Зораном Модли в PGP RTB сборник различных исполнителей Ventilator 202 vol. 1 , выпущенный в 1983 году. [ 2 ] Два года спустя песня «Арабия» появилась на Ventilator 202 vol. 3 компиляция. [ 3 ]
Дебютный студийный альбом Суботича Disillusioned , отвергнутый крупными югославскими звукозаписывающими компаниями, был выпущен в рамках празднования 30-летия шоу Radio Novi Sad Randevu sa muzikom ( Свидание с музыкой ) ограниченным тиражом в 500 экземпляров. [ 4 ] В записи приняли участие Милан Младенович , Урош Шечеров, Массимо Савич, басист Električni Orgazam Зоран Радомирович «Шваба» и пианистка Бранка Парлич . [ 3 ] На стороне B альбома вошла двадцатипятиминутная композиция "Thanx Mr. Rorschach - ambijenti na teme Erika Satija" ("Спасибо, мистер Роршах - эмбиент на темы Эрика Сати"), написанная как своего рода музыкальный тест Роршаха на тему Эрика Сати. впечатления от тем Сати. [ 3 ] На задней обложке альбома было посвящено Хрунди Бакши и рецензия главы Фонда Эрика Сати , в которой говорилось: «Очень приятно видеть, что в Югославии музыкант Митар Суботич - Рекс Илусивий работает над сочинением важного материала, особенно произведение, дань уважения Сати, написанное так, как хотелось бы Сати - чтобы каждый нашел свой путь и свою индивидуальность. Музыка Рекса. Ilusivii представляет именно эту формулу, эту процедуру». [ 5 ]
Одновременно с записью и выпуском альбома Суботич работал над музыкой для телевидения, театральных постановок и хореодрам: для спектаклей Хариса Пашовича «Елка код Иванович» («Елка у Ивана») и «Мара САД» («Мара США»), Нада Кокотовича «Ноева барка» (« Ноев ковчег »), «У потрази за изгубленим». времени» («В поисках утраченного времени»), «Плавобради» (« Синяя Борода ») и «Медея» (« Медея »), а также Сьюки Джон «Шма» (« Шма »). [ 3 ] Он также работал продюсером и звукорежиссером для других югославских групп: в 1985 году он продюсировал Haustor альбом Bolero , Heroina и La Strada альбомы групп одноименные дебютные , Oktobar 1864 года альбом Igra bojama ( Игра с цветами ) 1988 года и альбом 1989 года. Екатерины Великой Альбом Само пар година за нас ( Всего несколько лет для нас ). [ 6 ] Ряд групп Нови-Сада, в том числе Obojeni Program , использовали Суботича в качестве звукорежиссера на своих записях. [ 4 ] а также он работал звукорежиссером на живых выступлениях Екатерины Великой и Карловых Варах . [ 4 ] Запись концерта Екатерины Великой в 1988 году в СМП Нови-Сад со звукорежиссером Суботичем была выпущена в 1997 году под названием Live '88 . [ 7 ]
Интерес к электроакустической музыке , который он проявлял еще со времен своих ранних работ через мотивы сербских фольклорных колыбельных, привел его в Париж, где в 1985 году он сочинял театральную музыку, а в институте IRCAM расширил свои знания в области электроакустической музыки. электронно-акустическая музыка. [ 6 ] Во время своего пребывания в Париже вместе с Гораном Вейводой он начал записывать альбом The Dreambird, in the Mooncage , который был последним, в котором использовался псевдоним Rex Ilusivii, и представлял собой сочетание записей щебетания птиц, сделанных на Мадагаскаре , в сочетании с традиционными сербскими колыбельными. и аранжировки электронной музыки. [ 4 ] Записи оригинально продвигались в период с 1986 по 1992 год путем трансляции записей на главных площадях югославских, итальянских и бразильских городов. [ 4 ] Благодаря награде ЮНЕСКО за продвижение традиционной культуры, которую он получил за «Птицу мечты» в «Лунной клетке» , он получил стипендию в Сан-Паулу, куда приземлился 15 марта 1990 года и решил жить постоянно. [ 8 ] Часть записанного материала была выпущена под названием The Dreambird в 1994 году бразильским лейблом COMEP Music . [ 6 ]
Карьера в Бразилии (1990–1999)
[ редактировать ]Вскоре после того, как он стал жителем Сан-Паулу , Суботич начал сочинять и записывать музыку для радио, телевидения, показов мод и театральных постановок, став известным и выдающимся продюсером, главным образом благодаря сочетанию традиционной бразильской музыки с аранжировками электронной музыки . [ 9 ] Он также начал сотрудничать с известными бразильскими музыкантами и группами того времени: Katia B , Cibelle , Taciana , Bebel Gilberto (дочь известного бразильского певца Жоау Жилберту ), Арнальдо Антунес , Марина Лима , Мариса Монте , Жоао Донато , Жоао Парайба. и Местре Амбросио . [ 9 ] х ему приписывают большое количество бразильских альбомов в качестве аранжировщика и продюсера: на альбомах 1995 года Kizumba Жоау Парайбы, Janela dos Sonhos Тасианы Во второй половине 1990 - , 96 Sessions 1996 года Эрмето Паскоаля , Андре Жерайсатте и JP. , Benzina Эдгарда Скандурры , Silêncio Арнальдо Антунеса, Але Муниса альбом 1997 года Idem и альбомы 1998 года Pierrot do Brazil Марины Лимы, Fuá na Casa de Cabral Местре Амброзио и Clubbing Эдсона Кордейро . [ 6 ] Он также работал с бывшим Grateful Dead барабанщиком Микки Хартом и американской группой War . [ 6 ]
Весной 1994 года вместе с Миланом Младеновичем он начал записывать материал для их совместного проекта Angel's Breath , в котором участвуют множество бразильских музыкантов (перкуссионист Жоао Парайба, гитарист Фабио Гольфетти , вокалисты Мариза и Мадалена), сочетающих альтернативный рок с сербской и балканской традиционной музыкой. . [ 6 ] записанный за три месяца в неторопливых условиях, В альбом Angel's Breath, вошли известные треки "Crv" ( по-сербски "The Worm"), "Assassino" ( по-португальски "Murderer") и "Praia do ventu eternu" (похожий на "Praia do vento"). eterno», что в переводе с португальского означает «Пляж вечного ветра»). Это был последний проект Младеновича; по возвращении в Сербию 5 ноября 1994 года он умер в Белграде в возрасте 36 лет. [ 10 ] Сербский критик Петар Лукович в критической рецензии на альбом сказал: « Angel's Breath – это не мягкая, легкая пластинка; она требует внимания, участия; это альбом, который соответствует слушателю настолько, насколько слушатель соответствует самому себе». . На таких сербских рок- альбомах такого никогда не было, и с уходом Милана Младеновича, боюсь, никогда не будет...". [ 9 ]
В ноябре 1999 года Суботич выпустил альбом São Paulo Confessions в Бразилии на лейбле Trama Music, в Европе на лейбле Ziriguiboom на Crammed Discs , в Японии на Sony Records и в США на Island Records . [ 6 ] На альбоме в качестве гостей выступили вокалисты Сибель, Катя Би и Тасиана, джазовый гитарист Андре Геррасиатти , перкуссионист Жоао Парайба и участники Mestre Ambrósio. [ 6 ] Часть материала с альбома была ремикширована Филом Ашером , и ремиксы были выпущены на 12-дюймовом виниловом EP Você Gosta . [ 11 ] «Исповедь Сан-Паулу» получила положительные отзывы критиков во всем мире. [ 6 ] Обзор альбома на Allmusic , в котором критик Джон Валье дал альбому четыре с половиной звезды из пяти. [ 12 ] Однако 2 ноября 1999 года, в вечер промоушена альбома São Paulo Confessions , Суботич умер в возрасте 38 лет, пытаясь спасти записи из своей студии, охваченной пожаром. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]была основана некоммерческая организация The Suba Institute После смерти Суботича в 2000 году в его честь в Бразилии . [ 13 ] С 2008 года мировая музыкальная сцена фестиваля Novi Sad Exit получила название Suba Stage. [ 14 ] В январе 2012 года было объявлено, что в парке Нови-Сад-Лиман появится место Митара Суботича в честь музыканта. [ 15 ] В октябре 2022 года публике были представлены победившие идеальные планы памятника Митару Суботичу, спроектированные Миланой Куличой. Заказ на памятник был инициирован Фондом культурной столицы Европы Нови-Сада при поддержке Фонда Митара Суботича Субы. [ 16 ] 6 ноября 2023 года памятник был открыт на плато Субы в парке Лиман. На открытии скульптуры присутствовали многие жители Нови-Сада, в том числе те, кто знал художника и его семью. [ 17 ]
Песня "Plava jutra", записанная Суботичем с Мариной Перазич , была исполнена Аной Софренович , и запись появилась на Unplugged сборнике Bez struje ( ) различных исполнителей в 1994 году. [ 18 ] В 2002 году группа музыкантов из Бразилии и Великобритании, в которую входили Сибель , участник Trio Mocotó Жоао Параиба, Марина Лима , Фил Ашер и Джуриман , записали трибьют-альбом Suba Tributo . [ 19 ] В 2005 году хореограф Александра Кетиг написала балет Rex Ilusivii In Vitro / Suba Within Us по мотивам жизни Суботича, а саундтрек к спектаклю вышел на одноименном альбоме. [ 20 ] В 2012 году Suba Connection Band, супергруппа , состоящая из музыкантов, с которыми Суботич работал во время своей карьеры в Бразилии, под руководством Жоао Парахиба , выступила на сцене Suba фестиваля Exit. [ 21 ]
В 1988 году вышел сборник различных исполнителей Ventilator 202 vol. 1 с песней Суботича "Zla kob" занял 100-е место в списке 100 величайших альбомов югославской популярной музыки в книге YU 100: najbolji albumi jugoslovenske rok i pop muzike ( YU 100: Лучшие альбомы югославской поп-музыки и рока). музыка ). [ 22 ] В 2006 году песня «Plava jutra» («Голубое утро») заняла 66-е место в списке 100 лучших отечественных песен B92 по опросу слушателей сербского радио B92 . [ 23 ] В списке также фигурирует песня Екатерины Велики "Samo par godina za nas" под номером один, песни Haustor "Šejn" под номером два и "Ena" под номером 11, а песня La Strada "Okean" под номером 39, все из выпущенных альбомов. Суботич. [ 23 ] В 2008 году São Paulo Confessions были включены в музыкальный справочник «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть » под редакцией Роберта Димери и опубликованный в 2005 году, став единственной югославской группой после Laibach , включенной в этот список. [ 24 ] В списке также фигурировал Бебеля Жилберто альбом Tanto Tempo, спродюсированный Суботичем перед его смертью. [ 24 ] Tanto Tempo стал одним из самых продаваемых бразильских альбомов как в Бразилии, так и за ее пределами. [ 25 ]
Текст песни «Набор на постелях (Мужество)» из альбома Disillusioned! и «Crv» из «Дыхания ангела » , написанные Миланом Младеновичем, были включены в Петра Янятовича книгу «Песни братства, детства и потомства: Antologija ex YU rok poezije 1967–2007» ( Песни о братстве, детстве и потомстве: Антология Бывший YU Rock Poetry 1967 - 2007 ). [ 26 ]
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
[ редактировать ]- Разочарован! (1987)
- Птица мечты (совместно с Гораном Вейводой ; 1994)
- Дыхание ангела (совместно с Миланом Младеновичем , выпущено как Дыхание ангела ; 1994)
- Признания Сан-Паулу (1999)
- Rex Ilusivii In Vitro / Suba Within Us (2005)
Трибьют-альбомы
[ редактировать ]- Дань (2002)
Другие выступления
[ редактировать ]- "Zla kob" ( Ventilator 202 vol. 1 , 1983)
- «Аравия» ( Вентилятор 202 т.3 , 1985)
- «In the Mooncage IV», «Outro» ( Ex Yu Electronica Vol III , 2012)
Ссылки
[ редактировать ]- NS rockopedia, рок-сцена Нови-Сада 1963–2003 , Миятович Богомир; Издательство: SWITCH, 2005 г.
- Энциклопедия EX YU ROCK 1960–2006 , Янятович Петар; ISBN 978-86-905317-1-4
Примечания
[ редактировать ]- ^ Биография Allmusic
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Миятович, Богомир (2005). NS рокопедия, рок-сцена Нови-Сада 1963-2003 (на сербском языке). Выключатель. п. 238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Янятович, Петар (2006). Энциклопедия EX YU ROCK 1960-2006 (на сербском языке). П. Янятович. п. 189. ИСБН 978-86-905317-1-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Миятович, Богомир (2005). NS рокопедия, рок-сцена Нови-Сада 1963-2003 (на сербском языке). Выключатель. п. 240.
- ^ «Изображения для Rex Ilusivii — разочарован!» . Discogs.com . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Янятович, Петар (2006). Энциклопедия EX YU ROCK 1960-2006 (на сербском языке). П. Янятович. п. 190. ИСБН 978-86-905317-1-4 .
- ^ «EKV * - Live '88 (CD, альбом) на Discogs» . Discogs.com . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ Недер, Альваро. "Река" . Вся музыка . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Миятович, Богомир (2005). NS рокопедия, рок-сцена Нови-Сада 1963-2003 (на сербском языке). Выключатель. п. 240.
- ^ Янятович, Петар (2006). Энциклопедия EX YU ROCK 1960-2006 (на сербском языке). П. Янятович. п. 78. ИСБН 978-86-905317-1-4 .
- ^ "Суба - Тебе это понравится (винил) на Discogs" . Discogs.com . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ Валье, Джон (1 февраля 2000 г.). «Исповедь Сан-Паулу - Суба» . Вся музыка . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ "::Институт Суба" . institutosuba.org.br .
- ^ «Суба-этап» . exitmusic.tv. 15 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2011 г. Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Нештицкому досталась улица, а Субе – плато в Новом Саде – РАДИО-ТЕЛЕВИЗИЯ ВОЙВОДИНЕ» (на сербском языке). Rtv.rs. Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Выбранное концептуальное решение памятника Субе в Лиманском парке, см. награжденные работы» (на сербском языке). 021. рупий. 5 октября 2022 г. Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Ревес, Александра (6 ноября 2023 г.). «Знаменитый Суба получил скульптуру в Лиманском парке: дань уважения новому садианцу, которого обняла Бразилия» (на сербском языке). 021.рс. Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ "Разное - Без Струе (CD) на Discogs" . Discogs.com . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Суба: Трибуто» . Musicabrasileira.org. 02.11.1999. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 г. Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Rex Ilusivii - In Vitro / Suba Within Us (компакт-диск, альбом) на Discogs» . Discogs.com . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Суба-сцена на выходе» . EXIT Adventure: Фестиваль EXIT, Сербия, 9 – 12 июля 2015 г. / Фестиваль SEA DANCE, Черногория, 15 – 18 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г.
- ^ Антонич, Душко; Стрбац, Данило (1998). Ю 100: лучшие альбомы югославской рок- и поп-музыки . Белград: Ю Рок Пресс.
- ^ Jump up to: а б B92 100 лучших отечественных песен
- ^ Jump up to: а б «Rocklist.net… Стив Паркер… 1001 альбом» . Rocklistmusic.co.uk . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Музыка сердца – Музыка» . www.theage.com.au. 19 ноября 2004 г. Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ Янятович, Петар (2008). Стихи о братстве, детстве и потомстве: Антология рок-поэзии Ю. Ю. 1967–2007 гг . Белград: Вега медиа.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный блог
- Митар Суботич на Discogs
- Митар Суботич на YouTube
- Рекс Илусиви на Discogs
- Рекс Илусиви в Facebook
- Рекс Илусиви в Rateyourmusic
- Рекс Илусиви на Last.fm
- Суба в Facebook
- Суба на Myspace
- Суба на Discogs
- Суба в Rateyourmusic
- Река на Last.fm